Содержание
«Военная Литература»
Военная история

III. Доблестные традиции гвардейцев

29 декабря 1943 г., находясь в Москве, посланцы 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Г. Ф. Семикин, Н. П. Пушкин и А. И. Майоров побывали в гостях у правительственной делегации МНР.

Члены делегации попросили гвардейцев подробно рассказать о боевых делах личного состава полка и эскадрильи «Монгольский арат», о том, как сохраняются и приумножаются славные воинские традиции их предшественников, чье мужество и боевое мастерство были по достоинству оценены Советским правительством. Полк вторым по счету в Военно-Воздушных Силах был удостоен гвардейского Знамени.

Советские авиаторы с удовольствием исполнили просьбу друзей. Они отметили, что, поскольку эскадрилья «Монгольский арат» воюет в составе 2-го гвардейского истребительного авиационного полка, все ее боевые показатели неразрывно связаны с полком.

Успехи летчиков эскадрильи становятся достоянием не только личного состава полка, но дивизии и корпуса. Воины хорошо знают славную историю полка, помнят многих отважных воздушных бойцов, знают о их героических делах в воздушных схватках с противником.

В годы гражданской войны в боях с иностранными интервентами и внутренней контрреволюцией первоначальная основа полка — авиационный отряд активно участвовал в боевых действиях.

После окончания гражданской войны этот авиационный отряд был преобразован в 65-ю отдельную авиаэскадрилью. [46]

В мае 1938 г. в Киеве в составе 69-й истребительной авиационной бригады из 65, 134 и 36-й отдельных авиаэскадрилий был сформирован 23-й истребительный авиационный полк, на вооружении которого были самолеты И-15.

В сентябре 1939 г. 23-й авиаполк в составе 69-й авиабригады принимал участие в освобождении западных областей Украины, над которыми нависла угроза порабощения гитлеровскими войсками, напавшими на Польшу.

По окончании освободительного похода в октябре 1939 г. полк дислоцировался в городе Львове, проводя усиленную учебно-боевую и политическую подготовку. Одновременно производилось перевооружение на новые самолеты И-153. Благодаря упорной и настойчивой работе личного состава 23-й авиаполк в 1939 г. стал одним из лучших в 69-й авиабригаде, а в 1940 г. занял первое место в ВВС Киевского Особого военного округа.

В феврале 1940 г. полк перебазировался на Карельский перешеек.

С первых дней войны с белофиннами летчики и техники показали, что учеба с высокими требованиями в мирное время не прошла даром. Сложные метеоусловия на Карельском перешейке не являлись препятствием для выполнения заданий командования. Технический состав при 35–40° мороза обеспечил бесперебойную работу материальной части. Летчики производили по 3–5 боевых вылетов в день и в воздушных боях сбили четыре самолета противника, потеряв от вражеской зенитной артиллерии один свой самолет.

Участие полка в боевых действиях с белофиннами обогатило летный и технический состав практикой боевой работы в сложных условиях, еще более сплотило в единый боевой коллектив, безгранично преданный делу партии Ленина.

2 апреля 1940 г. 23-й истребительный авиационный полк возвратился с Северо-Западного фронта на прежнее место дислокации в город Львов, где приступил к переучиванию с самолетов И-15бис и И-153 на новый скоростной высотный, самый современный по тому времени самолет-истребитель МиГ-3. Упорная учеба и опыт боевой работы на Карельском перешейке принесли свои плоды. К началу Великой Отечественной войны весь летный состав полка вылетел на самолете МиГ-3, а одиннадцать летчиков-коммунистов первыми в ВВС округа освоили этот самолет в полетах ночью. [47] Примером для летчиков полка служил старший политрук В. В. Власов. До назначения в полк он был летчиком-инструктором в летном училище. Инструкторские навыки и хорошая летная подготовка помогли ему первым вылететь самостоятельно ночью на новом истребителе. По многу часов, но вылезая из кабины учебно-боевого самолета, В. В. Власов передавал свое мастерство однополчанам.

Командующий ВВС Киевского Особого военного округа генерал Е. С. Птухин объявил благодарность летчикам, успешно освоившим самолет МиГ-3. Среди них были командиры эскадрилий и их заместители: Метелкин, Богомолов, Дроздов, Паршиков, Некрылов, Пройденко и командиры звеньев Гуляев, Хмелевских, Григоренко, Монастырский, Туров, Чуланов.

Накануне Великой Отечественной войны командиром полка был полковник А. И. Сидоренко, комиссаром — батальонный комиссар Ф. П. Шумарин, начальником штаба полка — подполковник В. Г. Рябцев, старшим инженером военный инженер 3 ранга В. В. Банников, секретарем партийного бюро — воентехник 1 ранга Г. Ф. Семикин, секретарем бюро комсомольской организации — младший политрук А. П. Ващенко.

Партийная организация полка в своих рядах насчитывала 87 членов и 4 кандидата в члены ВКП(б). В комсомольской организации было более 120 комсомольцев.

За отличные успехи в обучении и воспитании подчиненных командир эскадрильи старший лейтенант Дроздов был награжден орденом Красной Звезды. В мае 1940 г. полк посетил Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный. Он проверял боевую готовность дежурного звена со стрельбой в воздухе по конусу. За отличную стрельбу и высокое летное мастерство командир звена Григорий Хмелевских был награжден именными золотыми часами, которые ему вручил лично Семен Михайлович.

22 июня 1941 г. с 4 часов утра 23-й истребительный авиационный полк, входивший в 15-ю смешанную авиационную дивизию, начал боевые действия против немецко-фашистских захватчиков. [48] Полк базировался на аэродроме Адамы, в 80 км северо-западнее Львова, был полностью укомплектован личным составом, имел на вооружении 45 самолетов МиГ-3 и около 40 самолетов И-153 и И-15. С момента объявления тревоги личный состав находился в полной боевой готовности на аэродроме. Первая группа бомбардировщиков противника была замечена издалека. Она шла на малой высоте прямо на аэродром Адамы. Запестрели паучьи кресты на плоскостях и фюзеляжах самолетов врага, и тут же из люков посыпались бомбы. Истребители сопровождения открыли пулеметно-пушечную стрельбу по аэродрому. После того как увезли первых раненых и убитых, все поняли, что это не провокация, а война.

22 июня 1941 г, на аэродром Адамы противник налетал семь раз с перерывами между налетами в 1–1,5 часа. Но наиболее эффективным был первый налет, при котором врагу удалось вывести из строя несколько боевых самолетов. Личный состав полка потерял 5 человек убитыми и 5 ранеными.

Все последующие вражеские налеты результатов почти не дали.

Наши истребители успевали встретить самолеты противника на подходах к аэродрому и, сковывая боем, заставляли сбрасывать бомбы неприцельно.

За первый день войны летчики 23-го истребительного авиационного полка произвели 130 боевых вылетов на отражение налетов на аэродром, 4 вылета на разведку и 11 вылетов на штурмовку войск противника в районе переправ через реку Западный Буг. В 12 групповых воздушных боях было сбито 4 фашистских самолета. В числе первых отличившихся летчиков был комиссар эскадрильи старший политрук В. В. Власов, сбивший «Мессершмитт-109».

Начались тяжелые оборонительные воздушные бои. По данным своей разведки полк вел штурмовые действия по колоннам противника, уничтожая бомбами и пулеметным огнем живую силу и технику врага. Перебазирование на восток было тяжелым. Терялась связь с вышестоящим командованием, неизвестно было, куда и на какие аэродромы перебазироваться, не хватало бензина и боеприпасов, подчас не хватало даже полетных карт, и летали с самодельными схемами местности. [49]

Несмотря на огромные трудности, летчики полка дрались смело и самоотверженно, вступая в бой с превосходящими силами противника. Командир эскадрильи капитан II. М. Метелкин, вылетев с группой на бомбардировку колонны противника в районе Тарнополя, встретил две группы бомбардировщиков противника и, не раздумывая, вступил с ними в бой с бомбами под плоскостями. Сбив двух бомбардировщиков, а остальных разогнав, наши истребители пошли бомбить колонну врага. Летчики совершали по 6–7 боевых вылетов в день, ведя при этом ожесточенные воздушные бои. В памяти летчиков навсегда останется самоотверженная работа инженерно-технического состава по обеспечению боевых вылетов, ремонта самолетов, обороне аэродрома с помощью снятого с неисправных самолетов вооружения. Под руководством старшего инженера полка В. В. Банникова, инженеров эскадрилий А. А. Лелекина, Ф. И. Декало авиатехники Пономаренко, Винниченко, Труш, Пряженцев, Шушин, Щеткин, Дюков, Пирожников в напряженной круглосуточной работе под частыми бомбежками и при отсутствии запчастей возвратили в строй в первые же дни войны 11 боевых самолетов. Кроме того, при перебазировании на тыловые аэродромы технический состав полка часто своими силами подготавливал взлетно-посадочные полосы и очищал аэродромы от немецких прыгающих авиамин, ремонтировал учебные, санитарные и транспортные самолеты.

