Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть II.

Торговый флот Дальневосточного морского пароходства в дни войны с Японией

Вопрос о вступлении Советского Союза в войну против милитаристской Японии был предрешен соглашением, заключенным на Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года. В нем, в частности, говорилось: «Руководители Трех Великих Держав — Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании — согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников...» (Тегеран-Ялта-Потсдам. Сборник документов. М.: Международные отношения. 1970. Изд. 2-е, с. 199.)

Советский Союз, будучи верным своему союзническому долгу, 8 августа 1945 года объявил войну Японии. Советское правительство стремилось приблизить окончание второй мировой войны ликвидировать ее последний очаг, устранить постоянную угрозу своим границам, оказать помощь корейскому и китайскому народам в их освободительной борьбе, вернуть исконно русские земли — Южный Сахалин и Курильские острова.

В ночь на 9 августа 1945 года советские войска под общим руководством Маршала Советского Союза А. М. Василевского начали военные действия. В войну вступила вместе с СССР и Монгольская Народная Республика.


«Военная кампания Вооруженных Сил СССР на Дальнем Востоке, — отмечает в своей книге «Дело всей жизни» Маршал Советского Союза А. М. Василевский, — увенчалась блестящей победой. Ее итоги трудно переоценить. Официально кампания длилась 24 дня, а боевые действия — практически вдвое меньше. Были наголову разбиты ударные силы врага. Японские милитаристы лишились плацдармов для агрессии и основных своих баз снабжения. Крах Квантунской армии ускорил капитуляцию Японии в целом».

26 июля 1945 года три державы — США, Англия и гоминьдановский Китай предъявили Японии ультиматум о безоговорочной капитуляции, но она его отклонила, считая, что обладает реальными возможностями для сопротивления.

Наступление советских войск по всему фронту было таким мощным, решительным и ошеломляющим для японского командования, что тогдашний премьер-министр Японии Судзуки 9 августа на заседании высшего совета по руководству войной, выражая общее настроение, заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным продолжение войны». (Еженедельник «Неделя», 1975. № 35. с. 4.)

Дальневосточные моряки торгового флота, испытавшие на себе коварство японских военных властей во время незаконных задержаний советских судов, одобрительно отнеслись к объявлению войны с Японией. На всех судах Дальневосточного пароходства, на заводах, в портах, на береговых предприятиях прошли митинги, собрания. Работники морского транспорта в своих выступлениях заявили, что не пожалеют сил, а при необходимости и жизни для победы над врагом.

Суда активно включались в перевозку войск и боевой техники в минированные вражеские порты. Экипажи торговых судов показали исключительное мужество, храбрость и стойкость в боевых ситуациях. Моряки торгового флота, работая в неблагоприятных метеорологических и гидрографических условиях, помогли воинам-тихоокеанцам выполнить свой священный долг перед Отчизной — освободить Южный Сахалин, Курильские острова, оказали также содействие корейскому народу в его освободительной борьбе против империалистического рабства.

Десант в Северную Корею

Перед высадкой десантов в корейские порты Юки, Расин, Сейсин советская авиация и торпедные катера предприняли массированные налеты, благодаря которым удалось уточнить данные военно-разведывательного характера и ослабить оборону военно-морских баз японцев.

Порты располагались в оборудованных гаванях, в которых могло базироваться несколько десятков боевых кораблей. С моря их прикрывала мощная береговая оборона.

В разгар войны с милитаристской Японией считалось, что участки подхода к корейским портам заминированы японцами. Но позже выяснилось, что «согласно официальным данным американского командования в период с 12 июля по 11 августа 1945 года самолеты-бомбардировщики 20-го авиакорпуса поставили у портов Гензан, Сейсин и Расин 780 неконтактных мин с индукционными, индукционно-гидродинамическими и акустическими взрывателями. Только на внешнем рейде и на подходах к порту Расин было сброшено 420 мин». Сведения о выставленных минных заграждениях удалось получить от американского командования только 21 августа, когда все побережье Северной Кореи было занято советскими войсками. (Краснознаменный Тихоокеанский флот. М.: Воениздат, 1981, с. 171.)

