Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XI.

Коммуникации и удары авианосцев (январь — март 1942 г.{321})

1. Назначение адмирала Нимица

В конце 1941 г. была произведена смена высшего командования, обещавшая лучшие перспективы на 1942 г. 20 декабря бывший командующий Атлантическим флотом адмирал Кинг был назначен главнокомандующим флотом США.

Контр-адмирал Нимиц, назначенный главнокомандующим Тихоокеанским флотом 17 декабря, прибыл в 1-й день Рождества, в звании адмирала, в Перл-Харбор и принял командование 31 декабря, когда адмирал Кинг вступил в свои обязанности. Вместо того, чтобы обновить штаб Киммеля, заменив штат офицеров по своему усмотрению, Нимиц привез с собою в Перл-Харборе только флагманского секретаря, а при первой встрече с офицерами штаба Тихоокеанского флота заявил, что он им вполне доверяет и не намерен [302] делать каких-либо перемещений. Он убедил адмирала Пая остаться в качестве неофициального советника. Удрученное состояние, царившее в Перл-Харборе, и еще ухудшившееся в связи с неудачей спасательной экспедиции на острове Уэйк, теперь немного улучшилось.

Говорят, что как только адмирал Кинг занял пост командующего флотом США, он провел на карте линию, проходившую от острова Мидуэй до островов Самоа, Фиджи и Брисбен, и приказал адмиралу Нимицу удерживать ее «любой ценой»{322}. Именно об этом было сказано в его первой телеграмме Нимицу. Тихоокеанский флот имел две первостепенных задачи, почти одинакового значения: защищать территорию треугольника Мидуэй — Джонстон — Гавайи и отстаивать коммуникации, расположенные между США, Австралией и Новой Зеландией вдоль островов Самоа и Фиджи.

Имелись основания предполагать, что противник собирался бомбардировать эту трассу вновь обретенных баз островов Гилберта, где дислоцировались его авиачасти и велась постройка аэродромов. Японские бомбардировщики уже бомбили острова Оушэн и Науру, а подводные лодки обстреливали острова Джонстон и Пальмира.

В его распоряжении было 15 подводных лодок в районе между Гавайями и Западным побережьем США, где уже было потоплено несколько торговых кораблей. Хотя авианосец «Йорктаун» был на пути из Панамы в Сан-Диего, он должен был обеспечивать прикрытие нового пополнения на острова Самоа. Во избежание нанесения японцами удара в этом направлении он должен был оставаться там до тех пор, пока солдаты морской пехоты не создадут оборонительные позиции. Три других авианосца, сопровождаемые крейсерами и эскадренными миноносцами, должны [303] были эскортировать торговые конвои на линии Мидуэй и Джонстон — Пальмира. Военно-воздушные оборонительные силы Оаху были ослаблены тем, что 22-я эскадрилья патрульных самолетов была послана для оказания помощи адмиралу Харту и большинство тяжелых бомбардировщиков армии было направлено в Австралию{323}. Теперь уже ничего нельзя было сделать для спасения острова Уэйк. Для того, чтобы захватить его снова, потребовались бы очень мощные амфибийные силы, которыми пока еще не располагало командование Тихоокеанского флота. 2-я дивизия корпуса морской пехоты (без 6-го полка), проходившая специальное обучение по проведению десантных операций, должна была быть сохранена для более важных событий. Следовало полагать, что в данный момент{324} противник использует о. Уэйк в качестве наблюдательного поста и базы для проведения налетов на остров Мидуэй.

Остров Мидуэй был в относительной безопасности. Его защищали две авиаэскадрильи корпуса морской пехоты и оборонительный батальон с незадолго до этого прибывшим туда пехотным подразделением.

Однако подводные лодки противника каждый раз под покровом темноты обстреливали остров, проходя мимо него. 27 января подводная лодка «Гедеон» настигла японскую лодку I-173 водоизмещением 1700 т и потопила ее. Фактически, наиболее отрадную картину в период мрачных январских дней 1942 г., когда казалось что страны «Оси» покорят мир, представлял собою отряд подводных лодок Тихоокеанского флота. Между 5–18 января 1942 г. американские подводные лодки «Поллак», «Гедеон», «Помпоно», «Таутог», «Плунжер», подошедшие во время патрульного плавания к [304] берегам Японии, претендовали на то, ими было потоплено пять грузовых судов, водоизмещением от 5000–7000 т каждый, один минный заградитель, один корабль типа «Явата» водоизмещением 16500 т{325}. Но эти сведения были неправильными. Общие трофеи этого плавания — одно грузовое судно водоизмещением 4700 т, потопленное подводной лодкой «Плунжер», и два судна общим водоизмещением 7600 т, потопленные подводной лодкой «Поллак»{326}.

