Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть III.

Юнги огненных рейсов

В разгар войны с гитлеровской Германией, в 1942 году перед моряками-дальневосточниками возникла острая проблема кадров, которая была вызвана не только потерями, но и значительным пополнением пароходства судами за счет переданных из других бассейнов страны и портов Мурманск и Архангельск и приобретенных по ленд-лизу в США.

Кроме того, к этому времени произошла мобилизация моряков торгового флота на фронт и военные корабли Тихоокеанского флота. Не хватало для работы на судах кочегаров, машинистов, матросов и людей других морских специальностей.

Для решения кадрового вопроса и обеспечения заданий комитета обороны моряками 15 июля 1942 года народный комиссар морского флота СССР подписал приказ о введении на судах ученичества из числа подростков в возрасте 14 лет.

Однако этот шаг правительства не разрешал всех проблем с кадрами, и тогда 16 октября 1942 года приказом № 300 наркома морского флота СССР был введен на судах морского флота институт воспитанников-юнг, разрешающий принимать на флот подростков 12 лет.

Закрепляя эти приказы, Центральный Комитет ВЛКСМ и его бюро приняли постановление 20 февраля 1943 года «О мобилизации комсомольцев и молодежи на суда дальнего и загранплаванья». В нем сказано: «Отбор производить из числа физически здоровой молодежи мужского пола в возрасте до 17 лет и старше...»

Этот исторический призыв ЦК ВЛКСМ буквально всколыхнул широкие массы молодежи. Каждый старался внести свою лепту в победу над гитлеровскими захватчиками. Только из городов и поселков Приморского края по постановлению Приморского комсомола было направлено на работу в Дальневосточное морское пароходство, во Владивостокский торговый и рыбный порты и на суда рыбной промышленности более 500 юношей и девушек.

Если учесть, что действие этих приказов и постановлений Центрального Комитета ВЛКСМ распространялось на Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края и на многие области страны, то в строй моряков-дальневосточников встало более 3000 подростков. Почти все они предварительно проходили двухмесячное обучение в мореходных школах городов Владивостока, Находки, пос. Раздольное и железнодорожной станции Океанская.

Прибыв на суда после кратковременного обучения, они быстро осваивались в необычных для них морских условиях. Многие из них становились специалистами, заменяя ушедших на фронт кадровых моряков. Самостоятельно несли кочегарские вахты у топок котлов и матросские у руля, находились в составе боевых артиллерийских расчетов, были сигнальщиками, работали на камбузе, одним словом, везде, где была необходимость, набирая опыт и морскую сноровку.

А после окончания войны многие молодые люди, на всю жизнь полюбив сложную и мужественную профессию моряка, пошли учиться в мореходные училища, где приобрели морские специальности — штурманов, механиков, связистов. Другие разъехались по всей стране и включились в трудовой ритм по новым избранным специальностям.

Но в военное лихолетье им, мальчишкам, юнгам огненных рейсов, было нелегко делать большие переходы в штормовых океанских водах и выполнять работу взрослого человека. «Однако вынести это, — отмечал бывший первый секретарь крайкома партии Н. М. Пегов, — они сумели во многом благодаря тому, что рядом с ними на капитанских мостиках, в штурманских рубках, на палубах и в машинных отделениях стояли кадровые моряки».

Можно привести немало примеров, когда 12-14-летние мальчишки-юнги проявляли настоящий героизм.

Прошло более четырех десятков лет с того трагического дня когда пароход «Сергей Киров» в Карском море был торпедирован и потоплен фашистской подводной лодкой. Но до сих пор у ветеранов осталось в сердцах уважение и признательность к юнге этого парохода Толе Шляпникову.

В тот день 1 октября 1943 года погода на море была свежей гуляла крупная зыбь, в связи с этим судовой камбуз не работал и юнге поручили разносить сухой паек морякам, которые несли круглосуточные вахты на своих боевых постах.