Враг упорно сопротивлялся. Советским войскам требовалось подкрепление в живой силе и военной технике. Доставить в район боевых действий войска, боевую технику — такая задача была поставлена перед моряками торгового флота.

Одними из первых были включены в операцию по перевозкам военных грузов и десантных войск в корейские порты пароходы «Сучан», «Ногин», «Дальстрой», «Невастрой». У каждого судна сложилась своя судьба, своя биография.

Название судна «Сучан» «Танкер №1» «Камчатнефть»
Место постройки США Япония США
Год постройки 1943 1936 1919
Скорость в узлах 12,0 12,0 10,5
Дейдвейт в тыс. т. 11,0 2,0 4,2
Род двигателя Паровая машина ДВС Паровая машина
Род топлива Жидкое Жидкое Жидкое
Вооружение 2 пушки, 8 «эрликонов» Сведений нет Сведений нет

Боевой рейс в Расин

Пароход «Сучан» под командованием капитана В. И. Факторовича, приняв на борт два подвижных зенитных артиллерийских дивизиона с полным вооружением, боезапасом, горючим, автомашинами, тракторами, с рассветом 15 августа 1945 года снялся из Владивостока на Расин. На его борту находился десант из более чем 800 человек. Для отражения возможного нападения с воздуха на грузовые люки установили скорострельные зенитные пушки.

Кроме «Сучана» и боевых кораблей в конвое был пароход «Камчатнефть» и «Танкер №1». Сразу же за островом Скрыплева конвой накрыл густой туман, что осложняло продвижение на юг, так как ни радаров, ни гирокомпасов в то время на судах еще не было. К вечеру конвой уже находился в районе входа в бухту Расин. Здесь к «Сучану» подошел большой морской охотник ТОФ и приказал капитану следовать за ним. Едва пароход начал разворачиваться, чтобы пристроиться в кильватер, как с левого борта в районе четвертого-пятого трюмов раздался сильный взрыв. «Сучан» наскочил на мину.

Вышли из строя главная машина, рулевое управление, радиостанция, погас свет. С заклиненным на правый борт рулем судно продолжало катиться вправо, в сторону острова Аввакум. Отчетливо слышался шум прибоя, видны скалистые очертания острова.

В этот критический момент капитан В. И. Факторович отдает команду находящимся на баке старшему помощнику капитана М. П. Мудраку и боцману Р. Н. Грищуку: «Отдать оба якоря!» Один якорный канат лопнул, второй, к счастью, выдержал. Инерция частично была погашена, и пароход носовой частью коснулся грунта.

Замеры глубин показали: на носу 14, а по корме 29 футов. Осмотрев судно, моряки убедились, что в корпусе повреждений нет, вода в трюмы не поступает. Старший механик М. В. Бондарев доложил на мостик: поломаны подшипники гребного вала, вышла из строя динамо-машина, лопнули трубы, из которых со свистом вырывается горячий нар, имеются и другие мелкие повреждения. Люди, задыхаясь от пара, энергично взялись за ремонт.

И тут снова раздались взрывы. Это подорвались на минах «Камчатнефть» и «Танкер № 1», которые шли в кильватер за военным кораблем.

Через час после взрыва «Сучана» старший механик М. В. Бондарев доложил капитану, что рулевое управление введено в строй и можно работать машиной. Произведя перекачку балластной воды, пароход с приливом сошел с мели и стал на якорь в одном кабельтове от острова Аввакум в ожидании прибытия бригады траления ТОФ. Чтобы не терять драгоценного времени, приступили к переброске десанта на берег с помощью кунгасов, буксирными катерами.

