Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 16.

Успех на севере

Первой в путь отправилась «Х-6» на буксире подводной лодки «Тракьюлент»{55}. Буксировка проводилась под охраной, а последние приказы уходящим экипажам перед началом операции отдал [173] провожавший их адмирал Барри. Это был напряженный момент. Время испытаний началось. Восемнадцать месяцев тренировок и доводки судов, потеря нескольких людей, недели планирования и годы предварительных разработок — все это воплотилось в виде шести маленьких стальных цилиндров, которые теперь намеревались противостоять недружелюбному Северному морю и ярости сильного и осторожного врага. Окупятся ли затраты? Удастся ли повредить или потопить кого-нибудь из трех кораблей: 40 000-тонный «Тирпиц», 26 000-тонный «Шарнхорст» или 12 000-тонный «Лютцов»? Шансы на успех казались небольшими.

Так начались восемь дней и ночей буксировки. Для походных экипажей во время перехода это были дни и ночи непрекращающейся тяжелой работы и постоянной бдительности. Два человека из трех должны были нести вахту в течение большей части суток. Кто-то не должен был спускать глаз с глубиномера и поплавка кренометра все то время, пока Х-лодки находились в подводном положении. Нужно было быть постоянно готовыми для приема сигнала тревоги с ведущей подводной лодки. Техническое обслуживание продолжалось час за часом, но объем работ все возрастал. Воздушные баллоны и аккумуляторные батареи нужно было постоянно проверять и перезаряжать, проверять также изоляцию во всех электрических цепях и делать еще тысячу и одно мелкое дело плюс к тому готовка и уборка. Никто и никогда не сомневался, что самая каторжная работа во всей 12-й флотилии выпала на долю походных экипажей Х-лодок.

В первую ночь «Х-6» чуть не столкнулась с нашим собственным траулером, но, кроме этого инцидента, переход в течение первых четырех [174] дней был на удивление спокойным. Погода была благоприятной, и шесть экипажей шли с хорошей скоростью. Три или четыре раза в сутки лодки всплывали на поверхность, чтобы провести пятнадцатиминутную вентиляцию, а остальные двадцать три часа продвигались на глубине примерно сорок футов. Боевые экипажи находились в это время на борту «больших» подводных лодок и наслаждались гораздо более свежим воздухом, порции которого хватало на всю ночь.

Пока проистекало это относительное затишье, делом были заняты Королевские ВВС. «Спитфайры», базировавшиеся на территории России, произвели аэрофотосъемку бассейна Альтен-фьорда, снимки были доставлены в Англию «Каталиной», поспев вовремя для разработки последних инструкций, которые были переданы по радио нашим шести субмаринам на пятый день их перехода. Эти инструкции предписывали «Х-5», «Х-6» и «Х-7» атаковать «Тирпиц», «Х-8» — атаковать «Лютцов», а «Х-9» и «Х-10» — «Шарнхорст». Когда эти инструкции были расшифрованы, немало часов было потрачено на изучение карт и планов гавани.

Теперь резко усилился темп деятельности. Поступали последние боевые распоряжения, возникли и первые препятствия, которые нужно было преодолевать. Примерно в 4.00 носовая часть идущей под водой «Х-8» резко накренилась вниз, что указывало, по-видимому, на полное отделение буксира. За несколько секунд продули главную балластную цистерну. Под успокаивающий свист выходящего воздуха указатель глубиномера, подрагивая, перестал расти, а затем нерешительно пополз к более мелким цифрам. С момента заныривания не прошло и пяти минут, как лодка уже всплыла на поверхность, [175] и лейтенант Джек Смарт{56} вскарабкался на кожух. Но вблизи не было никаких признаков ведущей лодки «Синимф». Это было непонятно — видимость была хорошей, пять миль, а лодки никак не могли находиться одна от другой на расстоянии более чем одна миля. Смарт философски решил идти дальше в одиночку со скоростью три узла и не терять надежды. При необходимости он мог попытаться добраться до Альтен-фьорда самостоятельно и провести атаку со своей походной командой.

На борту «Синимф» факт обрыва буксирного троса был обнаружен примерно спустя два часа, когда она должна была всплыть на поверхность, чтобы проветрить помещения, и, поскольку предыдущее всплытие было шесть часов назад, расстояние между «базой» и «довеском» могло составлять порядка тридцати пяти длинных, пустынных и серых морских миль. У всех вытянулись лица, когда командир «Синимф», лейтенант Королевского флота Дж.П. Окли, кавалер креста «За выдающиеся заслуги», развернул подлодку на 180° и, увеличив скорость, направился по маршруту, пройденному за последние часы. На посты встали дополнительные наблюдатели, каждый матрос был настроен очень решительно, но до полудня они так и не нашли карликовую лодку, а запись в вахтенном журнале при этом зловеще гласила: «Волнение сильное до очень сильного».

Об этом же времени вахтенный журнал «Стабборн»{57} повествует следующее:

«12.13. Видим что-то похожее на подводную лодку. «Стабборн» погружается. [176]

13.23. Всплыли на поверхность.

15.50. Буксир оборвался. «Х-7» всплыла на поверхность и получила вспомогательный буксир.

17.00. Продолжаем переход.