Адмирал Кинг стремился как можно быстрее усилить мощь Тихоокеанского флота и укрепить океанские базы, в то время как американская промышленность медленно накапливала силы. Так как все корабли перебазировались из Атлантического океана к острову Самоа, Новую Зеландию и Австралию через Панамский канал, он решил еще до 1 января 1942 г. создать морскую заправочную станцию в Бора на о. Туамоту, расположенную достаточно далеко от зоны боевых действий.

2. Удары и контрудары{327}

Адмирал Кинг надеялся, что адмирал Нимиц сможет, при первом же удобном случае, предпринять атаку на острова, занятые противником. Но Япония все еще удерживала инициативу. 6 января самолеты с базы Трук начали бомбардировать передовую базу в Рабауле на островах Бисмарка. [305]

Остров Кантон, важный порт на линии островов Оаху — Самоа — Фиджи, находившийся только в 960 милях от захваченного японцами острова Макин, очень беспокоил командование военно-морского флота, так как он был еще менее укреплен, чем Уэйк. Здесь была построена взлетная площадка длиной 5000 футов, пригодная для приема «Летающих крепостей», но в наличии не было еще ни одного самолета, и на 8 января «гарнизон» острова состоял из 78 инженеров без оружия, а также радара, радиопеленгатора и т.п.

11 января японская подводная лодка обстреляла военно-морскую базу США в Паго-Паго (Самоа), кроме того, из Австралии поступило сообщение о сосредоточении противником кораблей в базе Трук. Предполагали, что их объектом являлся, скорее Сува, чем Рабаул.

Англичане владели только одним аэродромом на островах Фиджи в Найди, где базировалось 22 самолета.

Менее 8000 английских и туземных солдат составляли оборонительные силы островов Фиджи. Они ожидали поддержки американской армии, но Соединенные Штаты ничего не могли предпринять, пока не обеспечили острова Самоа.

6 января из Сан-Диего на 4 транспортах и грузовом судне, в сопровождении корабля с боеприпасами и нефтеналивного судна, было отправлено подкрепление для гарнизона Самоа. Они шли под конвоем авианосного оперативного соединения «Энтерпрайза» адмирала Хэлси, совместно с быстроходным авианосным соединением «Йорктауна» контр-адмирала Флетчера, которое недавно прошло через Панамский канал. Эта операция была закончена без инцидентов, и 23 января морская пехота высадилась на побережье острова Самоа.

В этот же день амфибийные силы 4-го японского флота, с большим составом, чем силы, захватившие остров Уэйк, под прикрытием и при поддержке ударного авианосного соединения адмирала Нагумо, высадились в Рабауле. Ни одного корабля союзников там [306] не было, а малочисленный австралийский гарнизон был уничтожен противником.

Немногие в то время понимали стратегическое значение этого события. Японцы быстро овладели побережьем Новой Британии и Новой Ирландии, северной частью Папуа и северной оконечностью Соломоновых островов. Это дало им возможность полностью установить контроль над воздухом и морем в районе архипелага Бисмарка. Они начали постройку военно-морской и воздушной базы в Рабауле, которая до 1944 г. эффективно отражала все союзные силы, пытавшиеся пройти в этот район.

Адмирал Нимиц понимал, что со взятием Рабаула Коралловое море оказалось в радиусе действия японских бомбардировщиков, и 23 января приказал всем кораблям, входящим в район Австралия — Новая Зеландия, ходить только под эскортом. Теперь, когда вооруженные силы Самоа получили подкрепления, можно было приступить к налетам палубной авиации на остров Уэйк и на Маршалловы острова — этого все более настойчиво требовал адмирал Кинг.

Вице-адмирал Уилсон Браун, все еще командовавший оперативным соединением, в составе которого был авианосец «Лексингтон», должен был начать эти операции с проведения атаки на остров Уэйк. Находившееся в 135 милях к западу от Оаху в полдень 23 января его нефтеналивное судно «Нечес» было торпедировано японской подводной лодкой и затонуло. Ввиду того, что соединение не могло идти без пополнения горючим в море, а штаб Тихоокеанского флота не мог предоставить другой танкер, бомбардировка острова Уэйк была отложена.

