Боевые действия авиации при разгроме Квантунской армии Японии
После капитуляции фашистской Германии наступил мир в Европе. Между тем в Азии, на Дальнем Востоке вторая мировая война была еще в полном разгаре. Союзник гитлеровской Германии милитаристская Япония, несмотря на военные поражения в бассейне Тихого океана и полную политическую изоляцию, отклонила ультиматум США, Англии и Китая о капитуляции, предъявленный 26 июля 1945 г., и продолжала вести боевые действия.
Советский Союз не мог безразлично относиться к военным событиям, происходившим вблизи его дальневосточных границ. Тем более что японский империализм на протяжении многих десятилетий был постоянным источником агрессии в Азии и являлся злейшим врагом нашей Родины.
Чтобы быстрее ликвидировать оставшийся очаг второй мировой войны, обеспечить безопасность своих дальневосточных границ и помочь народам Азии в их освободительной борьбе, Советский Союз 8 августа 1945 г. объявил войну Японии. Наша страна пунктуально выполнила принятые на Ялтинской конференции обязательства: по истечении двух-трех месяцев после победы над гитлеровской Германией оказать помощь союзникам в разгроме милитаристской Японии.
На Дальнем Востоке нашим сухопутным войскам и авиации предстояло действовать в необычных условиях. Обширные пространства сухопутной части театра находятся в различных климатических поясах. На пути советских войск лежали массивные горные хребты, пустыни, широкие реки, дикая тайга. Дорожная сеть развита слабо. Во многих районах почти совсем отсутствуют хорошо наблюдаемые с воздуха естественные ориентиры. [424]
К началу военных действий на территории Маньчжурии, Кореи и Внутренней Монголии располагалась Квантунская армия, которая являлась лучшим оперативно-стратегическим объединением японских сухопутных войск. Кроме того, здесь были сосредоточены войска марионеточного правительства Маньчжоу-Го и монгольского князя Де Вана. Всего на этом театре военных действий войска противника имели 1,2 млн. человек, 1155 танков, 5360 орудий{247}. У советской границы японские войска создали развитую систему укрепленных районов.
Авиационная группировка противника состояла из семи авиационных бригад и девяти отдельных авиационных отрядов, входивших во 2-ю и 5-ю воздушные армии, которые базировались в Маньчжурии и Корее и насчитывали около 2 тыс. самолетов, в том числе 600 бомбардировщиков, 1200 истребителей, более 100 разведчиков и до 100 машин вспомогательной авиации.
Ставка ВГК, планируя военные действия на Дальнем Востоке, преследовала цель разгромить Квантунскую армию, принудить японское правительство к капитуляции и вернуть нашей Родине Южный Сахалин и Курильские острова. Для решения этих задач были привлечены Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты{248}, Тихоокеанский военно-морской флот, а также Краснознаменная Амурская военная речная флотилия. Наши войска превосходили противника по живой силе в 1,2 раза, по орудиям в 4 и танкам в 6 раз.
Группировка советских ВВС, выделенная для участия в боевых действиях, включала 12-ю воздушную армию Забайкальского фронта, 9-ю воздушную армию 1-го Дальневосточного фронта и 10-ю воздушную армию 2-го Дальневосточного фронта (командующие маршал авиации С. А. Худяков и генералы И. М. Соколов и П. Ф. Жигарев). В общей сложности советские ВВС имели 2945 боеготовых самолетов (1573 истребителя, 740 бомбардировщиков, 479 штурмовиков и 153 разведчика) и по численности превосходили противника в 1,5 раза. Если же учесть 1131 боеготовый самолет морской авиации, то наше преимущество в воздухе было еще более ощутимым.
На стороне советской авиации было также качественное превосходство. Японские истребители И-97 и И-00 заметно уступали нашим однотипным самолетам Як-9 и Ла-7 в горизонтальной скорости, скороподъемности и вооружении. [425]
Советские фронтовые бомбардировщики Пе-2 и Ту-2 на 150 180 км имели большую скорость, чем самолеты противника СБ-96 и СБ-97. В составе нашей авиационной группировки было три бомбардировочных корпуса, три отдельные авиационные дивизии и два полка, переброшенных с запада, которые обладали опытом боевых действий против фашистской Германии. Учитывая особенности района предстоящих действий, советское командование усилило воздушные армии транспортными авиационными полками и дивизиями. Усилия авиационных объединений координировал командующий ВВС Красной Армии Главный маршал авиации А. А. Новиков.
