Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть пятая.

Воздушные силы как средство покорения и оккупации Абиссинии

Нечего говорить о том, что окончательная «обработка» колониальной империи в Восточной Африке далеко еще не закончилась. Новая африканская империя доставляет Италии немало забот и хлопот. Абиссиния далеко еще не в таком состоянии, чтобы из нее можно было систематически, методически и без разорительных расходов выкачивать нужные метрополии природные сырьевые богатства. Это требует организации жестокой эксплоатации ее населения, приведения племен, а также целых народностей, господствовавших ранее в течение тысячелетий, к состоянию полной покорности.

Еще во времена Ливингстона (60-е годы прошлого столетия), когда империалистическое «культуртрегерство» только-только стало развиваться, не только туземные женщины и дети при приближении белого человека прятались, поднимали крик и вой, словом, проявляли все признаки крайнего ужаса, но даже собаки, — и те, по словам самого преподобного Ливингстона, убегали, поджав хвост, как будто белый человек был каким-то свирепым животным. С тех лор положение для туземцев во всей Африке только ухудшилось. Туземцы итальянских колоний подвергаются особенно жестокой эксплоатации, потому что Италия отстала от других богатых империалистических держав и спешит догнать их особенно усиленной экоплоатацией мирного населения.

В тех столь отдаленных от Европы и Америки странах существует настоящее рабство, образца XX века.

Целые области закабалены различными итальянскими, английскими, французскими и другими концессионными компаниями, обложены в их пользу определенным денежным или натуральным налогом (в виде слоновой кости, кофе, каучука, страусовых перьев, продуктов земледелия и пр.). Малейшее несоблюдение установленных сроков взноса налога-дани, а тем более открытый протест туземцев жестоко наказываются.

Снаряжаются карательные экспедиции с непременным участием самолетов, прибегающие к всевозможным неописуемым зверствам, чтобы только подешевле и поскорее подавить восстание в самом начале. [150]

«Управление страной без ее оккупации». Англичане первые пустили в международный обиход этот термин, с виду невинный, некий юридический или административный принцип. Он, однако, характеризует в скрытом виде применение воздушных сил в управлении колониями для создания режима террора. Это есть — «управление с помощью ВВС колонией без ее непосредственной оккупации». Воздушный флот, как показал уже богатейший послевоенный (1918–1936 гг.) опыт, не только «блестяще» выполняет все задачи по поддержанию «порядка» в покоренной стране, но, главное, он к тому же дешево стоит. Благодаря ему надобность в содержании крупных частей наземных войск во множестве пунктов отпадает. Выполнение в случае нужды карательных воздушно-земных экспедиций обходится в десятки раз дешевле. И сами экспедиции длятся недолго. Наказание тотчас же следует за «преступлением». Никакого шума и огласки. Три — шесть самолетов посылаются на провинившиеся селения или племя. Самолеты бомбами уничтожают туземцев и их жилища, загоняя пулеметным огнем беззащитных жителей в горы и леса, разгоняют и тысячами убивают их стада и т. д. В результате применения такого метода «убеждения» в превосходстве европейской цивилизации над «варварской» обычно скоро добиваются временного успокоения.

Несмотря на зверский террор, все же восстания в английских, французских и в новой итальянской колониях — явление постоянное.

На глазах всего «цивилизованного» мира, под окном у старой демократической Европы, сейчас в «дикой» Африке идет настоящий разбой, идет порабощение и закабаление миллионов человеческих существ. Но эти высококультурные зрители из старых «демократических» государств делают вид, что они ничего не замечают. Впрочем, сами колонизаторы тоже принимают все меры к тому, чтобы не было излишней огласки.

«Манчестер Гардиен» рисует картины чудовищного террора итальянских захватчиков в Абиссинии (но молчит про террор в английских колониях).

«В одном из монастырей возле Аддис-Абебы было найдено оружие. 350 монахов были выстроены перед семью тяжелыми пулеметами. Пулеметчикам-эритрейцам было приказано стрелять. Эритрейцы (христиане) отказались выполнить это приказание. Тогда были вызваны сомалийские части, состоящие из магометан, которые штыками закололи монахов. Монастырь был сожжен до основания».

