I. Встречи боевых друзей
Солнечным майским днем 1970 года, когда весь советский народ отмечал 25-ю годовщину победы над фашистской Германией, в одном из авиационных гарнизонов собрались однополчане, ветераны частей и соединений 2-го истребительного авиационного Оршанского Краснознаменного, ордена Суворова корпуса.
Боевые друзья съехались со всех концов Советского Союза. Ни дела, ни расстояния не помешали им встретиться. О предстоящем сборе ветераны корпуса были заранее извещены по почте, а во многих областных и районных городах о встрече объявлялось по радио.
Автобусами, электричками, на машинах подъезжают все новые и новые участники встречи. Сколько теплых слов, воспоминаний, шуток, смеха! Крепка фронтовая дружба, родившаяся в походной жизни, труде и боях! Не раз эти мужественные люди проявляли бесстрашие и героизм, спасали жизнь друг другу и вышли победителями из кровопролитной войны. Из таких солдат, сержантов и офицеров состояла наша доблестная Советская Армия, которая разгромила немецко-фашистскую армию, освободила временно захваченные врагом территории, избавила народы Европы от фашистского ига.
На зеленой лужайке группами фотографируются, отовсюду слышны щелчки затворов фотоаппаратов и жужжание кинокамер... [4]
Большую группу ветеранов 2-го гвардейского истребительного авиационного Оршанского Краснознаменного, ордена Суворова полка этого корпуса возглавляют бывший заместитель командира полка по политчасти Г. Ф. Семикин и начальник штаба полка М. Г. Гуревич. Один из них прибыл из Ярославля, другой из Баку.
Эскадрилью «Монгольский арат» возглавляет ее первый командир Герой Советского Союза Н. П. Пушкин. Николай Петрович, как всегда, бодр, весел и жизнерадостен.
Торжественную часть открыл командир корпуса генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский. С приветственным словом к собравшимся обратился начальник штаба корпуса генерал-майор авиации М. Д. Серов.
Собравшиеся одеты по-разному. В форме Министерства гражданской авиации В. В. Власов. Он прибыл на сбор, как бывший командир гвардейского полка 7-й гвардейской истребительной авиадивизии. Но Виктор Васильевич до перехода иа командную должность первые два года войны был комиссаром 2-го гвардейского истребительного авиаполка, и в том, что в 1941 г. полк был удостоен гвардейского звания, есть и его большая заслуга. Он первым в полку 22 июня 1941 г. на западной границе в воздушном бою сбил вражеский самолет.
В такой же форме В. П. Тараненко, на груди которого среди советских орденов и медалей сияет орден Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики. Рядом с ним И. С. Скрыпник, работающий в настоящее время в ГВФ, в аэропорту Полтава. Не раз летал он на боевые задания в составе эскадрильи «Монгольский арат». В гвардейский полк И. С. Скрыпник пришел в начале 1942 г. и воевал в нем до конца войны. В рядом стоящей с ним женщине, его жене, однополчане узнают веселую, озорную Таню Коровину, бывшего гвардии сержанта, мастера по вооружению, которая обеспечила безотказную работу вооружения самолетов в 170 боевых вылетах только на Волховском, Калининском и Брянском фронтах, за что была награждена медалью «За боевые заслуги».
Бывший летчик 937-го истребительного авиаполка В. М. Волошин сейчас работает в ГВФ. Он сотрудник Харьковского аэропорта.
Вокруг Николая Петровича Пушкина собрались его бывшие подчиненные из эскадрильи «Монгольский арат».
Вот Герой Советского Союза М. Б. Рябцев, несший боевую вахту в эскадрилье с начала ее формирования и до конца войны. [5] Это он на самолете с надписью «Монгольский арат» вместе с боевыми друзьями громил врага под Орлом и Брянском, в небе Прибалтики и Белоруссии, Польши и Берлина и закончил войну в освобожденной Праге. Михаил Рябцев в эскадрилье «Монгольский арат» заслужил кроме орденов и медалей Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Монгольской Народной Республики. Рядом с Михаилом Евсеевичем его жена и боевая подруга Раиса Максимовна Шампурова, бывший мастер по вооружению самолета, на котором летал ее муж. Во время прорыва вражеской блокады Ленинграда и в Брянской наступательной операции Раиса Шампурова обеспечила 96 боевых вылетов. 28 июля 1943 г. она была награждена медалью «За боевые заслуги». Правительство МНР наградило Раису Максимовну Шампурову медалью Монгольской Народной Республики.