17.18. Сблизились и взяли на буксир лодку «Х-8». Продолжаем совместные поиски «Синимф».

19.00. Стемнело. Снова взяли курс на Альтен-фьорд.

19.54. Дали сообщение адмиралу о ситуации с «Синимф».

23.59. Потеряли контакт с «Х-8».

Итак, Джек Смарт вновь оказался предоставленным самому себе. На этот раз, как выяснилось позже, из-за шума моря и ветра заданный ему курс был понят неправильно, и «Х-8» пошла курсом 146 вместо 046. Поэтому, когда рассвело, со «Стабборн» не увидели никаких признаков «Х-8», так же как и с «Х-8» — никаких признаков «Стабборн». Но если «Стабборн» не сумела найти «Х-8» утром 16-го, то ей удалось другое доброе дело — в 3.15 утра она заметила и опознала «Синимф», передав ей самую последнюю информацию о вероятном положении пропавшей карликовой лодки. Но понадобились еще поиски в течение почти четырнадцати часов, прежде чем «Синимф» и «Х-8» вновь установили контакт, что произошло в 5.00 вечера. Джек Смарт был один в течение тридцати семи нелегких часов, будучи все это время на ногах. К восьми часам вечера Х-лодка снова была на буксире, поскольку погода стала вновь благоприятной. Спустя 36 часов после начала их приключения Смарта и его людей сменил боевой экипаж и движение на буксире продолжилось.

В 9.00 утра 16 сентября с подводной лодки «Сюртис» (командир — лейтенант Королевского [177] флота М.С. Джапп, кавалер креста «За выдающиеся заслуги») сбросили условный знак для подводной сигнализации — три ручные гранаты типа SUE, чтобы вызвать на поверхность своего спутника — «Х-9». Но никакой реакции не последовало. В 9.20 выбрали буксирный трос и обнаружили, что он лопнул. «Сюртис» стала действовать по той же методике, что и «Си-нимф» накануне, то есть повернула на обратный курс и провела тщательный поиск. Но ни она, ни другие субмарины никогда уже не видели «Х-9». Лодка и походный экипаж должны были считаться пропавшими без вести. До конца войны надежда еще сохранялась. Флаг-офицер субмарин писал в своем донесении: «Можно только надеяться, что командир походного экипажа (сублейтенант резерва Королевского флота Э. Керон) направился к норвежскому побережью, затопил свою лодку и добрался со своим экипажем до берега». Но этого не произошло. К утратам среди персонала флотилии карликовых подводных лодок в период обучения прибавилось еще три человека, потерянных во время операции. Несомненно, что шаткое продольное равновесие, рассчитанное на противодействие всплытию под действием буксировки, было внезапно нарушено добавочным весом тяжелого буксирного троса, что вызвало провал лодки ниже допустимой глубины погружения прежде, чем можно было помочь этому каким-либо способом. Пластины корпуса разошлись, и сокрушительный напор воды довершил остальное.

На следующий день лейтенант австралийского Королевского флота Джек Марсден (первый лейтенант «Х-8») сообщил, что регулировка равновесия, похоже, сгорела и что лодкой стало чертовски трудно управлять. В течение всего дня, [178] кто бы ни контролировал основные средства управления, ему постоянно приходилось действовать насосами и непрерывно использовать очень большие углы горизонтального руля, чтобы удерживать глубину, а поскольку положение постепенно ухудшалось, пришлось задействовать для регулировки главные балластные цистерны. Причиной неполадок, которую наконец нашли, была утечка воздуха из камеры плавучести заряда-контейнера правого борта. Лодка все увеличивала крен на правый борт, к 4.30 пополудни с осушением компенсирующей цистерны номер 2 главный балласт был полностью отдан. Регулировка по-прежнему ухудшалась, командир, лейтенант австралийского Королевского флота Б.М. Мак-Ферлан, решительно сбросил за борт правый заряд, установленный на «безопасно» при глубине примерно сто восемьдесят фатомов (морских саженей). Несмотря на установку безопасности, заряд рванул спустя пятнадцать минут, в тысяче ярдов за кормой лодки. Взрыв был громким, но не причинил никаких повреждений ни «Х-8», ни как раз погрузившейся в это время «Синимф».

Регулировка была по-прежнему затруднена, и Х-лодка, сопровождаемая шуточками экипажа, продолжала медленно крениться на левый борт, демонстрируя при этом, что камеры плавучести левого заряда также затопляются. Очевидно, это должно было закончиться так же, как и с правым зарядом, и, хотя шутки продолжались, они лишь свидетельствовали о мужественной попытке экипажа скрыть горькое разочарование. Но в определенный момент Мак-Ферлан принял и огласил свое решение, ставшее единственно верным выходом на фоне бесконечных рассуждений на тему «а что, если...». Обе лодки поднялись на поверхность, и, не доверяя больше надежности установки [179] взрывателя на «безопасно», оба командира решили, что он должен быть установлен на «взрыв» через два часа. По некоторым причинам «Синимф» успела отбуксировать «Х-8» к этому времени только на три с половиной мили от точки сброса заряда. Повреждения от взрыва внутри карликовой подводной лодки были огромны. Причиненный ущерб был очень серьезным. Отсек «W & D» был затоплен, двери деформированы, трубы потрескались, и вообще причиненные повреждения сделали лодку непригодной для подводного плавания. Не совсем понятно, почему взрыв второго заряда смог причинить такой большой урон на расстоянии трех с половиной миль, но независимо от этого эффективность заряда, казалось, была убедительно доказана. Результат воздействия взрыва с давлением пятьсот фунтов на квадратный дюйм в самом деле был впечатляющим.