«История кровавой бойни, организованной оккупантами в Аддис-Абебе, — пишет один корреспондент, — была, насколько возможно, замята державами, которые в то время стремились к соглашению с Италией. По данным французского представителя в Аддис-Абебе, в столице было убито в течение трех дней 6000 абиссинцев. Британскому консулу известны имена 2000 убитых. Жестокость оккупантов, а также регулярных частей, принимавших участие в расправе, доходила до пределов. Женщин [151] и детей закалывали на-смерть на улице. Мужчин привязывали к машинам за ноги и волокли по земле. Некоторых бросали прямо под колеса грузовиков. Площадь святого Георгия была сплошь усеяна трупами людей, а обитатели домов, окаймлявших площадь, были заживо сожжены в своих жилищах.

Абиссиния никогда не переживала ничего подобного...».

Давно уже во Франции существует теория о необходимости пополнения людских контингентов в армии и промышленности туземцами из своих колоний. Мировая война полностью как будто оправдала и подкрепила эту теорию практическим опытом, действительно доказав возможность использовать как пушечное мясо туземцев черной, желтой и прочих цветных рас. Немало было тогда же, в 1914–1918 гг., использовано цветных рабочих и во французской промышленности.

Готовясь к новому дележу мира, ко второй, уже начавшейся теперь империалистической войне, Италия спешит окончательно покорить и «умиротворить» Абиссинию, чтобы иметь возможность более или менее спокойно эксплоатировать ее людские и материальные богатства и создать колониальную армию. Уже сейчас в итальянской армии имеется значительный процент цветных войск. В ближайшем будущем этот процент, несомненно, повысится. Как мы видели, туземные эритрейские и ливийские войска вынесли на себе всю тяжесть итало-абиссинской войны.

Наиболее империалистически настроенные деятели в Италии видят в цветной армии под командованием итальянских офицеров блестящую комбинацию, позволяющую всерьез ставить вопросы о возрождении мировой Римской империи. В такой имперской армии видят могучее средство поднять до необычайной высоты военную мощь Италии, чтобы решить ее «исторические задачи», — сделать Средиземное море внутренним итальянским морем, соединяющим метрополию с ее империей в — виде многочисленных африканских и среднеазиатских владений. Таковы мечты.

Иллюзорность этих, еще полностью не высказанных, мечтаний состоит прежде всего в том. что вооруженные и обученные военному делу туземцы при всяком благоприятном случае повернут свое оружие против захватчиков.

Тщетны попытки подавить сопротивление абиссинского народа. Ненависть этого народа к своим угнетателям растет с каждым днем. Именно поэтому итальянцы добивались официального признания захвата Абиссинии со стороны держав, чтобы этим фактом облегчить свою задачу оккупации и «пацификации».

«В Абиссинии царит такой террор, — пишет издающийся в Париже бюллетень «Энформатор итальен», — что даже закоренелые негодяи содрогаются в ужасе от того, что им приходится видеть. Но абиссинцы проявляют исключительное мужество. Война еще не кончена».

Да! Борьба в Абиссиния, несомненно, далеко еще не кончена. [152]

Глава XVIII.

Обстановка В Абиссинии после 9 мая 1936 г. и действия ВВС до конца сезона дождей

После занятия Аддис-Абебы и поспешного провозглашения 9 мая 1936 г. «итальянской империи» в столице начался голод. Наступил длительный сезон тропических дождей, а с ним остановка всех наземных операций сколько-нибудь крупного масштаба. Напряженность работы авиации в общем несколько уменьшилась, но совсем ее боевая работа не прекращалась.

Армия негуса, армии расов, переставшие существовать как организационное целое, представляли собой еще значительную вооруженную силу в виде отдельных отрядов, способных к длительному сопротивлению при умелом использовании природных свойств страны. Дожди сковали наземные войска по населенным пунктам. Войска интервента контролировали едва третью часть Абиссинии. Растянутая на 600–1000 км коммуникационная линия итальянцев между их операционным базисом в Эритрее — Тигре и столицей Абиссинии создавала крайне опасную стратегическую обстановку для итальянцев. Гарнизоны итальянцев, находясь в разоренной стране, были друг от друга изолированы бездорожьем.

Без армии страна была бессильна нанести уничтожающий удар ослабленному до предела врагу, положение которого сезон дождей ухудшил до последней степени.

