Введение
Наш великий народ издавна связан с морским делом и славится искусством мореплавания. Еще восточные славяне предки русского, украинского и белорусского народов, преодолевая бурные стремнины, спускались на своих судах ладьях, нагруженных товарами, вниз по широкому полноводному Днепру. В устье реки они снаряжались в дальнее плавание по Черному морю, пересекали его и высаживались на его южных берегах и даже в Константинополе, чтобы вести мирный торг с византийцами. Многочисленные торговые плавания и боевые походы русских на Черном море привели к тому, что народы Европы и Азии стали называть его Русским морем.
Суда Древней Руси бороздили воды Балтики и северных морей. Купцы Великого Новгорода на своих кораблях ходили далеко на запад и север, основывали торговые базы в заморских странах. Корабли отличались устойчивостью на волне, крепостью корпусов и значительными размерами. Они имели палубы и помещения для команды, воинов и грузов. Студеное море так именовался в те времена Северный Ледовитый океан считалось владычеством русских, которые широко торговали с норманнами мехами, рыбой, солью и другими товарами.
В старинных записях иностранцев нередко упоминаются подвиги российских поморов на северных морях в XV в., и отмечаются они как «весьма знамениты». В XVI в. смельчаки-поморы ходили на своих ладьях и кочах к таинственному острову Грумант Шпицбергену, что подтверждается, в частности, письмом короля Дании, датированным 1576 г., т. е. за 20 лет до открытия этого острова голландцами.
В XVII XVIII вв. отважные российские мореплаватели и исследователи С. И. Дежнёв, В. Д. Поярков, Е. П. Хабаров, В. И. Беринг, А. И. Чириков, Г. И. Шелихов, А. А. Баранов и многие другие открыли и описали берега Сибири, Тихоокеанское побережье Азии и Северной Америки, обследовали и составили подробные описи берегов Каспия и значительной части Балтийского моря. Только в первой половине XIX в. моряки России совершили 36 кругосветных плаваний. Наши замечательные соотечественники В. М. Головнин, Ф. П. Литке, М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен, О. Е. Коцебу, Г. И. Невельской, Ю. Ф. Лисянский, С. О. Макаров и другие обогатили мировую науку исследованиями Тихого океана от Аляски до Австралии, множеством капитальных трудов по гидрографии и гидрологии, навигации и мореходной астрономии, лоции и гидрометеорологии. Русские отважные мореплаватели в январе 1820 г. открыли новый, неизвестный до того материк Антарктиду. [13]
Среди открывателей новых земель достойное место занимает Т. Ф. Прончищева, первая в. мире женщина-полярница, принимавшая вместе с мужем лейтенантом В. В. Прончищевым активное участие во Второй Камчатской экспедиции, которую по праву называют Великой Северной экспедицией (1733–1743 гг.). Имя Татьяны Прончищевой навечно вошло в историю освоения Арктики{5}.
Русский Военно-морской флаг, овеянный славой блистательных побед над врагами отечества, гордо реял на Черном, Средиземном и Балтийском морях. О стойкости и отваге наших моряков в морских баталиях и сражениях на суше народ сложил немало сказаний и песен.
27 июля (7 августа) 1714 г. галеры русского флота под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина{6} атаковали у полуострова Гангут часть сил шведской эскадры адмирала Ватранга. Две атаки шведы отбили, однако третья, закончившаяся абордажной схваткой, принесла победу русскому флоту. Противник сдался и спустил флаги на всех своих кораблях. Петр I высоко оценил победу русского флота у Гангута, приравняв ее к победе под Полтавой. Столь же славными были победы русского парусного флота в сражениях со шведами у острова Эзель 24 мая (4 июня) 1719 г. и при Гренгаме 27 июля (7 августа) 1720 г. Петр I так оценивал роль флота для государства: «Всякий потентат (государство), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».
Бессмертный подвиг совершили наши моряки в Чесменском сражении 26 июня (7 июля) 1770 г., когда огнем брандера, которым командовал лейтенант Д. С. Ильин, и меткими артиллерийскими залпами других кораблей был разгромлен и уничтожен намного превосходящий в силах турецкий флот. Противник потерял 14 линейных кораблей, 6 фрегатов и до 40 мелких судов, по сути, весь свой флот.
Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг. с меньшим, чем у противника, числом боевых кораблей и вспомогательных судов, с почти вдвое меньшим числом пушек на них наш флот под флагом прославленного флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова наносил врагу одно поражение за другим. Так было в сражении при Фидониси 3(14) июля 1788 г., когда у турок было 49 кораблей против 36, при Керчи 8(19) июля 1790 г., когда турки имели 54 корабля против 33, у о. Тендра 28–29 августа (8–9 сентября) 1790 г., когда русский флот насчитывал 37 кораблей против 45 турецких, и при Калиакрии 31 июля (11 августа) 1791 г., когда эскадра адмирала Ушакова в составе 16 линейных кораблей, 2 фрегатов и 21 малого судна против 78 турецких кораблей (998 пушек против 1800) наголову разгромила противника. Замечательными подвигами прославили себя моряки-ушаковцы при штурме крепости Корфу, которую весь мир считал неприступной{7}. В 1799 г. при освобождении крепости Анкона в Северной Италии во время штыковой атаки четыре матроса ворвались на плечах отступавших французов в крепость и не заметили, как за ними захлопнулись крепостные ворота. Десятки французских солдат окружили храбрецов, но моряки не сдались, они дрались с врагом, пока бились их сердца, пока руки могли держать ружье. [14]
8(20) октября 1827 г. во время греческой национально-освободительной революции (1821–1829) в Наваринском морском сражении соединенные эскадры России, Англии и Франции наголову разбили турецко-египетский флот. Решающую роль в разгроме флота поработителей сыграла русская эскадра. Ее флагманский корабль «Азов» получил от огня вражеской артиллерии 153 пробоины. Но моряки «Азова» под командованием капитана 1 ранга М. П. Лазарева продолжали сражаться. Они уничтожили пять вражеских кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Мужественно действовали моряки и других кораблей. В результате четырехчасового боя противник потерял 3 линейных корабля, 9 фрегатов, 24 корвета, 14 бригов и др. Победа при Наварине значительно ослабила морские силы Турции, помогла греческому народу в его национально-освободительной борьбе и победе, предопределила успех России в русско-турецкой войне 1828–1829 гг.
14(27) мая 1829 г. небольшой русский парусный бриг «Меркурий» (18 пушек малого калибра) встретился с выходившей из Босфора большой турецкой эскадрой. Двум турецким линейным кораблям (110– и 74-пушечному) был дан приказ уничтожить бриг. При сближении турецкий флагман предложил русским сдаться, но ультиматум был отвергнут, а командир брига капитан-лейтенант А. И. Казарский приказал открыть огонь по противнику. От ответного огня турецких кораблей на бриге вспыхнул пожар. Ловко маневрируя и уходя от продольного огня противника, русский корабль своим артиллерийским огнем поджег паруса 110-пушечного турецкого линейного корабля, заставив турок снизить ход и вести борьбу с огнем. Следующими залпами «Меркурий» сбил бушприт на другом линейном корабле. В результате оба турецких судна стали заметно отставать. Бриг же Казарского, пользуясь усилившимся ветром, окончательно оторвался от противника.
О подвиге в мае 1829 г. брига «Меркурий» до сих пор напоминает памятник, установленный в Севастополе в 1834 г. На его постаменте надпись: «Казарскому. Потомству в пример».
Отвагу и бесстрашие проявили моряки 18(30) ноября 1853 г. в сражении при Синопе под командованием прославленного флотоводца адмирала П. С. Нахимова. Четыре часа длилось сражение с турецкими кораблями и береговыми батареями. Когда оно закончилось, турецкая эскадра перестала существовать. Среди многочисленных пленных оказался и командующий флотом.
