Содержание
«Военная Литература»
Военная история

6. Инженерное обеспечение операции

Инженерное обеспечение операции в зимних условиях наступления приобретало особо важное значение. Инженерным войскам Воронежского фронта предстояло провести инженерную разведку противника и местности, обеспечить в инженерном отношении перегруппировки и [34] сосредоточение войск, произвести инженерную подготовку исходного района для наступления и, наконец, обеспечить в инженерном отношении прорыв обороны противника и действия войск в ходе операции.

Для решения задач инженерного обеспечения операции Воронежский фронт был усилен 60-й инженерно-саперной и 4-й инженерно-минной бригадами, а также рядом специальных инженерных частей и подразделений. Средняя насыщенность инженерными войсками с учетом войсковых саперов достигала только немногим более трех саперных рот на 1 км фронта прорыва.

В период подготовки операции основные усилия инженерных войск фронта планировалось направить на ведение непрерывной инженерной разведки, на выполнение работ, связанных с инженерным оборудованием исходного района, главным образом по снятию огромного количества мин, оставленных противником и нашими войсками в период, оборонительных боев на Дону летом 1942 г. (только на сторожевском плацдарме было около 150 минных полей с общим числом мин всех видов до 34000 штук), а также на выполнение работ по постройке мостов, переправ и подъездов к ним. Особое внимание обращалось и на поддержание в проезжем состоянии существовавших дорог, что в условиях многоснежной зимы требовало от инженерных войск и дорожноэксплоатационных частей фронта больших усилий.

Для выполнения задач инженерного обеспечения в ходе операции планировалось проведение следующих мероприятий.

В каждой стрелковой дивизии и танковом корпусе создавались подвижные отряды заграждений за счет штатных саперных частей и батальонов инженерно-саперной и инженерно-минной бригад. В стрелковых дивизиях создавались штурмовые группы из расчета три группы на дивизию (в состав этих групп включались дивизионные саперы). Оборудование дивизионных маршрутов и маршрутов танковых корпусов планировалось осуществить дивизионными саперами и батальонами инженерно-минной и инженерно-саперной бригад. Прокладка армейских (корпусного) маршрутов должна была осуществляться силами армейских (корпусного) инженерных батальонов{22}. Прокладку фронтовых дорог (схема 11) и постройку мостов и переправ намечалось произвести силами 38-го управления оборонительного строительства и двух понтонных батальонов.

Для решения всех задач по инженерному обеспечению инженерные силы и средства были распределены следующим образом.

40-я армия была усилена четырьмя батальонами 4-й инженерно-минной бригады, одним батальоном 60-й инженерно-саперной бригады и двумя понтонно-мостовыми батальонами, что составляло в общей сложности 21 саперную роту.

На усиление 18-го стрелкового корпуса поступали два батальона 60-й инженерно-саперной бригады и один батальон 4-й инженерно-минной бригады — всего девять саперных рот. На усиление 3-й танковой армии были даны всего лишь два батальона 60-й инженерно-саперной бригады — шесть саперных рот. В распоряжении начальника инженерных войск фронта для выполнения фронтовых мероприятий были оставлены два инженерных батальона, три понтонно-мостовых батальона, один [35] легкий переправочный парк и ряд специальных инженерных частей и подразделений{23}.

Средние плотности насыщения войск фронта инженерными войсками на участках прорыва ударных группировок показаны в табл. 7.

Таблица 7. Плотности инженерных войск на участках прорыва ударных группировок фронта (в саперных ротах)

Армии Количество саперных рот Ширина фронта прорыва Плотность на 1 км фронта
войск, саперы части усиления всего
40-я армия 26 21 47 10 4,7
18-й стрелковый корпус 14 9 23 8 2,9
3-я танковая армия 22 6 28 16 1,8
Резерв инженерных войск  — 9 9  —  —
Итого во фронте 62 45 107 34 3,1

Ограниченное количество инженерных войск в составе ударных группировок фронта требовало от них максимального напряжения и большого умения при выполнении задач в области инженерного обеспечения наступательной операции, тем более что две имевшиеся во фронте инженерные бригады были только что сформированы, и их личный состав должен был осваивать свою специальность непосредственно в ходе наступления.

В соответствии с разработанным планом инженерного обеспечения в ходе подготовительного этапа операции были выполнены следующие работы (табл. 8).

Таблица 8. Объем основных работ по инженерному оборудованию исходного района в Острогожско-Россошанской операции

Наименование работ Единица измерения Количество
всего в том числе на сторожевском плацдарме
Отрыто ходов сообщения пог. м 29700 11 820
Отрыто «усов» для сближения с противником пог. м 15850 15850
Построено блиндажей и землянок шт. 338 163
Оборудовано артиллерийских позиций шт. 195  —
Оборудовано пулеметных площадок шт. 768 23
Построено командных пунктов шт. 67 45

Из табл. 8 видно, что наибольших усилий от инженерных войск потребовал исходный район для 40-й армии. Это объяснялось тем, что там развертывалась одна из главных группировок фронта и сам характер местности на сторожевском плацдарме вызывал более широкий объем задач по инженерному обеспечению. [36]

Большая работа была проведена по проделыванию проходов в минных полях и проволочных заграждениях своих и противника.

Кроме перечисленных работ, войскам пришлось в короткий срок проделать значительные работы по устройству и поддержанию в проезжем состоянии дорог и переправ через р. Дон и по расчистке въездов на крутой правый берег Дона на сторожевском плацдарме. Для перехода через Дон танков и тяжелой артиллерии были построены свайные мосты грузоподъемностью до 60 т и устроены ледяные переправы для пропуска по ним грузов весом до 6 т. Всего было построено два 40-т и семь 60-т мостов (в том числе на сторожевском плацдарме три моста, на щучьенском плацдарме четыре моста) и три переправы по льду. Кроме того, был сделан ряд ложных переправ и мостов.

Дальше