Замысел советского командования заключался в том. чтобы силами трех фронтов прорвать систему укрепленных районов противника на нескольких участках, а затем, развивая успех по сходящимся направлениям на Харбин, Чанчунь и Мукден, окружить главные силы врага, расчленить их и уничтожить по частям. Тихоокеанский флот должен был нарушить морские коммуникации противника, высадить десанты и во взаимодействии с войсками 1-го Дальневосточного фронта овладеть портами Северной Кореи (Расин, Юки, Сейсин), а также обеспечить свои морские сообщения в Японском море и Татарском проливе.
Перед ВВС были поставлены следующие боевые задачи: завоевать господство в воздухе и надежно прикрыть главные группировки войск фронтов; ударами по железнодорожным объектам, эшелонам и автоколоннам сорвать маневр резервами противника; поддержать сухопутные войска при прорыве системы укрепленных районов и развитии успеха; действиями по штабам и узлам связи нарушить управление войсками; систематически вести воздушную разведку.
Боевые действия воздушных армий были спланированы с учетом специфических особенностей, в которых предстояло решать боевые задачи сухопутным войскам и ВВС. Так, главные усилия бомбардировочной и штурмовой авиации 9-й воздушной армии намечалось сосредоточить на поддержку войск на поле боя, так как 1-му Дальневосточному фронту необходимо было прорывать полосу мощных укреп-районов на приморско-маньчжурском направлении. В 12-й [426] воздушной армии соединения бомбардировочной авиации получили задачу парализовать работу важнейших железнодорожных и автомобильных коммуникаций и изолировать район сражения от притока резервов, а дивизии штурмовиков поддерживать войска на поле боя.
10-я воздушная армия основными силами должна была поддержать сухопутные войска при форсировании Амура и наступлении на сунгарийском направлении.
Господство в воздухе намечалось завоевать путем уничтожения японской авиации на аэродромах и в воздухе. В первый день операции для действий по аэродромам противника в 12-й воздушной армии выделялись две бомбардировочные, две штурмовые и одна истребительная авиационные дивизии.
Особое внимание уделялось воздушной разведке, так как до объявления войны наши ВВС не могли вести разведывательные полеты над территорией Маньчжурии и советское командование не имело точных данных о характере вражеской обороны, группировке войск, коммуникациях и базировании японской авиации.
До начала наступательной операции интенсивно велась всесторонняя подготовка. Летом 1945 г. воздушные армии пополнились новыми самолетами и летно-техническими кадрами, получившими опыт боев против немецко-фашистской авиации. Прибывшие с запада авиационные соединения знакомились с особенностями выполнения полетов на Дальнем Востоке.
Штабы воздушных армий совместно со штабами общевойсковых (танковой) армий детально разработали планы взаимодействия, подготовили единые кодированные карты, радиосигнальные и переговорные таблицы, сигналы взаимоопознавания войск и авиации. В 6-ю гвардейскую танковую армию Забайкальского фронта и общевойсковые армии, которые должны были наступать на главных направлениях, были выделены оперативные группы офицеров воздушных армий, предназначенные для вызова авиации с аэродромов и управления ею на поле боя, а также согласования с общевойсковым командованием вопросов взаимодействия в ходе операции, информации командующего и штаба воздушной армии о складывающейся обстановке. Накануне боевых действий в танковые и механизированные корпуса выехали командиры взаимодействующих штурмовых и истребительных дивизий, которые организовали свои командные пункты в боевых порядках войск. В стрелковые и танковые дивизии направлялись авианаводчики со своими радиосредствами.
Чтобы лучше согласовать усилия авиации и сухопутных войск при прорыве полосы укрепленных районов, штабы [427] взаимодействовавших воздушных и общевойсковых армий отработали методом военных игр и групповых упражнений вопросы совместных боевых действий в наступательных операциях. Части бомбардировочной и штурмовой авиации на специально оборудованных полигонах днем и ночью осваивали способы поражения малоразмерных целей (дотов).
В целях облегчения самолетовождения в полосе фронтов была создана сеть контрольно-опознавательных знаков, расположенных вдоль государственной границы и на больших дорогах, а также привлечены многочисленные средства ЗОС (радиопеленгаторы, светомаяки и др.), которые накануне боевых действий были перебазированы на передовые аэродромы.
