Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть I.

От «Пэнэй» до Перл-Харбора

Глава I.

Два флота{1} (1861–1941 гг.)

1. Императорский флот Японии

В соотношении сил 5:5:3, установленном Вашингтонской военно-морской конференцией в 1921 г., на долю Японии приходилась наименьшая пропорция — до тех пор, пока на Лондонской конференции 1930 г. она добилась равенства в отношении подводных лодок и увеличения лимита крейсеров до 3,5.

Ко времени второй Лондонской конференции в 1935 г. милитаристы, протестовавшие против принципа ограничения вооружений и считавшие его не соответствующим империалистической доктрине, почувствовали свою силу. Поэтому они настаивали на равенстве или, как они называли, «пропорциональном увеличении ограничений» — прекрасно сознавая, что это совершенно неприемлемо для других, [40] так как подобное решение привело бы к тому, что японский военно-морской флот стал бы господствующим на Тихом океане. Японии было отказано в этом требовании, что дало ей повод уклониться от ведения дальнейших переговоров 15 января 1936 г.

Первоначальный договор об ограничении военно-морского флота должен был оставаться в силе еще немногим больше года, после чего Япония быстро воспользовалась своей свободой.

Если сравнить общий тоннаж военно-морских сил США, Англии, Японии и других стран по данным на 1922, 1936 и 1941 гг., то будет виден феноменальный рост мощи военно-морских сил Японии.

В начале 1922 г. Япония имела боевые корабли, общим тоннажем только 547 000 тонн — против 1 млн тонн у США и 1,4 млн тонн у Великобритании. Но через 19 лет Япония почти удвоила свой боевой тоннаж, в то время как Британская империя и США увели чили его соответственно лишь на 37 000 и 218 000 тонн.

К 1941 г. японский флот располагал значительно большей мощью, чем все союзные флоты на Тихоокеанском театре. В нем было наибольшее количество боевых кораблей, и он был более подготовлен к войне. Командующим военно-морским флотом, так же как и армии, являлся император, но Высший военный совет оказывал решающее влияние на военную политику страны{2}.

Этот совет, возглавляемый императором, состоял из военного и военно-морского министров, начальников Генерального штаба и Морского генерального штаба, всех фельдмаршалов и адмиралов флота, а также старших офицеров, назначенных императором. Во время войны была создана Императорская ставка, в задачу которой входило осуществление верховного военного командования — это соответствовало американскому [41] Объединенному Комитету начальников штабов. В Императорской ставке было столько же членов, сколько и в Высшем военном совете — с той лишь разницей, что туда не входили фельдмаршалы и адмиралы военно-морского флота, а также некоторые специальные уполномоченные. В то время как Высший военный совет решал основные политические вопросы и вопросы, связанные с распределением людей и материалов, Императорская ставка составляла стратегические планы и координировала действия обоих родов войск. Именно Высший военный совет принял окончательное решение начать войну с США и Великобританией. Начальник Морского генерального штаба, который соответствует американскому начальнику Управления военно-морскими операциями, являлся членом как Высшего военного совета, так и Императорской ставки — занимая такое же положение, как и начальник Генерального штаба армии. В качестве такового он выражал свое мнение по вопросу о численности личного состава и количестве техники, необходимых для проведения операций, и имел право созывать членов высшего военного совета.

Морской генеральный штаб был создан по тому же принципу, как и Главное управление морских операций американских военно-морских сил, с отделом оперативного планирования и другими отделами. Морские оперативные планы исходили или из Морского генерального штаба, или штаба Объединенного флота — но до своего утверждения они обсуждались обеими организациями. Если план предусматривал совместные действия армии и флота, прежде чем Морской генеральный штаб окончательно утверждал вопрос об его осуществлении, план обсуждался в Генеральном штабе армии. Точно так же план армии, связанный с проведением десантных операций, до своего окончательного утверждения обсуждался Морским генеральным штабом. Но японские моряки жаловались на то, что в планах совместных действий вся черная работа поручалась им, а лавры доставались армии. [42]

Представители обоих родов войск часто встречались на совещаниях высокопоставленных лиц, но между ними не существовало хороших отношений, как не было контакта между отдельными подразделениями армии и флота.

В Китае армия и флот на практике убедились, что для успешного проведения десантных операций такой контакт необходим. Однако отношения между двумя родами войск были скорее холодными, чем сердечными{3}.

Хотя японцы и являются морской нацией, Императорский флот был сравнительно молод и не имел глубоких корней в национальной истории, а также традиций, какие существовали в армии. Большинство кораблей, участвовавших в войне с Россией, были спроектированы и построены в Англии; флот был организован и обучался также по английскому образцу. Но с начала Первой Мировой войны Япония построила почти половину своих кораблей на четырех государственных верфях{4}, а остальные корабли строились частными фирмами.

