Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Решение командира корпуса на марш

(Схемы 14 и 15)

К 18 часам 2 апреля соединения и части корпуса закончили сосредоточение в районе Витцлин, Коллетцкау, Боян и начали готовиться к предстоявшему маршу.

Командир корпуса генерал-лейтенант Дратвин М. И., находившийся со своим штабом в районе Коллетцкау, в ночь на 3 апреля принял решение на марш и лично объявил его командирам дивизий.

Марш пешим порядком командир корпуса решил совершить по двум маршрутам. По правому маршруту — Коллетцкау, Лауенбург, Штольп, Шлаве, Кезлин, Керлин, Плате, — указанному командующим армией, было решено направить главные силы корпуса — две дивизии, а по левому маршруту — Лебно, Борнцин, Эгзов, Кезлин, — избранному командиром корпуса, — одну дивизию.

Движение корпуса по двум дорогам значительно сокращало глубину походной колонны и время на вытягивание и сосредоточение частей в районах больших привалов и ночлегов.

Части и подразделения, имевшие автомобильный транспорт, командир корпуса приказал объединить в дивизиях в сводные колонны, которые должны были выступать из районов сосредоточения позднее частей, следовавших пешим порядком, с таким расчетом, чтобы в районы ночлегов прибывать одновременно с остальными частями.

Такое решение командира корпуса в данной обстановке надо считать правильным. Однако следует отметить, что при наличии значительного количества грузовых автомашин в стрелковых дивизиях часть их могла быть использована и для перевозки людей.

В связи с тем, что корпус имел крайне ограниченное время на выполнение всего марша, дневки для отдыха личного состава не предусматривались. Продолжительность суточного перехода была установлена в 8–10 часов при скорости движения пешим порядком [104] 4 км в час. Следовательно, корпусу предстояло совершать напряженный марш. Своевременное выполнение такого марша было под силу только хорошо подготовленным войскам, втянутым в боевую и походную жизнь.

Дивизиям командир корпуса поставил следующие задачи.

136-й стрелковой дивизии (269, 342 и 358-й стрелковые и 343-й артиллерийский полки) утром 5 апреля выступить пешим порядком по маршруту Коллетцкау, Шенвальде, Навитц, Лауенбург, Штольп, Шлаве, Цанов и к исходу 9 апреля сосредоточиться в районе леса южнее и юго-западнее Цанов.

Разграничительная линия полосы движения дивизии слева показана на схеме 15.

71-й стрелковой дивизии (126, 131 и 367-й стрелковые и 237-й артиллерийский полки) выступить на марш вслед за 136-й стрелковой дивизией и к исходу 9 апреля сосредоточиться в районе Раттайк, Альт Цовен, Цирхоф.

Исходный рубеж — Коллетцкауермюлле, Коллетцкау — 136-я стрелковая дивизия головой колонны главных сил должна была пройти в 7 часов, а 71-я стрелковая дивизия — в 12 часов 5 апреля.

162-я стрелковая дивизия (194, 209 и 224-й стрелковые и 369-й артиллерийский полки) получила задачу совершать марш отдельной колонной по маршруту Боян, Лебно, Линде, Вуссов, Микров, Лупов, Борннин, Лоссин, Цирхов, Цигниц, Яневитц, Латциг. Дивизия должна была выступить утром 5 апреля и к исходу 9 апреля сосредоточиться в районе Кестернитц, Натцлафф, Криттен. Исходный рубеж — высота 199, головой колонны главных сил дивизии пройти в 6 час. 30 мин. 5 апреля.

В указанных районах сосредоточения дивизии должны были получить задачи на вторую половину пути движения.

Таким образом, стрелковым дивизиям предстояло на первом этапе марша за пять дней пройти пешим порядком без дневок около 170 км. Фактически войска корпуса указанное расстояние прошли за 4–4,5 суток.

Построение походного порядка корпуса на марш пешим порядком, а также глубина походных колонн показаны на схеме 16.

Походное охранение колонн с фронта осуществлялось авангардами.

В состав авангардов в каждой колонне было выделено по одному стрелковому полку, усиленному одним-двумя дивизионами артиллерийских полков дивизий. Построение походного порядка стрелковых полков, назначенных в авангарды дивизий, показано на схеме 17.

На весь период марша в каждой дивизии, кроме разведывательных органов, создавались рекогносцировочные группы, которые должны были по указанию командиров дивизий производить осмотр отдельных участков маршрутов, районов больших привалов и ночлегов, районов погрузки и выгрузки частей. Каждая рекогносцировочная группа возглавлялась офицером штаба дивизии и состояла из 3–5 офицеров от частей, медицинского и ветеринарного врачей, взвода саперов и группы связистов со средствами связи.

