Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава X.

Остров Уэйк{275} (8–23 декабря 1941 г.){276}

1. Сторожевое охранение острова

Остров Уэйк является одним из необитаемых атоллов Тихого океана. Он представляет собой затопленную вершину вулкана и находится в 450 милях от ближайшей земли. Атолл состоит из трех низких островов (Уилкс, Уэйк и Пили), расположенных под углом — в виде большого пальца и искривленного указательного пальца, вытянутого на север.

От ногтя большого пальца на котором расположен мыс Токи, до противоположного конца Уэйка — 13 500 ярдов по прямой. Периметр по морю вокруг внешней [269] стороны рифа атолла, меньше, чем 20 морских миль. Лагуна, наполненная множеством коралловых наслоений, почти недоступна; у нее имеется только один вход через канал шириной 50 ярдов между островами Уилкс и Уэйк, причем потребовалось бы углубить фарватер, прежде чем небольшие корабли смогли бы войти в него. Дожди в этом районе бывают редко, весенней свежей воды нет; поверхность покрыта кустарником из растений, похожих на магнолию, достигающих высоты всего 10 футов. Волны Тихого океана непрерывно разбиваются о рифы, окаймляющие берега острова, смывают белый песок побережья и коралловые утесы. Над рифами слышны крики морских птиц. На острове Уэйк с незапамятных времен водится множество земляных крабов и крыс особой породы.

В течение многих лет этот атолл не играл никакой роли. Время от времени к берегу подходили шлюпки застигнутых штилем парусников, они безуспешно пытались найти на острове пищу и пресную воду. Вездесущие японцы, случайно узнав об атолле, стали убивать морских птиц, населяющих остров, и собирать их пух. В связи с отдаленностью острова торговля развиваться не могла и островом никто не интересовался, пока люди не овладели воздухом.

Остров ожил. Он представлял собой идеальный аэродром, расположенный в 1025 милях от Мидуэя, в 1300 от Гуама. С другой стороны, остров находился всего в 450 милях от Бикини, в 764 милях от острова Маркус и в 620 милях от Рой и Намюр — островов атолла Кваджалейн, основной базы японцев в группе Мандатных островов. Здесь было не существующее, но желанное звено оси, проходящей с востока на запад (Сан-Франциско — Перл-Харбор — Гуам — Манила) для ведения американских морских и воздушных операций. Для японских сил этот пункт был особенно удобен для ведения операций вдоль северо-западной — юго-восточной оси (Токио — Иводзима — Маркус — Вотье — Мили). [270]

В конце 1939 г. Уэйк, так же как Гуам и Мидуэй, приказами президента были переданы в ведение военно-морского флота.

Еще до начала военных действий Панамериканское общество воздушных сообщений решило использовать небольшой остров в качестве базы для заправки горючим самолетов недавно открытой транстихоокеанской авиалинии. Остров Пил, расположенный в лагуне с подветренной стороны, был избран местом для авиабазы, но корабли там были только частично укрыты от ветра, и это место считалось опасным для стоянки. Все снабжение должно было поступать на остров Уилкс и по фарватеру, проделанному через лагуну и коралловые рифы взрывами. Углубление дна канала к востоку от острова Уилкс было начато в мае 1935 г., но даже в декабре 1941 г. он был глубиной только 12 футов во время прилива и шириной в 300 футов.

В 1939 г. остров Уэйк наполовину потерял свое стратегическое значение после того, как конгресс отклонил предложение об усилении мощи Гуама; это означало, что не следовало прилагать усилия к удержанию Гуама в случае возникновения войны с Японией. Но в 1940 г. конгресс принял решение комиссии Хепберна о развитии островов Мидуэй и Уэйк и создании на них авиационной базы и базы подводных лодок. Был заключен контракт с Управлением строительства морских и авиационных баз на Тихом океане о постройке аэродрома и всего требующегося для базирования десантных патрульных самолетов.

В январе 1941 г.{277} на остров была направлена первая группа рабочих. Туда же, для наблюдения за работами, прибыл коммандер К. Кин с гарнизоном для передовой базы. [271]

На строительстве работало 1100 чел. Мыс Пинок, покрытая густым кустарником часть острова Уэйк, где соединялись большой и указательный пальцы, был намечен для постройки взлетных площадок. Там было начато строительство дорог шириной 30 футов, продолжалось углубление канала и началось строительство жилых домов. Японское правительство очень заинтересовалось этим и выслало с Маршалловых островов разведывательный самолет. Каждому японскому летчику казалось, что все это делается для их императора.

Адмирал Киммель, в своем письме начальнику Управления морских операций от 18 апреля 1941 г., указывал на стратегическую важность острова Уэйк в случае начала войны и настаивал на немедленном принятии мер по обороне острова.

Как оперативная база он мог бы оказать нам ценную услугу в деле наблюдения за Маршалловыми островами или обеспечения прикрытия продвигающихся войск в направлении линии Сайпан — Хонсю. Если бы эта база находилась в руках японцев, она явилась бы препятствием к осуществлению внезапных налетов на северную часть Маршалловых островов, остров Маркус, Порт-Лойд или Сайпан, и создала бы помехи другим нашим операциям.

Помешать врагу овладеть островом Уэйк, не высадив там свои войска, будет очень трудно, а для того чтобы освободить его после занятия японцами в начале войны, потребуется ряд сложных боевых операций. С тех пор как 4-й японский флот имел в своем составе транспорты и войска со специальным оборудованием для десантных операций, было вполне возможно, что одно из первых наступлений японцев будет направлено против острова Уэйк.

Если же остров Уэйк будет иметь оборонительные сооружения, для того чтобы ослабить его, японцам потребовалось бы усилить свои морские силы в районе, [272] где мы смогли бы настигнуть их корабли, и, таким образом, они предоставили бы нам возможность противопоставить их морские силы нашим{278}.