Одной из сложных проблем была организация аэродромного и материально-технического обеспечения боевых действий ВВС. В горных районах трудно было подбирать площадки для строительства аэродромов, не говоря уже о том, что на значительной высоте над уровнем моря необходимо было создавать взлетно-посадочные полосы увеличенных размеров. В пустынной и полупустынной местности восточной части Монголии почти не было водных источников и топлива, поэтому батальоны аэродромного обслуживания должны были возить с собой не только горючее, боеприпасы и продовольствие, но запасы воды и дров.
Учитывая большой объем и трудности работы авиационного тыла, командующий ВВС Красной Армии усилил воздушные армии авиационно-техническими соединениями и частями. Кроме того, командующие фронтами планировали использовать сухопутные войска и их инженерную технику для строительства аэродромов.
В целях изыскания аэродромов на освобождаемой от противника территории были созданы поисковые рекогносцировочные группы, в распоряжение которых выделялись транспортные самолеты и самолеты связи. Для обеспечения аэродромного маневра вслед за наступавшими войсками командующие воздушными армиями выделяли в резерв по два-три района авиационного базирования, которые в начале августа сосредоточились у государственной границы. В результате напряженной работы части авиационного тыла хорошо подготовились к операции. Они создали на 15 20 дней операции запасы материальных средств и подготовили необходимую аэродромную сеть.
Накануне операции воздушные армии произвели перегруппировку сил. Их соединения перебазировались на передовые аэродромы, откуда начали боевые действия. В целях скрытности перелеты осуществлялись небольшими группами и на малых высотах, при этом строго ограничивалась радиосвязь. На аэродромах все самолеты были рассредоточены и [428] замаскированы. Кроме действующих была создана широкая сеть ложных аэродромов, на которых устанавливались макеты авиационной техники и имитировалась боевая подготовка авиационных полков.
В подготовительный период активно велась партийно-политическая работа. Командование, политорганы, партийные и комсомольские организации воспитывали у авиаторов ненависть к японским захватчикам, изучали опыт боевых действий Красной Армии у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, мобилизовывали личный состав авиационных частей на лучшую подготовку к боевым действиям по ликвидации очага агрессии на Дальнем Востоке, прививали любовь к Родине и Коммунистической партии. В результате целеустремленной политической работы и всех подготовительных мероприятий повысилась боевая готовность ВВС. Личный состав авиационных частей горел желанием быстрее разгромить войска японских агрессоров и обеспечить безопасность восточных рубежей нашей страны.
Советские войска перешли в наступление в ночь на 9 августа. С целью достижения внезапности артиллерийская и авиационная подготовка атаки не проводилась. Передовые отряды скрытно проникли на вражескую территорию, обошли и блокировали оборонительные укрепления и начали уничтожать их гарнизоны. В течение ночи подразделения советских войск овладели многими приграничными опорными пунктами, чем обеспечили успешные действия главных сил.
В эту же ночь начала боевые действия и наша авиация. 76 экипажей 19-го бомбардировочного авиационного корпуса 9-й воздушной армии (командир генерал Н. А. Волков) на самолетах Ил-4 атаковали военные объекты в Чанчуне и Харбине. А на рассвете 9 августа, чтобы парализовать работу коммуникаций, нарушить управление войсками, посеять панику в тылу противника и подавить его авиацию на аэродромах, бомбардировочные корпуса и дивизии 9-й и 12-й воздушных армий и ВВС флота нанесли удары по железнодорожным станциям и эшелонам, промышленным объектам в Харбине и Чанчуне, аэродромам Паянса, Хайлар, Ганьчжурмяо и другим, а также по морским портам Расин, Юки и Сейсин. Одновременно с этим авиация приступила к поддержке и прикрытию ударных группировок фронтов и ведению воздушной разведки.
Несмотря на сложные метеоусловия, советские ВВС в первый день операции совершили до 2 тыс. самолето-вылетов и причинили врагу большие потери. Только летчики 12-й воздушной армии на станциях Солунь и Хайлар создали более 20 очагов пожара, вызвали 10 взрывов огромной силы, [429] разрушили 9 станционных зданий, уничтожили несколько эшелонов с боевой техникой{249}.
Непрерывные удары советской авиации по железнодорожным объектам оказались весьма эффективными. Они вывели из строя коммуникации врага, сковали маневр резервами, изолировали районы сражения от подхода свежих сил. Японское командование не смогло вовремя подтянуть дивизии с Центральной Маньчжурской равнины и занять тыловые оборонительные рубежи, а также вывести свои войска из-под удара танковых соединений Красной Армии и организовать эвакуацию материальных средств из приграничной зоны.