Когда контр-адмирал Флетчер был назначен командующим вновь сформированным оперативным соединением, в составе которого был авианосец «Йорктаун», вице-адмирал Герберт Лири сменил его на посту командующего оперативным соединением с [307] авианосцем «Саратога». Но смена командующих не изменила судьбу 14-го оперативного соединения. 11 января японская подводная лодка торпедировала «Саратогу» в 500 милях юго-западнее Оаху. Было убито 6 человек и затоплено три кочегарки, но авианосец все же смог дойти своим ходом до Оаху. Отсюда он проследовал в Бремертон для ремонта, модернизации, частичного повышения водонепроницаемости и установки дополнительного зенитного вооружения. Его летный состав был направлен в центры учебной подготовки. 14-е оперативное соединение было расформировано. Адмирал Лири в начале февраля вылетел в Веллингтон, чтобы возглавить недавно сформированные австрало-новозеландские силы.

Последние находились под непосредственным стратегическим руководством адмирала Кинга. В их состав входили австралийские тяжелые крейсера «Австралия» и «Канберра», австралийский легкий крейсер «Хобарт», два эсминца и несколько корветов. Оно должно было быть пополнено американским кораблем «Чикаго» и двумя американскими эсминцами. На эти силы возлагалась ответственность за оборону восточных подходов к Австралии и Новой Зеландии на случай удара противника в этом направлении из Рабаула.

Наиболее тяжелого удара следовало ожидать со стороны десантных сил противника, сосредоточенных на Маршалловых островах или в базе Трук для захвата Самоа. На это указывало взятие японцами острова Макин (острова Гилберта). Во избежание подобных действий японцев необходимо было совершить рейд на Маршалловы острова, откуда были проведены первые атаки против острова Уэйк. В соответствии с этим оперативное соединение Хэлси с авианосцем «Энтерпрайз» получило приказ выйти с Самоа 25 января и произвести бомбардировку Вотье и Малулапа — двух военно-морских баз, расположенных в восточной части Маршалловых островов. Флетчер в это время должен [308] был нанести удар по островам Макин, Мили и Джалуит. Подводная лодка «Долфин» провела тщательную разведку Маршалловых островов и донесла 27 января, что вся группа островов была защищена слабо и что наибольшее скопление самолетов и кораблей было на атолле Кваджалейн, в центре архипелага. Хэлси решил атаковать также Кваджалейн. Он поделил 6-е оперативное соединение на три группы: самолеты «Энтерпрайза», сопровождаемого тремя эсминцами, должны были проводить налеты на Вотье, Малулап и Кваджалейн; контр-адмирал Спрюэнс на тяжелом крейсере «Нортхемптон» в сопровождении тяжелого крейсера «Солт-Лейк-Сити» и одним эсминцем — обстрелять Вотье; а кэптэн Томас Шок на «Честере» с двумя эсминцами — обстрелять Малулап. Контр-адмирал Флетчер на «Йорктауне», командовавший 17-м оперативным соединением, состоявшим из легких крейсеров «Луисвил», «Сент-Луис» и четырех эсминцев, должен был позаботиться о трех южных островах. Каждое соединение имело нефтеналивное судно для заправки горючим в море.

Наконец, «счет» Хэлси был оплачен. Он горячился во время бесплодных прикрытий при проведении разведки и мечтал начать наступательные действия. Это была самая рискованная операция из всех, когда-либо предпринятых на Тихом океане.

Его планом предусматривалось действие оперативного соединения «Энтерпрайза» в районе 10° сев. широты и 170° вост. долготы между Вотье и атоллом Айлук, откуда оно совершит бомбардировочный налет на Вотье, Малулап и Кваджалейн пикирующими бомбардировщиками, в то время как крейсера уничтожат орудийным огнем береговые сооружения и корабли противника у Вотье, Тароа и в атолле Малулап.

Оперативное соединение Флетчера с «Йорктауном» в это время будет находиться в районе 5° сев. широты и 171° 50' вост. долготы, откуда 1 февраля самолеты [309] авианосной авиации совершат налет на острова Джалуит, Мили и Макан.

Оперативные соединения шли параллельным курсом из Самоа до 18 ч. 30 мин. 31 января, когда они разошлись и начали обходить острова с востока. Хэлси шел со скоростью 30 узлов в ночное время и в 4 ч. 43 мин. 1 феврали начал выпускать самолеты при полной луне.

