Когда отгремели бои. Советский народ, одержав под руководством Коммунистической партии триумфальную победу в Великой Отечественной войне, вновь вернулся к мирному труду, и прежде всего к восстановлению разрушенного фашистскими захватчиками народного хозяйства. Советские Вооруженные Силы переводились на мирное положение, сокращалась их численность.
Однако реакционные круги империалистических держав, и прежде всего США, не были заинтересованы в установлении мира на земле. Сразу же после войны, развязав так называемую «холодную войну», империалистическая реакция стала открыто призывать к новому походу на СССР, нанесению по нему «превентивных» ударов с применением атомного оружия. По инициативе США и при их активном участии создается ряд агрессивных блоков и группировок, начинается возрождение милитаризма в Западной Германии и Японии.
Понятно, что в такой обстановке, ведя активную борьбу за упрочение мира, Коммунистическая партия и Советское правительство не могли ослаблять внимания к укреплению обороноспособности страны, строительству армии и флота. Они следовали завету В, И. Ленина о том, что «от укрепления армии зависит прочность республики...»{11}. Комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) разработала в 1946 г. план организационной перестройки и дальнейшего укрепления Вооруженных Сил{12}.
Определяющее значение для повышения мощи Советских Вооруженных Сил имело оснащение их принципиально новым, ракетно-ядерным оружием. В короткие сроки были созданы атомные и водородные бомбы, а также баллистические ракеты. Это была вынужденная мера в ответ на размахивание американским империализмом «атомной дубинкой». Советский Союз стал превращаться в могучую ядерную державу, стоящую на страже мира и безопасности народов.
Большое внимание Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли развитию Военно-воздушных сил. [77] Опыт минувшей войны свидетельствовал о том, что не было ни одной битвы, ни одной операции, ни одного крупного сражения, в которых сухопутные войска и другие виды вооруженных сил смогли бы успешно решать свои задачи без поддержки и прикрытия их с воздуха, без участия авиации. Обладая большой ударной мощью, высокой маневренностью, дальностью действий и мобильностью, авиация выполняла оперативно-стратегические задачи как совместно с другими видами вооруженных сил, так и самостоятельно и оказывала существенное влияние на ход и исход не только боя, операции, но и войны в целом. Надо было учитывать и то, что во многих капиталистических странах имелась многочисленная технически развитая авиация, а ВВС США, кроме того, имели на вооружении атомные бомбы. Повышение внимания к развитию авиации объяснялось также началом производства в СССР ядерных зарядов, единственным носителем которых в то время была авиация.
В декабре 1945 г. в ЦК ВКП(б) и СНК СССР состоялось обсуждение перспектив строительства и совершенствования авиации. Конструкторские бюро и научно-исследовательские организации получили задания на ускоренную разработку реактивных двигателей и самолетов. В январе 1947 г. был утвержден пятилетний план перевооружения авиации на новую технику.
Успешное выполнение решений партии и правительства по вопросам развития авиации позволило вскоре коренным образом изменить состояние всех видов и родов авиации. Уже в 1946 г. на вооружение ВВС поступили первые реактивные самолеты-истребители МиГ-9 и Як-15. А к концу 1953 г. перевооружение истребительной и фронтовой бомбардировочной авиации на реактивные самолеты с дозвуковыми скоростями полета (МиГ-15, МиГ-17, Як-25 и Ил-28) в основном было закончено. Дальняя авиация получила тяжелый бомбардировщик Ту-4 с поршневыми двигателями, обладавший относительно высокими летно-техническими данными.
Существенно изменилось оборудование самолетов. Широкое внедрение радиоэлектроники, и в первую очередь радиолокационных прицелов, радиотехнических систем навигации и бомбометания, новых средств управления, намного повысило возможности авиации и уменьшило ее зависимость от погодных условий и времени суток. Она стала способной успешно поражать различные цели днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях.
Переход военной авиации на качественно новую, более совершенную боевую технику предъявил повышенные требования к командным кадрам в отношении как летного мастерства и военно-технических знаний, так и умения управлять подразделениями, частями и соединениями Военно-воздушных сил. Перед академией стояла задача готовить идейно закаленных, высокообразованных офицеров с широким оперативно-тактическим кругозором, в совершенстве владеющих сложной боевой техникой, умеющих полностью использовать ее высокие боевые возможности, способных грамотно руководить авиационными частями и соединениями, умело обучать и воспитывать подчиненных. [78] Высшее военное образование необходимо было дать офицерам – участникам Великой Отечественной войны, имевшим большой опыт и зачастую занимавшим высокие должности, но не получившим достаточных теоретических знаний. Надо было также начать готовить командные кадры с высшим военным образованием для ВВС стран народной демократии.
Профессорско-преподавательскому составу академии предстояло всесторонне исследовать опыт боевых действий авиации во второй мировой войне, особенно богатейший боевой опыт советских ВВС на фронтах Великой Отечественной войны, и, руководствуясь принципами марксистско-ленинской диалектики, внедрить его в учебный процесс.
Важно было также научно определить наиболее целесообразные способы боевых действий частей и соединений, вооруженных реактивными самолетами, научить офицеров эффективно использовать новую боевую технику. В дальнейшей разработке оперативного искусства и тактики ВВС нуждалась и академия, ибо без этого немыслимо было готовить высококвалифицированные кадры, развивать советскую военную науку.
Для улучшения подготовки авиационных кадров высшей квалификации был проведен ряд важных организационных мероприятий, которые осуществлялись под руководством и при непосредственной помощи Главного штаба ВВС. Над их реализацией с большой энергией и энтузиазмом трудился весь коллектив академии под руководством командования и политического отдела.
Для успешного решения новых ответственных задач руководящий состав академии был укреплен участниками Великой Отечественной войны. В 1946 г. вместо генерал-лейтенанта авиации П. П. Ионова, вышедшего в отставку по состоянию здоровья, на должность начальника академии был назначен маршал авиации Ф. Я. Фалалеев.
Федор Яковлевич Фалалеев имел богатый служебный и боевой опыт. Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции он участвовал в установлении и укреплении Советской власти в Удмуртии. В 1919 г., будучи уже коммунистом, вступил в Красную Армию и принял активное участие в боях на фронтах гражданской войны. Впоследствии он командовал батальоном и полком.
С 1932 г. Ф. Я. Фалалеев связал свою жизнь с авиацией. В 1933 г. он успешно закончил военную школу летчиков, а затем – оперативный факультет Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, стал последовательно командиром авиационной эскадрильи и авиационной бригады. В предвоенные годы Ф. Я. Фалалеев занимал ответственные должности. Он был заместителем командующего авиационным оперативным объединением, генерал-инспектором и заместителем начальника Главного управления ВВС. [79]
Незаурядный военный талант Ф. Я. Фалалеева, его высокие организаторские способности особенно ярко проявились в годы Великой Отечественной войны, когда он руководил авиационными объединениями. Будучи с 1942 г. начальником Штаба ВВС, он в качестве представителя Ставки ВГК умело координировал боевые действия авиации фронтов в Сталинградской битве, в Крымской, Белорусской и Восточно-Прусской операциях. В 1944 г. Ф. Я. Фалалееву было присвоено звание «маршал авиации». В академию он пришел с должности начальника Главного штаба ВВС.
Используя свой большой опыт, глубокие и разносторонние знания, Ф.. Я. Фалалеев умело осуществлял руководство перестройкой учебного процесса, расширением тематики и повышением качества научных исследований, обеспечением бытовых и культурных потребностей личного состава академии.
Однако вскоре Федор Яковлевич тяжело заболел. В 1950 г. начальником академии был назначен генерал-лейтенант авиации Серафим Александрович Пестов. В годы Великой Отечественной войны он был начальником штаба управления истребительной авиации ПВО, командующим истребительной авиацией ПВО Западного, Северного, Центрального фронтов, а после окончания войны – командующим истребительной авиацией ПВО страны.
Серафим Александрович, обладая качествами военного исследователя, наряду с решением других вопросов много и плодотворно занимался научной деятельностью, отдал много сил совершенствованию учебного процесса, расширению и углублению научных исследований, направлял работу всего коллектива академии. Его работы и статьи отличались глубиной проникновения в сущность проблем, четкими аргументированными выводами и рекомендациями.
Заместителями начальника академии назначались генералы и офицеры, участники Великой Отечественной войны, занимавшие до прихода в академию высокие и ответственные должности. Заместителями начальника академии по учебной и научной работе были последовательно генералы А. С. Колесов, Я. С. Шкурин, А. Р. Шарапов, С. П. Синяков, Н. Г. Селезнев, Е. Ф. Логинов. В 1951 г. на должность помощника, а затем – заместителя начальника академии по оперативно-тактической подготовке был назначен генерал Б. Ф. Свешников. Должность заместителя начальника академии по общим вопросам занимал генерал И. К. Самохин.
Заместителем начальника академии по политической части и начальником политического отдела до февраля 1948 г. был генерал-майор авиации П. Л. Иваненко, затем полковник И. С. Молчанов, а с 1950 г. – полковник (впоследствии генерал-майор авиации) В. Г. Точилов. [80]
Тыл академии последовательно возглавляли подполковник И. Г. Чучин, полковник Т. А. Нижников, генерал-лейтенант Б. Р. Терпиловский, генерал-майор интендантской службы И. М. Гиллер, а с 1952 г. – полковник И. В. Солодовников.