Вражеская авиация не оказала почти никакого противодействия. Японское командование, ошеломленное мощными внезапными ударами советских войск и авиации, стало поспешно отводить свои войска в глубь Маньчжурии, оказывая сопротивление главным образом в укрепленных районах. Стремясь сохранить военно-воздушные силы для обороны собственно Японии, оно перебазировало лучшие авиационные соединения на аэродромы метрополии. Советская авиация безраздельно господствовала в воздушном пространстве.
С началом наступления усиленно велась воздушная разведка, для чего привлекались не только разведывательные полки и эскадрильи, но и значительные силы бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. В среднем на разведку ежедневно расходовалось до 30% всех самолето-вылетов воздушных армий. Разведывательные данные немедленно передавались по радио, что давало возможность советскому командованию своевременно реагировать на все изменения обстановки. Так, в первые дни операции воздушные разведчики установили, что в тылу наступавших войск Забайкальского фронта находится крупная группировка японских войск, и советское командование сразу же приняло энергичные меры по их разоружению и пленению.
Разведка осуществлялась на широком фронте и на большую глубину. Так, самолеты-разведчики 12-й воздушной армии действовали в полосе шириною более 1500 км и на глубину до 600 700 км. В первые дни, когда не было известно, какое противодействие окажут средства ПВО противника, полеты разведчиков выполнялись на высотах до 5 6 тыс. м, в последующие дни разведка велась со средних высот (1000 1500 м).
В течение первых пяти суток операции советские войска в тесном взаимодействии с военно-воздушными силами разгромили приграничные части врага. При этом соединения 1-го Дальневосточного фронта вклинились на его территорию [430] на 40 100 км, освободив города Хутоу, Дунин, Мишань. Ударную группировку фронта успешно поддерживали бомбардировщики и штурмовики 9-й воздушной армии, которые эффективно действовали по скоплениям войск и огневым средствам японцев на поле боя.
По укрепленным районам наши летчики действовали, как правило, группами по 90 100 самолетов. Особенно высокая эффективность достигалась при нанесении сосредоточенных ударов. Так, на второй день операции войска 35-й армии подошли к Хутоускому укрепленному району и, встретив яростное противодействие японцев, приостановили свое наступление. Сухопутные войска обратились за помощью к авиации. Вскоре в воздухе появился 81 самолет Пе-2 34-й бомбардировочной авиационной дивизии (командир полковник К. А. Михайлов). Нанеся сильный удар по объектам укрепленного района, бомбардировщики разрушили ряд дотов и подавили артиллерийский и пулеметный огонь японцев. Воспользовавшись замешательством противника, советские войска ворвались в укрепленный район и через два часа овладели им.
В районе Муданьцзяна японское командование сосредоточило резервы и готовило контрудар по войскам 5-й армии. Вечером 10 августа воздушная разведка донесла о прибытии эшелонов и выгрузке войск с артиллерией и танками на железнодорожной станции и о большом скоплении войск и техники противника. Чтобы сорвать замысел врага, командующий 9-й воздушной армией немедленно организовал удар по железнодорожной станции Муданьцзян силами 34-й бомбардировочной авиационной дивизии.
Бои за Муданьцзян продолжались пять дней. 16 августа был самым тяжелым днем для войск 1-й Краснознаменной и 5-й армий. Противник, сосредоточив значительные силы пехоты и танков, организовал мощные контратаки. На их отражение были привлечены основные силы штурмовиков 252-й штурмовой авиационной дивизии (командир подполковник В. X. Макаров), которые непрерывными эшелонированными действиями по артиллерии, танкам и пехоте врага оказали эффективную помощь своим войскам в отражении контратак. Совместными усилиями сухопутных войск и авиации был окончательно разгромлен противник в районе Муданьцзяна.
Для уничтожения узлов сопротивления Дуннинского укрепленного района, оставшихся в тылу войск 25-й армии, 108 самолетов 19-го бомбардировочного авиационного корпуса нанесли сосредоточенный удар. Эффект действий был очень высоким. Осмотром местности после ее занятия было установлено, что прямым попаданием бомб крупных калибров уничтожено 4 дота, 2 дзота, 1 склад боеприпасов, убито [431] 130 человек и ранено большое количество солдат и офицеров противника. После этого удара укрепленный район был захвачен нашими войсками.
