Работа отдельных родов ВВС, их взаимодействие. Итоги. Оценки
Занятием Аддис-Абебы кончился четвертый этап завоевания Абиссинии итальянским империализмом. Организованные (вооруженные силы негуса Абиссинии были рассеяны. 9 мая Муссолини поторопился объявить о создании итальянской «империи». Начался новый пятый этап: покорение, оккупация, попытки экономического освоения страны, ее «умиротворение», т. е. организация беспощадной эксплоатации населения.
Эта задача оказалась для итальянского империализма настолько трудной, что до сих пор Абиссиния не может считаться хоть сколько-нибудь «освоенной» территорией.
В этом этапе авиация играет опять-таки роль весьма могучего средства империалистической политики. Однако об этой деятельности авиации, представляющей немало материала для размышления о путях развития военного искусства, а также о важнейших выводах по опыту всей войны; мы говорим в следующей части нашего исследования.
Закончим изложение первых этапов история захвата Абиссинии, последнего самостоятельного государства Африки, несколькими итоговыми цифрами, характеризующими интенсивность и направление деятельности авиации за период с 3 октября 1935 по 9 мая 1936 г., и характеристикой работы разных родов авиации. [133]
Итоговые цифры. Исходные статистические данные нижеследующей таблицы взяты из итальянских журналов «Ривиста Аэронаутика», «Национе Милитаре» и др. Средние нормы выведены нами.
Боевая работа авиации за период с 2 октября 1935 г. по 9 мая 1936 г.
В среднем | |||
в месяц (7 м. ) | в день (217 дней) | ||
Число бомбардировок | 872 | Около 125 | 4 |
«Наступательных» разводок (с бомбардировкой и обстрелом) | 454 | 65 | Около 2 |
Сброшено бомб, т | 1853 | Около 265 | 8,8 |
Дальних разведок | 830 | Около 119 | Около 4 |
Ближних разведок | 2149 | 307 | Около 10 |
Пулеметных атак | 168 | 24 | |
Выпущено пуль | 270 000 | 38571 | Около 12085 |
Фотосъемочная работа (полетов) | 300 | Около 41 | |
Перевезено грузов для четырех аэродромов, т | 523,6 | ||
Сброшено грузов на парашютах, т | около 1 000 | 7233 | |
Налетано часов | 50 634 | 38 | 232 |
Поражено самолетов зенитным огней | 265 | 1,2 | |
Из них сбито | 8(14) | (2) |
Потери среди летного и технического состава убитыми и ранеными: определяются самими итальянцами в 25,2% от числа принимавших участие в войне. Следовательно, за месяц войны потери равны 3,6%.
Далее, по итальянским же данным, процент убыли офицеров -летчиков и наблюдателей достигает 47,6% по отношению к общему числу убитых и раненых чинов летного состава. По некоторым данным, абсолютное число убитых и раненых из числа летного и летно-технического состава равняется примерно 400 человекам (по итальянским данным, всего 48 человек), а но абиссинским данным, число сбитых самолетов 14.
Эскадрилья «Дисперата», пытаясь дать всей авиации: пример храбрости до безрассудства, из своего штатного состава летчиков в 45 человек потеряла убитыми 10. Это дает 22% потерь за 7 месяцев.
По данным Жантизона («Revue militaire Suisse», № 9, 1936), во всей авиации убито 87 человек летного состава, что на 500 самолетов или приблизительно 1500 человек летного состава на всю авиацию дает около 6%, т. е. почти в 4 раза меньше. [134]
А. Работа разведывательное авиации
1. Аэрофототопографическая работа (См. рис. 32 и 33 в конце книги)
Абиссиния не имеет точных карт. Даже свои колонии Эритрею и Сомали итальянцы до начала войны не удосужились изучить как следует в топографическом отношении. Об этом говорят следующие факты. Колония Эритрея, которой итальянцы овладеют уже почти 70 лет, имеет только две карты. Одна (масштаб 1:1000000) на 8 листах, другая (масштаб 1:400000) на 12.
