Предисловие
Воспитание нынешнего поколения советских военных моряков на революционных и боевых традициях нашего Военно-Морского Флота, или, как иногда принято говорить, воспитание историей, несомненно, является самым испытанным и глубоким по своему эмоциональному воздействию на сердца и умы людей методом, имеющим целью привить молодежи советский патриотизм, социалистический интернационализм и беспредельную преданность Коммунистической партии и социалистической Родине. В свете героических событий прошлого легче понять исторический смысл и значение деятельности нынешнего поколения советских военных моряков. В этом состоит главная и благородная задача предлагаемой книги.
Анализ опыта прошлого способствует формированию марксистско-ленинского мировоззрения, широкого военного кругозора, развитию оперативно-тактического мышления офицеров флота, глубокому и твердому усвоению основ современной военной науки. Ибо анализ опыта прошлого, обращенный в настоящее и в будущее, это и необходимый элемент теории, и метод, с помощью которого вырабатываются новые теоретические положения советского военно-морского искусства, решаются задачи строительства флота, осуществляется его всесторонняя подготовка.
Настоящее, уже четвертое, издание этой книги освещает беспримерный путь Советского Военно-Морского Флота в годы суровых военных испытаний и мирного созидательного труда советского народа.
Славная история нашего Военно-Морского Флота, изложенная на основе марксистско-ленинской методологии, ярко показывает руководящую роль КПСС организатора и вдохновителя наших побед, передовой характер советской военной науки.
Готовя вооруженное восстание, партия большевиков значительную роль отводила флоту как одной из ударных сил революции. Бессмертные слова Владимира Ильича: «... во флоте мы видим блестящий образец творческих возможностей трудящихся масс, в этом отношении флот показал себя, как передовой отряд»{1}, свидетельство особой роли и исторических заслуг военных моряков в дни Великого Октября, в первых рядах которых были большевики Центробалта: руководитель подготовки Балтфлота к Октябрьскому вооруженному восстанию Ф. С. Аверичкин; председатель 1-го Всероссийского съезда военного [6] флота А. В. Баранов; председатель Центробалта П. Е. Дыбенко; один из организаторов Ледового похода Н. Ф. Измайлов; комиссар флота К. Т. Солопенко; комиссар Гельсингфорсского отряда моряков, участник штурма Зимнего дворца Н. А. Ховрин; член Гельсингфорсского совета депутатов армии, флота и рабочих А. С. Шатров; командиры матросских отрядов в Петрограде М. Д. Горячев, В. С. Мясников, И. Д. Сладков и многие другие.
В книге убедительно показано, что защита завоеваний социализма объективная необходимость и историческая миссия Советских Вооруженных Сил. «Всякая революция, говорил В. И. Ленин, лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться...»{2}. Эти слова, ставшие законом для социалистической революции, подтверждаются всей историей Советских Вооруженных Сил, созданных для защиты революционных завоеваний первого в мире государства рабочих и крестьян.
28 января 1918 года В. И. Ленин подписал Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 11 февраля Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Эти декреты положили начало строительству вооруженных сил нового типа армии и флота рабочих и крестьян.
Высокая оценка В. И. Лениным роли флота в Великой Октябрьской социалистической революции вдохновляла военных моряков в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Около 75 тыс. моряков сражались на сухопутных фронтах. Вместе с красногвардейцами они защищали Петроград, освобождали от интервентов советский Север. Свыше 30 морских, озерных и речных флотилий, действуя совместно с сухопутными войсками, громили белогвардейцев на Волге и Каспии, Азовском море, вели борьбу с кораблями противника, нарушали его перевозки, высаживали морские десанты. Легендарные имена А. Н. Бахтина, И. И. Вахрамеева, А. Г. Железнякова, Б. А. Жемчужина, Б. Ф. Любимова, Н. Г. Маркина, М. И. Мартынова, В. В. Севастьянова, П. Д. Хохрякова и многих других никогда не померкнут в памяти благодарных потомков. Военно-Морской Флот в трудной борьбе оправдал доверие партии и народа.
Тяжелое наследие досталось молодому Рабоче-Крестьянскому Красному Флоту от царизма. Большие потери он понес в результате жестокой гражданской войны: часть кораблей угнали белогвардейцы и интервенты; некоторые корабли большевики затопили сами, чтобы их орудия не были повернуты против революции; оставшиеся нуждались в ремонте, модернизации и пополнении личным составом, так как значительная часть его была направлена на сухопутные фронты. Балтийский и Черноморский флоты насчитывали буквально единицы боеспособных кораблей. На Севере и Дальнем Востоке боевых кораблей фактически не было.
Необходимость надежной защиты морских рубежей Республики настоятельно требовала скорейшего восстановления флота.