Среди собравшихся Георгий Васильевич Уткин. Прибыв на фронт, он направляется в эскадрилью «Монгольский арат». Недавний летчик-инструктор, хорошо подготовленный в технике пилотирования, Георгий Васильевич быстро понял все премудрости воздушного боя и заслужил репутацию бесстрашного воздушного бойца. В 1968 г. он был награжден орденом Монгольской Народной Республики.
Баранов Михаил Васильевич прибыл во 2-й гвардейский полк в сентябре 1943 г. Молодой летчик был назначен в эскадрилью «Монгольский арат» и до конца Отечественной войны воевал в ней. Отважный летчик-истребитель, он имеет на своем счету несколько сбитых самолетов противника.
Авиационный механик Володя Кузнецов, как называли его друзья в эскадрилье «Монгольский арат», большой мастер по восстановлению моторов, рационализатор, великий труженик и полковой художник. Сейчас он крупный инженер. После войны работал, учился, окончил институт, строил Останкинский молочный комбинат и там же остался работать главным инженером. Имеет научные труды, много раз был советским представителем за рубежом.
Неподалеку от Владимира Ивановича Кузнецова сидит бывший механик самолета этой же эскадрильи Медяник Евгений Николаевич. [6] На встречу он приехал с женой и дочерью-десятиклассницей из Полтавы. Работает он мастером цеха на заводе, награжден несколькими почетными грамотами, юбилейной медалью «За трудовую доблесть» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В их семье часто вспоминают о друзьях-летчиках.
А вот Вениамин Грачев механик самолета командира полка А. П. Соболева. Сейчас он живет в городе Балашове, окончил институт, работает врачом.
Бывший шофер командира полка Бородин Николай Матвеевич своей профессии не изменил: после войны окончил институт и сейчас руководит Управлением автомобильного транспорта Моссовета.
Старейшего ветерана 2-го авиаполка Г. Ф. Семикина окружили тесным кольцом друзья-гвардейцы. Каждый интересуется, как здоровье старого товарища, чем занимается сейчас, как живет семья. Георгий Федорович взволнован, но для каждого у него есть слово. Он хорошо помнит всех гвардейцев по их фронтовым делам.
Долго беседуют Г. Ф. Семикин, М. Г. Гуревич и бывший командир полка, сменивший А. П. Соболева, Георгий Григорьевич Власенко. Георгий Григорьевич сейчас генерал-лейтенант, но ранги не охлаждают старую боевую дружбу однополчан.
И сколько таких встреч! К Георгию Федоровичу подходит довольно молодая миловидная женщина. Да это Машенька Жданова бывшая машинистка полка! Она прилетела из Ростова. Друзья обмениваются впечатлениями, договариваются о предстоящих встречах.
Большую организаторскую работу перед сбором провела Ирина Алексеевна Силина, бывшая радистка. Ее позывной «Полюс-2», звонкий мелодичный голос помнят все летчики корпуса. Она больше года разыскивала адреса бывших воинов корпуса, вела переписку и оповещала сослуживцев о намеченном сборе.
О чем задумались, Георгий Федорович? спросил Семикина один из организаторов встречи.
Мне подумалось, что недостаточно мы знали в войну наших людей, многого не замечали в них, а потому и требовали наполовину. Взять, к примеру, наши офицерские кадры: работников штаба, техсостав, не говоря уже о наших летчиках. [7] Офицеры достойные патриоты, как правило, коммунисты делали все для победы над врагом, работали самоотверженно, не считаясь ни с чем. Однако мы зачастую довольно узко ставили перед ними задачи, словно опасались, что у них не хватит смекалки, выдержки, инициативы. А они оказались способнее, содержательнее, чем мы думали. Моральные и деловые качества наших летчиков заслуживают самых высоких оценок.
