Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Итоги и выводы

В третьем периоде войны советские Военно-воздушные силы вели боевые действия с более решительными целями. Они оказали большую помощь сухопутным войскам в освобождении Ленинградской области, Правобережной Украины, Крыма, Белоруссии, западных областей Украины, Прибалтики, Южной Карелии, Заполярья, Северной Норвегии, восточной части Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Югославии.

Достигнутые успехи Красной Армии особенно в начале 1944 г. показали всему миру, что она в состоянии самостоятельно завершить разгром немецко-фашистской армии. Именно это и ускорило открытие США и Англией второго фронта в Европе. Однако после его открытия обстановка на советско-германском фронте почти не изменилась, так как основные силы войск и авиации немцев по-прежнему оставались на востоке, где фактически решалась судьба войны.

На завершающем этапе войны советские ВВС оказали неоценимую помощь сухопутным войскам при пленении и уничтожении ими крупных группировок противника, освобождении Польши, Чехословакии, Венгрии, восточной части Германии и значительной части Австрии.

За третий период войны наши ВВС совершили 1 470 тыс. самолето-вылетов и сбросили на противника 18332 тыс. бомб общим весом 286326 тонн, нанесли значительные потери вражеским войскам в живой силе и технике. В воздухе и на аэродромах советской авиацией и зенитной артиллерией было уничтожено более 21 тыс. самолетов противника. Повышение боевого мастерства летного состава и активности боевых действий позволили нашей авиации удерживать господство в воздухе и резко сократить потери в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии врага. [416]

За успешные боевые действия, отвагу, мужество и героизм тысячи авиаторов были награждены орденами и медалями; 95 авиационных соединений и частей ВВС были преобразованы в гвардейские, 840 награждены орденами и 547 получили наименования крупных городов за активное участие в их освобождении.

Непрерывный рост подготовки авиационных кадров, обогащение их боевым опытом являлись одним из важных условий достижения победы над врагом. Командование ВВС, командующие, командиры и штабы всех степеней научились глубоко понимать характер, способы ведения боевых действий и умело применять свои знания в конкретных условиях обстановки.

Победы на всех фронтах поднимали чувство гордости воинов за свою великую Отчизну, укрепляли их веру в мощь нашей боевой техники, вдохновляли на новые подвиги.

Стойкость и мужество, любовь к Родине воспитывались в процессе боев и сражений. Командование, политические органы, партийные и комсомольские организации неуклонно повышали уровень партийно-политической работы, закаляли боевой дух авиаторов, вселяли в них глубокую веру в победоносный исход войны, воспитывали пламенную любовь к Родине и ненависть к врагу.

Решающие успехи ВВС во многом были обеспечены героической деятельностью тружеников тыла. Быстрое развитие тяжелой промышленности и машиностроения позволило значительно расширить военное производство. В 1943 — 1944 гг. авиационные заводы ежегодно выпускали боевых самолетов в 4 раза больше, чем в довоенные годы.

В ходе боевых действий ВВС совершенствовали свою организационную структуру, улучшали управление и взаимодействие авиации с сухопутными войсками. Дальнейшее оснащение ВВС новой техникой, рост морального духа и военной подготовки командования и штабов всех степеней, летного и инженерно-технического состава благотворно влияли на дальнейшее развитие оперативного искусства ВВС и тактики действий родов авиации при решении важнейших задач в третьем периоде войны.

Борьба за удержание господства в воздухе по-прежнему была одной из основных задач советской авиации. Опыт двух предыдущих периодов войны показал, что господство в воздухе — это прежде всего одно из основных условий успеха действий сухопутных войск в проводимых ими наступательных операциях.

Верховное Главнокомандование, придавая исключительно важное значение действиям авиации, сосредоточивало ее крупные группировки на направлении главных ударов сухопутных [418] войск. В третьем периоде войны осуществлялся широкий маневр авиационными корпусами РГК, что позволяло иметь большое превосходство над противником и добиваться крупных оперативно-стратегических результатов.