Совершенствование структуры академии. Жизнь требовала проведения в академии ряда организационно-штатных и других преобразований. В результате были несколько увеличены сроки обучения. Продолжительность учебы в зависимости от профиля подготовки стала составлять от 3 до 4 лет. Расширилось количество профилей подготовки офицеров ВВС, увеличилось количество факультетов. В связи с этим Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии в августе 1946 г. была переименована в Краснознаменную Военно-воздушную академию (КВВА). Новое название более полно отражало ее предназначение.
Коллектив академии многое сделал для восстановления прерванного войной заочного обучения авиационных кадров. Вскоре после ее окончания появились необходимость и возможность дать высшее военное образование большому отряду перспективных офицеров, и в первую очередь тем, кто имел богатый боевой опыт и опыт руководства подразделениями и частями, но не мог поступить на основные факультеты из-за возрастных ограничений. Заочный командный факультет был вновь открыт. Его начальником стал опытный воспитатель авиационных кадров генерал-майор авиации А. С. Колесов, а его заместителем – генерал-майор авиации М. В. Шишкин. В 1951 г. в связи с дальнейшим расширением академии заочный командный факультет был реорганизован в факультет заочного обучения с тремя отделами: командным, штурманским и авиационного тыла. Начальниками отделов были соответственно назначены генерал-майор авиации Л. И. Нарышкин, полковники И. В. Арлашин и Г. А. Ульянов.
В 1946 г. академия приступила к выполнению своего интернационального долга – подготовке авиационных кадров с высшим образованием для армий стран народной демократии. Вначале количество слушателей было сравнительно небольшим. Однако уже через год был сформирован новый факультет. Его возглавил полковник А, Р. Андронов, затем Герой Советского Союза генерал-майор авиации Ф. П. Котляр, имевший большой опыт командования авиационными частями и соединениями в годы Великой Отечественной войны. В 1949 г. начальником факультета был назначен полковник М. М. Волосюк. Заместителем начальника факультета по политической части работал полковник Н. Ф. Щербаков, а по учебной части – полковник С. Н. Глумов.
В 1949 г. в академии был создан еще один факультет. Его возглавил вначале генерал-майор авиации М. Д. Смирнов, а затем генерал-майор авиации А. И. Харебов. [81] Заместителем по политической части был полковник А. В. Шебаршин, а по учебной части – полковник И. К. Глушенко.
Увеличилось количество оперативно-тактических кафедр, был расширен контингент слушателей. С 1948 по 1952 г. число слушателей на основных факультетах возросло в 1,6 раза. В 1950–1952 гг. количество слушателей на факультете заочного обучения увеличилось в 3 раза.
С окончанием войны усилился приток офицеров, желающих учиться в академии. Введение новых условий приема позволило выбирать из абитуриентов наиболее достойных и перспективных. В академию на очное обучение принимались офицеры не старше 32 лет, имевшие общеобразовательную подготовку в объеме средней школы, прослужившие в строевых частях не менее двух лет и успешно сдавшие конкурсные вступительные экзамены. Для участников Великой Отечественной войны, имевших боевой опыт, но недостаточное общее образование, были организованы шести- и десятимесячные подготовительные курсы. На подготовительном курсе начинали учебу и слушатели-иностранцы, слабо владеющие русским языком.
В первые послевоенные годы слушателями академии в подавляющем большинстве становились офицеры, получившие практику руководства авиационными подразделениями и частями в боевых действиях на фронтах. Среди них было немало прославленных летчиков и штурманов, подвигами которых восхищается и гордится советский народ. В январе 1947 г. среди слушателей академии находилось 208 Героев Советского Союза. Из них 20 человек были удостоены этого высокого звания дважды, а один – И. Н. Кожедуб – трижды. Только в 1951 г. академию окончили 71 Герой Советского Союза и 10 дважды Героев Советского Союза.
В целях повышения ответственности слушателей за качество учебы в военно-учебных заведениях были введены разработка и защита дипломных работ, а также сдача выпускного государственного экзамена. Слушатели, усвоившие учебный материал на «хорошо» и «отлично» и отлично сдавшие государственные экзамены, получали диплом с отличием и золотую медаль. Их фамилии заносились на мраморную Доску почета{13}. Позже требования к выпускникам стали выше. С 1951 г. диплом с отличием и золотая медаль вручались тем, кто имел только отличные оценки в ходе всего периода обучения, в том числе и на государственных экзаменах. Диплом с отличием выдавался слушателям, получившим в ходе учебы не менее 75 процентов отличных и 25 процентов хороших оценок и сдавшим на «отлично» государственные экзамены. Всем окончившим академию вручался нагрудный знак. [82]
После войны продолжали работу курсы усовершенствования офицерского состава. Обучение на них велось по профилям командиров и начальников штабов авиационных соединений, командиров и начальников штабов авиационно-технических частей, а также преподавателей авиационных училищ. Курсы укомплектовывались преимущественно офицерами, имевшими боевой опыт и отличившимися в период войны. Количество слушателей на каждом курсе по сравнению с военным временем было значительно увеличено, а сроки обучения доведены до 7–10 месяцев. Курсы усовершенствования возглавлял генерал-лейтенант авиации В. А. Ушаков, командовавший в годы войны бомбардировочным авиационным корпусом.
Большое внимание уделялось проблеме укомплектования академии высококвалифицированными кадрами, в первую очередь профессорско-преподавательским составом. На одном из заседаний Военного совета ВВС в 1946 г. были намечены конкретные мероприятия по укреплению преподавательских кадров академии. На должности начальников факультетов, кафедр и преподавателей назначались наиболее подготовленные генералы и офицеры – участники Великой Отечественной войны.
Так, вскоре после войны начальником командного факультета был назначен генерал-лейтенант авиации А. А. Саковнин, который в годы войны возглавлял штаб воздушной армии. В 1950 г. его сменил генерал-лейтенант авиации Е. Ф. Логинов, командовавший в годы войны бомбардировочной авиационной дивизией, а затем корпусом дальней авиации. После назначения Е. Ф. Логинова заместителем начальника академии во главе факультета был поставлен Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации В. В. Нанейшвили, закончивший войну командиром штурмового авиационного корпуса. Заместителем начальника факультета в течение ряда лет был генерал-полковник авиации В. В. Ермаченков – бывший командующий ВВС Черноморского флота.
В течение 15 лет штурманским факультетом бессменно руководил участник сверхдальних перелетов профессор, доктор географических наук, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А. В. Беляков. Его заместителями в послевоенные годы были бывший главный штурман ВВС Красной Армии генерал-лейтенант авиации Б. В. Стерлигов, затем профессор, доктор географических наук, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации И. Т. Спирин.
Во главе тылового факультета находился генерал-майор авиации М. И. Проценко, закончивший войну командиром авиационно-технического соединения.
Было улучшено правовое и материальное положение личного состава академии. Перевод генералов и офицеров из войск в академию стал рассматриваться как продвижение по службе, что позволило привлечь для работы в академии опытных командиров и штабных офицеров,
На должности преподавателей назначались наиболее подготовленные офицеры из частей, а также выпускники академии, окончившие адъюнктуру. Только с 1949 по 1953 г. на должности преподавателей было назначено 182 молодых офицера. Подавляющее большинство новых преподавателей имели богатый боевой опыт. К 1953 г. участники Великой Отечественной войны составляли 67 процентов общего числа преподавателей против 48 процентов в 1948 г. Среди преподавателей были Герои Советского Союза Н. И. Гапеёнок, В. А. Гелета, Г. С. Дубенок, В. И. Кононенко, С. А. Лебедев, В. К. Поляков, В. К. Сидоренков, Н. Ф. Смирнов и А. Т. Тищенко.
Продолжали плодотворно трудиться в академии и старые кадры преподавателей. Многие из них прошли большой жизненный путь, имели за плечами солидный боевой, организаторский и педагогический опыт. Ряд генералов и офицеров работали в академии со дня ее основания. Сочетание опытных кадров с молодыми позволило успешно решать поставленные перед академией сложные задачи, внести значительный вклад в укрепление могущества Советских Вооруженных Сил.
Учебно-методическая работа. Подготовка высококвалифицированных авиационных кадров была немыслима без дальнейшего совершенствования учебного процесса, в первую очередь переработки учебных планов и программ с учетом опыта войны, без выпуска новых учебно-методических материалов, улучшения учебно-материальной базы. Решением этих проблем непосредственно занимался учебный отдел академии, возглавляемый полковником Д. П. Каминским, а с 1950 г. – полковником В. Г. Смирновым, а также учебные части факультетов и преподавательский состав кафедр.