Эти фирмы и морские доки строили прекрасные корабли, но они не пытались осваивать методы массового производства или принимать меры к тому, чтобы преодолеть трудности, связанные с пополнением состава флота во время войны при недостатке строительных материалов.

В то время как в конструкции японских кораблей прежних выпусков не было ничего замечательного (кроме того, что они были более быстроходными по сравнению с кораблями, строившимися для военно-морского флота США), «Ямато» и «Мусаси», заложенные в 1937 году и спущенные на воду в 1941 г. или в начале [43] 1942 г., стали самыми большими и наиболее сильно вооруженными кораблями мира. Они имели водоизмещение 63 700 тонн, длину корпуса 866 футов и 18-дюймовые орудия главного калибра{5}.

Япония одной из первых начала интересоваться созданием авиации, базирующейся на кораблях. По условиям договора ей было запрещено строить новые авианосцы в 1920-х годах, однако она имела два корабля («Кага» и «Акаги»), переделанных по типу американских авианосцев «Лексингтон» и «Саратога», и несколько авианосцев небольшого тоннажа, а после 1936 г. были заложены новые авианосцы. К началу войны военно-морской флот Японии имел 10 авианосцев, в то время как США имели 7, три из которых находились на Тихом океане. Одной из неприятных неожиданностей войны было превосходство японских истребителей типа «Зеро» ( «Ноль» ) и палубных торпедоносцев типа «Кейт».

До 1931 г. военно-морской флот Японии имел меньшее количество вспомогательных кораблей, чем флот США, так как он не собирался вести войну на далеком расстоянии. Но после начала военных действий против Китая для лучшего обеспечения десантных операций было построено значительное количество небольших транспортов, сторожевых судов и канонерских лодок. Большая часть крупных торговых судов наскоро переделывалась в транспорты, авиатранспорты, танкеры и т. п.

Японские крейсера отличались большой скоростью, которая достигалась за счет большой длины корпуса, легкой брони и огромной мощности машин — 152 000 л. с. [44]

Например, тяжелый крейсер «Атаго», построенный в 1930 г., имел проектную скорость 34,25 узла, толщина лобовой брони его башен была всего 50 мм против брони толщиной 125–150 мм на американском корабле типа «Пенсакола»{6}. Японские крейсера были вооружены более мощными орудиями, чем тяжелые крейсера США.

Наибольших успехов Япония достигла в строительстве эскадренных миноносцев. Корабли типа «Фубуки», построенные в 1926–1932 гг., по своей конструкции и вооружению являлись лучшими в мире. Они несли спаренные 127-мм орудия{7}, торпедные аппараты и высокие цельностальные мостики.

Япония имела разнообразные подводные лодки — от 20-тонных малюток до подводных транспортов длиной 120 метров и водоизмещением 3560 т, предназначавшихся для снабжения островов в случае изоляции их противником. Боевые подводные лодки водоизмещением свыше 1000 т именовались типом «I» а меньшие — типом «Ро». Значительный интерес вызывает конструкция подводных лодок, несущих на себе гидросамолет, которые могли проводить воздушную разведку вплоть до Паджет-Саунда. [45]

Развитие торпед было выдающимся достижением военно-морского флота Японии. Исследования в этом направлении проводились с 1928 до 1933 г. В результате была изобретена торпеда с кислородным обогащением топлива, а затем на чисто кислородном двигателе. После войны американскими экспертами было установлено, что японская торпеда типа «95», модель 2, имела скорость 49,2 узла и дальность хода 5400 м с боевым зарядом весом 548 кг. Подтвердилось заявление японцев о том, что их торпеда типа «93», модель 1, может развивать скорость 49 узлов с дальностью хода до 20 км{8}. Во время учений и маневров японский флот расходовал торпеды в неограниченном количестве, чем постоянно совершенствовал умение с ними обращаться, в то время как флот США в целях экономии производил только холостые выстрелы и до самой войны не знал реального разрушительного эффекта своих торпед.

Применение кислородных торпед было связано с большим риском, но риск был оправдан эффективностью их действия. Правда, далеко не всегда японские торпеды были высокого качества. Однажды торпеда попала прямо в кормовую часть крейсера и не взорвалась. Япония имела превосходство еще в двух видах вооружения — в пиротехнике и оптике. Их осветительные снаряды и бомбы горели ярче и были более надежными, чем американские; их бинокли были настолько лучше, особенно для ночной работы, что они являлись предметом зависти американских офицеров и матросов. У них были отличные штурманы. Во время передвижения флота ночью на большой скорости в узостях Соломоновых островов и Филиппинско го архипелага чрезвычайно редко происходили аварии. [46]

Быстрый рост японского военно-морского флота после 1930 г. вынудил правительство вновь ввести всеобщую воинскую повинность{9}. Во флот набирались наиболее физически развитые люди, которые тщательно изучали военно-морское дело и вели спартанский образ жизни по сравнению с матросами флота США и Великобритании.