Анатолий спешил на мостик, а за ним бежала его маленькая собачка Линда. Не успели добежать до трапа, как раздался взрыв взметнулся столб воды и юнга оказался за бортом, в холодных водах арктического моря. Его стало относить свежим ветром oт тонущего парохода. К счастью, рядом всплыла лючина. Непослушными руками Анатолий поймал ее и запустил кисть руки под скобу, стало легче держаться на воде. Сзади послышался храп юнга подумал, что это его собачка, повернулся и увидел руку и голову человека, то появляющуюся из воды, то снова уходящую вглубь. Анатолий сразу же выдернул руку из-под скобы и толкнул лючину к тонущему человеку. Им был начальник радиостанции А. А. Шинкарев. Выбиваясь из последних сил, он начал уже захлебываться.

Так вдвоем они и продержались до тех пор, пока не подошел тральщик и не поднял их на борт.

Всего за месяц до катастрофы Толе Шляпникову исполнилось 12 лет.

Бомбардировка танкера «Майкоп»{2}

... Сбросив вторую бомбу, которая взорвалась недалеко от борта танкера «Майкоп», японский самолет развернулся и улетел в восточном направлении. Капитан А. В. Левченко тут же приказал вахтенной службе усилить наблюдение за воздухом и поверхностью моря.

— По распоряжению третьего помощника капитана П. А. Бурлацана, — рассказывал семнадцатилетний матрос А. А. Бердников, (впоследствии капитан), — я, вооружившись биноклем, побежал на верхний мостик вести наблюдение. Прошел небольшой отрезок времени, как над водой показалась точка. Уже можно было ясно различить в бинокль, что это был японский самолет, который с каждой секундой приближался к танкеру. И вот что-то черное и продолговатое отвалилось от него и полетело в воду, и сразу же появился пенящийся след. «Торпеда!» — мелькнуло у меня в голове. Не задумываясь, я буквально спрыгнул сверху на ходовой мостик и не своим голосом закричал, показывая рукой в сторону: «Торпеда! Торпеда!» На крыло мостика выбежали капитан и его помощник. Капитан быстро сориентировался и отдал команду рулевому: «Право на борт!» Мы все с напряженным вниманием следили, как медленно уходила корма и как на расстоянии каких-то 2-3 метров от нее, попав в струю воды от винта и изменив свое направление, прошла смертоносная сигара. Все облегченно вздохнули. Опасность прошла мимо...

Вслед за торпедоносцем появились японские бомбардировщики. Началась методическая бомбежка танкера. Единственное, что можно было предпринять для защиты безоружного судна, это маневрирование. И капитан своевременно менял курсы, уходил от падающих бомб. От близких взрывов судно сильно вздрагивало, ощущало гидравлические удары, вибрацию корпуса. Потом на какое-то время, пока самолеты совершали очередной заход, наступала тишина, а затем все повторялось вновь.

-Не успел я подойти к двери, — продолжал далее Александр Бердников, — как бомба с ярким блеском и грохотом разорвалась прямо у меня перед глазами. Воздушной волной меня оглушило и отбросило на палубу, сверху что-то свалилось, ударило по голове, и сразу все куда-то исчезло в моем сознании. Постепенно начал приходить в себя. В ушах стояла звенящая тишина. Стал ощупывать себя, шевелиться. Что-то теплое побежало по лицу. Попробовал рукой — кровь. Я поднялся и направился в лазарет, как тут увидел матроса Колю Гореленко. Он, видимо, что-то кричал, показывал на себя и в дальний угол коридора, где лежал матрос К. Хайбрахимов. Но я только махнул в сторону лазарета и крикнул, что позову врача, однако собственного голоса не услышал.

В лазарете судовой медик И. X. Краснокутский сделал мне перевязку и, взяв санитарную сумку, побежал в надстройку оказывать помощь раненым, которых оказалось еще пять человек...

«Сучан» на минном поле{3}

Пароход «Сучан» шел в составе конвоя в Северную Корею. Вблизи порта Расин пароход застопорил машину. Последовала команда с флагманского корабля: «Ждать дальнейших распоряжений».

С берега слышались оглушительный грохот выстрелов орудий, разрывы бомб, мин, снарядов. Город был накрыт густым дымом и заревом огня.

Неожиданно с берега прорвались три вражеских самолета, шедшие на суда конвоя. Зенитная артиллерия конвоя незамедлительно открыла огонь по противнику. Заработали и пулеметы «Сучана».