В это время авианосец находился в 36 милях от Вотье, в 106 милях от Малулапа, в 155 милях от Кваджелейн основного объекта.

Командир авиагруппы «Энтерпрайза» выпустил 9 торпедоносцев и 37 пикирующих бомбардировщиков. В 6 ч. 58 мин. на восходе солнца авиасоединение разделилось следующим образом: машины SBD должны были вылететь первыми для удара по авиабазе на о. Рой (северная оконечность атолла), торпедоносцы — для удара по острову Кваджалейн в 44 милях от о. Рой через лагуну. Ни одна атака не имела успеха. Атолл был так окутан туманом, что пикирующие бомбардировщики не могли обнаружить Рой до 7 ч. 05 мин. Тем временем они были замечены, что позволило противнику переместить свои зенитные батареи и поднять самолеты в воздух. Командир эскадрильи только успел сбросить первую бомбу, как его самолет был сбит огнем зенитной артиллерии. Три SBD были потеряны по той же причине. Эскадрилья сбросила бомбы на некоторые береговые сооружения, расположенные вокруг аэродрома Рой, взорвавшие склад боезапасов, и сбила три самолета типа «Зеро». На острове Кваджалейн не оказалось ни одного японского самолета, но в лагуне торпедоносцами было обнаружено большое количество различных целей: подводных лодок в надводном состоянии, эсминцев, торговых судов и танкеров.

10 самолетов, из числа атаковавших аэродром Рой, были направлены им в помощь. [310]

Вторая атака девятью торпедоносцами была проведена с «Энтерпрайза» в 7 ч. 31 мин. Все эти самолеты вернулись с рапортами о потоплении японских подводных лодок, вспомогательных судов, легкого крейсера и даже небольшого авианосца — но при проверке, произведенной после войны, оказалось, что в действительности не было потоплено ни одного корабля.

Пять «Уайлдкэтов» атаковали аэродром Тароа, атолл Малулап, сбив 2 японских бомбардировщика. Летчики благополучно вернулись на авианосец.

Вернувшиеся после атаки аэродрома Рой девять SBD вылетели в 9 ч. 35 мин. для удара по этому же объекту, им удалось атаковать несколько сооружений аэродрома. Были произведены налеты на Вотье, одновременно с обстрелом побережья острова крейсерами и эсминцами адмирала Спрюэнса. Этот обстрел был начат в 7 ч. 15 мин. из орудий крупных калибров с крейсеров «Нортхемптон» и «Солт-Лейк-Сити», и был направлен против кораблей (предположительно крейсеров), которые поспешно покидали лагуну. Ни один японский корабль не был потоплен, хотя и были зафиксированы попадания. Разрушения зданий также были незначительными.

Японские береговые батареи отвечали на огонь американцев, но также безуспешно, и только флагманский корабль ударной группы «Честер», который держал под огнем остров Тароа, потерпел неудачу. Восемь двухмоторных бомбардировщиков сумели подняться с аэродрома в разгар боя и сконцентрировать свой удар на крейсере. Он уклонялся от ударов, но одной бомбой была пробита главная палуба, убито 8 человек и 11 ранено.

Адмиралу Хелси сопутствовала удача. В течение 9 часов он маневрировал с «Энтерпрайзом» в пределах видимости от Вотье. Около 13 ч. адмирал решил, что он достаточно испытывал судьбу и отдал приказ: «Следуйте за Хэлси!». [311]

В 13 ч. 40 мин. двухмоторный бомбардировщик «Бетти» с летчиком-самоубийцей пытался вывести из строя полетную палубу «Энтерпрайза». Предполагаемый камикадзе снизился и, ударившись о правый борт грузовой палубы, опрокинулся в воду{328}.

На обратном пути два бомбардировщика с неисправным шасси безуспешно атаковали авианосец «Энтерпрайз». Оба самолета были сбиты.