В самой Абиссинии карт не составлялось. Имелись лишь весьма приблизительные карты, составленные в Англии и других странах на основании отрывочных данных, собранных путешественниками, купцами, штабами. Этот картографический материал был мало пригоден для ведения военных операций.
Авиация была широко использована для быстрого заполнения этого важного пробела. Были применены аэрофотограмметрическая система и прибор Сантони. Производилась аэросъемка обширных зон вдоль широкой полосы местности, прилегающей к основным оперативным направлениям, интересующим главное командование. Так как нехватало времени на полную обработку полученного материала и на составление точных карт, то ограничивались эскизными картами-схемами, составляя на основании фотоснимков лишь скелет местности, с указанием главнейших ее особенностей, основных приблизительных горизонталей.
Таким образом за время войны выработался новый тип аэрофотокарт, размножавшихся в достаточном количестве типографским способом. Эти карты названы в Италии «военно-оперативными» (cartografia militare operativa). На таких картах масштаб был приблизительный, и кривые, характеризующие рельеф местности, наносили по фотоснимку на-глаз. На картах делалась оговорка, что все кривые линии на ней являются иллюстративными (демонстративными). При наличии времени фотоснимки давали возможность составить точную карту нормального вида.
Эта работа авиации имела громадное значение для ведения операций и всей войны, и важность ее трудно переоценить. Итальянские операторы подчас лучше знали местность, где происходили операции, чем сами абиссинцы. Отсутствие же у абиссинского командования карт страшно затрудняло все его оперативно-тактическое творчество, так как даже командир, сам прекрасно знающий данную местность, не мог изложить свой оперативно-тактический замысел всем другим командирам, которые местности не знали. На рис. 32 и 33 даны образцы такой «оперативной карты», по которой видно, что местность снималась только по определенному маршруту, причем некоторые районы освещались фотоснимками более подробно. За время марша Бадольо к Аддис-Абебе авиация за 5 дней засняла столицу с окрестностями, всего площадь в 2 000 кв. км для изготовления карты масштаба 1:100 000. [135]
2. Воздушная разведка, наблюдение, корректировка, связь
Мировая война показала, что во время сражения, когда артиллерия порывает всю наземную связь между войсками и командованием, между командованием частями и высшим командованием, авиация оказалась лучшим средством поддержания непрерывности командования, непрерывности управления боем, сражением и операцией.
На абиссинском театре войны, где артиллерия была сравнительно слаба и ее огонь не был столь всеразрушающим, каким он был на полях сражений мировой войны, все же вследствие рельефа местности, отсутствия дорог и средств наземной проволочной связи создавались условия, несколько похожие на те, что создавались в мировой (войне в результате артиллерийского огня. Здесь, как и там, командование теряло связь с войсками в самый решительный момент. Авиация, разведывательная по преимуществу, создала итальянцам прекрасный и наилучший выход из положения. Темп операций вследствие их непрерывности, объясняемой хорошими средствами связи и управления, был весьма быстрым. Сражения не затягивались. У абиссинцев же за отсутствием обычных средств связи, а тем более авиации, наоборот, управление боем и сражением сильно хромало. У них не было технической связи, а следовательно, не было и надлежащей идейной оперативной связи в действиях различных колонн и даже целых армий, как это мы видим в операциях армий расов Мулугета, Касса, Иммру.
Авиация итальянцев корректировала стрельбу артиллерии по целям, невидимым для наземного наблюдателя. Таких целей в столь пересеченной местности, как Западная Абиссиния, всегда было очень много.
Авиация выполняла боевую, тактическую и оперативную воздушную разведку и являлась в полном смысле слова главным источником информации о противнике. Итальянская армия была зрячей армией благодаря главным образом своей авиации.
Абиссинская же армия была слепа. Многие поражения абиссинцев были бы просто немыслимы, имей они только пару хороших разведывательных экипажей и соответствующие разведывательные самолеты. Достаточно для примера упомянуть о сражении при оз. Ашанги, где негус долгое время считал, что он атакует лишь один туземный корпус итальянцев, и надеялся на частную победу. Он долгое время не подозревал, что перед ним стоит еще и 1-й корпус.