Контр-адмирал Блок, командующий 14-м морским районом, доказывал опасность беззащитного острова Уэйк. До тех пор, пока канал и лагуна не будут достаточно углублены, на что потребуется не менее 2 лет, корабли вынуждены стоять на якоре с подветренной стороны острова Уэйк и перегружать свои грузы на легкие суда, расходуя на это не менее 10 дней{279}. Чудесная цель для подводных лодок противника. Адмирал Киммель форсировал прибытие важных подразделений 1-го оборонительного батальона корпуса морской пехоты и находящихся в Перл-Харборе кораблей на остров Уэйк к 1 июня{280}.

К этому сроку направить войска не удалось, так как в этом году ничего не удавалось сделать вовремя. Первое [273] подразделение 1-го оборонительного батальона в составе 6 офицеров и 173 рядовых сошло на берег острова Уэйк с американского корабля «Реджюс» 19 августа 1941 г.

Через два месяца на этом же корабле прибыл майор Д. П. С. Деверо с тремя батареями, в каждой по два 5-дюймовых орудия длиной 51 калибр (снятых со старого линкора), тремя батареями по четыре 3-дюймовых зенитных орудия (только одно из них имело прицельное приспособление), двадцатью четырьмя 0,50-дюймовыми пулеметами{281} для зенитных установок и большим количеством 0,30-дюймовых{282} пулеметов для береговой обороны.

2 ноября на остров прибыло еще одно подразделение морской пехоты. Их все-таки было недостаточно для обслуживания орудий и пулеметов. Какой бы корабль ни прибыл, солдаты морской пехоты должны были разгружать его, обслуживать и заправлять горючим самолеты В-17, патрулирующие на линии Уэйк — Манила. Инженеры-строители строили дороги, углубляли канал и возводили здания согласно подписанному ими контракту.

Оборонительный батальон корпуса морской пехоты отличался тем, что он был снабжен винтовками Спрингфилда, одеждой цвета хаки и стальными шлемами образца Первой Мировой войны, а также легким пехотным оружием.

Остров Уэйк должен был превратиться в базу для «Каталин» и других типов патрульных самолетов. 28 ноября 1941 г. на остров Уэйк прибыл кэптэн с несколькими младшими офицерами и матросами, чтобы принять участие в постройке базы для гидросамолетов{283}. В ожидании самолетов PBY, которые прибыли только через [274] несколько месяцев, корпус морской пехоты должен был организовать эскадрилью воздушного прикрытия. Эскадрилья «VMF-211» из 12 самолетов типа «Уайлдкэт» старого типа (F4F-3){284} поднялась с авианосца «Энтерпрайз» и 4 декабря благополучно приземлились на острове.

Единственная готовая посадочная площадка была 5000–6000 футов длиной и 200 футов шириной. Подземные склады горючего не были закончены; не было ни одного сооружения, необходимого для проведения нормальных полетов; не было построено ни капониров, ни укрытий для самолетов. Не был установлен радара для предупреждения о приближающемся противнике, а наблюдательный пост, с радиусом видимости в пределах 10 миль, требовал замены.

8 декабря 1941 г. на острове Уэйк находились 27 офицеров корпуса морской пехоты и 422 рядовых (включая летчиков), 10 морских офицеров и 58 матросов (включая медперсонал), небольшое армейское подразделение, состоящее из 1 офицера и 4 солдат, 70 служащих авиалинии «Пан-Америкэн» и 1146 человек инженерно-технического персонала и рабочих-строителей{285}.

Все 3– и 5-дюймовые орудия были перевезены в три укрепленных пункта, созданные на островах Пил, Уилкс и на мысе Пикок, где были оборудованы защитные сооружения, но самолеты должны были базироваться на одной узкой полосе, и боеприпасов было недостаточно.

7 декабря был первым днем отдыха личного состава корпуса морской пехоты на острове Уэйк со дня прибытия. В этот же вечер с востока прилетел пассажирский авиалайнер{286}, а на рассвете он взял курс к острову Гуам. [275]

8 декабря в понедельник в 6 ч. 50 мин.{287}, сразу после завтрака личного состава корпуса морской пехоты, было получено сообщение о том, что Перл-Харбор подвергся нападению японцев. Был дан сигнал боевой тревоги, и солдаты корпуса морской пехоты, хватая ружья, бросились к своим постам, летчики заводили моторы самолетов, а гражданские лица спешили в лес, где рыли щели. Пассажирский самолет вернулся.

2. Первая атака японцев (8–11 декабря){288}

Японцы вполне понимали важность стратегического значения для них атолла Уэйк. Если бы остров оставался в руках американцев, он бы являлся постоянной угрозой для Марианских островов, если же атолл перейдет в руки Японии, он явится важным звеном в японской линии обороны Тихого океана, удобной базой разведывательных самолетов и плацдармом для захвата острова Мидуэй.

4-му флоту, стоящему в Труке, адмирал Ямамото приказал взять атолл. Для этой цели на Кваджалейн было отправлено специальное соединение, которое должно было там ожидать дальнейших распоряжений, но предварительные бомбардировки острова Уэйк с воздуха начались в день нападения на Перл-Харбор.

Первое воздушное нападение на остров Уэйк было произведено в полдень 8 декабря. В налете участвовало 36 двухмоторных бомбардировщиков с авиабаз острова Рой и Намюр, находившихся в 620 милях к югу от Уэйка. [276]

В этот день был настолько сильный прибой, что шум его заглушал шум приближающихся японских самолетов, и они были обнаружены только за пятнадцать секунд до падения первой бомбы. Самолеты снизились до 2000 футов (около 600 м.) и пошли курсом на аэродром, где 8 самолетов типа «Уайлдкэт» заправлялись горючим. 4 американских самолета получили прямые попадания, и вспыхнувшее на них пламя уничтожило еще три стоящих поблизости машины. Восьмой самолет тоже был поврежден, но позднее был отремонтирован. Во время налета было убито 23 солдата и офицера морской пехоты. После этого японские самолеты сбросили бомбы на аэродром авиакомпании «Пан-Американ». Были уничтожены почти все сооружения, в том числе отель. 10 гражданских лиц были убиты. Пассажирский авиалайнер, стоящий в лагуне, подвергся ожесточенному пулеметному обстрелу с японских самолетов, но не получил серьезных повреждений и вечером, взяв на борт большое количество гражданских лиц, вылетел на Мидуэй.