В это время в северной части Маршалловых островов более осторожный Флетчер вел свое соединение, состоящее из «Йорктауна», тяжелого крейсера «Луисвил», легкого крейсера «Сент-Луис» и четырех эсминцев для нападения на южные острова. Остров Джалуит был первой целью для авиагруппы из 11 торпедоносцев и 17 пикирующих бомбардировщиков. Операция не удалась, так как на рассвете в районе острова Джалуит разбушевалось море. Было повреждено только два корабля противника, стоящих близ города Джабор, но не потоплены; на берегу имелись небольшие разрушения, а самой тяжелой потерей оказались шесть не вернувшихся самолетов. На острове Макин, атакованном девятью SBD еще до восхода солнца, единственной мишенью стал минный заградитель, который подвергся обстрелу, но не был потоплен. Нападение на Мили тоже прошло безуспешно.

17-му оперативному соединению не пришлось отражать контратаки противника, кроме атаки одного четырехмоторного бомбардировщика, неудачно атаковавшего эсминцы и приблизившегося к «Йорктауну», но уничтоженного воздушным патрулем.

Первая атака на Джалуит обошлась слишком дорого. Погода также не благоприятствовала, отчего самолеты долго не возвращались на базу. Адмирал Флетчер, [312] рассудив, что атака на этот атолл потребует еще большей затраты времени, ретировался.

Тихоокеанский флот был ограничен в возможностях обеспечения кораблей эскортом в районе между Гавайскими островами и США, а также другими островными базами и Австралией. Два больших конвоя пересекли Панамский канал в конце января, один конвой, состоящий из 6 кораблей, имел на борту 4500 матросов и оборудование для постройки новой морской заправочной базы на Бора-Бора. К счастью, этот конвой должен был сопровождаться эскортом юго-восточных сил Тихоокеанского флота из старых легких крейсеров «Трентон», «Конкорд» и двух эсминцев.

Командующий Тихоокеанским флотом должен был позаботиться о более значительном обеспечении конвоя, имеющего на борту 20 000 войск, размещавшихся на 8 транспортах, два из которых предназначались для гарнизона острова Кристмас, два — для острова Кантон и другие четыре — для Нумеа (Новая Каледония).

Оперативное соединение Браун с «Лексингтоном» прикрывало продвижение обоих этих конвоев в центральную часть Тихого океана. Транспорт «Президент Тэйлор» был выброшен на берег у острова Джонстон.

Австралийское правительство, встревоженное успехами японского владычества нас островах Бисмарка и Новой Гвинее, предупредило адмирала Нимица 27 января о том, что противник может с успехом захватить Нумеа до прибытия находившихся уже в пути американских войск. Оно также было обеспокоено возможностью захвата Порт-Морсби. Разведка США уверяла, что, так как противник твердо обосновался в Рабауле, он будет держать там два авианосца, несколько крейсеров и линкоров для осуществления операции вторжения на Новые Гибриды и Новую Каледонию. В связи с этим адмирал Кинг дал распоряжение командующему Тихоокеанским флотом направить оперативное соединение Брауна с «Лексингтоном», все патрульные [313] гидросамолеты и сухопутные бомбардировщики, могущие быть использованными, в район Фиджи и Новой Каледонии, для проведения операций под командованием адмирала Лири, возглавлявшего австралийско-новозеландские силы.

Тем временем Тихоокеанский флот готовился к проведению атаки на остров Уэйк или Маршалловы острова, чтобы разрядить обстановку, создавшуюся на юго-западе. К сожалению, ни один из рейдов, проведенных авианосной авиацией в радиусе действия Тихоокеанского флота и его танкеров, не мог изменить плана противника, направленного на завоевание юго-западной части Тихого океана. В начале февраля адмирал Нимиц в соответствии с приказанием адмирала Кинга направил оперативное соединение Хэлси с «Энтерпрайзом» и Флетчера с «Йорктауном» для нападения на остров Уэйк и один из Маршалловых островов, но он не очень верил в успех этой операции и рассматривал ее не более как тренировку для самолетов соединения. В конце концов Хэлси был послан на о. Уэйк, а не к Маршалловым островам, и один участвовал в этом рейде, так как соединение Флетчера прикрывало операции в водах острова Кантон.

Перед тем как это произошло, в водах, находящихся под контролем японцев, в 300 милях восточное Рабаула, имел место воздушный бой. Адмирал Лири, обрадованный прибытием оперативного соединения Браун с «Лексингтоном»{329}, как временной поддержке, приданной его австралийско-новозеландским силам, восторженно принял предложение о массированной воздушной атаке Рабаула. Как и прежде, контр-адмирал [314] Крэйс (флот Великобритании) с 4-мя крейсерами и 2-мя эсминцами крейсировал на линии Сува — Нумеа, в то время как австралийские самолеты вели наблюдение из Порт-Морсби, а американские сухопутные самолеты — из Нумеа.