За очистку фарватера от мин принялась бригада тральщиков под командованием капитана 1-го ранга Капанадзе. Во время траления непосредственно вблизи корпуса «Сучана» произошло еще два взрыва. Вновь повреждения в машине, радиорубке, корпусе. В течение недели постоянно днем и ночью раздавались взрывы и удары глубинных бомб. И только 25 августа капитан получил распоряжение сниматься с якоря и следовать малым ходом к причалу. До него оставалось каких-нибудь 200 метров, когда снова раздался взрыв. Опять мина, опять повреждения. Буксир помог встать к причалу, и приступили к выгрузке и погрузке трофейного груза. Одновременно экипаж приступил к устранению аварийных повреждений. Все операции закончили к утру 2 сентября и с помощью двух тральщиков, не работая машиной, последовали по протраленному фарватеру на выход из бухты Расин.

В день победы над милитаристской Японией 3 сентября 1945 года пароход «Сучан» возвратился во Владивосток вместе с «Танкером № 1», которого привел на буксире. Произведенный тщательный водолазный осмотр выявил ряд серьезных повреждений корпуса судна, деформацию отдельных шпангоутов. Судно нуждалось в доковом ремонте и значительном ремонте машины.

Во Владивостоке на борт прибыл член Военного совета генерал-лейтенант береговой службы С. Е. Захаров и в торжественной обстановке вручил морякам государственные награды.

В числе награжденных орденами и медалями были капитан В. И. Факторович, старший механик М. В. Бондарев, первый помощник капитана И. П. Данильцев, боцман Р. Н. Грищук, второй механик В. Ф. Калашников, старший помощник капитана М. П. Мудрак, кочегар В. Т. Кутумов, матрос Г. М. Аверин, старший радист А. М. Дормидонтов и другие. На судне была установлена мемориальная доска.

Технические данные судов
Название судна «Дальстрой» «Ногин» «Невастрой»
Место постройки Голландия США США
Год постройки 1925 1919 1918
Скорость в узлах 14,0 11,0 10,5
Дейдвейт в тыс. т. 13,5 11,0 8,5
Род двигателя Паровая машина Турбина Паровая машина
Род топлива Жидкое Жидкое Твердое
Вооружение     2 пушки, 6 «эрликонов»

Боевой рейс в Сейсин

16 августа 1945 года в 5 часов утра к порту Сейсин подошли в кильватерной колонне три судна — «Ногин», «Дальстрой» и «Невастрой». Они шли под охраной минного заградителя «Аргунь», двух тральщиков и трех сторожевых кораблей.

Пароход «Ногин» под командованием капитана А. Д. Могучего шел головным в десанте. Экипаж находился в тревожном ожидании. Каждый понимал, какая ответственность ложится на него в этом боевом рейсе.

До порта оставалось рукой подать, когда на рассвете раздался сильный взрыв, за ним второй. Пароход подорвался на двух минах. Взметнулся вверх огромный столб воды. Судно накренилось на левый борт градусов на пять-семь, погас свет, вышли из строя главная машина, рулевое управление, радиостанция. Немало повреждений было и на палубе. Во внутренних помещениях сорвало столы, умывальники, кресла.

Замерили льяла трюмов и балластных танков. Они оказались заполненными забортной водой. Судно держалось на плаву только за счет второго дна.

Но моряки не растерялись. Отдавал четкие распоряжения старший механик М. Л. Ведро, электрик И. К. Долгалов за несколько минут устранил неисправность в динамо-машине, дал свет.

Команда получила возможность приступить к ликвидации последствий взрывов.

Тем временем пароход «Ногин» был взят на буксир вспомогательным кораблем и поставлен к причалу. Десантники сразу же бросились на помощь морякам-тихоокеанцам, ведущим бой на территории порта. Японцы не выдержали натиска...

Чтобы начать выгрузку, нужно было привести в рабочее состояние лебедки, четыре из которых были повреждены, а пар на остальные уцелевшие нельзя было подать, так как лопнул клапан на паровой магистрали. Трубы были горячие, обжигали руки, но кочегар Мадрыкин все-таки сумел устранить повреждение, снял лопнувший клапан и заменил запасным. Не прошло и часа, как заработали лебедки и моряки вместе с воинами начали выгружать боевую технику. К концу суток трюма были пусты.