В течение первого месяца боевых действий на Юго-Западном фронте 23-й истребительный авиационный полк сохранил большую часть материальной части; летный состав произвел 790 боевых вылетов.

За этот период в неравных воздушных боях летчики полка сбили 28 фашистских самолетов и уничтожили большое количество живой силы и боевой техники врага.

По приказу командующего Юго-Западным фронтом от 15 июля 1941 г. 23-й авиаполк, находясь восточнее Киева на аэродроме Носовка, сдал самолеты и часть летного и технического состава в 28-й истребительный авиационный полк, который направлялся в систему ПВО Москвы. Оставшийся личный состав убыл на укомплектование в станицу Крымская, после чего полк перебазировался в 6-й запасный полк в город Тамбовской области. [50]

Перед отправкой эшелона на восток комиссару В. В. Власову и начальнику штаба В. Г. Рябцеву удалось заехать в госпиталь и забрать с собой на формирование находившихся на лечении капитанов П. М. Метелкина, А. Я. Некрылова и старшего лейтенанта И. С. Чуланова. Таким образом, из старого состава 23-го истребительного авиаполка осталось 4 летчика, техсостав, штаб и политработники. При формировании полка добавилось 14 молодых летчиков, только что окончивших летное училище. В состав полка вошли также опытные летчики: заместитель командира полка майор Угроватов и командир эскадрильи капитан В. Д. Андреев. Майор П. М. Метелкин, опытный летчик и бесстрашный воздушный боец, был назначен командиром полка. Закончив формирование 15 сентября 1941 г. и получив новое наименование — 526-й истребительный авиационный, полк в составе двух эскадрилий из 20 самолетов МиГ-3 вылетел на Северо-Западный фронт.

Перед отправкой на фронт личный состав полка изучил приказ Народного комиссара обороны о преобразовании особо отличившихся частей в боях за Родину в гвардейские. После того как воинов ознакомили с приказом и положением о гвардейских частях, был проведен митинг, на котором личный состав полка обязался бить фашистов так, чтобы стать в числе первых в ряды советской гвардии.

Прибыв 1 октября 1941 г. на фронт, 526-й истребительный авиаполк вошел в состав ВВС 52-й армии. С 17 декабря 1941 г. 52-я армия вошла в состав Волховского фронта.

Полк производил воздушную разведку противника, штурмовку его войск на дорогах в тылу, на переднем крае и в узлах сопротивления, прикрывал свои войска с воздуха. Выполняя эти задачи, летчикам полка приходилось делать по 4–5 боевых вылетов в день.

В полку подобрались опытные воздушные разведчики: капитан А. Я. Некрылов, лейтенант И. М. Иващенко, младший лейтенант Ф. П. Козин, лейтенант Н. П. Рыбаков. Отлично научились штурмовать наземные цели капитан В. Д. Андреев, лейтенанты И. С. Чуланов, В. М. Галактионов, А. М. Мальцев, А. М. Журавлев.

Для штурмовых действий по наземным целям вооружение самолета МиГ-3 было слабым. [51] При формировании в числе других самолетов 526-й истребительный авиаполк получил три самолета МиГ-3 с подкрыльными балками для реактивных снарядов, которые оказались очень эффективными, в особенности для штурмовых действий по живой силе и технике врага. По инициативе инженеров и техников по вооружению реактивными установками оборудовали самолеты всего полка. Штурмовки наземных войск противника стали еще более эффективными.

С первого дня боевых действий на фронте командование и политработники добились точного и своевременного выполнения боевых приказов как на земле, так и в воздухе. В действиях личного состава не допускалось ни малейших отклонений от требований боевой жизни. С большим энтузиазмом воевали коммунисты и комсомольцы, увлекая за собой беспартийных. Только в период с 3 октября по 18 ноября 1941 г. полк произвел 977 боевых вылетов. В воздушных боях было сбито 16 самолетов противника, штурмовыми действиями уничтожено 2899 солдат и офицеров противника, 356 автомашин, 139 повозок, подавлено 13 орудийных расчетов, 13 пулеметных точек, 7 минометных батарей, взорвано и сожжено 7 цистерн с горючим, 2 склада боеприпасов, сброшено 155 тыс. листовок.{23}

В ноябре 1941 г. летчики полка содействовали наземным войскам 52-й армии в полном уничтожении войск противника в укрепленном узле Красная Вишерка, где враги оказывали упорное сопротивление.

Полк успешно штурмовал колонны гитлеровцев, продвигавшиеся на Тихвин, передний край обороны немецко-фашистских войск в районе Малой Вишеры, обеспечивал выход 111-й стрелковой дивизии из тыла противника, прикрывал перегруппировку наших войск в районе Кресцы, Валдай, содействовал наступлению наших войск и взятию Красной Вишерки, Малой Вишеры, Некрасово, Веретье и других населенных пунктов.

В период ежедневных жестоких боев личный состав 526-го истребительного авиаполка проявлял мужество, отвагу и героизм. Много талантливых летчиков и командиров-воспитателей служило в полку. Всеобщее уважение вызывал командир эскадрильи капитан В. Д. Андреев. [52]

Жизненный путь Василия Дмитриевича Андреева — это путь потомственного батрака, которому Великая Октябрьская социалистическая революция открыла дорогу в будущее.

Большой мастер летного искусства, неудержимо храбрый человек, капитан Андреев за боевые заслуги был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

...В тот зимний день сплошные низкие облака, нависшие над аэродромом и линией фронта, не давали возможности использовать авиацию. Но обстановка требовала разведать с воздуха подходящие к одному из пунктов резервы врага.

В штабе ВВС 52-й армии с нетерпением ждали сведений о противнике. Через час Андреев прилетел и доложил о большом скоплении вражеских машин с войсками, броневиков и танков у переправы через реку Волхов.

Вскоре на головы фашистов посыпались бомбы и снаряды. Десятки машин, сотни гитлеровцев были уничтожены огнем истребителей летчиков В. М. Галактионова, Ф. П. Козина, приведенных на цель своим командиром капитаном В. Д. Андреевым.

Казалось бы, задание выполнено отлично, но комэск обратил внимание и на недостатки. Лейтенант Козин так увлекся штурмовкой, что не замечал расположения зенитных точек противника. И Андреев подтвердил это убедительными примерами из боевой практики.

Через 30 минут капитан В. Д. Андреев получил новое боевое задание: вылететь в определенный район и произвести там разведку. Короткий разбег — и самолет, управляемый опытным пилотом, легко отрывается от земли и идет на запад.

После выполнения задания капитан возвращается на свой аэродром, летя над железной дорогой. Вдруг из-за облаков вынырнули два вражеских бомбардировщика. Резкий разворот — и Андреев пошел на сближение с немецкими самолетами. Те уже заходили на бомбардировку проходящего железнодорожного эшелона.

Бой завязался на малой высоте. Во что бы то ни стало нужно отогнать или уничтожить врага! Короткая очередь по кабине стрелка — его пулемет замолк. Очередью из крупнокалиберных пулеметов был сражен и летчик. [53] Свалившись на крыло, самолет со свастикой врезался в лес. Андреев решил преследовать второй «Юнкерс-88». Враг не выдержал боя и сбросил свой бомбовый груз далеко от железнодорожного полотна.

Легкой походкой от самолета в землянку шел капитан Андреев. Он никогда не уставал в полете. Однополчане знали его любимое изречение: «Бить без устали это двуногое зверье!» У землянки Андреева ждали летчики.

Комиссар тут же зачитал телеграмму командующего 52-й армией: «Благодарю за отличное выполнение задания. Желаю всем летчикам быть такими же, как командир эскадрильи».

...Фашистские орды наседали на нашу оборону. Враг бросал в бой все новые и новые силы, не считаясь ни с какими потерями. Летчики с нетерпением ждали улучшения погоды, чтобы нанести очередной удар по ненавистному врагу. Но уже несколько дней густой туман стлался по земле. Наземные войска требовали помощи от авиации.

Внезапно погода улучшилась, и полк майора Метелкина начал свой боевой день. Первой должна была вылетать эскадрилья капитана Андреева. Прорабатывая задание с летным составом, капитан напомнил, что в условиях низкой облачности и плохой видимости основная задача — не отрываться от ведущего, вести ориентировку, в воздушном бою резко не пикировать, при штурмовке следить за своевременным выводом самолета из пикирования.

«По самолетам!» — разнеслось над летным полем.

Пятерка краснозвездных истребителей прошла линию фронта. Летчики усиливают наблюдение за землей и воздухом, пристально вглядываются в чернеющие внизу точки. Вот и цель! Вражеская колонна движется на восток. Крытые автомашины, мотоциклисты, танки длинной лентой вытянулись по шоссейной дороге.