Многих ветеранов нет среди участников встречи: командира полка подполковника П. М. Метелкина, командиров эскадрилий В. Д. Андреева, А. Я. Некрылова, И. Т. Кошелева, заместителя командира эскадрильи И. С. Чуланова, командиров звеньев А. И. Пантюхина, В. М. Галактионова, летчиков И. А. Пилиповича, А. Е. Дмитриевского, А. Л. Лиховидова и других, нет тех, кто погиб в священной войне. Нет командира полка А. П. Соболева, погибшего при авиакатастрофе уже после войны. Нет заместителя командира корпуса по политчасти генерала Ф. М. Лобана, который с начала и до конца войны возглавлял политотдел корпуса. На встречу ветеранов из Львова приехала его жена, Людмила Самойловна.
Нет Героя Советского Союза В. И. Королева. Видимо, сказалось боевое напряжение, и он рано ушел из жизни. На встрече присутствует его жена Екатерина Павловна, бывшая связистка 322-й авиадивизии. Живет сейчас Екатерина Павловна в Смоленске, растит двух сыновей.
...Но вот громко зазвучала полковая песня. Более 25 лет прошло, а слова ее и мотив помнят все.
Бывший начальник воздушнострелковой службы дивизии полковник Владимир Иванович Меньшиков рассказал, как ему сразу же после окончания академии нелегко пришлось сочетать на фронте работу летчика и инженера совершать боевые вылеты и обучать летный состав дивизии эффективным стрельбам по воздушным и наземным целям.
Виктор Дмитриевич Денисов вспоминал, как он в начале 1942 г. вступил в должность инженера по вооружению 2-го гвардейского авиаполка. Полк в это время вел напряженную боевую работу. В частых воздушных боях росли потери летчиков. [8] Долго не утихала скорбь о недавно погибшем командире эскадрильи капитане В. Д. Андрееве, еще не оправились от ожогов капитаны А. Ф. Соколов и Ф. М. Лебедев, а старший лейтенант Иващенко и лейтенант Салахутдинов после ранения находились в госпитале. Незадолго до этого были подбиты в воздушном бою и выпрыгнули с парашютом из горящих машин молодые летчики И. С. Скрыпник и А. И. Майоров. К тому же самолеты МиГ-3, Ла.ГГ-3 и И-16 были сильно изношены.
Но полк продолжал сражаться, люди не падали духом. Специалисты службы вооружения техники-лейтенанты Н. И. Кононов, П. Е. Лесик, старшина П. Ф. Блажеев, механики старшины Н. Я. Мухин, Г. К. Жерновой, В. И. Максимов сутками не покидали самолетных стоянок, в любую погоду, в метель и мороз, готовили вооружение истребителей к боевым вылетам.
Осенью 1943 г. полку была поставлена задача провести штурмовые действия по одному из объектов противника. Для подготовки к боевому вылету отводилась одна ночь. Специалистов службы вооружения в это время было мало: техник по вооружению П. Ф. Блажеев и шесть девушек Мария Пащенко, Тоня Бардыбахина, Валя Горностаева, Таня Коровина, Аня Ратникова, Саша Карамышева. А самолетов больше сорока. Служба боепитания батальона аэродромного обслуживания начала подвозить бомбы к самолетам поздно вечером. Прежде чем бомбу подвесить под самолет, нужно было проделать немало подготовительных операций. Подвеска бомб осуществлялась вручную, так как никаких средств механизации, облегчающих физический труд оружейников, в то время не было.
На долю девушек в ту ночь пришлась нечеловеческая нагрузка, и казалось, что ни Блажеев, ни девушки не выдержат такого напряжения. Но они выдержали. Более восьмидесяти бомб ФАБ-50 и ЗАБ-100 к утру висели на бомбодержателях. И такие нагрузки девушкам 2-го гвардейского полка и эскадрильи «Монгольский арат» выпадали нередко.
