II. Рождение авиаэскадрильи «Монгольский арат»
В первые месяцы Великой Отечественной войны смертельная опасность нависла над родиной Великого Октября Страной Советов. Весь советский народ поднялся на священную борьбу с фашистскими ордами. От исхода невиданной в истории жестокой борьбы на фронтах Великой Отечественной войны зависела судьба эпохи социализма.
Свободолюбивый монгольский народ, завоевавший свободу и независимость вслед за победой Великой Октябрьской социалистической революции и навсегда связавший судьбу своей родины с судьбой Советского Союза нерасторжимыми узами братства и дружбы, воспринял вероломное нападение гитлеровской Германии ни СССР как непосредственную военную акцию против МНР.
22 июня 1941 г. состоялось объединенное заседание Президиума ЦК МНРП, Совета Министров и Президиума Малого хурала МНР, которое ясно и четко определило позицию МНР в войне. Была принята специальная декларация, в которой подчеркивалось, что нападением на Советский Союз германский фашизм бросил вызов всему прогрессивному человечеству. Декларация подтверждала верность правительства МНР обязательствам, принятым на себя по Протоколу от 12 марта 1930 г.
По всей Монголии прокатилась волна митингов и собраний. Трудящиеся выражали свои горячие симпатии к Советскому Союзу и желание всеми силами помочь братскому советскому пароду в его справедливой борьбе против гитлеровских захватчиков. [18] Рядовые аратц готовили подарки для Красной Армии, ветераны революции, бойцы, командиры и политработники Народной армии просили отправить их на фронт, чтобы рука об руку с Красной Армией сражаться с фашистами.
В оказании помощи испытанному другу и брату советскому народу, его Вооруженным Силам в борьбе против фашистских захватчиков правительство МНР и весь монгольский народ видели свой прямой интернациональный долг перед родиной Великого Октября.
В одном из обращений правительства МНР и ЦК МНРП к населению страны говорилось:
«...в эти суровые дни мы все должны тесно сплотиться вокруг своей народно-революционной партии и народного правительства, должны делать все зависящее от нас для того, чтобы оказать всю возможную помощь Красной Армии, советскому народу во имя победы над фашистской чумой...
Вы должны помнить, что каждый ваш индивидуальный подарок, самоотверженный труд каждого из вас явится ценным вкладом в общее дело ускорения разгрома фашистских полчищ»{2}.
Помощь Красной Армии с первого же дня войны приняла характер всенародного движения. Не было таких организаций, предприятий или отдельных коллективов, где бы не принимали участия в этом благородном, патриотическом, интернациональном движении. В кратчайший срок были собраны на добровольной основе значительные материальные средства и отправлен на фронт первый эшелон подарков к 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Фронтовики получили 15 тыс. меховых полушубков, 15494 пары валенок, 15 тыс. пар меховых варежек, 15 тыс. меховых жилетов, 15 тыс. солдатских ремней, 600 шерстяных фуфаек, 440 меховых одеял, 2851 индивидуальную посылку. Общая стоимость присланных подарков составила 1813515 тугриков. Кроме того, в Государственный банк СССР было переведено 587 тыс. тугриков{3}. [19]
Решение 25-й сессии Малого хурала МНР в январе 1942 г. о приобретении танковой колонны «Революционная Монголия» и передача ее 12 января 1942 г. в одно из соединений Красной Армии явились важными событиями в жизни монгольских трудящихся.
Отправление на фронт пяти эшелонов с подарками в 1941–1943 гг., пребывание правительственных делегаций во главе с премьер-министром МНР маршалом X. Чойбалсаном, генеральным секретарем ЦК МНРП Ю. Цеденбалом и первым заместителем премьер-министра С. Лувсаном на фронтах Великой Отечественной войны, радостные вести о ратных подвигах воинов танковой бригады «Революционная Монголия», а также теплая братская переписка советских бойцов с трудящимися МНР вызывали трудовой подъем у монгольского народа.
Война застала Монгольскую Народную Республику в важнейший период ее истории, когда решались сложнейшие проблемы строительства основ социализма, с большим размахом проводились культурные преобразования. Война поставила страну перед дополнительными трудностями: следовало направить значительные материальные и людские резервы на оборонные цели и перестроить экономику на военный лад.
Генеральный секретарь ЦК МНРП Ю. Цеденбал в своем докладе на собрании партийного актива города Улан-Батора 6 октября 1942 г., определяя актуальней-шую задачу партии, подчеркнул:
«Надо понять и разъяснить каждому трудящемуся МНР, что только разгром гитлеризма спасет нашу страну от угрозы военного нападения, от всех тех ужасов, которые переживают сейчас народы воюющих стран, что все, что мы можем, мы должны отдать ради достижения этой цели, без чего никакое минутное благополучие не будет прочным»{4}.
В тяжелые дни войны блестяще продемонстрировали свою жизнеспособность и плодотворность интернациональная боевая дружба и тесное братские сотрудничество между двумя странами, представлявшими тогда мир социализма на земле. Верная высоким идеалам марксизма-ленинизма, Монгольская народно-революционная партия неустанно воспитывала свой народ в духе верности пролетарскому интернационализму, делала все для того, чтобы внести посильный вклад в общее дело разгрома гитлеровский Германии.
В начале 1942 г. маршал X. Чойбалсан в письме на имя И. В. Сталина писал:
«Со всей страны... поступают многочисленные заявления и письма, в особенности от бывших партизан (ветеранов революции. Б. Д.), о своем желании пойти на фронт, чтобы с оружием в руках драться с фашистами. Но, не имея возможности поехать на фронт, наш народ свое искреннее желание помогать Красной Армии проявляет в отправке ей подарков...»{5}
В этом же письме сообщалось об отправке в Советский Союз 3200 лошадей, подаренных аратами.
Второй эшелон подарков Красной Армии был отправлен в феврале 1942 г. по случаю 24-й годовщины Красной Армии. Эшелон из 37 вагонов вез продовольствие и теплое обмундирование на сумму 7 187 140 тугриков. Делегацию МНР, сопровождавшую поезд дружбы, возглавлял первый заместитель премьер-министра МНР С. Лувсан.
Последовательную интернациональную политику правительства МНР еще раз продемонстрировала 26-я сессия Малого хурала МНР, состоявшаяся 5 марта 1943 г. Премьер-министр МНР X. Чойбалсаи в своем докладе на сессии обосновал неотложную необходимость оказания помощи советскому народу и его доблестной Красной Армии. «Наш народ не может забыть, говорил маршал Чойбалсан, великие заслуги советского народа и его героической Красной Армии, которые принесли нам и нашим детям свободу, независимость, радость мирного труда и счастье.