В хвосте каждой дивизионной колонны шли специально созданные из резерва офицерского состава команды замыкания движения. На эти команды возлагалась задача поддержания порядка в хвосте колонны, сбора всех отстающих и осмотра мест больших привалов и ночлегов после ухода войск.

Во время подготовки к предстоявшему маршу штаб корпуса, штабы дивизий и частей отработали боевые приказы, планы марша и приказания по боевому обеспечению марша. [105]

С личным составом частей были проведены занятия по подготовке к маршу пешим порядком и на автотранспорте. На. всех занятиях главное внимание обращалось на соблюдение дисциплины, организованности, сохранение военной тайны, бдительности и боевой готовности во время марша.

Организация комендантской службы на маршрутах движения и в районах сосредоточения

(Схема 15)

Комендантская служба на правом маршруте корпуса была организована штабом армии силами и средствами 59-го отдельного дорожно-эксплоатационного батальона. Комендантские посты на этом маршруте были развернуты в Лауенбурге, Штольпе, Шлазе и Кезлине. На каждом из них находились офицеры от штаба корпуса.

Собственными силами корпус организовал шесть комендантских постов, из которых пять — на левом маршруте и один — на правом в районе Немитц. На левом маршруте комендантские посты были развернуты в Линде, Лупове, Гумбине, на развилке дорог восточнее Эгзов и в районе Латциг. Средняя величина участка, обслуживаемого одним постом, равнялась 30–35 км. Все комендантские посты корпуса были обеспечены средствами передвижения (мотоциклами и автомашинами), а также имели со штабом корпуса телефонную связь по постоянным линиям.

При комендантских постах штабом корпуса были организованы пункты сбора донесений от частей.

Распоряжением командиров 136-й и 162-й стрелковых дивизий на мосты через реки Лупов Флисс, Штольпе и Виппер высылались на автомашинах офицеры штаба с саперами. В их задачу входило поддержание в исправности мостов и пропуск своих частей через реки.

Для контроля и обеспечения своевременного выполнения плана марша штаб корпуса на каждый день устанавливал рубежи регулирования и время прохождения их частями. На эти рубежи высылались офицеры штаба, которые контролировали своевременность прохождения рубежей войсками и передавали последним все распоряжения командира корпуса.

Инженерное обеспечение марша

(Схема 15)

Инженерное обеспечение основного (правого) маршрута корпуса осуществлялось средствами фронта и армии. Это в большой степени облегчало работу корпуса по подготовке маршрутов к движению. Основную работу по восстановлению мостов и наиболее сильно разрушенных участков дорог выполняли фронтовые и армейские дорожно-строительные части.

Силами корпуса предстояло подготовить для движения пешим порядком левый маршрут, а правый только на 45-км участке от Коллетцкау до Лауенбурга.

Для выполнения этой задачи командир корпуса приказал за сутки до начала марша выслать по правому маршруту отряд обеспечения движения в составе саперного батальона 136-й стрелковой дивизии, а по левому маршруту, где предстояло выполнить значительно больше работ, — отряд обеспечения движения в составе отдельного саперного батальона корпуса и саперного батальона 162-й стрелковой дивизии. В задачу отрядов входили: разведка и ремонт маршрутов от исходного [106] пункта до районов сосредоточения дивизий, разведка районов привалов и ночлегов, разграждение их от мин и подготовка источников воды. Своевременная высылка отрядов по маршрутам дивизий обеспечила безостановочное движение колонн.

Противовоздушная оборона частей на марше

(Схема 15)

С началом марша по плану штаба фронта в полосе движения войск 70-й армии в дневное время должна была патрулировать истребительная авиация фронта. При прохождении корпусом крупных населенных пунктов противовоздушную оборону последних осуществлял 581-й армейский зенитный артиллерийский полк, имевший в своем составе 16 37-мм зенитных орудий и 16 крупнокалиберных зенитных пулеметов. На маршруте этот полк должен был занимать огневые позиции перекатами. До 7 апреля полк располагался на позициях в районе Лауенбург, до 8 апреля — в Штольпе, а 9 апреля — в Кезлине.

Зенитно-пулеметные средства частей корпуса приказано было все время иметь в полной боевой готовности как на марше, так и во время остановок. При движении пешим порядком эти средства занимали огневые позиции перекатами по обочинам дорог. При движении на автотранспорте зенитно-пулеметные роты включались в состав колонн главных сил дивизий. В местах расположения частей на отдых зенитно-пулеметные роты под прикрытием разведки и охранения должны были выходить на заранее разведанные огневые позиции.

