Сателлиты Германии
ВЕНГРИЯ
С началом второй мировой войны венгерская королевская армия тоже заинтересовалась возможностями воздушно-десантных войск; правда, в отличие от основного союзника страны — Германии, организацией подобных частей занялось командование сухопутных войск. В рамках программы модернизации вооруженных сил к весне 1941 года сформирована отдельная парашютная рота, созданная по образу и подобию германских аналогов. В апреле [690] парашютисты приняли участие в агрессии против Югославии, а вскоре роту развернули в 1-й батальон. В следующем году, после начала войны с Советским Союзом, в составе венгерских ВВС создан «Экспедиционный полк», объединивший все части авиации, направленные в СССР. Наравне с истребительным, бомбардировочным и двумя разведывательными дивизионами в полк вошли военно-транспортная эскадрилья и вышеупомянутый батальон (хотя и относившийся в организационном смысле к армии).
Заметного влияния на ход вооруженной борьбы на Восточном фронте десантники не оказали, так как после Сталинградской битвы венграм, как и немцам, приходилось в. основном думать об обороне. Почти всю войну парашютисты провели в тылу, занимаясь боевой подготовкой, или сражались на передовой в рядах пехоты. В начале 1943 года немцы активно обсуждали с венгерским командованием вопрос об использовании экипажей 1-й транспортной эскадрильи, потерявшей к тому времени большинство машин, в полетах по пилотированию десантных планеров (люфтваффе к этому времени стали ощущать нехватку подготовленных пилотов-планеристов), но осуществить это на практике не удалось.
После выхода советских войск на границу страны, свержения правительства регента адмирала Миклоша Хорти де Надьбанья (Horthy de Nagybanyai) и установления фашистского режима партии «Скрещенных стрел» Ференца Салаши (Szalasi) опыт успешного боевого применения на сухопутных фронтах германских десантных частей навел венгерское командование, озабоченное необходимостью формирования новых соединений взамен [691] уничтоженных, на мысль о создании у себя подобной элитной боевой единицы.
20 октября 1944 года под немецким контролем была образована парашютная дивизия, получившая название «Szent Laszlo 2» в честь короля Владислава (Ласло) Святого из династии Арпадов, правившего Венгрией в XI веке. Несмотря на пропагандистскую шумиху, окружавшую ее создание, дивизия была довольно типичным для конца войны импровизированным формированием с посредственной боеспособностью. В ее состав вошли 1 -й парашютный батальон (собственно, и давший ей название), 1-й и 2-й резервные пехотные полки, 1-й и 2-й резервные танковые полки, 1-й и 2-й резервные разведывательные полки (вооруженные бронеавтомобилями и легкими танками), два «дунайских» батальона речной обороны и дивизион зенитной артиллерии. Личный состав дивизии комплектовался обстрелянными фронтовиками и новобранцами из националистической молодежной организации «Levente».
Соединение в начале зимы было отправлено на фронт и вошло в состав LXXII германского армейского корпуса 8-й армии (группа армий «Юг»). После ожесточенных зимних сражений дивизия отошла на югославско-австрийскую границу, где в мае в полном составе сдалась англичанам.
Снаряжение и обмундирование
Вооружение и экипировка венгерских десантников были стандартными для пехоты. Личный состав имел обычные винтовки, а также отечественные пистолеты-пулеметы 39М, тяжелые и мало подходящие для нужд ВДВ. Парашюты-и прыжковое снаряжение — немецкого образца. В ходе войны получили [692] распространение немецкие автоматы МР 40 и модернизированные венгерские 43М с металлическим плечевым упором.
43М создан на базе основного венгерского пистолета-пулемета 39М, разработанного конструктором П. Кирали (P. Kiraly) — очень крупногабаритного и тяжелого оружия, больше похожего на карабин. Патрон — 9-мм Mauser. Модернизированный вариант пистолета-пулемета отличался меньшей длиной ствола (424 мм вместо 499) и складным металлическим плечевым упором. Масса нового оружия составила 4,46 кг вместо 4,54 у базового образца, а общая длина (с откинутым плечевым упором) — 925 мм вместо 1047. В походном положении длина оружия составляла 749 мм.