С другой стороны, абиссинцы часто ставились итальянским командованием в условия полной внезапности. Причина: отсутствие разведывательной авиации у абиссинцев. Движение 3-го армейского корпуса во фланг и тыл раса Касса было, например, совершенно неожиданным для него и фатальным для исхода всей операции. Меж тем достаточно было бы лишь одного разведывательного полета, чтобы исчерпывающе выяснить основные [136] черты оперативной обстановки, создавшейся движением 3-го армейского корпуса. Своевременное отступление сохранило бы войска раса Касса. Но у негуса не было и одного разведывательного самолета.
Сведения о противнике сообщались командованию во время разведки по радио, затем более подробное донесение сбрасывалось с вымпелом. В этом сбрасываемом донесении указывалось также, как лучше всего, т. е. по какому маршруту, войскам можно было пройти к нужному пункту.
Авиация поддерживала постоянную связь (иногда через каждые 2 часа) между параллельно движущимися колоннами, разделенными горами, между главными силами и авангардами, между различными частями главных сил.
Все значение этой работы авиации станет особенно ясным, если вспомнить, что колонны продвигались иногда на большую глубину, притом продвигались в малоисследованную, незнакомую страну. Так, например, колонны ген. Грациани прошли от Доло до Негели 380 км, ген. Стараче на Гондар 330 км, ген. Руджеро на Сардо 350 км, самого Бадольо в Аддис-Абебу 500 км.
Итальянские войска настолько оценили эту авиационную связь, что во время движения вовсе и не пытались устанавливать проволочную связь, так как ее установка сильно задерживала бы движение. Даже радио на ходу функционировало не всегда исправно. Поэтому часто, как это подтверждает де-Боно, единственным средством связи и источником информации была авиация.
В. Дальняя стратегическая и оперативная воздушная разведка
Полеты длились по 6–8 часов. Самолеты залетали за 400–500 км в глубь страны. Они в общем летали вдоль караванных путей, исследовали важнейшие тропы в горах и определенные, заданные командованием местности, где можно было предположить сосредоточение крупных сил абиссинцев.
Самолеты-разведчики часто целыми днями кружили над районом, где были замечены хотя бы слабые признаки присутствия войск противника. Разведка днем велась, следовательно, в некоторых районах непрерывно.
Эти разведки сопровождались фотосъемкой заданных пунктов или даже районов, где присутствие противника было установлено.
Итак, разведывательная авиация в оперативном отношении обеспечивала командованию непрерывность управления операцией и безопасность маневра колонн главных сил.
Тактическая воздушная разведка по глубине проникновения доходила до 20–25 км, считая от головных частей передовых колонн. Эта разведка проводилась с малой высоты, иногда всего с нескольких десятков метров над местностью, поросшей лесом [137] или кустарником, скрывающими разведывательные части противника. Командир колонны наземных войск обычно своевременно предупреждался авиацией о том, что в таком-то пункте его ожидает нападение или организованное сопротивление. Эта работа воздушной разведки велась почти непрерывно. Часто разведывательный самолет, обнаружив противника, сам подвергался его пулеметному обстрелу или забрасывал его небольшими осколочными бомбами, чтобы точнее определить численность обнаруженной части. Если обнаруживали войска в лесу, то для целей разведки (применяли зажигательные бомбы, заставлявшие абиссинцев покидать зажженные леса.
Оперативная воздушная разведка производилась в течение всей войны в высшей степени интенсивно. Часто разведка сопровождалась бомбардировкой. Это так называемые «наступательные разведки».
Уже 8 и 10 октября 1935 г. разведчики стали залетать в глубь страны, к югу, за реку Таказе. 19 октября самолет, вылетевший из Асмары, долетел до Гондара и оз. Тана (по прямой линии более 400 км, фактически маршрут до 550–600 км). На обратном пути самолет сделал промежуточную посадку (Тессеней).
23 октября велась усиленная разведка вдоль р. Таказе, в районе Амба-Алаги и в Данакиле.
25 октября в Сомали воздушная разведка разведывала район Сассабане, Джубы до Магало, где разведчики бомбардировали замеченные цели.
26 октября разведчики летали в провинцию Аусса.