Для повышения качества обучения слушателей следовало прежде всего внести необходимые изменения в учебные планы и программы. До 1946/47 учебного года обучение в академии проходило по программам, которые разрабатывались ежегодно для каждого приема слушателей. Такие программы были необходимы в период военного времени, когда сроки и профили обучения слушателей менялись довольно часто. Но с окончанием войны они перестали отвечать новым требованиям. Нужны были новые планы и программы, и к их разработке приступили сразу же после войны. Проекты этих важных документов неоднократно обсуждались на кафедрах, факультетах, заседаниях Совета академии. В марте 1947 г. единые стабильные учебные планы и программы на весь курс обучения слушателей были утверждены главнокомандующим ВВС. [84]
Новые учебные программы по оперативно-тактическим дисциплинам предусматривали изучение тактики родов и видов авиации применительно к новым типам самолетов, развитие у слушателей глубокого понимания характера современного боя и операции и осмысленного применения авиации в любой обстановке, привитие им навыков управления частями и соединениями при работе на командных пунктах с использованием различных средств.
Большое значение придавалось глубокому и всестороннему обобщению опыта боевых действий авиации в минувшей войне, внедрению его в учебный процесс. Много места отводилось овладению методикой боевой подготовки. В этих целях в академии был введен учебный курс, а в 1951 г. образована кафедра методики боевой подготовки. Вначале ее возглавил полковник Н. Г. Выжлецов, а с 1952 г. начальником кафедры стал полковник И. К. Нечаев, закончивший войну командиром авиационного соединения. На должности преподавателей прибыли прославленные летчики дважды Герой Советского Союза полковник Л. К. Недбайло, Герои Советского Союза полковники А. С. Корнев, А. И. Мирович и А. И. Петров.
Учебные программы по военно-техническим дисциплинам предусматривали увеличение объема знаний слушателей в области новой авиационной и ракетной техники, автоматики и радиоэлектроники.
Были переработаны программы кафедры марксизма-ленинизма. В курсах основ марксизма-ленинизма и партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте большое внимание стало уделяться освещению событий минувшей войны, показу причин и источников исторической победы советского народа в Великой Отечественной войне, опыта партийно-политической работы в боевых условиях.
Вновь была создана кафедра политической экономии, которую возглавил вначале полковник А. К. Белов, а с 1952 г. – полковник И. Н. Андреев. Среди ее преподавателей был старейший политработник, член партии с 1919 г. полковник И. Ф. Горбунов, полковники Ф. Н. Белокуров, А. Г. Милейковский и другие.
Подготовка слушателей каждого факультета производилась по широкому профилю независимо от того, из какого рода авиации они прибыли на учебу. Офицеры получали разносторонние и одинаковые по объему знания по технике, тактике, штурманскому обеспечению и другим учебным дисциплинам применительно ко всем видам и родам авиации. Это позволяло им по окончании академии занимать самые различные должности в войсках, глубоко вникать в работу смежных специальностей и служб.
Однако подготовка слушателей по широкому профилю имела и свои недостатки. По прибытии в строевую часть выпускникам академии требовалось какое-то время на изучение специфики данной специальности и получение практических навыков. [85]
Оснащение ВВС новой, более сложной боевой техникой и во-оружением требовало и более узкой профилизации. Поэтому с 1950 г. учебные отделения стали комплектоваться по родам авиации. Были внесены соответствующие изменения в учебные программы, создан ряд новых тактических кафедр. В результате слушатели стали получать помимо необходимого объема знаний по общим вопросам максимум теоретических знаний и практических навыков по основной специальности. Благодаря этому выпускники академии быстрее осваивали свои функциональные обязанности в строевых частях.
За счет некоторого сокращения лекционных курсов было увеличено время на практические занятия – групповые занятия и групповые упражнения, командно-штабные учения, лабораторные работы. Их удельный вес в общем бюджете учебного времени в среднем составил 50–60 процентов, а по профилирующим оперативно-тактическим дисциплинам – 65–78 процентов. Занятия стали часто проводиться на пунктах управления, аэродроме с использованием наглядных пособий и технических средств обучения.
Стабильность учебных планов и программ помогла улучшить организацию учебного процесса. Расписания занятий составлялись на весь семестр, а не помесячно, как прежде. Были определены длительность каждого семестра, продолжительность экзаменационных сессий, летной практики и войсковой стажировки, сроки зимних каникул и летних отпусков. Все это облегчило работу факультетов и кафедр, сделало ее более ритмичной, создало лучшие условия для взаимодействия кафедр при проведении ими комплексных занятий.
В связи с изменениями учебных планов и программ, введением новых дисциплин и повышением требований к глубине и прочности знаний и навыков слушателей возникла необходимость дальнейшего совершенствования методики проведения всех видов учебных занятий, дальнейшего совершенствования методического мастерства преподавателей, особенно молодых, только что прибывших. Их вводили в строй по специально разработанной системе. Вначале они под руководством командования и опытных преподавателей изучали материал той дисциплины, по которой им предстояло вести занятия, а также смежных с ней, дисциплин. Широко практиковались посещения лекций, семинаров, групповых упражнений и занятий, проводимых опытными педагогами. Затем по планам кафедр молодые преподаватели проводили пробные занятия. Только после этого, учтя замечания, полученные после проведения пробного занятия, они становились за кафедру для самостоятельного проведения занятия. Однако зрелость, методическое мастерство приходили к ним позже – после нескольких лет напряженного творческого труда. [86]
Одной из важных форм методической работы стали показные и открытые занятия, которые проводили опытные методисты, чаще всего начальники кафедр, их заместители. Целью таких занятий была передача методического мастерства молодым преподавателям.
Значительно чаще стали практиковаться контрольные посещения занятий руководящим составом академии и факультетов, офицерами учебного отдела. Результаты контроля обобщались и доводились учебным отделом до всего профессорско-преподавательского состава, помогая изживать недостатки и распространять положительный опыт.
В целях обмена опытом преподавательской работы и выработки единства взглядов по основным вопросам организации учебного процесса и методики преподавания учебно-методические мероприятия начали проводиться в общеакадемическом масштабе. Характерными были учебно-методические сборы, проведенные перед началом 1951/52 учебного года. На них были заслушаны доклады представителей Министерства высшего и среднего специального образования Союза ССР о методике чтения лекций и проведения семинаров. Участники сборов поделились опытом проведения занятий по оперативно-тактическим дисциплинам, познакомились с новой авиационной техникой и вооружением.
В 1952 г. состоялась первая научно-методическая конференция академии, посвященная изысканию новых путей и способов дальнейшего повышения педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. В ее работе приняли участие представители управлений высших военно-учебных заведений Военного министерства Союза ССР и Военно-воздушных сил, других военных академий Москвы. На конференции были заслушаны доклады о партийности преподавания, методике разработки и проведения командно-штабных учений со слушателями, а также методике руководства подготовкой и защитой дипломных работ выпускниками академии. В ходе обсуждения докладов подполковника Н. И. Немечека, полковника Б. К. Харитона и генерал-майора авиации М. Д. Смирнова выступило более 60 участников конференции. Рекомендации конференции положительно сказались на качестве преподавания оперативно-тактических, общественных и специальных дисциплин.
Учебно-методические мероприятия проводились также на факультетах и кафедрах. В 1946 г. в целях улучшения организационной и методической работы были созданы советы факультетов. В их состав вошли руководящие работники факультетов, кафедр и наиболее опытные преподаватели.
На учебно-методических сборах факультетов и кафедр подводились итоги учебной работы за прошедший и обсуждались задачи на предстоящий учебный год (семестр), участники сборов знакомились с новыми образцами авиационной техники, вооружения и оборудования. На кафедральных сборах, кроме того, намечались наиболее целесообразные методические приемы проведения занятий. [87]
Особой спецификой отличалась организация учебной и методической работы со слушателями из стран народной демократии. Учебные планы и программы для них были те же, что и для советских офицеров. Однако в методику преподавания пришлось внести некоторые изменения. Это вызывалось слабым знанием слушателями русского языка, особенностями национальной культуры и военных традиций той или иной страны. Лекции и методические разработки перерабатывались таким образом, чтобы они были более доступными и понятными. Значительная часть времени отводилась на рассказ и показ, а в вечерние часы – на групповые и индивидуальные консультации. Для обучения офицеров иностранных армий выделялись наиболее опытные преподаватели: полковники И. С. Дистанов, Г. П. Никитин, подполковники А. И. Булатов, Э. А. Козловский, майор Н. В. Казюк и другие.
Большого внимания требовал заочный факультет. Недостаток литературы, отсутствие в частях условий для самостоятельной работы, не всегда достаточный общеобразовательный уровень – все это отрицательно сказывалось на учебе слушателей-заочников. Так, к концу обучения на первом курсе часть слушателей приема 1947 г. была отчислена из-за неуспеваемости.
Командование ВВС и академии приняло все меры к тому, чтобы улучшить организацию учебного процесса на этом факультете. В соответствии с приказом главнокомандующего ВВС «О результатах проверки состояния обучения слушателей на заочном командном факультете КВВА» был изменен порядок комплектования факультета переменным составом.
Командирам частей вменялось в обязанность осуществлять личный контроль за самостоятельной учебой заочников в меж-сборовые периоды, предоставлять им необходимое время и помещение для самостоятельной работы.
Повысился уровень методической работы с преподавателями, ведущими занятия со слушателями-заочниками. Были ускорены разработка и выпуск учебно-методических материалов для рассылки заочникам, на кафедрах выделены опытные преподаватели для проведения занятий на учебных сборах, а также старшие преподаватели, ответственные за постановку учебного процесса на факультете по данной дисциплине. Регулярно стали проводиться методические совещания по обобщению и распространению положительного опыта организации обучения слушателей-заочников и оказания им помощи в учебе. Работа факультета стала чаще обсуждаться на Совете академии. В итоге качество учебы и успеваемость заочников значительно повысились.