По боевому расписанию 14-летний юнга Семен Чистяков был приписан вторым номером на «эрликоне» боевого поста № 6, который находился по левому борту средней надстройки. Первым номером был пожилой кадровый моряк из машинной команды — дядя Сережа, как его называл Семен. Он подавал команды и торопил юнгу, но это только для порядка — Семен и так не мешкал. Он быстро открывал ящики с патронами и заполнял ими диски крупнокалиберного пулемета.

Огнем военных кораблей и транспортов два самолета были сбиты, а третий резко повернул в сторону берега и быстро скрылся.

Но тут в небо взметнулся столб воды, водорослей, со свистом полетели осколки — «Сучан» наскочил на мину. Пароход накренился на правый борт. Семен Чистяков, как и дядя Сережа, чтобы не упасть, ухватился за край пулеметного гнезда. Осколками, падавшими сверху, обоим посекло верхний покров кистей рук. Вскрыв аптечку, они вынули пакеты с бинтами и перевязали друг другу руки. Оказывая помощь Семену, дядя Сережа подбадривал юнгу и, улыбаясь, говорил, что настоящие моряки не дрейфят в сложных обстоятельствах, всегда находят выход. Оба моряка не ушли в лазарет, остались до конца на своем боевом посту. Семен старался быть похожим на своего наставника.

«Измаил» у берегов Сахалина{4}

Пароход «Измаил» под командованием капитана В. М. Веронда с военной техникой и солдатами на борту подошел к южной части Сахалина. Началась подготовка к началу операции по выгрузке боевой техники и воинов на берег. Туман рассеивался, и с берега японцы стали обстреливать суда из стрелкового оружия.

Капитан Веронд вызвал на мостик юнгу Льва Богданова и приказал подняться по скобтрапу в бочку и флажным семафором передать на соседнее судно информацию о начале высадки десанта, которую он получил от командира десанта.

— И вот лезу я наверх по скобтрапу, — рассказывает Л. И. Богданов, — сердце замирает: высоко, пули свистят. Залез в бочку и спрятался, боязно голову высунуть. Потом собрался с духом, встал и начал передавать... Закончил и снова нырнул в бочку. Когда стрельба поутихла, спустился вниз. А вечером меня вызвали к капитану. Иду, поджилки трясутся, ну, думаю, плохо выполнил задание, что-то исказил. Захожу. Доложил. Капитан В. М. Веронд в присутствии военного командования поблагодарил меня и сказал: «За отлично выполненную работу представляю к награждению медалью «За отвагу».

Пароход «Измаил» уже стоял у причала и производил выгрузку военных грузов и десанта.

«Туркмен» в десантной операции{5}

В дни войны с Японией я, шестнадцатилетний мальчишка, — рассказывает Б. В. Савченко, — работал матросом на пароходе «Туркмен» Дальневосточного госморпароходства. Для доставки десанта к острову Шумшу в период Курильской десантной операции в середине августа 1945 года были созданы отряды кораблей Тихоокеанского флота, куда входили и суда торгового флота. В числе их был и пароход «Туркмен».

Ранним утром к берегу направились суда с главными силами десанта. Японские доты и дзоты встретили их сильным огнем. Наши корабли всю мощь артиллерийского огня сосредоточили на береговые батареи и на советский танкер «Мариуполь», который затонул в этом районе в 1943 году и являлся одним из главных опорных пунктов врага. На палубе этого танкера японцы установили батареи, но первые же залпы наших десантных кораблей и батарей мыса Лопатка уничтожили эти огневые точки.

Экипажи кораблей и торговых судов делали все возможное, чтобы ускорить высадку войск и выгрузку боевой техники. В числе команды одной из судовых шлюпок «Туркмена», продолжает Б. Савченко, я участвовал в транспортировке на берег боевой техники и боеприпасов. У берега горели четыре десантные баржи. Как только шлюпки ткнулись в берег, мы побежали вытаскивать и относить в шлюпки раненых и обгоревших советских солдат и направлять их на борт «Туркмена», где в кают-компании был развернут лазарет.

После окончания боев строй советских кораблей обошел на охотнике командующий Камчатским оборонительным районом генерал-майор А. Р. Гнечко. Он выражал благодарность за успешно проведенную десантную операцию и объявлял о представлении советских воинов к государственным наградам.