Кроме специальных зенитных подразделений, в каждом взводе одно отделение, а в каждой роте один взвод назначались дежурными подразделениями для стрельбы из винтовок и пулеметов по снижающимся самолетам противника.

Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи была организована как на походе, так и в районах сосредоточения.

На походе при штабе корпуса, штабах дивизий и полков были развернуты подвижные посты воздушного наблюдения, оповещения и связи. В разведке, охранении и в каждом стрелковом батальоне имелись по три-четыре наблюдателя за воздушным противником. С началом движения частей корпуса на автотранспорте на каждой машине назначались по два наблюдателя: один для наблюдения по ходу движения, другой — в обратном направлении.

Оповещение частей на походе осуществлялось голосом, сигналами автомашин, флажками, а также условными сигналами радиостанций.

По сигналу воздушной тревоги на марше походные колонны должны были расчленяться, увеличивая дистанции между подразделениями и машинами, не прекращая движения. Зенитные средства и подразделения, предназначавшиеся для стрельбы по самолетам, немедленно изготавливались к открытию огня.

Расположение войск на больших привалах и ночлегах производилось, как правило, в лесах.

Материальное обеспечение

(Схемы 14 и 15)

Выступая на марш, части корпуса должны были пополнить свои запасы с армейской станции снабжения и иметь 0,5 боевого комплекта боеприпасов, 5 суточных дач продовольствия и 2 заправки горюче-смазочных материалов. [107]

В пути следования пополнение запасов частей должно было производиться из армейских летучек, которые развертывались в Кезлине, Штольпе и Цанове. Армейская станция снабжения 10 апреля развертывалась в Торнове.

У всего личного состава перед выходом на марш были проверены обувь, обмундирование и снаряжение. Каждой стрелковой дивизии был выдан обменный фонд обуви. Распоряжением штаба армии часть армейской ремонтной сапожной мастерской выбрасывалась в Кезлин для обслуживания частей корпуса. Вещевая летучка армейского вещевого склада с запасом летнего обмундирования для частей корпуса была выброшена в Торнов. После сосредоточения в новый район войска корпуса должны были получать обмундирование из этой летучки и переходить на летнюю форму одежды.

Питание личного состава в пути следования производилось из походных кухонь. Горячая пища при движении пешим порядком должна была выдаваться три раза в сутки, а при движении на автотранспорте — два раза в сутки. На время движения на автомашинах на весь личный состав было приказано иметь сухой паек (хлеб, сахар, консервы). Походные кухни во время движения пешим порядком по указанию командиров частей разрешалось выбрасывать вперед с тем, чтобы к приходу подразделений пища была уже приготовлена.

Весь личный состав был обеспечен флягами. Перед выходом со всем личным составом была проведена большая разъяснительная работа о правилах пользования водой на походе. Пользование в пути движения некипяченой и нехлорированной водой строго запрещалось.

К началу марша дивизионные хлебопекарни подготовили четырехсуточный запас хлеба. В дальнейшем они под прикрытием специально выделенных стрелковых подразделений выбрасывались на 100–120 км вперед для того, чтобы к подходу частей создать необходимый запас хлеба. Перед началом марша весь личный состав прошел санитарную обработку с заменой нательного белья и дезинфекцией верхней одежды.

Задачей медицинского обеспечения войск на марше являлось предохранение личного состава от возможных заражений инфекционными заболеваниями. В каждом полку и дивизии были созданы санитарно-эпидемические разведывательные группы, которые следовали с органами разведки и производили тщательный осмотр районов остановок частей. Из медико-санитарных батальонов дивизий в помощь полковым медицинским ротам было выделено по одному врачу с санитарной машиной.

Продуманная организация материального и медицинского обеспечения создавала необходимые условия для успешного выполнения марша.

Управление войсками и организация связи на марше

На основе принятого командиром корпуса решения штаб корпуса разработал боевой приказ на марш, который был разослан в дивизии к 10 часам 3 апреля, т. е. почти за двое суток до начала марша. Одновременно с боевым приказом был отработан и разослан частям план марша, в котором были указаны исходные пункты на каждый день марша, время их прохождения, районы больших привалов, ночлегов и места командных пунктов командира корпуса и командиров дивизий по дням марша.

