Тактика минно-торпедной и бомбардировочной авиации
В годы войны минно-торпедная и бомбардировочная авиация являлась одной из основных ударных сил флота. Она решала задачи по уничтожению крупных боевых кораблей и транспортов противника в море, портах и военно-морских базах, а также наземных объектов. Морские летчики совершили более 43 тыс. самолето-вылетов, из них 13% по конвоям и отдельным судам в море, 22% по кораблям и судам в базах и портах, 65% по наземным объектам.
По конвоям в море наиболее эффективно действовали торпедоносцы и топмачтовики в составе тактических групп. В среднем на каждый потопленный транспорт приходилось 4–5 самолето-вылетов торпедоносцев и топмачтовиков или 15–16 самолето-вылетов пикирующих бомбардировщиков.
При действиях по кораблям и транспортам в базах и портах высокая эффективность достигалась комбинированными [48] ударами с участием топмачтовиков, бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей.
Решающее значение для достижения успеха имела организация взаимодействия всех групп самолетов, участвовавших в ударе. План взаимодействия разрабатывался и уточнялся с участием командиров ударных и обеспечивающих групп, детально изучался со всем летным составом. Как правило, при нанесении ударов взаимодействие было четким, потери незначительными.
По наземным объектам наиболее эффективными были действия пикирующих бомбардировщиков, а также торпедоносцев в бомбардировочном варианте, которые выполняли бомбометание с малых и предельно малых высот. Успешно выполнялось бомбометание ночью по наземным целям с использованием светящих авиационных бомб.
Перед войной в количественном отношении минно-торпедная авиация составляла 9,7%, а бомбардировочная 14% общего состава авиации ВМФ. Самолетный парк бомбардировочной авиации представляли самолеты СБ-2, ТБ-1, ТБ-3, парк минно-торпедной авиации самолеты ДБ-3Ф. В 1940 г началось и в ходе войны было завершено перевооружение бомбардировочной авиации самолетами Пе-2. Минно-торпедная авиация получила самолеты А-20Ж.
Профессиональная подготовка летчиков была достаточно высокой, около 50% были подготовлены к действиям ночью, а ведущие экипажи имели практические навыки в бомбометании и торпедометании по морским движущимся целям.
Выполняя свои задачи, подразделения минно-торпедной и бомбардировочной авиации совершили около 43 тыс. самолето-вылетов, что составило около 13% общего числа самолето-вылетов, произведенных всеми родами авиации флота. Общие итоги боевых действий минно-торпедной и бомбардировочной авиации характеризуются следующими цифрами. По объектам противника было сброшено 27 тыс. т бомб и около 1370 торпед, поставлено более 2400 мин, потоплено около 600 фашистских кораблей и вспомогательных судов и около 400 транспортов. Уничтожены сотни танков, орудий, автомашин, другая боевая техника противника.
Действия по кораблям и конвоям в море
В период до 1943 г полеты бомбардировщиков и торпедоносцев для действий на коммуникациях противника осуществлялись небольшими группами или одиночно без предварительной [49] воздушной разведки. Такие полеты (их называли крейсерскими или полетами на «свободную охоту»), как правило выполнялись на малых высотах и на полный радиус действия самолета. Маршрут полета прокладывался в соответствии с данными агентурной разведки с многократной переменой курса в районе вероятного расположения кораблей.
Сложность крейсерских полетов заключалась в необходимости обеспечения точности самолетовождения и преодоления противодействия противника при полетах над вражеской территорией и вблизи берегов. Наибольшую опасность для торпедоносцев представляли истребители противника, а в некоторых случаях аэростаты заграждения. Вылеты намечались с рассветом или во второй половине дня, а возвращение на аэродром в темное время суток. Начиная с 1943 г в связи с усилением противодействия противника полеты совершались днем в сложных метеорологических условиях или в лунные ночи.
Поиск цели и выход в атаку в лунную ночь осуществлялись на лунной дорожке. Курс выдерживался таким, чтобы вероятное местоположение цели находилось в направлении на луну и в секторе курсовых углов самолета 45–90°. Корабль хорошо виден на лунной дорожке с расстояния до 10–15 км в зависимости от прозрачности воздуха, наличия и характера облаков. В темной стороне горизонта видимость практически отсутствует, но расположенные здесь вражеские корабли хорошо видели самолет на светлом фоне неба и могли вести по нему эффективный зенитный огонь.
В 1943 г на всех флотах минно-торпедпая авиация начала действовать по конвоям противника группами до 10–12 самолетов с истребительным прикрытием. В состав ударных групп включались торпедоносцы и топмачтовики.
Сущность способа топ-мачтового бомбометания состояла в использовании рикошета бомбы от водной поверхности для увеличения вероятности попадания в цель по дальности. При топ-мачтовом способе бомбы сбрасывались с высоты 15–30 м на максимальной скорости полета. Длина рикошета определялась многими факторами: высотой и скоростью сбрасывания, калибром бомбы, формой ее головной части, волнением моря. Учитывалась средняя длина рикошета для конкретных условии. В зависимости от калибра бомб она составляла 150–200 м.
Вероятность попадания бомбы в корабль при топ-мачтовом бомбометании равна 0,85–0,96 (при обычном бомбометании с горизонтального полета и малых высот около 0,2). [50]
Определяющий фактор эффективности топ-мачтового бомбометания преодоление противодействия противника.
В минно-торпедной авиации топмачтовики обычно действовали вместе с низкими торпедоносцами. Тактической единицей была пара торпедоносец и топмачтовик. Если группа состояла из двух или более пар, атака выполнялась обычно с двух направлений. Выполнение атаки предварительно отрабатывалось в тактическом классе, а затем на полигоне. Управление самолетами группы в процессе нанесения удара максимально упрощалось, ограничивалось одной-двумя командами.
Основная особенность тактического приема одновременный удар с разных направлений с применением в атаке пулеметно-пушечного огня, бомб и торпед. Выполнение атаки производилось примерно так. Ударная группа по данным доразведки выходила на цель на высоте 800–1000 м. После обнаружения цели на пределе видимости и доворота на нее группа делилась на две подгруппы, которые отворачивали от направления на цель на 60° соответственно влево и вправо. По истечении заданного времени или по команде ведущего обе подгруппы одновременно доворачивали на цель. Угол между направлениями выхода на цель подгрупп находился в пределах от 80° до 100°. Такой тактический прием обеспечивал одной из подгрупп атаку с наивыгоднейших курсовых углов цели.
Топмачтовики выполняли маневр и по высоте. По мере приближения к цели они снижались до высоты низкого торпедометания, на удалении 2500–2000 м от цели «горкой» набирали высоту 600–700 м, затем шли со снижением, прикрывая пушечно-пулеметным огнем атаку торпедоносцев, выходили на высоту 20–30 м и прицельно сбрасывали бомбы.
Разновидность приема атака четырьмя тактическими группами с нескольких направлений. Большую сложность здесь представлял сбор тактических групп после нанесения удара. Обычно точка сбора назначалась относительно цели и курса обратного маршрута. Сбор на обратном маршруте осуществлялся маневрированием скоростью и изменением длины маршрута. Тактический прием, разработанный в 1-м гвардейском минно-торпедном полку КБФ под руководством командира полка И.И. Борзова, нашел самое широкое применение.
В 1944 г в результате эффективных действий нашей морской авиации на коммуникациях противник нес большие потери в транспортах, боевых кораблях и вынужден был [51] усилить противовоздушную оборону конвоев. В этот период морская авиация перешла к нанесению по конвоям комбинированных ударов. В них участвовали все основные виды авиации, включая штурмовую. Успех удара зависел от четкого планирования и взаимодействия ударных групп по времени при выполнении удара.
Действия пары торпедоносцев способом «свободная охота»
15 января 1943 г два торпедоносца ДБ-3Ф (ведущий лейтенант В.П. Балашов, с 24 июля 1943 г Герой Советского Союза; штурман старший лейтенант Ю.П. Кочелаевский, с 31 мая 1944 г Герой Советского Союза) вылетели в Баренцево море для поиска и уничтожения транспортов противника. Метеорологические условия были сложные. Частые снежные заряды сокращали видимость и затрудняли полет на малых высотах.
В 11.40 на меридиане Сюльте-фьорда экипажи обнаружили конвой в составе 3 транспортов, миноносца и 2 сторожевых кораблей. Конвой прикрывали два истребителя Ме-110. Торпедоносцы ушли в море, ожидая удобного момента для атаки. В 12.27 истребители противника отошли от конвоя. Торпедоносцы в строю правого пеленга парой с курсового угла цели 100° и дистанции 800 м, преодолев сильное противодействие зенитной артиллерии кораблей, сбросили торпеды по крупному транспорту. Транспорт был потоплен.