Через десять минут японские самолеты, фактически не получившие никаких повреждений, взяли курс на свои базы.

В течение всей ночи на 9 декабря солдаты морской пехоты и несколько добровольцев из числа гражданского населения{289} устраняли повреждения, строили укрытия и, для предотвращения высадки воздушного десанта, минировали взлетные площадки.

На следующий день поднялись в воздух два из трех исправных самолетов и уничтожили один японский бомбардировщик, огнем зенитной артиллерии было сбито еще несколько японских машин{290}. Но и на этот [277] раз, в результате бомбардировки были повреждены радиостанция военно-морского флота, госпиталь и убито 4 солдата морской пехоты и 55 человек гражданского населения. В двух подземных убежищах был развернут новый госпиталь и была срочно смонтирована новая радиостанция. Предполагая, что следующим объектом нападения японцев будет батарея «Е», ее передвинули на 600 ярдов в сторону. Предположение оказалось правильным, и 10 декабря 27 японских бомбардировщиков сбросили свои бомбы на пустые позиции батареи «Е». 10 других нанесли удар по острову Уилкс, где японцы наметили высадить десант. Во время этого налета одной из японских бомб был взорван пороховой склад, в котором находилось 125 тонн динамита. В результате детонации на батареях «Е» и «L» взорвались все боеприпасы. Во время налета был убит один и ранено четыре солдата морской пехоты.

Вскоре после полуночи, 11 декабря, со сторожевого поста морской пехоты были замечены огни к югу от острова, а на рассвете на траверзе мысе Пикок появились корабли. Соединение вторжения контр-адмирала Кадзиока было сравнительно маломощным. На борту двух переоборудованных эсминцев находилось 450 солдат специального десантного соединения, а войска для будущего гарнизона острова находились на транспортах средних размеров, эскортируемых шестью эсминцами{291}. Впереди соединения шли две разведывательных подводных лодки, а старые легкие крейсера «Тацута» и «Тенрю» являлись кораблями поддержки.

Верный японским традициям контр-адмирал Кадзиока шел на своем корабле во главе соединения. В 5 часов [278] утра японские корабли, находившиеся на расстоянии 4 миль от мыса Пикок, повернули влево и пошли вдоль южного берега. Легкие крейсера открыли огонь, но их снарядами было подожжено только нефтехранилище, расположенное близ лагеря №1. Тем временем остальные корабли развернулись, и с транспортов начали спускать шлюпки. Батареи майора Деверо не открывали огня до 6 ч. 15 мин., когда «Юбари» и еще три эсминца подошли на дистанцию 4500 ярдов. Тогда открыла огонь батарея 5-дюймовых орудий старшего лейтенанта Барнингера (корпус морской пехоты). Снаряды батареи накрыли «Юбари», и после второго залпа корабль отвернул и вскоре скрылся за горизонтом.

Через несколько минут открыла огонь батарея 5-дюймовых орудий острова Уилкс. Несмотря на то, что во время взрыва батарея потеряла своего дальномерщика, огонь ее орудий был успешным. По головному эсминцу «Хаяте» было произведено два метких залпа, и корабль взорвался и затонул{292}. После этого орудия батареи «L» обстреляли и повредили эсминец «Оите», а затем их огонь был перенесен на головной транспорт. После первого же попадания он повернул в сторону моря и вместе с другими транспортами скрылся за дымовой завесой, поставленной эсминцами. Снаряды той же батареи повредили и легкий крейсер, который ушел, оставив за собой дымовой след.

Тем временем три не участвовавших в бою эсминца развернулись и стали обходить острова Уилкс и Пил с севера, ведя огонь из всех своих орудий. На своем пути они попали в зону обстрела батареи «В» на мысе Токи. Батарея сразу же открыла огонь, и одним из ее снарядов был поврежден головной корабль «Вайе». Орудия батареи обстреляли и второй корабль, и вскоре все три эсминца ушли. [279]

Теперь в воздух поднялись четыре самолета «Уайлдкэт». Они обстреливали из пушек и пулеметов уходящие корабли и сбрасывали на них 100-фунтовые бомбы. В результате их налета была повреждена радиорубка корабля «Тенрю» и торпедные аппараты крейсера «Тацута», а на одном из транспортов вспыхнул пожар{293}. Один из самолетов получил серьезное повреждение, но летчику удалось посадить горящую машину на аэродром{294}.

«Понеся довольно серьезные потери, мы в 7 часов решили вернуться на Кваджалейн и повторить атаку при более благоприятных обстоятельствах», — заявил капитан 1 ранга Кояма, находившийся на борту флагманского корабля{295}. Японцы потеряли два эсминца и, по меньшей мере, 500 матросов{296}. Был убит только один американец. В довершение этой победы два оставшихся самолета морской пехоты во время очередного налета японцев сбили два из 18 бомбардировщиков, еще один был сбит огнем зенитной артиллерии, а 4 загорелись и, оставив за собой полосу дыма, скрылись за горизонтом.

День 11 декабря 1941 г. знаменателен тем, что в течение всей войны на Тихом океане больше не было случая, чтобы орудия береговой обороны отбили атаку десантного соединения{297}. Большая часть орудий была в полной исправности, но осталось только два самолета. [280]

Надеялись, что военно-морской флот пришлет подкрепление гарнизону острова.

3. Неудачная экспедиция (14–23 декабря){298}

Прошло только девять месяцев с тех пор, как адмирал Киммель писал о том, что «укрепление обороны острова Уэйк заставит японцев рассредоточить силы своего флота и тем самым даст нам возможность защищаться от военно-морских сил, используя свои военно-морские силы. Мы приложим все усилия для того, чтобы заставить японцев рассредоточить их военно-морские силы». Его желание почти исполнилось, и чтобы оно полностью осуществилось, он разработал одну из наиболее значительных военно-морских операций США в 1941 году: формирование и посылку соединения на Уэйк. Если бы эта операция удалась, то репутация Киммеля и всего флота была бы спасена.