Командир корпуса и командиры дивизий в своих приказах задачи войскам поставили сразу на несколько дней марша, что нарушало указания штаба фронта. В целях сохранения в тайне производившейся перегруппировки войск штаб фронта требовал, чтобы командиры корпусов задачи дивизиям ставили только на два перехода, а командиры дивизий [108] командирам полков — на один переход. Командиры полков должны были ставить задачи своим подразделениям на один переход и только устно.

Одним из способов управления войсками во время марша было регулярное личное общение командира корпуса с частями. Командир корпуса, его заместитель по политической части и начальник штаба систематически выезжали в дивизии и проверяли ход марша. Широко использовались офицеры связи и посыльные на мотоциклах и автомашинах. В местах больших привалов и ночевок в корпусе и дивизиях, как правило, развертывалась телефонная связь до командира полка включительно.

При движении корпуса пешим порядком командир корпуса и его штаб передвигались по правому маршруту скачками от одного пункта к другому.

Управление колоннами на походе осуществляли начальники колонн путем отдачи команд и распоряжений по колонне голосом или флажками. Штаб корпуса перед маршем разработал таблицу сигналов для управления в колоннах. При движении частей пешим порядком в каждом батальоне (батарее) назначались наблюдатели за сигналами начальников колонн. При перевозке частей корпуса на автотранспорте было приказано иметь наблюдателей на каждой машине. Один из наблюдателей принимал сигнал и докладывал его командиру машины, а второй передавал этот сигнал на сзади идущую машину.

Радиостанции во время марша работали только на прием, а в системе ПВО и на передачу сигналов воздушной тревоги.

Политическое обеспечение марша

Сразу же после получения приказа на марш во всех частях корпуса была развернута партийно-политическая работа с целью обеспечения выполнения в срок предстоявшего марша.

В период с 3 по 5 апреля во всех дивизиях были проведены собрания партийного актива, на которых обсуждались итоги партийно-политической работы в период зимних наступательных боев 1945 г. и очередные задачи партийных организаций. С докладами выступили начальники политотделов дивизий.

В связи с предстоявшей перегруппировкой корпуса на штеттинское направление на собраниях партийного актива дивизий начальники политических отделов определили очередные задачи партийных и комсомольских организаций в деле обеспечения подготовки личного состава корпуса к маршу.

Начальники политотделов дивизий провели инструктивные совещания своих работников и направили их в части для оказания помощи и контроля за проведением всех мероприятий по подготовке к маршу.

Командиры подразделений, офицеры политотделов дивизий и политработники полков провели во всех подразделениях специальные беседы о дисциплине марша, о сохранении военной тайны, повышении бдительности и о том, как вести себя при движении по территории, только что очищенной от войск противника. Во всех беседах с личным составом обращалось внимание на то, что марш следует выполнять как боевую задачу. Личному составу разъяснялось, что от четкости выполнения марша в дальнейшем будут зависеть успешные действия частей по окончательному разгрому врага в его собственной берлоге.

4 апреля во всех частях и подразделениях были проведены партийные и комсомольские собрания первичных организаций с повесткой дня: «Задачи коммунистов и комсомольцев на марше». С докладами на этих [109] собраниях выступили командиры полков или их заместители то политической части.

Политотдел корпуса и политотделы дивизий с агитаторами подразделений провели инструктивные семинары по тематике бесед, которые следовало провести с личным составом на марше и во время отдыха. Главная задача агитаторов заключалась в своевременном доведении до всего личного состава приказов Верховного Главнокомандующего товарища Сталина войскам с объявлением благодарностей за отличное выполнение боевых заданий, а также в разъяснении международных событий по материалам, публикуемым в газетах.

Во время подготовки к маршу были приняты меры по укреплению партийных и комсомольских организаций. Там, где из строя выбыли парторги, комсорги и их заместители, были назначены новые. Каждый коммунист и комсомолец получил индивидуальное задание для работы в подразделении во время марша.

Особое внимание командиров, политических органов и партийных организаций обращалось на то, чтобы партийно-политическая работа в частях и подразделениях во время марша велась непрерывно. Должны были продолжать работу школы партийного и комсомольского просвещения. В группах молодых коммунистов во время марша изучалась тема «Долг воина-большевика», в комсомольских школах изучались решения XIII пленума ЦК ВЛКСМ об улучшении политико-воспитательной работы комсомольских организаций среди молодежи.

Во всех полках были подготовлены агитмашины с радиоприемниками, которые следовали в колонне главных сил своих полков. Политработники, находившиеся в этих машинах, своевременно принимали сообщения Совинформбюро, размножали их и через агитаторов полков доводили до всего личного состава корпуса.