Разве мы можем когда-нибудь забыть то, что бойцы и командиры Красной Армии ради счастья и свободы нашего народа, не щадя свои силы и жизнь, плечом к плечу с нашими солдатами не один раз грудью защищали священную границу нашей любимой Родины? [21]
Красная Армия своей борьбой за свободную, счастливую жизнь монгольского народа, кровью лучших своих сынов, совершивших героические подвиги, завоевала великую любовь и симпатию нашего народа.
Великая дружба народов наших стран была рождена в огне революционной борьбы и сражениях с иностранными оккупантами-белогвардейцами...
Война фашистской Германии против Советского Союза есть то же, что война против нашей страны. Следовательно, наш священный долг нести на себе всю тяжесть и трудность этой войны совместно с советским народом с начала и до конца борьбы. Ибо в этой борьбе решается судьба нашего народа, нашего народно-революционного строя»{6}.
Эти слова полностью выражали волю и чаяния монгольского народа.
Третья партия подарков советским воинам была направлена на фронт в ноябре 1942 г. к 25-й годовщине
Великого Октября. Этот большой транспорт 4 эшелона из 236 вагонов возглавлял премьер-министр маршал МНР X. Чойбалсан. В числе подарков были:
полушубки 30 115 шт.;
валенки 30 500 пар;
меховые варежки 31 257 пар;
меховые жилеты 31 090 шт.;
солдатские ремни 33 300 шт.;
шерстяные фуфайки 2 290 шт.;
меховые одеяла 2 011 шт.;
ягодное варенье 12 954 кг;
туши джейранов 26 758 шт.;
мясо 316 000 кг;
индивидуальные посылки 22 176 шт.;
колбаса 84 800 кг;
масло 92 000 кг.
Общая стоимость подарков составляла 9 252 340 тугриков{7}.
Сессия Малого хурала единодушно приняла решение о строительстве авиационной эскадрильи «Монгольский арат» и передаче ее в подарок Военно-Воздушным Силам СССР. [22] Название «Монгольский арат» свидетельствовало о том, что эскадрилья создается на всенародные средства.
О своем решении сессия Малого хурала МНР торжественно известила советский народ и его правительство специальным посланием.
По всей трудовой Монголии развернулось движение по сбору средств на строительство авиаэскадрильи. Трудящиеся били охвачены патриотическим чувством во что бы то ни стало внести свою долю в этот благородный фонд. Сбор средств на эскадрилью шел так же интенсивно, как и на строительство танковой колонны. Днем и ночью работали Центральная комиссия по сбору подарков Красной Армии и ее отделения в аймаках, на предприятиях, в учреждениях. Магазины по продаже индивидуальных подарков были всегда заполнены народом. Трудящиеся предприятий работали по 14 часов, чтобы выполнить досрочно производственные планы и заказы для фронта. Все центральные и местные газеты выходили с призывами: «Авиаэскадрилья наш лучший подарок Военно-Воздушным Силам героической Красной Армии!», «Быстрее строить боевые самолеты для фронта!». В газетах появилась постоянная рубрика, посвященная эскадрилье «Монгольский арат», где ежедневно освещалось пополнение фонда помощи.
Ветеран Народной революции 1921 г. знатный арат Пунцаг в составе делегации МНР побывал в конце 1942 г. на Западном фронте. Пунцаг пообещал Военному совету фронта прислать для советских воинов отборных лошадей. По прибытии на родину патриот сообщил торговому представителю СССР в Монгольской Народной Республике А. Н. Финогенову, что вместе с другими аратами своего сомона{8} он преподносит в подарок воинам Западного фронта 54 лошади. Кроме того, трудящиеся араты просили передать Г. К. Жукову для вручения бойцам Красное знамя и письмо с наказом крепче бить фашистов{9}.
В 1942 г. среди рабочих и служащих МНР развернулось движение за внесение в фонд помощи советскому народу и его армии месячной зарплаты целиком и, кроме того, от 5 до 20 процентов зарплаты ежемесячно до окончания войны. [23]
Все население Монгольской Народной Республики, от рабочего до министра, внесло свой вклад в фонд помощи Советскому Союзу. Так, рабочий кустпромкооперации Улан-Батора Доржпалам внес наличными 4000 тугриков; первый заместитель премьер-министра МНР С. Лувсан лично добыл на охоте 500 джейранов и внес их в фонд помощи; старая женщина, жительница Улан-Батора, Цэрэндулам внесла наличными 705 тугриков, 2 золотых кольца, 1 серебряный браслет, меховую доху, ватную куртку и несколько банок консервов.{10}
На страницах газет за 1943 год можно встретить немало заметок и сообщений, рассказывающих о солидарности и большой любви монгольских трудящихся к советскому народу, ведущему неимоверно трудную борьбу во имя счастья всего трудового человечества.
«Тов. Базар, скотовод 6-го бага Эрдэни сомона Центрального аймака, внес в фонд подарков 3000 тугриков, тов. Лувсан-Шарав, скотовод из Улабаян сомона Джавхалаытушаргольского аймака, 2000 тугриков».
«...Фельдшер из Угталцайдам сомона тов. Чадрабал внес в фонд помощи свою годовую зарплату»{11}.
Газета сообщала, что 65-летний Намжил специально приехал за сотни километров в Улан-Батор, чтобы встретиться с ответственными товарищами из Центральной комиссии подарков и передать свои теплые дохи и несколько пар варежек бойцам Советской Армии{12}. При этом патриот убедительно просил, «чтобы его по виду скромные подарки были обязательно посланы на фронт, где они в зимнюю пору пригодятся».
В 1942 г. арат Тарва из Сухэбаторского аймака продал Красной Армии 20 лучших своих лошадей и 5 коней-иноходцев подарил безвозмездно. Арат Ч. Дындыб из Центрального аймака подарил 14 лошадей{13}.
Эти жизненные эпизоды красноречиво свидетельствуют о душевной искренности монголов, которые считают своим священным долгом выручить верного друга и товарища. [24]
По сведениям Центральной комиссии, с июня 1941 г. по июль 1942 г. в фонд подарков было собрано 7,7 млн. тугриков! Кроме этой суммы трудящимися было подарено 14 золотых колец, 8,3 кг чистого серебра, а также огромное количество индивидуальных посылок.
Четвертая партия подарков Красной Армии, отправленная из МНР в марте 1943 г., заняла два железнодорожных эшелона. Монгольские друзья везли на фронт теплое обмундирование и продовольствие на сумму 5,4 млн. тугриков, а также индивидуальные посылки стоимостью 145 396 тугриков. Делегацию трудящихся, сопровождавшую эшелоны с подарками, возглавлял Генеральный секретарь ЦК МНРП 10. Цеденбал{14}.
Каждая весть по радио или в печати о героических подвигах советских воинов вселяла в сердца аратов далекой Монголии новую радость, новое трудовое вдохновение.