В этом эпизоде ведущий группы, учитывая тактическую и погодную обстановку, принял правильное решение атаковать транспорт парой самолетов. Последовательные атаки транспорта одиночными самолетами или самостоятельные атаки торпедоносцами двух транспортов могли оказаться менее эффективными из-за сильного противодействия противника. Правильно были выбраны позиция, а также момент выхода в атаку, исключающие противодействие истребителей.
Действия торпедоносца способом «свободная охота»
26 июня 1943 г самолет ДБ-3Ф (летчик старший лейтенант А.И. Разгонин, с 22 января 1944 г Герой Советского Союза; штурман лейтенант В.Т. Чванов, с 22 июля 1944 г Герой Советского Союза) вылетел для поиска и уничтожения транспортов противника в восточной части Балтийского моря. Маршрут полета: Сестрорецк о. Сескар Айнажи Ирбенский пролив. Погода благоприятствовала заданию: облачность 6–9 баллов при высоте нижней кромки 600–1000 м, в море сильная дымка, видимость 3–4 км. После продолжительного поиска в 15 км севернее м. Колкасрагс [52] (Рижский залив) экипаж обнаружил два транспорта, шедших в кильватерной колонне со скоростью 6–8 уз. В 03.30 с высоты 30 м на курсовом угле цели 55° левого борта с дистанции 600 м экипаж сбросил торпеду по замыкающему транспорту (6000–7000 т). Торпеда попала в среднюю часть корпуса, и транспорт быстро затонул. Результат атаки был сфотографирован.
Экипаж, проявив настойчивость, долго искал противника (общее время полета более 6 ч), а обнаружив цель, действовал смело и уверенно. Были правильно определены прицельные данные, выдержаны все элементы режима полета при сбрасывании торпеды.
Действия способом «свободная охота» в темное время суток
6 июля 1944 г воздушная разведка в Ирбенском проливе обнаружила конвой противника, шедший в направлении порта Рига. В составе конвоя были крупный транспорт и 2 сторожевых корабля. Данные разведки поступили в минно-торпедпый полк вечером, а вылет торпедоносца состоялся ночью. Задание уничтожить транспорт получил опытный, слетанный экипаж (летчик майор И.И. Борзов, с 22 июля 1944 г Герой Советского Союза, с декабря 1972 г маршал авиации; штурман капитан Н.Д. Котов, с 22 июля 1944 г Герой Советского Союза). Полет по маршруту прошел благополучно. В районе цели ясно, сильная дымка, видимость 2–3 км. Ночь светлая полнолуние. Близ о. Руно (Рухну) в Рижском заливе экипаж обнаружил на лунной дорожке конвой. Атака самолета оказалась неожиданной для противника; корабли охранения открыли огонь уже после того, как экипаж сбросил торпеду. Прямое попадание торпеды вызвало сильный взрыв. Через несколько минут транспорт затонул.
Огнем зенитной артиллерии сторожевых кораблей самолет был поврежден, но на одном моторе смог вернуться на аэродром. По данным разведки, экипаж И.И. Борзова потопил транспорт (15 000 т), груженный боеприпасами, военной техникой и войсками.
Успеху атаки способствовали смелые и уверенные действия экипажа торпедоносца. Он успешно преодолел сильное охранение конвоя, правильно выбрал позицию атаки, строго выдержал режим полета на боевом курсе.
Неудачные действия торпедоносцев и темное время суток
17 сентября 1944 г на поиск и уничтожение транспортов в Балтийском море вылетела пара низких торпедоносцев. Полет выполнялся в лунную ночь. Маршрут поиска проходил вдоль коммуникации противника Либава Ирбенский пролив [53] Рига. Иа траверзе порта Виндава торпедоносцы обнаружили конвой и начали разворот для атаки. В этот момент самолеты были обстреляны с находившегося в темной части горизонта и поэтому не замеченного эскадренного миноносца. Самолет ведущего был сбит. Атака, выполненная ведомым торпедоносцем, не принесла успеха.
Ведущий пары допустил ошибку не заметил корабли охранения конвоя, расположенные в темной части горизонта. Вероятно, ее можно было избежать, если бы маршрут поиска проходил ближе к береговой черте, над мелководьем. Тогда конвой, оказавшийся в светлой части горизонта, был бы своевременно обнаружен.
Групповые действии торпедоносцев
15 ноября 1943 г на подходе к вмб Констанца был обнаружен конвой противника в составе 2 транспортов, 2 эсминцев, сторожевого корабля и 2 сторожевых катеров. Группа из шести торпедоносцев (ведущие звеньев капитан К.Л. Лобанов, с 22 января 1944 г Герой Советского Союза, и старший лейтенант В.И. Минаков, с 5 ноября 1944 г Герой Советского Союза) сходу атаковала головной транспорт. Торпеда, сброшенная экипажем В.И. Минакова при курсовом угле 90° с высоты 20 м и дистанции 500 м, попала в цель, и транспорт вскоре затонул. При выходе из атаки сильным огнем зенитной артиллерии был сбит левый ведомый второго звена.
Внезапность удара несколько снизила уровень противодействия охранения конвоя.
Выход обоих звеньев с ходу на один транспорт следует считать правильным. В данном случае маневрирование для рассредоточения сил при сильном противодействии было бы нецелесообразным. Эффективность могла быть выше, если бы в составе группы были не только торпедоносцы, но и топмачтопнки.
Действия пары (торпедоносец и топмачтовик) способом «свободная охота»
17 февраля 1945 г два самолета A-20Ж (ведущий капитан Л.К. Скрябин) вылетели и южную часть Балтийского моря с задачей поиска и уничтожения транспортов противника. Метеорологические условия были сложными: низкая облачность (высота нижней кромки 100–200 м), отдельные снежные заряды, видимость менее 3–5 км.
В 16.54 в Данцигской бухте экипаж ведущего обнаружил конвой в составе 4 транспортов и 5 кораблей охранения (большая часть из них располагалась в головной части конвоя). Быстро оценив обстановку, Скрябин решил атаковать торпедой замыкающий транспорт около которого находился [54] только один сторожевой корабль. Торпеда, сброшенная при курсовом угле 90° левого борта с дистанции 500 м, попала в носовую часть транспорта. Ведомый топмачтовик успешно атаковал концевой корабль охранения. Ограниченные условия видимости и низкая облачность не позволили противнику вести эффективный зенитный огонь по атакующим самолетам. В итоге удара атакованные транспорт (8000 т) и сторожевой корабль были потоплены.
Высокие результаты атаки объясняются правильной оценкой обстановки и выбором для атаки концевых кораблей, вблизи которых зенитный огонь был наиболее слабым.
Действия группы торпедоносцев и топмачтовиков
27 августа 1944 г по данным разведки в юго-западной части Балтийского моря две тактические группы самолетов нанесли одновременный удар по конвою противника в составе 2 транспортов, 2 сторожевых кораблей и 3 подводных лодок. В первую тактическую группу (ведущий капитан С.И. Смольков) входили два торпедоносца и два топмачтовика. Вторая тактическая группа (ведущий старший лейтенант А.М. Гагиев) включала один торпедоносец и два топмачтовика. Полет к цели обе группы выполнили в общем боевом порядке. До береговой черты их сопровождали истребители прикрытия. Погода в районе цели была хорошая: облачность 2–3 балла среднего яруса, видимость до 10 км, слабая дымка.
Обнаружив конвой в заданном районе, группы вышли в точку боевого развертывания (ТБР) и по заранее отработанной схеме атаковали конвой с двух направлений (рис. 2.1). Ведущий торпедоносец первой группы, оказавшись на выгодном курсовом угле, атаковал и потопил головной транспорт конвоя (12 000 т). Ведущий торпедоносец второй группы атаковал и потопил подводную лодку. Топмачтовики обеспечивали атаку торпедоносцев подавлением зенитного огня кораблей охранения.
Два наших самолета, в том числе ведущий первой тактической группы, при выходе из атаки были сбиты истребителями противника.
Высокая эффективность удара была обеспечена хорошо проведенной подготовкой и четким взаимодействием тактических групп в атаке. Однако отсутствие истребительного прикрытия в районе цели и недостаточно четкое выполнение сбора групп после выхода из атаки привели к потере двух самолетов от огня истребителей противника.
Действия малых групп торпедоносцев на коммуникации
22 августа 1945 г, по данным воздушной разведки, на [55] коммуникации между портами Отомари (Корсаков) на о. Сахалин и Соя на о. Хоккайдо находилось до 30 транспортов. Было принято решение уничтожить эти суда малыми группами торпедоносцев.