В летопись русской боевой славы золотыми буквами вписаны на века подвиги моряков в дни героической обороны Севастополя 1854–1855 гг., подвиги замечательных флотоводцев-руководителей адмиралов В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина, которые вместе с матросами и солдатами сражались на бастионах и погибли. Легендарным стал русский матрос Петр Кошка. Чуть ли не каждую ночь отважный моряк пробирался в траншеи противника и всегда возвращался с трофеями: то гнал перед собой пленного англичанина или француза, то приносил несколько ружей. Другой матрос Игнат Шевченко ценой жизни спас в бою командира, прикрыв его своим телом от вражеской пули.
Боевые традиции нашего флота свято хранили и умножали последующие поколения моряков. О героическом бое крейсера «Варяг»{8} [15] и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой 27 января (9 февраля) 1904 г. вблизи порта Чемульпо сложена песня, слова которой
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,выражают суть этого удивительного подвига. Выдержав жестокий бой с шестью японскими крейсерами и восемью миноносцами, русские моряки сами уничтожили свои корабли, но флагов не спустили и в плен не сдались.
Незабываем подвиг миноносца «Стерегущий», который, возвращаясь из разведки 26 февраля (10 марта) 1904 г., принял бой с четырьмя японскими миноносцами. «Стерегущий» дрался упорно. В живых остались только шесть человек, из которых четверо были тяжело ранены. Японцы, видя, что миноносец перестал стрелять, подошли и взяли его на буксир. Двое оставшихся в живых матросов (один из них Василий Новиков) спустились в кочегарку и открыли клапаны затопления, выполнив наказ командира миноносца лейтенанта Александра Сергеева, который, умирая от ран, сказал: «Лучше погибните, но только не сдавайте неприятелю корабль». Опасаясь, что враг попытается воспрепятствовать затоплению корабля, герои задраили за собой люки. На глазах у врага миноносец погрузился в морскую пучину. В честь героев со «Стерегущего» у Петропавловской крепости в Ленинграде воздвигнут памятник.
Доблестью, умением и отвагой отмечены боевые дела русских моряков в период первой мировой войны 1914–1918 гг. Так, 5(18) ноября 1914 г. броненосцы смело вступили в бой с новейшим немецким линейным крейсером «Гебен» и легким крейсером «Бреслау» вблизи мыса Сарыч на Черном море. Метким огнем артиллерии «Гебену» были нанесены повреждения. Только туман помог «Гебену» оторваться от русских кораблей и укрыться в Босфоре. Несколько раз после этого боя немецкий линейный крейсер пытался прорваться на наши морские пути, но все попытки его кончались бесславным бегством.
Умело и решительно действовали на Черном море и экипажи русских подводных лодок, которые, как и надводные корабли, в 1915–1916 гг. успешно выполняли минные постановки в районе Варны и Босфора. 11(24) октября 1916 г. совершила подвиг команда подводной лодки «Тюлень», взяв в плен неприятельский пароход «Родосто» и приведя его в Севастополь.
Мужественно сражались с врагом русские моряки на Балтике. 4(17) августа 1915 г. эскадренный миноносец «Новик», вступив в бой в Рижском заливе с двумя германскими миноносцами, один их них потопил, а другой сильно повредил. В ту войну прославились и минеры. Только 28 и 29 октября 1916 г. на минах, поставленных в Финском заливе нашими кораблями, подорвалось семь германских миноносцев. В Моонзундском сражении 29 сентября 6 октября (12–19 октября) 1917 г. балтийские моряки под руководством большевиков преградили путь немцам с моря к революционному Петрограду. В одном из боев героический подвиг совершил член судового комитета эсминца «Гром» старшина Ф. Е. Самончук. Отважный моряк торпедой потопил корабль противника, а потом взорвал свой поврежденный миноносец, чтобы он не достался врагу. [16]
Немало подвигов в войну 1914–1918 гг. на счету моряков военной флотилии Северного Ледовитого океана. Усилиями немногочисленного отряда кораблей на Севере удалось ограничить действия германских подводных лодок, пытавшихся нарушать наши заполярные морские сообщения.
Но не только стойкостью и отвагой одолевали противника наши моряки. Большое значение в победах русского флота имел высокий уровень развития отечественного кораблестроения и военно-морского искусства.