Центральный орган ЦК МНРП и правительства МНР газета «Унэн» 18 июля 1943 г. поместила на своих страницах информацию с фронта:
«...пять советских истребителей обнаружили в воздухе 8 бомбардировщиков и 4 ФВ-190 противника.
Когда немецкие бомбардировщики подходили цепочкой к цели, готовясь к пикированию под прикрытием истребителей, ведущий группы командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов решительно повел свою группу в атаку на бомбардировщиков. Внезапность, скоротечность атаки дали свой результат. Старший лейтенант Ф. М. Косолапов и его ведомый летчик И. 3. Левченко сбили два бомбардировщика, остальные панически на предельной скорости ушли на запад. Тем временем лейтенанты А, И. Майоров, Г. И. Бессолицын боевым разворотом набрали большую высоту, чем «фокке-вульфы», и из-за тонкого слоя облачности внезапно атаковали четверку ФВ-190 и одного из них сбили».
Читая это сообщение, монгольские трудящиеся и не могли предполагать, что самолеты, построенные на их средства, вскоре будут доверены героям этого боя славным соколам 2-го гвардейского авиационного истребительного полка. [25]
Премьер-министр маршал МНР X. Чойбалсан 22 июля 1943 г. направил телеграмму главе Советского правительства И. В. Сталину с просьбой принять в дар Красной Армии 2 млн. тугриков на строительство авиаэскадрильи и передал при этом наказ монгольских трудящихся:
«Пусть отважные соколы доблестной Красной Армии на этих боевых самолетах, так же как экипаж нашей танковой бригады «Революционная Монголия», который героически борется с фашистскими бандами, уничтожают живую силу и технику противника»{15}.
На другой день газета «Унэн» вышла с передовой статьей под заголовком «Пусть авиаэскадрилья «Монгольский арат» громит врага!». «Скоро настанет время, когда монгольский народ, говорилось в статье, с величайшей радостью услышит о славных делах многих доблестных героев советской авиации, которые на мощных боевых самолетах «Монгольский арат» будут самоотверженно громить врагов».
В Архиве Министерства обороны СССР хранится документ{16}, свидетельствующий о финансировании монгольскими трудящимися постройки самолетов для эскадрильи «Монгольский арат».
Из содержания документа видно, что 31 июля 1943 г. от правительственной комиссии Монгольской Народной Республики по сбору подарков советским фронтовикам поступило на счет Наркомфина СССР 2 миллиона монгольских тугриков (2 628 000 рублей) на строительство авиаэскадрильи «Монгольский арат»{17}.
18 августа 1943 г. И. В. Сталин направил специальное послание X. Чойбалсану:
«Премьер-министру МНР маршалу Чойбалсану
От имени Советского правительства и своего лично выражаю сердечную благодарность Вам и в Вашем лице правительству и народу Монгольской Народной Республики, собравшим два миллиона тугриков на строительство эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» для Красной Армии, ведущей героическую борьбу с гитлеровскими захватчиками. [26]
Желание трудящихся МНР о постройке эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» будет исполнено.
И. Сталин, 18 августа 1943 г.»{18}.
Вслед за этим посол Советского Союза в МНР сообщал маршалу X. Чойбалсану:
«Настоящим имею честь довести до Вашего сведения, что на средства, поступившие от правительства МНР на оборону нашей страны, построена эскадрилья боевых самолетов «Монгольский арат».
Указанная эскадрилья будет передана в соединение генерал-лейтенанта Благовещенского.
От имени Советского правительства выражаю благодарность Вам, правительству МНР и монгольскому народу за оказываемую Советскому Союзу помощь в дни Великой Отечественной войны советского народа с фашистскими захватчиками»{19}.
Эскадрилья была построена в короткий срок на одном из советских авиационных заводов. Однако напряженная обстановка на фронте не позволила представителям монгольского народа лично вручить самолеты советским летчикам. По договоренности с правительством МНР вручение боевых машин 2-му гвардейскому истребительному авиационному полку было поручено командованию 2-го авиационного истребительного корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования.
Во 2-м гвардейском полку 322-й истребительной авиационной дивизии личный состав пребывал в приподнятом настроении. Было действительно чему радоваться. В Курской битве полк показал себя одним из лучших в советской авиации и выдвинул из своих рядов таких замечательных мастеров воздушного боя, как гвардии капитаны А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов, гвардии лейтенант А. И. Майоров. [27] Теперь Родина и партия оказали большую честь одной из эскадрилий полка носить название «Монгольский арат». Это не могло не тронуть как молодых, так и бывалых солдат.
Полк базировался на полевой аэродром Вязовая на земле Смоленщины. С раннего утра 25 сентября 1943 г. командный, летный и технический состав занялся подготовкой к торжественному событию. На поле появились импровизированная трибуна, гвардейское Знамя полка, флаги, лозунг в честь дружбы советского и монгольского народов. На воинах чистая выглаженная форма с орденами и медалями.
И вот настал долгожданный час. Из-за леса один за другим вынырнули 12 новеньких боевых самолетов Ла-5 с ярко-красной надписью «Монгольский арат» на фюзеляжах. Сделав парадный круг над аэродромом, машины заруливают на специально выделенную площадку. Возгласы .»Ура, «Монгольский арат»!», «Ура, монгольский народ!» заглушают рокот моторов.
Начинается торжественный митинг. В своем выступлении заместитель командира полка по политической части гвардии майор Г. Ф. Семикин рассказал о традиционной дружбе советского и монгольского народов, их всестороннем братском сотрудничестве и особо подчеркнул, что основы братских равноправных отношений между двумя странами были заложены вождем трудящихся всего мира В. И. Лениным и неустрашимым героем, выдающимся руководителем монгольской Народной революции Сухэ-Батором.
Затем выступили командир 322-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник М. П. Нога, командир полка Герой Советского Союза А. П. Соболев, командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза Н. П. Пушкин и другие. Они напомнили о богатых традициях боевого содружества советских и монгольских воинов в борьбе против общего врага, отметили значение чистосердечной интернациональной помощи братского монгольского народа советскому пароду в его борьбе против гитлеровских захватчиков.