Ввиду отсутствия серьезного противодействия японских истребителей и зенитной артиллерии наши бомбардировщики и штурмовики наносили удары со средних и малых высот и находились над целью продолжительное время, что повышало эффективность их действий. При выполнении заданий летный состав проявлял инициативу, находчивость, мужество и героизм. Командир 75-го штурмового авиационного полка майор Черных в паре с командиром звена лейтенантом Юрченко вылетели на «свободную охоту». Вскоре они обнаружили бронепоезд врага и атаковали его. На третьем заходе на цель самолет майора Черных был подбит огнем зенитного орудия и совершил вынужденную посадку на склоне сопки. Юрченко для спасения командира посадил рядом свой самолет, забрал майора Черных в кабину и благополучно возвратился на аэродром.
Еще более успешно действовали войска Забайкальского фронта. Наступавшая в первом эшелоне 6-я гвардейская танковая армия, обходя узлы сопротивления японцев, на четвертый день операции при содействии 12-й воздушной армии преодолела хребет Большой Хинган и вышла на Центрально-Маньчжурскую равнину, пройдя с боями до 450 км.
Авиационная поддержка танковых войск осуществлялась в основном бомбардировочными соединениями, так как радиус действия самолетов штурмовиков и истребителей был сравнительно небольшой, а базирование их из-за недостатка аэродромов отставало от стремительно наступавших танковых частей. В интересах подвижных войск бомбардировщики наносили удары по укрепленным районам, узлам сопротивления, подходящим резервам, отходящим колоннам, железнодорожным станциям и интенсивно вели разведку.
Для подвоза горючего и боеприпасов танковым соединениям, которые оторвались от своих баз снабжения, были привлечены транспортные авиадивизии и полки. Транспортные самолеты совершили 1755 самолето-вылетов и перевезли более 2 тыс. тонн горючего и 186 тонн боеприпасов{250}. Условия для полета были очень тяжелыми. Маршруты проходили через всю ширину (200 300 км) хребта Большой Хинган. Возможностей для подбора площадок на случай вынужденных посадок не было. Метеорологическая обстановка была также неблагоприятной. Но советские летчики успешно справились с задачей подвоза материальных средств 6-й гвардейской танковой армии и обеспечили успех ее действий. [432]
В среднем ежедневно выделялось для этой цели 90 100 транспортных самолетов.
Одновременно с 1-м Дальневосточным и Забайкальским фронтами перешли в наступление войска 2-го Дальневосточного фронта, которые, форсировав многоводные реки Амур и Уссури, успешно продвигались на сунгарийском и жаохей-ском направлениях. В связи с сильными ливневыми дождями, которые затопили долины рек и сделали местность непроходимой, наступавшие войска вынуждены были продвигаться по железнодорожным путям.
Несмотря на сложные метеоусловия, соединения 10-й воздушной армии активно содействовали сухопутным войскам. Вылетая небольшими группами, бомбардировщики и штурмовики уничтожали технику и войска противника на поле боя, подавляли узлы сопротивления, действовали по кораблям и плавсредствам сунгарийской флотилии, железнодорожным эшелонам на станциях Бэйань, Кэшань и Цицикар, вели воздушную разведку.
В первый день операции особенно успешно действовали летчики 253-й штурмовой авиационной дивизии (командир подполковник К. Т. Цедрик), которые атаковали и потопили пароход, баржу, три парусных судна и три бронекатера{251}. Истребители «охотники» 254-й истребительной авиационной дивизии (командир подполковник Н. А. Силаев) подожгли корабль в районе Синчунчжиня и уничтожили парусную лодку с 20 солдатами на реке Сунгари.
11 августа шесть самолетов Ил-2 253-й штурмовой авиационной дивизии (ведущий группы командир эскадрильи майор Блинов) с пункта наведения были нацелены на артиллерийскую батарею японцев, мешавшую продвижению 203-й танковой бригады. Произведя несколько атак, наши летчики подавили огонь врага и тем самым обеспечили танкистам беспрепятственное наступление.
12 августа наши войска, наступавшие на цицикарском направлении, были остановлены сильным артиллерийским огнем и контратаками противника у пункта Сунь-У. На помощь пехотинцам и танкистам были вызваны группы штурмовиков 96-й штурмовой авиационной дивизии, которой командовал подполковник И. А. Кочергин. Для подавления артиллерийских батарей летчики совершили по пять заходов на цель и заставили противника прекратить огонь. Японские солдаты, понеся большие потери, подняли белые флаги и сдались в плен. Наши войска продолжали наступление.