В целях обобщения опыта учебно-методической работы и доведения его до всех преподавателей учебным отделом совместно с кафедрами было разработано временное Положение по учебно-методической работе в КВВА, которое способствовало повышению методического мастерства профессорско-преподавательского состава. [88]
Важным направлением в деятельности академии в первые послевоенные годы было создание учебно-методических материалов в соответствии с новыми учебными планами и программами. Разработка лекционных курсов, учебников и учебных пособий постоянно находилась в центре внимания командования академии, учебного отдела, начальников факультетов и кафедр. Перед профессорско-преподавательским составом была поставлена задача в кратчайший срок создать высококачественные учебники и учебные пособия по основным дисциплинам. И она была выполнена. Уже в 1947 г. было подготовлено более 30 учебных пособий общим объемом 244 авторских листа. В 1948 г. вышел первый после войны учебник «Курс самолетовождения» в четырех частях, разработанный преподавателями штурманского факультета. Ряд учебников был написан преподавателями тактических кафедр, кафедр бомбометания, авиационной связи и авиационной техники. В 1951 г. академия подготовила девять учебников, в том числе: инженер-полковника Р. П. Лебедева – по боевому применению стрелково-пушечного вооружения самолетов; полковника Н. К. Кривоносова – «Курс маневрирования самолетов»; подполковника В. И. Кириллова, полковника Н. А. Стародубцева и майора М. Н. Ермолаева – «Бомбометание с горизонтального полета»; инженер-подполковника И. А. Лосева – «Применение управляемых средств поражения». В результате в 1953 г. значительная часть изучаемых в академии дисциплин была обеспечена учебниками. По остальным дисциплинам и разделам слушатели использовали учебные пособия и размноженные типографией лекции.
Продолжала расширяться и совершенствоваться учебно-лабораторная база академии. В 1948/49 учебном году был введен в эксплуатацию новый учебный корпус «Б», что позволило значительно расширить аудиторный фонд. В конце 40 – начале 50-х годов академия получила новые образцы тренажной аппаратуры. Наглядные пособия и действующие макеты авиационной техники создавались на кафедрах. В 1952 г. в академии имелось более 20 учебных кабинетов. Под руководством подполковника А. А. Вымекаева был обновлен кабинет истории военного искусства и истории авиации. Хорошие кабинеты имелись и на кафедрах тактики родов авиации.
Помимо кабинетов академия располагала и другими специализированными аудиториями, предназначенными для изучения авиационной техники. В них размещались самолеты, авиационные двигатели, вооружение, прицелы, боеприпасы, средства связи и радиолокации, тренажеры.
Широкий размах приобрела рационализаторская и изобретательская работа. Ежегодно от личного состава поступало до 250 рационализаторских предложений, до 85 процентов которых реализовывалось. [89] Рационализаторами были изготовлены трбнажеры, действующие макеты, учебные образцы материальной части. Начиная с 1950 г. в академии стал ежегодно проводиться конкурс факультетов, частей и подразделений на лучшую постановку рационализаторской и изобретательской работы.
Были сделаны первые шаги в кинофикации учебного процесса. Введенная с 1951 г. в штат академии киностудия (начальник студии инженер-майор Н. И. Чкуасели) приступила к созданию учебных кинофильмов. В написании сценариев активное участие принимали многие кафедры. Применение кино в учебном процессе значительно повысило наглядность и эффективность обучения.
Таким образом, в первые послевоенные годы в академии многое было сделано для улучшения учебного процесса и в конечном счете – для подготовки высококвалифицированных авиационных кадров. Значительно повысился уровень знаний выпускников. Так, в 1952 г. слушатели сдали государственные экзамены со средним баллом 4,42. Более 70 выпускников получили дипломы с отличием, а девять из них – и золотые медали.
Государственная экзаменационная комиссия отметила:
«...учебный процесс в академии обеспечивает хорошую подготовку слушателей на основе приказов Военного министра Союза ССР и главнокомандующего ВВС Советской Армии. Слушатели твердо усвоили дисциплины в объеме учебных программ, получили необходимые методические навыки и вполне подготовлены для руководства боевой деятельностью и боевой подготовкой».
Такая высокая оценка учебной работы – результат напряженного труда не только слушателей, но и профессорско-преподавательского состава, его высокого профессионального мастерства. В это время в академии вели учебную работу такие мастера обучения и воспитания, как генералы М. Д. Смирнов, Н. Н. Горячев, И. В. Крупский; полковники Б. А. Агеев, М. И. Демидов, М. А. Бабиков, В. В. Брандт, С. Я. Высокосов, А. М. Кравцов, И. К. Кривоносов, Н. Ф. Кудрявцев, Д. В. Кузьменко, Н. П. Соловьев, Н. П. Усков, Л. Е. Хлусевич; инженер-полковники Т. М. Артеменко, Л. И. Коваленков, В. Ю. Поляк и другие.
Активизация военно-научных исследований. С окончанием войны перед академией открылись более широкие возможности для ведения научных исследований. Многотемность, сокращенные сроки, решение внезапно возникающих многочисленных проблем, так характерные для периода войны, уступили место фундаментальным планомерным исследованиям. Научная деятельность академии в 1946–1953 гг. осуществлялась в основном по двум направлениям: во-первых, всесторонне обобщался и глубоко анализировался опыт минувшей войны; во-вторых, разрабатывалась теория оперативного искусства ВВС и тактика родов авиации с учетом осуществлявшегося перевооружения авиационных частей и соединений на реактивную технику. [90]
Значительно возросли масштабы и улучшилось качество подготовки научно-педагогических кадров, развертывалась работа военно-научных обществ слушателей. Командование академии и факультетов, научно-исследовательский отдел, который до 1951 г. возглавлял полковник А. В. Тарбеев, а затем подполковник Г. С. Васильков, направляли научную деятельность профессорско-преподавательского состава на решение этих важных задач.
Изучением и обобщением опыта боевого применения ВВС в годы минувшей войны, внедрением его в учебный процесс в первые послевоенные годы занимались все кафедры академии, и в первую очередь оперативно-тактические. Над проблемами развития оперативного искусства ВВС в годы войны много и плодотворно трудился генерал-майор авиации Б. Ф. Свешников. Исследованием вопросов тактики бомбардировочной авиации в течение ряда лет занимался полковник В. Д. Палло, штурмовой – подполковник М. Т. Орленко, истребительной – подполковник С. А. Савосин, разведывательной – генерал-майор авиации М. Д. Смирнов. Проблеме организации связи и радиотехнического обеспечения посвятил свою научную деятельность подполковник П. И. Пелюхов. По этой теме он в 1948 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию. Совершенствование управления оперативными авиационными объединениями анализировалось в ряде научно-исследовательских работ генерал-майора авиации Д. Н. Морозова. Кафедрами штурманского факультета под руководством генерал-лейтенанта авиации А. В. Белякова был обобщен опыт штурманского обеспечения боевых действий советских ВВС. Материалы этого коллективного исследования были опубликованы в академии и широко испольаовались в учебной и научной работе, при разработке наставлений, инструкций и руководств. Тыловое обеспечение боевых действий авиации рассматривалось в трудах преподавателей кафедры тыла.
В исследование и обобщение опыта минувшей войны значительный вклад внесла кафедра истории военного искусства. Ее основная деятельность в первые послевоенные годы была направлена на создание лекционного курса, освещающего развитие военного искусства в Великой Отечественной войне, и подготовку учебно-методических материалов. В то же время некоторые преподаватели кафедры приступили к фундаментальным исследованиям опыта применения ВВС в важнейших операциях войны. Так, полковник Б. Г. Птицын работал над темой «ВВС в битве под Москвой», полковник Л. Б. Корец – «ВВС в битве под Сталинградом». Продолжая исследование, он впоследствии успешно защитил по этой теме кандидатскую диссертацию и написал монографию. Полковник Б. А. Агеев, вступивший в послевоенные годы в должность начальника кафедры истории военного искусства, обобщил опыт боевых действий советской авиации при разгроме летом 1943 г. орловской группировки немецко-фашистских войск. [91] Итоги исследований полковников Б. А. Агеева и Б. Г. Пти-цына были обсуждены в июле 1947 г. на 9-й военно-научной конференции академии и опубликованы в трудах академии.
Определенный вклад в изучение опыта партийно-политической работы в годы Великой Отечественной войны внесла кафедра марксизма-ленинизма.
Вопросы обобщения опыта войны, внедрения его в учебный процесс и научные исследования обсуждались на военно-научных конференциях. Так, на 7-й военно-научной конференции (конец февраля – начало марта 1946 г.), на которой присутствовало около 400 делегатов, было обсуждено И докладов, в которых рассматривались почти все аспекты боевых действий авиационных объединений и входящих в их состав соединений и час тей в наступательной операции фронта. Основной доклад сделал начальник одной из оперативно-тактических кафедр генерал-майор авиации Б. Ф. Свешников.