Атака! Летчики Андреев, Чуланов, Козин, Галактионов и Рыбаков с азартом поливают пулями и снарядами фашистских солдат и офицеров. Два танка, более 20 автомашин, десятки мотоциклов и около 200 немецких солдат и офицеров — вот итоги боевых действий отважных пилотов. [54]

Горячо любили летчики своего командира. Однажды после сопровождения штурмовиков на цель и штурмовки узла сопротивления немцев самолет капитана получил серьезные повреждения. Умело маневрируя, он вывел самолет из зоны зенитного огня и взял курс на свою территорию. Мотор работал с перебоями, самолет шел к земле. Внизу — сплошной лес. Но зоркий глаз капитана заметил небольшую полянку. «Надо сесть здесь, — думает Андреев, — спасти машину и себя». Площадка была очень мала, но капитан мастерски посадил самолет. Летевший в паре с ним его воспитанник молодой летчик Мальцев с тревогой следил за посадкой командира и не переставал кружить над площадкой до тех пор, пока не убедился, что комэск в безопасности.

Летчик В. М. Галактионов совершил 120 боевых вылетов. В первые дни Великой Отечественной войны за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Советское правительство наградило комсомольца Василия Галактионова орденом Красного Знамени.

Как-то Галактионов в паре с другим летчиком вылетел на патрулирование. В воздухе они встретили шесть немецких бомбардировщиков Ю-87, которые шли бомбить наши позиции. Лейтенант Галактионов бросился в атаку и заставил бомбардировщики противника сбросить бомбы на свои войска. Отважный сокол пристроился в хвост одному уходящему на запад «юнкерсу», с короткой дистанции открыл огонь, и самолет со свастикой загорелся. Покончив с одним стервятником, Галактионов развернулся в направлении второго, зашел ему в хвост и поливал огнем из всего бортового оружия до тех пор, пока бомбардировщик противника не перетлел в крутое пикирование и не врезался в землю.

Командир эскадрильи капитан А. Я. Некрылов не любил рассказывать о своих боевых делах, но ордена Ленина и Красной Звезды лучше всяких слов говорили о доблести летчика-коммуниста. Самое большое количество боевых вылетов в эскадрилье — 130 — было на счету командира. Он провел 35 воздушных боев.

В один из зимних дней 1941 г. капитан Некрылов приземлился на своем аэродроме, выполнив очередное боевое задание. После доклада командиру полка П. М. Метелкину капитан собрал летчиков и рассказал им подробности воздушного боя, познакомил с тактикой врага. [55] Летчики слушали с большим вниманием рассказ командира.

— Над пунктом «Н», — капитан показал точку на карте, — мы прикрывали выгрузку наших войск и техники из эшелонов. По времени выгрузка подходила к концу, как вдруг со стороны солнца на нас с лейтенантом Козиным набросились четыре вражеских истребителя. После первой их атаки у самолета Козина оказался поврежденным мотор. Я приказал ему идти на вынужденную посадку. Фашисты сосредоточили весь огонь на подбитом самолете, стремясь поджечь его на посадке. Нужно было прикрыть Козина, связать немцев боем. Выход в таких случаях один — быстрота маневра и смелая атака, несмотря на численное превосходство врага. Когда я сбил одного фашиста, остальные растерялись, чем я немедленно воспользовался и вышел из боя. К тому же и горючее было на исходе.

— Каждый летчик должен помнить, — продолжал наставлять своих подчиненных Некрылов, — что, если товарищ попал в трудное положение, любой ценой надо стараться спасти его.

Так изо дня в день, после каждого боевого вылета, капитан на собственном опыте учил своих воспитанников драться и побеждать коварного врага.

Однажды Алексей Некрылов вылетел в паре с командиром полка П. М. Метелкиным. Через расчетное время полета показалась та переправа, на которую нужно было сбросить бомбовый груз. Минута напряжения — и бомбы и снаряды со свистом обрушились на вражескую колонну. На воздух взлетели обломки автомашин, трупы фашистов. И там, где только что была колонна противника, образовалась бесформенная груда металла, смешанная с землей.

Летчики взяли курс на свой аэродром. Они видели внизу своих бойцов и командиров, приветствующих краснозвездных соколов. В это время из-за леса неожиданно вынырнули пять вражеских истребителей. Они намеревались штурмовать наши войска. Метелкин со своим ведомым бросился на врага. Завязался жаркий воздушный бой. Одному из стервятников удалось незамеченным зайти в хвост самолету Метелкина. Некрылов понял, что командиру угрожает опасность, и стремительно кинулся на выручку. [56] Его не смутило то, что за ним коршунами неслись вражеские истребители. Он помнил одно — командир в опасности! Подойдя вплотную к самолету врага, Некрылов выпустил длинную очередь, и тот, не успев открыть огонь, рухнул на землю. Остальные бросились наутек. Жизнь командира была спасена.

Ненастным осенним днем на аэродроме дежурили капитан А. Я. Некрылов и младший лейтенант С. С. Опарин.

Над размокшим летным полем безумолчно рокотали моторы. Самолеты прилетали и вновь улетали на выполнение задания. В момент, когда наши истребители производили посадку, над самым аэродромом из облаков вынырнул вражеский разведчик. Стало очевидным — враг обнаружил наш аэродром, разведчика нужно уничтожить.

На выполнение этого задания немедленно вылетела дежурная пара. Некрылов знал, что фашист уйдет в облака, что его надо искать именно там. Пробив облачность, капитан увидел удирающий самолет. Фашистский летчик надеялся, что в облаках он останется незамеченным. Надежды его не оправдались. Летчик-истребитель Некрылов и здесь нашел врага.

С ходу Алексей дал несколько очередей по кормовому стрелку. Фашистский пулемет захлебнулся. Огонь был перенесен на левый мотор разведчика. Сначала Некрылов, а затем Опарин выпускали по противнику очередь за очередью. Наконец задымил левый мотор. Противник прижимается к земле, пытаясь бреющим полетом уйти на запад, но советские истребители не теряют его из виду. Нагнав противника, Некрылов нажал на гашетки... Оружие не стреляет, кончились боеприпасы! Опарин это понял мгновенно, сблизился с черной громадой «юнкерса» и, прижимая его к земле, не переставал поливать метким огнем до тех пор, пока разведчик камнем не врезался в землю.

6 декабря 1941 г. в эскадрильях В. Д. Андреева и А. Я. Некрылова, в остальных подразделениях полка царил радостный подъем.

Радио известило, что 526-й истребительный авиаполк преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк. Затаив дыхание, личный состав полка слушал начальника штаба ВВС 52-й армии полковника П. И. Брайко, зачитывавшего приказ Народного комиссара обороны. Сбылась заветная мечта воинов-авиаторов! Верховное Главнокомандование отметило в приказе, что люди полка достойны быть гвардейцами Великой Отечественной войны.

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

СОДЕРЖАНИЕ: О преобразовании 526-го истребительного авиационного полка в гвардейский полк

№ 348 6 декабря 1941 г. г. Москва

526-й истребительный авиационный полк в боях за нашу Советскую Родину против гитлеровских захватчиков показал образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности.

За время боев с 3.10 по 18.11.41 г. полк произвел 977 самолето-вылетов при налете 873 часов. В воздушных боях сбил 16 самолетов противника. Штурмовыми налетами уничтожил: около 2000 человек пехоты, 348 автомашин, 6 танков, 13 орудий, 39 пулеметных точек, 7 минометных батарей, 2 склада боеприпасов. 16.11.41 г. полностью уничтожены войска противника в деревне Вишерка, являвшейся крупным узлом сопротивления немцев.

На основании изложенного и в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Союза ССР Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

1. За проявленную отвагу в боях, за мужество и героизм личного состава переименовать 526-й истребительный авиационный полк во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк (командир полка— майор П. М. Метелкин, военный комиссар — старший политрук В. В. Власов) .

2. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Союза ССР указанному полку вручить гвардейское Знамя.

3. Всему начальствующему (старшему, среднему и младшему) составу этого полка с декабря 1941 г. установить полуторный, а бойцам двойной оклад содержания.

4. 2-й гвардейский истребительный авиационный полк расширить и перевести на новый штат в составе трех эскадрилий и укомплектовать полностью личным составом и самолетами.

5. Приказ объявить всему личному составу Военно-Воздушных Сил Красной Армии.

Народный комиссар обороны Союза ССР И. Сталин. [58]

Вечером состоялся митинг. Открывая его, командир полка П. М. Метелкин напомнил о пройденном боевом пути.

— Мы добились высокого звания, — сказал он. — Оно далось нам не легко — потом и кровью, но мы доказали, что личный состав выполняет свои обязанности с честью, как подобает советским воинам. В дни Отечественной войны в жестоких боях в полку родились свои традиции, свои законы, которые каждый гвардеец свято хранит и не отступает от них ни при каких обстоятельствах.