В первые дни военных действий соединения Тихоокеанского флота нарушили морские коммуникации противника, высадили десантные отряды и овладели портами Северной [433] Кореи Юки, Расин и Сейсин, несмотря на то что они хорошо оборонялись противником с суши, моря и воздуха. Авиация флота в интересах десантов проводила авиационную подготовку, поддерживала их при высадке на берег и овладении портами, прикрывала с воздуха при переходе морем и в районе боев, вела воздушную разведку.
Советские войска наступали безостановочно. К середине августа они продвинулись в глубь Маньчжурии до 500 км. В период преследования противника, чтобы ускорить окончательный разгром Квантунской армии, советское командование с 19 по 22 августа высадило в крупных городах Маньчжурии (Чанчунь, Мукден, Гирин, Харбин и др.) воздушные десанты составом от 50 до 500 человек, которые захватили аэродромы, железнодорожные узлы, склады оружия и быстро разоружили местные гарнизоны. На десантирование войск и доставку им грузов авиацией трех воздушных армий было совершено более 5 тыс. самолето-вылетов.
В ходе стремительного преследования врага соединения штурмовой и истребительной авиации отстали от наступавших войск и не могли вести боевые действия. В отдельных случаях для переброски комендатур батальонов аэродромного обслуживания и материально-технических средств на передовые аэродромы использовались транспортные самолеты. Однако обеспечить полностью аэродромный маневр ВВС силами транспортной авиации не имелось возможностей, поскольку в условиях бездорожья транспортные самолеты использовались главным образом для снабжения передовых частей наступавших сухопутных войск.
Захват важных административно-политических и промышленных центров Маньчжурии передовыми отрядами сухопутных войск и воздушными десантами окончательно дезорганизовал управление войсками и резервами противника. Убедившись в бесполезности дальнейшего сопротивления, японцы почти повсеместно прекратили боевые действия и 19 августа начали складывать оружие.
В результате разгрома Квантунской армии империалистическая Япония лишилась реальных сил и возможностей для продолжения войны, и 2 сентября ее правительство подписало акт о безоговорочной капитуляции.
Следовательно, вступление СССР в войну против империалистической Японии и решительные действия наших Вооруженных Сил обеспечили ликвидацию дальневосточного очага агрессии и быстрое окончание второй мировой войны. Американский генерал К. Ченполт, командовавший тогда ВВС США в Китае, заявил корреспонденту «Нью-Йорк таймс»:
«Вступление Советского Союза в войну против Японии явилось решающим фактором, ускорившим окончание [434] войны на Тихом океане, что произошло бы даже в том случае, если бы не были применены атомные бомбы. Быстрый удар, нанесенный Красной Армией по Японии, завершился окружением, приведшим к тому, что Япония оказалась поставленной на колени»{252}.
Благодаря победе наша Родина вернула себе исконно русские земли Южный Сахалин и Курильские острова. Советский Военно-Морской Флот получил надежно обеспеченные выходы в Тихий океан. Были созданы благоприятные условия для организации прочной обороны наших дальневосточных границ.
Разгром империалистической Японии способствовал подъему национально-освободительного и демократического движения в странах Азии, создал благоприятные условия для образования Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики и Демократической Республики Вьетнам.
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили победу наших Вооруженных Сил над империалистической Японией. Вечером 23 августа 1945 г. столица нашей Родины Москва салютовала доблестным советским воинам, разгромившим Квантунскую армию. В честь победы над империалистической Японией была учреждена медаль, которой награждены все участники боев. Многие части и соединения, в том числе и авиационные, были удостоены почетных наименований Мукденских, Хинганских, Амурских, Сахалинских, Курильских и др. Сотни тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов были награждены боевыми орденами и медалями СССР. Летчики-дальневосточники своим высоким мастерством, смелостью и мужеством приумножили боевую славу советских авиаторов.