31 октября и 2 ноября разведка установила наличие в Данакиле караванной связи провинции с Британским Сомали. Авиация бомбардировала и обстреливала караваны и затем наблюдала за караванными путями.
9, 10 и 11 ноября в Эритрее разведка обследовала район Амба-Алаги и обнаружила скопления войск раса Мулугета, на которые затем было организовано нападение 13–15 ноября. В эти же дни в Сомали разведывались Джигджига и подходы к ней.
Во второй половине ноября итальянские разведчики впервые появляются над Хараром.
В первую половину декабря произведена серия разведывательных полетов в Сомали, имевших задачей определить численность и группировку войск раса Деста.. Разведка производилась в районе Доло, Веби-Джестро и Дауа-Парма, Ганале-Дориа-Дауа-Парма до Готона и Негели.
4. Агентурная разведка
Дальняя воздушная разведка сочеталась с высадкой итальянских агентов в благоприятных районах, с собиранием шпионских сведений от заранее насажденных шпионов и от шпионов, высаженных с самолетов.
Для связи между агентами и самолетами применялись коротковолновые радиостанции. Косвенные сведения говорят и о применении ультракоротковолновых станций для этой цели. [138]
Высадки агентов с самолетов были произведены в провинциях Боран, Годжам, в районе Горохея, в районе Макале, в районах вдоль и по обе стороны дороги от Май-Чио (оз. Ашанги) до Дессие, где племена азебу-галла, райя-галла взбунтовались против негуса после поражения армии Мулугета.
В части V описывается деятельность одного итальянского агента, священника-миссионера Борелло, с которым связь поддерживалась по воздуху.
5. Пропаганда и агитация с воздуха
Авиация, преимущественно разведывательная, совершала много полетов со специальной целью внести разложение в ряды абиссинской армии и поднять восстание некоторых племен против раса Хайле Селасеие и против господства племени амхара вообще.
Эта работа авиации увязывалась с давнишней работой итальянской разведки по взрыву абиссинского государства изнутри. Авиация связывала с командованием поселенных еще в мирное время резидентов и шпионов, высаживала новых. Особое внимание уделялось районам, политически наиболее неблагонадежным по отношению к правительству негуса, так, например, Годжаму, где возник в конце концов мятеж. Такие полеты «мирной пропаганды», как их называют сами итальянцы (propaganda pacifica), совершались в провинции Амхара, Уолло и др. Авиация разбрасывала и агитационные листовки, хотя вследствие почти поголовной неграмотности абиссинского населения такая форма агитационной работы не обещала большого успеха. Агитационные листовки сбрасывались преимущественно на города, например, Харар, Джигджига и т. д., до Аддис-Абебы включительно. В число агитационных листовок входят и листовки, содержащие и всевозможные посулы и одновременно угрозы и требования ультиматумы к населению, например, оставитъ город или другой населенный пункт к такому-то часу, потому что город или пункт будет разрушен авиацией. Таким путем итальянское командование в Абиссинии, по указанию правительства Муссолини, стремилось убить двух зайцев внести моральное разложение, создать панику у населения и снять с себя обвинение в варварстве, когда воздушная бомбардировка мирного населения действительно производилась: «мы, мол, предупреждали население, и оно могло уйти».
Агитационных материалов в виде листовок, манифестов, ультиматумов и т. д. авиация сбросила сотни тысяч экземпляров, преимущественно на амхарском и арабском языках. Вся пропаганда была в руках особого бюро пропаганды в Асмара под руководством Чиано, командира эскадрильи и министра пропаганды, теперешнего министра иностранных дел.
Агитационные «манифесты», разбрасываемые авиацией по всей Абиссинии, содержали торжественные обещания «отменить рабство», «восстановить мир и порядок» при условии полного и безусловного покорения населения итальянцам, немедленного возвращения в покинутые селения и города. [139]
Все эти демагогические призывы сопровождались угрозой беспощадной расправы в случае невозвращения населения в указанный срок в населенные пункты с изъявлением покорности итальянскому губернатору или его ставленникам.
5 января 1936 г. на всем Северном фронте итальянские самолеты разбросали листовки-воззвания к населению с призывом поголовного восстания против негуса.