Девушки оружейницы полка в годы войны наравне с мужчинами самоотверженно трудились на подготовке самолетного вооружения к боевым вылетам. [9] И вот сейчас, спустя более 25 лет, на встрече присутствуют Таня
Коровина, Рая Шампурова и Аня Ратникова вместе с мужьями, бывшими летчиками-гвардейцами И. С. Скрыпником, М. Е. Рябцевым и П. И. Кардопольцевым.
Микрофон берет генерал-майор Дмитрий Константинович Бугров, авиатор с 1926 г. Три года войны он был главным инженером 2-го истребительного авиакорпуса. Генерал вспоминает друзей, их боевые дела, и у многих выступают слезы на глазах...
Генерал-майор авиации В. П. Лысенко, бывший комсорг корпуса, поделился воспоминаниями о славной работе комсомольцев корпуса, их энергии, комсомольском задоре в боевых делах и походах.
Председательствующий на встрече командир корпуса генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский предоставляет слово летчикам 2-го гвардейского полка Героям Советского Союза Н. П. Пушкину и М. Е. Рябцеву. Друзья рассказывают о том, какую большую помощь монгольский народ, Центральный Комитет Монгольской народно-революционной партии и правительство МНР оказали Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
В суровые дни войны трудящиеся Монголии мобилизовали все силы и средства, чтобы помочь своему испытанному другу советскому народу в его титанической борьбе против гитлеровских захватчиков. По всей стране развернулось всенародное движение за оказание помощи героической Красной Армии: на фронт отправлялись подарки, теплое обмундирование, продовольствие. На средства трудящихся Монголии была организована танковая колонна «Революционная Монголия». Красной Армии, советским совхозам и колхозам освобожденных районов было продано и подарено 485 тыс. лошадей.
На средства монгольских друзей были построены самолеты для эскадрильи «Монгольский арат». Эскадрилья полностью находилась на их содержании. Кроме того, личный состав 2-го гвардейского полка неоднократно получал предметы обмундирования, снаряжения и подарки из далекой Монголии.
Дружба и взаимопомощь советского и монгольского народов зародилась пятьдесят лет назад. Тогда рядом с бесстрашными воинами-цириками и степными аратами за светлое будущее братского народа Монголии сражались красноармейцы Страны Советов. [10] И потом но раз советские воины, верные принципам пролетарского интернационализма, помогали отстоять от посягательств врагов свободу и независимость Монгольской Народной Республики. Прошло уже несколько десятков лет, а в памяти многих монгольских граждан еще живут образы советских летчиков-инструкторов, которые помогали организовать первые монгольские авиачасти, обучали сложному летному искусству застенчивых, но любознательных парней вчерашних чабанов и табунщиков.
Было это в 30-е годы, когда, оккупировав территорию граничащей с МНР Маньчжурии, японские милитаристы пытались разжечь очаг новой войны. В то время по всей Монголии развернулось движение по оказанию содействия армии и авиации. Каждый старался внести свой вклад в создание авиации: кто денежным взносом, а кто добровольным вступлением в авиацию.
Владимир Александрович Судец, ныне маршал авиации, служивший в то время в МНР в качестве военного советника, рассказывал на встрече о том, как он обучал монгольскую молодежь летному искусству и парашютным прыжкам. Среди добровольцев были и женщины. По-разному сложилась судьба молодых людей впоследствии. Не все они посвятили себя авиации. Так, например, один из тех, кто служил тогда в авиачасти и учился у Владимира Александровича, был Ц. Цэгмид, который стал позже народным артистом МНР.
Не узнать теперь места, где раньше находился центральный аэропорт Улан-Батора. Здесь вырос один из новых жилых массивов столицы. Но люди, создававшие национальную авиацию, их патриотический труд никогда не будут забыты.