С рассветом 18 сентября Мак-Ферлан проинформировал «Синимф» о степени повреждений на борту своей лодки, и, ввиду того что «Х-8» не представляла теперь никакой ценности и не могла принести пользы, а в случае обнаружения могла поставить под угрозу действия остальных участников операции, было решено перевести ее походный экипаж на большую лодку, а саму затопить. Так она погрузилась в последний раз. «Синимф» не вернулась в родные воды после того, как ее груз ушел на дно. Вместо этого она получила инструкции флаг-офицера субмарин патрулировать район при входе в Альтен-фьорд на случай, если атака карликовых лодок выгонит какую-либо из находящихся там единиц противника. «Синимф» также должна была быть готова подобрать любую из возвращавшихся карликовых лодок, с которой она могла встретиться после проведения атаки. В Норсвее [180] (главной квартире командования подводными лодками) было решено не менять принципиальную схему атаки, чтобы отсутствие выбывшей «Х-8» не мешало действиям других экипажей. Это означало, что «карманный линкор» «Лютцов» не будет атакован.

Погода 17 и 18 сентября была не слишком хорошей и состояние моря было также «от бурного до очень бурного». Но к сумеркам 18-го погода наконец начала улучшаться, и Годфри Плэйс сменил Билла Уиттема и походный экипаж на борту «Х-7». «Дядя Питер» Филип (южноафриканец) и его подчиненные перебрались на «Стабборн». Комментируя это событие несколькими годами позже, «дядя Питер» написал: «Когда перед Альтен-фьордом мы поменялись с Годфри, он позаимствовал у меня ботинки — громадные, кожаные, с шерстяной подкладкой (пять гиней у Гивса), самые мои любимые».

Остальные субмарины — «Трешер» с «Х-5», «Тракьюлент» с «Х-6» и «Сциптр»{58} с «Х-10» — ожидали до следующего дня решения, достаточно ли успокоилось море для смены экипажей. Джон Лоример с «Х-6» писал впоследствии: «Мы сменили Вилли А. Уилсона{59} и его экипаж, которых нашли на судне в первоклассном состоянии. Как они находились восемь дней буксировки в этом закрытом пространстве, понятия не имею. Должно быть, это было невесело».

Положение дел в полночь субботы было таково: походные экипажи всех четырех Х-лодок благополучно сменились на ночь раньше срока. [181]

«Тракьюлент», «Трешер», «Сциптр» и «Сюртис» (последняя без Х-лодки) успешно совершили подход и расположились в своих секторах патрулирования. «Стабборн», задержанная инцидентом с буксировкой, поисками и возней с «Х-8», приблизилась к берегу, по-прежнему буксируя «Х-7». «Синимф», затопив «Х-8», патрулировала примерно в шестидесяти милях к западу от Альтен-фьорда.

Первое беспокойство возникло в три часа утра, когда «Сюртис» обнаружила на поверхности подводную лодку. Пятью минутами позже она была опознана как немецкая «U». Согласно приказу никоим образом не ставить под угрозу срыва операцию было запрещено атаковать даже линейные корабли, пока лодки находились на подходах или в районах патрулирования. Так что бедняга Мартин Джапп не имел никакого выбора, кроме как позволить соблазнительной мишени пройти мимо на расстоянии 1500 ярдов. Это делает честь нашим наблюдателям на шести субмаринах, четыре из которых к тому же вели на буксире карликовые лодки, но ни одна из них не была обнаружена. Одно-единственное обнаружение могло нанести ущерб всей операции и уж во всяком случае усилить противолодочные действия в этом районе.

Позже, в тот же день, «Стабборн» обнаружила плавающую мину. Сама мина благополучно миновала подводную лодку, но стальной минреп наткнулся на буксирный трос и заскользил по нему, пока не достал до носа «Х-7». Это вынудило Годфри Плэйса подняться на кожух Х-лодки, где ловким пинком он сумел заставить мину отвязаться и продолжить свой опасный путь. По этому поводу он заметил:

— Знаете, а ведь я впервые пнул мину прямо между рогами. [182]

Это был последний, так сказать, нештатный случай перед началом большого приключения, и ранним вечером 20 сентября четыре оставшиеся Х-лодки отделились от ведущих и начали самостоятельный путь в пролив Сересунд, а большие субмарины отошли в сторону моря. То, что четыре из шести Х-лодок, отправившихся из порта HHZ, совершили свой переход на расстояние порядка 1500 миль на буксире у больших субмарин без особых происшествий, чтобы выйти в точно назначенный район после девяти изнурительных дней, — это было больше, чем можно было ожидать. По более позднему свидетельству адмирала Барри, «походные экипажи Х-лодок заслужили доверие за время перехода, когда они проделали длинный и трудный путь, а также за эффективное состояние лодок к моменту передачи их боевым экипажам. Походные экипажи сыграли большую роль в последующем успехе операции. Я рассматриваю этот переход как замечательный пример успеха судовождения и присущей всем решимости».