Гвардейцы дали священную клятву быть беспредельно верными знамени интернациональной дружбы народов, делу великого Ленина, делу социализма и коммунизма. Они торжественно заверили монгольский народ в том, что летчики оправдают высокое доверие и будут с честью и гордостью сражаться на подаренных боевых машинах. [28]
После митинга состоялась церемония вручения самолетов 2-й эскадрилье. Личный состав ее был выстроен перед боевыми машинами. Командир эскадрильи подает команду «Смирно!». В тишине над аэродромом громко звучит его рапорт представителям высшего командования:
«Выстроен весь личный состав 2-й авиационной истребительной эскадрильи «Монгольский арат». Командный состав: заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович, адъютант эскадрильи гвардии лейтенант М. Г. Руденко, старший техник гвардии старший техник-лейтенант Ф. И. Глущенко, старший техник по вооружению гвардии техник-лейтенант Н. И. Кононов, командир звена гвардии старший лейтенант Г. И. Бессолицын, техник звена гвардии старший техник-лейтенант Н. И. Калинин, старшие летчики гвардии младшие лейтенанты А. П. Калинин и М. Е. Рябцев, летчики А. И. Золотов, Л. М. Майсов, А. В. Давыдов, А. Е. Дмитриевский, М. В. Баранов, А. С. Субботин, В. И. Чумак. Рапортует командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Н. П. Пушкин».
Обращаясь к гвардейцам, командир дивизии горячо поздравляет их с высоким доверием партии и Родины и желает им больших боевых успехов в выполнении почетного интернационального задания. Перед строем полка под раскатистое «ура!» проносится боевое гвардейское Знамя.
Так родилась авиаэскадрилья «Монгольский арат», открывшая еще одну замечательную страницу в истории нерушимой дружбы и братства монгольского и советского народов. Самолеты, построенные на средства монгольских трудящихся, были вручены личному составу одной из эскадрилий полка, но весь коллектив гвардейской части понимал, что высокое доверие оказано всему полку. На этом и основывалась в дальнейшем вся идейно-политическая работа. Факт формирования эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности полка, умножения боевых подвигов мастеров воздушного боя.
Открытое партийное собрание, состоявшееся вскоре после этого знаменательного события, убедительно демонстрировало высокое сознание гвардейцев, монолитную спаянность, организованность боевого коллектива и его готовность выполнить боевые задания в любых условиях во имя разгрома злейшего врага. На собрании гвардии капитан Николай Пушкин заявил: «Большое доверие оказано нам братским монгольским народом. Это значит, что на нас возложена двойная ответственность. За нашей боевой работой будет следить народ, имя которого носит наша эскадрилья. Оправдать великое доверие наша боевая задача». Заявление командира эскадрильи было единодушно поддержано гвардейцами. Весь личный состав горел желанием подтвердить обязательство конкретными боевыми успехами. Это желание гвардейцев основывалось на большом боевом опыте, твердой уверенности в правоте своего дела, на неиссякаемом оптимизме. Большую организаторскую работу провели партийная и комсомольская организации, которые возглавляли гвардии старший техник-лейтенант Николай Калинин и гвардии старшина Григорий Жерновой. Половину воинов эскадрильи составляли коммунисты.
Первоочередная задача полка в это время состояла в том, чтобы в короткий срок полностью подготовиться к предстоящим боевым действиям: завершить укомплектование личным составом и техникой, повысить летное мастерство летчиков.
Опытные, смелые мастера летчики Николай Пушкин, Николай Зенькович, Александр Калинин, Григорий Бессолицын и Михаил Рябцев вложили много труда в обучение молодых летчиков сложному искусству воздушных боев. Напряженная боевая подготовка шла днем и ночью. Испытанный суворовский наказ «тяжело в ученье легко в бою» не раз можно было услышать из уст командира полка Героя Советского Союза гвардии майора А. П. Соболева. Его боевой опыт, организаторские способности, решительность и забота о подчиненных снискали ему всеобщее уважение и любовь. 2-й гвардейский считался лучшим полком не только в дивизии, но и во всем корпусе. В полку служили четыре Героя Советского Союза Афанасий Соболев, Николай Пушкин, Александр Майоров, Филипп Косолапов и такие отважные опытные летчики, как Николай Резников, Борис Славгородский, Николай Зенькович, Николай Марин, Павел Вепряхин, Владимир Тараненко, Иван Левченко, Григорий Бессолицын, Михаил Рябцев. [30] Самыми близкими помощниками, наставниками гвардейцев являлись начальник штаба Моисей Гуревич, заместитель командира полка по политической части Георгий Семикин, на которых было возложено руководство боевой и политической работой.
В первых числах октября 1943 г. закончилась Смоленская наступательная операция войск Калининского и Западного фронтов, в результате которой советские войска полностью освободили Смоленщину от немецких оккупантов и вышли на подступы к Орше, Витебску и Могилеву. Шла перегруппировка сил перед решительным наступлением с целью освобождения Советской Белоруссии.
17 октября 1943 г. 2-й гвардейский авиаполк перелетел на близкий к фронту аэродром Слобода в 8 км западнее города Демидов. Части и соединения 2-го истребительного авиационного корпуса по решению командования пополнили резервы авиации на витебском участке и были включены в состав 1-го Прибалтийского фронта.
На этом участке фронта гитлеровцы за счет перемещения многих эскадрилий с других направлений сумели сосредоточить до 400 истребителей и бомбардировщиков. Они базировались на аэродромах Минск, Борисов, Орша, Сабреж, Идрица, Полоцк, Улла, Бешенковичи. Однако действия авиации противника часто ограничивались неблагоприятными метеорологическими условиями. Ввиду этого они прикрывали главным образом свои войска и объекты в Витебске, Городке и жизненно важные для них шоссейные и железные дороги. Основная задача полка во время относительного затишья заключалась в дежурстве в воздухе, перехвате фашистских разведчиков, завершении летных тренировок и сопровождении наших разведчиков Су-2 на разведку и корректировку. Такая будничная деятельность не совсем устраивала гвардейцев. Всем хотелось быть в числе тех, кто будет открывать боевой счет эскадрильи «Монгольский арат». Счастливый жребий выпал на долю заместителя командира эскадрильи гвардии старшего лейтенанта Николая Зеньковича. В тот день погода выдалась ясная. Зенькович и его молодой ведомый Алеша Дмитриевский отправились на очередную разведку. [31] На высоте 8000 м они обнаружили вражеский разведчик Хе-111. Николай решил во что бы то ни стало догнать и сбить его. Он начал погоню за противником. Алеша ни на метр не отставал от ведущего. Погоня продолжалась и над территорией, занятой врагом. Вот они уже в 30 км за линией фронта. И в этот момент Зенькович настиг фашиста и из всех пушек произвел по нему длинную очередь. Гитлеровский стервятник, охваченный пламенем, опрокинулся на землю. Ведомый Дмитриевский тоже успел выпустить несколько очередей по «хейнкелю».
Первая победа вызвала всеобщую радость в полку. Боевые друзья этот день в шутку называли днем «Монгольского арата». В этот же день гвардии лейтенант Тараненко со своим ведомым вел бой на высоте 7000 м. Преследуя Хе-111, он сбил его в 5 км за линией фронта. Гвардии лейтенант Непряхин с ведомым младшим лейтенантом Ожогиным преследовал ФВ-189 от Витебска до Орши и там сбил его. Пример этих летчиков показал, что настойчивость в преследовании врага играет немаловажную роль в достижении успеха.