Первый наш закон — боевой приказ. Он нерушим и при любых обстоятельствах выполняется пунктуально. Но победа дается не одной только храбростью и точным выполнением приказа. Нужно еще и мастерство. Врага нужно бить умеючи, а наука эта очень сложна. Воюя и учась, мы возвели в степень закона правило — из боя прилетай без пробоин!

Не уходить от цели, пока она не уничтожена, — третий наш закон. — Метелкин замолчал и, обведя взглядом застывший строй авиаторов, воскликнул: — Друзья гвардейцы! Есть у нас еще одна нерушимая заповедь — основной закон боя. Я уверен, что каждый из вас свято помнит его!

— Атака!! — единым дыханием отозвался строй.

— Верно, друзья! Атака, и только атака! Наш закон — нападать, а не обороняться. Пусть враг знает, что мы — хозяева в нашем небе!

Вслед за командиром полка выступили политработники, летчики, техники. На митинге авиаторы дали клятву и впредь бить врага по-гвардейски.

Командир эскадрильи капитан В. Д. Андреев в своей горячей, взволнованной речи заявил:

— Если я и мои друзья летчики дрались с врагами пашей Родины до сегодняшнего дня хорошо, то теперь мы будем громить фашистских выродков на «отлично»! [59]

Дружными аплодисментами поддержали гвардейцы-авиаторы заявление отважного командира. Никто из участников митинга не мог предполагать, что слышит последнее выступление любимого командира эскадрильи: меньше чем через педелю В. Д. Андреев геройски погиб в неравном воздушном бою.

...12 декабря 1941 г. капитану В. Д. Андрееву была поручена охрана огневых позиций нашей артиллерии в районе Малой Вишеры. В. Д. Андреев барражировал в паре с ведомым. Внезапно их атаковали четыре Ме-109Ф. Капитан принял бой, хотя имел право уйти, так как время патрулирования кончилось. Вскоре ведомый летчик вынужден был выйти из боя из-за неисправности мотора. Андреев остался один. Один против четырех! Удачным маневром — атакой в лоб — он сбил одного фашиста. Но остальные, рассчитывая на свое численное превосходство, наседали на советского летчика, стремясь взять его в клещи. Смертоносные трассы снарядов прорезали воздух во всех направлениях. Враг оказался коварным. Один гитлеровец, выждав момент, обрушился сверху на краснозвездный ястребок. Самолет Андреева загорелся. Уже на горящем самолете летчик-гвардеец нанес свой последний удар врагу — еще один фашист врезался в землю. Но и самолет Андреева, взмыв сначала вверх, не управляемый, беспорядочно пошел вниз. Так смертью героя погиб один из лучших командиров — пламенный патриот, коммунист В. Д. Андреев.

19 января 1942 г. на аэродроме Веретье Волховского фронта комиссар штаба ВВС Красной Армии бригадный комиссар А. Б. Галичев в торжественной обстановке вручил полку гвардейское Знамя.

К 24-й годовщине Красной Армии полк, ведя боевые действия на Волховском фронте, произвел 2098 боевых вылетов, из них на разведку и штурмовку войск противника — 695, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков — 488, на прикрытие наземных войск — 866 самолето-вылетов. Над территорией противника было сброшено 200 тыс. газет и листовок.

За восемь месяцев войны летчики 2-го гвардейского истребительного авиационного полка в воздушных боях сбили 52 самолета противника, уничтожили 6650 солдат и офицеров, 569 грузовых и 13 легковых автомашин, 6 мотоциклов, 78 зенитно-пулеметных точек, 180 строений с засевшими в них гитлеровцами, 4 паровоза, 16 вагонов, 197 лошадей, 106 повозок, 21 миномет, 7 автоцистерн с горючим, 13 зенитных орудий с боеприпасами. [60]

За проявленную отвагу и мужество в боях с немецкими фашистами были награждены орденами и медалями 63 человека, в том числе орденом Ленина — капитаны В. Д. Андреев, А. Я. Некрылов и лейтенант И. М. Иващенко, орденом Красного Знамени — 16 человек, орденом Красной Звезды — 11, медалью «За отвагу» — 2 и медалью «За боевые заслуги» — 31 человек{24}.

За этими официальными статистическими данными — героические дела советских авиаторов, не дрогнувших перед численно превосходящим, опытным противником.

Летчики полка активно пропагандировали опыт боевых действий в газете «Воздушный боец». В одном из номеров лейтенант К. В. Федоренко выступил со статьей «Бить врага по-гвардейски». Он писал:

«...теперь можно с полной уверенностью сказать, что на таком самолете, как наш, нельзя плохо бить врага. Самолет имеет большую скорость, грозное вооружение и прекрасную маневренность. Плох тот летчик-истребитель, который на таком самолете не уничтожит фашистского стервятника. Родина дала в наши руки такую машину, о которой не так давно мы могли лишь мечтать! Ну а раз она уже в наших руках, то от нее надо взять все, что она способна дать. Тогда враг будет бит нами при всех условиях».

Выступая на страницах газеты, лейтенант Федоренко дал обязательство обучить молодых летчиков Фонарева и Бессолицына бить врага по-гвардейски.

В статье «Кто побеждает в бою» боевым опытом поделился гвардии старший лейтенант А. В. Тришкин, сбивший лично и в группе восемь фашистских самолетов. «Кто вовремя замечает противника, тактически грамотно ведет бой, имеет хорошую технику пилотирования, разгадывает вовремя приемы врага, проявляет смекалку и смело атакует противника, берет от самолета все, что он может дать, — тот непременно выйдет из воздушного боя победителем», — уверенно заявлял молодой истребитель.

Алексей Тришкин строго следовал этим правилам боя. В своем последнем воздушном бою он дрался в паре против шести «фоккеров». [61} С первой же атаки один «фокке-вульф» был сбит огнем Тришкина. Отличная техника пилотирования, воля к победе помогли Тришкину уничтожить и второй самолет противника, но силы были неравны, и отважный сокол не вернулся из этого боя на аэродром.

В январе — феврале 1942 г. 2-й гвардейский авиаполк успешно взаимодействовал с конным корпусом генерала Н. И. Гусева при прорыве обороны противника на реке Волхов и в районе железнодорожной станции Любань под Ленинградом. Полк производил прикрытие своих войск и штурмовку войск врага, при этом неизбежно неся боевые потери. В связи со сложной обстановкой на фронте гвардейцы не отводились на переформирование, а пополнялись летным составом и самолетами из уходящих на формирование полков.

30 мая 1942 г. в неравном бою погиб командир полка подполковник П. М. Метелкин, под командованием которого полк стал гвардейским. Сопровождая парой с командиром звена Панкиным группу наших бомбардировщиков, на рубеже их прикрытия подполковник Метелкин встретил большую группу вражеских бомбардировщиков под прикрытием восьми истребителей. Фашисты шли бомбить наши войска. С первой атаки Метелкин поджег одного бомбардировщика, после чего все истребители противника как по команде бросились на командира полка. В жестоком скоротечном бою Метелкин был сбит. Самолет упал в районе станции Бурга. Однополчане тяжело переживали гибель своего любимого командира.

Петр Максимович Метелкин принадлежал к числу таких командиров, которых подчиненные не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью. Службу в военной авиации он начал в 1931 г. Талантливый летчик, мастер пилотажа, он в 1937 г. был назначен инспектором по технике пилотирования одной из авиационных бригад, а с 1938 г. стал командовать эскадрильей.

С первого дня войны капитан Метелкин проявлял в боях с врагом высокое мастерство, смелость и отвагу. Командуя полком, он редко оставался на земле, а искал встречи с врагом в воздухе. Ветераны полка помнят один эпизод, как нельзя лучше характеризующий летчика-патриота П. М. Метелкина.

Это было на Волховском фронте. Полк только что перелетел на один из прифронтовых аэродромов. [62] Старший инженер полка В. Б. Банников вскоре доложил, что в одном из укрытий техники обнаружили самолет-штурмовик Ил-2 с погнутыми лопастями винта, оставленный, видимо, по неисправности ранее стоявшим здесь штурмовым полком.

П. М. Метелкип улыбнулся и, обращаясь к комиссару В. В. Власову, сказал:

— Я ведь старый штурмовик. Прежние штурмовики против этого воздушного танка просто младенцы: у Ил-2 хорошее вооружение — бомбы, пушки, .реактивные снаряды, а мотор и кабина летчика бронированы. Самолет надо отремонтировать, и я на нем вылечу. Наши летчики меня прикроют, и мы сможем сделать полезное дело.

В. В. Банников с техниками взялся за ремонт, и за несколько дней Ил-2 был восстановлен. После нескольких рулежек по аэродрому Петр Максимович опробовал штурмовик в воздухе. Матчастъ и вооружение работали отлично. Самолет снова стал боевым!