Первая четверка наших самолетов вылетела на поиск противника и в 11.25 по радио получила данные о конвое в составе которого было 5 транспортов. При подходе к заданному району группа обнаружила первую цель транспорт (8000 т), сопровождаемый сторожевым кораблем. Пара торпедоносцев с ходу при курсовом угле 30° правого борта с дистанции 1800 м сбросила торпеды. Транспорт сманеврировал, и торпеды прошли мимо. Вторая пара сбросила торпеды при курсовом угле 70° с дистанции около 1500 м. Торпеды также не попали в цель.
Вторая четверка торпедоносцев в 14.20 атаковала другой транспорт (5000 т). Судно успешным маневром уклонилось от торпед, сброшенных с дистанции 1800–2000 м. [56] Третья группа из двух торпедоносцев в 16.25 сбросила торпеды на курсовом угле цели 70° с дистанции 500–600 м. Обе торпеды попали в цель, транспорт затонул.
Пример свидетельствует о том, что некоторые экипажи торпедоносцев на ТОФ не учли опыт боевых действии авиации других флотов. Эффективность ударов могла быть несравненно выше, если бы тактические группы состояли из пар торпедоносцев и топмачтовиков и использовали тактический прием охвата с двух сторон. Дистанция сбрасывания торпед экипажами двух первых групп практически при отсутствии противодействия противника была, конечно, неоправданно велика.
Неудачный удар по конвою противника
20 сентября 1943 г вблизи зал. Варангер-фьорд (СФ) был обнаружен большой конвой (5 транспортов, 2 миноносца, 10 сторожевых кораблей, 4 тральщика и 7 сторожевых кораблей). Погода в районе конвоя: облачность 5–7 баллов, частые снежные заряды, видимость 30 км, в снежных зарядах снижение видимости до нуля. Было принято решение нанести по конвою удар группой низких торпедоносцев и штурмовиков под прикрытием истребителей. Одновременно группа истребителей должна была блокировать ближайшие к конвою аэродромы противника.
Для доразведки и уточнения состава конвоя истребители и самолет-разведчик сделали несколько вылетов. Из-за сложных метеоусловий истребители конвой не обнаружили. Разведчик заметил конвой, но, так как связи со штабом не имел, сведения передал только после посадки. Время было упущено: от момента принятия решения до удара прошло более семи часов. Конвой вышел за пределы действий штурмовиков, и вылет их был отложен.
В 15.20 для нанесения удара по конвою вылетели семь торпедоносцев (ведущий группы майор Ф.В. Костькин) с группой непосредственного прикрытия из шести самолетов «Аэрокобра». Вторая группа истребителей в составе шести Як-1 и четырех Як-9 предназначалась для завоевания господства в воздухе в районе цели. На маршруте к цели ударные группы проходили на небольшом удалении от береговой черты и были обнаружены береговыми постами противника. К этому следует добавить, что в районе конвоя противник сосредоточил более 30 истребителей ФБ-190 и Ме-109.
На удалении 10–12 км от конвоя торпедоносцы были атакованы вражескими истребителями. Бой с противником вели только истребители непосредственного прикрытия. Противник, имея пятикратное превосходство в силе, сумел [57] поджечь два торпедоносца, но все наши самолеты сбросили торпеды по цели. Были потоплены транспорт (12 000 т) и два сторожевых корабля. На аэродром вернулся один наш торпедоносец, остальные были сбиты огнем зенитной артиллерии кораблей и истребителями.
Несмотря на высокую эффективность и самоотверженные действия экипажей торпедоносцев, удар нельзя считать удачным. Организация удара была неудовлетворительной. Задачи тактическим группам ставились раздельно. Между командирами тактических групп не было четкого взаимодействия. Фактически прикрытие торпедоносцев осуществляла только шестерка истребителей. Аэродромы противника блокированы не были. Зенитная артиллерия кораблей не подавлялась. Многократная доразведка цели и полет тактических групп вблизи берегов противника привели к потере внезапности. Противник к моменту удара сосредоточил в районе конвоя большое число истребителей. В результате торпедоносцы понесли большие потери.
Комбинированный удар у косы Хела
9 апреля 1945 г морская авиация КБФ нанесла комбинированный удар по конвою противника севернее косы Хела.
Замысел этого удара был таким: группа высотных торпедоносцев сбрасывает торпеды по площади конвоя, сковывая в маневре корабли противника; за высотными торпедоносцами удар наносят три эскадрильи пикирующих бомбардировщиков и почти одновременно с ними низкие торпедоносцы и топмачтовики (рис. 2.2). Каждая ударная группа имеет соответствующее истребительное прикрытие.
План взаимодействия был изучен со всеми будущими экипажами ударных и обеспечивающих групп. Взаимодействие по времени было выполнено всеми группами с минимальными ошибками.
В заданное время звено высотных торпедоносцев (ведущий старший лейтенант А.М. Гагиев, с 6 марта 1945 г Герой Советского Союза; штурман старший лейтенант Р.С. Демидов, с 6 марта 1945 г Герой Советского Союза) в строю клина вышло к цели и на скорости 350 км/ч сбросило с высоты 3000 м три торпеды. Ведомые сбросили торпеды по команде ведущего с интервалом три секунды. Одна из торпед попала в транспорт. Корабли беспорядочно маневрировали, стараясь уклониться от торпед. Обстановка [58] благоприятствовала удару пикирующих бомбардировщиков и низких торпедоносцев.
Через 2 мин после высотных торпедоносцев удар нанесли три эскадрильи пикировщиков (ведущий группы Герой Советского Союза майор К.С. Усенко, штурман Герой Советского Союза майор Е.И. Кабанов). Бомбометание выполнялось звеньями с углом пикирования 60°. Высота ввода 3000 м, высота сбрасывания 2000 м. Каждая эскадрилья заходила на цель с заданного направления с разностью курсов примерно 30°. Звенья в эскадрильях вводились в пикирование практически одновременно. Интервалы между сбрасываниями бомб эскадрильями составляли 30–40 секунд.
Еще через минуту удар нанесли торпедоносцы и топмачтовики. Он был выполнен с одного направления в узком секторе. Каждая пара (торпедоносец и топмачтовик) атаковала «свой» корабль или транспорт. В результате комбинированного удара было потоплено 3 и повреждено 6 транспортов.
Успех комбинированного удара был достигнут благодаря тщательной подготовке, а также четкой организации взаимодействия между ведущими всех групп. План был хорошо продуман и пунктуально выполнен, все экипажи действовали настойчиво и решительно.
Действия по промышленным центрам, военно-морским базам и портам
Уже в первые дни войны авиация КБФ успешно бомбила промышленные центры и военно-морские базы Мемель, Либаву, Кенигсберг (Калининград), Турку (Або), а авиация ЧФ Бухарест, Плоешти, Констанцу. Большое значение, в том числе политическое, имели первые бомбовые удары, нанесенные по столице фашистской Германии Берлину.
Порт Констанца служил для фашистской Германии в качестве военно-морской базы стратегического значения. На территории базы находились портовые сооружения, плавучий док, ремонтные мастерские, крупные нефтехранилища и штаб флота, на рейде и у причалов корабли и транспорты; рядом железнодорожный узел, аэродромы Сюйд Гиол и Мамайя. Поражение этих важнейших объектов существенно снижало эффективность функционирования базы и фашистского флота на Черном море в целом.
Летом 1944 г на Курляндском полуострове в Прибалтике была окружена крупная группировка фашистских войск. Снабжение ее оружием, техникой, продовольствием было возможно только морским или воздушным путем. Из портов Германии сюда, к Либаве и Виндаве, направлялись караваны транспортов. Авиация КБФ успешно действовала на вражеских коммуникациях, ставила минные заграждения на подходах к портам и базам, а в октябре и декабре 1944 г нанесла несколько эффективных комбинированных ударов по вмб Либава.
В конце апреля 1945 г было завершено окружение большой вражеской группировки в районе вмб Свинемюнде. Противник сосредоточил на рейде и у побережья боевые корабли для артиллерийской поддержки флангов своих обороняющихся войск. В операции против этой группировки авиация КБФ решала задачу уничтожения боевых кораблей, а также транспортов и других плавсредств, предназначенных для эвакуации фашистских войск.
Удар по вмб Констанца
В ночь на 24 июня 1941 г две группы самолетов ДБ-3Ф и СБ-2 нанесли по вмб Констанца первый удар. Удар был хорошо продуман, подготовлен и нанесен внезапно для противника. Самолеты выходили на заданные объекты с ходу на высотах 5000–7000 м. Бомбометание выполнялось на планировании с высот 3500–5000 м, из-под облаков.
Противовоздушная оборона Констанцы включала 18–20 батарей зенитной артиллерии, 30–40 истребителей, 12–15 прожекторов. Зенитная артиллерия вела заградительный огонь, создавая завесы. Многие самолеты успешно обходили их. Прицельный зенитный огонь был малоэффективен; как правило, разрывы ложились сзади самолетов. Прожекторы были эффективны до высот 2000–2500 м. От атак истребителей бомбардировщики уходили в облака.