Используемый в оружии наиболее мощный 9-мм маузеровский пистолетный патрон потребовал использования полусвободного затвора. Боевая личинка затвора соединялась с его остовом с помощью особого рычага. Когда отдача после выстрела передавалась на личинку, последняя двигалась назад и с помощью упомянутого рычага ускоряла отход остова затвора, замедляя собственное движение. Хотя устройство затвора усложнялось, производство выстрела осуществлялось так же, как и в остальных пистолетах-пулеметах — путем спуска затвора с боевого взвода. Флажок предохранителя одновременно служил переводчиком огня. Рукоятка заряжания размещалась справа. Темп стрельбы — 750 в/мин. [693] Прицел секторный, мушка защищена намушни-ком. Деревянная ложа по-прежнему была достаточно массивной — даже металлический стержень откидного плечевого упора находился внутри деревянной трубки. Оружие снабжено пистолетовидной рукояткой. Коробчатый магазин вмещал 40 патронов и примыкался снизу. Для использования в ВДВ особенно подходила любопытная деталь конструкции: в походном положении магазин вместе с горловиной откидывался вперед и помещался внутри специального паза в цевье.
Десантирование могло проводиться с трехмоторных транспортных самолетов итальянского производства Caproni Ca.101 (к началу войны устарели) и Savoia-Marchetti SM.35, в 1943 году замененных на переклассифицированные в транспортники немецкие двухмоторные бомбардировщики Junkers 86, бывшие до этого времени основой парка бомбардировочной авиации Венгрии. Резервными военно-транспортными самолетами были Ju 52/3m, принадлежавшие гражданской авиакомпании «Malert». В 1943 году эти машины реквизировали и ввели в боевой состав ВВС (фактически применялись на фронте уже с 1941-го).
Солдаты 1-го парашютного батальона носили обычную армейскую форму с зелеными пехотными петлицами. Снаряжение также было стандартным для пехоты, хотя прыжковая экипировка, предоставленная союзником, была полностью идентична немецкой. Парашюты, десантные комбинезоны, прыжковые ботинки, стальные каски М38 и прочее — все это было германского образца. Под комбинезоны надевалось обычное пехотное обмундирование образца 1922 года.
Солдаты и офицеры дивизии «Szent Laszlo», за исключением личного состава I -го батальона, в [694] основном не носили специального парашютного обмундирования. Каски тоже сменились на старые австрийские М1915 и общевойсковые венгерские 38М (копия немецких М35). Поскольку дивизию формировали немцы, в снаряжении ее личного состава были широко распространены немецкие образцы экипировки и вооружения.
В королевской армии существовал единственный широко распространенный знак отличия парашютиста-десантника — металлическая эмблема бронзового цвета, носившаяся над правым карманом и представлявшая собой раскрытый парашют между двух распростертых стилизованных крыльев. На парашют было наложено устрашающее изображение черепа и двух скрещенных кинжалов. Встречался и вышитый вариант знака (в основном у офицеров): парашют, череп и кинжалы серебристые, крылья золотистые. [695]
РУМЫНИЯ
Румыны не придавали особого значения созданию воздушно-десантных частей, но, узнав об опытах, проводимых с парашютными частями в Венгрии, тоже решили не отставать. Дело в том, что обе страны в 1940 и 1941 годах находились на грани войны — территория румынской Трансильвании, под давлением немцев (по условиям Второго Венского арбитража) в 1940 году переданная Венгерскому королевству, стала таким яблоком раздора, что даже в разгар боевых действий на советско-германском фронте, где оба государства воевали плечом к плечу, на трансильванской границе продолжали находиться противостоящие друг другу крупные войсковые контингента как румынской, так и венгерской армий.
Формированием десантных частей занялись военно-воздушные силы. По причине недостатка подготовленного личного состава и с оглядкой на венгров решено было ограничиться созданием отдельного парашютного батальона, получившего номер 1. Обучение солдат и офицеров проходило при активном участии немецких военных советников. Парашюты и все прыжковое снаряжение тоже поставлялись из Германии.