Создание крупных авиационных группировок достигалось главным образом за счет привлечения резервов ВГК, удельный вес которых от общей численности самолетного парка по сравнению со вторым периодом войны значительно возрос. К началу Белорусской наступательной операции в 1, 3, 4 и 16-ю воздушные армии прибыло из резерва ВГК 11 авиационных корпусов, имевших более 3 тыс. боевых самолетов. Во время подготовки к Львовско-Сандомирской наступательной операции 2-я воздушная армия получила 4 авиационных корпуса и 2 авиационные дивизии в составе 1440 боевых самолетов. Ставка ВГК осуществляла гибкий маневр авиационными резервами, создавала наиболее благоприятную воздушную обстановку, что способствовало повышению роли ВВС в разгроме важнейших группировок войск противника.

Во всех наступательных операциях 1944 — 1945 гг. благодаря надежному прикрытию с воздуха ударные группировки войск фронтов вводились в сражение и вели стремительное наступление без существенного воздействия со стороны авиации противника. Третий период войны со всей очевидностью показал превосходство советской авиации. Она прочно владела инициативой в воздухе, обладала большой ударной силой и огромными резервами, превосходила противника в искусстве маневрирования силами, управления боевыми действиями, мастерстве и моральных качествах личного состава.

При самой активной поддержке нашей авиации в 1944 г. были разгромлены немецкие группы армий «Север», «Центр», «Северная Украина», «Южная Украина».

Еще более сокрушительным ударам авиации в наступательных операциях 1945 г. подверглись все стратегические группировки врага, действовавшие на советско-германском фронте.

В третьем периоде войны благодаря неуклонному росту могущества ВВС авиационное наступление осуществлялось с привлечением более крупных сил авиации, что позволило повысить размах наступательных операций и способствовало развитию теории боевого применения авиации.

В материалах по обобщению прорыва позиционной обороны указывалось, что действия авиации при прорыве обороны противника выливаются в форму авиационного наступления, которое имеет целью обеспечение господства в воздухе и непрерывную поддержку наступающих войск. Кроме того, [419] в них было дано определение предварительной и непосредственной авиационной подготовки атаки. Считалось, что предварительная авиационная подготовка атаки начинается задолго до наступления и проводится сосредоточенными ударами, а также действиями мелких групп и одиночных самолетов на широком фронте в течение всего периода подготовки прорыва. Непосредственная авиационная подготовка атаки являлась завершающим этапом первого периода авиационного наступления, она могла проводиться в ночь перед наступлением, в период артиллерийской подготовки и заканчивалась мощным сосредоточенным ударом перед атакой пехоты и танков на участке нанесения главного удара.

В 1944 — 1945 гг. фронтовая и дальняя авиация расширила борьбу с оперативными перевозками и резервами противника, что способствовало увеличению размаха наступательных операций. Периодически она срывала перевозки противника (Белорусская операция), уничтожала его войска на шоссейных дорогах при подходе к полю боя (Львовско-Сандомирская операция), подавляла и уничтожала вражеские резервы в районах сосредоточения (Лодзь, Кельце).

Большое значение для повышения боеспособности ВВС имела повседневно проводимая военно-научная работа. На основе изучения и обобщения боевого опыта разрабатывались и доводились до частей и соединений ВВС наставления по боевому применению родов авиации.

Штабом ВВС Красной Армии систематически издавались информационные сборники, бюллетени и другие документы. При подготовке к наступательным операциям много уделялось внимания использованию опыта войны, подготовке командного, летного и остального состава авиационных частей и соединений.

Темы для занятий с командирами и офицерами штаба выбирались с учетом боевых действий авиации в предстоящей операции. Особенно тщательно отрабатывались важнейшие вопросы по управлению частями и соединениями в операции и осуществлению их взаимодействия с сухопутными войсками и между родами авиации.

Продолжали развиваться и укрепляться авиационные службы. Они пополнились личным составом, получили значительное количество технических средств для обслуживания и ремонта боевой техники. Благодаря наличию большого опыта в работе, высокому моральному духу и повседневной напряженной работе личный состав служб справился со своими обязанностями по всестороннему обеспечению боевых действий ВВС в крупнейших наступательных операциях. [420]

Много уделялось внимания ведению воздушной разведки. Она рассматривалась командованием фронтов как одно из основных средств обеспечения наиболее ценными и достоверными сведениями о противнике, а во время операций по освобождению Правобережной Украины, Белоруссии, Польши, Румынии, Болгарии и других — главным средством обеспечения этими данными. Перед каждой наступательной операцией воздушными разведчиками вскрывались и фотографировались расположение главных сил противостоящей группировки противника, система и характер его оборонительных сооружений, что позволяло успешно планировать и проводить наступательные операции.