25 октября 1943 г. за мужество и героизм, проявленные летчиками в предыдущих боях, полк был награжден орденом Красного Знамени.
В представлении к награждению 2-го гвардейского истребительного авиационного полка 322-й истребительной авиационной дивизии указывалось: «Полк участвовал в боях на Юго-Западном, Северо-Западном, Волховском, Калининском, Западном и Брянском фронтах.
В боях за нашу Советскую Родину против гитлеровских захватчиков 2-й гвардейский истребительный авиационный полк показал образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности на всем протяжении боевой работы и после преобразования в гвардейский полк (6 декабря 1941 г.)...
Выполняя боевые задачи в районе Малая Вишера, Новгород, Мясной Бор, Кириши, за период с декабря 1941 г. по август 1942 г. полк произвел 1505 боевых самолето-вылетов на штурмовку войск противника, на сопровождение Пе-2, Ил-2, на прикрытие боевых порядков своих войск и на разведку. В воздушных боях было сбито 48 самолетов противника. Штурмовыми действиями уничтожено до 5 тыс. солдат и офицеров, 318 автомашин и много другой техники врага. При этом полк потерял 14 человек летного состава. [32]
В боях с врагом летчиками полка было совершено немало ратных подвигов. Так, гвардии лейтенант Салахут-динов в воздушном бою на ЛаГГ-3 сбил два Ме-109Ф, причем одного из них на горящем самолете, после чего сам выбросился с парашютом. Гвардии капитан Андреев на ЛаГГ-3 дрался с четырьмя истребителями Ме-109 над городом Малая Вишера и на глазах у жителей двух из них сбил, причем одного также на горящем самолете... В боях по прорыву блокады Ленинграда личный состав полка показал примеры мужества и отваги.
27 января 1943 г. группа из 6 самолетов Ла-5 под командованием старшего лейтенанта Ф. М. Косолапова провела воздушный: бой с 21 бомбардировщиком и истребителем противника. В этом бою они сбили 5 самолетов противника, а сами без потерь вернулись на аэродром. 23 января 1943 г. истребители получили вызов на линию фронта. Полковник Е. Ф. Кондрат и гвардии капитан А. П. Соболев, командуя группой Ла-5, вылетели в район боев. Встретив большую группу бомбардировщиков под прикрытием истребителей и правильно распределив силы, смело вступили в бой и вышли победителями без потерь, сбив при этом пять вражеских самолетов.
Всего за период прорыва блокады Ленинграда полк произвел 603 боевых самолето-вылета, при этом им было сбито 43 фашистских самолета.
С 12 июля 1943 г. гвардейский истребительный авиаполк в составе 322-й авиационной дивизии 2-го истребительного корпуса участвует в боях на орловско-брянском направлении.
С 12 июля по 10 августа 1943 г. полк совершил 657 боевых самолето-вылетов, из них на прикрытие наших войск 446, на сопровождение и прикрытие Ил-2 – 79, на разведку войск противника 81.
При выполнении боевых задач полк провел 33 воздушных боя, в которых участвовало 215 самолетов Ла-5 против 417 самолетов противника, в том числе против 226 истребителей и 121 бомбардировщика. В результате проведенных воздушных боев было сбито 66 самолетов противника (33 бомбардировщика и 33 истребителя). Потери полка в этих боях исчислялись 9 летчиками. Соотношение уничтоженных самолетов врага и наших боевых потерь равно 7,3:1. [33] Летный состав еще раз показал беззаветную отвагу, смелость и хорошую тактическую выучку. Бои против значительно превосходящих сил противника неизменно заканчивались победой наших летчиков.
14 июля 1943 г. 8 Ла-5 с ведущим командиром 2-й авиаэскадрильи гвардии капитаном Н. П. Пушкиным вели бой с 27 Хе-111 и 8 ФВ-190, сбили 4 Хе-111. Свои потери 1 экипаж.
1 августа 1943 г. И Ла-5 с ведущим командиром 3-й авиаэскадрильи гвардии старшим лейтенантом Н. М. Резниковым вели бой с 40 Хе-111 и 12 ФВ-190, сбили 6 Хе-111 и 3 ФВ-190. Своих потерь нет.
17 июля 1943 г. 16 Ла-5 с ведущим командиром полка гвардии капитаном А. П. Соболевым вели бой с 20 Ю-88, Ю-87 и 30 ФВ-190, сбили 6 Ю-88, Ю-87 и 2 ФВ-190. Свои потери 1 экипаж.
6 августа 1943 г. 8 Ла-5 с ведущим гвардии старшим лейтенантом Ф. М. Косолаповым вели бой с 24 Ю-87 и 12 ФВ-190. В этом бою сбито 5 Ю-87 и 4 ФВ-190. Своих потерь нет. При этом отличились Ф. М. Косолапов, сбивший 1 Ю-87 и 2 ФВ-190, В. П. Тараненко, сбивший 1 Ю-87 и 1 ФВ-190, и Н. М. Резников, уничтоживший 2 Ю-87.
Боевыми операциями по прикрытию наземных войск полк способствовал успешным действиям частей 11-й гвардейской и 4-й танковой армий по разгрому противника на орловско-брянском направлении. За последние дни, с 18 июля по 10 августа 1943 г., ведя напряженные воздушные бои, полк сбил 39 самолетов противника. При этом полк полностью сохранил свою боеготовность. Двадцать летчиков имеют на счету по нескольку лично сбитых самолетов противника.
Гвардии капитан А. П. Соболев, командир полка, сбил 15 самолетов противника лично и 9 в группе. Гвардии капитан А. Ф. Соколов, штурман полка, сбил 10 самолетов противника лично и 4 в группе. Гвардии капитан Н. П. Пушкин, командир авиаэскадрильи, сбил 10 самолетов противника лично и 8 в группе. Гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов, командир авиаэскадрильи, сбил 8 самолетов противника лично и 6 в группе. Гвардии старший лейтенант Н. М. Резников, командир авиаэскадрильи, сбил 7 самолетов противника лично. Гвардии лейтенант А. И. Майоров, заместитель командира авиаэскадрильи, сбил 15 самолетов противника лично и 10 в группе. [34]
Технический состав своей самоотверженной работой по подготовке материальной части сумел обеспечить боеготовность самолетов, чем способствовал выполнению летным составом боевых заданий»{20}.
Знаменательное событие было отмечено торжественным собранием полка с участием командования 322-й авиационной дивизии.
В начале ноября 1943 г. войска 1-го Прибалтийского фронта успешно развивали Полоцко-Витебскую наступательную операцию. Враг отходил, теряя живую силу и технику, бросая в бой новые части, чтобы задержать наступление советских войск.