15 января подобные же призывы содержались в листовках, сброшенных после бомбардировки Куорама и Вальдия.
Немало полетов было произведено для воздействия на психику населения и вождей отдельных племен. С этой целью самолеты летали длительное время над населенными пунктами в глубоком тылу страны. Они не сбрасывали бомб, они не вели разведки, а просто «производили впечатление», создавали представление об итальянской армии, как о какой-то особой армии, вооруженной особыми таинственными средствами. «Большие птицы» (как называли самолеты абиссинские крестьяне и горожане) действительно производили впечатление: летают, что-то смотрят. На Южном фронте несколько племен будто бы сдалось, положило оружие при одном появлении «больших птиц»{22}.
Б. Работа бомбардировочной авиации
Бомбардировочная авиация в этой войне-истреблении была наиболее страшным для абиссинцев оружием завоевателя. Главным образом она-то и превращала даже планомерные отступления абиссинских войск в паническое бегство.
Бомбардировочная авиация в основном действовала против абиссинских войск, особенно при проходе их через горные дефиле, через речные броды. Она бомбила и мирное население городов, разрушала колодцы, лагери абиссинских отрядов, она распространяла отравляющие вещества. В Сомали колодцы были теми пунктами, где обязательно должны были сосредоточиваться абиссинские войска.
Бомбардировочная авиация итальянцев часто действовала совместно с артиллерией по укрепленным линиям абиссинцев, достигая при этом главным образом большого морального эффекта.
Применение бомбардировочной авиации нередко зависело от взаимодействия с разведывательной авиацией. Итальянская авиация полностью использовала небывало благоприятные для себя условия войны (отсутствие воздушных сил у противника). Совместная работа разведчиков и бомбардировщиков была налажена следующим образом.
Разведчики, заметив во время разведки значительную колонну абиссинцев на походе или при расположении на месте, тотчас же по радио сообщали об этом бомбардировщикам, дежурившим на одном или нескольких аэродромах. [140]
По получении сообщения командир бомбардировочной части или соединения немедленно же высылал группу бомбардировщиков. Численность группы зависела от наличия на аэродроме свободных сил и характера цели.
Был ряд таких пунктов, через которые абиссинские войска должны были пройти обязательно: перевалы, броды, колодцы (в Сомали) и т. д. Такие пункты подвергались систематическому нападению авиации. Далее, постоянно были под ударом такие объекты: порционные стада, склады зерна, караваны. В Сомали, где обзор во многих местах неограничен, авиация не раз уничтожала целые караваны и тем самым расстраивала снабжение, работу тыла абиссинцев, и без того работавшего плохо. Атакуя караваны, авиация стремилась уничтожить их целиком.
Как раз снабженческая деятельность караваны, вьючные обозы, склады сделалась постоянной мишенью авиации, которая сознательно била по слабому звену абиссинской армии.
Бомбардировка, обычно небольшими осколочными бомбами, вперемежку с химбомбами, иногда связками ручных гранат, происходила со средних высот. Эта бомбардировка, как правило, вызывала бегство атакованных войск. Тогда самолеты снижались на малую высоту и расстреливали бегущих из пулеметов. Такие действия происходили и недалеко от фронта, и в удалении от него до 300 км. Действия в более глубоком тылу бомбардировщики предпринимали для срыва стратегического сосредоточения абиссинской армии в начале войны, а также при атаках незащищенных городов, предпринимавшихся в течение всей войны. [141]
Абиссинские войска вынуждены были прибегнуть к единственной мере защиты, обещавшей им известную безопасность: к движениям рассредоточенными небольшими отрядами, к движениям в вечерние и утренние сумерки. Ночные марши ввиду опасности движения ночью по тропам и по плохо сделанным дорогам, по крайней мере на Северном фронте, как правило, избегались. Известны, однако, случаи, когда даже большие абиссинские соединения прибегали к ночному движению (например, войска армии расов Касса и Иммру).
Действия в начале войны против стратегического сосредоточения и развертывания абиссинской армии привели к громадным задержкам в движении войск, а главное к их моральному потрясению еще задолго до начала наземных боев.