Для обеспечения бесперебойной работы военно-почтовых станций стрелковых дивизий им было выделено дополнительно по одной машине.

Перед выступлением на марш командир корпуса провел строевые смотры частей с целью проверки их готовности к маршу. После смотров в каждом полку были проведены короткие митинги и вручены правительственные награды солдатам и офицерам, награжденным за смелость, героизм и отвагу в минувших боях. На этих митингах командиры и политработники в своих выступлениях требовали от личного состава организованно провести марш, своевременно прибыть в назначенные районы и не иметь отстающих.

Выполнение корпусом марша пешим порядком

(Схема 15)

Подготовка к маршу в войсках закончилась к исходу 4 апреля. Командир корпуса со своим штабом и офицерами политотдела корпуса в этот же день проверил готовность к маршу личного состава и транспорта.

В 6 часов 5 апреля части корпуса начали марш.

Марш войска корпуса в обоих колоннах совершали по правой стороне дороги, оставляя левую сторону для движения встречных машин. Командиры частей, подразделений и комендантские посты на маршрутах строго следили за соблюдением войсками установленных правил движения.

Во время малых привалов, которые устраивались через каждые 50 минут движения, подразделения отводились от дороги вправо и располагались на отдых в укрытых местах. При подходе частей к районам, [110] назначенным для отдыха, они встречались своими представителями и направлялись в уже подготовленные для них места отдыха. Большие привалы и ночлеги, как правило, устраивались вне населенных пунктов. В местах больших привалов и ночлегов производилась выдача горячей пищи и предоставлялся отдых личному составу.

После каждого дня марша командир корпуса и его заместитель по политической части с командирами дивизий и начальниками политотделов подводили итоги дня, отмечали положительные и отрицательные стороны в каждой части. Командиры дивизий в свою очередь подводили итоги марша с командирами полков, а командиры полков — с командирами своих подразделений. Ежедневное подведение итогов марша позволяло своевременно устранять все замеченные недостатки и в последующие дни совершать марш лучше.

Во время марша, на привалах и ночлегах работники политотделов и коммунисты в подразделениях проводили беседы с солдатами и офицерами о положении на фронтах Великой Отечественной войны и о текущих политических событиях. Тут же проводилась и культурно-массовая работа. Организовывались просмотры кинокартин, выступали кружки солдатской самодеятельности, дивизионные оркестры.

К концу дня выходили дивизионные газеты. В них рассказывалось о ходе марша, отмечались лучшие солдаты, офицеры и целые подразделения, успешно выполняющие задачи на марше, освещались события на фронтах Великой Отечественной войны и внутри страны.

Регулярный выход дивизионных газет имел большое значение в деле мобилизации всего личного состава корпуса и подъема его политико-морального состояния.

Перевозка корпуса на автотранспорте

(Схемы 14 и 18)

7 апреля командующий армией устно сообщил командирам корпусов об изменении района и времени сосредоточения войск армии.

Утром 8 апреля штаб 47-го стрелкового корпуса получил письменное боевое распоряжение командующего армией; последний поставил перед корпусом задачу к исходу 9 апреля сосредоточиться в районе Цанов, Натцлафф, Цирхов. Здесь корпус должен был погрузиться на автомашины и, следуя по маршруту Кезлин, Керлин, Бельгард, Штольценберг, Шифельбайн, Арнсвальде, к исходу 10 апреля сосредоточиться в районе Репплин, Браллентин, Цахан. Конные обозы корпуса было приказано направить своим ходом самостоятельной колонной по маршруту Кезлин, Польцин, Фалькенбург, Каллис, Арнсвальде и к исходу 14 апреля сосредоточиться в новом районе.

Разграничительные линии полосы движения корпуса с 9 апреля устанавливались: справа — от Гросс Естин на Фраенвальде и слева — от Крампе на Польцин, Фалькенбург, Каллис, Арнсвальде.

Одновременно командиру корпуса сообщалось, что для перевозки войск на автомашинах ему из состава 16-го и 70-го полков 2-й автобригады резерва Ставки Верховного Главного Командования штаб армии выделяет 700 автомашин, которые 9 апреля начнут прибывать в район Цанов и лес восточнее его.