План операции по удержанию острова Уэйк был идеально разработан, но при его осуществлении был допущен ряд ошибок. Операция была обречена на неудачу уже вследствие того, что начало ее все время откладывалось, а противник развивал стремительное наступление. В ней должны были участвовать все три авианосца Тихоокеанского флота. Группа самолетов, базирующаяся на авианосце «Лексингтон» (теперь 11-е оперативное соединение), должна была произвести диверсионный налет на Джалуит с целью нанесения разрушений и уничтожения воздушных и наземных сил противника на Марианских островах. Самолеты с авианосца «Энтерпрайз» (8-е оперативное соединение) должны были после ухода двух других соединений заправиться [281] в Перл-Харбор и оперировать западнее острова Джонстон с целью прикрыть Оаху и, если потребуется, поддержать соединения, наносящие главный удар.

Фактически освободить гарнизон острова Уэйк должно было соединение, которое до сих пор не плавало самостоятельно. Флагманским кораблем соединения был авианосец «Саратога» (флаг адмирала Фитча).

Благодаря чрезвычайной важности экспедиции на остров Уэйк и необходимости срочно осуществить ее, особое значение имел выбор командующего всем оперативным соединением. Единственными тяжелыми крейсерами, которые могли войти в состав соединения, были корабли 6-й дивизии «Астория», «Миннеаполис» и «Сан-Франциско», которыми командовал контр-адмирал Флетчер. У него не было никакого опыта плавания на авианосцах. Фитч, напротив, был, пожалуй, одним из наиболее опытных адмиралов флота, командующих соединениями авианосцев. Однако адмирал Киммель назначил Флетчера командовать операцией. Сегодня, когда перед нами лежит отчет об операции, каждому становится совершенно ясно, что она обязана своей неудачей не отсутствию знаний и умения у летчиков, а отсутствию взаимодействия между отдельными кораблями соединения Флетчера.

Крейсера Флетчера вошли в Перл-Харбор 10 декабря, но он не мог окончательно сформировать соединение и отправиться к острову Уэйк, пока не вернется и не заправится горючим «Саратога».

Одна задержка следовала за другой. Наиболее серьезным затруднением, по мнению адмирала Пая, было то, что «Лексингтон» не мог заправляться горючим в море.

Наконец в полдень 14 декабря соединение адмирала Брауна кончило заправку. В его состав входили тяжелые крейсера «Индианаполис», «Чикаго» и «Портленд», 1-й дивизион эсминцев и танкер «Неошо». Самолеты [282] Брауна должны были произвести диверсионный налет на Джалуит 22 декабря или ранее и, тем самым, поддержать спасательную экспедицию Флетчера.

Сведения об этом объекте были весьма разноречивы. Из-за того, что японцы строго соблюдали тайну, ни один американец не знал о том, что там происходит. Думали, что Джалуит является одной из крупнейших японских баз, расположенных восточнее Трука, но, в действительности, японцы только еще строили там гидроавиабазу. К 1 ноября она уже наполовину была готова, но на ней еще не было ни одного самолета.

Адмирал Киммель предоставил Брауну право выбора как в отношении передвижения соединения, так и отвода его из данного района.

В полдень 14 декабря оперативное соединение вышло из Перл-Харбора. Утром 16 декабря три разведывательных самолета с «Лексингтона» заметили авианосец противника типа «Рюдзе», на палубе которого не было ни одного самолета, который шел в 95 милях южнее. Самолеты сбросили на него бомбы, но не попали. Адмирал Браун приказал «Лексингтону» начать атаку и направил нефтеналивное судно «Неошо» на восток во избежание потопления его авианосной авиацией противника.

Ударная группа, состоящая из 29 бомбардировщиков и 7 истребителей, поднялась с «Лексингтона» и направилась к цели. Но оказалось, что «авианосец» представлял собою брошенную баржу с динамитом, выведенную морским буксиром из Перл-Харбор во время боя 7 декабря{299}.

17 декабря эта же группа самолетов «Лексингтона» проводила противовоздушные учения, но орудия, установленные на крейсерах, были неисправны. [283]

На следующий день в Перл-Харбор прибыло преувеличенное донесение разведывательной службы о том, что 9–10 декабря японцами были заняты острова Гилберта. В действительности, японцы только создали видимость наступления, высадив десантное подразделение на остров Тарава и небольшой строительный отряд для постройки авиабазы с несколькими самолетами на остров Макин. Японцы посетили также Нонути и Беру на островах Гилберта, чтобы захватить английских официальных лиц, но затем ушли.

Однако офицер Разведывательного отдела штаба Тихоокеанского флота уверял, что грозный Иокогамский отряд ВВС Японии, в состав которого входило от 40 до 200 самолетов с плавучей авиабазой{300}, уже находился у острова Мавин, готовый бомбардировать любой американский корабль, обнаруженный в этой районе. Чтобы достигнуть Джалуита, силы адмирала Брауна должны были пройти примерно в 100 милях к северу от острова Макин и мимо атолла Мили; состав имеющейся здесь авиации не был известен. Кроме того, в штабе командующего Тихоокеанским флотом Брауну сообщили о том, что на Джалуите находится командующий всеми подводными силами Японии, а следовательно, можно было предположить, что в районе находится большое количество японских подводных лодок.

Неудивительно, что адмирал Браун счел, что он попал в ловушку и рискует потерять «Лексингтон» в результате воздушной или подводной атаки. В полдень 20 декабря он решил использовать данное ему право вести боевые действия по своему усмотрению и атаковать остров Макин вместо Джалуита. В это время он получил новое распоряжение адмирала Пая, который сменил адмирала Киммеля в должности главнокомандующего Тихоокеанским флотом. Оперативному соединению было приказано [284] повернуть на север и оказать поддержку адмиралу Флетчеру, приближающемуся к острову Уэйк{301}.