Итальянские войска, напротив, имели огромное преимущество при выполнении любого маневра против той или другой армии негуса, потому что противник бывал скован воздушными нападениями.
Подобные нападения на войска производились преимущественно небольшими бомбардировочными группами, по нескольку раз повторяющими свои удары по одной и той же цели.
Бомбардировки же населенных пунктов и лагерей, как-то: Май-Мешич, Аби-Адди, Куорам, Акба-Алаги, Дессие, Негели, Джигджига, Харар, Сассабане, Горохей и др., производились массой самолетов, не менее 20, но и не более 33 за один налет.
Лишь в начале войны при первых налетах авиации на города провинции Тигре на одну цель бросалось до 60 самолетов.
Калибры и качество авиабомб. На фронтах Абиссинии итальянцы применяли бомбы, различные и по калибру и по характеру действия.
Калибры применяемых бомб: 50, 30, 15 и 2 кг. По наблюдениям полковника американской авиации Робинсона, итальянцы применяли бомбы весом в 20, 120 и 250 фунтов.
Следует отметить большое разнообразие применяемых бомб: осколочные, фугасные, зажигательные и химические.
Несомненно, итальянцы воспользовались этой войной как случаем для испытания бомб разного назначения.
Наибольшее применение по живым целям получили 2-кг осколочные бомбы-спеццони с рифленой оболочкой.
Некоторые бомбардировщики, имея на борту до 400 таких бомб, буквально осыпали ими пехоту. Кстати, эти бомбы не всегда достигали должного эффекта: они или не разрывались или, попадая в песок или болотистую почву, взрывались, но теряли свою силу. Например, при бомбардировке 10 декабря 1935 г. южнее Макале из 800 сброшенных бомб не разорвалось 110, а во время бомбардировки Дессие из 240 бомб не разорвалось 50.
Робинсон лично установил, что спущенный ударник не доходит до капсюля. Повидимому, отмеченный выше недостаток имеется у бомб разных калибров. Робинсон лично видел неразорвавшуюся 900-фунтовую бомбу.
Широко применялась осколочная бомба в 2 кг. [142]
В пользу применения 2-кг бомб было высказано несколько соображений.
8– или 10-кг бомбы при большом весе дают малый радиус поражения практически 15 м; выгоднее вместо бомбы в 10 кг взять 5 бомб по 2 кг и получить поражение в несколько раз большее при том же весовом количестве{23}.
В. Работа истребительной авиации
За отсутствием воздушного противника истребительная авиация применялась для разведки, для штурмовых действий, для связи, для наведения на цель бомбардировщиков. Следовательно, никаких уроков о применении ее как средства воздушного боя эта война не дала.
Г. Тактика воздушных сил в воздушно-земном сражении
Действия бомбардировочной авиации были особенно интенсивны и беспощадны в подготовительном этапе быстро развивающегося сражения и в заключительном его этапе во время преследования. Хотя авиация и участвовала своим огнем на поле боя, иногда даже заменяя артиллерию, но все же главные свои удары она наносила по резервам, которыми абиссинцы должны были питать бой; в сражении у оз. Ашанги авиация встречала огнем все атаки войск негуса, т. е. действовала на поле боя.
Резервы абиссинцев сковывались бомбардировочными действиями. Они почти не могли двигаться вследствие атак с воздуха, а если двигались, то несли большие потери и в конце концов рассеивались. Питать бой абиссинскому командованию было нечем. Боевая задача итальянских наземных войск тем самым сильно облегчалась.
Здесь важно оттенить характер взаимодействия с артиллерией, которая тоже обстреливала резервы с помощью самолетов разведывательной авиации, направлявших и корректировавших ее огонь.
При наличии достаточного числа снарядов артиллерия действовала по переднему краю обороны и по ближним тылам, тогда как бомбардировочная авиация получала более глубокие цели. Авиация как бы продолжала артиллерийский огонь (употребляя выражение французского устава 1918 г.), дотягивая его до расположения высших командных инстанций противника, до «нервных центров» всего неприятельского боевого порядка, включая сюда и его резервы.