На основе полученных распоряжений командир корпуса 8 апреля принял решение на перевозку частей корпуса автотранспортом и поставил дивизиям очередные задачи. В этот же день соединениям и частям корпуса был разослан боевой приказ на марш № 0020. [111]

По решению командира корпуса перевозке на автомашинах подлежали личный состав стрелковых, артиллерийских и специальных частей корпуса с их вооружением, с установленным запасом боеприпасов и продовольствия, а также конский состав артиллерийских подразделений и батальонных кухонь. Тыловые подразделения дивизий и другие части корпуса, не указанные выше, имевшие в своем составе конный транспорт, командир корпуса решил свести в дивизионные колонны и под командой заместителей командиров дивизий по строевой части направить своим ходом по указанному для них маршруту.

Движение корпуса на автотранспорте было намечено осуществить дивизионными колоннами по одному маршруту, указанному корпусу. Дистанции между дивизиями устанавливались в 10 км, между полками в 4–5 км и между машинами в 25–50 м.

Расстояние от Цанова до района сосредоточения (около 200 км) командир корпуса решил пройти на автотранспорте за одни сутки и конным обозом за четверо суток.

Для контроля за движением автоколонн через 30–35 км на маршруте устанавливались рубежи регулирования движения. Кроме этого, перед каждым крупным населенным пунктом были назначены короткие (5–10-минутные) остановки для подтягивания машин. Через 3–4 часа движения намечались 15–20-минутные остановки, во время которых должен был предоставляться отдых водительскому составу и производиться технический осмотр машин.

В целях разведки и производства необходимого ремонта дорог и мостов за три часа до начала движения главных сил корпуса намечалась высылка отряда обеспечения движения в составе корпусного отдельного саперного батальона.

В боевом приказе № 0020 от 8.4.45 г. дивизиям были поставлены следующие задачи.

162-й стрелковой дивизии приказывалось в районе Кестернитц погрузиться на автомашины и, следуя по маршруту Кезлин, Керлин, Бельгард, Штольценберг, Шифельбайн, Лабес, Вангерин, Реетц, Арнсвальде, к 20 часам 10 апреля сосредоточиться в районе Делитц, Добберпуль, Шёнвердер.

Исходный пункт — Штеглин — головой колонны главных сил дивизии пройти в 10 часов 10 апреля.

136-й стрелковой дивизии было приказано в районе Цанов погрузиться на автомашины и, следуя по маршруту 162-й стрелковой дивизии, к 22 часам 10 апреля сосредоточиться в районе Варнитц, Блумберг, Репплин.

Исходный пункт — отметка 137,0 — головой колонны главных сил дивизия должна была пройти в 13 час. 30 мин.

71-я стрелковая дивизия получила задачу с утра 10 апреля в районе 8 км севернее Кестернитц погрузиться на автомашины и выступить вслед за 136-й стрелковой дивизией. К 24 часам 10 апреля дивизия должна была сосредоточиться в районе Цахан, Шёнвердер, Шлагентин.

Исходный пункт — Штеглин — дивизии было приказано пройти головой колонны главных сил в 16 часов.

В этом же приказе командир корпуса указал, какое количество автомашин будет придано каждой дивизии.

Командиры дивизии, получив эти задачи, немедленно приступили к сосредоточению частей в районах погрузки и планированию перевозки войск на автомашинах.

136-й стрелковой дивизии предстояло, следуя по ранее назначенному маршруту, к 12 часам 9 апреля сосредоточиться в районе Цанов и лес [112] юго-западнее Цанов. Расстояние в 70 км дивизии необходимо было пройти пешим порядком за 1,5 суток.

71-я стрелковая дивизия к 13 часам 9 апреля должна была сосредоточиться в районе Раттайк, Альт Цовен, Цирхоф. В целях сокращения времени на сосредоточение дивизии командир корпуса приказал с утра 8 апреля марш совершать по двум маршрутам. Правой колонне передвигаться по маршруту 136-й стрелковой дивизии, а левой — по маршруту 162-й стрелковой дивизии до Эгзов, а затем на Вендиш Тихов, Альт Варшов, Шлаве, Немитц, Раттайк. За 1,5 суток дивизии предстояло пройти 75 км.

162-я стрелковая дивизия должна была пройти за одни сутки 55 км и к исходу 8 апреля сосредоточиться в районе Кестернитц, Натцлафф, Криттен.

В целях своевременной организации управления и руководства работой в районе погрузки штаб корпуса 8 апреля направил в район Цанов оперативную группу штаба со средствами связи. Штабы дивизий по указанию командира корпуса выслали свои рекогносцировочные группы для выбора мест погрузки полков.

Утром 8 апреля части корпуса возобновили марш пешим порядком. В связи с тем, что частям корпуса за короткое время предстояло пройти большие расстояния, время отдыха на ночлегах было сокращено до 4 часов. Несмотря на напряженность марша, дивизии своевременно и без отставших прибыли в район погрузок.