Выполнение полета осложнялось отсутствием наземных средств радионавигации (радиокомпасы имелись только на некоторых самолетах). Поэтому практически использование широковещательных радиостанций в целях ориентации исключалось. Оставалось только счисление пути по компасу с учетом определенных синоптиками данных о скорости и направлении ветра.
Экипажи успешно справились с трудностями, и удар пришелся точно по цели. Отмечались пожары в порту и на территории нефтехранилищ. Противник понес значительный ущерб. Наши самолеты потерь не имели.
Второй удар но базе был нанесен днем этих, же суток. [61]
Времени на его разработку и подготовку не было. Фактически был повторен ночной удар, а это привело к потере такого важного фактора, как внезапность. На подходе к цели ударную группу встретили вражеские истребители. Налет оказался неудачным, бомбардировщики понесли большие потери.
В последующих действиях по базе Констанца ошибка была учтена. Внезапность достигалась выходом самолетов на цель в период утренних или вечерних часов со стороны темной части горизонта. Выбранное время удара исключало эффективное использование противником зенитных прожекторов и затрудняло действия его истребителей. Эшелонированные удары наносились небольшими группами из трех-шести самолетов с интервалами между ударами 6–7 мин. Как правило, сильное противодействие оказывалось первой и второй группам, затем оно значительно снижалось.
Всего на Констанцу было совершено 244 самолето-вылета. В целом задачи по бомбардировке наиболее важных объектов Констанцы авиация ЧФ выполнила. Вполне оправдали себя ночные налеты на базу. Точность бомбометания снижалась из-за сильного огня зенитной артиллерии противника, особенно у недостаточно опытных экипажей.
Первый налет на Берлин
В ночь на 8 августа 1941 г авиация КБФ совершила первый налет на Берлин.
Предложение об организации бомбардировочных налетов на столицу фашистской Германии было внесено штабом авиации ВМФ. Ставка Верховного Командования, приняв предложение, поставила задачу нанести ряд последовательных бомбовых ударов по главным военно-промышленным объектам города. Первая авиационная группа была сформирована из 20 экипажей минно-торпедного полка КБФ, наиболее подготовленных к полетам в сложных метеорологических условиях. Полк базировался под Ленинградом. Тактический радиус самолетов ДБ-3Ф был меньше расстояния до объекта налета, поэтому группа была перебазирована на полевой аэродром, расположенный на о. Эзель (Саарема), фактически в тылу противника (бои шли уже под Таллином и Ленинградом). Расстояние от аэродрома до цели составило около 900 км, причем большая часть маршрута проходила над морем вне видимости береговых ориентиров. Данных о метеорологической обстановке по маршруту и системе противовоздушной обороны Берлина не было.
Общее руководство выполнением ответственной и почетной задачи осуществлял командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков. [62] В ночь на 5 августа была проведена первая разведка объекта удара группой из пяти самолетов ДБ-3Ф. Противник противодействия не оказал. Зенитная артиллерия обстреляла самолеты только на отходе от Берлина. Город был частично затемнен. В городах Свинемюнде (Свиноуйсьце) и Штеттин (Щецин) светомаскировка не соблюдалась.
Выполнено также несколько полетов самолетов МДР-6 в южную часть Балтийского моря на разведку погоды. Метеорологические условия были сложными: в период нанесения ударов по Берлину над южной Балтикой прошло несколько циклонов.
Маршрут полета был выбран наиболее простой по прямой, смещенной к островам Готланд и Борнхольм (рис. 2.3). Приближение маршрута к берегам Швеции исключало возможность перехвата самолетов истребителями противника с аэродромов, расположенных в Виндаве, Либаве, и, кроме того, обеспечивало лучшие условия для решения задач навигации (основным способом определения своего места были счисление пути по времени и визуальная ориентировка). С выходом в район Штеттинской гавани предусматривалась ориентировка относительно береговой черты. Далее для каждой группы прокладывался свой маршрут с расчетом подхода к цели с разных направлений. Детальная ориентировка была возможна по характерным ориентирам, таким, как озера и излучины рек.
Обратный маршрут проходил вдоль восточного побережья Балтийского моря. Наши истребители должны были встречать возвращавшиеся самолеты. На аэродроме был установлен световой маяк, видимый с расстояния 30–40 км. Это облегчало бомбардировщикам заход на посадку.
Полет по маршруту должен был осуществляться на высотах 5500–7000 м с эшелонированием для звеньев 300–500 м. Бомбовая нагрузка 600–1000 кг, как правило, смешанная, из фугасных и зажигательных бомб. На самолетах, наносивших удар первыми, подвешивалось по четыре зажигательные бомбы ЗАБ-250 или по одной фугасной бомбе ФАБ-500 и четыре зажигательные ЗАБ-50, на остальных самолетах по три бомбы ФАБ-250 или по шесть ФАБ-100.
Вылет первого звена планировался с расчетом выхода его на южное побережье Балтийского моря с наступлением темноты. Для воздействия по целям в течение всей ночи последующие звенья вылетали с 30–40-минутными интервалами. В качестве запасных целей были определены промышленные центры и базы Свинемюнде, Штеттин, Кенигсберг, Мемель. [63]
В первом налете участвовало 15 самолетов. Группы возглавляли Е.Н. Преображенский, В.А. Гречишников и А.Я. Ефремов (с 13 августа 1941 г Герои Советского Союза). Почтя весь полет проходил в облаках. К объектам бомбардировки самолеты выходили поодиночке. На участке маршрута от береговой черты южной части Балтийского моря до цели (около 200 км) отмечалось сильное противодействие противника (зенитная артиллерия, истребители, прожекторы). Истребители применяли для поиска цели в ночных условиях специальный мощный прожектор. Однако организовать взаимодействие всех средств ПВО противнику не удалось. Наши самолеты в первом налете потерь не имели.
До 4 сентября было совершено девять групповых налетов (последний 4 сентября). Успешное выполнение ответственного и трудного задания Родины стало возможным благодаря тщательной подготовке к полетам, продуманному выбору маршрута полета и способа маневрирования в районе цели. Следует отметить, что гитлеровцы уже через два месяца после начала войны объявили о полном уничтожении советской авиации. Этот миф был разоблачен бомбардировочными налетами, совершенными морскими летчиками.
Удар по порту Киркенес
26 июня 1944 г воздушной разведкой в порту Киркенес и на рейде было обнаружено 17 транспортов и 15 кораблей охранения. Командующий ВВС Северного флота принял решение нанести бомбовый удар в целях максимального разрушения причальных сооружений и промышленных предприятий, уничтожения транспортов и кораблей в порту.
В нанесении удара участвовали четыре группы, прикрываемые истребителями:
20 истребителей «Киттихаук» в варианте бомбардировщиков с бомбовой нагрузкой по одной фугасной бомбе ФАБ-250 и по две зажигательные ЗАБ-100 на самолет;
8 штурмовиков Ил-2 с нагрузкой по три бомбы ЗАБ-100;
9 бомбардировщиков Пе-3, каждый с двумя бомбами ФАБ-250 и двумя ФАБ-100;
20 самолетов А-20Ж с фугасными и зажигательными бомбами ФАБ-1000, ФАБ-500 и ЗАБ-500.
Для каждой группы были определены свои объекты удара.
27 июня в 17.45 с высоты 3000 м с пикирования удар нанесла первая группа самолеты «Киттихаук». Они сбросили бомбы по промышленным объектам в центральной и южной [65] частях города. В результате возникло четыре очага пожара. При отходе от цели группу атаковали истребители Ме-109, в воздушном бою было сбито два самолета противника.
В 17.50 бомбы сбросила и обстреляла цели реактивными снарядами вторая группа самолеты Ил-2. В результате возникло десять сильных взрывов и три очага пожара. В воздушном бою было сбито два истребителя Ме-109.
В 17.54 удар по объектам в северной части города нанесла третья группа самолеты Пе-3. Они сбросили бомбы с горизонтального полета с высоты 3900 м. В результате наблюдались взрывы и пожары.
Затем удар по портовым сооружениям, транспортам и кораблям нанесла четвертая группа самолеты А-20Ж. Бомбометание выполнялось пятерками самолетов с горизонтального полета с высот 3100–3700 м. В результате на территории порта возникли взрывы и пожары, были потоплены транспорт (8000 т), тральщик и два сторожевых катера.
28 июня в 0.10 по порту Киркенес был нанесен повторный удар примерно теми же силами и в такой же последовательности, что и первый.