Творческие дискуссии как форма научной деятельности профессорско-преподавательского состава стали занимать в 50-х годах значительное место. Они развертывались не только в ходе конференций. В ряде случаев дискуссии проводились на кафедрах, факультетах, а иногда и в масштабе академии. Показательна в этом отношении дискуссия (март 1952 г.) по вопросам борьбы за господство в воздухе, главным образом по опыту битвы под Курском, в которой приняли участие 146 человек. Она проводилась под руководством начальника академии и сыграла определенную роль в обобщении опыта войны и развитии взглядов советского военного искусства по этой проблеме.
Борьбе за господство в воздухе, и в частности организации и проведению воздушных сражений, посвящалось выездное заседание представителей двух оперативно-тактических кафедр, проведенное в ноябре 1953 г. в штабе одного из авиационных соединений. На нем выступили полковники Г. А. Пшеняник, А. И. Ершов и В. И. Кузнецов, а также офицеры штаба соединения. Тесный контакт преподавателей академии и офицеров-практиков способствовал более глубокому исследованию проблем борьбы за господство в воздухе с учетом опыта минувшей войны и современного развития военной теории.
Однако вся эта работа явилась лишь началом обширной деятельности преподавателей академии по военно-историческому исследованию опыта боевых действий авиации в минувшей войне. По сути дела, еще не было подготовлено и издано капитальных трудов по крупным проблемам развития оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации в годы Великой Отечественной войны, недостаточно использовались в научных исследованиях материалы и документы, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны. Не случайно поэтому на конференции, проведенной в академии в апреле 1953 г., специально обсуждалась методика военно-научной работы, в том числе порядок работы с архивными документами.
Перевооружение советских ВВС на реактивную технику предъявило новые требования и к научной работе. Необходимо было определить боевые возможности перспективной техники, разработать основы боевого применения реактивной авиации, дать практические рекомендации по использованию новых самолетов, их вооружения и оборудования, средств управления и обеспечения.
На решение этих важных и сложных задач были направлены усилия профессорско-преподавательского состава. В выполнении научно-исследовательских работ ежегодно участвовало до 70–75 процентов преподавателей. Они вели исследования по 100–150 темам.
Существенным вкладом в теорию боевого применения авиации явился коллективный научный труд, выполненный группой преподавателей оперативно-тактических кафедр под руководством генерал-лейтенанта авиации С. А. Пестова. Подполковник Н. И. Дмитриев написал труд о боевых действиях авиационной части, вооруженной новыми самолетами. Подполковник А. И. Булатов проделал ценную работу по методике сбора и роспуска на посадку авиационных частей и соединений. Инженер-полковник И. И. Ивашечкин, проведя летные эксперименты в строевых частях, представил важное исследование о групповой стрельбе с самолетов-штурмовиков по наземным целям.
Вопросы самолетовождения и бомбометания исследовались в научных трудах полковников Д. Н. Андриевского и Н. К. Кривоносова, подполковника В. И. Кириллова, инженер-подполковника И. А. Лосева. На основе исследований, выполненных инженер-майором Г. С. Васильковым, была разработана инструкция для авиационных частей о порядке устранения девиации новых магнитных компасов. Ряд важных исследований выполнили коллективы кафедр, которые возглавляли генерал-майор авиации Д. Н. Морозов, инженер-полковник В. Ф. Захаревич, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Я. Л. Бибиков и генерал-майор авиации М. И. Проценко.
Результаты научных исследований по наиболее важным проблемам широко и всесторонне обсуждались на военно-научных конференциях, которые после войны проводились один-два раза в год. Поскольку на обсуждение выносились все более сложные проблемы, затрагивающие широкий круг вопросов, с 1948 г. на конференциях организовывалась работа различных секций. Улучшалось качество проведения конференций: более содержательными становились доклады и научные сообщения, расширялось представительство на конференциях Главного штаба ВВС и штабов авиационных соединений, научных учреждений, авиационной промышленности, военно-учебных заведений, строевых частей. Широкий обмен мнениями в ходе конференций, творческие дискуссии способствовали повышению качества научных работ. [93]
В первые послевоенные годы большое место в научной работе занимали исследования по вопросам применения новой техники. Так, на 6 из 10 проведенных в академии с 1946 по 1953 г. военно-научных конференциях обсуждались именно эти вопросы. Важное практическое значение для военно-учебных заведений, научных организаций и строевых частей имели 11-я и 16-я военно-научные конференции. На 11-й военно-научной конференции, состоявшейся в октябре 1948 г., обсуждались пути развития самолетовождения, навигационной аппаратуры и способов повышения меткости бомбометания в связи с перевооружением ВВС на новую боевую технику, широким применением полетов на больших скоростях и высотах. Особый интерес вызвал доклад о боевом применении реактивных бомбардировщиков, к серийному выпуску которых приступила советская авиационная промышленность. 16-я военно-научная конференция (октябрь 1953 г.) была посвящена применению радиотехнических средств для самолетовождения и бомбометания. Если на 11-й конференции речь шла о путях развития самолетовождения и бомбометания, то на 16-й уже были подведены первые итоги применения радиотехнических средств для самолетовождения и бомбометания и намечены меры по дальнейшему их совершенствованию.
В конце 40 – начале 50-х годов встал вопрос об освоении полетов в сложных метеорологических условиях и ночью. В академии по этой проблеме был проведен ряд исследований, некоторые итоги которых были доложены в декабре 1950 г. на 13-й военно-научной конференции. В числе ее участников были представители Генерального штаба Вооруженных Сил, Главного штаба ВВС, авиационных соединений, научных учреждений и других академий. 8 докладов на конференции сделали преподаватели академии, 9 – представители авиационных соединений, 54 человека выступили при обсуждении докладов. В докладах и выступлениях были всесторонне рассмотрены вопросы штурманского обеспечения самолетовождения и бомбометания в сложных метеоусловиях, использования радиотехнических средств и систем слепой посадки. В своем приказа главнокомандующий ВВС высоко оценил результаты конференции и утвердил план мероприятий по реализации ее рекомендаций.
Боевые действия штурмовиков ночью и в сложных метеорологических условиях явились предметом обсуждения на выездном заседании кафедры тактики штурмовой авиации с руководящим составом одного из соединений, проведенном в июне 1953 г. Вообще выездные заседания кафедр академии как новая форма связи с войсками и научными учреждениями получили в 50-х годах широкое распространение. Только в 1953 г. было проведено девять выездных заседаний, на которых обсуждались важнейшие вопросы научных исследований, выполненных преподавателями. Дважды такие заседания проводили кафедры штурманского факультета: в конце января – начале февраля – в высшей офицерской школе штурманского состава по вопросам боевого применения новейших средств самолетовождения и бомбометания и в марте – в одном из авиационных соединений. [94] Всего же в 1953 г. в выездных заседаниях участвовали преподаватели 12 кафедр, главным образом тактических. Встречи с научными работниками других учреждений, учебных заведений и с офицерами-практиками способствовали более качественной разработке научных проблем.
Совершенствованию теории и практики самолетовождения и бомбометания с применением новейших средств способствовало проведение в 1953 г. трех творческих дискуссий. В них помимо преподавателей штурманского факультета академии принимали участие представители других академий, Главного штаба ВВС, НИИ ВВС, авиационной промышленности, штаба ВВС ВМФ, строевых частей, а также офицеры штурманской службы ВВС.
На повышении качества научно-исследовательских работ положительно сказалось участие профессорско-преподавательского состава в опытных учениях, проведенных Генеральным штабом Вооруженных Сил, Главным штабом ВВС, штабом дальней авиации; в полевых поездках ВВС военных округов; в войсковых испытаниях новой техники и вооружения; в работе военно-научных конференций и научных совещаний других военно-учебных заведений и авиационных соединений. Только в 1951 г. в таких конференциях и научных совещаниях приняли участие 43 преподавателя академии.
Значительно улучшилась реализация научных исследований. Многие положения, выдвинутые офицерами и генералами академии, вошли в послевоенные уставы, наставления, руководства, инструкции.
Преподаватели академии принимали активное участие в разработке официальных изданий. При обсуждении уставов, наставлений, руководств и инструкций происходил широкий обмен научной информацией между представителями академии и строевых частей. Результаты научных исследований использовались при написании учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов. Важной формой реализации научных исследований являлись сборники трудов академии. Ежегодно редакционно-издательский отдел выпускал по 5–7 таких сборников, в которых публиковались материалы конференций, научные сообщения, статьи по вопросам оперативного применения ВВС и тактики родов авиации, организации различных видов обеспечения.
Специфической формой реализации научных исследований являлась всесторонняя помощь академии строевым частям и военно-учебным заведениям ВВС. Она выражалась прежде всего в обеспечении их учебниками, учебными пособиями, конспектами лекций, сборниками трудов академии и другой литературой. Только с 1946 по 1950 г. в академии было подготовлено, издано и разослано Строевым частим и учреждениям ВВС более 150 наименований учебных пособий общим тиражом свыше 120 тыс. экземпляров. [95]
Так, в 1948 г. для летных школ и строевых частей были написаны учебники, авторами которых являлись полковники В. Д. Палло и Б. К. Харитон. Авторами других учебников, предназначенных для авиационных школ, были полковники Г. П. Лаврик, Г. А. Осипов и Н. И. Ястребов.