Сосредоточение частей началось вечером 8 апреля и закончилось к 13 часам 9 апреля. К этому времени в районах погрузки каждой дивизии были собраны все части с их транспортами и обозами. Рекогносцировочные группы дивизий прибывали в районы погрузки раньше войск и к подходу последних наметили для каждой части районы расположения и места погрузки на автомашины.

По мере сосредоточения частей корпуса немедленно начиналась подготовка войск и материальной части к маршу на автотранспорте и оборудование погрузочных площадок.

Погрузочные районы дивизий показаны на схеме 18. Каждый погрузочный район дивизии состоял из районов сосредоточения частей перед погрузкой, погрузочных площадок, районов ожидания автотранспорта перед погрузкой и пунктов формирования эшелонов.

Погрузочные площадки выбирались и оборудовались вблизи дорог в местах, удобных для подхода и выхода автомашин. В отдельных случаях для погрузки лошадей, кухонь и других тяжелых грузов оборудовались аппарели. В районе каждой погрузочной площадки были подготовлены доски, бревна, гвозди, проволока и другие материалы, необходимые для погрузки материальной части и крепления ее на машинах.

Здесь следует заметить, что вся подготовка частей к перевозке на автотранспорте производилась в отсутствии придаваемых корпусу автомобильных частей и подразделений. Эти части начали прибывать только к исходу 9 апреля.

Для каждого стрелкового полка и специальных подразделений дивизии были выбраны отдельные погрузочные районы и соответственно оборудованы. Для оборудования погрузочных районов были привлечены почти все саперные подразделения полков и дивизии.

Расчет на погрузку производился исходя из следующих норм: на каждую двухтонную машину 22–24 человека, причем, как правило, целое подразделение (взвод или боевой расчет) с оружием и запасом боеприпасов; на трехтонную машину — до 35 человек или 3–4 лошади, или одна кухня с обслуживающим ее составом и запасом продовольствия. [113]

Орудия было приказано везти на прицепе к машинам. Боевые расчеты этих орудий, конский состав, а также зарядные ящики с запасом боеприпасов грузились на машины.

Количество штатных и приданных автомашин в каждой дивизии показано в табл. 2.

Таблица 2

Наименование дивизий Количество машин, выделенных из состава приданных авточастей Количество наличных штатных машин Всего машин
2-тонных 2, 5-тонных 3-тонных итого легковых специальных грузовых ИТОГО
71-я стрелковая дивизия 187  —  — 187 8 13 146 167 354
136-я стрелковая дивизия 70 42 14 126 8 12 106 126 252
162-я стрелковая дивизия 62 14 146 222 5 14 134 153 375
Управление корпуса 82  —  — 82 13  — 48 61 143
Резерв машин командира корпуса 20  —  — 20  —  —  —  — 20
Всего 421 56 160 637 34 39 434 507 1144

При наличии указанного количества машин глубина дивизионных колонн на походе при дистанции между машинами в 25 м и между эшелонами (полками) в 5 км составляла в 71-й стрелковой дивизии 30 км, в 136-й стрелковой дивизии — 27 км и в 162-й стрелковой дивизии — 32 км.

Общая глубина корпусной колонны при дистанции между дивизиями в 10 км достигала 125 км. Фактическая глубина всей корпусной автоколонны на марше была 115 км, а колонны главных сил — 89 км. Это объясняется тем, что 209-й стрелковый полк, саперный батальон 162-й стрелковой дивизии и отдельный саперный батальон корпуса (82 машины) были отправлены в новый район сосредоточения до начала марша и поэтому в общую колонну не входили.

Построение походной колонны корпуса при движении на автотранспорте показано на схеме 19.

В авангарде корпуса, на удалении 10 км от главных сил, следовали 224-й стрелковый и 369-й артиллерийский полки 162-й стрелковой дивизии. В состав главных сил входили: 194-й стрелковый полк, специальные подразделения 162-й стрелковой дивизии, 136-я и 71-я стрелковые дивизии.

Каждая дивизионная колонна состояла из колонн частей, которые в свою очередь делились на эшелоны. Начальником колонны назначался командир перевозимой части. Штаб корпуса утвердил разработанную одной дивизией инструкцию начальнику автоколонны (дана в приложении) и разослал ее во все соединения. Инструкцией определялись обязанности начальника колонны по подготовке погрузочного района, а также порядок построения и движения автоколонн.