Когда экипажи всех четырех Х-лодок отошли от буксирующих субмарин, то с большим воодушевлением приступили к самостоятельному управлению. Суда были в рабочем состоянии. На самом деле безупречное состояние было у двух лодок, а у «Х-10» были дефекты в электрическом механизме подъема перископа, в моторах насосов отсека «W & D» и немного подтекали уплотнители. Ежечасно возникали и другие неполадки, требующие исправлений, с которыми, правда, боевой экипаж справлялся легко. В заключение, у «Х-6» правый зарядный контейнер был затоплен еще в первый день буксировки, но благодаря разнообразным экспериментам с перекладыванием груза и всяческим дополнительным приспособлениям удалось добиться рабочего равновесия лодки, при [183] условии что внутри фьорда вода окажется такой же степени солености.

Начиная с этой точки «Х-6» и «Х-7» очень удачно держались вместе и ни разу не столкнулись друг с другом. «Нам удалось беспрецедентное прохождение через минное поле у острова Сёрёйа, в ночь с 20-го на 21-е, — писал Джон Лоример, — и мы успешно проделали путь по Альтен-фьорду в светлое время».

Дифферентировку обе лодки провели с определенными трудностями, вероятно, что было связано с наличием пресных слоев воды. Дефект перископа на «Х-6» усугублялся, а «Х-7» встретила несколько вражеских судов, от которых легко уклонилась. Возможно, наиболее острыми ощущения были, когда Плэйс обнаружил большое судно с подветренной стороны острова Аарой, примерно в 4.30 пополудни. Он был почти уверен, что это линкор «Шарнхорст», но его внимание к этому кораблю было ограничено идентификацией в вахтенном журнале. Его вполне определенной целью был «Тирпиц».

Все шло согласно плану, и «Х-6» вместе с «Х-7» провели ночь среди группы островов Браттхольм в ожидании. У них не было никаких средств устойчивой связи друг с другом и с «Х-10», которая должна была прибыть раньше их. «Мы должны были нырять несколько раз за эту ночь, — писал Лоример, — поскольку находились очень близко к главному фарватеру на Хаммерфесте. В одном месте нас чуть не протаранили, как раз когда я был на вахте, так как у нас заклинило управление».

Экипаж «Х-7», пытаясь зарядить батареи посреди постоянных появлений маленьких катеров и небольших судов, «наслаждался» подобными экспериментами. Пока длились часы ожидания, [184] они сумели установить запасную выхлопную трубу, что было нелегким делом в тех условиях. Вскоре все неполадки были исправлены, обошлись починкой с использованием достаточного количества липкой ленты, парусины и жевательной резинки. С таким успехом сердечно поздравили механика Уитли.

Следующим утром начался переход через Кофьорд. «Х-7» достигла подветренной стороны островов Браттхольм вскоре после полуночи, «Х-6» проследовала часом позже. В течение следующих часов Плэйс успешно провел свое судно через первое препятствие — противолодочную сеть при входе во фьорд. У Кэмерона, однако, возникли некоторые трудности. Затопленный вскоре после начала похода перископ продолжал затапливаться все больше и больше. Как Кэмерон вообще мог управлять своим судном во время последующей атаки, было покрыто тайной, поскольку он вряд ли что-то мог видеть. Но им сопутствовала удача. Они вспыли на поверхность прямо за кормой маленького каботажного судна и проследовали за ним через сети прямо среди бела дня. Кэмерон действовал хладнокровно. Создавалось впечатление, что они стали невидимыми.

Тем временем жизнь в Кофьорде вообще и на «Тирпице» в частности шла своим чередом, о чем свидетельствуют выдержки из вахтенного журнала линкора:

«05–00/22. Построение.

Обычные противовоздушное и противодивер-сионное дежурства на борту.

Открыт проход в противоторпедных сетях для катера и буксира.

Гидрофонный пост закончил работу».

Как только его судно вошло в Кофьорд, Кэмерон пошел на шестидесяти футах и приступил к [185] расчетам, как исправить перископ, не производя ремонта. Трудностей добавлял сгоревший мотор тормоза перископа, из-за которого приходилось вручную стопорить его при подъеме и опускании и без того весьма мутной системы линз в трубке. Неудивительно, что им дважды содрали слой краски с корпуса. «Однажды, — писал Лоример, — мы прошли под носом эсминца, между его форштевнем и швартовой бочкой». Несколькими минутами позже они так опасно сблизились с танкером «Норд-марк», стоявшим всего в миле от «Тирпица», что сумели разглядеть в перископ другую швартовую бочку, которую пришлось обходить очень резким изменением курса. Штурвал держал механик машинного отделения Годдард.

К 7.05 утра «Х-6» прошла противолодочную сеть, защищавшую «Тирпиц», и оказалась на дистанции атаки на свою цель.