В один из ближайших боевых вылетов на штурмовку наземных войск врага П. М. Метелкии с разрешения Военного совета армии под прикрытием звена истребителей поднял свой штурмовик в воздух.

Этот вылет был на редкость удачным. Истребители прикрытия по данным воздушной разведки быстро обнаружили на опушке леса артиллерийскую часть гитлеровцев и с ходу атаковали ее. С другого направления на цель внезапно обрушились бомбы и реактивные снаряды штурмовика командира полка. На земле в расположении фашистов взлетали на воздух обломки орудий и тягачей, взрывался боекомплект, в разные стороны разбегались обезумевшие артиллеристы. Выше леса поднималось густое облако черного дыма...

Сделав несколько прицельных заходов и израсходовав весь боезапас, Петр Максимович снизился и прошел еще раз над разгромленными позициями врага: ему хотелось посмотреть поближе на свою работу. В этот момент штурмовик резко встряхнуло — в мотор угодил зенитный снаряд. Однако советская техника не подвела. Вся группа благополучно вернулась на свой аэродром.

На земле техники обнаружили в картере мотора «ильюшина» пробоину, которую с трудом, но удалось заделать в полевых условиях.

За действиями группы II. М. Метелкина с восхищением наблюдала «наша пехота. Едва истребители зарулили на свои стоянки, как в полку приняли радиограмму: командующий 52-й армией благодарил отважных воздушных бойцов за блестяще проведенную штурмовку.

И вот Петра Максимовича не стало. С болью в сердце проводили в последний путь однополчане своего командира. Они поклялись отомстить за него.

После гибели П. М. Метелкина боевой работой полка руководил батальонный комиссар В. В. Власов — примерный коммунист, воспитатель, опытный и бесстрашный военный летчик.

Вскоре командование у него принял вновь назначенный командир 2-го гвардейского истребительного авиационного полка полковник Е. Ф. Кондрат.

За 10 месяцев боевых действий на Волховском фронте полком произведено 2505 боевых вылетов, проведено 96 воздушных боев, в которых уничтожено 48 и повреждено 11 самолетов противника. За этот же период полк потерял 27 летчиков.

11 августа 1942 г. 2-й гвардейский истребительный авиаполк по распоряжению командования ВВС Красной Армии убыл с Волховского фронта в город Горьковскои области в запасную бригаду на доукомплектование и для получения новой материальной части.

В сентябре 1942 г. полк приказом Ставки Верховного Главнокомандования был введен в состав 215-й истребительной авиадивизии, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г. П. Кравченко. Г. П. Кравченко еще в 1939 г. геройски сражался с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол. В боевых действиях тогда особо отличился 22-й истребительный авиационный полк под его командованием. Так, 29 июля 1939 г. группы в составе 27 и 10 самолетов И-16, ведущим которых был Кравченко, последовательно произвели два налета на один из вражеских аэродромов. В результате этих действий на аэродроме было уничтожено 10 и сбито в воздухе 2 самолета противника. Героизм и отвага майора Г. П. Кравченко были высоко оценены партией и правительством. Он был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Правительство Монгольской Народной Республики наградило Григория Кравченко орденом Боевого Красного Знамени, который и был вручен ему Лично Маршалом МНР X. Чойбалсаном. [64]

215-я дивизия входила в состав 2-го истребительного авиационного корпуса резерва ВГК. Командиром корпуса был Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. С. Благовещенский, который в конце тридцатых годов вместе с другими советскими летчиками-добровольцами сражался против японских захватчиков в Китае и за героизм и отвагу заслужил высокое звание Героя Советского Союза. Затем А. С. Благовещенский плодотворно работал летчиком-испытателем, а с началом Великой Отечественной войны вернулся на командную должность в войска. Алексей Сергеевич Благовещенский пользовался у личного состава, в особенности у летчиков, большим авторитетом. Он со многими летчиками корпуса летал на боевые задания и мастерски провел множество воздушных боев. В обращении с людьми был прост, высокую требовательность к подчиненным умел сочетать с отеческой заботой о их нуждах и запросах.

По окончании формирования 2-й гвардейский авиаполк, имея в боевом составе 34 самолета Ла-5, 22 октября 1942 г. перелетел на фронтовой аэродром Белейка Калининского фронта, где вел боевые действия до 28 декабря 1942 г. в составе 215-й истребительной авиадивизии. За, время боевых действий на этом фронте полк произвел 351 боевой вылет, провел 4 воздушных боя, в которых было сбито 4 самолета противника.

Боевой счет на Калининском фронте открыли гвардейцы лейтенант Б. М. Славгородский и младший лейтенант А. Г. Фонарев. В 16.00 11 ноября 1942 г. пара Славгородского вылетела с аэродрома Белейка для прикрытия своих войск. В это время с юга к станции Земцы на высоте 1000 м подходили 11 Ю-88 под прикрытием 4 Ме-109. Лейтенант Славгородский, обнаружив противника, немедленно ринулся в атаку на бомбардировщиков. Обстреляв короткими очередями двух Ю-88, приблизился к третьему и с дистанции 100–70 м дал длинную очередь по кабине и мотору. Самолет противника загорелся и упал в 5 км южнее станции Земцы. Одновременно младший лейтенант Фонарев произвел две атаки по двум бомбардировщикам. Один из них загорелся и стал падать. [65] Смелая атака пары заставила противника неприцельно сбросить бомбы и обратиться в бегство, несмотря на большое численное превосходство.

В перерывах между боями и в нелетные по метеоусловиям дни летно-технический состав полка не прекращал изучать новую технику — самолеты Ла-5, осваивал опыт их эксплуатации в зимних условиях. Летчики изучали район боевых действий и способы восстановления ориентировки в лесистой заснеженной местности.

Партийно-политическая работа в подразделениях полка была направлена на обеспечение этих важных занятий. Коммунисты-политработники мобилизовали личный состав на быстрейшее и качественное восстановление и профилактический ремонт самолетов. Техники, механики, мотористы, вооруженцы, специалисты других авиационных профессий, работая днем и ночью, в короткий срок привели в боевую готовность 30 самолетов вместо первоначально намечаемых 27.

Примером в работе служили коммунисты А. А. Лелекин, Р. А. Латушко, В. П. Грачев, И. П. Бендь, П. И. Большев, В. Ф. Руденко, Б. В. Назаров, И. Ф. Степанов, А. Ф. Бабкин, Д. Е. Милютиков, Е. Н. Медяник и комсомольцы В. И. Кузнецов, Н. Я. Мухин, А. М. Химяк, А. П. Терещенко, Р. М. Шампурова, М. П. Пащенко, В. И. Горностаева, М. А. Дзензура, Т. В. Коровина.

* * *

6 декабря 1942 г. в первую годовщину присвоения полку гвардейского звания состоялся митинг, на котором выступили командир 215-й авиадивизии дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г. П. Кравченко и бригадный комиссар П. А. Виноградов. Командир дивизии подвел итоги работы полка и поставил задачу на предстоящие бои.

В январе 1943 г. 2-й гвардейский авиаполк перебазировался на аэродром Шум для участия в борьбе за прорыв вражеской блокады Ленинграда. Великая честь выпала на долю личного состава полка. Держать ленинградское небо чистым от фашистских пиратов, не дать стервятникам бомбить город и наши наземные войска, уничтожать в воздухе авиацию противника — этой мыслью жили летчики и их боевые соратники — техники, механики, мотористы, оружейники. [66] Более 300 боевых вылетов произвели летчики-гвардейцы. 27 раз они бесстрашно вступали в борьбу с врагом и всегда выходили победителями. 33 вражеских самолета были сбиты в воздушных боях. Самоотверженно работали техники, механики и мотористы. 6 самолетов Ла-5 были восстановлены ими, произведено 80 самолето-ремонтов, 5 самолетов эвакуировано с мест вынужденных посадок. Круглые сутки, в холодные и темные ночи, кипела работа. Оружейники так тщательно готовили вооружение, что ни одна пушка не отказала в бою.

В 13 часов 10 минут 14 января 1943 г. с аэродрома стартовала шестерка Ла-5 под командованием командира эскадрильи капитана А. П. Соболева. За ним шли старшие лейтенанты Н. Г. Марин, X. П. Хашев, Н. М. Резников, лейтенанты Ф. М. Косолапов и И. М. Горюнов. Они вылетели, чтобы прикрыть боевые порядки наступавших войск 3-й ударной армии. Первая встреча с врагом произошла на высоте 2500 м. Два Ме-109Ф шли навстречу паре Соболева и Марина. Командир принял решение атаковать фашистов и пошел в лобовую атаку. Немцы боя не приняли и с большой дистанции отвернули влево вверх, но там противника заметила пара Косолапова и устремилась в атаку. «Мессеры» вновь уклонились от боя и с резким снижением ушли на запад. В это время в стороне разыгрался другой воздушный бой. Капитан Соболев повел свою группу на помощь, и вся шестерка начала набирать высоту для атаки.