Это было разумным шагом, потому, что если бы Флетчеру было разрешено выполнить поставленную перед ним задачу, то любое разрушение, нанесенное авианосцем «Лексингтон» на острове Макин в начале войны, не могло быть более эффективно, чем та помощь, которую он мог оказать «Саратоге» близ острова Уэйк.

Авианосная группа «Энтерпрайза» была лишена возможности проявить себя из-за сложившихся обстоятельств, поэтому она сыграла пассивную роль в этой печальной драме — обороне Гавайских островов.

8-е оперативное соединение Хэлси вошло в Перл-Харбор для заправки и пополнения запасов 16 декабря, уже после того как «Саратога» вышла в море. Хэлси шел с запада и спустился на 230 миль южнее острова Мидуэй{302} к полудню 23 декабря, прошел на 100 миль западнее Мидуэя, пробыл в течение двух дней в этом районе и днем 31 декабря 1941 г. вошел в Перл-Харбор, не встретив на своем пути ни одной подводной лодки.

Две подводные лодки Тихоокеанского флота «Тамбор» и «Тритон» патрулировали в водах, омывающих Уэйк, не оказав никакой помощи обороняющимся. 10 декабря подводная лодка «Тритон» выпустила по кораблю противника 4 торпеды, но безрезультатно, другая подводная лодка приняла участие в бою лишь 11 декабря. «Тамбор» получил большую течь и вернулся в Перл-Харбор 16 декабря «Тритон» был отозван 21 декабря, из опасения, чтобы он не атаковал приближавшееся 14-е оперативное соединение, приняв его за корабли противника{303}. [285]

Так обстояло дело с силами поддержки: Задача по освобождению острова Уэйк была возложена на оперативное соединение адмирала Флетчера, сосредоточеннее вокруг «Саратоги».

Новости о нападении японцев на Перл-Харбор дошли до «Саратоги», когда она обходила мыс Лома (Сан-Диего). 8 декабря она в 10 ч. 19 мин. вышла из порта, эскортируемая тремя старыми эсминцами и делая 20–21 узел, т. е. с наибольшей скоростью для 4-трубного корабля. Во избежание встречи с подводными лодками японцев, он прежде всего пошел к югу от Гавайских островов. Этот обход не задержал бы его и 14 декабря он вошел бы в Перл-Харбор, но он подвергся неожиданной атаке подводной лодки у острова Оаху и вошел в Перл-Харбор только в 9 ч. 00 мин. 15 декабря, где пополнился горючим.

Войска корпуса морской пехоты были погружены на корабль «Танжер», который уже в течение двух дней ожидал появления авианосца. 15 декабря, пока «Саратога» заканчивал заправку, адмирал Киммель выслал в авангарде «Танжер» и танкер «Неошо» под эскортом дивизиона эскадренных миноносцев. Наконец, в 11 ч. 15 мин. 16 декабря авианосец вышел в море в сопровождении крейсеров «Миннеаполис», «Астория», «Сан-Франциско» и 4-го дивизиона эскадренных миноносцев.

Адмирал Флетчер уже в полдень 17-го встретил «Танжер» и «Нечес» и отослал обратно эскортировавшие их эсминцы. Благодаря тихоходности танкера шли со скоростью только 12,75 узла{304}.

Прошло несколько прекрасных тихих дней с легким северо-восточным ветром и спокойным морем. Демаркационная линия была пересечена 20–21 декабря, а 22-го началась заправка эсминцев, как раз перед тем, как в море началось волнение. [286]

Ни один командир не решился идти в бой, имея в охранении эсминцы, нефтяные цистерны которых были наполовину пусты. Распоряжение Флетчера гласило о пополнении запасов по усмотрению командиров, но для этого не хватало времени. До него доходили сообщения с острова Уэйк, показывающие достаточно ясно отчаянное положение оборонявших остров войск. 21 декабря в 10 ч. 00 мин. (местное время, восточной долготы) коммандер Каннингхэм отправил с острова Уэйк срочное донесение о том, что остров только что был атакован пикирующими бомбардировщиками с авианосца. В полдень он сообщил, что за этим налетом последовал налет 17 тяжелых бомбардировщиков, причинивших большие разрушения оборонительным сооружениям острова, что все самолеты корпуса морской пехоты уже уничтожены. Если бы Флетчер знал, что он рискует, идя без полной заправки, он пополнял бы запасы всюду, где бы представился случай. Такая возможность у него была: корабли шли при слабом северо-западном ветре со скоростью 5–8 узлов и вполне могли заполнить свои баки, но, упустив эту возможность, он должен был выполнять свою задачу без участия эсминцев{305}. Эта предосторожность [287] резко отличается от агрессивных боевых действий японцев в Перл-Харборе, которым было приказано провести атаку без участия эсминцев в том случае, если из-за погоды их не удалось бы заправить.

21 декабря в 20 ч. 00 мин. (по восточной долготе) авианосец «Саратога» находился в 600 милях от о. Уэйк. Следовало увеличить скорость до 20 узлов, чтобы на рассвете 23 декабря встретиться с японскими силами вторжения. Но адмирал Флетчер именно в этот день решил заправляться, а 22 декабря, хотя не было сильного ветра (сила ветра 16–24 узла) боковая качка затрудняла заправку. Оборвалось несколько тросов, сломалось семь нефтенасосов, в течение 10 часов удалось пополнить горючим только 4 эскадренных миноносца. В это время корабли шли со скоростью 6–8 узлов{306}.

В действительности же, несколько кораблей во время заправки даже увеличили свое расстояние от о. Уэйк из-за необходимости изменить курс по ветру. Утром 23 декабря, к концу утренней проверки, «Саратога» находилась менее чем на 100 миль ближе к острову Уэйк, чем 24 часа тому назад{307}. В этот день адмирал должен был заправить еще 4 эсминца. На заре этого дня флаг США в последний раз развевался над островам Уэйк. Он вновь был поднят только через четыре года. [288]

4. Вторая атака японцев (20–23 декабря)

После первой неудачной попытки 11 декабря из состава кораблей флота адмирала Иноуэ было сформировано второе, более крупное, соединение вторжения. Японцы рассчитывали на то, что военно-морской флот США еще не успеет подойти.