Большой вклад в победу над Квантунской армией внесли Военно-воздушные силы, которые совершили более 22 тыс. самолето-вылетов и сбросили на врага около 3 тыс. тонн бомб. В руках советского командования авиация являлась мощным и наиболее маневренным средством вооруженной борьбы, оказавшим существенное влияние на ход и исход военных действий против миллионной армии противника. Своими мощными ударами по дотам и скоплению техники и войск врага наши летчики помогли сухопутным войскам быстро прорвать полосу укрепленных районов, нарушили работу коммуникаций и парализовали маневр резервами, сыграли большую роль в отражении контрударов противника, а также в окружении и окончательном разгроме Квантунской армии. Наши Военно-воздушные силы являлись [435] главным средством ведения разведки и важным средством десантирования и транспорта.
За время операции было перевезено по воздуху 16500 солдат и офицеров, до 2780 тонн горючего, 563 тонны боеприпасов и 1496 тонн различных грузов{253}. Обеспечив высадку многочисленных воздушных десантов в тылу противника, а также бесперебойно снабжая горючим и боеприпасами стремительно наступавшие танковые и моторизованные дивизии, авиация содействовала быстрому рассечению группировки противника на части и ее пленению.
В кампании по разгрому Квантунской армии советские ВВС получили ценный опыт организации и ведения боевых действий в трудных условиях Дальневосточного театра войны. Резко неустойчивая погода (ливневые дожди, дымки, туманы), однообразие местности (огромные массивы горной тайги, пустыни и полупустыни), отсутствие характерных ориентиров весьма усложняли самолетовождение, отыскание целей и выполнение боевых задач. Однако эти трудности были успешно преодолены, в чем немаловажную роль сыграли такие мероприятия, как создание искусственных ориентиров у государственной границы и специальных знаков на больших дорогах; выделение в прибывшие с европейской части авиационные полки летчиков-лидеров из частей, постоянно дислоцировавшихся на Дальнем Востоке; широкое применение различных средств ЗОС; тщательное изучение районов базирования и боевых действий по картам различных масштабов с практическим облетом приграничной полосы.
В действиях ВВС по разгрому Квантунской армии можно отметить целый ряд специфических особенностей.
Во-первых, значительные силы советской авиации (13% всех самолето-вылетов) направлялись на дезорганизацию железнодорожных перевозок и борьбу с резервами. А в полосе наступления Забайкальского фронта на выполнение этой задачи затрачивалось до 85% всех самолето-вылетов бомбардировочной авиации. И это было не случайно, так как 75% дивизий Квантунской армии находилось в центральной части Маньчжурии. Для маневра войск японское командование намечало использовать главным образом железнодорожные коммуникации. Однако в результате активных действий советской авиации планы противника были сорваны. Наша авиация изолировала районы сражения от притока свежих сил противника. Японское командование не смогло эвакуировать материальные ценности из приграничной [436] полосы и вывести свои войска из-под ударов наступавших соединений Красной Армии.
Во-вторых, переход советских войск в наступление сразу же после объявления войны и отсутствие точных данных о противнике потребовали привлечь для ведения воздушной разведки крупные силы авиации, в два-три раза большие, чем в операциях против фашистской Германии. Воздушная разведка велась по направлениям и районам (полосам) с применением визуального наблюдения и фотографирования. Благодаря интенсивной и хорошо организованной разведке советское командование своевременно получало достоверные данные о противнике, что имело исключительно важное значение в ходе боевых действий.
При подготовке к кампании по разгрому Квантунской армии советские ВВС получили практику скрытного сосредоточения и перегруппировки авиационных соединений. Особого внимания заслуживают мероприятия по оперативной маскировке базирования ВВС (создание сети ложных аэродромов, тщательная маскировка стоянок самолетов, расположение летных частей в подготовительный период на удаленных от границы аэродромах и др.), организация перелета авиационных полков на передовые аэродромные узлы на малых высотах и мелкими группами.
Представляет большой интерес опыт организации взаимодействия ВВС с сухопутными войсками в горно-лесистой местности, в особенности с танковыми соединениями: разработка детальных планов взаимодействия, выделение оперативных групп воздушных армий в общевойсковые и танковую армии и авиационных представителей в общевойсковые соединения, организация КП командиров штурмовых авиадивизий вблизи линии фронта, разработка специальных документов, облегчавших взаимодействие (единые кодированные карты, радиосигнальные таблицы, сигналы взаимообозначения и др.), широкое применение транспортной авиации для десантирования войск и подвоза боевых и материальных средств танковым соединениям.
Опыт организации и ведения боевых действий ВВС, полученный в дальневосточной кампании, имел важное значение для развития оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. [437]