По данным визуального наблюдения и фотоснимкам установлен общий результат ударов: потоплено 4 транспорта (29 000 т), повреждены транспорт, тральщик и 2 сторожевых катера. Отмечены попадания бомб в цеха рудодробильного завода, электростанцию, причалы. Повреждена железнодорожная ветка. В районе порта возникло более 50 мощных взрывов и очагов пожаров. Разрушено более 20 складских и промышленных построек. В воздушном бою сбито 13 самолетов противника. Паши потери составили один самолет А-20Ж и шесть истребителей «Аэрокобра» из состава прикрытия.
Четкая организация при подготовке и выполнении ударов способствовала их успеху и сравнительно малым потерям. Идея массированных действий себя оправдала. Хорошо было организовано истребительное прикрытие. Огонь вражеской зенитной артиллерии оказался рассредоточенным и малоэффективным. Он смог причинить бомбардировщикам лишь повреждения.
Можно предположить, что если бы самолеты А-20Ж действовали с малых высот, то эффективность удара была бы выше, а число потопленных транспортов в порту и на рейде значительно больше. Наверное, следовало бы более четко ориентировать действия штурмовиков Ил-2 на подавление корабельной и береговой зенитной артиллерии. [66]
Удар по крейсеру ПВО «Ниобе»
8 июля 1944 г воздушной разведкой был обнаружен приход в Хельсинки фашистского крейсера ПВО «Ниобе». 12 июля крейсер перешел в главную маневренную базу легких сил противника Котка, и в тот же день по нему был нанесен первый удар группой в составе 30 самолетов Пе-2, однако прямых попаданий бомб в корабль не было. Неудача может быть объяснена недостаточной подготовкой удара и сильным противодействием противника.
Командование приняло решение нанести по крейсеру «Ниобе» тщательно подготовленный комбинированный удар. Исходя из характера объекта удара и общей тактической обстановки определился состав участвующих сил и средств. Было решено, что удар нанесут две группы пикировщиков Пе-2 и две пары топмачтовиков А-20ДО. Еще одна группа самолетов Пе-2 должна к моменту удара топмачтовиков отвлечь на себя зенитный огонь, демонстрируя атаку крейсера без сбрасывания бомб, и одновременно направлением своего полета навести самолеты А-20ДО на цель.
Истребительное сопровождение включало группу непосредственного прикрытия ударных групп и группу расчистки воздушного пространства над районом боевых действий. Штурмовики Ил-2 должны были подавить зенитную артиллерию кораблей и береговые зенитные батареи.
Два разработанных документа решение на выполнение комбинированного удара и распоряжение по штурманскому обеспечению четко определили порядок действий всех групп самолетов, участвовавших в ударе, и их взаимодействие. Время действий распределялось следующим образом:
удар топмачтовиков Ч;
удар пикировщиков Ч минус 7 мин;
подавление огня зенитной артиллерии штурмовиками от Ч минус 8 мин до Ч плюс 2 мин;
завоевание господства в воздухе от Ч минус 10 мин до Ч плюс 2 мин.
Планировалась боевая нагрузка: по две бомбы ФАБ-1000 на самолет для топмачтовиков, по две ФАБ-250 и две ФАБ-100 для пикировщиков.
Командующим ВВС КБФ М.И. Самохипым (с 29 июня 1945 г Герой Советского Союза) совместно с командирами дивизий, полков и ведущими групп были детально рассмотрены основная идея решения и частные задачи каждой группы, порядок выполнения удара, маршруты полета, штурманские указания по выполнению бомбометания. [67]
Подготовка летного состава к полетам проводилась под непосредственным руководством командиров полков. В ходе подготовки, особенно основной ударной группы топмачтовиков, уделялось большое внимание изучению шхерного района на подходах к цели, расположения средств ПВО противника, порядка полета от взлета до посадки, взаимодействия с другими группами, участвующими в ударе. Подготовка закончилась розыгрышем предстоящего боевого полета. На розыгрышах в бомбардировочном, минно-торпедном и штурмовом полках присутствовали ведущие групп истребителей. Время Ч, равное 17.00, было определено командующим ВВС КБФ 16 июля 1944 г за полтора часа до удара.
В полном соответствии с планом истребители и штурмовики выполнили свои задачи: завоевали господство в воздухе над районом боевых действий, значительно ослабили огонь зенитных батарей в базе Котка и на ближайших островах. 28 самолетов Пе-2 (ведущий Герой Советского Союза полковник В.И. Раков, с 22 июля 1944 г дважды Герой Советского Союза) взлетели с аэродрома в 15.51–16.17. Полет по маршруту проходил на высоте 3000–3500 м тремя группами в боевом порядке «колонна» с дистанцией между группами 1–1,5 км. Две группы по одиннадцать Пе-2 (ведущие полковник В.И. Раков и капитан А.И. Барский) в 16.53 нанесли удар с пикирования; высота ввода 3000 м, высота сбрасывания 2000 м и угол пикирования 60°. Третья группа из шести самолетов (ведущий старший лейтенант Ю.А. Кожевников) в 16.58 выполнила демонстративную атаку для целеуказания топмачтовикам (рис. 2.4).
Две пары самолетов-топмачтовиков А-20ДО (ведущие пар подполковник И.Н. Пономаренко и капитан И.В. Тихомиров, с 22 июля 1944 г Герои Советского Союза) взлетели с аэродрома в 16.04. Полет по маршруту проходил на малых высотах. В точке боевого развертывания топмачтовики установили визуальный контакт с демонстративной группой пикировщиков и перешли на бреющий полет. В 17.00 три самолета нанесли удар по крейсеру, а один топмачтовик по стоявшему невдалеке транспорту. Высота бомбометания 30 м, скорость 500 км/ч, курсовой угол цели 90°. В крейсер попали две бомбы ФАБ-250, сброшенные пикировщиками полковника В.И. Ракова, бомба ФАБ-1000 ведущего топмачтовиков подполковника И.П. Пономаренко и бомба ФАБ-1000 ведомого второй пары лейтенанта И.К. Сачко (с 22 июля 1944 г Герой Советского Союза). Получив сильные повреждения, крейсер затонул. Ведущий второй пары [68] топмачтовиков капитан И.В. Тихомиров двумя бомбами ФАБ-1000 потопил транспорт (6000 т).
Выполнение удара и его результаты контролировали самолеты-разведчики Як-9, а также специально назначенные Пе-2 из состава ударных групп и истребители из группы непосредственного прикрытия пикировщиков и топмачтовиков. Противодействие береговых и корабельных зенитных средств всем группам было исключительно активным. Особенно сильный огонь пришелся по штурмовикам и первым группам самолетов Пе-2. В то же время благодаря хорошо организованному истребительному прикрытию ударных групп авиация противника почти никакого сопротивления не оказала. Был потерян только одни самолет А-20ДО (ведомый второй пары топмачтовиков), сбитый огнем зенитной артиллерии крейсера.
Сосредоточенный комбинированный удар по крейсеру ПВО «Ниобе» наиболее характерный пример эффективных совместных действий различных родов авиации ВМФ в условиях сильного противодействия противника. Высокой эффективности удара при минимальных потерях (один самолет из 132 участвовавших) способствовали обоснованный, продуманный до деталей замысел, тщательно разработанное решение, всесторонняя подготовка летного состава и четкое выполнение всеми участниками удара своих задач. Особенно хорошо было осуществлено взаимодействие ударных и обеспечивающих групп.
Комбинированный удар по вмб Либава
14 декабря 1944 г был нанесен комбинированный удар по обнаруженным в вмб Либава транспортам и кораблям противника.
В выполнении удара участвовали:
27 пикировщиков Пе-2 (ведущий Герой Советского Союза капитан К.С. Усенко);
7 топмачтовиков А-20ДО (ведущий лейтенант М.В. Борисов, с 6 марта 1945 г Герой Советского Союза);
42 штурмовика Ил-2 (ведущий Герой Советского Союза подполковник Н.Г. Степанян, с 6 марта 1945 г дважды Герой Советского Союза, посмертно).
Каждую группу прикрывали соответственно 30, 15, 36 самолетов-истребителей Як-9 и ЛаГГ-3 (В районе цели штурмовики действовали под прикрытием 28 истребителей. ).
Согласно замыслу штурмовики в составе шести ударных групп должны были подавить береговую и корабельную [70] зенитную артиллерию и уничтожить транспорты противника в аванпорту. Пикировщики уничтожают транспорты в торговой гавани. Задача топмачтовиков А-20ДО уничтожить транспорты и корабли в аванпорту (рис. 2.5).
Взлет ударных групп, встреча с истребителями сопровождения и полет по маршруту происходили в соответствии с планом. Однако пикировщики вышли на цель на минуту раньше назначенного времени, а вторая группа на две минуты позже. При подходе к цели не был соблюден режим радиомолчания.
Бомбардировщики нанесли удар с высоты 3200–2500 м с пикирования, сбросив 65 бомб ФАБ-250. Было потоплено три транспорта, в порту наблюдались пожары и взрывы. Потерь самолетов Пе-2 в районе цели не было.