Основные силы вторжения, кроме двух эскадренных миноносцев, потопленных батареями морской пехоты, ушли в лагуну Кваджалейн, куда прибыли 13 декабря. Потопленные эскадренные миноносцы были заменены другими и в состав соединения был включен третий эсминец. Кроме двух транспортов и двух больших сторожевых судов, потерпевших неудачу 11 декабря, контр-адмирал Кадзиока теперь имел транспорт, минный заградитель и авиатранспорт, на котором находились специальные десантные войска, часть которых принимала участие в захвате острова Гуам. Очевидно, против 500 солдат морской пехоты США, защищавших о. Уэйк, было брошено до 2000 хорошо обученных и тренированных японских солдат морской пехоты{308}. [289]

Контр-адмирал Кадзиока имел возможность завоевать себе славу, оставаясь на посту командующего соединением. Легкий крейсер «Юбари», который солдаты морской пехоты считали потопленным, был отремонтирован и снова шел флагманским кораблем. Два старых легких крейсера «Тенрю» и «Тацута» опять шли в арьергарде. Вице-адмирал Иноуэ выслал адмиралу Кадзиока сильную группу поддержки флота из базы Трук под командованием контр-адмирала А. Гото, состоявшую из тяжелых крейсеров «Аоба», «Кинугаса», «Фурутака», «Како» и эскадренных миноносцев, которые оказывали поддержку войскам вторжения на остров Гуам. Военно-воздушные силы были усилены авиагруппой из 20 летающих лодок с авиатранспорта «Читосе», перебазировавшихся на Маршалловы острова. Но наиболее сильные подразделения воздушного прикрытия были присланы из оперативного соединения адмирала Нагумо (атаковавшего Перл-Харбор) в составе авианосцев «Сорю» и «Хирю», которые имели по 54 самолета, тяжелых крейсеров «Тоне» и «Тикума» и нескольких эскадренных миноносцев. Это оперативное соединение контр-адмирала Коки Абэ маневрировало в радиусе 200 миль к северо-западу от о. Уэйк и 21 декабря провело первый воздушный налет на остров Уэйк.

Адмирал Кадзиока покинул Кваджалейн 30 декабря с намерением еще до рассвета 23 декабря высадить десант на острове Уэйк. В это время обороняющиеся войска отражали повторные воздушные атаки. 12, 14, 15, 16, 17 и 19 декабря в дневное время остров бомбардировали самолеты с Кваджалейн; в самом крупном налете участвовал 51 бомбардировщик, а к вечеру остров атаковали четырехмоторные летающие лодки{309}. Ежедневно патрульная служба в составе одного или двух [290] самолетов из оставшейся 211-й эскадрильи отражала атаки; третий самолет был сбит. Все построенные на берегу сооружения постепенно методически разрушались. Долгие часы тяжелого труда, постоянные бомбардировки, недостаток пищи и отдыха изнурили солдат корпуса морской пехоты.

20 декабря из Перл-Харбор прилетела «Каталина» с официальной почтой и сообщением о высылке экспедиции, которая вышла в море 3 дня тому назад; это было большой моральной поддержкой. В ответной почте майор Деверо умолял об эвакуации гражданского населения и просил своего начальника в Перл-Харборе «постараться приостановить поступление нелепых и нервирующих сообщений»{310}.

Через два часа после отлета «Каталины» в 8 ч. 50 мин. 21 декабря была совершена первая атака самолетами с авианосцев. 29 самолетов типа «Вэл» шли под прикрытием 29 самолетов «Зеро», обстреливая орудийные позиции. Атака прошла безуспешно. Во время второго захода удар был направлен на находящийся на земле самолет «Уайлдкэт»; другой самолет вылетел на розыски авианосцев, но у него не хватало горючего для преследования самолетов до их кораблей. В полдень этого дня бомбардировщики с береговых авиабаз разрушили батарею «D», на следующий день 39 японских самолетов совершили второй налет, во время которого оказались [291] сбитыми оба «Уайлдкэта» вместе с пилотами. Остатки личного состава эскадрильи «VMF-211», 20 офицеров и солдат влились в батальон морской пехоты.

В этот вечер японские силы вторжения заняли позицию для высадки десанта. Поддерживающие его силы, состоящие из четырех тяжелых и двух легких крейсеров, маневрировали в расстоянии 150–200 миль к востоку от острова Уэйк{311} и, как бы играя на нервах адмирала Флетчера, старались создать впечатление, что они входят в гавань, но в этот день маневренное соединение пополнялось запасами в безопасной зоне в направлении ост-норд-ост. Два японских авианосца, сопровождаемые крейсерами и эсминцами, оперировали в 200–250 милях к северо-западу от острова Уэйк. Вскоре после 12 ч. наблюдательный пост морской пехоты на острове Уэйк заметил на горизонте вспышки орудийного огня. Возможно, это был огонь зенитных орудий по воображаемым «Уайлдкэтам», так как противник не тревожил и не бомбардировал в это время батареи корпуса морской пехоты.

В 2 ч. 35 мин. 23 декабря японцы предприняли, одновременно в четырех пунктах на острове Уилкс и на южном побережье острова Уэйк, высадку десантных войск с шести катеров, вмещавших по 50 чел., и двух патрульных судов. На них находилось около 1000 человек солдат 2-го особого отряда морской пехоты ВМБ Майдзуру, который, по своей численности, равнялся батальону корпуса морской пехоты{312}. Погода [292] была штормовая. Подразделение, направлявшееся на о. Уэйк, около 100 человек, было встречено на берегу отрядом морской пехоты в 70 чел., вооруженным ружьями и ручными гранатами и, после 4-часового боя, было почти уничтожено.