По решению X съезда РКП(б), состоявшегося в 1921 г., наша страна приступила к возрождению и укреплению флота Большой вклад в эту работу внес комсомол, принявший на V съезде (1922 г.) шефство над флотом. Восстановление флота, организацию подготовки его сил возглавляли талантливые военачальники: А. К. Векман, М. В. Викторов, Л. М. Галлер, К. И. Душенов, З. А. Закупнев, А. П. Зеленой, В. И. Зоф, И. К. Кожанов, Р. А. Муклевич, А. В. Немитц, Я. И. Озолин, В. М. Орлов, [7] Э. С. Панцержанский, Ф. Ф. Раскольников и другие. Для защиты морских рубежей Родины по решению партии и правительства в 1932 г. создается Тихоокеанский флот, а в 1933 г. Северный флот.
XVIII съезд партии поставил новую задачу создать мощный океанский флот, причем, учитывая возросшую угрозу агрессии со стороны фашистской Германии и милитаристской Японии, основные силы предусматривалось иметь на Балтике и Тихом океане. Существенно укреплялись Северный и Черноморский флоты. Принятая на основе этих решений судостроительная программа была нацелена прежде всего на создание крупных артиллерийских кораблей линкоров и тяжелых крейсеров, превосходящих по своим боевым качествам лучшие иностранные корабли. Так, были заложены три линейных корабля типа «Советский Союз» и два тяжелых крейсера, началось проектирование двух авианосцев для Тихоокеанского и Северного флотов. Одновременно строился подводный флот и создавались легкие силы. Однако в октябре 1940 г. в условиях непосредственной угрозы нападения фашистской Германии правительство постановило: сосредоточить усилия на строительстве легких сил и на достройке больших кораблей с высокой степенью готовности.
Не все предвоенные планы удалось претворить в жизнь. Тем не менее к началу Великой Отечественной войны благодаря неустанной заботе Коммунистической партии и Советского правительства, самоотверженному труду советского народа был, по существу, заново создан Военно-Морской Флот, который по численности корабельного состава стал одним из ведущих в мире. В него входили линейные корабли, легкие крейсера, несколько десятков эскадренных миноносцев и лидеров, сторожевые корабли, тральщики, около трехсот торпедных катеров, свыше 200 подводных лодок, почти две тысячи самолетов морской авиации и более 250 батарей береговой артиллерии. Это была значительная сила.
Великая Отечественная война явилась жестоким испытанием прочности социалистического строя, мощи Советских Вооруженных Сил. Советский народ с честью вынес на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашизмом, внес решающий вклад в его разгром.
Вероломно нарушив договор о ненападении, гитлеровская Германия внезапно, без объявления войны, нанесла по Советскому Союзу удар огромной силы. Ее авиация произвела налеты на Каунас, Минск, Киев, базы флотов Мурманск, Севастополь, Кронштадт, Лиепаю. Фактору внезапности Военно-Морской Флот противопоставил высокую боевую готовность.
Достижением предвоенного военно-морского искусства явились разработка и практическое внедрение ступенчатой системы оперативных готовностей. Благодаря ей флоты и флотилии не были застигнуты врасплох, к моменту нападения они уже завершили переход на оперативную готовность № 1, изготовились к отражению ударов фашистской авиации, а подводные лодки и надводные корабли начали подготовку к выходу в море. В результате флоты не имели потерь от первых ударов противника ни в кораблях, ни в самолетах. Этот урок необходимости поддержания постоянной высокой боевой готовности имеет непреходящее значение.
По оперативным планам на ВМФ возлагались задачи обороны побережья от нападения с моря и от высадки морских десантов, уничтожения морских сил, нанесения ударов по портам и военно-морским базам противника, борьбы на морских коммуникациях. Основными объектами [8] боевых действий на море считались крупные надводные корабли. Предполагалось уничтожать их совместными ударами артиллерийских кораблей, авиации, в том числе бомбардировочной авиации Красной Армии, торпедных катеров и подводных лодок как в открытом море, так и на минно-артиллерийских позициях, создаваемых в узкостях и на подходах к военно-морским базам. С началом войны на Балтийском море была создана передовая минно-артиллерийская позиция в устье Финского залива, опирающаяся на северном фланге на военно-морскую базу Ханко и на южном на остров Осмуссар с их мощными береговыми батареями. Одним словом, все было нацелено на морские направления и на морского противника. В своей основе эти взгляды и планы были правильными.