Первая неудача после входа во фьорд постигла «Х-6», когда патрульный моторный катер вынудил ее уйти в глубину. Когда она временно «ослепла», она попала в свободный участок между противолодочными сетями, который обыкновенно занимал «Лютцов», но сейчас он пустовал. На освобождение они потратили час или более того, работая крайне осторожно. Плэйс не хотел попусту утомлять водолаза без крайней необходимости, тем более что в данном случае нужно было только обойти сеть, а не прорываться сквозь нее. После прокачиваний и продуваний лодка освободилась и всплыла на поверхность. К счастью, за то краткое время, пока она не погрузилась, ее не успели заметить. Все эти действия привели к тому, что гирокомпас «выпал за борт», как писал Плэйс, и насос дифферентной цистерны также бездействовал. Затем лодка вновь «зацепилась», на этот раз трубой перископа за одиночный трос. Но она освободилась [186] вновь, и, хотя без насоса дифферентной системы ее удержание на перископной глубине было несколько сомнительным, она вскоре двинулась по фьорду в направлении своей цели.

В 7.10 Плэйс принял решение о проникновении под противолодочную сеть «Тирпица». «Х-7» должна была сделать это на глубине семидесяти пяти футов (что значительно ниже максимального заглубления таких сетей), где едва ли можно было запутаться. До этого момента на «Тирпице» не возникало никаких опасений, он стоял на якоре, и жизнь на борту шла по обычному распорядку. То, что две лодки смогли проникнуть вплоть до последнего внутреннего рубежа защиты линкора после столь длительного пути и преодоления столь многих опасностей и подойти к нему с пятиминутным интервалом, было высшим достижением тщательного и разумного планирования и профессионального и четкого исполнения.

«Х-6» проделала свой путь сквозь ворота в сети, открытые для катера. Как только тот прошел, ворота были закрыты, о чем Кэмерон, смотревший в перископ, сообщил своему экипажу.

— Так что теперь мы забрались слишком далеко, чтобы менять свои намерения, — пошутил Годдард.

Вода была очень спокойной, и, к несчастью, лодка села на мель у северного берега внутри заграждения. Так как в момент этого происшествия глубина под ней была слишком малой, невозможно было сняться с мели, не всплыв на поверхность хотя бы на какое-то время. На этот раз на «Тирпице» их заметили, хотя и доложили как о «длинном черном объекте, похожем на подводную лодку». При прохождении по инстанции эта информация задержалась на пять минут, поскольку были подозрения, что этот предмет был дельфином. [187] Так опасения некоего немца подвергнуться насмешкам позволили «Х-6» очутиться внутри мертвого пространства главного и вспомогательного калибров артиллерии «Тирпица». Пять минут спустя удача, до сих пор бывшая на их стороне, вновь отвернулась от них. Они наткнулись на подводный камень и выскочили на поверхность.

Лоример немедленно увел ее вниз, и ее верх скрылся на расстоянии восьмидесяти ярдов от линкора. Но на сей раз ее ясно видели и правильно опознали. Гироскоп был выведен из строя ударами о грунт и резким маневрированием при подходах, перископ почти полностью затоплен, так что двигаться к цели нужно было вслепую. Кэмерон надеялся определить свое местонахождение по тени от линкора.

Спустя пять минут «Х-6» вновь наткнулась на преграду, которую приняли за противоторпедную сеть по противоположному (правому) борту «Тирпица» и которая на самом деле была чем-то, свешивающимся с борта «Тирпица» или одного из стоявших рядом малых судов. Лодка всплыла там же, где и находилась, вблизи от левой скулы «Тирпица», встреченная с возвышавшейся над ней палубы огнем стрелкового оружия и ручными гранатами. Дон Кэмерон понял, что надежды на спасение нет, и, приняв меры к уничтожению наиболее секретного оборудования, он повел лодку задним ходом, пока ограждение горизонтального руля не ткнулось в борт «Тирпица» под орудийной башней «В»{60}. Там он отсоединил заряды, установленные так, чтобы взорваться через час после отделения, и отвел лодку. Было 7.15 утра. [188]

«Пустить воду», — последовал приказ.

«Мы сделали это, — писал впоследствии Лоример, — и нам было очень грустно наблюдать, как погружается «Х-6». Она была затоплена над зарядами, под орудийной башней «В». Это было как кончина старого друга».

Они были подняты из воды дежурным катером «Тирпица», который также сделал неудачную попытку осуществить буксировку Х-лодки прежде, чем она затонула.

На борту «Тирпица» и в Каа-фьорде уже подняли тревогу, а взгляд в вахтенный журнал линкора свидетельствует о постигшей их неожиданности. Боевой пост линкора начал действовать, пары поднимали, и был дан приказ выйти в море, за внешнюю сторону сети. Однако приказ не был выполнен до тех пор, пока не закрылись все герметичные двери, а это произошло лишь через двадцать минут после того, как экипаж «Х-6» подняли на борт. Неясно, почему произошла эта задержка, а также почему вначале немцы приняли всех четверых за русских — то ли из-за их небритого вида, то ли из-за их появления в этих северных водах, а может быть, и по той и другой причине вместе. Все четверо — Кэмерон, Лори-мер, Годдард и сублейтенант Дик Кендалл — держались вместе, группой, пока выкрикивались распоряжения и водолазы опускались за борт. Их предварительно допросили, однако все же дали им согреться после их «купания» щедрым количеством горячего кофе и шнапса. Все потом вспоминали, как они беспокоились, так как время приближалось к 8.15, и они украдкой поглядывали на часы, прикидывая эфсрект от взрыва оставленных зарядов; Лоример, во всяком случае, понимал, что под днищем корабля сейчас находятся водолазы. Этим невезучим людям поручили неприятную [189] работу — исследовать корпус в поисках мин, хотя в какой-то мере можно было ожидать и наличие зарядов, затопленных под кораблем, о чем можно судить по выдержкам из вахтенного журнала — о подготовке к выходу в море, «чтобы покинуть заграждение до того, как сработает часовой механизм мин».