Широко практиковалось чтение для строевых частей лекций и докладов. Только в 1950 г. их было прочитано более 350. Кроме того, в академии проводились различные сборы. В 1953 г. один раз руководящий штурманский состав ВВС ВМФ и дважды – истребительной авиации ПВО присутствовал на сборах, во время которых изучались самолетные радиотехнические системы и другая новая техника. Положительно зарекомендовали себя служебные и научные командировки по обмену опытом работы академий, изучению различных специальных вопросов и проблем и оказанию помощи. В 1948 г. состоялось 58 таких командировок.
И теория, и практика. После окончания войны остро встал вопрос о повышении научной квалификации преподавателей. Хотя к началу педагогической деятельности многие из. них имели большой боевой опыт, им недоставало навыков научных исследований, умения теоретически анализировать события и факты. Подготовке научных кадров командование академии и факультетов, партийные организации, научно-исследовательский отдел уделяли большое внимание.
Решение этой задачи заключалось в написании и защите преподавателями диссертаций на соискание ученых степеней, а также в улучшении работы адъюнктуры. Однако в первые послевоенные годы усилия преподавательского состава были сосредоточены главным образом на разработке учебно-методического материала с учетом происходивших в Военно-воздушных силах изменений, на оказании помощи строевым частям, решении новых проблем оперативного применения ВВС и тактики родов авиации. Времени для работы над диссертациями оставалось крайне мало. По этой и другим причинам к концу 1945 г. только 15 процентов преподавательского состава имели ученые звания и степени, а в 1946 г. состоялось всего две защиты кандидатских диссертаций.
Но впоследствии положение стало улучшаться. Несмотря на большую учебную нагрузку, выполнение различных служебных заданий, преподаватели настойчиво готовились и сдавали экзамены кандидатского минимума, вели научные исследования и готовили к защите диссертационные темы. На Ученом Совете академии в обстановке острой товарищеской критики они отстаивали основные положения своих работ, доказывали правильность выводов. [96] Первыми в послевоенное время (в 1946 г.) защитили кандидатские диссертации полковник Л. Е. Хлусевич и подполковник М. И. Демидов, а в 1952 г. состоялось уже 28 защит. Всего же с 1946 по 1953 г. преподавателями и адъюнктами академии было защищено 79 кандидатских диссертаций. В 1953 г. кандидаты наук, доценты составляли уже 30 процентов общего числа преподавателей.
Узким местом в научной деятельности академии в этот период являлось почти полное отсутствие научных кадров высшей квалификации, хотя работа над докторскими диссертациями велась.
Несколько улучшилась подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре. Были определены условия зачисления в адъюнктуру офицеров из строевых частей и выпускников академии, а также условия прикомандирования преподавателей, повышены требования к знаниям адъюнктов и качеству диссертационных работ. Росло количество адъюнктов. В 1951 г. их насчитывалось 42 человека. Ученый Совет академии оценивал практическую значимость каждой диссертации и вносил предложения о дальнейшем ее использовании. Адъюнктами в то время были Герои Советского Союза В. Д. Артамонов, Г. Н. Елецких, В. А. Кумсков, а также П. Д. Гниденко, Н. И. Дмитриев, И. А. Лосев, П. И. Пелюхов, И. В. Тимохович и другие. После окончания адъюнктуры и защиты диссертации они стали педагогами, научными работниками.
Большое внимание росту научных кадров уделял Ученый Совет академии. Из 11 проведенных в 1948 г. заседаний четыре были посвящены этому вопросу.
В послевоенные годы появилась возможность широко развернуть научную работу среди слушателей. Многие из них имели солидный жизненный и практический опыт. Это позволяло уже на первом курсе начать приобщать их к научной деятельности, прививать им навыки самостоятельного творческого мышления, анализа и обобщения фактов. На старших курсах слушатели решали более сложные задачи.
Первый опыт широкого вовлечения слушателей в исследовательскую работу был получен при подготовке сборника боевых эпизодов. По инициативе начальника академии маршала авиации Ф. Я. Фалалеева слушатели – летчики и штурманы, отличившиеся в годы Великой Отечественной войны, в доходчивой форме изложили наиболее яркие примеры проведенных ими боевых вылетов и воздушных боев. Приводились и примеры неудачных действий в воздухе. В написании статей для сборника приняли участие трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза Л. И. Беда, А. Е. Боровых, Д. Б. Глинка, А. Н. Ефимов, А. И. Колдунов, Е. П. Федоров и многие другие Герои Советского Союза. Сборник был издан в академии в 1947 г. Его подготовку к печати осуществил начальник одной из оперативно-тактических кафедр генерал-майор авиации В. М. Толстой. Это было ценное учебное пособие, широко использовавшееся в учебной, научной и воспитательной работе. [97]
Начала складываться структура научного общества слушателей. Созданные при кафедрах военно-научные кружки в 1949 г. были объединены в общеакадемическое военно-научное общество. Укреплялся авторитет общества, росло число его членов, повышалось количество и качество выполняемых научных исследований. В 1952 г. в военно-научном обществе слушателей насчитывалось 372 члена, тогда как в 1950 г. их было только 129. Если в 1951 г. слушатели выполнили 15 работ, то в 1952 г. – уже 114.
Основным направлением научной деятельности членов общества являлось исследование вопросов тактики авиационных частей, вооруженных реактивными самолетами, повышения точности самолетовождения и бомбометания, материально-технического и аэродромного обеспечения. Результаты исследований обсуждались на конференциях, использовались в учебной и научной деятельности академии. Наиболее интересные и ценные работы публиковались в сборниках трудов академии, а их авторам начальник академии присуждал премии. В 1951 г. первой премии удостоились майоры Б. А. Кривоконь и И. И. Назаров.
С 1950 г. ежегодно стали проводиться военно-научные конференции слушателей. На первой конференции с содержательными сообщениями выступили капитан В. П. Знаменский, старшие лейтенанты М. А. Богуславский и Е. В. Малафеев. Работа В. П. Знаменского была удостоена первой премии, а М. А. Богуславского и Е. В. Малафеева – второй. Эти работы были представлены на межвузовскую конференцию, где они также были отмечены премиями.
В марте 1951 г. состоялась вторая военно-научная конференция слушателей. На ней обсуждались вопросы самолетовождения реактивных истребителей, применяемые ими боевые порядки. Высоко был оценен доклад капитана В. Н. Свищева. За ценные результаты научного исследования Военный министр Союза ССР объявил В. Н. Свищеву благодарность. Высокую оценку получила работа слушателя командного факультета майора А. Л. Велданова.
Активное участие слушателей в военно-научных исследованиях благотворно сказалось на повышении качества учебы и уровне написанных ими дипломных работ.
Неотъемлемой частью профессиональной подготовки большинства слушателей и преподавателей академии являлась их летная выучка, высокое летное мастерство. Поддержание летных навыков слушателей и преподавателей осуществлялось в ходе систематических тренировок на тренажерах и полетов на самолетах соответствующего рода авиации.
Имевшийся в академии смешанный учебный авиационный полк из-за увеличения числа слушателей и продолжительности их летной практики уже не обеспечивал потребности академии. [98] Поэтому вскоре после войны в академии было сформировано учебное смешанное авиационное соединение. Его командиром был назначен Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г. Ф. Захаров. Затем соединением командовали последовательно полковники Н. Г. Михевичев и М. С. Новокщенов. На вооружении частей соединения находились самолеты Ту-2, Пе-2, Ил-10, Як-3, Ла-7, Ли-2 и другие. Соединение имело в своем составе несколько частей, которыми в разное время командовали М. П. Горнов, В. И. Демидов, П. И. Друзенков, И. Ф. Каркан, П. Н. Лысенко и М. С. Якунин. Батальон аэродромного обслуживания возглавлял подполковник И. В. Сергеев.
Несмотря на недостаток жилья, стесненность базирования, нехватку запчастей, соединение успешно справлялось со своими задачами. Личный состав обеспечивал выполнение летной программы и летно-тактических учений. В частях развернулось патриотическое движение за отличный экипаж и отличное подразделение. Появились десятки передовых экипажей, среди них экипажи капитана С. Г. Краснова, старших лейтенантов А. П. Лежнева, А. П. Поздышева, лейтенантов Н. А. Алексеева, Г. Г. Гаврилова.
Лучшей в соединении была эскадрилья, которой командовал майор Б. Т. Ходарев. 87 процентов ее личного состава были отличниками боевой и политической подготовки. На протяжении двух лет в эскадрилье не было происшествий, хотя она имела по сравнению с другими подразделениями наибольший налет.
В 1951–1952 гг. соединение перевооружилось на реактивные самолеты МиГ-15 и Ил-28. В 1952 г. более половины слушателей командного факультета закончило переучивание на новую технику. С 1953 г. все слушатели из числа летного состава, за исключением летчиков-штурмовиков, проходили летную практику на реактивных самолетах учебного соединения.