Штурманская служба приобрела большой опыт в обеспечении боевых действий авиации в крупных наступательных операциях. Одним из главных результатов ее работы было сокращение до минимума потерь ориентировки экипажами н невыходов их на цель, а также повышение качества бомбометания.

В целях улучшения подготовки летного состава и повышения меткости бомбардировочных ударов штурманской службой ВВС Красной Армии в 1944 г. были выпущены новые руководства по бомбометанию (РБ-44), применению бомб и взрывателей и бомбардировочным расчетам, а также ряд необходимых инструкций. На оснащение самолетов были приняты бомбардировочные прицелы ОПБ-1Д (для сбрасывания бомб с горизонтального полета) и ПБП-4 (для бомбометания с пикирования). Это позволило повысить меткость ударов в 1944 г. в среднем на 11% по сравнению с предыдущим годом.

Большая работа по приводу самолетов на свои аэродромы была проделана службой земного обеспечения самолетовождения (ЗОС). В ходе наступательных операций ее подразделения, обладавшие достаточной маневренностью, своевременно передислоцировались на нужные направления и обеспечивали боевые действия авиации в самолетовождении. В системе ЗОС имелось достаточно радиомаяков, приводных радиостанций, пеленгаторов, радиостанций и светомаяков Количество самолето-вылетов, обслуженных службой [421] ЗОС, непрерывно росло. Если в 1943 г. подразделения ЗОС обслужили 597212 самолето-вылетов, то в 1944 г.—879559.

Возросла роль всех звеньев инженерно-авиационной службы, и резко повысилась оперативность в использовании средств полевого ремонта. Перед началом крупных наступательных операций почти все полевые авиационные ремонтные мастерские (ПАРМы) полностью укомплектовывались личным составом, создавался возимый запас ремонтных материалов и запасных частей на первые 6 — 7 дней боевых действий, а в специализированных мастерских — 12 — 15 дней. ПАРМы, специализировавшиеся на ремонте определенного типа техники, обычно следовали за передовыми батальонами аэродромного обслуживания.

Значительно повысилась производственная мощность ремонтных органов. Если в 1943 г. войсковыми ремонтными средствами восстанавливалось более 540 самолетов в день, то в 1944 г. — 2155, а в 1945 г. — более 4000.

Своевременным и качественным выполнением всех заданий и работ, личным героизмом и мужеством, самоотверженным трудом инженерно-технический состав под руководством генералов А. В Агеева, И. И. Бондаренко, А. В. Винокурова, З. А. Иоффе, В. Н. Кобликова, К. П. Моисеева, И. В. Маркова, П. А. Невинного, И. П. Осипенко, Н. И. Плотникова, А. Г. Руденко, В. И. Реброва, А. В. Шепелева внесли достойный вклад в дело разгрома немецких захватчиков.

Личным составом тыла ВВС была проведена большая работа по материальному и аэродромному обеспечению боевых действий авиачастей, строительству и восстановлению аэродромов в ходе наступательных операций. На территории Польши, Венгрии, Чехословакии и других стран имелось небольшое количество аэродромов, которые, как правило, были разрушены противником при отступлении, а также недостаточное количество площадок для строительства новых аэродромов. Это создавало дополнительные трудности в обеспечении аэродромами частей воздушных армий. [422]

Благодаря дальнейшему укреплению тыла ВВС, высокому моральному духу и трудовому героизму личный состав справился со своими задачами и получил богатый опыт в обеспечении действий крупных сил авиации при проведении стратегических наступательных операций на большую глубину.

Таким образом, в третьем периоде Великой Отечественной войны советские Военно-воздушные силы во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил успешно решили поставленные перед ними задачи. [423]

Дальше