Допрос только начался, когда заряды сработали — в 8.12 утра.

«Я был сбит с ног силой взрыва, — вспоминает Лоример, — и все мы очутились на палубе. Я не мог не подумать о тех двух водолазах, которые, наверное, слишком быстро спустились туда, где, как я считал, находятся по крайней мере четыре тонны аматола, а как я теперь знаю, их было восемь».

«На борту «Тирпица» после взрыва наших снарядов началась паника, — писал Кендалл после возвращения из Германии. — Немецкие орудийные раскаты обстреляли невесть сколько собственных танкеров и маленьких катеров, а также из-за беспорядочных выстрелов вышла из строя их собственная орудийная установка. Казалось, каждый размахивал пистолетом, угрожая нам, пытаясь выяснить, сколько карликовых подводных лодок было задействовано в атаке. Говорили, что немцы потеряли около сотни людей, главным образом из-за отсутствия дисциплины в их рядах».

В тот момент, когда «Тирпиц» в первый раз поймал в поле зрения «Х-6» и соображал, что нужно предпринять в такой ситуации, «Х-7», необнаруженная, но запутавшаяся в сети, вовсю трудилась, стремясь освободиться. В своем отчете Годфри Плэйс писал:

«7.10. 75 футов, и мы застряли в сети. Хотя мы по-прежнему ничего не слышали, мы понимали, [190] что нужно как можно скорее освободиться, продуться, чтобы обрести плавучесть и попробовать идти полным задним ходом. «Х-7» освободилась, но всплыла лагом к сети слишком близко от буев.

Мы немедленно погрузились вновь, и лодка опять застряла носом на глубине 95 футов. Здесь понадобилось немало усилий, чтобы освободиться, но после пяти минут дерганья и продувания балластных цистерн она стала всплывать. Компас обезумел, и я не знал, насколько мы близко от берега, поэтому мы остановили электродвигатель и позволили «Х-7» всплыть на поверхность. По счастливой случайности мы либо проскочили сквозь сеть, либо прошли через ворота для катеров, и при всплытии я смог увидеть «Тирпиц» справа впереди, не прикрытый сетями, не далее чем в 30 ярдах от нас. «40 футов... Полный вперед...» Мы ударились о борт «Тирпица» примерно напротив орудийной башни «В» и мягко скользнули под киль. Там, в тени корабля, был сброшен правый заряд. «60 футов... Малый назад...» Затем левый заряд был сброшен примерно в 150–200 футах ближе к корме, как я считаю, под орудийной башней «X»{61}.

После сброса левого заряда (примерно в 7.30) погрузились на 100 футов, размышляя о курсе и думая о том, где мы, собственно, находимся. На 60 футах мы снова угодили в сеть. Из трех воздушных баллонов два были израсходованы, а в третьем было 1200 фунтов (меньше половины). Заряды «Х-7» должны были взорваться через час — заряды других лодок в любое время после 8.00 утра. [191]

Теперь мы попробовали новую тактику освобождения из сетей. Эта процедура требовала полного хода вперед, осторожного продува, затем полного назад. Идея заключалась в том, что лодка растянет сеть и таким образом получит некоторую свободу движения, оберегая винт при выпутывании из сети. В течение следующих трех четвертей часа «Х-7» попадала в сети несколько раз, воздух в последнем баллоне подходил к концу и надо было включать компрессор.

В 7.40 мы вновь прошли над сетью по поверхности между буями. В это время я не смотрел на «Тирпиц», поскольку новый метод преодоления преград поглощал внимание целиком. Конечно, мы были слишком близко для орудийного огня, но пули из пулеметов градом стучали по корпусу. Сразу после прохождения сети все балластные цистерны были заполнены и мы легли на дно на глубине 120 футов. Вновь заработал компрессор, и мы попытались подняться на поверхность или хотя бы на перископную глубину, чтобы осмотреться и решить, куда нам двигаться, надо было как можно дальше уйти от места будущего взрыва. Но, к нашему раздражению, на глубине 60 футов мы опять попали в сеть. Вскоре после этого, в 8.12, произошел мощнейший взрыв. Видимо, он вытолкнул нас из сети и выбросил на поверхность, где мы с некоторым удивлением увидели, что «Тирпиц» по-прежнему на плаву. Затем «Х-7» пошла ко дну...»