Обеспечением летной практики слушателей занималась также отдельная авиационная эскадрилья, которой командовал майор И. П. Макеев. Инженер-подполковником А. С. Вартаняном и инженер-капитаном П. П. Тюревым в эскадрилье были созданы летающие лаборатории для обучения слушателей работе с новыми радиоэлектронными приборами. Они оказались настолько удачными, что подобные лаборатории оборудовались и использовались в других учебных заведениях и строевых частях. Эскадрилья проводила летную подготовку без катастроф и аварий. Передовыми офицерами эскадрильи были майор В. Г. Антохин, В. И. Цветков, В. М. Шаров, капитаны В. М. Лебедев, А. И. Хрокин, старшие техники-лейтенанты И. Д. Жеребятьев, А. А. Ловыгин, В. Я. Червяков.
Помимо летной практики слушателей учебное авиационное соединение решало ряд задач в интересах обеспечения учебной и научной деятельности академии. С 1950 г. в целях качественного выполнения некоторых научно-исследовательских работ начали проводиться летные эксперименты. [99] Они проводились преподавателями как в строевых частях, так и в авиасоединении академии. В 1950 г. было проведено 14 летных экспериментов. Только учебное авиасоединение академии выполнило с этой целью 657 полетов. И летных экспериментов было проведено в соединении за 6 месяцев 1953 г., при этом было произведено 478 полетов, в том числе 275 на реактивных самолетах.
В ходе летных экспериментов в ряде случаев удавалось получать важные практические результаты. Выводы, которые были получены в 1950 г. при выполнении летного эксперимента преподавателями кафедры воздушно-стрелковой подготовки, послужили основой для создания методического руководства по боевому применению истребительной авиации. Летный эксперимент, проведенный кафедрой самолетовождения по использованию радиовысотомера в целях самолетовождения, дал возможность разработать специальную инструкцию для строевых авиационных частей.
Таким образом, и в области научно-исследовательской работы за первые послевоенные годы были достигнуты значительные успехи. Академия становилась научным центром, в котором выполнялись важные исследования, направленные на дальнейшее совершенствование теории оперативного применения ВВС и тактики родов авиации.
Воспитательную работу – на уровень задач. Успешное решение задач, стоявших перед академией в первые послевоенные годы, в значительной степени зависело от размаха и качества партийно-политической, политико-воспитательной работы с личным составом.
Непосредственное руководство деятельностью партийных и комсомольских организаций факультетов, курсов, кафедр, отделов, частей и подразделений осуществлял политический отдел. Кроме того, он уделял большое внимание работе кафедр общественных наук.
Роль партийных организаций в жизни академии во многом определялась тем, что коммунисты составляли основную массу постоянного состава и слушателей. Значительной была партийная прослойка среди рабочих и служащих. На 1 марта 1948 г. члены и кандидаты ВКП(б) составляли свыше 60 процентов личного состава академии. Многие из них являлись активными участниками Великой Отечественной войны. Среди них было более двухсот Героев Советского Союза. Около 70 процентов коммунистов имели высшее и среднее образование, 34 процента были кандидатами наук, доцентами. 14 членов партии вступили в ее ряды в 1917–1920 гг. Среди слушателей 22-го приема командного факультета коммунисты составляли 98 процентов, а слушатели 24-го приема все являлись коммунистами. [100]
Широк был круг задач, которые решали партийные организации академии. На партийных конференциях, собраниях, заседаниях бюро обсуждались вопросы, вытекающие из самого назначения академии и задач, которые ставились Коммунистической партией и Советским правительством перед Вооруженными Силами.
На партийных собраниях и заседаниях партийных бюро обсуждались вопросы самостоятельной работы слушателей. Подвергались критике те товарищи, которые на семестровых и курсовых экзаменах обнаруживали пробелы в знаниях. Партийная принципиальность, высокая требовательность, взаимопомощь и крепкая спайка помогали коммунистам достигать высоких показателей в учебе.
Коммунисты овладевали знаниями, не считаясь с затратой ни сил, ни времени. Зачастую в позднее вечернее время и в выходные дни можно было видеть многих слушателей сидящими в аудиториях за учебниками и конспектами. И это приняло настолько большой размах, что начальник академии, заботясь о здоровье офицеров, вынужден был отдать приказ, запрещающий самостоятельную работу в учебных корпусах после 23 часов.
С особой прилежностью и упорством овладевали знаниями бывшие фронтовики, наверстывая упущенное за годы войны. Почти 90 процентов слушателей набора 1945 г. на выпускных государственных экзаменах получили отличные и хорошие оценки, а 33 из них удостоились дипломов с отличием и золотых медалей.
Наиболее важные вопросы учебной и научной деятельности академии обсуждались на партийных конференциях. Глубокий след в жизни академии оставила III партийная конференция, проведенная в марте 1948 г. Докладчик начальник академии маршал авиации Ф. Я. Фалалеев и выступавшие делегаты подвели итоги деятельности академии за три послевоенных года, вскрыли основные недостатки в учебном процессе и научной работе, определили ближайшие и перспективные задачи академии. Конференция длилась три дня, на ней выступило 26 коммунистов. Отмечая успехи коллектива академии, многие говорили о недостатках учебных планов, слабой лабораторной базе и других недочетах.
В выступлениях главнокомандующего ВВС маршала авиации К. А. Вершинина, члена Военного совета ВВС генерал-лейтенанта авиации В. Я. Клокова была всесторонне проанализирована деятельность партийных организаций академии, освещены перспективы развития советской авиации, поставлены задачи по дальнейшему совершенствованию учебной, научной и политико-воспитательной работы. Готовить из слушателей волевых, умелых авиационных командиров, всемерно развивать у них творческое мышление, инициативу, множить ряды отличников учебы – таковы были требования, которые легли в основу решений конференции. Партийные органиэации академии успешно претворяли их в жизнь. [101] Коммунисты внесли достойный вклад в дело совершенствования учебного процесса, развития научных исследований. Государственные экзаменационные комиссии в своих актах ежегодно отмечали, что академия дает слушателям глубокие знания, правильно готовит их к практической работе в войсках.
Кропотливую воспитательную работу вели коммунисты – начальники факультетов и курсов. Высоких показателей в учебе и дисциплине достигли курсы, которыми руководили опытные и умелые воспитатели полковники В. Г. Фоломеев, Г. М. Максименко и П. Л. Кузнецов. В своей работе они постоянно опирались на партийные организации, повседневно направляли деятельность командиров учебных отделений.
Высокими успехами в учебе, хорошей сплоченностью и крепкой дисциплиной отличался курс, начальником которого был полковник А. В. Гурьев. Здесь была создана обстановка нетерпимости к недочетам. В стенной газете и боевых листках оперативно отмечались успехи и отдельные неудачи, анализировался ход учебы. На курсе росло число отличников учебы, все меньше было удовлетворительных оценок. В 1950 г. на выпускных экзаменах слушатели этого курса показали глубокие знания.
Идейно-политическое и воинское воспитание личного состава всегда находилось в центре внимания политработников академии. Офицеры политотдела И. А. Аристархов, И. В. Коняев, П. А. Маслак, К. И. Мягков, заместители начальников факультетов по политчасти В. С. Ущев, Г. И. Шереметьев, В. В. Хлебников, Б. П. Павлов, И. Г. Русанов, И. М. Трусов, Г. С. Воронцов, Н. Ф. Щербаков, Ю. Е. Юдин хорошо знали деловые и политические качества преподавателей и слушателей, глубоко вникали в учебный процесс, оказывали постоянную помощь партийным организациям факультетов, кафедр, курсов и служб академии.
Большой вклад в учебно-воспитательную работу внесли коммунисты – преподаватели кафедр основ марксизма-ленинизма и политической экономии. Они участвовали в жизни и деятельности партийных организаций классных отделений и курсов, часто выступали перед слушателями, постоянным составом, рабочими и служащими академии с лекциями и докладами по актуальным проблемам общественного развития и марксистско-ленинской теории.
Коллектив академии активно участвовал в общественно-политической жизни страны. Многие генералы и офицеры выступали с докладами на различные политические и специальные темы в учреждениях и на предприятиях Москвы и области.
В феврале 1946 г. проводились первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР. Советские люди оказали большое доверие авиаторам, обучавшимся в академии. Пятеро слушателей – трижды Герой Советского Союза майор И. Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза капитан Т. Я. Бегельдинов, майор А. Е. Боровых, подполковник Д. Б. Глинка и капитан А. Н. Ефимов – были избраны депутатами Верховного Совета СССР. [102]
Хорошо была поставлена политико-воспитательная и культурно-массовая работа в гарнизонном Доме офицеров, начальниками которого последовательно были майоры А. И. Березин, А. Е. Кирюшин, а затем подполковник П. А. Кобельков. В 1946 г. при Доме офицеров был организован вечерний университет марксизма-ленинизма. Его начальником вначале был полковник М. Н. Новохатко, а с 1947 г. – майор И. А. Селезнев.
Продолжительность учебы в университете составляла два года. Его слушателями были главным образом генералы и офицеры из числа руководящего и профессорско-преподавательского состава. В университете глубоко изучались история ВКП(б), марксистско-ленинская философия, партийно-политическая работа, история Великой Отечественной войны.
Кроме университета постоянный состав академии мог повышать свой идейно-теоретический уровень на занятиях вечернего лектория, где организовывались циклы лекций и семинаров по истории философии, истории СССР и политической экономии.