Подготовка японских морских офицеров в мирное время проходила по такому же плану, как и подготовка офицеров флота США, а строевые и технические военно-морские училища были созданы по образцу училищ США. Во время войны, так же как и в США, требования к лицам, вступающим в вооруженные силы, были резко снижены. Но во флоте, который был значительно меньше армии, социальный состав офицеров продолжал оставаться на довольно высоком уровне.

В брошюре, изданной Министерством военно-морского флота Японии в 1937 г., говорилось:

«В последние годы деятельность флота проходила следующим образом. В конце января флот выходил в море, и большую часть года проводило учебные плавания в бурных водах Тихого океана или в отдаленных малонаселенных заливах. Матросы отдыхали один-два дня после плавания, продолжавшегося порой месяц или более того. У моряков не было ни суббот, ни воскресений — особенно во время плавания, когда одно задание следовало за другим. Это происходило потому, что только во время плавания можно проводить учебу [47] в обстановке, близкой к боевой. Таким образом, мы неутомимо совершенствуем наши знания и стремимся добиться сверхчеловеческих успехов в деле боевой подготовки»{10}.

Это утверждение не является преувеличением. Военно-морской флот Японии проводил свою боевую учебу преимущественно в северных водах, вдали от посторонних взглядов.

Говорят, что во время одного из таких учений Объединенный флот потерял от 50 до 100 человек, часть которых была убита во время боевых стрельб, а другую часть смыло волной с борта корабля, и они утонули. Но об этом было запрещено писать в газетах. Напротив, военно-морской флот США свои учения проводил в южных водах, чтобы сделать плавание более или менее привлекательным, и каждый офицер смертельно боялся каких-либо чрезвычайных происшествий со своими людьми и последующих за этим нелестных сообщений в печати.

Ежегодно, в апреле, эта часть учений заканчивалась, и Объединенный флот, совершив короткое плавание вдоль берегов Китая, возвращался на два месяца в метрополию. Второе полугодие опять было посвящено учениям, проводимым отдельными бригадами и эскадрами. В конце года так же, как и в США{11}, проводились большие маневры военно-морских сил.

Организационная структура японского флота все время менялась, но некоторые основные принципы оставались без изменений. Все военно-морские силы, за исключением тех, которые были в Китае (соответствующие американскому Азиатскому флоту), входили в состав Объединенного флота, который делился на [48]

— боевое и разведывательное соединение, оперировавшие во внутренних водах Японии;

— соединение для осуществления блокады и отряд транспортов, обеспечивающих проведение операций вдали от Метрополии;

— соединение подводных лодок;

— соединение авианосцев;

— две небольших эскадры специального назначения.

В задачи Четвертого флота, базирующегося на военно-морской базе Трук, входила охрана подмандатных островов. 24 июля 1939 г. в печати появилось агрессивное заявление военно-морского флота о том, что Пятый флот, созданный в 1939 г., несет охрану Курильских островов. Всегда, когда появлялась оперативная необходимость, командующий Объединенным флотом переводил корабли из одного соединения в другое. Объединенный флот представлял собой первую линию нападения или обороны, под защитой которой могли безопасно оперировать небольшие соединения военно-морских сил.

Ниже приведен приблизительный состав Объединенного флота, каким он был незадолго до того, как Япония напала на США.

Объединенный флот, июль 1941 г.{12}

Флагман — адмирал Исороку Ямамото{13} («Нагато»)

Первый флот, или Боевое ядро

Флагман — адмирал Ямамото, база в заливе Хиросима

1-я бригада линкоров — «Нагато», «Мутсу», «Ямаширо».

2-я бригада линкоров — «Фусо», «Исэ», «Хьюга». [49]

3-я бригада линкоров — «Хией», «Конго», «Кирисима», «Харуна».

6-я бригада тяжелых крейсеров — «Како», «Фурутака», «Аоба», «Кинугаса».

1-я бригада эскадренных миноносцев — легкий крейсер «Абукума» и 12 эсминцев типа «Фубуки» и «Сигуре»{14}.

Второй флот, или Разведывательное соединение

Флагман — вице-адмирал Иноуэ, база на острове Тайвань (Формоза)

4-я бригада тяжелых крейсеров — «Такао», «Атаго», «Текай», «Майя».

5-я бригада тяжелых крейсеров — «Мьеко», Нати», «Хагуро».