Штурмовики встретили сильное истребительное и зенитное противодействие противника. Несмотря на это, они подавили огонь четырех зенитных батарей на берегу и зенитные средства кораблей, один транспорт потопили, другой повредили. Наши потери составили 13 самолетов Ил-2 и один Як-9. Десять Ил-2 получили повреждения.
В 14.19 семь топмачтовнков в боевом порядке «фронт» атаковали транспорты в аванпорту. Сбросив семь ФАБ-1000 и семь ФАБ-500, они потопили три транспорта. Зенитная артиллерия противника сбила два наших самолета А-20ДО.
В целом комбинированный удар был эффективным: 7 транспортов потоплено и 6 повреждено, сбит 21 самолет противника. Однако и нашим силам был нанесен существенный урон: вражеским истребителям и зенитной артиллерии удалось сбить 16 самолетов. В этом бою погиб прекрасный летчик командир штурмового авиаполка Н.Г. Степанян.
Причинами неоправданных потерь можно считать утрату внезапности удара из-за нарушения режима радиомолчания, ошибки в выдерживании заданного времени удара пикировщиками и штурмовиками, недостаточную активность и организованность истребительного прикрытия (силы наших истребителей при ударе в ограниченном районе были рассредоточены между девятью ударными группами, с поставленной задачей они справились не полностью), недостаточную подготовку к нанесению комбинированного удара.
22 декабря 1944 г по кораблям и транспортам в вмб Либава был нанесен второй удар. Предварительно самолеты Як-9 разведывательного полка выполнили разведку цели.
Замыслом командования предусматривалось, что в 13.30 эскадрилья бомбардировщиков А-20Ж нанесением удара блокирует аэродром истребителей противника, в 13.40 группа [71] штурмовиков Ил-2 своим огнем подавит береговую и корабельную зенитную артиллерию, в 13.41 ударная группа штурмовиков топ-мачтовым способом нанесет удар по транспортам в аванпорту, в 13.42 ударная группа пикировщиков нанесет удар по транспортам в торговом порту и в 13.45 вторая ударная группа топмачтовнков А-20ДО уничтожит транспорты в аванпорту.
В результате удара было потоплено 2 транспорта и 2 сторожевых корабля, повреждены транспорт и быстроходная десантная баржа. В воздушном бою сбито 11 самолетов ФВ-190. Наши потери от истребителей противника составили четыре самолета Пе-2 и одни Як-9, от огня зенитной артиллерии три А-20ДО и один Пе-2; не вернулись один ЛаГГ-3 и один Як-9.
Удар был выполнен в точном соответствии с замыслом. Хорошая организация подготовки способствовала четкому взаимодействию между ударными группами и группами обеспечения,
Удары по кораблям и транспортам на рейде вмб Свинемюнде
1 мая 1945 г воздушной разведкой на рейде Свинемюнде была обнаружена группа боевых кораблей противника в составе линейного корабля «Шлезиен», 3 эскадренных миноносцев, 2 сторожевых кораблей и 2 тральщиков. Командование разработало замысел нанесения по ним мощного торпедно-бомбового удара, но погода не благоприятствовала его реализации.
4 мая, когда метеорологические условия улучшились, авиация ВМФ совершила три последовательных налета на рейд Свинемюнде.
Первый удар нанесла группа в составе двух торпедоносцев А-20Ж и восьми топмачтовиков А-20ДО. Удар обеспечивали 24 штурмовика Ил-2 и 13 истребителей Як-9. Наведение ударной группы на цель и управление действиями всех групп осуществлял командир эскадрильи капитан Ф.Н. Макарихин на специально оборудованном самолете без боевой нагрузки. Видимость в районе цели была ограниченной из-за сильной дымки.
В 11.30 штурмовики вышли на цель. Группа кораблей противника помимо линкора «Шлезиен» и 3 миноносцев включала 8 транспортов и 12 сторожевых кораблей. Тремя группами «илы» атаковали сторожевики, но встретили сильное зенитное противодействие.
В 11.38 в атаку вышли торпедоносцы и топмачтовики. Оба торпедоносца и один топмачтовик прорвались сквозь заградительный огонь и атаковали «Шлезиен». Однако торпеды, [73] сброшенные с дистанции 500–700 м, в цель не попали, линкор поразила лишь бомба ФАБ-500, сброшенная топмачтовиком. Остальные топмачтовики самостоятельно выходили на другие цели.
В итоге удара линкор «Шлезиен» оказался поврежденным. Было потоплено 2 транспорта противника. Повреждения получили эсминец, тральщик и транспорт.
Второй удар в 16.40 нанесла группа в составе одного торпедоносца, пяти топмачтовиков, шестнадцати Ил-2, сопровождаемая шестнадцатью Як-9. Руководство осуществлял капитан Ф.Н. Макарихин. Штурмовики действовали по кораблям охранения, торпедоносец и два топмачтовика атаковали линейный корабль. Сброшенная торпеда в цель не попала, одна бомба взорвалась у самого борта линейного корабля. Остальные топмачтовики атаковали транспорты и корабли охранения.
Третий удар нанесли в 20.03 торпедоносец и четыре топмачтовика. Шестнадцать штурмовиков Ил-2 и восемнадцать истребителей Як-9 участвовали в обеспечении удара. Вслед за штурмовиками, которым удалось потопить эсминец и транспорт, в атаку на «Шлезиен» вышли торпедоносец и три топмачтовика. После попадания в кормовую часть бомбы ФАБ-1000 линкор начал погружаться. В полузатопленном состоянии он сел на грунт.
В результате нанесенных ударов были потоплены линейный корабль «Шлезиен», а также эскадренный миноносец, 2 тральщика и 4 транспорта (20 000 т), повреждены 2 эскадренных миноносца, сторожевой корабль и 2 транспорта. Всего было произведено 135 самолето-вылетов. Наши потери составили один самолет А-20ДО и четыре Ил-2.
Несмотря на высокую эффективность действии в целом, можно отметить и ряд недостатков:
по главной цели, линейному кораблю «Шлезиен», сосредоточенного удара не получилось, новая идея боевого управления с воздушного командного пункта практически реализована не была (в условиях плохой видимости, отсутствия средств радиолокации и сильного противодействия зенитной артиллерии противника боевое управление в самый ответственный момент выхода в атаку было нарушено);
в каждом из трех последовательных ударов по главной цели действовала только часть топмачтовиков;
удары наносились с одного направления;
ни одна из четырех сброшенных торпед не попала в цель (это можно объяснить малыми глубинами в районе удара и сложностью выдерживания режима сбрасывания торпед при сильном противодействии противника); [74]
выделенного количества штурмовиков не хватило для подавления всей зенитной артиллерии кораблей.
Бомбардировка вражеского порта
В ночь на 9 августа 1945 г авиация ТОФ нанесла первый удар по порту Расин (Начжинь). В ударе участвовало 46 самолетов Ил-4. Три самолета было выделено для освещения и обозначения цели, бомбовая нагрузка их состояла из пяти светящих бомб САБ-100 и пяти зажигательных ЗАБ-100 на самолет. Первый самолет-осветитель, вышедший на объект, кораблей и транспортов в порту не обнаружил. Сброшенные зажигательные бомбы вызвали несколько очагов пожара, которые самолеты ударной группы использовали в качестве ориентиров. Бомбардировщики зашли со стороны моря и с высоты 1700–2300 м выполнили прицельное бомбометание по портовым сооружениям и железнодорожной станции. Осветители, во время удара находившиеся над целью, периодически сбрасывали светящие бомбы. Всего было сброшено 39 бомб ФАБ-500 и пятнадцать ЗАБ-100. Противодействие противника было слабым, огонь вели пять зенитных батарей, работало шесть прожекторов, потерь наших самолетов не было.
В результате удара возникло четыре крупных пожара, у пирса сгорел транспорт противника.
Второй удар был нанесен днем 9 августа. Самолет-разведчик обнаружил в порту 6 транспортов. Решено было нанести удар по транспортам и портовым сооружениям пикирующими бомбардировщиками (41 самолет) в сопровождении истребителей. Бомбометание выполнялось звеньями с пикирования с высоты 3000–1500 м. Истребители вели огонь на подавление батарей зенитной артиллерии. Было потоплено 2 транспорта, уничтожено 2 склада, вызвано несколько пожаров.
Эффективность ударов могла быть выше, так как противодействие зенитных средств оказалось слабым, а истребители над целью не появились. Очевидно, можно было уменьшить высоту бомбометания и повысить его точность. К недостаткам можно отнести также слабую согласованность действий группы обозначения цели и ударной группы, нечеткое распределение целей между ударными группами и самолетами. Не выполнялась доразведка цели.