После исправлений повреждений «Ногин» благополучно вернулся во Владивосток. Боевая задача, поставленная перед экипажем, была выполнена.

Вслед за «Ногиным» на подходе к порту Сейсин подорвался на донных минах и пароход «Дальстрой» (капитан В. М. Банкович). Взрыв произошел по левому борту. Огромное судно как бы подпрыгнуло, из-под него вылетел столб воды, песка, водорослей, а затем все это обрушилось на палубу.

Пробоин в борту не оказалось, но от сотрясения корпуса сорвало подшипники гребного вала, лопнула нагнетательная коробка топливно-форсуночного насоса, и через образовавшиеся трещины на плиты потек мазут, вышла из строя коробка клапанов отработанного пара лебедок и причинен целый ряд других повреждений.

В это время вспомогательный корабль, тащивший на буксире пароход «Ногин», не успел вовремя задержать движение «Ногина», и он носом врезался в левый борт «Дальстроя». В результате образовалась пробоина от палубы до воды. Но судам повезло: авиация и артиллерия самураев была уже подавлена, и враг не мог воспользоваться замешательством. Здесь подоспел еще один вспомогательный корабль, и «Дальстрой» был поставлен к пирсу. Солдаты, сбежав по трапу, устремились в бой, а палубная команда приступила к разгрузке судна вручную, так как из-за отсутствия пара лебедки не работали.

Машинная команда протянула запасные трубы, и по ним был пущен пар на лебедки. Началась выгрузка в полную силу.

Как только минометы и пушки оказывались на причале, они сразу же превращались в боевые точки.

В полночь, закончив выгрузку, «Дальстрой» отошел от причала и без охранения, с затемненными огнями, малым ходом снялся во Владивосток.

Третьим судном, следовавшим в конвое в порт Сейсин, был пароход «Невастрой» (капитан Б. П. Хабур). На подходе к порту в районе первого трюма одна за другой взорвались две мины. Судно сильно вздрогнуло, но, к счастью, обошлось без повреждений, и пароход дошел до причала самостоятельно.

Десантники, не дожидаясь подачи трапа, сбросили за борт оттяжки от стрел, спустились по ним на берег и сразу же начали преследовать самураев, которые поджигали склады на причалах и убегали в глубь города. От командования поступил приказ: «Морякам «Невастроя» тушить горящие склады с ценным имуществом». Свободные от аварийных работ и грузовых операций моряки бросились выполнять приказ.

Бой за город продолжался. Десантники, прибывшие на помощь морским пехотинцам, теснили врага. Но он, засев на одной из господствующих над Сейсином сопок, наносил атакующим советским войскам большой урон. И тогда на судно прибыл майор одной из воинских частей и попросил капитана, чтобы он помог своей пушкой «обработать» высоту, на которой японские пулеметчики своим огнем не давали возможности наступать нашим войскам. Капитан Б. П. Хабур сразу же отдал команду военному помощнику открыть огонь. Огневые точки врага были подавлены.

После окончания выгрузки пароход «Невастрой», взяв на борт раненых, проложил курс на Владивосток.

За выполнение боевого рейса многие моряки этих трех судов были удостоены высоких государственных наград.

За время войны с Японией судами Дальневосточного пароходства было перевезено в порты Северной Кореи 31 487 тонн различных грузов и тысячи солдат и десантных войск. В этих перевозках участвовали кроме указанных суда: «Лазовский» (капитан С. А. Марченко), «Караганда» (капитан Г. С. Белошапкин), «Саратов» (капитан Е. В. Веденский), «Харьков» (капитан А. П. Никольцев), «М. Ломоносов» (капитан Г. А. Семенов), «Хабаровск» (капитан Ш. Г. Асатиани), теплоходы «Комилес» (капитан А. Д. Бородин), «Севзаплес» (капитан И. С. Карасев), а также суда Кработреста.