Первое боевое крещение молодая монгольская авиация получила в 1936 г. в бою с японскими милитаристами, нарушившими границу МНР. В этом бою монгольские летчики Д. Дэмбрэл, П. Шагдарсурэн и другие показали, на что способны сыновья раскрепощенных аратов. В 1967 г. авторам книги довелось быть свидетелями волнующей встречи в Москве, в Комитете ветеранов войны. Встретились бывалые воины, сражавшиеся плечом к плечу против общего врага на полях Монголии. Среди гостей находились первая монгольская женщина-летчица Ичинхорлоо и ее бывший инструктор маршал авиации В. Л. Судец. [11] Ичинхорлоо вспоминала замечательный боевой коллектив монгольских летчиков и советских инструкторов, с благодарностью говорила о маршале, а также о генерал-полковнике авиации И. Л. Туркеле и о других советских друзьях по оружию. Владимир Александрович Судец рассказал о первой монгольской авиачасти, о ее боевых делах и буднях, тепло отзывался о своих боевых монгольских друзьях первых летчиках Герое МНР Д. Дэмбрэле и П. Шагдарсурэне, отважном летчике Чоймболе, командире авиаотряда Ламжаве, поведал об открытии первой воздушной трассы в западных районах Монголии.
В конце 30-х годов обострение обстановки на Дальнем Востоке не позволило МНР полностью направить свои усилия и ресурсы на мирное строительство. Японские милитаристы, подталкиваемые международным империализмом, пошли на вооруженную авантюру. Сражения на реке Халхин-Гол в 1939 г. явились одним из серьезных вооруженных испытаний сил социализма перед второй мировой войной. В этом столкновении двух социальных систем победу одержала сила нового социалистического строя, причем решающую роль здесь сыграло участие Вооруженных Сил Советского Союза. В победе над японскими захватчиками, одержанной на Халхин-Голе, большая заслуга принадлежит славной советской авиации, отважным советским летчикам.
Противник делал большую ставку на свою авиацию. Она действительно имела вначале некоторые успехи. В ее рядах были довольно опытные летчики, воевавшие еще в Китае. Но уже в июне 1939 г. положение изменилось из Советского Союза в район Халхин-Гола прибыло подкрепление: несколько полков истребителей и бомбардировщиков. В числе летчиков этих частей был 21 Герой Советского Союза, которые отличились в боях с фашистами в небе борющейся Испании. Для оказания помощи дружественной Монголии Советское правительство направило не только, летчиков-«испанцев», но и танкистов, и воинов других специальностей. Советские товарищи, вынужденные в Испании носить псевдонимы, стали называться своими именами и фамилиями. К командующему фронтовой группой командарму 2 ранга Г. М. Штерну его боевые товарищи стали обращаться уже не как к товарищу Григоровичу, а как к Григорию Михайловичу, командующего авиационными соединениями, сражавшимися на Халхин-Голе, заместителя начальника ВВС Красной Армии Смушкевича звали уже не товарищ Дуглас, а Яков Владимирович. [12] Среди летчиков-»испанцев» на Халхин-Голе были прославленные авиаторы А. И. Гусев, С. П. Денисов, С. И. Грицевец, И. А. Лакеев, Б. А. Смирнов и другие. Прибыли на Х.алхин-Гол и опытные летчики, которые помогали китайскому народу в боях с японскими захватчиками, в том числе и Г. П. Кравченко.
Сражения в небе Халхин-Гола шли ожесточенные. Бывали дни, когда в воздушном бою с обеих сторон принимало участие до 250–300 самолетов. Не для всех наших летчиков сложились удачно воздушные схватки. До сих пор из разных концов Советского Союза в МНР приезжают люди, чтобы почтить память своих близких, павших в бою. В городе Чойбалсане высится монументальный обелиск, воздвигнутый в честь советских летчиков. На обелиске высечены имена погибших на Халхин-Голе. Проходящие мимо отдают дань уважения павшим воинам, старые монголы, но обычаю, обходят вокруг обелиска по направлению движения солнца, разбрызгивая при этом по сторонам парное молоко.
Любое памятное человеку событие с течением времени приобретает все большую значимость. Это ощущение испытывают, конечно, и участники событий на Халхин-Голе.
...Шел 1968 год. Это было в посольстве МНР в Москве в дни празднования пятидесятилетия Вооруженных Сил СССР. На юбилейный вечер дружбы приглашены советские маршалы, генералы, офицеры, ветераны Советской Армии. Были здесь и участники боев на Халхин-Голе, ветераны войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией, бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».