В самом начале XVIII в. незаурядное тактическое мышление в войне на море проявил Петр I. Примером тому может служить сражение при Гангуте, в котором русские галеры окружили и взяли в плен многочисленный отряд шведских кораблей.
В XVIII в., когда на флоте господствовала линейная тактика ведения морского боя, много оригинальных приемов применял адмирал Г. А. Спиридов. В знаменитом Чесменском сражении корабли русской эскадры стремительно атаковали стоявший на якоре турецкий флот. В этом бою наши моряки добились блистательной победы благодаря мастерскому сочетанию артиллерийской и брандерной атак.
Подлинный переворот в военно-морской тактике совершил прославленный флотоводец Ф. Ф. Ушаков, по праву считающийся творцом маневренной тактики парусного флота. Ф. Ф. Ушаков решительно отказался от старых взглядов на бой. Он твердо следовал принципам, провозглашенным Петром I при толковании уставов: «Не держаться правил, яко слепой стены, ибо там порядки писаны, а времени и случаев нет».
Но заслуга великого адмирала не только в том, что он предложил и осуществил новую тактику ведения морского боя. Он хорошо понимал важность взаимодействия флота с сухопутными войсками, подтверждением чего явилась итальянская кампания 1799 г., когда флот Ушакова действовал совместно с армией А. В. Суворова. После адмирала Ушакова военно-морское искусство подняли на еще более высокую ступень наши замечательные флотоводцы адмиралы Д. Н. Сенявин и П. С. Нахимов.
Основоположником тактического искусства парового броненосного флота, переход к которому произошел в России вскоре после Крымской войны 1853–1856 гг., справедливо называют адмирала Г. И. Бутакова, создателя научного труда по тактике парового флота «Новые основания пароходной тактики».
В дальнейшем тактику парового флота развил выдающийся адмирал С. О. Макаров. Он разработал и практически применил тактику боевых действий минных катеров в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Им успешно осуществлялись атаки турецких кораблей шестовыми и буксируемыми минами, а в конце войны уже применялись торпеды. В своем труде «Рассуждения по вопросам морской тактики» С. О. Макаров впервые рассмотрел вопросы боевого применения артиллерии и минного оружия различными классами кораблей и многие другие важнейшие проблемы войны на море.
Наш отечественный флот выдвинул из своей среды целую плеяду ученых-новаторов, которые даже в условиях экономически отсталой царской России добились крупных успехов в кораблестроении и создании оружия. Работы умельцев, изобретателей и кораблестроителей Е. П. Никонова, С. К. Джевецкого, В. А. Ершова, А. А. Попова, П. А. Титова, Э. Е. Гуляева, С. О. Макарова, М. П. Налетова, И. Г. Бубнова, [17] В. С. Пятова и многих других известньг далеко за пределами нашей Родины. Огромное влияние на развитие не только русского, но и зарубежного кораблестроения оказала творческая деятельность известного ученого и кораблестроителя А. Н. Крылова.
Нашим ученым-кораблестроителям и творцам оружия приходилось работать в чрезвычайно тяжелых условиях. Преклонение царских чиновников перед всем заграничным, косность, казнокрадство и бюрократизм возводили перед отечественными изобретателями многочисленные, порой непреодолимые препятствия. И тем не менее новаторство наших военных моряков во всех областях военно-морской науки получило всеобщее признание. Так, в области подводного судостроения Россия всегда считалась передовой страной. Впервые подводная лодка была сконструирована, построена и испытана в 1720 г. корабельным мастером Ефимом Прокофьевичем Никоновым. Русские подводные лодки типа «Барс», ведущим конструктором которых был И. Г. Бубнов, отлично проявили себя в годы первой мировой войны. Всемирную известность имели конструкции многих надводных кораблей. Еще в 70-х годах прошлого столетия лучшим кораблем в мире был признан броненосец «Петр Великий». Передовая кораблестроительная наука, во главе которой стояли профессора Военно-морской академии А. Н. Крылов и И. Г. Бубнов, обеспечила постройку в России лучших в мире линейных кораблей типа «Севастополь» и эскадренных миноносцев типа «Новик», прекрасно проявивших себя как в первой мировой войне, так и позднее в гражданской и Великой Отечественной войнах.