11 ноября по приказу командования корпуса 2-й гвардейский авиаполк перебазировался на действующий аэродром Микулино, а эскадрилья «Монгольский арат» на соседний аэродром Переволочье.
Погода была неблагоприятной для полетов: низкая сплошная облачность, частые туманы и снегопады. Летчики часами сидели у самолетов, выжидая момента для взлета на 30–40 минут. Противник не проявлял активности в воздухе и избегал боя. Это еще больше злило наших гвардейцев.
Несмотря на непогоду, полк выполнял самые разнообразные боевые задачи: сопровождал и прикрывал действия Ил-2, вел разведку войск противника на дорогах, идущих из Витебска, штурмовал колонны противника и скопления его живой силы. В то же время использовалась любая возможность для тренировки летного состава и боевого сколачивания звеньев.
В полку большое внимание уделялось воздушной разведке. Командование полка выделило три пары лучших летчиков-разведчиков: лейтенантов П. М. Непряхина и Б. М. Ожогина; М. Е. Рябцева и Л. М. Майсова; младшего лейтенанта И. М. Ерина и лейтенанта А. А. Побединского. Из них особо отличились Михаил Рябцев и Павел Непряхин. [35] Самый молодой, задорный, всеобщий любимец в полку, командир звена Миша Рябцев пользовался репутацией опытного воздушного следопыта-разведчика. Пламенный патриот, воплотивший в себе лучшие качества советского воина мужество, настойчивость, умение, смелый разведчик, находясь над расположением войск противника, под постоянным обстрелом, зорко следил за действиями врага и вовремя передавал по радио командованию нужные сведения.
Правда, как летчику-истребителю ему сначала такая работа была не очень-то по душе. Однако, после того как на основании его данных группы наших штурмовиков неоднократно уничтожали технику и живую силу противника, поиски врага стали для Рябцева самым любимым делом.
Зрелых воздушных бойцов командование выдвигало на высшие должности. В ноябре командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н. П. Пушкин назначается заместителем командира полка по летной подготовке.
Однополчане говорили в шутку: «Пушкин это не простая фамилия». И действительно, однофамилец гения русской литературы Николай Петрович не уронил чести этой фамилии. Глубоким знанием летного мастерства, обаятельностью и организаторскими способностями он завоевал уважение и симпатию боевых друзей. Сыну крестьянина из захолустной деревни Норино на Рязанщине Советская власть дала возможность стать пилотом. В 30-х годах после окончания восьми классов Николай учился на учебном комбинате в Подмосковье. С 1936 г., уже став слесарем-модельщиком, без отрыва от производства он начал посещать областной аэроклуб, где по-настоящему полюбил профессию летчика. В 1938 г. Николай Пушкин добровольно поступает в школу военных летчиков. Он принял участие в первом ожесточенном бою с гитлеровцами в 4 часа утра 22 июня 1941 г. на западной границе. Старший лейтенант Н. П. Пушкин на Волховском фронте в апреле 1942 г. вместе с Афанасием Соболевым, Александром Майоровым пришел во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк. Через месяц он получил под командование 2-ю авиаэскадрилью полка. Он мужественно сражался в Курской битве. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. [36]
В июле 1944 г. Н. П. Пушкин был назначен заместителем командира полка в соседнем 5-м истребительном авиакорпусе. Он принимал активное участие почти во всех крупных воздушных боях на пути от Белоруссии до Берлина. На его боевом счету числится 380 боевых самолето-вылетов, 52 воздушных боя, 27 сбитых самолетов лично или в группе, 80 штурмовых вылетов. Войну Н. П. Пушкин закончил в Берлине.
В 1966 г. полковник Н. П. Пушкин уволился в запас и начал работать на одном из предприятий Подмосковья. Николай Петрович не порывает связей с монгольскими друзьями и теперь. Он их частый гость.
В июле 1944 г. командование эскадрильей принял заместитель Н. П. Пушкина гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович. Молодой офицер к этому времени имел уже 97 боевых вылетов, в 17 воздушных боях сбил лично пять и в паре один самолет противника. Штурмовыми действиями уничтожил 17 вражеских автомашин с войсками и грузом. Два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны I степени украшали его грудь.
Николай Зенькович ровесник Великого Октября. Родился он в рабочей семье в Белоруссии. Трудовую жизнь начал рано. До войны работал в Московском метрополитене. В 1939 г. добровольно поступил в училище летчиков. После его окончания был назначен инструктором в Сталинградское военное училище летчиков. Война застала Н. Я. Зеньковича на Горьковском авиационном заводе.
В 1942 г., когда в районе Горького переформировывался 2-й гвардейский истребительный полк, Николай Зенькович пришел в часть летчиком вместе с Ф. М. Косолаповым, Н. М. Резниковым, Н. Г. Мариным и Б. М. Славгородским.
Николай Яковлевич Зенькович начал свою боевую деятельность 20 октября 1942 г. и воевал до конца Великой Отечественной войны на Калининском, Волховском, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. [37]
6 февраля 1943 г. за проявленную стойкость и мужество в боях по прорыву блокады Ленинграда был награжден орденом Красной Звезды, 19 июля 1943 г. за отличное выполнение боевых заданий по разведке войск противника, участие в неравном воздушном бою и сбитый в нем Ю–87 награжден орденом Отечественной войны I степени.
31 декабря 1943 г. за умелое руководство боями, высокую боевую сколоченность и боеготовность звена, за сбитые лично пять самолетов противника был награжден орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики.
Под командованием Н. Я. Зеньковича эскадрилья «Монгольский арат» произвела 388 боевых вылетов на самолетах Ла-5, провела 92 воздушных боя, в которых летчики эскадрильи сбили 24 самолета противника. Штурмовыми ударами эскадрильей уничтожено на аэродромах противника 5 самолетов, 52 автомашины с войсками и грузом, взорван мост через шоссе, уничтожено 6 зенитных орудий, 15 подвод, убито и ранено более 250 солдат и офицеров.
Только за период освобождения Белоруссии и Литвы от немецко-фашистских захватчиков с 23 июня по 15 августа 1944 г. эскадрилья «Монгольский арат» под командованием гвардии капитана Н. Я. Зеньковича произвела 260 успешных боевых вылетов, провела 61 воздушный бой, в которых наши летчики сбили 19 самолетов противника, из них 11 истребителей и 8 бомбардировщиков. За этот период Н. Я. Зенькович, возглавляя почти каждый полет эскадрильи, произвел 47 боевых вылетов, 13 раз руководил воздушным боем и сбил лично 4 самолета противника.
Командуя эскадрильей «Монгольский арат», Н. Я. Зенькович добился высокой эффективности каждого боевого вылета. Так, например, за десятки полетов на сопровождение Пе-2 и Ил-2 не было ни одной потери наших бомбардировщиков и штурмовиков от авиации противника, несмотря на большую активность вражеских истребителей. Летчики неоднократно получали благодарности от командования бомбардировочных и штурмовых частей.