Однако вероломное нападение фашистской Германии резко изменило всю обстановку. Гитлеровское командование было настолько уверено в успехах ударов своих сухопутных сил и молниеносном завершении войны против СССР, что предполагало покончить с Советским Военно-Морским Флотом, захватив его военно-морские базы. В плане «Барбаросса» в отношении Балтийского флота так и указывалось: «Группа армий «Север» имеет задачу уничтожить находящиеся в Прибалтике войска противника и, овладев портами Балтийского моря (в том числе Ленинградом и Кронштадтом), лишить русский флот его опорных пунктов»{3}.
Таким образом, главным противником нашего флота с началом войны стал не морской, а воздушный и сухопутный противник. И силам флота пришлось «менять директрису стрельбы на 180°», особенно береговой артиллерии флота, о чем свидетельствуют боевые действия в Ленинграде и Севастополе. За годы войны 90 % боезапаса корабельной артиллерии на Краснознаменном Балтийском и 80 % на Черноморском флотах было израсходовано по береговым целям. 40 % всех самолето-вылетов морской авиации было выполнено для нанесения ударов по сухопутным войскам фашистов. В ходе войны в силу сложившейся обстановки Военно-Морскому Флоту пришлось одновременно решать две группы задач. Во-первых, обеспечивать оперативную устойчивость приморских флангов фронтов и содействовать сухопутным войскам в обороне и наступлении, что стало главным в боевой деятельности флотов. Во-вторых, решать традиционные морские задачи вести борьбу по нарушению вражеских морских коммуникаций и срыву перевозок, защищать свои коммуникации, уничтожать силы флота противника в море и базах, наносить удары по объектам на его побережье и территории.
Решая эти задачи, Военно-Морской Флот провел 88 операций, из них привлекался к участию в 23 фронтовых и армейских операциях. Основную тяжесть сражений на советско-германском фронте вынесла на своих плечах Красная Армия. Военно-Морской Флот в течение всей войны подчинял свои планы и действия интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях. В тяжелейшие дни для нашей Родины, когда стоял вопрос быть или не быть Советскому государству, Военно-Морской Флот направил на сухопутные фронты свыше 400 тыс. человек. Сформированные из военных моряков бригады морской пехоты и морские стрелковые бригады отличались высокими боевыми качествами и поэтому использовались армейским командованием [9] там, где были необходимы особая стойкость войск в обороне или их наступательный порыв.
Самоотверженно сражались моряки на Баренцевом, Балтийском и Черном морях, громили японских милитаристов на Тихом океане. Их подвиги получили признание Коммунистической партии, Советского правительства, народа. Многие соединения, части и корабли стали гвардейскими, краснознаменными, орденоносными, многим присвоены почетные наименования освобожденных ими городов. Более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, около 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а семерым мужественному разведчику В. Н. Леонову, отважным воздушным бойцам А. Е. Мазуренко, В. И. Ракову, Б. Ф. Сафонову, Н. Г. Степаняну, Н. В. Челнокову и бесстрашному катернику А. О. Шабалину звание Героя Советского Союза присвоено дважды.
Как символ глубокой любви и благодарной памяти Родины о беспримерном подвиге военных моряков, павших в боях Великой Отечественной войны, горит вечный огонь на мемориальных кладбищах, у обелисков боевой славы.
Высокое искусство в руководстве флотами и флотилиями при подготовке и ведении морских и совместных с Красной Армией операций и систематических боевых действий показали видные военачальники адмиралы Н. Г. Кузнецов, И. С. Исаков, А. Г. Головко, В. Ф. Трибуц, Ф. С. Октябрьский, И. С. Юмашев, Л. А. Владимирский, С. Г. Горшков, маршал авиации С. Ф. Жаворонков и другие.
Воспитанием личного состава флотов руководили такие опытные политработники, как И. В. Рогов, А. А. Николаев, Н. К. Смирнов, Н. М. Кулаков, С. Е. Захаров, И. И. Азаров.
В первые послевоенные годы Военно-Морской Флот СССР развивался с учетом боевого опыта Великой Отечественной войны. Строились крупные надводные корабли, дизельные подводные лодки, способные действовать на большом удалении от своих баз. Самолетный парк авиации ВМФ, состоявший из поршневых самолетов, заменялся реактивными самолетами. В это же время разрабатывались новые боевые технические средства и оружие. В 50-х годах были созданы ядерные заряды для ракет и торпед. Успешно совершенствовались ракеты, предназначенные для поражения наземных, морских и воздушных целей, развивалась радиоэлектроника, с появлением первых корабельных ядерных энергетических установок началось строительство атомных подводных лодок. Совершенствовалась организационная структура соединений флота, выросли новые замечательные военачальники и командующие, такие, как адмиралы флота Касатонов В. А., Лобов С. М., Сергеев Н. Д., Смирнов Н. И., адмиралы Амелько Н. Н., Байков И. И., Зозуля Ф. В., Михайлин В. В., Орел А. Е., Платонов В. И., Сысоев В. С., Фокин В. А., Харламов Н. М., Ховрин Н. И., Чабаненко А. Т., Чурсин С. Е., маршал авиации Борзов И. И., генерал-полковник авиации Преображенский Е. Н. и многие другие.