Десантные операции на Южный Сахалин

Утром 19 августа 1945 года десант, куда кроме военных кораблей входили транспорты «Всеволод Сибирцев», «Третий краболов» и судно Дальневосточного пароходства «Измаил» под командованием капитана В. М. Веронда, вышел из Советской Гавани и восьмимильным ходом взял курс на Маоко (Холмск).

Через сутки, рано утром, при плохой видимости конвой подошел к порту, а в 7 часов 33 минуты был дан сигнал о начале высадки десанта на берег. Высадка первой группы была осуществлена на столько успешно, что в течение нескольких минут десант был на берегу. Застигнутые врасплох японцы вначале не оказали сопротивления, но потом оно становилось все более упорным. Вслед за первым эшелоном десанта началась высадка подразделений другого эшелона, что обеспечило быстрое наращивание сил на берегу.

Пришвартовавшись к стенке причала, «Измаил» приступил к высадке десанта и выгрузке боевой техники. Вдруг из-за сопок появился японский самолет, но несколькими залпами боевого расчета единственного орудия на корме самолет был отогнан.

Благополучно закончив первый рейс, пароход «Измаил» продолжал работать в составе десантных кораблей до конца войны с Японией.

В то же время во Владивостоке формировался еще один десант на Южный Сахалин, в который входили «Новосибирск» (капитан А. В. Зернышкин), «Самарканд» (капитан А. В. Левченко), «Сталинград» (капитан А. Т. Глазычев), «Новороссийск» (капитан Н. Б. Артюх), «Плеханов» (капитан Д. А. Татаринов), «Ногин» (капитан А. Д. Могучий).

Закончив погрузку, при сильном прижимном ветре суда отошли от владивостокских причалов, вышли на рейд и заняли места в походном ордере. Первым в кильватерной колонне следовал пароход «Новосибирск». Десант взял курс на Сахалин. Транспорты сопровождали корабли охранения — фрегаты, морские охотники. С воздуха прикрывали самолеты — звено истребителей постоянно барражировало в воздухе.

Первое время стояла хорошая погода, а в последующие дни налег густой туман, и весь остальной путь уже проходил в сложных метеорологических условиях.

На внешний рейд Маоко транспорты подошли ранним утром и по указанию флагмана встали на якоря, получив команду быть в постоянной готовности.

Из-за густого тумана суда конвоя друг друга не видели, тем не менее в 6 часов утра к борту «Самарканда» подошел морской охотник и передал распоряжение командира конвоя: «Сниматься с якоря и первым заходить в порт».

Капитан А. В. Левченко немедленно отдал команду боцману: «Вира якорь!» Судно тот же час начало заходить в порт под проводкой морского охотника. Когда был открыт в тумане входной маяк, морской охотник развернулся на выход, а «Самарканд» вошел в порт Маоко, осторожно двигаясь к пирсу. Конечно, никаких швартовщиков, чтобы принять концы, на причале не было. Пароход подошел к причалу, по штормтрапу спустились два матроса, которые и завели концы.

Со стороны города доносились залпы орудий — это наши передовые части гнали самураев.

Пушки, находящиеся на палубе, заранее были раскреплены, стрелы выведены за борт, и как только прижались бортом к причалу, орудия смайнали на пирс, и сразу же был высажен личный состав части, которая с ходу вступила в бой у окраин города. Выгрузку закончили в 18 часов, после чего «Самарканд» с помощью морского буксира был выведен из порта кормой вперед, так как акватория порта не позволяла развернуться.

Вслед за «Самаркандом» в порт Маоко зашли «Новосибирск», «Новороссийск», «Сталинград» и другие суда. Солдаты соорудили из бревен крепкий настил, перекинули его через борт на причал, и танки своим ходом пошли в бой, освобождая от японских милитаристов исконно русскую землю.

Впоследствии приказом командующего ТОФ большая группа этого десанта была награждена высокими государственными наградами.

Боевые рейсы на Курильские острова

В неблагоприятных метеорологических условиях при густом тумане, на открытых рейдах, в штормовую погоду, под огнем противника моряки транспортного и промыслового флота помогали морякам Тихоокеанского военно-морского флота освобождать Южный Сахалин и Курильские острова.