За умелое воспитание и руководство подчиненным составом эскадрильи «Монгольский арат» на земле и в воздухе и за успешное выполнение боевых задач приказом командующего 1-й воздушной армией 5 сентября 1944 г. капитан Н. Я. Зенькович был награжден орденом Красного Знамени. [38]
За годы службы в рядах Советской Армии Н. Я. Зенькович вырос от рядового летчика до заместителя командира дивизии. В годы войны Н. Я. Зенькович совершил 237 боевых вылетов, участвовал в 37 воздушных боях, сбил 11 самолетов противника. У него 8 орденов, 11 медалей, в том числе 2 монгольских ордена. В настоящее время Н. Я. Зенькович полковник запаса. Живет в Краснодаре, ведет большую общественную работу по поручению горкома партии.
Заместителем командира эскадрильи «Монгольский арат» был назначен командир звена 3-й авиаэскадрильи, опытный воин гвардии старший лейтенант Н. Г. Марин. На его счету значилось 7 сбитых самолетов противника, 14 уничтоженных автомашин с грузом и 1 поврежденный мост. Н. Г. Марин награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
Несмотря на высокую напряженность суровых фронтовых будней, гвардейцев никогда не покидало бодрое, жизнерадостное настроение. В таком настроении авиаторы собрались на торжественный вечер, посвященный 2-й годовщине преобразования полка в гвардейский. Художественная самодеятельность порадовала однополчан хорошим концертом. Литературно одаренные офицеры Руденко, Филиппов, Славгородский создали интересные художественные монтажи, сочинили стихи, частушки. Нашлись чтецы, музыканты и хормейстер. На вечере коллектив 1-й эскадрильи исполнил праздничный тост, написанный гвардии старшим лейтенантом Борисом Славгородским и лейтенантом Георгием Филипповым. Гвардии старший техник-лейтенант Федор Глушенко вывел на сцену хор.
...За мужество, за храбрость и геройствоЭтими словами ведущий открыл художественную часть вечера. Выступил адъютант эскадрильи «Монгольский арат» гвардии старший лейтенант Михаил Григорьевич Руденко со своим стихотворением «Гвардия». Ему же принадлежат слова полковой песни: [39]
...Гвардейский стяг в боях завоевали.Лейтенант М. Г. Руденко во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк прибыл на должность адъютанта 2-й эскадрильи в 1943 г. В начале Отечественной войны стрелком-радистом он произвел 11 боевых вылетов на самолете СБ. В последнем полете самолет был подбит вражеской зениткой. М. Г. Руденко получил тяжелое ранение. Но и расставшись с небом, офицер-патриот все силы отдавал организации образцовой службы в эскадрилье, воспитанию воинов на боевых традициях, обеспечивал успешное выполнение летчиками боевых задач. Командующим 1-й воздушной армией 27 августа 1944 г. М. Г. Руденко был награжден орденом Красной Звезды.
День 28 декабря 1943 г. надолго остался в памяти однополчан. «Настоящим воином я стал себя чувствовать только после этого дня», говорил впоследствии старший лейтенант Михаил Рябцев. В этот день два смелых, всеми любимых летчика не вернулись с вылета на разведку войск противника. В напрасном ожидании прошла тревожная ночь. Низкая облачность, густой туман и сильный мороз усиливали тревогу за судьбу товарищей. А на следующий день ведущий этой пары Михаил Рябцев пришел в часть усталый, с окровавленным лицом. Парашют он нес за плечами. В глазах застыло выражение злости и суровости. Рябцев остановился перед командиром полка:
Меня подбила немецкая зенитка, сел вынужденно у линии фронта, самолет разбит... Где Лева?
Никто в эту минуту не решился сказать, что его друг, ведомый Лев Михайлович Майсов, погиб.
В полку было известно, что в каждом вылете на разведку Рябцев со своим другом Левой Маисовым после выполнения основного задания штурмовали автоколонны, железнодорожные эшелоны, переправы и скопления войск противника. [40]
На этот раз плохая видимость и обледенение самолета помешали Леве Майсову сполна отомстить фашистам...
Тяжело переживал утрату боевого друга Михаил Рябцев. Гибель полкового любимца сурово напомнила многим молодым летчикам о необходимости трезвого расчета и выдержки в каждом полете. Прощаясь с другом, Михаил поклялся: «Я отомщу! Отомщу безжалостно!»
В разгар боевой деятельности эскадрильи командование сообщило о прибытии в Москву правительственной делегации Монгольской Народной Республики, Этому событию посвящена запись в полковом историческом формуляре.
«Монгольский народ не ограничился только тем, что на свои средства вооружил эскадрилью первоклассными истребителями, но и хочет знать, в каких руках находится их подарок Красной Армии, как воюют их самолеты и что нужно сделать, чтобы они еще крепче били фашистов».
В полку заметно оживилась партийно-политическая работа, повысилась боевая активность личного состава. Состоялись партийные и комсомольские собрания, проводились беседы, в подразделениях были выпущены специальные боевые листки и плакаты. Воины единодушно решили: эскадрилья «Монгольский арат» должна быть лучшей в полку. Соревнование за первенство эскадрильи приняло широкий размах. Авиаторы от рядового до командира боролись за честь своей эскадрильи, во имя нерушимой братской дружбы советского и монгольского народов.
При этом все с нетерпением ожидали встречи представителей полка и эскадрильи с правительственной делегацией братской Монголии.
По решению командования в Москву была послана делегация во главе с заместителем командира полка по политической части гвардии майором Г. Ф. Семикиным. Кроме него в состав делегации входили Герой Советского Союза первый командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н. П. Пушкин и Герой Советского Союза гвардии капитан А. И. Майоров.
Правительственная делегация МНР от имени своего народа и по поручению ЦК МНРП и правительства МНР 31 декабря 1943 г. отправила своему подшефному полку и эскадрилье телеграмму с новогодним поздравлением и искренним сердечным приветствием. [41]
В телеграмме говорилось:
«Судьба и дружба наших народов едина и нерушима. Наш народ разделяет с советским народом и счастье, и невзгоды, наш народ всегда готов в этой борьбе помогать делу разгрома нашего общего врага всеми силами.
С этой мыслью живут и трудятся араты, рабочие и интеллигенция нашей страны. Во имя скорой и полной победы над врагом по всей нашей необъятной стране идет всенародный сбор средств в помощь фронту. В просторных степях, в снежных горах Алтая и Хангая, в плодородных долинах голубого Керулэна и Онона, в аратских кочевьях всюду каждый от мала до велика с любовью вносит свою долю для подарков бойцам Красной Армии.