5-дюймовые орудия корпуса морской пехоты были не в состоянии отбивать атаки ни десантов, высадившихся в восточном направлении, ни десантных войск, находящихся на катерах и сторожевых судах, шедших вдоль побережья к югу от острова Уэйк. Эти десантные средства были обстреляны 3-дюймовыми зенитными орудиями. На патрульном судне возник пожар, но большая часть десантных войск успела высадиться на берег.

Вскоре на берегу насчитывалось от 1000 до 1500 человек японцев против 80 солдат корпуса морской пехоты, так как большинство солдат оборонительного батальона все еще находилось на острове Пил или на северной оконечности острова Уилкс. В 7 ч. утра появились пикирующие бомбардировщики, которые непрерывно обстреливали позиции. У берега находилось свыше 20 кораблей и некоторые из них тоже вели обстрел. 23 декабря в 2 ч. 50 мин. было отправлено следующее сообщение в Перл-Харбор: «Возможна высадка японцев». Через два часа — в 5 ч. дня: «Противник вторгся на территорию острова. Положение безвыходное». Последнее сообщение, посланное в 6 ч. 30 мин., гласило, что остров окружен кораблями, предусмотрительно стоящими вне зоны обстрела 5-дюймовых орудий.

Была потеряна связь между командным пунктом и укреплениями острова Уилкс, а также и между отдельными отрядами на Уэйке. Японцы окружили американскую позицию кольцом флажков, чтобы указать ее расположение кораблям поддержки.

Коммандер Каннингхэм, не знающий о приближении спасательной экспедиции, пытался направить подводную лодку «Тритон» для атаки японских кораблей, [294] окружавших остров Уэйк. Его приказание было перехвачено штабом командующего Тихоокеанским флотом, который сообщил ему по радио в 3 ч. 19 мин. по времени Уэйка{313}, что две американские подводные лодки уже возвращались в Перл-Харбор и что в течение 24 часов в районе не будет ни одного дружеского корабля. Из последней фразы можно было заключить, что от авианосцев адмирала Флетчера нельзя было ждать никакой помощи.

К 5 часам утра превосходящие силы японцев произвели высадку, и японцы нигде не были остановлены, кроме острова Уилкс.

5. Отзыв военно-морского флота и капитуляция

«В данный момент победа является наиболее важным событием для Британии», — сказал адмирал Д. Джервис увидев однажды утром испанский флот, по своей мощности вдвое превосходивший его силы. Он пошел на столкновение с противником и выиграл битву у мыса Сент-Винсент{314}. Америка нуждалась в победе в канун Рождества 1941 г. Адмирал Киммель принял все меры к тому, чтобы обеспечить победу. Чтобы овладеть островом Уэйк, японцы усилили флот и направили к острову наиболее крупные соединения своего флота. Но морского боя не произошло.

Если бы адмирал Киммель оставался командующим Тихоокеанским флотом еще несколько дней, остров Уэйк был бы освобожден и, конечно, произошла бы битва. Но президент Рузвельт, по совету министра Нокса, освободил адмирала Киммеля от обязанности командующего флотом 17 декабря, за день до выхода авианосца «Саратога» из Перл-Харбора. Его [295] преемник адмирал Честер У. Нимиц являлся удачным кандидатом, но Нимиц тогда находился в Вашингтоне и мог прибыть в Перл-Харбор лишь через несколько дней. Кто-то должен был стать временным заместителем главнокомандующего Тихоокеанским флотом и был назначен вице-адмирал У. Пай, который в битве за Перл-Харбор потерял свой флагманский корабль «Калифорния».

Адмирал Пай был одним из наиболее уважаемых старших офицеров военно-морского флота, особенно ценимым за его знания в области стратегии. Его взгляды были противоположными взглядам его предшественника. Киммель ждал действий противника и соответственно принимал контрмеры. Пай, наоборот, знал заранее, что может предпринять противник, но был склонен выжидать и пассивно наблюдать за развертыванием боевых действий.

Когда Пай вступил в командование, офицер разведотдела его штаба доложил, что по сведениям, найденным в японском бомбардировщике, разбившемся на Оаху, в состав японского флота, атаковавшего Перл-Харбор, входили шесть авианосцев, два линкора и два тяжелых крейсера. Куда же они исчезли теперь, никто не знал, но было установлено, что некоторые корабли, включая по крайней мере один авианосец, отделились от японских сил и ушли по направлению к Уэйку.

20 декабря, как известно, адмирал Пай отправил оперативное соединение Брауна («Лексингтон») на север для оказания поддержки Флетчеру. Он решил, что поддержка сил Тихоокеанского флота была необходима для обороны Гавайских островов и информировал об этом Вашингтон. Адмирал Старк ответил, что он и адмирал Кинг считают себя ответственными за остров Уэйк и что для обороны его ими назначен адмирал Пай, которому предоставлено право решать по личному усмотрению, следует ли начать эвакуацию войск или усилить оборонительный батальон. [296]

Пай, которому было предоставлено право решения вопроса об оставлении острова, являлся лишь временно исполняющим должность командующего. Он не хотел причинять адмиралу Нимицу неприятности в дни Рождества. Когда Флетчер проводил заправку эсминцев и расстояние кораблей от острова Уэйк скорее увеличивалось, чем уменьшалось, Пай послал ему несколько нечетких сообщений. «Саратога» должна была подойти к. Уэйку на расстояние 200 миль, а затем выпустить самолеты для поиска и атаки противника. Этот приказ был отменен. Согласно второму приказу, «Танжер» должен был идти в авангарде без эскорта для эвакуации солдат морской пехоты и гражданского населения с о. Уэйк. И этот приказ был отменен. Создалось впечатление, что в штабе командующего Тихоокеанским флотом не могли принять решения. Но именно поэтому Флетчеру следовало идти на сближение с противником.