Бомбардировка вражеского порта
В период с 9 по 11 августа 1945 г авиация ТОФ нанесла по порту Сейсин [75] (Чхончжинь) ряд последовательных ударов с целью уничтожить корабли и разрушить портовые сооружения.
Первый удар был нанесен ночью 9 августа. Предварительная разведка, чтобы не потерять фактор внезапности, не велась. В ударе участвовало 18 самолетов Ил-4. Вышедший на цель самолет-осветитель кораблей в порту не обнаружил. Было решено действовать по запасной цели портовым сооружениям. Два самолета-осветителя сбросили серию САБ и одновременно 28 зажигательных бомб. Образовавшиеся очаги пожара служили ориентирами для самолетов ударной группы. Бомбометание выполнялось с высоты 1700–2300 м одиночными самолетами с разных направлений сериями бомб с одного захода. Зенитный огонь был неэффективен. Потерь самолетов не было. В результате удара отмечались попадания бомб в склады, причалы, заводские здания.
Второй удар, намеченный на утро 9 августа, из-за плохих метеорологических условий был перенесен на несколько часов позже. Удар наносили 29 самолетов Пе-2 и шестнадцать истребителей Як-9. Полет проходил на малой высоте. Выход на цель с набором высоты до 3000 м высоты ввода в пикирование. В 17.20 первая группа в составе десяти самолетов атаковала транспорт (5000 т). Бомбометание выполнялось звеньями с углом пикирования 60°, высота сбрасывания 2000 м. В результате попадания бомбы ФАБ-500 транспорт был поврежден. Вторая группа из девяти самолетов атаковала другой транспорт, но безрезультатно. Третья группа нанесла удар по складам и мелким кораблям у причала. Ею уничтожено до 20 различных мелких судов и разрушено два склада. Противодействие зенитной артиллерии было слабым.
Положительным моментом в ударах можно считать скрытный подход к цели на малой высоте, что почти полностью исключало противодействие противника. Недостаток организации отсутствие доразведкн цели во втором и третьем ударах и, как следствие, невозможность распределения объектов удара между самолетами и группами.
Действия по наземным объектам
В течение всей войны авиация ВМФ периодически привлекалась для решения различных задач на сухопутных фронтах, для действий по самым различным наземным объектам. [76]
Вначале объектами для ударов служили скопления наступающих войск, танки, артиллерия, железнодорожные эшелоны, мосты и переправы. В последующем активность морской авиации на сухопутном фронте стала носить эпизодический характер. Наиболее часто эффективные бомбовые удары наносились по аэродромам противника, железнодорожным станциям и мостам.
Удар авиации СФ по аэродрому
4 апреля 1942 г две группы пикировщиков Пе-2 (6 и 8 самолетов) в сопровождении 33 истребителей «Харрикейн» нанесли удар по истребительному аэродрому. Погодные условия благоприятствовали действиям: облачность 4–5 баллов верхнего яруса, видимость 10–15 км. Согласно замыслу командования удар был нанесен в узком секторе с одного направления последовательно с интервалом между группами 1–2 мин. Обе группы Пе-2 точно вышли на свои цели (стоянки самолетов) в заданное время и с горизонтального полета с высоты 2700–3500 м сбросили 16 фугасных бомб калибра 250 и 100 кг, 224 осколочные бомбы АО-25 и 62 зажигательные ЗАБ-100. Несмотря на противодействие истребителей противника и обстрел зенитной артиллерии, бомбометание было выполнено с высокой точностью. В результате было уничтожено 14 самолетов противника на стоянках. Кроме того, в воздушном бою сбито шесть истребителей Me-109. Наши потери составляли один истребитель и один пикировщик.
Высокая эффективность действий по аэродрому противника была обеспечена четкой организацией удара, высокой меткостью бомбометания. Эффективность удара могла быть выше при выполнении бомбометания с пикирования, но в этом случае, очевидно, возросли бы потери наших самолетов, так как при выходе из пикирования трудно сохранить боевой порядок групп и истребители противника могли бы получить некоторое преимущество.
Удар авиации ЧФ по аэродрому
В ночь на 17 августа 1943 г авиация ЧФ должна была нанести бомбово-штурмовой удар по неприятельскому истребительному аэродрому.
Разработку удара и подготовку участвовавших в нем частей проводил штаб ВВС ЧФ под руководством генерал-лейтенанта авиации В.В. Ермоченкова. Нашим истребителям ставилась задача отбить все атаки истребителей противника на подходе к аэродрому и частью своих сил подавить зенитные батареи и прожекторы аэродрома. Штурмовики Ил-2 одиночно-последовательными ударами должны были уничтожить [77] самолеты на стоянках, склады горючего и смазочных материалов, аэродромные сооружения, самолеты МБР-2 вывести из строя летное поле аэродрома.
Действия начались в 23.00 16 августа ударом шести самолетов МБР-2 но летному полю аэродрома. Бомбы сбрасывались до 23.56 одиночными самолетами с высоты 4400 м. В интервале от 00.05 до 00.47 десять Ил-2 штурмовали стоянки самолетов противника. Почти в течение часа (23.57–00.48) три самолета И-15бис подавляли огонь зенитной артиллерии.
Спустя короткое время (02.08–02.40) пять самолетов МБР-2 выполнили повторное бомбометание по летному полю; истребители И-15бис вновь подавляли огонь зенитной артиллерии.
От 04.01 до 04.40 пять бомбардировщиков А-20Ж одиночно с высоты 4500 м бомбили летное поле аэродрома, а в 05.43 двенадцать Ил-2 под прикрытием двенадцати Як-1 и десяти «Аэрокобр» с бреющего полета штурмовали стоянки самолетов.
За ночь было произведено 98 самолето-вылетов. Фотоконтроль показал, что на аэродроме было уничтожено 13 и повреждено 6 самолетов противника, вызвано 8 очагов пожара, взорван склад боеприпасов. Уничтожена одна батарея. Наши потери составили три самолета.
В целом удар благодаря хорошей организации, подготовке и четкому выполнению можно считать удачным. Задачи командования по блокированию аэродрома выполнены полностью.
Удар по железнодорожному мосту
10 мая 1943 г авиация КБФ получила боевое задание в период с 12 по 20 мая бомбовыми ударами разрушить железнодорожный мост через р. Нарва, по которому противник осуществлял перевозку войск, боевой техники и оружия в направлении блокированного им Ленинграда.
Штаб авиаполка разработал подробный план действий и необходимые боевые документы: навигационный план полета, схему истребительного прикрытия, схему заходов на цель, бомбардировочные расчеты. Заход на цель предусматривался со стороны солнца, выход из пикирования в направлении на свою территорию. Прикрытие обеспечивали две группы истребителей: одна на маршруте к цели до аэродрома Борки, другая от аэродрома Борки до цели и обратно. Бомбовая нагрузка по две бомбы ФАБ-250 и две ФАБ-100 на самолет, взрыватели мгновенного действия. В качестве запасной цели была назначена железнодорожная [78] станция Кингисепп. В результате проведения розыгрыша полета все экипажи хорошо знали порядок своих действий при различных возможных вариантах обстановки.
12 мая в 19.50 аэродром покинули четыре Пе-2 в сопровождении четырех Як-1 и семи ЛаГГ-3. Полет проходил строго по заданию. Истребителей противника над целью не оказалось. Зенитная артиллерия открыла огонь по нашим самолетам, но уже на отходе от цели. И все же мост остался цел, он даже не был поврежден.
14 мая в 8.55 снова взлетели три самолета Пе-2. На подходе к цели они были атакованы тремя вражескими истребителями ФВ-190 и подверглись интенсивному обстрелу зенитной артиллерией. Пикировщики не смогли выполнить бомбометание.
Утром 21 мая 1943 г после подробного разбора вылетов и тщательной подготовки материальной части и экипажей шесть самолетов Пе-2 (ведущий капитан В.С. Голубев) со стороны солнца вышли на цель и нанесли удар по мосту (рис. 2.6). Бомбометание выполнялось одиночными самолетами с пикирования с дистанцией между самолетами 50–75 м. Ввод в пикирование на высоте 2200 м, сбрасывание на высоте 900–1100 м, вывод из пикирования с разворотом на высоте 400–500 м. Экипажи наблюдали прямое попадание [79] четырех бомб в фермы моста. Одна из ферм была до основания разрушена, в результате чего мост вышел из строя более чем на месяц.
Решение задачи в третьем вылете было достигнуто благодаря тщательной подготовке и тренировке экипажей на полигоне. Успеху способствовали детальная разработка плана удара и хорошая организация его выполнения. Однако повторение ударов малыми силами привело к потере внезапности и усилению противодействия противника. Можно предположить, что если бы в первом ударе наряд сил был увеличен до девяти-десяти самолетов, то мост был бы разрушен.