Крайне важной и характерной чертой итальянской тактики бомбардировочной и штурмовой авиации при участии ее в земном сражении является тенденция к непрерывности воздушной бомбардировки. Воздушная бомбардировка в дни сражений начиналась [143] с рассвета и продолжалась до заката солнца. Впоследствии эта тенденция к непрерывности воздействия на противника на поле боя проявилась в войнах в Испании и в Китае. Непрерывность воздушного воздействия по времени и пространству ограничивалась наиболее решающими участками и наиболее критическими этапами сражения.
Как эта непрерывность достигалась? Прежде всего к моменту кризиса сражения мобилизовалась вся авиация, без различия специальностей. Вся авиация получала бомбардировочные (и штурмовые) задачи, вся она становилась, без различия специальностей, временно бомбардировочной (и штурмовой) авиацией. Это говорит о том, что вся авиация должна получать бомбардировочную подготовку, что все летчики, все наблюдатели и штурманы должны уметь бомбардировать с разных высот цели на поле боя.
Но, кроме привлечения всей авиации, возможность непрерывной бомбардировки объясняется, видимо, сменностью экипажей.
Этот натиск всей наличной авиации, действующей при этом со средних и с самых малых высот, с применением ОВ, мелких осколочных бомб, пулеметного обстрела, натиск, имевший своей целью сломить последнюю волю к борьбе у войск противника, потрясенного уже превосходством врага в артиллерии и прочей технике, неоднократно в абиссинской воздушной обстановке, т. е. в условиях абсолютного господства в воздухе итальянцев, давал исключительные результаты.
Непрерывность воздушного воздействия в решительные моменты на решительных участках крайне целесообразна, и к ней нужно стремиться.
Во всех решительных операциях воздушные силы применялись с исключительным успехом при преследовании. Отчасти они применялись в этом случае так, как раньше применялась стратегическая конница, но со скоростью, в сотни раз большей.
Преследование с воздуха полуразбитых или даже не разбитых, а просто вынужденных к отступлению абиссинских армий, уничтожало эти армии, как организованные вооруженные силы. Здесь преследование с воздуха выступало в роли мощного самостоятельного способа уничтожения неприятельских вооруженных сил, наравне со старинным способом в виде их окружения.
По существу воздушное преследование чаще всего было тоже своеобразной формой окружения неприятельских войск, так как во всех направлениях своего отступления они встречали отпор: со стороны своего собственного войскового тыла и флангов от воздушных сил, со стороны фронта от наземных войск.
Воздушные силы придают преследованию совершенно особый характер, превращающий преследование в своеобразное окружение, которое можно было бы назвать, так сказать, динамическим окружением, в отличие от прежнего статического окружения, когда, выходящие в тыл врага окружающие войска должны остановиться и перейти к обороне. [144]
Д. Снабжение по воздуху (рис. 35, 36, 37)
Чрезвычайно велико значение и значительна убедительность опыта итало-абиссинской войны в отношении воздушного снабжения войск, воздушного транспорта войск и воздушных десантов, особенно в условиях малокультурного театра войны.
Воздушное снабжение создавало небывалую маневренную автономию даже для таких крупных войсковых соединений, как армейский корпус, правда, на короткий срок.
Армейский корпус в течение нескольких дней становился благодаря воздушному снабжению совершенно независимым от своего тыла, от своих обозов и мог итти налегке с небывалой еще в горах скоростью. Этот опыт еще раз подтверждает правильность мысли, высказанной автором много лет назад, о более интенсивном и организованном использовании на войне транспортных возможностей авиации.
Что доставляла в Абиссинии итальянская авиация своим войскам? Хлеб печеный, мешки муки, мясо, живой скот, консервы всех видов, картофель, сухари, сахар, кофе в мешках, бидоны с питьевой водой, лекарства, сигары и папиросы. Она доставляла и огнеприпасы. [147]
Кроме того, по воздуху доставлялась почта, деньги для выплаты содержания офицерам и солдатам, обувь, брюки, гимнастерки и белье, колеса, камеры и покрышки, запасные части к автомобилям и т. д., словом, все, что могло понадобиться войскам в процессе боя или похода.