На замыкающую пару группы Соболева бросились четыре Ме-109. Мгновенно истребители Соболева сделали резкий разворот на противника. Первая пара «мессеров» боя не приняла: ведущий нырнул вниз, а ведомый боевым разворотом ушел вверх. Соболев устремился за ведущим и, догнав его, на пикировании, с дистанции 100–150 м открыл огонь. Две длинные пушечные очереди вогнали противника в землю. Когда командир атаковал фашистского стервятника, в хвост ему пристроился подоспевший ФВ-190. На помощь командиру поспешил Марин. Гитлеровец заметил его и резко отвернул от Соболева, но удрать не успел. Старший лейтенант Марин длинной очередью поджег самолет фашиста. Горящий «фокке-вульф» упал на землю.

Бой продолжается. Лейтенант Косолапов атакует пару Ме-109. [67] Один из них, находясь еще на большой дистанции, делает резкий переворот и уходит вниз, но попадает под огонь Соболева, который с малой дистанции длинной очередью прошивает врага. Бой окончен. Шесть Ла-5 победили восемь фашистских истребителей: три из них нашли могилу в Синявинских болотах, а остальные пять удрали на свои аэродромы. В этом бою был сбит старший лейтенант Н. Г. Марин. Летчик выпрыгнул из горящего самолета на парашюте и приземлился в расположении своих войск.

В полдень 22 января 1943 г. пара Ла-5 Ф. М. Косолапова и Н. М. Резникова вылетела в район боевых действий. На подходе к линии фронта их внимание привлекли разрывы снарядов зенитной артиллерии. Значит, где-то рядом противник! Предположение оказалось точным. Вдали появилась группа Ме-110 под прикрытием двух Ме-109Ф. Ведущий пары лейтенант Косолапов искусным маневром заходит в хвост ведомому фашистскому истребителю. Тот панически бросается вниз, но Косолапов не отстает. «Мессер», разогнав скорость, боевым разворотом пытается оторваться от нашего летчика и уйти вверх. Косолапов не прекращает преследования, а еще больше сближается с самолетом противника. Фашист еще раз пытается перевести свой самолет в пикирование... На мгновение «мессер» завис неподвижно. Этого времени достаточно Косолапову, чтобы точно прицелиться и с короткой дистанции сразить врага.

Старший лейтенант Резников вел бой со вторым истребителем. Они то круто виражили, то вели бой на вертикалях. Противник оказался опытным. Но Резников, мастерски маневрируя, берет верх над врагом на вертикальном маневре. Выждав удобный момент, он выпускает одну и другую очередь. Хорошо видно, как трассирующие снаряды точно идут в цель. «Мессершмитт» сваливается беспорядочно на крыло и врезается в землю. Наша пара с победой возвращается на свой аэродром.

В тот же день 22 января 1943 г. лейтенанты А. И. Майоров и В. С. Зубченок вели «свободную охоту» над полем боя. Через несколько минут полета они увидели Ме-110, идущий под прикрытием двух Ме-109 встречным курсом на 500 м ниже их. Ведущий пары Майоров с полупереворота стремительно атаковал ближний Ме-109Ф и с малой дистанции сбил врага. Оставшийся «мессерпшитт» с резким набором высоты на форсажном режиме ушел на запад. [68] Минут через пять после боя в просвет облачности вывалился Ме-109Ф и пытался атаковать самолет Майорова. Эту атаку отбил Зубченок. Враг ушел в облака и больше не появлялся. Майоров, у которого было очень острое зрение, заметил южнее и ниже себя два истребителя Як-7, ведущих, бой с одним ФВ-190. В стороне от «яков» другой ФВ-190 атаковал наших «илов». Убедившись, что нашим штурмовикам грозит серьезная опасность, Майоров незаметно для противника пристроился ему в хвост и с минимальной дистанции расстрелял «фоккера».

23 января 1943 г. по данным станции наведения командир дивизии поднял истребителей для уничтожения приближавшихся к линии фронта бомбардировщиков противника. Группу Ла-5 повел командир полка полковник Е. Ф. Кондрат. Его ведомыми шли капитан А. П. Соболев, старшие лейтенанты Н. М. Резников, Н. П. Пушкин и лейтенант А. И. Майоров. Гвардейцы подоспели вовремя: восемь вражеских бомбардировщиков приближались к расположению наших наземных войск. С пункта наведения по радио сообщили, что слева приближаются бомбардировщики противника. Наши истребители немедленно произвели разворот влево и впереди обнаружили визуально противника, который с высоты 1500 м заходил на цель.
— Под нами «юикерсы»! Атакуем! — командует полковник Кондрат и вдвоем с Соболевым сваливается на ведущего Ю-87. Сраженный меткой очередью, «юнкерс» загорелся и факелом стал падать вниз. Минутой позже капитан Соболев, догнав на пикировании второй «юнкерс», с дистанции 50–25 м валит его на землю. Наши летчики боевым разворотом занимают еще раз исходную позицию для атаки. Кондрат и Соболев ожесточенно бьют по третьему пикировщику противника. Разделив участь своих предшественников, «юнкерс» рухнул на землю, взорвался и сгорел. Остальные пять вражеских бомбардировщиков, беспорядочно сбросив бомбы, поспешно ушли на запад.

В период боя на высоте 4000–4500 м находились четыре Ме-109Ф, но они не рискнули прийти на помощь своим бомбардировщикам. Сковывающая пара Ла-5 Пушкина и Майорова все время держала противника под наблюдением. [69]

27 января 1943 г. шесть летчиков 2-го гвардейского полка успешно провели воздушный бой с 21 самолетом противника. Шестерка Ла-5 под командованием лейтенанта Ф. М. Косолапова на высоте 2000 м встретилась с группой бомбардировщиков Ю-88. Лейтенант Косолапов в паре с лейтенантом В. С. Зубченком смело атаковали и с первой атаки сбили Ю-88, который, неуклюже переворачиваясь с одного крыла на другое, врезался в землю и сгорел. Пара Косолапова, набрав высоту, вновь встретила «юнкерсы». Двойная атака летчиков-гвардейцев увенчалась успехом: еще один Ю-88 рухнул на землю. Находившиеся в этом районе истребители противника были скованы «лавочкиными» Федоренко и Скрыпника. К. В. Федоренко, выбрав момент, поймал в прицел крайний в группе Ю-88. Три длинных очереди — и стервятник, объятый пламенем, падает на землю.

Еще несколько самолетов противника появилось в воздухе. Отважная пара Косолапова, Зубченка схватилась с пятеркой фашистских истребителей. Одновременно И. С. Скрыпник и А. Г. Фонарев атаковали пару Ме-109, наседавших на Косолапова.

Сделав разворот, Скрыпник стал сближаться с врагом на встречных курсах. Ведущий «мессер» проскочил мимо и боевым разворотом попытался зайти в хвост самолету Скрыпника, но этот маневр был разгадан. Федоренко бросился наперерез врагу и занял очень выгодную позицию. Последовали две прицельные очереди с малой дистанции. Фашистский самолет загорелся и, объятый пламенем, упал на землю. В ту же секунду Скрыпник, развернувшись влево, вышел в хвост вражескому ведомому и, проделав вместе с противником ряд хитрых маневров, все же подошел на дистанцию ведения огня и несколькими пушечными залпами сбил Ме-109. Это был пятый сбитый группой самолет противника. На этом, однако, бой не закончился. Показались еще два ФВ-190. Они пытались атаковать наши истребители сзади, но враг был замечен своевременно: Ла-5, набрав высоту, оторвались от противника. Заняв выгодное положение для атаки «фоккеров», Ла-5 бросились на них, но противник попался опытный, и, резко спикировав, «фоккеры» удрали в облака. Преследовать их не пришлось, так как появилась еще одна пара Ме-109, которая бросилась в атаку на Скрыпника. [70] Фонарев поспешил на помощь другу и отбил атаку «мессеров». Так закончился славный бой гвардейцев с численно превосходящим противником.

30 января 1943 г. завершилась операция Ленинградского и Волховского фронтов по прорыву блокады Ленинграда. Войска обоих фронтов при участии артиллерии и авиации Краснознаменного Балтийского флота, прорвав кольцо вражеской блокады, раздвинули фашистские клещи, сжимавшие город-герой. Гитлеровцы были отброшены от южного побережья Ладожского озера. В образовавшемся коридоре немедленно были оборудованы пути сообщения, связавшие Ленинград со страной.

За отличия в боях по прорыву блокады Ленинграда лучшие воины полка были отмечены правительственными наградами. Ордена Красного Знамени засияли на груди 10 летчиков, орденом Отечественной войны I степени был награжден 1 человек, орденом Красной Звезды — 21, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» — 29 авиаторов. Лучшими из лучших в полку называли лейтенантов Ф. М. Косолапова, Н. Я. Зенъковича, В. С. Зубченка, младших лейтенантов Е. Н. Панкина, И. С. Скрыпника, К. В. Федоренко и капитана А. П. Соболева.