Позднее капитан парохода «Туркмен» Н. Г. Кулик сказал Борису Савченко, что он представлен к награждению орденом Красной Звезды.

* * *

— Мы, четырнадцати-шестнадцатилетние мальчишки, — рассказывает В. П. Мисенев, — докомплектовывали экипаж парохода «Осмуссар». В судовой роли я числился матросом второго класса. По швартовому расписанию досталась самая тяжелая работа — укладка якорного канта при швартовке. Вспоминаю еще, как старались мы в своем первом рейсе ни в чем не отставать от взрослых. Помню, как в первый сильный шторм боцман учил нас переносить неприкосновенный запас из подшкиперской к спасательным шлюпкам. Оказалось, что морская болезнь вылечивается тяжелой физической работой. Так что к середине своего первого рейса я уже полностью привык к морской качке, судовой жизни.

* * *

— Я один из тех новосибирских мальчишек, — вспоминает В. Ф. Качалов, — которые по призыву ЦК ВЛКСМ были направлены в 1943 году на работу в Дальневосточное госморпароходство. В мае сорок третьего меня зачислили матросом второго класса на теплоход «Клара Цеткин». В марте сорок пятого я был переведен матросом на теплоход «Смольный», который выполнял спецрейс, связанный с проходящей в Сан-Франциско Конференцией Организации Объединенных Наций. Вместе с командой «Смольного» мне довелось участвовать и в высадке десанта в Отомари (Корсаков). До конца войны перевозили грузы для фронта через океан...

Но не все юнги дожили до светлого Дня Победы.

Гибель парохода «Кола»{6}

В феврале 1943 года американской подводной лодкой в Тихом океане был торпедирован пароход «Кола». Небольшая группа моряков, уцелевших после гибели судна, оказалась в экстремальных условиях на плотах и шлюпках в бушующем океане. Этому событию посвящена книга старшего радиста парохода «Кола» И. X. Кириленко. Называется она «Плещут холодные волны».

Читать эту книгу без волнения нельзя. В ней в хронологическом порядке, день за днем, описаны тяжелые дни, выпавшие на долю моряков «Колы». Величайшее мужество проявили они все — от капитана до юнги, но выдержать испытания до конца смогли лишь четверо...

Приведем выдержку из этой книги, где рассказывается о четырнадцатилетнем юнге Спартаке Ганзюке.


«... Кругом опять стояла ночь, шлюпка качалась на плавучем якоре. Я забился под кормовые банки, пытаясь заснуть. Но холод очень уж донимал, и нельзя было лежать спокойно. Я ворочался с боку на бок и всякий раз, поднимая голову, оставлял пряди волос на борту шлюпки. Они прилипали к застывшему мазуту и с треском отрывались от головы при каждом движении. В конце концов я встал и тут же сквозь шум услышал, что рядом со мной кто-то громко стучит зубами.

Это был наш юнга Ганзюк. Он ползал по всей шлюпке в поисках мало-мальски удобного места. Я окликнул его и предложил лечь рядом: так легче согреться. В тонком резиновом плаще, босой, юнга весь дрожал. Мне нечем было его прикрыть. Я обнял мальчика и прижал к себе, но он стучал зубами непрерывно и дробно, не в силах сдержать колотившую его дрожь.

— Ну как? Промерз, дружище? — спросил я, сам понимая, как не нужен этот вопрос.

— Да нет, товарищ радист, — губы еле повиновались ему, — это я так... н-немножко.

Я почувствовал, как на глазах у меня навернулись слезы. Какая же сила духа, какой характер у этого паренька! У него буквально замерзала душа, но никто не слышал от него ни стона, ни жалобы. Он страдал молча, не желая беспокоить товарищей.

Словно прочитав мои мысли, юнга вдруг привстал и высвободился из-под моей руки. Может быть, из-за юношеской своей гордости он не желал принимать никакого проявления жалости? Или стеснялся? Или все-таки ему было теплее, когда он двигался? Так или иначе, но он пополз прочь, шурша своим резиновым плащом.