Эти предметы продовольствия, технического и боевого снабжения часто доставлялись без посадки самолетов на грузовых парашютах или без них.
В некоторых случаях производилась посадка самолетов. Так, при походе колонны Руджеро из Ассаба в Сардо самолеты произвели 97 посадок. В Гондар продовольствие и другое снабжение частично были доставлены тоже с посадкой.
Авиация питала целые армейские корпуса. О снабжении 3-го армейского корпуса, при его движении в Гаэле, говорилось выше.
4-й армейский корпус, двинутый в обход левого фланга раса Иммру через неисследованную область Ади-Або к югу, чуть не погиб от голода, вместо того чтобы быть вместе с 2-м армейским корпусом, двигавшимся к западу, страшной клешней, намертво захватывающей армию раса Иммру. Его спасла авиация, взявшая весь корпус целиком на свое иждивение.
В официальном итальянском сообщении о сражении у оз. Ашанги сказано о том, что авиация не только активнейшим образом преследовала абиссинское войско, но и снабжала итальянские передовые колонны, двигавшиеся к югу.
Эритрейский туземный корпус, прошедший в 6 дней 200 км и занявший Дессие (после поражения армии негуса), мог это выполнить лишь потому, что он получал все продовольствие с самолетов.
Занятие Дагабура, поддержанное действиями боевой авиации, сопровождалось также снабжением с воздуха ряда колонн.
Марш колонны Бадольо на Аддис-Абебу также всесторонне обеспечивался авиацией, в том числе продовольствием и запасными частями для автомобилей. В период собственно войны 1935–1936 гг. случаев, когда авиация доставляла войскам патроны, снаряды, вооружение, отмечено даже меньше, чем в последующий период «пацификации», оккупации страны.
Ж. Общая оценка роль ВВС в войне 1935–1936 гг.
Итальянцы впервые начали применять свои воздушные силы по-новому в 1931–1932 гг. в Ливии. Войска итальянцев в Абиссинии буквально не делали ни шагу без авиации. Вот итоговый перечень типовых задач ВВС.
Типовые задачи итальянских ВВС в Абиссинии
1. Разведка местности, во многих случаях совершенно неизвестной, изготовление фотокарт.
2. Преследование абиссинских войск. [148]
3. Обеспечение, охранение итальянских войск от внезапных атак абиссинцев.
4. Надлом сопротивления противника перед началом атаки наземных войск бомбардировкой расположения неприятельских войск.
5. Изнурение резервов и поддержек.
6. Бомбардировка и пулеметный обстрел с малых высот живых целей в бою, в лагерях и населенных пунктах.
7. Снабжение войск огнеприпасами и продовольствием.
8. Связь.
9. Пропаганда.
10. Воздушные десанты (в 1936–1937 гг.).
Ген. Боллати утверждает, что «авиация играла в этой войне страшно важную роль, что можно определенно сказать, что без нее война продолжалась бы дольше, стоила бы дороже и была бы кровопролитнее» («Размышления об итало-абиссинской войне», В. З., № 5, 1937 г.).
Уоттвиль считает, что «в конце концов можно сказать, что без самолетов итальянцы никогда бы не продвинулись особенно далеко за Макале» (стр. 257, «Army Quarterly», июль 1936 г.).
Оценки самих итальянцев, конечно, особенно восторженны.
Занусси («Naz. Mil.», 1936 г., август сентябрь, стр. 558) так характеризует роль авиации: «оружие, сослужившее неоценимую службу. Она мощным образом способствовала приданию всем операциям того сокрушающего динамизма, который их характеризовал».
Французский журналист, очевидец событий в Восточной Африке, тоже высоко расценивает роль воздушных сил в итало-абиссинской войне. Он пишет:
«Каждый день итало-абиссинского конфликта давал доказательства, что авиация в наши дни есть самое могущественное средство, находящееся в распоряжении армии, и что ее следует теперь рассматривать как' центральную проблему всех военных проблем будущего. Может быть, недалек день, когда придут к заключению, что истинное оружие современных индустриальных наций есть авиация» (P. Gentizon. R. M. S. № 9, 1936 г.). [149]