Плэйс и его экипаж осмотрели повреждения лодки. Компасы и глубиномеры вышли из строя, но корпус, казалось, был поврежден не сильно. Уиттем пришел к выводу, что управлять лодкой невозможно, но все же она потом несколько раз всплывала на поверхность. Каждый раз при этом «Тирпиц» открывал огонь, нанося корпусу новые [192] повреждения, и в конце концов было принято решение покинуть лодку. Плэйс предпочел не использовать аппарат Дэвиса, а вывести в последний раз лодку на поверхность, потому что в противном случае пришлось бы испытать на себе мощное глубинное давление. Лодка всплыла около щита-мишени, но прежде, чем три члена экипажа смогли покинуть центральный пост, она вновь погрузилась под упорным орудийным огнем. Но до того, как она ушла вниз, Плэйс сумел выбраться сначала на кожух лодки, а затем на щит-мишень, откуда он и был снят немецким дежурным катером и принят на борт «Тирпица».

«На Годфри были чудовищные ботинки, — написал Лоример, не знавший о жертве «дяди Питера», — подводный свитер и длинные нижние штаны подводника, но брюк на нем не было. Он представлял собой бодрящее зрелище, когда стоял, дрожа, под пушками башни «У»{62}.

Двумя с половиной часами позже, в 11.15, сублейтенант Боб Эйткин выплыл на поверхность, поднявшись из затонувшей лодки с помощью аппарата Дэвиса. Пять его коллег оказали ему теплый прием, а немцы снабдили большим количеством кофе и шнапса.

Он пережил очень нелегкие два часа и сорок минут. Когда лодка пошла на свое последнее погружение, он услышал голос шкипера: «Эй, скорее за Плэйсом!» Через минуту они были на дне. К счастью, люк был закрыт вовремя, и лодка осталась более или менее сухой, и никакой паники не возникло. Билл Уиттем позаботился о приборах Дэвиса, достав их из хранилища, и стал готовиться к затоплению лодки. Будучи водолазом, [193] Эйткин взялся за подготовку двух своих товарищей к эвакуации. Он вспоминал, что его не покидало чувство абсолютной уверенности в себе. «Я долго тренировался у Чедвика, — говорил он впоследствии, — он заставил нас понять, что давление на ста двадцати футах — не пустяк».

Для выхода решено было использовать оба люка. Уиттему и Уитли предоставлялось каждому по люку, а сам Эйткин использует тот, какой раньше освободится. Однако, когда они стали примериваться, чтобы подобрать для этого маневра подходящее положение, выяснилось, что, имея на себе прибор Дэвиса, невозможно протолкнуться без помощи друг друга. Тогда Эйткину оставалось выйти первым через люк в отсеке «W & D». Затопление лодки оказалось очень медленным процессом, слишком медленным, по их мнению, и они обсуждали, как бы его ускорить. Вода была очень холодная, и холод поднимался от щиколоток к коленям, бедрам и дальше к животу. К сожалению, имеющиеся между отсеками клапаны, как оказалось, заело и это делало невозможным поступление воды. Им оставалось только ждать и держаться. В свое время, как и следовало ожидать, вода дошла до электросети. Что-то перегорело, лодка заполнилась парами, и троим подводникам пришлось начать вдыхать спасительный кислород.

Когда лодка, казалось, была уже полностью затоплена, Эйткин попробовал открыть передний люк, но безуспешно. При возвращении в центральный пост он увидел, что Уитли, который оставался слева от перископа и неважно выглядел после появления паров, соскользнул вниз. Думая, что, может быть, он вдохнул слишком много кислорода, Эйткин ощупал его под водой и обнаружил, что кислородный мешок был плоским, а два [194] запасных баллона использованы. Уитли не мог выжить.

Следующим делом было нащупать в темноте, что происходит с Биллом Уиттемом. Оставив тело Уитли, Эйткин понял, что ему тоже не хватает дыхания. Его кислородный баллон также пустел. Он поспешно разбил два оксалитовых патрона, но на такой глубине их хватило бы разве что на один вдох из каждого. Тогда он понял, что и сам очень близок к смерти. Последний запас кислорода кончался, а он находился в затопленной подводной лодке на глубине сто двадцать футов с двумя людьми, возможно уже мертвыми, и с люком, который по-прежнему не открывался.

Единственное, в чем он нуждался, было дыхание, пока еще доступное его легким и поддерживающее его жизнь.

Он помнил, как прополз назад в спасательный отсек к другому люку. Затем предметы вокруг стали темнеть, пока глаза не раскрылись, и он увидел воздушные пузырьки, поднимавшиеся вокруг него, когда он открыл им путь на поверхность. Он отключился ненадолго, но в это время он сумел открыть люк и не забыл даже провести правильную подготовку аппарата Дэвиса, потому что он обнаружил, что развернул передник спасательного прибора и удерживал его перед собой, чтобы проверить заполненность.

Затем он всплыл на поверхность. Слава богу, он был жив!

Как только он был принят на борт «Тирпица» хмурым офицером, тот заставил его раздеться догола. На палубе надстройки было людно и холодно, и он рад был спуститься вниз навстречу теплому приему и горячему питью. После краткого допроса ему дали одеяло и сказали, что он может спать в гамаке. Все остальные места на правах [195] прибывших первыми были заняты Кэмероном со своим экипажем и Плэйсом.

Таким образом, в этот день на «Тирпице» появилось шесть новоселов. Все они с грустью сожалели о том, что их было не восемь.