Атмосфера теплоты и дружбы, непринужденность и сердечность способствовали откровенным задушевным беседам и воспоминаниям. В разговорах то и дело упоминались степные просторы Халхин-Гола., фронты сражений на Украине, в Польше, Германии, смелые воздушные операции «испанцев» и «халхингольцев», летчиков эскадрильи «Монгольский арат». Монгольским товарищам приятно было сознавать, что воспоминания славных представителей Советских Вооруженных Сил связаны с Монгольской Народной Республикой, с монгольским народом. [13]
Оживленно беседуя о былых боевых буднях, ветераны, казалось, помолодели, снова к ним вернулись юношеский пыл и задор. Речь зашла о героях Халхин-Гола. Ведь там родились 3 дважды Героя и 70 Героев Советского Союза. И многие из них были летчики.
Вот наш первооткрыватель «таранщик» Виктор Федорович, говорит один из беседующих, указывая на В. Ф. Скобарихина.
Иного выхода не было, чтобы выручить своего ведомого. Тогда таранили противника многие, не только я. За мною последовали лейтенант Мошин, капитан Кустов из 56-го истребительного полка, подтверждает Герой Советского Союза В. Ф. Скобарихин, полковник запаса, ныне сотрудник панорамы «Бородинская битва» в Москве.
Помните, как Сергей Грицевец прямо из-под носа у японцев выхватил и привез на своем истребителе Забалуева, который выбросился с парашютом из горящего самолета?! восклицает Борис Смирнов.
В военной авиации многие знают Бориса Александровича Смирнова как участника боев в Испании и на Халхин-Голе. Во время празднования 30-летия со дня победы на Халхин-Голе Б. А. Смирнов находился в МНР в составе делегации советских ветеранов войны. Увидев изуродованные снарядами и бомбами песчаные сопки на Халхин-Голе, заросшие травой окопы и траншеи, бывалый воин не смог унять волнения. Ему вспомнились замечательные боевые друзья, павшие на этой земле смертью храбрых, эпизоды боевого содружества советских и монгольских воинов, которые, испытывая все тяготы войны, делились всем, чем они располагали.
Тогда нам ловко удалось перехитрить японцев, вступает в разговор Герой Советского Союза генерал И. А. Лакеев.
Он рассказывает о создании особой группы, вооруженной новейшими истребителями «Чайка», под командованием С. И. Грицевца. В числе летчиков этой группы были Н. С. Герасимов, Б. А. Смирнов, П. Т. Коробков, братья Орловы, Н. П. Жердев и другие. Новые самолеты во многом превосходили истребитель И-15, обладали большей скоростью, маневренностью и сильным вооружением. [14] Однако, кроме убирающихся шасси, по своему внешнему виду они не отличались от истребителя И-15. Поэтому командование, чтобы не раскрыть секрет новинки, решило ввести в бой «Чайки» с неубранными шасси. Эту хитрость японцы не разгадали. Они приняли «Чайки» за И-15 и вступили с ними в бой, надеясь на свое численное превосходство.
«Чайки» по сигналу командира группы Героя Советского Союза майора С. И. Грицевца убрали шасси и развернулись навстречу противнику. Только теперь японцы поняли свою ошибку, но было уже поздно. Советские летчики, пользуясь преимуществом в скорости и маневренности нового самолета, решительно атаковали вражеские И-96. За несколько минут было сбито четыре японских истребителя, остальные беспорядочно рассеялись и поспешили уйти из района боя. Так «Чайки» приняли в небе Монголии боевое крещение.
За ходом боя с командного пункта в Хамар-Дабане наблюдали командующий армейской группой комкор Г. К. Жуков и заместитель начальника ВВС Красной Армии комкор Я. В. Смушкевич. Они дали высокую оценку действиям советских авиаторов, которые вырвали инициативу из рук врага и завоевали господство в воздухе.