На Курильских островах японцы оказывали упорное сопротивление. Враг особенно активное противодействие оказывал на острове Шумшу, наиболее укрепленном на Курильской гряде.

Когда 18 августа в 5 часов 30 минут утра торговые суда совместно с кораблями Тихоокеанского флота подошли к острову Шумшу, японские доты и дзоты встретили их сильным огнем. Особенно интенсивный артиллерийский огонь был с мысов Кокутан и Котомари, а также с затонувшего в 1943 году советского танкера «Мариуполь». На возвышавшейся над водой части его палубы японцы разместили около 20 орудий 75-мм калибра. Наши корабли и береговая артиллерия с мыса Лопатки открыли ответный огонь. С первых залпов были уничтожены огневые точки на танкере «Мариуполь». Однако артобстрел десантных судов продолжался. Экипажи кораблей делали все возможное, чтобы ускорить высадку войск и выгрузку боевой техники.

Наступление наших войск в глубь острова Шумшу продолжалось, когда по радио было передано сообщение японского правительства о безоговорочной капитуляции. В это время в распоряжение десанта прибыл японский парламентер и вручил советскому командованию письменное заявление о том, что части 91-й пехотной дивизии «на основании приказа свыше к 16 часам 19 августа прекращают всякие боевые действия» (ЦВМА, ф. 2566, оп. 1, д. 178, л. 174).

На другой день 20 августа отряд советских кораблей, следовавших в бухту Катаока для принятия капитуляции японских войск, подвергся артиллерийскому обстрелу с островов Шумшу и Пара-мушир при входе во Второй Курильский пролив. Огонь был настолько сильным, что противнику удалось причинить серьезные повреждения минному заградителю «Охотск». Другие корабли, применяя дымовые завесы, вынуждены были отойти.

Провокационные действия японцев заставили советское командование возобновить наступление, а среди десантников прокатилась, волна негодования. Боевой порыв тихоокеанцев был велик, это подействовало отрезвляюще на японцев, и они поспешили заверить наше командование, что немедленно прекращают боевые действия. На острове Шумшу было пленено свыше 12 тысяч японских солдат и офицеров. Сложили свое оружие и части на острове Парамушир. А 1 сентября 1945 года радио из Москвы передало сводку Совинформбюро, в которой сообщалось о занятии нашими войсками и кораблями флота острова Кунашир и освобождении от японских войск всех Курильских островов.

Но, несмотря на объявленную капитуляцию японским правительством, необходимо было не допустить случаев провокаций со стороны японской военщины. Торговые суда по-прежнему продолжали совершать рейсы в только что занятые советскими войсками вражеские порты. Они перевозили военную технику и личный состав подразделений для закрепления боевых успехов.

В десантных операциях за Южный Сахалин и Курильские острова участвовали суда Дальневосточного пароходства. Вот их имена кроме упомянутых: «Находка» (капитан С. П. Мышевский), «Михаил Ломоносов» (капитан Г. А. Семенов), «Волхов» (капитан И. 3 Перминов), «Аргунь» (капитан Ф. А. Колмыков), «Москальво» (капитан В. И. Герцог), «Свирь» (капитан А. Ф. Бобров), «Ударник» (капитаны Г. С. Шадский и Б. М. Шепель), «Урицкий» (капитан С. И. Пустынников), «Жан-Жорес» (капитан А. И. Щетинина), «Аркос» (капитан А. П. Иващенко), «Емельян Пугачев» (капитан А. Н. Доценко), «Караганда» (капитан Г. С. Белошапкин), «Туркмен» (капитан Н. Г. Кулик), «Ташкент» (капитан А. К. Иващенко), «Красногвардеец» (капитан А. П. Яскевич), «Карл Либкнехт» (капитан В. Ф. Ивашин), «Менделеев» (капитан В. С. Крицкий).

Хотя большинство моряков торгового флота в боевую обстановку попадали впервые, но проявляли образцы мужества и отваги и с честью выполнили свой патриотический долг.