Эта операция была самой рискованной в данной стадии войны. Она заключалась в посылке одного из ценных авианосцев на дистанцию 3000 миль от ближайшей базы в Перл-Харборе. В то время не было поблизости порта, где можно было пополнить запасы горючего, и не было более близкого порта, чем Сидней, где можно было произвести временный ремонт; по этим причинам авианосцы не могли быть отправлены в Нумеа. По убеждению адмирала Брауна, карты района островов Бисмарка и Соломоновых были недостаточно четко составлены навигаторами XVIII столетия (Бугенвилем, д'Антркасто и другими). Необходимо было выслать танкер в определенные места встреч, где проводилась заправка после первого же налета. Адмирал Крэйс, после некоторого протеста и ссылок на то, что он вышел, чтобы «стрелять по японцам», а не «сопровождать танкер», принял это предложение и отлично провел его.

Оперативному соединению было запрещено пользоваться радиосвязью, связь осуществлялась при помощи самолетов.

25-я японская авиабригада, базирующаяся на двух аэродромах в Рабауле, являлась довольно мощным соединением, на которое нельзя было напасть неожиданно. Оно проводило регулярную воздушную разведку в секторах от 45° до 165° в 600 милях от гавани Симпсон{330}.

Адмирал Браун подозревал это и подошел с востока на возможно короткую дистанцию, собираясь выпустить [315] самолеты на расстоянии 125 миль от объекта в 4 ч. 00 мин. 21 февраля. В 10 ч. 15 мин. 20 февраля, когда его соединение находилось к северу от Соломоновых островов и в 350 милях от Рабаула, радар «Лексингтона» обнаружил появление самолета противника неизвестного типа. В воздух были подняты 6 самолетов «Уайлдкэт», которые обнаружили четырехмоторную летающую лодку на дистанции 43 мили и сбили ее. Лейтенант О. Стэнли сбил вторую лодку, а третьей удалось улететь.

В этот день в 15 ч. 42 мин. радар «Лексингтона» обнаружил группу самолетов в 76 милях к западу, и дополнительный боевой воздушный патруль из 6 самолетов типа «Уайлдкэт» присоединился к другим, уже находившимся в воздухе, как раз в момент, когда японцы сблизились с ними.

Этот первый бой между японской морской и американской авианосной авиацией был проведен почти над кораблями оперативного соединения. «Я вынужден был напоминать своим подчиненным, что это не футбольный матч», — сказал адмирал Браун. Бой продолжался с перерывами от 16 ч. 20 мин. до 18 ч., атаку производили две волны по 9 самолетов в каждой; предполагают, что немногим самолетам противника удалось уйти. Только два самолета США и один летчик пропали без вести.

Несмотря на это, адмирал Браун вынужден был отставить нападение на Рабаул, так как о подходе его соединения противник, конечно, узнал.

23 февраля были получены сведения о разрушительных налетах японцев на порт Дарвин (Австралия). На следующий день, 24 декабря, оперативное соединение адмирала Хэлси провело рейд на остров Уэйк. Два тяжелых крейсера и два эсминца в течение 30 минут с дистанции 14 000–16 000 ярдов обстреливали японские береговые батареи. Было потоплено несколько судов и одно небольшое патрульное судно. [316]

Этой ночью авианосец «Энтерпрайз» выпустил 36 бомбардировщиков и 6 истребителей.

Это была хорошая практика, но у атолла были видны лишь три летающих лодки, и все нанесенные разрушения вряд ли стоили потери пикирующего бомбардировщика и его экипажа.

Следующий налет, совершенный также авиагруппой адмирала Хэлси, был направлен против небольшого острова Маркус, расположенного менее чем в тысяче миль юго-восточнее Токио. Налет должен был начаться до восхода солнца 4 марта (по времени восточной долготы) при полном полнолунии; самолеты должны были большую часть 175-мильного пути идти курсом, проложенным радаром «Энтерпрайз», при помощи которого командир группы знал об их месторасположении. Не было встречено ни одного самолета противника, но один американский разведывательный бомбардировщик был сбит огнем зенитной артиллерии.

Оба рейда на острова Уэйк и Маркус планировались как диверсионные налеты, но у нас нет подтверждения тому, что благодаря им силы противника, как предполагалось, были оттянуты с юго-востока. [317]

Дальше