Стратегия абиссинского главного командования оказалась не на высоте своих задач. Она не предусмотрела возможного течения войны в целом.

Радио и особенно авиация сыграли крупнейшую роль в этот период.

Когда начались дожди, то положение итальянских войск вначале было поистине критическое. Они были разбросаны по необъятной территории, окружены враждебным населением, были отрезаны друг от друга и от центров снабжения. Они могли бы стать довольно легкой добычей абиссинских партизанских отрядов и населения, если бы последние руководились из одного центра (но радио).

Итальянские официозные и официальные сообщения утверждают, что ряд дивизий в течение недель получал продовольствие исключительно по воздуху. Иначе говоря, не будь ВВС, эти дивизии просто погибли бы от голода.

Авиации пришлось быстро приспособиться к новой обстановке и к новым задачам.

Часть гарнизонов стояла в таких топографически и метеорологически неблагоприятных пунктах, что летчики лишь с большим трудом могли доставлять продовольствие. Главная помеха — ураганные ветры и дожди.

Гарнизон самой столицы был в тяжелом положении. Назначенный вице-королем Абиссинии маршал Бадольо приказал авиации [153] возить для столицы продовольствие и медикаменты. За период с 5 мая по 1 июня авиация доставила 87 т продовольствия, горючего и других грузов (это составляет около 5,5 товарного вагона). В столицу в течение 12 дней (в начале июня) был по воздуху перевезен батальон гранатометчиков (гренадер) (всего 772 человека) с вооружением и снаряжением. Работу выполнили 8 тяжелых бомбардировщиков. Итальянцы долгое время не могли использовать железные дороги, так как на линии действовали партизаны.

Сотни солдат перевозились самолетами в качестве подкреплений в различные пункты захваченной территории.

Там, где возможно было наземное продвижение оккупационных отрядов, там, где можно было расширять владения Италии, авиация, как правило, привлекалась для боевой и снабженческой работы.

Эти оккупационные отряды, занимая новую область, строили в первую очередь передовой аэродром, благодаря которому они сразу включались в общую систему оккупационных гарнизонов и могли через авиацию получать пополнения, продовольствие, огнеприпасы, боевую поддержку ВВС, эвакуировать своих больных и раненых.

11 июня Бадольо был отозван в Италию. Вице-королем был назначен маршал Грациани, «прославившийся» своей жестокостью по отношению к туземцам и этим сделавший себе карьеру, выделяясь даже среди видавших виды колонизаторов. Вскоре он был тяжело ранен при покушении на него в Аддис-Абебе абиссинских патриотов.

С 5 мал по 30 сентября 1936 г., т. е. за 5 месяцев, войскам было доставлено вдвое больше продовольствия и других грузов, чем за предыдущие 6 месяцев войны. За этот же период авиация сбросила 202 т бомб.

1. ВВС как средство транспорта

Временно устроенные дороги вдоль направления движения колонн итальянской армии во многих местах были настолько ненадежны, что за период дождей по ним вовсе нельзя было передвигаться. Единственным надежным средством транспорта оказались самолеты. На авиацию была возложена поэтому труднейшая задача, к которой она собственно никогда и не готовилась, а именно — задача регулярного питания с воздуха целых воинских частей, отрезанных от своих баз дорогами или, вернее, бездорожьем. Часто приходилось снабжать продовольствием, притом в течение недель, целые дивизии.

Нередко случалось при этом, что самолеты после 2–3 часов полета вынуждены были возвращаться на свой аэродром, не выполнив задачи. Причиной по большей части была невозможность по метеорологическим условиям подлететь к району расположения той или другой дивизии, так как, боясь абиссинских партизан, они часто располагались в таких неприступных местах, [154] к которым трудно было подлетать не только в дожди, но и при сухой погоде. Бывали случаи, когда попытки самолетов выполнить задачу повторялись до трех раз в течение дня.

Некоторые части, изолированные от всего мира и от центров снабжения, подвергались нападению абиссинских партизан, руководимых верными родине вождями.

Если не приходила помощь, — а чаще всего эта помощь могла притти и приходила только с воздуха, т. е. со стороны авиации, — окруженные отряды несли большие потери, а иногда и уничтожались абиссинцами.