... Я посмотрел на юнгу Ганзюка. Он не ползал больше по шлюпке в поисках теплого места. Казалось, он наконец нашел такое место и успокоился. На самом деле юнга был уже не в силах подняться и лежал у борта, сжавшись в комок. Тело его почти совсем остыло, дыхание было едва заметным. Он не отвечал на вопросы, глядя на всех далеким, отсутствующим взглядом...»

А утром 25 февраля юнгу Спартака Ганзюка похоронили по морскому обычаю.

Трагедия «Трансбалта»{7}

В ночь на 13 июня 1945 года, в момент торпедирования «Трансбалта», юнга Алеша Малявин спал в каюте вместе со своим сверстником Иваном Спесивцевым. Кроме двух мальчишек в их каюте жили машинист Е. И. Казьмин и кочегар Ф. А. Брюнеткин.

Торпеда угодила в среднюю часть судна, в результате чего была разрушена наружная обшивка корпуса, разворочена палуба, жилые помещения. В тусклом отблеске аварийного освещения послышались стоны раненых. Раненому машинисту Казьмину удалось самому выйти из каюты. Кочегар Брюнеткин тоже кинулся на выход, но его взгляд остановился на юнгах, неподвижно лежащих на своих койках. Не теряя лишних секунд, он берет на руки Спесивцева и выносит его на палубу. Передав с рук на руки раненого своим товарищам, которые тут же понесли его к шлюпке, сам же побежал обратно в каюту, чтобы оказать помощь Алеше Малявину. Но когда он принес его к шлюпке, то все, кто был рядом, увидели, что в груди мальчика зияла смертельная рана и он не проявлял ни малейших признаков жизни.

Так погиб молодой моряк Алеша Малявин на руках своих старших товарищей.

А вот строки из письма юнги с парохода «Белоруссия»: «Здравствуй, мама, Тома, Валерий. Я жив-здоров. За меня не беспокойся. Учиться не бросил. От папы не получил ни одного письма. Знаю, что он переведен в Сталинград...»

Это письмо, датированное декабрем 1943 года, прислал Александре Васильевне Самуниной ее сын Володя. А через три месяца он в числе тринадцати своих юных товарищей с парохода «Белоруссия» погиб на льду Охотского моря... (См. очерк «Трагический рейс».)

Дальневосточники свято чтят память юнг огненных рейсов, отдавших свои жизни за Победу в Великой Отечественной войне.

В честь мужественных мальчишек на пассажирских катерах Дальневосточного пароходства начертаны имена Спартака Ган-зюка. Мая Быстрякова, Руслана Уткина и Германа Лопакова.

В память о погибших в годы Великой Отечественной войны юнгах в пионерском лагере «Нептун» открыт мемориал «Юнги огненных рейсов».

В личных делах кадровых моряков и юнг, сохранившихся в архиве Дальневосточного пароходства, лежат копии писем администрации, адресованные в грозные годы войны, их родственникам.


«... С чувством глубокой скорби и сердечным соболезнованием сообщаем вам, что ваш сын ... пропал без вести в зоне военно-морских действий при выполнении своего служебного долга. Гибель его является утратой для вас и для всех нас, моряков-дальневосточников. Он отдал свою жизнь за счастье и независимость нашей матери-Родины.

Советские моряки свято чтут память своих товарищей, погибших на посту, и клянутся, что приложат все силы и самоотверженный труд для окончательного разгрома врага».

Заключение

2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Церемония подписания акта началась с момента, когда японская делегация во главе с министром иностранных дел Сигэмицу прибыла на борт линкора. Планом предусматривалась «пятиминутка позора Японии», когда в абсолютной тишине, японские представители стояли перед членами делегаций держав-победительниц, с трудом выдерживая направленные на них взгляды. После этого им предложили подписать акт. Сигэмицу начертал иероглифы и отошел в сторону.

Затем подписали акт представители союзников. Со стороны Советского Союза поставил свою подпись в документе генерал-лейтенант К. Н. Деревянко.

В приказе Верховного Главнокомандующего от 3 сентября 1945 года говорилось:


«Война советского народа совместно с нашими союзниками против последнего агрессора японского империализма — победоносно завершена. Япония разгромлена и капитулировала».

Так закончилась вторая мировая война. Милитаризм был побежден как на Западе, так и на Востоке.