Неоспорим приоритет наших соотечественников в изобретении судна на воздушной подушке. Так, 12(25) сентября 1853 г. коллежский асессор Иванов из Архангельска подал рапорт на имя управляющего Министерством путей сообщения об изобретении оригинального судна. Иванов писал: «Мной придумано судно под наименованием «трехкильный духоплав», которое с помощью воздушной на нем машины, вгнетанием воздуха под его дно может плыть с значительной быстротой против ветра и стремя воды». Любопытно, что много лет спустя, в 1927 г., великий русский ученый К. Э. Циолковский, внимательно изучив архивные материалы о судне на воздушной подушке, написал труд, ставший основой практического создания в СССР подобных судов.
Русские были пионерами в области развития минного и торпедного оружия. В нашей стране изобретена и испытана в Кронштадте в 1807 г. первая в мире неподвижная мина (мина И. И. Фитцума). Во время Крымской войны 1853–1856 гг. успешно применялись мины, созданные русским ученым Б. С. Якоби. Всемирную известность получил изобретенный в 70-е годы XIX в. лейтенантом флота Н. Н. Азаровым якорь, автоматически ставивший мину на заданное углубление. Многие открытия наших минеров получили широкое признание за рубежом. И отнюдь не случайно в начале первой мировой войны англичане запросили у России 2 тыс. мин, которые и были им направлены. Известный конструктор подводных лодок И. Ф. Александровский в 1865 г. первым изобрел торпеду. В 1915 г. вступил в строй первый в мире подводный минный заградитель «Краб», сконструированный М. П. Налоговым.
В конце 60-х годов XIX в. в нашей стране были созданы и приняты на вооружение флота и береговой обороны самые мощные в мире орудия крупного калибра (229-мм, 280-мм). Изобретатель артиллерист А. П. Давыдов еще в 1870 г. предложил приборы централизованного управления залповым огнем и впервые в мире сконструировал целый комплекс электрических приборов для управления артиллерийской [18] стрельбой. Больших успехов добились отечественные артиллеристы в разработке прогрессивных методов стрельбы, производстве снарядов, зарядов, в изготовлении высококачественных пороков.
В 1893 г. С. О. Макаров изобрел бронебойный наконечник к снарядам, который значительно усиливал их пробивную способность. Этот наконечник, получивший название «макаровского колпачка», вскоре был принят на вооружение во всех иностранных флотах.
Русский флот по праву называется колыбелью радиотелеграфа. Известный ученый, изобретатель радио А. С. Попов большую часть своей трудовой жизни посвятил флоту. С 1883 по 1901 г. он был преподавателем Минного офицерского класса в Кронштадте, в лаборатории которого проведены основные исследования по беспроводной радиосвязи и изобретен радиотелеграф. При испытаниях радиотелеграфа на Балтике в 1897 г. им впервые в мире было открыто явление радиолокации.
Огромны были успехи наших моряков и в таких областях, как гидрология, метеорология, картография, океанография, навигация, мореходная астрономия, девиация и т. д. Приведенные примеры далеко не исчерпывают всего, что было создано отечественными учеными и мореплавателями, но они говорят о прочно сложившихся традициях неуклонно совершенствовать свое военно-морское мастерство, любить и развивать военно-морскую науку и технику.
Советский Военно-Морской Флот унаследовал все лучшее, передовое от старого русского флота. Но не надо забывать, что боевые традиции Советского Военно-Морского Флота не просто продолжение прежних. Они по своей сущности принципиально иные. Царский флот, как и армия, был опорой государства помещиков и капиталистов и служил целям классового угнетения. Советский Военно-Морской Флот является рабоче-крестьянским, служит благородным целям своей Родины, идеалам всего прогрессивного человечества и стоит на страже первого в мире социалистического государства, всего социалистического содружества.
Замечательны революционные традиции военных моряков. Широко известны активные участники движения декабристов морские офицеры Н. А. Бестужев, К. П. Торсон, А. П. Арбузов и другие. Во второй половине XIX в. группа моряков русского флота приняла деятельное участие в борьбе народовольцев с царизмом.