Стрелковое оружие десантников было представлено в основном 7,92-мм винтовками Mauser M1924, а унтер-офицеры были вооружены преимущественно немецкими пистолетами-пулеметами МР38 и МР40. [696]
Батальон был довольно активно задействован в боях на Восточном фронте, некоторое время находился в Крыму, а после 1943 года принимал участие в оборонительных сражениях в Бессарабии и Румынии (в том числе при попытке остановить советское наступление в районе Фокшан). После подписания перемирия с СССР румынские парашютисты вместе с прочими частями и соединениями королевской армии были направлены в Трансильванию для ведения боевых действий против недавних союзников — Германии и Венгрии.
Униформа и знаки различия
Румынские парашютисты носили стандартную полевую униформу королевских военно-воздушных сил. Специальное обмундирование ВДВ включало в себя прыжковый комбинезон серо-голубого цвета с застежкой «молнией», похожий по фасону на ранний немецкий, но со штанинами обычной длины, [697] заправляющимися в высокие парашютные ботинки германского образца. Комбинезон имел четыре объемистых прорезных кармана, также застегивающихся на «молнии». Парашюты и десантные стальные шлемы М38 — немецкого производства. Подсумки к карабинам были либо чересплечными германскими, либо обычными румынскими. Кожаное снаряжение коричневого цвета. Все это обмундирование вместе с касками и надетыми лямками подвесной системы по немецкому образцу носили и на парадах.
Знаки различия офицеров ВДВ, подобно введенным на комбинезоны летчиков, размещались по-разному, но уставом предусматривалось ношение металлических золотых «галунчиков» на погонах или над левым карманом, под эмблемой парашютиста. Впрочем, иногда их нашивали на левую сторону пилотки или на низ рукава. Унтер-офицеры носили «птички» только на погонах. Знак парашютиста, как и прочие квалификационные эмблемы ВВС, изготавливался из металла либо вышивался. Он представлял собой маленький серебристый парашютик между двумя золотистыми крыльями и нашивался на левую сторону груди, над карманом.
Кадровые старшие унтер-офицеры отличались матерчатыми погонами, на которых располагались знаки различия летного состава ВВС: 1 — 4 золотые «птички», похожих на немецкие (в отличие от наземного персонала, где применялось аналогичное количество галунов утлом вверх).
ФИНЛЯНДИЯ
В апреле 1941 года финны, заинтересовавшиеся опытом своих новых союзников — немцев, создали [698] на военной базе Луонетярви небольшой импровизированный центр подготовки парашютистов. Его первыми курсантами стали 14 молодых офицеров под командованием майора Эрхо (Erho). Материальную часть центра составили трофейные советские парашюты, попавшие к финнам во время «зимней войны». Финские парашютисты приняли участие в диверсионных рейдах на территорию Карелии и Ленинградской области при выполнении задач плана «Barbarossa» в 1941 году.
В следующем году финны начали формирование линейных парашютных частей по немецкому образцу, для чего 40 человек начали тренировки на базе Онтулла. Вскоре армия смогла сформировать 4-й отдельный парашютный батальон, который использовался для ведения глубинной разведки против Красной Армии до конца августа 1944 года.
РОССИЙСКАЯ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ АРМИЯ
В 1943 году люфтваффе был сформирован отдельный русский парашютный батальон, вошедший в состав ВВС «Комитета освобождения народов России». Численность батальона составила 650 человек. Эту войсковую часть предусмативалось использовать для проведения диверсионных парашютных десантов в тылу советских войск, однако по назначению его применить не удалось. До конца войны подразделения парашютистов РОА находились в тылу либо спорадически принимали участие в различных боевых операциях на юге и западе Европы. В 1945 году батальон сдался англичанам. [699]
Вооружение, снаряжение и обмундирование батальона полностью соответствовали германским образцам. Единственным исключением были нарукавные нашивки РОА, дополненные «русифицированными» кокардами на фуражки (между крыльями люфтваффе на околыше крепилась трехцветная кокарда КО HP в дубовом венке) и погонами «восточного» образца. Петлицы и орлы люфтваффе — стандартного образца.