Смертник над городом

Танкер «ТАГАНРОГ»

Место постройки США
Год постройки 1921
Скорость в узлах 9
Дейдвейт, тыс. тонн 8
Род двигателя паровая машина
Род топлива жидкое
Вооружение 2 пушки, 6 крупнокалиберных пулеметов

Танкер «Таганрог» под командованием капитана К. А. Зайцева доставил во Владивосток груз жидкого топлива, необходимого для кораблей Тихоокеанского флота и фронта. После слива нефтепродуктов «Таганрог» стал на рейде в районе нефтебазы на Первой Речке. Поблизости стояли на якорях танкеры «Батуми» и «Апшерон».

В полдень 18 августа 1945 года вахтенный матрос С. П. Росляков заметил между облаками, с правого борта, летящий на большой скорости самолет. По сигналу боевой тревоги моряки немедленно заняли свои боевые посты у орудий и зенитных пулеметов.

Тем временем самолет повернул в районе станции Океанская на обратный курс и полетел над Амурским заливом к Первореченской долине, в район железнодорожного депо. Затем развернулся и взял курс на суда, стоящие на рейде нефтебазы.

Примерно на расстоянии километра от танкера «Таганрог» с самолета был открыт пулеметный огонь, но очередь прошла мимо. По команде военного помощника Ф. И. Бурмистрова боевые расчеты электрика З. Ф. Лещенко и матросов И. Е. Кулика, В. В. Кобызева и К. А. Мурзы открыли заградительный огонь из зенитных пулеметов.

Самолет свечой взмыл в небо. Набрав высоту и развернувшись, снова пошел в пике на танкер. Не долетев несколько сот метров, он вновь открыл огонь по судну.

Меткая очередь из «эрликона», выпущенная военным помощником Ф. И. Бурмистровым, сразила стервятника, и он, охваченный пламенем, рухнул в воду недалеко от танкера. На самолете взорвались бензиновые баки. На поверхности воды появилось большое огненное поле, угрожающее взрывом судну, которому достаточно было искры, чтобы взорвались недегазированные танки.

Под руководством старшего механика К. И. Поверова машинная команда сразу же запустила в работу главный двигатель и вспомогательные механизмы. Потравливая якорную цепь, танкер начал медленно выходить из зоны бушующего у борта огня.

Оперативно действовала и палубная команда во главе со старшим помощником капитана В. Н. Сахаровым. Она мощными струями воды из четырех пожарных шлангов сдерживала подступы огня к борту. Благодаря своевременно принятым мерам танкер благополучно вышел из опасного места.

Со дна Амурского залива была поднята кабина с японским летчиком-камикадзе (смертником) и другие детали самолета. При проверке у летчика были обнаружены документы, из которых установлено, что фамилия его Циохоро Иосиро. В полетной книжке подпоручика японской армейской авиации было указано задание: «Задача — нанести таранный удар на полном ходу при скорости 550 километров в час. До последнего момента, не закрывая глаз, хорошо прицелившись, нанести удар прямо в трубу или мостик. Если нет кораблей, то выбрать в городе самый большой дом. В случае обстрела зенитной артиллерией или встречи с вражескими истребителями помахать крыльями, выпустить шасси и, сделав ложные знаки о сдаче, продолжать выполнять задание — нанести таранный удар по самому большому кораблю в порту Владивосток».

Однако благодаря бдительности моряков танкера «Таганрог», их умелым действиям врагу не удалось осуществить свой замысел.

Президиум Верховного Совета СССР своим Указом наградил большую группу моряков «Таганрога» орденами и медалями.

Необходимо отметить, что это был единственный вражеский самолет, сумевший прорваться к Владивостоку за время военных действий. В данном случае моряки торгового флота проявили высокую бдительность и боевое мастерство и, как сказал в своей приветственной речи член Военного совета Тихоокеанского флота генерал-лейтенант С. Е. Захаров, «стояли и стоят в одних рядах с бойцами и офицерами Красной Армии и Военно-Морского флота СССР».

Дальше