...Мы радуемся и гордимся тем, что среди советских самолетов, обрушивающих смертельный металл на головы фашистских бандитов и сбивающих гитлеровских черных стервятников, есть самолеты, носящие имя нашего народа. Мы также радуемся и гордимся тем, что нашими самолетами управляют такие искусные мастера воздушного боя, как А. П. Соболев, Н. Я. Зенькович, А. И. Майоров, Н. П. Пушкин и многие другие.
Монгольский народ с гордостью и радостью принимает на себя шефство над личным составом эскадрильи «Монгольский арат».
Просим принять теплое обмундирование и продовольствие, присланное монгольским народом в пяти вагонах как подарок личному составу эскадрильи «Монгольский арат».
Выражая волю своего народа, желаем вам беспощадно истреблять фашистских стервятников на самолетах «Монгольский арат».
Встреча монгольских друзей с представителями 2-го гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка произошла 24 декабря 1943 г. в полпредстве МНР в Москве. Славных посланцев полка и эскадрильи приняли глава правительственной делегации МНР заместитель премьер-министра МНР Б. Ламжав и сопровождающие его лица. [42]
Встреча с первой же минуты приобрела теплый задушевный характер. Это была встреча настоящих друзей, подлинных братьев по идее и оружию.
Ж. Самбу, ныне член Политбюро ЦК МНРП и председатель Президиума Великого Народного хурала МНР, лауреат Международной Ленинской премии за укрепление мира и дружбы между народами, от души приветствовал посланцев доблестных гвардейцев. С ответной речью выступил руководитель делегации гвардейцев майор Г. Ф. Семикин.
Встреча и новогодний вечер в полпредстве МНР произвели незабываемое впечатление на всех присутствующих. Здесь было сказано много теплых слов. Гвардейцы рассказали друзьям о боевых делах воинов полка и эскадрильи. Представители гвардейского полка торжественно вручили правительственной делегации МНР, чрезвычайному и полномочному посланнику МНР в СССР Ж. Самбу письмо от личного состава полка.
«Трудящимся Монгольской Народной Республики
С большим чувством радости и уважения к вам летчики и техники, офицеры, сержанты и рядовые гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка с искренней благодарностью за ваш боевой подарок эскадрилью боевых самолетов «Монгольский арат» шлют вам боевой гвардейский привет!
Два с половиной года народ Советского Союза и его героическая Красная Армия ведут освободительную войну с подлым, коварным врагом всего прогрессивного человечества фашистскими захватчиками. В этой титанической борьбе мы чувствуем и ценим большую помощь, оказываемую нам свободолюбивыми народами мира, в том числе постоянно дружественным свободолюбивым народом Монгольской Народной Республики.
Эскадрилья боевых самолетов «Монгольский арат», построенная на ваши средства, находится в умелых руках бесстрашных гвардейцев, которыми командует опытный офицер-летчик, преданный сын нашей Родины, Герой Советского Союза гвардии майор А. П. Соболев.
С первых же дней Великой Отечественной войны наш полк участвует в боях за любимую Родину, храбро и мужественно сражаются в боях наши летчики-гвардейцы. В воздушных боях ими сбито 207 немецких самолетов, штурмовыми действиями по наземным целям и войскам уничтожено большое количество техники, солдат, офицеров.
В летних решающих битвах с врагом в районе города Орел летчики нашего полка уничтожили 66 вражеских самолетов. Только в течение одного дня в воздушных боях было сбито 16 самолетов противника без единой потери с нашей стороны.
В полку выросли мастера воздушных боев пять Героев Советского Союза Е. Ф. Кондрат, А. П. Соболев, А. И. Майоров, Н. П. Пушкин, Ф. М. Косолапов.
Эскадрилья, на вооружении которой находятся самолеты, построенные на ваши средства, с надписью на каждом «Монгольский арат», является лучшей эскадрильей в полку. 85 процентов ее личного состава награждены орденами и медалями Советского Союза... Несколько дней назад командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Николай Зенькович на высоте 7000 м уничтожил в воздушном бою вражеского разведчика. Молодой летчик Михаил Рябцев сбил фашистский бомбардировщик. Техники, механики с большой любовью берегут и готовят свои самолеты к бою. Самолеты механиков гвардейцев В. П. Грачева, А. Ф. Шмелькова, В. И. Кузнецова, Е. Н. Медяника находятся всегда в образцовом состоянии.
Мы заверяем вас, дорогие друзья, что свою миссию освободителей мы выполним с честью. Ваши средства, вложенные в общее дело по разгрому врага, приближают час общей победы. Порукой этому служит великая дружба народов нашей страны, все возрастающая мощь антигитлеровской коалиции, решимость нашего народа и Красной Армии разгромить заклятого врага»{21}.
Письмо по поручению личного состава полка было подписано Героями Советского Союза А. П. Соболевым, Н. П. Пушкиным, А. И. Майоровым, орденоносцами Г. Ф. Семикиным, М. Г. Гуревичем, Б. М. Славгородским, Н. М. Резниковым.
28 декабря 1943 г. X. Чойбалсан телеграфировал в Москву: [44]
«Посланнику Самбу и Ламжаву
Наградите орденом Красного Знамени командира эскадрильи «Монгольский арат». Передайте, что правителъство МНР надеется на тесную связь с офицерами и бойцами подшефной части. Наградите отличившихся из них за выполнение боевых заданий на боевых машинах, приобретенных на средства монгольского народа. Пожелайте командиру эскадрильи и всему личному составу успехов в борьбе с гитлеровскими злодеями.
X. Чойбалсан»{22}.
Об этом распоряжении главы правительства МНР Самбу и Ламжав в канун нового, 1944 года сообщили командующему ВВС маршалу авиации А. А. Новикову и командованию 2-го гвардейского авиационного полка.
31 декабря 1943 г. начальник Главного управления ВВС генерал-полковник авиации А. В. Никитин, начальник штаба ВВС генерал-полковник авиации С. А. Худяков и член Военного совета ВВС генерал-лейтенант авиации Н. С. Шиманов устроили прием в честь правительственной делегации МНР, делегации полка и эскадрильи «Монгольский арат».
На приеме высшая правительственная награда МНР орден Красного Знамени был торжественно вручен гвардейцам полка Г. Ф. Семикину, Н. П. Пушкину и А. И. Майорову. Одновременно им были переданы ордена МНР для вручения лучшим командирам и летчикам полка и эскадрильи. В этой награде выражалась глубокая признательность народа Монголии советским воинам, героически сражающимся с немецко-фашистскими захватчиками.
Атмосфера непоколебимой веры в грядущую победу, в торжество высоких идеалов социализма и коммунизма царила в светлом зале, где советские и монгольские друзья встречали новый, 1944 год. [45]