В ночь с 21 на 22 декабря морская разведка в Перл-Харбор донесла, что близ острова Уэйк крейсировало, по крайней мере, два японских авианосца, два линкора и два тяжелых крейсера. Адмирал Пай начал беспокоиться за судьбу «Саратоги». Если авианосец будет потоплен или поврежден, противник сумеет еще раз напасть на Оаху или попытается произвести высадку десанта на Гавайские острова. Он колебался, следовало ли ему рисковать авианосцем, идя против линкоров, но «Саратога» могла опередить любой линкор.

Утром 22 декабря (23 декабря на острове Уэйк) офицер оперативного отдела штаба командующего Тихоокеанским флотом получил от коммандера Каннингхэма следующее сообщение: «противник... высаживается». Он немедленно доложил об этом адмиралу Паю и его начальнику штаба адмиралу Драммелю. Вскоре они встретились и в течение нескольких часов обсуждали свои дальнейшие действия. После 7 ч. 30 мин. поступило второе сообщение: «Противник на острове, [297] положение безвыходное». Все три офицера пришли к заключению, что эвакуировать людей или оказывать какую-либо помощь острову Уэйк слишком поздно. Но если бы они разрешили Флетчеру пойти на сближение с японскими кораблями поддержки, то, может быть, была бы одержана победа. Представлялся случай выиграть бой. Авианосное оперативное соединение Брауна с «Лексингтоном» уже подходило с юга, была возможность выслать оперативное соединение Хэлси с «Энтерпрайзом» на помощь Флетчеру или для прикрытия отхода с острова. Покинуть остров, не приняв боя, значило ухудшить моральное состояние личного состава флота и изменить общественное мнение о нем. Но, имея в виду недостаточную мощь Тихоокеанского флота, следовало ли рисковать? Адмирал Пай решил, что не стоит. 22 декабря в 9 ч. 11 мин., перед получением сообщения о захвате острова, адмирал Пай приказал Флетчеру и Брауну вернуться в Перл-Харбор. Оперативные соединения, и личный состав «Саратоги», в особенности, восприняли этот приказ с возмущением. Некоторые адмиралы штаба Флетчера считали, что не следует обращать внимания на приказ и продолжать выполнение задания. Один из командиров крейсеров сказал: «Пай, вероятно, приставил подзорную трубу к слепому глазу, как это когда-то сделал Нельсон». Командир «Саратоги» просил своего командира обратиться к Флетчеру за разрешением пойти в атаку эскадренным миноносцам, большая часть которых была уже заправлена. Он предлагал выслать их в разведку и атаковать японские корабли, где бы они ни были встречены. Летчики корпуса морской пехоты, готовые пойти на помощь своим товарищам, были ужасно разочарованы. Вслед за капитуляцией острова Уэйк последовал приказ Пая, согласно которому Флетчер должен был отходить. Коммандер Каннингхэм ничего не знал о существовании этого приказа, но ему было известно из полученного ранее сообщения, что ни одно [298] дружественное судно не появится близ острова Уэйк в ближайшие 24 часа. Вскоре после 7 ч. утра майор Деверо уведомил командира гарнизона атолла о невозможности сопротивления{315}.

Общее заключение сводилось к тому, чтобы сдать остров Уэйк для предотвращения дальнейших потерь, особенно среди гражданского населения. Коммандер Каннингхэм в 7 ч. 30 мин. 23 декабря известил об этом майора Деверо. Майор приказал всем подразделениям, с которыми он смог связаться по телефону, уничтожить все документы и вывести из строя орудия. Каннингхэм отправился оформить условия сдачи, после чего Деверо должен был объехать все позиции и объявить солдатам морской пехоты о прекращении огня. Однако во многих пунктах в течение нескольких часов продолжалась стрельба.

470 офицеров и рядовых вооруженных сил и 1146 чел. гражданского населения было взято в плен японцами. 49 человек корпуса морской пехоты, 3 матроса и около 70 человек гражданских лиц были убиты{316}.

Приблизительные потери японцев составили 820 чел. убитыми и 333 ранеными{317}.

Решение адмирала Пая было естественным в связи с создавшейся обстановкой.

«Я намеревался вести наступательные действия для освобождения острова Уэйк, — сказал он во время доклада начальнику Управления морских операций, — но когда противник уже высадился на острове, основная стратегическая ситуация изменилась, и консервация наших морских сил [299] стала еще важнее, поэтому с большим сожалением я приказал отступить».

К этому времени, когда около 7 ч. утра Флетчер получил сигнал отхода, возможно, уже было слишком поздно для того, чтобы он смог успеть перехватить японские силы поддержки. Согласно ценным данным, взятым из источников противника, 4 тяжелых крейсера адмирала Гото, крейсировавшие между ним и островом Уэйк, покинули район в 14 ч. 23 декабря. Авианосное соединение адмирала Абэ начало отход в Японию в 18 ч. 50 мин{318}.

У Флетчера было мало шансов перехватить то или иное соединение противника, даже если бы Пай приказал ему прекратить заправку эсминцев и пойти полным ходом. В 8 ч. утра он все еще находился в 425 милях от острова Уэйк на расстоянии 8 часов хода до исходной позиции; только в том случае, если бы его разведывательные самолеты поднялись в воздух еще до рассвета и обнаружили корабли противника, американская бомбардировочная авиация смогла бы их атаковать{319}.

Однако он мог отомстить японским транспортам и легким силам, стоящим на якоре близ острова и не готовым принять бой. До 12 января 1942 г., когда американские пленные были отправлены с Уэйка, они надеялись на осуществление контратаки, во время которой будет захвачен японский гарнизон, стоящие на якоре близ атолла транспорты и другие корабли, команда которых праздновала победу{320}.

Ни одного слова не было опубликовано о неудаче флота США или даже сказано в популярных кругах армии. Когда адмирал Джозеф Ривис, бывший командующий [300] флотом США, узнал подробности этого дела, он рассматривал его как позорное явление в истории.

Адмирал Кадзиока принял во владение императора остров Уэйк в полдень 23 декабря, и переименовал его в Отори-Дзима (Птичий остров).

К вечеру японские войска вступили на берег, и американские пленные были взяты под стражу. [301]

Дальше