В 8.43 примерно в пятистах ярдах снаружи от сети была замечена третья Х-лодка. «Тирпиц» открыл огонь, он был уверен, что поразил и потопил эту лодку. Очевидно, это была «Х-5» под командованием X. Хенти-Крира{63}, которую «Х-7» в последний раз видела у острова Сёрёйа накануне. О ее передвижениях ничего не известно, а из ее экипажа никто не спасся.

Плэйс был разочарован, увидев, что после взрыва «Тирпиц» по-прежнему находится на поверхности. Тому, что он не затонул, он был обязан незаконченному маневру уклонения, который был предпринят после затопления «Х-6». Он заключался в том, что, когда правая якорная цепь выбиралась, судно разворачивалось вокруг своей оси, чтобы отойти от места, где лодка пошла на дно. Запись в вахтенном журнале линкора в 8.12 гласит: «Два тяжелых последовательных взрыва с десятисекундным интервалом». Первый взрыв был напротив орудийной башни «X» в 5,8 ярда от корабля, второй — в пятидесяти — шестидесяти ярдах от носовой части и от того места, где погрузилась в последний раз «Х-6». Последний взрыв был наверняка вызван тремя зарядами, лежавшими рядом, так как и при последующем осмотре морского дна не были обнаружены ни сами заряды, ни их остатки.

От взрыва гигантский корабль приподнялся на пять или шесть футов и по левому борту поднялся огромный столб воды. Членов экипажа на палубах [196] посбивало с ног, что вызвало несколько травм. Корабль немедленно накренился примерно на 5 градусов. Все лампы погасли. Жидкое топливо в средней части корабля начало вытекать. На основании докладов о повреждении корпуса линкора и оборудования можно считать, что из строя вышли: все три главные машины, одно отделение генераторов, все электрооборудование, радиорубка, шумопеленгаторная станция, орудийные башни «А» и «С», средства управления зенитной артиллерией, механизм дальномера и левый руль. Один человек был убит и около сорока ранено взрывом, не считая убитых и раненых собственным орудийным огнем, и внутрь было принято пятьсот тонн воды.

В целом общий итог атаки был полностью удовлетворительным. Даже при том, что «Тирпиц» продолжал оставаться на плаву, даже при том, что многие малозначительные повреждения, полученные им, были только временными, он был наверняка непригоден для проведения любых морских операций. 22 ноября, спустя два месяца после атаки, германское командование группы «Норд» докладывало германскому военно-морскому штабу, что «в результате успешных атак карликовых подводных лодок на линейный корабль «Тирпиц» последний выведен из строя на несколько месяцев». В действительности военно-морской штаб не мог не понимать того, что 40 000-тонный корабль может никогда не восстановить свою боеспособность. Справедливость этой оценки подтверждается тем фактом, что только в апреле следующего года «Тирпиц» смог уйти со своей якорной стоянки, но лишь для того, чтобы снова быть поврежденным, а затем и потопленным в результате атаки с воздуха.

Шестеро оставшихся в живых членов экипажей карликовых подводных лодок, с которыми на [197] борту линкора их жертвы обходились хорошо и даже восхищались их отвагой, были неспешно отправлены из Норвегии в лагерь «Норд» в Германии, где их содержали по одному и допрашивали, а затем, 28 ноября, в лагерь для военных моряков «Норд». Там Кендалл и Эйткин, двое из команды чариотов, перешедшие на Х-лодки капитана Бэнкса, случайно оказались в одном бараке с Гринлендом и Доу, двумя чариотерами, отличившимися в Палермо. Когда двое первых участников этого квартета также были представлены к ордену «За выдающиеся заслуги», барак стал насчитывать уже четверых обладавших наградами столь высокого достоинства, полученных офицерами Королевского военно-морского флота в войну 1939–1945 гг. Другими наградами, в том числе двумя крестами Виктории для Кэмерона и Плэйса, были награждены все члены боевых экипажей «Х-б» и «Х-7», а также офицеры и матросы других лодок.

Вскоре эта операция стала предметом рассмотрения сэра Макса Хортоиа, в то время командующего западными подходами. Человек, знаменитый краткостью своих поздравлений и приветствий, для которого обычной похвалой было «Хорошо сделано!», по этому поводу сказал:

«Будьте любезны передать 12-й флотилии подводных лодок мои самые теплые поздравления и глубокое восхищение уникальным успехом их атаки на «Тирпиц».

Будучи тесно связан с самым началом проекта и первыми опытами по использованию Х-лодок, я в полной мере понимаю те огромные трудности, которые нужно было преодолеть, и знаю также, какая квалифицированная работа была проведена разработчиками этой лодки и ее специального оборудования, первыми сдаточными командами, [200] теми, кто отвечал за обучение боевых экипажей и планировал саму операцию.

Долгий подход в беспрецедентных условиях, достигший кульминации своего накала в успешной атаке на цель, потребовал высшего проявления стойкости и мореходного мастерства.

Сожалея вместе с вами о потерях среди офицеров и матросов, чья храбрость не превзойдена в истории подводных сил, я радуюсь успеху, увенчавшему этот замечательный боевой подвиг».

Тем временем шесть подводных лодок ожидали у выхода из Альтен-фьорда. Они начали свое возвращение 29 сентября, оставаясь на месте в течение семи дней после атаки. На буксире у «Стабборна» шла «Х-10».

Дальше