Содержание
«Военная Литература»
Военная история

От авторов

Боевые действия подводных лодок во второй мировой войне приняли значительные масштабы. Лодки действовали в составе флотов Германии, Италии и Японии и в составе флотов антигитлеровской коалиции.

Размах и методы этих действий, их эффективность и конечные результаты зависели от общих задач каждого флота, численности подводных лодок в составе флотов различных воюющих стран, от особенностей театров, на которых действовали лодки, соотношения сил (подводных лодок и сил ПЛО), уровня боевой подготовки и морального духа личного состава лодок и, наконец, от технического состояния и способов использования подводных лодок. Эффективность действий подводных лодок в огромной степени зависела также и от общего хода войны на море и на суше, от степени успешности боевых действий флотов и сухопутных войск на основных театрах войны.

Для разных стран все эти обстоятельства складывались по-разному. Отсюда и особенности, и степень поучительности боевых действий подводных лодок различных стран также различны.

Наиболее богатым и ценным для исследования является опыт боевых действий советских подводных лодок во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Изучение этого опыта на основе подлинных документов и при активном непосредственном участии офицерского состава, лично участвовавшего в войне, позволяет глубоко научно разрешить ряд важнейших проблем, относящихся к использованию подводных лодок в современных условиях.

По этому вопросу у нас уже много сделано{1}. Но это лишь начало. Гораздо больше еще предстоит сделать. Однако было бы серьезной ошибкой, изучая свой опыт, игнорировать опыт боевых действий подводных лодок иностранных флотов. Перед авторами стояла задача обобщить материалы и дать критическую оценку боевому опыту немецких и частично итальянских подводных лодок. Авторы сочли наиболее целесообразным осветить прежде всего опыт боевых действий подводных лодок бывшего немецкого флота по следующим соображениям.

Во-первых, немецкие подводные лодки, несмотря на авантюризм гитлеровской стратегии, нанесли торговому и военному флотам Англии и США значительные потери. Потери, несомненно, были бы намного бóльшие, [4] если бы основные силы фашистской Германии и ее сателлиты, в том числе авиация и значительная часть сил флота, те были скованы, а затем полностью разгромлены на советско-германском фронте.

Во-вторых, в ходе войны Германия, как ни одна другая страна, развернула массовое строительство подводных лодок (всего было построено 1175 лодок), что давало возможность немецко-фашистскому командованию на отдельных этапах войны выделять для действий на морских сообщениях большое число подводных лодок.

В-третьих, немецкие подводные лодки действовали на многих морских театрах и в различных условиях: в Арктике и экваториальной Атлантике, у восточного побережья США и на подходах к проливам Гибралтар и Ла-Манш, в заливе Святого Лаврентия и Средиземном море.

И, наконец, в-четвертых, англо-американское командование, несмотря на длительное уклонение от выполнения взятых на себя обязательств по отношению к Советскому Союзу об открытии второго фронта в Европе, несмотря на привлечение огромных сил и средств для борьбы с подводными лодками, не смогло преодолеть «подводную угрозу» почти до самого конца войны, т. е. до полного разгрома фашистской Германии Вооруженными Силами Советского Союза.

В работе использованы трофейные документы, материалы Тройственной Союзной комиссии по разделу немецкого флота, данные разведки Военно-Морского Флота СССР и др. Источниками для написания труда также были и такие материалы, как информация, полученная в различное время от официальных представителей Англии и США, стенограммы допросов пленных с подводных лодок и надводных кораблей немецкого флота, сведения из английской и американской литературы, посвященной второй мировой войне, и из периодической печати и радиоинформации.

При работе над указанными материалами авторы стремились сопоставлением и проверкой фактов использовать в основном лишь ту часть материала, которая по своему содержанию не вызывала особых сомнений и заслуживала доверия. Но многообразие и разноречивость использованных материалов не дали возможности авторам избавиться от отдельных неопределенностей и неточностей. Так, при общем определении водоизмещения судов и тоннажа в брутто-регистровых тоннах возможно, что отдельные цифры характеризуют не брутто-регистровый, а дедвейт-тоннаж. В отдельных случаях могут оказаться также неточными названия транспортов, номера конвоев и географические координаты. Хотя эти неточности и не влияют на общую характеристику и оценку действий подводных лодок, авторы все же считают необходимым предупредить об этом, чтобы читатель при наличии у него тех или иных данных (в той или иной мере отличающихся от приводимых в дайной работе) мог их критически сопоставить.

Работа состоит из двух частей. В первой части дается описание боевых действий немецких лодок на различных этапах войны. При этом авторы уделили основное внимание описанию боевых походов подводных лодок с момента их выхода в море и до возвращения в базу. В зависимости от того, когда подводные лодки выходили в море или с какой календарной даты начинается описание боевых действий подводной лодки, описания отнесены к тому или иному периоду войны или частному хронологическому этапу.

Повседневные боевые действия немецких подводных лодок на наших морских театрах в настоящей работе не рассматриваются, так как данные об этом изложены более подробно в материалах, относящихся к боевой деятельности наших флотов в Великой Отечественной войне. [5]

Вторая часть содержит данные о методах использования подводных лодок: одиночные и групповые действия, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией, а также некоторые вопросы управления.

Во введении изложены основные, сведения о предвоенном состоянии немецкого флота и английского тоннажа, а также приведены основные данные о морских сообщениях Англии.

Наконец, в последней главе сделаны некоторые выводы и заключение.

Такое построение труда позволит читателю более последовательно ознакомиться с фактическими данными о ходе боевых действий подводных лодок на морских сообщениях. [7]

Дальше