Сила советской авиации была ярко продемонстрирована 20 августа, когда началось генеральное наступление советско-монгольских войск с целью окружения и уничтожения главной группировки японской армии. На полевых аэродромах ожидали команды несколько сот советских самолетов. В 5 часов 45 минут в воздух поднялись истребители под командованием Василия Трубаченко и Григория Кравченко с заданием подавить огневые точки противника. Через несколько минут за ними последовали более двухсот бомбардировщиков СБ. Выше их шла большая масса истребителей. А еще выше над ними парили девятки «Чаек». Эшелонированный воздушный удар по вражеским позициям способствовал окружению и разгрому 6-й японской армии. [15]
Монгольский народ никогда не забудет подвигов летчиков героев Халхин-Гола С. И. Грицевца, Г. П. Кравченко, Н. Г. Глазыкина, А. Ф. Мошина, М. П. Ноги, М. Ф. Бурмистрова, В. Ф. Скобарихина, Б. А. Смирнова, А. Д. Якименко, В. Ф. Чистякова, А. А. Зайцева, Н. В. Гринева, Л. А. Орлова, В. Г. Рахова и многих других, большой вклад в дело укрепления боевого содружества братских армий внесли славные командиры советской авиации Я. В. Смушкевич, А. И. Гусев, И. А. Лакеев, в годы Великой Отечественной войны трудящиеся Монголии с большим вниманием следили за боевыми делами героев Халхин-Гола. Многие из участников боев 1939 г. выросли в крупных военачальников.
Мы, ветераны эскадрильи «Монгольский арат», говорил на встрече в посольстве первый командир эскадрильи «Монгольский арат» Герой Советского Союза полковник Н. П. Пушкин, радуемся и гордимся тем, что имеем самые близкие связи с братским монгольским народом. Среди нас было немало участников боев на Халхин-Голе. Наш 2-й гвардейский истребительный авиационный полк в 1942 году воевал на Волховском фронте в составе 215-й авиадивизии, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Кравченко. В 1943 году наш полк вошел во вновь сформированную 322-ю истребительную авиадивизию под командованием участника боев на Халхин-Голе Героя Советского Союза полковника (ныне генерал-лейтенанта авиации) М. П. Ноги.
Рассказ о боевых делах эскадрильи «Монгольский арат», совершившей путь от древней Смоленщины до Берлина и Праги, дополнили бывший летчик эскадрильи Герой Советского Союза полковник М. Е. Рябцев, бывший заместитель командира полка по политчасти полковник Г. Ф. Семикин и один из авторов этой книги А. Ф. Семенов, командовавший с 1944 г. 322-й авиационной дивизией. Участники поездки в МНР в 1968 г. рассказали о братских встречах в Улан-Баторе и других городах и аймаках {1} МНР с аратами, рабочими, воинами монгольской Народной армии, о глубоком уважении, которое монгольские трудящиеся питают к советскому народу, Советской Армии, ленинской Коммунистической партии п правительству Советского Союза. Советская военная делегация была радушно принята руководителями МНРП и правительства МНР. Состоялась теплая дружеская беседа с товарищем Ю. Цеденбалом. [16]
Я хорошо знаю товарища Цеденбала с 1945 года, вступил в разговор один из ветеранов, когда советско-монгольская конно-механизированная группа начала наступательную операцию по освобождению от японских захватчиков районов Внутренней Монголии и Северо-Восточного Китая, совершив стремительный поход через пустыню Гоби и горные хребты Большого Хингана. Генерал-лейтенант Цеденбал был с нами в качестве заместителя главнокомандующего монгольскими войсками и начальника Главного политического управления МНРА. Товарищ Цеденбал большой знаток военного дела, человек исключительной эрудиции, талантливый организатор проделал огромную политико-массовую работу среди воинов и населения освобожденных районов.
На встрече выступил чрезвычайный и полномочный посол МНР в СССР Н. Лувсанчултэм. Он еще раз отметил всемирно-исторические заслуги героической Советской Армии в разгроме гитлеровской Германии и империалистической Японии, провозгласил здравицу в честь доблестных Советских Вооруженных Сил, в честь героев Халхин-Гола, ветеранов эскадрильи «Монгольский арат», чьи подвиги и героизм вызывают восхищение у монгольских трудящихся.