4 марта 1943 г. летчики 2-го гвардейского авиаполка перелетели на аэродром Выдропужск для получения новой материальной части, отдыха личного состава, доукомплектования и тренировки молодых летчиков.

Задача, поставленная перед полком командованием 215-й дивизии и 2-го авиакорпуса, требовала от личного состава большой организованности, дисциплины и четкости в работе. Надо было в короткий срок подготовить полк к весенне-летним боям, обучить и ввести в строй молодой летный состав.

Партийная и комсомольская организации направили свою деятельность на то, чтобы помочь командованию успешно решить эти задачи. 28 марта полк принял вновь назначенный командир майор Е. А. Зверев, а на другой день в полк прибыли молодые летчики сержанты М. Е. Рябцев, Н. М. Бажанов, В. С. Балдук, И. С. Саливон, Ф. С. Камоликов, В. А. Кирьянов. Они имели малый налет на самолете Ла-5, а это обстоятельство требовало от них напряженной и настойчивой работы. Учеба молодого летного состава осложнялась тем, что с наступлением весны аэродромы размокли и стали ограниченно годными для взлета и посадки. [71] Поэтому для полетов в основном использовались утренние заморозки. Летчики учились, упорно преодолевая все трудности.

Механики самолетов техник-лейтенант И. Л. Лапин, старшины П. И. Большев, А. П. Иванов, С. Г. Слитиков, В. П. Грачев, старшие сержанты В. И. Кузнецов, Д. Е. Милютиков, Н. М. Григоров на своих самолетах выпустили в самостоятельные полеты всех молодых летчиков. Самолеты ремонтировали быстро и качественно. Большая и трудоемкая работа была проведена техническим составом по подготовке прибывших с завода новых самолетов Ла-5 к летнему периоду боевой работы. Старший инженер полка инженер-капитан А. А. Лелекин лично осмотрел каждый самолет, и ни одна мелочь не ускользнула от его внимания. Весь личный состав знал имена лучших «хозяев» самолетов, на которых не было обнаружено никаких недостатков. Это были механики техник-лейтенант А. Ф. Коляда, А. П. Иванов, старшина Егоренков, старший сержант В. И. Кузнецов, В. М. Черноусов.

Третье военное лето 2-й гвардейский полк встретил на аэродроме Красный Гай Западного фронта. Гвардейцы прикрывали с воздуха наши войска в районе городов Киров и Сухиничи, сопровождали к цели бомбардировщики, вели воздушную разведку и одновременно продолжали тренировку молодых летчиков.

8 июня 1943 г. полк получил ответственную задачу: произвести разведку и сопровождать крупные силы бомбардировщиков Пе-2 для нанесения удара по вражескому аэродрому Сеща. Командир полка капитан А. П. Соболев, командиры эскадрилий и партийно-политический аппарат сделали все для обеспечения боевого вылета. Аэродром Сеща был хорошо изучен с летчиками по фотоснимкам, досконально изучены и неоднократно проиграны боевые порядки полета и возможные варианты ведения воздушного боя. С большим желанием летчики шли в полет, чтобы разгромить осиное гнездо врага.

Над Сещей наши летчики встретили сильное противодействие зенитной артиллерии и вражеских истребителей. Завязался воздушный бой. Командир эскадрильи старший лейтенант Ф. М. Косолапов со своей группой первым ринулся на врага и длинной очередью из всего самолетного вооружения прямо над вражеским аэродромом сбил ФВ-190. [72] Группа истребителей противника пыталась атаковать наши бомбардировщики, но их связали боем лейтенант А. И. Майоров и летчик Е. М. Чехонин. «Петляковы» без помех свой многотонный груз сбросили на стоянки самолетов, аэродромные постройки и склады. Далеко на отходе от цели были видны очаги пожаров и столбы дыма на аэродроме базирования вражеской авиации. Такой боевой успех окрылил молодежь, породил уверенность в своих силах. На стоянках появились лозунги: «Бить врага по-косолаповски!» А 10 июня 1943 г. командующий воздушной армией наградил командира эскадрильи старшего лейтенанта Ф. М. Косолапова орденом Красного Знамени.

* * *

Стратегическая обстановка, сложившаяся на советско-германском фронте к лету 1943 г., определялась блестящими победами, одержанными Советской Армией зимой и весной 1942–1943 гг. После разгрома немецко-фашистских войск на Волге советские войска отбросили противника на запад на 600–700 км и нанесли ему тяжелые потери. Положение фашистской Германии значительно ухудшилось. Обострились противоречия между странами гитлеровского блока. Среди солдат росла неуверенность в исходе войны.

Чтобы поддержать свой пошатнувшийся престиж, поднять дух войск, немецкое командование нуждалось в эффективной победе. Гитлеровское военное руководство стремилось любой ценой показать способность германской армии вести крупные наступательные операции, взять реванш за Сталинград, замедлить процесс распада гитлеровского блока и, насколько возможно, отсрочить открытие второго фронта в Европе.

Планируя летнюю кампанию 1943 г., немецкое командование решило развернуть свое наступление в районе Курска с целью ликвидации Курского выступа, разгрома занимавшей его группировки советских войск и последующего продвижения в глубь Советского Союза — на Москву.

Для наступления под Курском было сосредоточено до 50 дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных, насчитывавших около 900 тыс. солдат и офицеров,
10 тыс. орудий и минометов, 2700 танков и много другой боевой техники. [73] Авиационная группировка врага здесь насчитывала до 2000 самолетов, в том числе 1200 бомбардировщиков.

Однако замыслы гитлеровского командования были своевременно раскрыты Верховным Главнокомандованием Советской Армии. Группировка советских войск, занявшая глубоко эшелонированную оборону восточнее Курска, превосходила противника в живой силе и боевой технике.

В период стратегической паузы перед началом немецкого наступления советские войска усиленно занимались боевой подготовкой. В соединениях и частях повысился уровень партийно-политической работы, направленной на обеспечение подготовки личного состава к решительным наступательным действиям.

Во 2-м гвардейском истребительном авиационном полку воины жили в ожидании боевого приказа. Коммунисты на совещании партийного актива приняли обязательство активизировать работу среди личного состава, бороться за обеспечение высоких показателей боевой деятельности. Вновь назначенный заместитель командира полка по политчасти майор Г. Ф. Семикин организовал для парторгов и комсоргов эскадрилий семинар по вопросам организации партийно-политической работы на фронте.

В партийное бюро полка ежедневно поступали заявления о приеме в партию от лучших летчиков, механиков и мотористов.

Коммунисты-агитаторы в беседах с молодыми летчиками неизменно подчеркивали, что в 1943 г. боевые и моральные качества летного состава противника значительно снизились. Затянувшаяся война, крупные поражения на фронте, большие потери в воздушных боях сильно подорвали моральный дух немецко-фашистских летчиков.

Одновременно летному составу напоминалось, что по тактико-техническим данным самолеты Ла-5 превосходят истребители противника. Каждый летчик в полку знал: скорость «лавочкина» в горизонтальном полете на 40–80 км больше, чем у вражеских истребителей. Благодаря этому Ла-5 мог догнать «фокке-вульф» на дистанции между ними 1500 м на высоте 2000 м через минуту, а на высоте 5000 м — через 2 минуты и 35 секунд. [74] Самолет Ла-5 имел и лучшую вертикальную маневренность.

25 июня 1943 г. 2-й гвардейский истребительный авиаполк был передан во вновь сформированную 322-ю истребительную авиационную дивизию и перебазирован ближе к линии фронта.

Командовал дивизией Герой Советского Союза подполковник М. П. Нога. В 1939 г. за проявленный героизм в боях с японскими захватчиками на Халхин-Голе он был удостоен звания Героя Советского Союза, а правительство Монгольской Народной Республики тогда же наградило его орденом Красного Знамени МНР.

3 июля в полк прибыл на должность начальника штаба подполковник М. Г. Гуревич. Штаб усилил свою деятельность, становясь ближайшим помощником командира полка. В тот же день вернулся из госпиталя после лечения летчик старший лейтенант Б. М. Славгородский. Радостно встретили боевые друзья возвратившегося в строй товарища. За мужество и отвагу в воздушных боях при прорыве блокады Ленинграда старший лейтенант Б. М. Славгородский был награжден орденом Красной Звезды. На товарищеском вечере летного состава командир полка вручил орден Славгородскому. Много теплых слов было сказано летчиками своему товарищу, много говорили о боевых традициях гвардейцев, о товарищеской помощи друг другу и о предстоящих схватках с врагом.