Приложение.

Суда Дальневосточного государственного морского пароходства по состоянию на июнь 1941 года{8} (кроме судов, помещенных в книге)


Название судна Место постройки Тип судна Год постройки Дедвейт, тыс. тонн. Скорость, узлов Род двигателя Род топлива Примечание
1 «Арктика» Англия грузовое 1936 4100 11,5 ПМ ТВ Списано на металлолом в ноябре 1973 г.
2 «Батуми» Дания танкер 1931 10000 11,5 ДВС Ж Списано под плавёмкость в ноябре 1971 г.
3 «Волховстрой» США грузовое 1918 7400 10,5 ПМ ТВ Списано на металлолом в апреле 1965 г.
4 «Волхов» Германия грузовое 1923 3800 9,5 ПТ ТВ Списано на металлолом в апреле 1962 г.
5 «Вацлав Боровский» Англия грузовое 1912 7900 10,0 ПМ ТВ Погибло на баре р. Колумбия в 1941 г. (авария)
6 «Волга» Голландия грузовое 1935 3700 11,0 ДВС Ж Передано в Северное гос. мор. пар-во в январе 1946 г.
7 «В. Маяковский» СССР грузовое 1931 5600 10,5 ДВС Ж Списано на металлолом
8 «Днепрострой» США грузовое 1918 7500 10,5 ПМ ТВ Передано в Камчатское пароходство в ноябре 1965 г.
9 «Желябов» Швеция грузопассажирское 1911 300 9,5 ПМ ТВ Передано в Сахалинское пароходство
10 «Игарка» Англия грузовое 1936 4100 11,5 ПМ ТВ Передано в Приморрыбфлот в феврале 1971 г.
11 «Ильич» Англия грузопассажирское 1895 4300 10,0 ПМ ТВ Затонуло в СШАв июлe1944 г. (авария)
12 «Искра» СССР грузовое 1927 3500 9,5 ПМ ТВ Погибло на Курильских островах (авария)
13 «Красноармеец» США грузовое 1919 3600 10,0 ПМ ТВ Списано на металлолом в июне 1962 г.
14 «Кура» США грузовое 1919 3600 10,0 ПМ ТВ Передано в АКО в 1941 г.
15 «Кингисепп» СССР грузовое 1933 3500 9,5 ПМ ТВ Списано на металлолом в июле 1965 г.
16 «Камчадал» США грузовое 1919 4100 10,0 ПМ ТВ Списано на металлолом в ноябре 1963 г.
17 «Кузнецкстрой» Дания грузовое 1936 4200 11,5 ПМ ТВ Погибло на рифах Курильских островов (авария)
18 «Комсомольск» Англия грузовое 1936 4100 11,5 ПМ ТВ Списано на металлолом в декабре 1971 г.
19 «Камчатнефть» США грузовое 1919 4200 10,5 ПМ Ж Передано ТОФ
20 «Карл Маркс» Германия грузовое 1899 5300 11,0 ПМ ТВ Передано в Черноморское пароходство в ноябре 1946 г.
21 «Карл Либкнехт» Германия грузовое 1899 5300 11,0 ПМ ТВ Передано в Сахалинское пароходство в 1948 г.
22 «Красный Октябрь» Англия грузовое 1911 5300 9,0 ПМ ТВ Списано на металлолом в 1955 г.
23 «Каширстрой» США грузовое 1918 7500 10,5 ПМ ТВ Списано на металлолом в декабре 1962 г.
24 «КИМ» СССР грузовое 1931 7500 12,0 ДВС Ж Передано в Приморрыбфлот в марте 1970 г.
25 «Лок Батан» СССР танкер 1929 2400 10,5 ДВС Ж Погибло на рифах Курильских островов (авария) в феврале 1949 г.
26 «Ладога» Германия грузовое 1921 3900 9,5 ПТ ТВ Передано ТОФ в ноябре 1945 г.
27 «Лейтенант Шмидт» Германия грузовое 1913 2700 12,0 ПМ ТВ Передано ТОФ в декабре 1941 г.
28 «Лазовский» Англия грузовое 1903 5000 9,0 ПМ ТВ Передано в Сахалинское пар-во в 1948 г.