В 18 часов 9 апреля в район Цанов прибыла первая автоколонна 70-го автомобильного полка в составе 82 машин. Одновременно в штабе корпуса стало известно, что остальные машины прибудут утром 10 апреля.

Командир корпуса решил не задерживать прибывшие машины до утра следующего дня, а загрузить и отправить их в тот же день. Он приказал командиру 162-й стрелковой дивизии на этих машинах направить [114] в свой район сосредоточения один стрелковый полк и саперный батальон дивизии, поставив последним задачу подготовить район выгрузки частей корпуса и организовать его оборону.

Выполнение этой задачи командир 162-й стрелковой дивизии возложит на 209-й стрелковый полк и саперный батальон дивизии.

В 19 час. 40 мин. указанные части погрузились на автомашины и выступили на марш.

Утром 10 апреля начали прибывать остальные машины. Поступление машин шло не одновременно, а по частям. По мере прибытия штаб корпуса распределял их по дивизиям, где они немедленно загружались и выходили на пункты формирования эшелонов.

В связи с тем, что до прибытия автомашин все было подготовлено, погрузка проходила организованно и быстро. Стрелковый полк в среднем грузился в течение 1–1,5 часов, а дивизия в течение 2,5–3 часов. Погрузка всего корпуса заняла 10,5 часов. Такое количество времени, затраченное на погрузку корпуса, объяснялось тем, что машины, как указывалось выше, прибывали не одновременно, а частями.

За три часа до начала движения авангарда корпуса была выслана разведка маршрута — 238-й отдельный саперный батальон корпуса.

Марш на автомашинах корпус совершал днем и ночью. Наибольшие расстояния ночью прошли 209-й стрелковый полк с саперным батальоном 162-й стрелковой дивизии (130 км) и части 71-й стрелковой дивизии (125 км). Частям, совершающим ночной марш, разрешалось организовать 3-часовой отдых, а остальным только небольшие остановки.

Вся переброска на автотранспорте на расстояние до 200 км заняла около 36 часов. Каждая колонна в пути находилась 10–12 часов, а исключая большие и малые привалы, 8–9 часов.

Таким образом, средняя скорость движения автомашин на всем пути равнялась 20–28 км/час. Днем скорость колебалась в пределах 25–30 км/час, а ночью — 15–20 км/час.

Большой скорости движения корпуса на автотранспорте способствовала хорошая организация разведки дорог, своевременное принятие мер фронтом, армией и корпусом по ремонту и восстановлению дорог, а также хорошая организация комендантской службы на маршрутах.

Офицерский и водительский состав 16-го и 70-го автомобильных полков 2-й автомобильной бригады показали высокую организованность и умение в срок выполнять перевозку войск. Между личным составом перевозимых частей и личным составом авточастей была полная согласованность в работе. Командиры частей и дивизий дали высокую оценку работе личного состава приданных им подразделений авточастей.

За время марша на приданных и штатных автомашинах было перевезено около 11 тысяч человек, 750 лошадей, 333 орудия и миномета, 20 повозок, 115 кухонь, 203 тонны боеприпасов и 177 тонн продовольствия.

Конные обозы частей совершали марш своим ходом отдельным маршрутом. В районах погрузки часть грузов, перевозимых обозами, была перегружена на автомашины. Разгрузка конного транспорта обеспечила наиболее быстрое его движение. Среднесуточный переход колонн конного транспорта составил около 50 км.

209-й стрелковый полк и саперный батальон 162-й стрелковой дивизии прибыли в район разгрузки утром 10 апреля. Командир полка по указанию начальника оперативной группы штаба корпуса, которая прибыла вместе с полком, организовал оборону района разгрузки корпуса, произвел разведку мест выгрузки дивизий, организовал встречу частей корпуса и направление их в назначенные им районы. Это мероприятие обеспечило [115] организованную и быструю выгрузку всех частей корпуса. Марш на автотранспорте прошел успешно. Все войска прибыли в свои районы своевременно и в полном составе.

Самоходно-артиллерийские установки дивизий, отправленные по железной дороге, утром 10 апреля выгрузились на станции Торнов, а к исходу дня своим ходом прибыли в районы сосредоточения своих дивизий.

В 24 часа 13 апреля начали прибывать и конные обозы. Сосредоточение их было закончено в 13 часов 14 апреля.

Таким образом, корпус закончил сосредоточение в новом районе к исходу 14 апреля.

После непродолжительного отдыха части корпуса начали боевую подготовку к предстоявшим наступательным боям с целью форсирования реки Одер и разгрома противника, оборонявшегося по его левому берегу.

Дальше