Удар по командному пункту пехотной дивизии
Ночью 17 января 1944 г авиация КБФ нанесла удар по командному пункту фашистской пехотной дивизии в Ропше (Ленинградская область).
Для удара были подготовлены семь самолетов А-20Ж с бомбовой нагрузкой по две ФАБ-500 на самолет и один с нагрузкой 13 светящих бомб САБ-100. Бомбометание выполнялось одиночными самолетами с оптическим прицелом по освещенной цели.
Самолет-осветитель ориентировался по узлу шоссейных дорог, сбрасывание светящих бомб начал по сигналу с командного пункта полка в момент подхода к цели первого самолета ударной группы. Бомбардировщики выходили на цель через каждые 3 мин. Осветитель с таким же интервалом сбрасывал по две САБ. Подход к цели осуществлялся на высоте 2500–3800 м, выход на боевой курс с одного направления со снижением. Высота сбрасывания бомб 1800–2000 м. Отход от цели на повышенной скорости с маневром по направлению.
Повторные вылеты группы производились аналогично предыдущим выход на цель и бомбометание с тех же высот и направлений. Всего было совершено 33 самолето-вылета, т.е. в среднем по четыре вылета на экипаж. Прямым попаданием бомбы ФАБ-500 командный пункт дивизии был полностью разрушен. 30 офицеров, находившихся на КП, убиты. Наши самолеты потерь не имели.
Удар оказался эффективным благодаря четким действиям экипажей, высокой меткости бомбометания, продуманному взаимодействию самолета-осветителя с бомбардировщиками. Четырехкратное повторение вылетов группы было обоснованным и целесообразным. Учитывалось ослабление ПВО противника в результате предшествовавших дневных ударов по цели штурмовиков и пикировщиков. Экипажи имели [80] возможность в каждом из четырех вылетов выполнить бомбометание по одной и той же цели в одинаковых условиях с одного и того же направления. Это позволило достичь высокой точности бомбометания прямым попаданием поразить малоразмерную особо прочную цель блиндаж КП.
Удар по плотине электростанции
Летом 1944 г войскам Карельского фронта предстояло в ходе наступательных действий форсировать р. Свирь. Одна из серьезных трудностей в решении этой задачи состояла в том, что уровень воды в реке регулировался плотиной электростанции. Выше плотины образовалось широкое и глубокое водохранилище, а преодоление реки ниже плотины практически исключалось: противник в любой момент мог открыть затворы и затопить долину реки. Надо было разрушить плотину до 21 июня назначенного срока начала наступления.
Для решения этой задачи командование авиации КБФ сформировало специальную оперативную группу из торпедоносцев, топмачтовиков, штурмовиков и истребителей всего 55 самолетов.
Подготовка к удару предусматривала изучение особенностей объекта, выбор средств поражения и способа их применения, тренировки на полигоне в прицельном бомбометании. Всего на полигоне было выполнено 38 тренировочных самолето-вылетов, сброшено 160 бомб.
В целях скрытности конкретная задача была поставлена экипажам за сутки до вылета. Экипажи были ознакомлены с общей обстановкой, расположением линии фронта, составом и размещением сил ПВО противника, сведениями о запасных аэродромах и наземных средствах обеспечения самолетовождения. Авиационное прикрытие обеспечивалось своими силами, а также истребителями воздушной армии.
20 июня в 10.05 первый удар по плотине нанесли топмачтовики А-20Ж. Вылет и бомбометание выполнялись парами. Четыре пары самолетов сбросили 24 бомбы ФАБ-1000. Однако цель не была поражена. Часть бомб, примерно 40%, упала с перелетом.
В 14.40 после подробного разбора первого полета был нанесен второй удар. Четыре пары самолетов A-20Ж сбросили по цели с учетом необходимого выноса восемь ФАБ-1000 и восемь ФАБ-500. Удару топмачтовиков предшествовало подавление зенитной артиллерии штурмовиками Ил-2. Выполненная в 17.50 контрольная фотосъемка обмеления верхнего водохранилища не показала.
В 19.20 четыре самолета нанесли третий удар топ-мачтовым способом, были сброшены бомбы ФАБ-1000 и ФАБ-500. [81]
Одновременно два самолета Ил-4 сбросили мины. Бомбы упали у самой цели, эффективными оказались и взрывы мин. В результате повреждения плотины началось обмеление водохранилища.
В 20.25 три самолета Ил-4 еще раз сбросили мины, а в 21.06, за шесть часов до начала наступления наших войск, по плотине был нанесен последний удар. Восемь самолетов А-20Ж сбросили четыре бомбы ФАБ-1000, восемь ФАБ-500 и двенадцать ФАБ-250. Три самолета Ил-4 сбросили мины. В результате удара уровень воды выше разрушенной плотины стал резко падать, открывая ранее затопленные берега.
Решение сложной и ответственной задачи, несмотря на отсутствие опыта действий по подобным целям, было обеспечено четким планом и тщательной подготовкой ударов, хорошо организованной тренировкой летного состава. Удары по плотине показали, что топ-мачтовое бомбометание успешно может быть применено и по другим прочным железобетонным сооружениям при условии использования бомб калибра не менее 1000 кг.
Удары по железнодорожным мостам
17 августа 1945 г воздушная разведка обнаружила скопление железнодорожных эшелонов на станциях Кйодзио (Кенсон) и Ранан (Нанам). Чтобы не допустить их рассредоточения, переброски на другие участки пути, было решено нанести бомбовый удар по железнодорожному мосту у населенного пункта Сйодзио (Чхэнсэн).
В 17.00 для нанесения удара в воздух поднялись три группы самолетов Ил-4. Первая группа в составе 11 самолетов вышла на цель в 18.10. Десятка самолетов второй группы нанесла удар в 18.41. Третья группа, включавшая 12 самолетов, сбросила бомбы в 18.50. Все группы выполнили бомбометание с одного направления звеньями и парами с высоты 1200–1400 м. По цели было сброшено двенадцать бомб ФАБ-1000, тридцать две ФАБ-500 и двадцать пять ФАБ-250. Однако ни одна бомба в цель не попала, несмотря на отсутствие противодействия противника (наши истребители обеспечили полное господство в воздухе на время полета по маршруту и в районе удара, только на отходе от цели бомбардировщики были обстреляны слабым огнем зенитной артиллерии).
Второй удар наносился по двум мостам у Ранана двумя группами по 10 самолетов. Бомбометание выполнялось пятерками самолетов с высоты 350–400 м. На каждом самолете было подвешено по одной бомбе ФАБ-1000 с взрывателями, установленными на замедление 7 секунд. [82]
Противодействие зенитных средств противника было слабым. Первая группа прямым попаданием ФАБ-1000 разрушила ферму железнодорожного моста. Вторая группа разбомбила расположенный неподалеку шоссейный мост.
Следует отметить, что бомбометание в первом ударе производилось со слишком больших высот. Снизив высоту до 500–700 м, можно было повысить точность бомбометания и решить задачу меньшим составом сил.
Удары по железнодорожным станциям
15 августа 1945 г были нанесены бомбовые удары по железнодорожным станциям Ранан (НаНам) и Фуней (Пурен).
В 9.00 воздушная разведка сообщила, что на станции Ранан находятся три железнодорожных эшелона. Для удара по станции вылетели 29 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 (ведущий командир полка Герой Советского Союза майор Ф.Н. Радус) в сопровождении 10 истребителей Як-9. По маршруту самолеты шли на малых высотах, а перед целью набрали высоту 3000 м.
Первая группа самолетов в 13.33 сбросила бомбы по станционным постройкам и эшелонам. Экипажи наблюдали попадания бомб в эшелоны и полотно железной дороги. Вторая группа в 13.37 атаковала склады в северной части станции. Отмечались прямые попадания, склады были разрушены, Третья группа в 13.38 произвела бомбометание по железнодорожному депо, зданию вокзала и складам. Бомбометание выполнялось звеньями с пикирования с углом 60°, высота сбрасывания 2000 м. В результате удара были разрушены два склада, водонапорная башня и три станционных здания, уничтожен железнодорожный эшелон.
Зенитное противодействие было слабым. Против бомбардировщиков предприняли атаку два самолета противника, один из них был сбит нашими истребителями.
В 14.30 воздушная разведка обнаружила на станции Фуней три воинских эшелона и пять составов товарных вагонов и платформ. В 17.18 самолеты Пе-2 нанесли по станции удар, сбросив восемнадцать ФАБ-250, шестьдесят ФАБ-100, девяносто две ЗАБ-100. Атака выполнялась тремя группами одновременно с трех направлений звеньями с горизонтального полета с высоты 1000 м. В результате удара были разрушены склад, депо, уничтожены два эшелона.
Бомбометание с горизонтального полета было рациональным и достаточно эффективным: цель площадная, высота бомбометания невелика, противодействие противника слабое.