2. ВВС как средство борьбы с партизанами. Помощь гарнизонам

В итальянской печати опубликовано несколько характерных случаев, когда авиация выступала в роли некоего ангела-хранителя целых итальянских гарнизонов, попавших в окружение.

В местечке Лалибела округа Ласта (около 60 км к западу от Коббо) отряд в 400 человек в начале сентября 1936 г. был полностью окружен войсками, предводимыми Уольдесфоссеном, сыном раса Касса. На помощь окруженным из Сокота (около 75 км к северу от Лалибела) была послана поддержка в 200 человек. Но, не дойдя до Лалибела, этот вспомогательный отряд сам был со всех сторон атакован у Билбала Горгис и перешел к круговой обороне, сил для которой у него нехвтало.

Губернатор провинции Амхара Пирцио Бироли 7 сентября телеграфировал командующему воздушным флотом:

«Только авиация может своевременно спасти положение посредством снабжения по воздуху этих гарнизонов, а также бомбардировкой, обстрелом из пулеметов повстанческих орд, селений и районов (paesi), которые их принимают...»

В этом отчаянном вопле итальянцы выдают свой бесчеловечный, «неограниченный» способ борьбы с восставшим абиссинским народом путем беспощадной воздушной бомбардировки населенных пунктов и целых районов, путем уничтожения стад, посевов и т. д.

По другим иностранным источникам известно, что при этих репрессиях пускались в ход и отравляющие вещества{24}.

Эти «цивилизаторы», с позволения сказать, не останавливаются перед применением самых жестоких средств борьбы в погоне за чужими территориями. Они это впоследствии на глазах у всего цивилизованного мира показали в Испании и в Китае.

Получив такой отчаянный призыв о помощи, авиация еще утром 7 сентября, несмотря на сквернейшую погоду, начала свою спасательную работу. В ней приняли участив 55 тяжелых самолетов. За пять-шесть дней, с 7 по 12 сентября, эти самолеты сбросили на парашютах 2,5 т продовольствия, 4 680 кг огнеприпасов. На абиссинские войска и на населенные пункты было сброшено 13 724 кг бомб и выпущено из пулеметов 15 000 пуль. [155]

Уже с 9 сентября давление на осажденные отряды уменьшилось.

Эта операция помощи велась с аэродромов Аддис-Абебы, отстоявших от места действия на 360 км.

Итальянские источники утверждают, что авиация не только спасла от гибели два гарнизона, но и якобы предупредила опасное восстание во всем округе Ласта, бывшем феодальном владении раса Касса.

Другие два случая всесторонней — и боевой и снабженческой — поддержки наземных войск, пожалуй, еще более интересны, так как масштаб операций был значительно больше.

Два оккупационных отряда, каждый численностью в несколько тысяч, расположенные в Дебра Берхан и Дебра Сива, были полностью окружены абиссинскими партизанами, сравнительно хорошо (вооруженными, состоящими из бывших солдат негуса.

Поддержка со стороны воздушных сил была организована с воздушной базы Дире-Дауа, которая от места действий находилась в 250–300 км (по итальянским данным — 300–350 км).

Никакой другой вид вооруженной силы, никакой род наземных войск не мог оказать помощь окруженным отрядам, потому что тропические дожди сделали землю и ее пути совершенно непроезжими.

Операцию помощи выполняли 113 самолетов. Они сбросили множество бомб, особенно бомб малого калибра (спеццони), по абиссинским отрядам, пытавшимся штурмовать осажденных. Они бомбардировали, обстреливали из пулеметов население близлежащих сел. Возможно, они распространяли сверху и отравляющие вещества, однако этот факт еще не установлен.

Эти же 113 самолетов сбросили осажденным 130 т продовольствия, 9 т огнеприпасов, 88 000 талеров. Вся операция длилась с начала августа до половины октября, когда, наконец, стало возможным послать из Аддис-Абебы колонну, освободившую оба гарнизона.

3. Охрана с воздуха железной дороги

Железная дорога Джибути — Аддис-Абеба — единственное мощное средство транспорта, соединяющее столицу с морем, с внешним миром вообще. В первые месяцы после захвата столицы дорога эта не могла быть использована итальянцами. Очень часто и в различных пунктах железная дорога разрушалась партизанами, причем нередко уничтожался и персонал, обслуживающий дорогу. Гарнизоны, расставленные вдоль железной дороги, по необходимости немногочисленные, не могли одни справиться с задачей охраны движения и целости дороги. В период дождей дорога была на время совершенно парализована, так что Аддис-Абеба и ее большой оккупационный гарнизон попали в критическое положение в отношении снабжения предметами первейшей необходимости. Начался голод. Положение спасла авиация.