В Доме офицеров активно велась культурно-массовая работа. При нем начала функционировать вечерняя средняя школа, все шире развертывалась деятельность кружков художественной самодеятельности. В 1953 г. Монинский гарнизонный Дом офицеров был признан лучшим в Военно-воздушных силах и награжден Почетной грамотой Министра обороны СССР.
Новый прилив сил и творческой энергии у личного состава академии вызвали решения XIX съезда партии, состоявшегося в октябре 1952 г., первого съезда после окончания Великой Отечественной войны. Его решения легли в основу всей жизни и деятельности академии и ее партийных организаций.
Каждому офицеру – крепкую физическую закалку. Академия готовит не только всесторонне образованных, политически грамотных авиационных командиров. Она растит их физически и морально закаленными, выносливыми, способными выдержать большие нагрузки в полете.
Для физической закалки в академии созданы все условия. Само ее размещение вдали от города создает благоприятные условия для занятий спортом. Здесь удачно сочетаются такие природные факторы, как умеренно пересеченная местность, сухой песчаный грунт и большой лесной массив, примыкающий непосредственно к академическому городку.
Большое внимание развитию физической культуры и спорта уделял начальник академии маршал авиации Ф. Я. Фалалеев. Он требовал, чтобы каждый слушатель был спортсменом. По его инициативе в 1948 г. началось сооружение открытого плавательного бассейна. Весь личный состав академии принимал участие в его строительстве. [103] В свободное от занятий время преподаватели и слушатели рыли котлован, выполняли другие строительные работы. Сооружение бассейна в значительной степени компенсировало отсутствие поблизости хороших естественных водоемов.
Одновременно расширялась спортивная база для занятий гимнастикой, легкой атлетикой. Кроме ранее имевшегося спортивного зала в корпусе «А» открылись два зала – игровой и гимнастический – в корпусе «Б». Заново был перестроен стадион.
Кафедра физической подготовки, возглавляемая полковником А. Ф. Чериобровкиным, организовала работу секций по различным видам спорта во внеурочные часы. Регулярно стали проводиться спортивные соревнования. В лыжных кроссах, в беге на различные дистанции, как правило, участвовали все генералы, офицеры, сержанты и солдаты. О развитии спортивно-массовой работы наглядно свидетельствовал непрерывный рост числа спортсменов высшей квалификации. В 1952 г. в академии было 13 мастеров спорта и 72 спортсмена первого разряда.
Команды академии неоднократно завоевывали почетные призы на межвузовских спортивных соревнованиях. В течение нескольких лет чемпионом московских военных академий была футбольная команда, возглавляемая старшим лейтенантом А. И. Хрокиным. В числе игроков команды выступали слушатели заслуженный мастер спорта майор В. М. Бобров, мастер спорта майор А. Г. Стриганов, дважды Герой Советского Союза капитан А. Я. Брандыс.
Заслуженный мастер спорта капитан К. К. Рева не только руководил волейбольной командой академии, но и был капитаном сборной команды СССР по волейболу. Волейбольная команда академии была чемпионом РСФСР, а в 1950 г. участвовала в розыгрыше первенства СССР по классу мастеров. Монинские баскетболисты неоднократно завоевывали первенство в матчах академий и городов Московской области.
Большая политико-воспитательная работа и занятия спортом способствовали выполнению академией задач подготовки высококвалифицированных, идейно закаленных командных кадров для советских ВВС.
Обеспечивая учебную и научную деятельность. Академия добилась значительных успехов в учебной и научной деятельности. В первые послевоенные годы они были бы немыслимы без напряженного труда личного состава различных служб и подразделений.
Успешно выполняло свои задачи подразделение связи, командирами которого последовательно были подполковники Н. И. Калиниченко, М. А. Ткаченко и К. Ф. Михайлов. Оно надежно обеспечивало связью военные игры и летно-тактические учения.
Личный состав подразделения обеспечения (командир – старший лейтенант Н. В. Гудок, заместитель по политчасти – майор А. К. Родионов) наряду с несением караульной службы активно участвовал в работах по благоустройству гарнизона, в частности в строительстве стадиона и бассейна, казармы, жилых домов н других объектов, в озеленении улиц, сооружении дорог и тротуаров. [104]
Важная роль в обеспечении учебного процесса принадлежала редакционно-издательскому отделу и типографии академии. Работать им приходилось в трудных условиях, поскольку полиграфическая база не могла полностью удовлетворить потребности академии. Невысоким было и качество изданий. Положение несколько улучшилось в начале 50-х годов, когда была расширена и обновлена полиграфическая база. Типография одной из первых среди типографий военных академий освоила ротапринт и многокрасочную печать. В результате улучшилось качество изданий, возрос объем выпускаемых материалов, сократились сроки нахождения работ в производстве. Учебная литература, изданная РИО и типографией академии только с 1948 по 1952 г., имела общий объем более 600 авторских листов. Начиная с 1949 г. в типографии печаталось по 2–4 учебника в год.
Начальникам редакционно-издательского отдела полковнику С. Ф. Корпуснову и типографии – капитану И. К. Сухачеву удалось создать слаженно работающий коллектив. В отделе плодотворно трудились майоры М. П. Лявин и Ю. Н. Богоявленский. С 1948 г. главным редактором отдела была Е. А. Хотеева, много сделавшая для повышения качества изданий. С 1945 г. корректором, а затем техническим редактором стала работать Н. П. Константинова. Она многое сделала для улучшения художественного оформления книг. Успешно трудились руководитель переплетного цеха З. Т. Кот, печатница Е. Ф. Беззубцева, чертежница Н. И. Гришпенюк и наборщица Е. И. Калинина.
Многое делала для обеспечения учебного процесса и научных исследований библиотека академии, которую продолжал возглавлять полковник А. И. Смирнов. Наличие в библиотеке большого количества книг{14}, брошюр и журналов по многим отраслям знаний позволяло удовлетворять самые разнообразные запросы слушателей и профессорско-преподавательского состава. С 1950 по 1953 г. библиотеку посетило более 1,2 млн. человек, которым было выдано около 4 млн. книг. Только в 1951 г. сотрудники библиотеки выдали свыше 1 млн. книг, около 4 тыс. библиографических справок, обслужили около 300 тыс. посещений читателей.
Командование академии неоднократно отмечало сотрудников библиотеки за хорошую работу. Среди них были С. А. Вознесенский, В. А. Ежегодова, А. А. Карасева, И. И. Коган, В. А. Мирочицкая, Е. И. Назарова, О. И. Новикова, В. В. Петровский, А. П. Салтаева, Т. И. Смирнова, Н. С. Соколова, Т. А. Сорокина, Д. А. Туревская и А. М. Швецова. [105]
Существенную помощь в работе профессорско-преподавательскому составу оказывало бюро переводов, которое ежемесячно выпускало бюллетени «Иностранная военная техника и ее применение» по материалам иностранной авиационной периодической печати. Кроме того, бюро готовило переводные статьи по наиболее актуальным проблемам.
В создании нормальных бытовых условий для личного состава академии большая заслуга принадлежала службе тыла, работники которой делали все от них зависящее, чтобы улучшить быт, создать условия для плодотворной учебы и работы слушателей и преподавателей.
Несмотря на то что в первые послевоенные годы основные силы и средства направлялись на восстановление экономики в районах, пострадавших от вражеской оккупации, Советское правительство все же сумело выделить часть денежных сумм для жилищного строительства в академии. В 1949 г. началась постройка четырех многоквартирных жилых домов, одновременно строились двух – четырехквартирные коттеджи. Ввод в строй этих домов позволил уменьшить остроту жилищной проблемы.
Благоустраивалась территория городка. Увеличивалась площадь зеленых насаждений. Было проведено уличное освещение. Строились новые и реконструировались имеющиеся бытовые по-мещения.
В работах по благоустройству городка, в строительстве жилых домов и других сооружений активное участие принимал весь личный состав академии. На субботниках и воскресниках генералы и офицеры, члены их семей, рабочие и служащие – рыли траншеи для фундаментов домов, занимались озеленением городка и уборкой территории, выполняли другие работы.
Немалую роль в жизни академии играла медицинская служба, во главе которой был полковник медицинской службы С. А. Владимирцев, а с 1950 г. – полковник медицинской службы В. Г. Вишневский. Отделениями службы руководили опытные врачи Г. А. Пугин, А. Г. Кольчикова, М. В. Щекина и Г. М. Фридман. Хорошо работали врачебно-летная комиссия и лаборатория авиационной медицины, возглавляемая кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы А. Д. Архангельским.
Всеобщим уважением пользовались врачи С. Ф. Федоров, Н. И. Андреяшкин, Н. В. Балдин, В. П. Блинова, С. П. Крапивин, С. И. Троицкий, медицинские сестры А. А. Агеева, С. Е. Веселова, А. А. Голубева, М. С. Друцкая, Н. М. Жемчужина, С. С. Селиванова, которых отличали высокое профессиональное мастерство, чуткость и внимание к больным.
Таким образом, первые восемь послевоенных лет составили новый этап в истории Военно-воздушной академии. Он характеризовался неуклонным ростом ее авторитета и роли в подготовке кадров, в развитии авиации, оперативного искусства и тактики ВВС. [107]