29 «Молот» СССР грузовое 1928 1100 8,0 ДВС Ж Списано после ВОВ.
30 «Минск» Германия грузовое 1919 9500 13,0 ПМ ТВ Передано Приморрыбфлоту в 1957 г.
31 «Менжинский» Голландия грузовое 1919 6000 9,5 ПМ ТВ Передано в Крабофлот после ВОВ
32 «Максим Горький» СССР грузовое 1933 6100 10,5 ДВС Ж Списано на металлолом в декабре 1971 г.
33 «Маныч» Англия грузовое 1920 5100 10,0 ПМ ТВ Списано на металлолом в 1966 г.
34 «Мичурин» Англия грузовое 1923 6000 10,5 ДВС Ж Передано в Черноморское пар-во в ноябре 1945 г.
35 «Петровский» Голландия грузовое 1921 6800 10,5 ПМ ТВ Передано в Балтийское пароходство
36 «Серго Орджоникидзе СССР грузовое 1934 800 9,0 ПМ ТВ Передано в Сахалинское пар-во после ВОВ
37 «Сахалин» («Красноярск») СССР грузопассажирское 1931 3500 10,5 ПМ ТВ Передано в Камчатское пар-во в 1958 г.
38 «Свердловск» СССР грузопассажирское 1932 3600 10,5 ПМ ТВ Погибло у Курильских островов (авария) в октябре 1946 г.
39 «Север» СССР грузопассажирское 1931 3600 10,5 ПМ ТВ Передано ТОФ в июле 1941 г.
40 «Смоленск» СССР грузопассажирское 1931 3600 10,5 ПТ ТВ Передано ТОФ в июле 1941 г.
41 «Совет» Англия грузопассажирское 1903 2500 13,0 ПМ ТВ Списано на металлолом в 1964 г.
42 «Сахалиннефть» США грузовое 1919 4200 10,0 ПМ Ж Списано
43 «Селенга» Англия грузовое 1919 4000 9,5 ПМ Ж Списано
44 «Свирь» Германия грузовое 1922 4000 9,5 ПТ ТВ Списано в металлолом в 1958 г.
45 «Тобольск» Россия грузопассажирское 1913 2400 10,0 ПМ ТВ Списано на металлолом в 1943 г.
46 «Турксиб» Голландия грузовое 1922 5500 10,0 ПТ Ж Погибло в приливе Унимак (авария) в 1944 г.
47 «Тайгонос» Англия грузовое 1920 4500 10,0 ПМ ТВ Передано Черноморскому пароходству в ноябре 1945 г.
48 «Тымлат» Англия грузовое 192! 4300 10,0 ПМ ТВ Погибло и Тихом океане, (авария) в январе 1944 г.
49 «Туркмен» США грузовое 1919 4200 10,0 ПМ Ж Списано в металлолом в 1958 г.
50 «Терек» США грузовое 1918 3500 9,0 ПМ ТВ Передано Камчатрыбпрому
51 «Товарищ Красин» СССР грузовое 1927 3400 9,0 ПМ ТВ Погибло в Балтийском море в июне 1946 г.
52 «Ударник» Англия грузовое 1920 5700 9,5 ПМ ТВ Списано на металлолом в 1958 г.
53 «Урицкий» СССР грузовое 1929 3500 9,5 ПМ ТВ Списано на металлолом в 1958 г.
54 «Уралмаш» Дания грузовое 1936 4300 11,5 ПМ ТВ Списано на металлолом к 1957 г.
55 «Франц Меринг» Англия грузопассажирское 1912 900 12. 0 ПМ Ж Списано на металлолом в 1964 г.
56 «Фридрих Энгельс» СССР грузовое 1931 5600 11,0 ДВС Ж
57 «Шатурстрой» США грузовое 1918 7500 10,5 ПМ ТВ Списано на металлолом в 1957 г. и г. Одессе
58 «Хабаровск» СССР грузопассажирское 1932 3500 10. 5 ПМ ТВ Передано в Камчатское пароходство в 1949 г.

Примечание:
ДВС — двигатель внутреннего сгорания
ПМ — паровая машина
ПТ — паровая турбина
ТВ — твердое топливо
Ж — жидкое топливо

Дальше