5 июля враг начал наступление. Совсем недалеко от места базирования 2-го гвардейского авиаполка разыгралась грандиозная битва. Ежедневно наши войска уничтожали по нескольку сот немецких танков. Размах воздушных боев не имел себе равных: 140–160 и больше самолетов врага повергались в прах нашими истребителями и зенитчиками. С 5 по 11 июля в бесплодных попытках прорвать нашу линию обороны враг непрерывно вводил в бой дивизию за дивизией, сотни танков и самолетов и ежедневно нес огромный, невосполнимый урон. 11 июля его наступательный порыв стал иссякать, а 12 июля по приказу Верховного Главнокомандования началось контрнаступление советских войск под Курском.

11 июля полк перебазировался на аэродром Козельск, находившийся в 40 км от линии фронта. [75] Этот участок фронта занимала 11-я гвардейская армия, на другой день перешедшая в наступление с задачей прорвать линию стороны противника на участке Восты, Жуково, с тем чтобы введенные в прорыв танковые, мотомеханизированные и пехотные соединения вышли на железную дорогу Орел — Брянск в районе Хотынца, тем самым перерезая главную коммуникацию, питающую орловскую группу войск, и создавая им угрозу окружения.

На рассвете 12 июля 1943 г. в штаб полка поступил боевой приказ командира 322-й истребительной авиадивизии. Полк должен был в течение дня выполнять задачу по прикрытию боевых порядков наших наступавших войск, успешно взламывавших оборону противника.

Начался новый этап боевой деятельности полка.

В 6 часов 25 минут 18 самолетов Ла-5 во главе с командиром полка капитаном А. П. Соболевым вылетели на прикрытие перешедших в наступление частей 11-й гвардейской армии.

Летчики в районе прикрытия наблюдали большой бой. Командир группы доносил: «На земле наблюдаем сплошной артиллерийский огонь большой силы с нашей стороны. На территории противника в деревне Плошково и в ее районе — большие пожары. Наши танки группами по 20–30 машин движутся на юг».

С утра самолетов противника в воздухе не было, но уже во второй половине первого боевого дня каждый вылет группы стал сопровождаться воздушными боями. Перед самым закатом солнца был открыт боевой счет полка на орловском направлении. Произошло это так.

Командир эскадрильи старший лейтенант Ф. М. Косолапов повел четверку Ла-5 на прикрытие наших войск. Патрулируя на высоте 1500–1800 м в районе деревень Ульяново и Старица, Косолапов увидел внизу на высоте 600–1000 м группу из восьми Ме-110, цепочкой пикировавших на деревню Старица, недавно занятую нашими войсками. В стороне и выше Ме-110 ходили две пары ФВ-190.

Чтобы «фоккеры» не могли помешать атаке по Ме-110, надо было действовать решительно и внезапно. Подав по радио команду «Атакуем!», Косолапов ринулся на входивший в пикирование Ме-110. За Косолаповым устремился его ведомый И. З. Левченко. Он поймал самолет противника в прицел и с короткой дистанции выпустил по нему длинную очередь. [76] Этой единственной очереди оказались достаточно. Вся группа наблюдала, как «мессершмитт» загорелся, перевалился через крыло и стал беспорядочно падать. Остальные Ме-110 сразу же на большой скорости стали уходить на свою территорию.

13 июля командир 322-й дивизии поставил перед полком задачу прикрыть город и железнодорожную станцию Козельск. Район Козельска противник держал под наблюдением непрерывно. В предыдущие дни немецкие разведчики проходили над городом и станцией на больших высотах, а ночью противник бомбил железнодорожную станцию и город.

В лунные ночи личный состав наблюдал заходы противника на бомбежку, но сделать что-либо не мог, потому что не имел летчиков, подготовленных к полетам ночью на самолете Ла-5. Командир полка поставил задачу во что бы то ни стало сбить разведчика днем.

13 июля в 12 часов 30 минут в готовности к вылету находились заместитель командира эскадрильи лейтенант А. И. Майоров с ведомым летчиком младшим лейтенантом Н. М. Бажановым. Половина неба была затянута мощными кучевыми облаками.

Вдалеке послышался воющий гул немецкого самолета, идущего где-то за облаками. Все, кто был на аэродроме, насторожившись, следили за воздухом. Вдруг из-за облаков выскочил Хе-111, но, увидев истребителей, поднявшихся с аэродрома, быстро нырнул в облака. Пара Майорова взлетела в считанные минуты и пошла наперерез разведчику. Набрав высоту, Майоров стал осматриваться, разыскивая врага, но фашист из облаков не выходил, пытаясь скрыться от наших истребителей. В тонком слое облаков он был замечен зенитчиками, которые открыли огонь. Командир полка по радио указал Майорову место вражеского разведчика. Майоров пошел в район зенитных разрывов. С земли уже не было возможности наблюдать за самолетом Майорова, но через несколько секунд в облаках послышалась длинная пушечная очередь, слившаяся с пулеметной очередью. Было ясно, что Майоров атакует «хейнкеля», а стрелок разведчика отстреливается от истребителя.

«Хейнкель» с дымящимся мотором вывалился из-за облаков. Однополчане с земли дружно кричали: «Саша, добавь еще! Добей его, Саша! Не упусти!». Но Майоров в это время находился над облачностью. [77] Последовала команда по радио: «Майоров, пробей облака! «Хейнкель» над аэродромом». Буквально через минуту последовала атака по «хейнкелю», потом еще одна. Наконец разведчик загорелся, развалился в воздухе и грудой обломков рухнул на землю. Три фашиста выбросились с парашютом.

Молодые летчики с восхищением следили с земли за боем! Каждому хотелось быть на месте Майорова.

Еще «хейнкель» горел и клубы дыма поднимались над землей, как на По-2 к месту падения самолета полетели командир полка и гвардии капитан А. Ф. Соколов. С воздуха они увидели бегущих к роще крестьян и бойцов. На бреющем полете летчики стали просматривать кустарник и увидели спрятавшегося в кустах фашиста. По-2 на низкой высоте закружился над ним. Гитлеровец стал на колени и поднял руки. Так с воздуха был взят в плен немецкий летчик.

Когда самолеты зарулили на стоянку, к Майорову подбежали техники, оружейники, мотористы, инженеры и летчики. Каждому хотелось пожать руку Майорову, поздравить его с новой, шестнадцатой победой.

Отмахиваясь от поздравлений и похвал, Майоров со свойственным ему юмором пошутил: «До чего же неблагодарное ремесло у истребителя: когда за линией фронта весь в мыле возишься с пятеркой «фоккеров» и, находясь на волоске от смерти, кого-нибудь собьешь и домой голову принесешь, то на родном аэродроме замучают расспросами: «Правда ли, что сбил? А кто подтвердит?» А сегодня на своей территории, можно сказать, в безопасности один на один немца сбил, так я уж вроде и герой. Ну просто обидно!»

Но никто всерьез не принял сетований бесстрашного воздушного бойца Александра Майорова. Друзья были искренне рады его победе.

На следующий день в полк приехал заместитель командира корпуса по политчасти полковник Ф. М. Лобан и вручил Александру Майорову на память трофейный парабеллум — оружие сбитого летчика.

Через несколько часов томительного дежурства на земле над аэродромом появился фашистский бомбардировщик Ю-88. Так же как и предыдущий, он пытался подойти к городу в облаках. На перехват Ю-88 вылетели 7 самолетов дежурной эскадрильи. [78]

Почти все взлетевшие были молодыми летчиками, еще не побывавшими в боях. Они азартно носились вокруг фашиста, мешая друг другу атаковать, а враг попался матерый: он резко бросал машину из стороны в сторону и, снижаясь, пытался уйти от истребителей.

С затаенным дыханием с земли наблюдали за этой схваткой. Неужели семь истребителей упустят одного бомбардировщика? Командир эскадрильи Ф. М. Косолапов не выдержал, устремился к самолету и уже через 2–3 минуты выходил наперерез Ю-88. В это время к бомбардировщику близко пристроился и настойчиво строчил по нему младший лейтенант Ф. И. Гладкевич. Снизу атаковал врага старший лейтенант Н. Г. Марин. А тут еще Косолапов подоспел и мастерски с дистанции не более 50 м всадил в «юнкерса» длинную очередь. Еще одна атака Марина — и Ю-88 в клубах дыма упал на землю.

Вторая победа в один день на глазах у всего полка вызвала всеобщее одобрение окружающего населения и зенитчиков, охранявших город и станцию Козельск.

...Кончился боевой день. Сумерки. На краю оврага на самолетами при свете автомобильных фар выстроился личный состав полка. Звучит команда: «Под знамя, смирно!» Перед замершим строем торжественно проносится боевое гвардейское Знамя.

Командир полка А. П. Соболев приказывает героям дня встать перед строем. От имени Родины гвардии капитан Соболев благодарит отличившихся летчиков, призывает всех следовать их примеру. Он говорит: «Пусть боевой почин Косолапова, Майорова и Марина откроет новую страницу боевого счета полка, счета побед в боях за Родину!»

Дальше