Огромное значение в революционизировании матросских масс имела агитационная работа, систематически проводившаяся на флоте большевистской партией. Имена героев вооруженных восстаний на кораблях и в частях царского флота, бесстрашных революционеров лейтенанта П. П. Шмидта, кондуктора С. П. Частника, матросов Г. Н. Вакуленчука, А. И. Гладкова, А. Н. Матюшенко, А. М. Петрова, Н. Г. Антоненко и многих других навсегда вошли в героическую историю революционной борьбы нашего народа.
В. И. Ленин высоко оценивал революционные восстания моряков. В статье «Революционная армия и революционное правительство» В. И. Ленин писал: «Громадное значение последних одесских событий состоит именно в том, что здесь впервые крупная часть военной силы царизма, целый броненосец, перешла открыто на сторону революции... Посланные против революционного броненосца «Потемкина» военные суда отказались бороться против товарищей ...В Либаве и Кронштадте матросы тоже восстают... Царское правительство оказалось без флота. .. А броненосец «Потемкин» остался непобежденной [19] территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии »{9}.
В октябре 1905 г. вспыхнуло восстание в Кронштадте, происходили волнения матросов в Петербурге, Владивостоке и Баку. В ноябре 1905 г. восстали моряки в главной базе Черноморского флота Севастополе. Красные флаги революции взвились на мачтах крейсера «Очаков» и других кораблей. Летом 1906 г. на флоте прокатилась новая волна революционных выступлений. Под руководством Финляндской военной партийной организации РСДРП восстали матросы и солдаты в Свеаборге. Почти в то же время подняли Красные флаги крейсер «Память Азова» и учебный корабль «Рига». Снова начались волнения среди матросов Кронштадта.
Самодержавие жестоко расправлялось с восставшими матросами. Только в процессах по революционным выступлениям в Кронштадте было приговорено к смертной казни 36 человек, посажено в тюрьмы и сослано на каторгу 1417 человек. В знак солидарности с восставшими моряками по призыву большевиков 21 июля 1906 г. бастовало около 100 тыс. рабочих Петербурга.
Революционные события, происходившие на флоте в период первой русской буржуазной революции 1905–1907 гг., наглядно показали, что рабочий класс России имеет в лице матросов один из передовых отрядов в борьбе с царизмом.
С нарастанием революционного кризиса в стране в период первой мировой войны революционная работа на флоте еще больше активизировалась. В 1915 г. на Балтике вспыхнуло восстание на линейном корабле «Гангут». В том же году в Кронштадте большевики создали Главный коллектив РСДРП, тесно связанный с Петербургским комитетом партии. Коллектив, возглавляемый матросами большевиками Т. И. Ульянцевым, И. Д. Сладковым, Ф. С. Кузнецовым-Ломакиным и другими, руководил всей революционной работой на Балтийском флоте.
Матросы Балтики сыграли немалую роль в свержении самодержавия. В феврале 1917 г. бурные события происходили во всех базах Балтийского флота. В Ревеле матросы освободили из тюрьмы томившихся там узников, среди которых находились 12 матросов участников революционного восстания на крейсере «Память Азова» в 1906 г. Матросы кораблей Ревельской базы и морские части, расквартированные на островах Эзель, Даго, а также в порту Пярну и других, помогали местному населению громить отряды полиции. Не менее активно действовали в те дни моряки кораблей и частей главной базы Балтийского флота Гельсингфорса. Здесь первым в знак неподчинения буржуазному Временному правительству взвился Красный флаг революции на линейном корабле «Император Павел I», вслед за которым подняли Красные флаги и все другие корабли. В свержении царизма участвовали также матросы Черноморского флота и флотилий.
Продолжением лучших боевых и революционных традиций флота явилось активное участие моряков в Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной войнах. Беззаветная любовь и преданность народу, Коммунистической партии и Советской власти вот что служит идейно-политической основой традиций Советского Военно-Морского Флота. Именно это и придает советским морякам особую силу и стойкость. [20]