Заключение
Комбинированный марш 47-го стрелкового корпуса был совершен в условиях перегруппировки войск целого фронта с данцитского на Штеттинское направление. Поэтому успех выполнения задачи корпусом во многом зависел от мероприятий, проводимых штабом фронта и армии.
Штаб франта и штаб армии четко спланировали перегруппировку войск и приняли все необходимые меры по обеспечению последней. Основные маршруты войск в инженерном отношении были подготовлены средствами фронта и армии. Было строго спланировано время движения частей, четко организована комендантская служба на маршрутах, тщательно отработаны вопросы обеспечения войск автотранспортом и материальными средствами. Хорошо были организованы противовоздушная оборона войск и контроль за выполнением марша.
Вместе с этим командир корпуса и его штаб тщательно продумали организацию марша войск корпуса как пешим порядком, так и на автотранспорте.
В данной конкретной обстановке командир корпуса принял обоснованное решение совершать марш пешим порядком по двум маршрутам, что значительно сокращало глубину каждой колонны, а на автотранспорте по одному маршруту с выделением всего конного транспорта в самостоятельную колонну, которая должна была двигаться по отдельному маршруту.
Своевременное и непрерывное ведение разведки и инженерное обеспечение маршрутов гарантировали корпус от всякого рода неожиданностей, которые могли возникнуть во время марша (повреждение мостов и на отдельных участках дорог).
В ограниченное время на подготовку к предстоявшему маршу (двое суток) штаб корпуса на основе решения командира четко спланировал всю организацию марша и своевременно довел задачи до исполнителей. В частях корпуса была проведена большая работа по подготовке к маршу как личного состава, так и транспортных средств.
Командный состав, политотдел корпуса и политотделы дивизий всей системой партийно-политической работы мобилизовали личный состав на выполнение поставленной задачи на марш организованно и в срок прибыть в назначенные районы. Личный состав корпуса был проникнут сознанием необходимости как можно быстрее выйти на реку Одер с тем, чтобы принять активное участие в завершающем ударе по врагу. Коммунисты и комсомольцы на марше показали образцы выносливости и дисциплины. Своим личным примером они воодушевляли весь остальной состав своих подразделений. [116]
В результате всех мероприятий по организации и обеспечению марша корпус совершал марш организованно и четко.
Расстояния, пройденные частями дивизий пешим порядком, по дням показаны в табл 3.
№ по пор. | Дивизии | Дни марша (в километрах) | Всего | ||||
5 апреля | 6 апреля | 7 апреля | 8 апреля | 9 апреля | |||
1 | 136-я стрелковая дивизия | 32–36 | 30–34 | 28–30 | 50–55 | 20 | 160–175 |
2 | 71-я стрелковая дивизия | 30–25 | 35 | 25 | 40–46 | 30 | 160–170 |
3 | 162-я стрелковая дивизия | 35–40 | 25 | 40–45 | 55 | | 155–165 |
Среднесуточный переход 136-й и 71-й стрелковых дивизий составил 32–35 км, а 162-й стрелковой дивизии 38–41 км. Таким образом, части корпуса при движении пешим порядком совершали форсированный марш.
Стрелковые дивизии как при движении пешим порядком, так и при движении на автотранспорте своевременно выступали, строго выполняли график движения и во-время приходили в районы больших привалов и ночлегов. Отдых личного состава и организация питания во время марша также были четко спланированы и практически выполнялись в установленное время.
Большую роль в успешном выполнении марша сыграли рекогносцировочные группы, заблаговременно высылаемые штабом корпуса и штабами дивизий по маршрутам движения и в районы больших привалов и ночлегов для разведки пути и подготовки мест расположения частей.
В районы погрузки на автотранспорт эти группы прибыли за сутки до подхода войск. За это время они произвели разведку районов сосредоточения частей перед погрузкой на автотранспорт и мест для оборудования погрузочных площадок, разведали пути подхода автомашин к местам погрузки войск и движения их в места формирования эшелонов, организовали комендантскую службу в районах погрузки и подготовили командные пункты для своих командиров.
При планировании перевозки частей на автотранспорте штаб корпуса в деталях отработал все вопросы, произвел расчеты на погрузку частей, построение колонн, время выступления, указал порядок движения и выгрузки частей в районах сбора. В результате марш корпуса на автомашинах прошел организованно.
Колонны частей дивизий из своих районов погрузки выступали на марш в установленные для них планом сроки и следовали с заданной им скоростью.
В пути следования начальники колонн (командиры полков, отдельных батальонов) и офицеры штабов контролировали своевременность прохождения колоннами установленных пунктов и следили за тем, чтобы не нарушались дистанции между машинами, эшелонами и колоннами.
При наличии в корпусной колонне более тысячи машин в пути движения не было ни одного случая нарушения графика движения эшелонами колонн. Вся корпусная колонна шла днем со скоростью 25–30 км/час, а ночью 15–20 км/час.
Благодаря хорошей организации марша и высокой дисциплины водительского состава в ходе всего марша из строя вышла только одна машина, перевозившая личный состав. Последний был быстро пересажен на [117] резервную машину и вместе со своим подразделением прибыл в район сосредоточения без опоздания.
Применение комбинированного способа передвижения стрелковых войск позволило резко повысить величину среднесуточного перехода, сократить продолжительность нахождения войск на марше и сохранить силы личного состава для предстоявших боевых действий.
За шесть суток, комбинированного марша корпус прошел 360 км и сосредоточился в назначенном ему районе в установленный срок и в полном составе. Среднесуточный переход составил 60 км. Перевозка войск корпуса автотранспортом на второй половине пути позволила совершить напряженный марш без организации дневок и тем самым сократить общее количество времени нахождения частей в пути. Вместе с этим комбинированный марш требовал от командира корпуса, его штаба и партийно-политического аппарата большой работы по подготовке и организации марша. Подготовка личного состава, транспорта и дорог явилась главным условием успешного выполнения марша. Немалую роль в успешном выполнении марша сыграли отряды обеспечения движения, которые были созданы в корпусах и дивизиях. Опыт маршей, совершенных войсками Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, показал, что передовые отряды и отряды обеспечения движения, заблаговременно высылаемые соединениями по маршрутам движения войск, играли большую роль в обеспечении успеха марша. Этот опыт Великой Отечественной войны нашел свое отображение в полевом уставе (корпус дивизия 1948 года).
Поучительность настоящего примера состоит в том, что все вопросы организации марша, которые пришлось решать 47-му стрелковому корпусу, имеют практическое значение в боевой подготовке войск и на сегодня. Своевременная и тщательная инженерная разведка маршрутов, устранение разрушений на дорогах, четкая организация регулирования движения, заблаговременная разведка районов остановок войск на отдых, районов погрузки и выгрузки, подготовка личного состава и транспорта к маршу, непрерывный контроль за всеми мероприятиями подготовки к маршу и графиком движения, надежное боевое обеспечение войск на марше являются основными вопросами, от решения которых зависит успешный исход марша.
Источники материалы Архива Военного Министерства:
Фонд 70 А, описи и дела: 16407сс/6;{68} 16487с/3 и 13; 16438сс/2; 94722с/10; 214824с/11; 208534с/3; 241100сс/7; 21318сс/7; 16437сс/4 и 6.
Фонд 47 ск, описи и дела: 37547с/3; 73558с/3; 73559с/5; 74152с/4.
Фонд 71 сд, описи и дела: 74168с/4, 5, 6, 7, 8 и 10.
Фонд 162 сд, описи и дела: 67683с/1, 3, 4 и 7.
Фонд 136 сд, описи и дела: 75417с/4 и 10; 75460с/4 и 6. [118]