Но возвращаемся к железной дороге. [156]

Итальянцы организовали ее охрану таким образом. Сначала они думали ограничиться наземной охраной. Для этого в наиболее важных пунктах были сосредоточены значительные по численности отряды. От них на каждые 20–30 км дороги вдоль линии выставлялись сторожевые посты в несколько десятков солдат.

Совершенно ясно, что для абиссинцев не составляло особого груда нападать неожиданно на эти слабые посты, уничтожать их, а затем разрушать пути.

Поэтому командование прибегло к помощи авиации. Последняя получила задачу непрерывно наблюдать за дорогой и прилежащими к ней местностями, с тем чтобы обнаруживать все более или менее крупные отряды повстанцев и не допускать их к дороге.

Авиация не раз предупреждала охраняющие войска о приближении абиссинских отрядов, и не раз только благодаря ее боевой поддержке этим войскам удавалось отбиваться от нападения превосходных сил абиссинцев.

Особенно много беспокойства доставил итальянцам Фикре Мариам, отряды которого действовали против участка Аддис-Абеба — Маджо, на перегонах в районе гор Джерор, Цуквала, Дебокодио, ставших опорными пунктами сопротивления абиссинских партизан.

В одном этом районе итальянцы вынуждены были применить 113 самолетов. Самолеты разбрасывали листовки с угрозами по адресу населения, осмеливающегося давать приют партизанам. Но, кроме листовок, сбрасывались тысячи бомб разных калибров. По итальянским данным, было сброшено 6 834 бомбы. О применении ОВ итальянские источники, как всегда, конечно, умалчивают.

4. Воздушная поддержка карательной экспедиции Мариотти

Для борьбы с партизанами в вышеуказанном районе итальянцы организовали комбинационную карательную экспедицию. Была отправлена карательная экспедиция Мариотти, поддержанная более чем сотней самолетов.

Кроме чисто военных соображений, заставлявших ускорить подавление партизан, оккупанты стремились избежать политически неблагоприятного для них положения, созданного абиссинцами в районе самой столицы, где жило немало иностранцев, в том числе бывших дипломатических представителей европейских государств при правительстве негуса.

Этим объясняется крупное сосредоточение воздушных сил и приведение в действие больших наземных отрядов. Объединенными усилиями наземных и воздушных сил оккупантам удалось в течение 15 дней восстановить движение на перегоне столица — Маджо. Но вскоре же оно вновь было прервано. [157]

5. Охрана с воздуха гужевых, вьючных и автомобильных транспортов

Движение гужевых, вьючных и автомобильных транспортов на участке Дессие — Аддис-Абеба и Аксум — Гондар долгое время не могло производиться регулярно, так как оно постоянно нарушалось нападениями партизан.

Дороги были забиты колоннами обозов, тянувшимися на десятки километров.

Более благоприятную обстановку для действия партизан трудно представить, вспомнив топографические особенности страны, ее горы, ущелья, густые заросли, бесчисленные дефиле.

Только благодаря усиленной боевой и разведывательно-сторожевой работе авиации итальянскому командованию довольно быстро удалось наладить сносное движение по упомянутым выше магистральным путям. Действия авиации по охране дорог были организованы так же, как и ее действия по охране железной дороги Джибути — Аддис-Абеба. Все-таки и авиация могла обеспечивать лишь весьма мало интенсивное и мало регулярное движение.

Ряд крупных гарнизонов не мог быть обеспечен всем необходимым по наземным путям, и авиация выполняла роль авиационного обоза.

Санитарные самолеты, переделанные наскоро из боевых, перевозили раненых и больных в Асмару шли Массауа. Они развозили и сбрасывали медикаменты подвижным колоннам.

Такие колонны в небольшом числе были посланы из Аддис-Абебы даже в период дождей. По окончании сезона дождей наземные операции по захвату и усмирению южных, юго-западных и западных провинций Абиссинии возобновились и велись с гораздо большей энергией, вызванной ростом партизанского движения.

Дальше