В середине 50-х годов ЦК КПСС и Советское правительство определили направления развития ВМФ и был взят курс на строительство качественно нового, океанского ракетно-ядерного флота, способного решать стратегические задачи. Научно-технический прогресс в развитии военного кораблестроения, объективный анализ задач, которые способен решать флот, позволили определить оптимальный состав разнородных сил и средств Военно-Морского Флота СССР. В создании океанского ракетно-ядерного флота приняли участие видные ученые, [10] конструкторы, инженеры, техники и рабочие словом, весь советский народ. Военные моряки получили силы и средства, с помощью которых можно противостоять любому агрессору с океанских направлений и нанести по нему сокрушающий удар. Империалисты не могут не считаться с тяжелейшими последствиями ответных ударов, которые обрушатся на них с океанов, если они посмеют развязать ядерную войну.
Главными родами сил сегодняшнего Советского Военно-Морского Флота являются атомные подводные лодки, обладающие значительными ударными возможностями, высокой мобильностью, способностью вести боевые действия глобального масштаба, а также морская авиация, способная действовать в любой крупной операции, ведя дальнюю воздушную разведку и нанося удары по надводным, подводным, воздушным и наземным целям.
Неузнаваемо преобразились надводные корабли. Появились авианесущие крейсера типа «Киев» и крейсера с ядерной энергетической установкой типа «Киров». Современная боевая техника и оружие находятся на вооружении морской пехоты и береговых ракетно-артиллерийских войск.
Создание океанского ракетно-ядерного флота это новый подвиг советского народа, историческое событие, которое прочно встало в один ряд с появлением ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет в СССР, означавшим для США конец их атомного шантажа и крах мифа о неуязвимости защищенного океанами континента, возможности безнаказанной агрессии. Достижение военно-стратегического паритета стало огромным завоеванием социализма, важнейшим условием сдерживания агрессивных устремлений империализма.
«Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает защиту социалистического Отечества, укрепление обороны страны и обеспечение государственной безопасности как одну из важнейших функций Советского государства»{4}. В реализации этой важнейшей функции видят военные моряки свою главную задачу. Советский Военно-Морской Флот бдительно несет вахту в Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом океанах, в Средиземном и других морях. Он твердо стоит на страже мирного, созидательного труда советского народа.
Школой мужества и мастерства советских военных моряков стали дальние океанские походы. В непрерывных многомесячных плаваниях от экваториальных широт до льдов Арктики матросы и старшины, мичманы и офицеры проявляют героизм и мужество, демонстрируют высокую дисциплину и организованность, морскую выучку, флотскую дружбу и подлинное товарищество. Партия и правительство высоко ценят воинский труд матросов, старшин, офицеров, генералов, адмиралов Военно-Морского Флота. Многие из них за ратный труд награждены орденами и медалями, а некоторым присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них офицеры В. Л. Березовский, В. Т. Виноградов, И. Р. Дубяга, Л. М. Жильцов, И. Ф. Морозов, А. В. Ольховиков, Л. Г. Осипенко, В. В. Протопопов, Л. Н. Столяров, Ю. А. Сысоев, Ю. И. Чурилов и другие. [11]
Героями Социалистического Труда стали семь крупных ученых и организаторов научной работы Военно-Морского Флота, в том числе академик адмирал А. И. Берг.
Неиссякаемый источник силы и мужества Советского Военно-Морского Флота в руководстве Коммунистической партии, в единстве с народом. Всенародная любовь и уважение, которыми пользуются военные моряки, известны. О них написаны книги, сложены песни, стихи. И личный состав флота делает все, чтобы быть достойным этого уважения. Молодежь считает особой честью служить на флоте.
Советский Военно-Морской Флот, находясь в просторах Мирового океана, осуществляет интернациональную миссию. Наши моряки, бывая с официальными дружественными и деловыми визитами во многих портах зарубежных стран, представляют там наш народ, социалистическую Родину, выступают активными пропагандистами советского образа жизни.
В едином строю с братьями по оружию военными моряками стран участниц Варшавского Договора личный состав ВМФ с честью выполняет задачи по защите завоеваний социализма. Несомненно, что предлагаемое читателю новое издание книги о боевом пути Советского Военно-Морского Флота подлинного детища Коммунистической партии и советского народа будет с интересом и одобрением встречено читателями.
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом
Герой Советского Союза адмирал флота
В. Чернавин [12]