7-я бригада тяжелых крейсеров — «Кумано», «Могами», «Микума», «Судзуя».

2-я бригада эскадренных миноносцев: легкий крейсер «Дзинцу» и 16 эсминцев типа «Асасио» и «Кагеро».

4-я бригада эскадренных миноносцев: легкий крейсер «Сигуре» и 12 эсминцев типа «Асасио»

Третий флот, или Соединение блокады

Вице-адмирал И. Такахаси, база на острове Тайвань.

5-я бригада эскадренных миноносцев — легкий крейсер «Катори» и 12 эсминцев типа «Муцуки» и «Камикадзе».

6 подводных лодок, плавбаза и 46 транспортов, а также 6 минных заградителей, 12 тральщиков, 6 канонерских лодок и 12 сторожевых судов{15}.

Четвертый флот

Вице-адмирал И. Категири, база Трук

Легкие крейсера — «Тенрю», «Тацута», «Касима».

6-я бригада эскадренных миноносцев — легкий крейсер «Юбари» и 8 эсминцев типа «Камикадзе» и «Муцуки».

16 подводных лодок и 2 плавбазы, 41 транспорт, 7 минных заградителей и минных тральщиков, 15 канонерских лодок, 3 сторожевых судна и 1 посыльное судно. [50]

Пятый флот

Контр-адмирал М. Кобаяси, в Майдзуру или Оминаю

Легкие крейсера «Тама» и «Кисо» с неизвестным количеством эсминцев.

Шестой флот, или Подводный флот

Вице-адмирал М. Тимицу, база Кваджалейн

40 подводных лодок типа «I» с плавбазами.

Авианосное соединение — около 500 самолетов

Вице-адмирал Т. Нагумо, база Курэ

Ударные авианосцы:

1-я бригада авианосцев — «Кага», «Акаги».

2-я бригада авианосцев — «Сорю», «Хирю».

5-я бригада авианосцев — «Дзуйкаку», «Секаку».

3-й, 7-й, 17-й и 23-й дивизионы эсминцев — 16 эсминцев последних выпусков.

Легкие авианосцы:

3-я бригада авианосцев — «Рюдзе», «Хосе».

4-я бригада авианосцев — «Дзуйхо», «Тайхо».

Военно-воздушные силы Объединенного флота{16}

База морской авиации в Каноя

11-я военно-воздушная эскадра (флот) на острове Тайвань:

Истребителей — 150

Бомбардировщиков — 120

Других типов — 40

21-я и 22-я авиаэскадры в Индокитае

Истребителей — 200

Бомбардировщиков и торпедоносцев — 180 [51]

Находились в Японии (в т. ч. учебные машины)

Истребителей — 100

Бомбардировщиков и торпедоносцев — 70 Учебных — 460

Других типов — 60

Неразмещенные самолеты

Истребителей — 70

Бомбардировщиков и торпедоносцев — 50

Учебных — 60

Других типов — 40

11-я и 12-я бригады авиатранспортов

Плавучих баз — 8

Гидросамолетов — 70

Объединенный флот

Гидросамолетов — 80

Таким образом, как по своим воздушным силам, так и по главным классам кораблей, по вооружению, навигационному оборудованию и по боевому духу личного состава военно-морской флот Японии представлял собой достойного противника. С 1814 г. у США не было столь хорошо обученного и могущественного вооруженного противника. Но никакой флот не может быть хорошим, если у него плохие руководители, и не может существовать без солидной индустриальной базы; кстати сказать, таковая у Японии была очень слаба.

2. Военно-морские силы США на Тихом океане

С 1922 г. большая часть военно-морских сил США была сосредоточена в водах Тихого океана. Причиной этому явилась невысказываемая уверенность всех старших офицеров флота в том, что следующая война будет с Японией — единственной морской державой, которая могла соперничать с Соединенными Штатами. [52]

На 1 апреля 1931 г. в состав военно-морских сил США входило: 15 линкоров, 3 авианосца («Лэнгли», «Саратога» и «Лексингтон»), 18 крейсеров, 78 эскадренных миноносцев, 55 подводных лодок и 115 мелких судов — буксиров, танкеров, канонерских лодок и морских охотников{17}.

Флот США состоял из:

1) боевого ядра, в которое входили линкоры новейшей конструкции, авианосцы, эскадра легких крейсеров и три или четыре дивизиона эскадренных миноносцев, базой этих сил являлся Перл-Харбор;

2) разведывательного соединения, в состав которого, кроме всех остальных крейсеров и эсминцев, входила учебная эскадра, состоящая из трех старых линкоров и восьми эсминцев, оперирующих в Карибском море и Атлантическом океане;

3) соединения подводных лодок, оперирующих в обоих океанах;

4) «базового» или учебного (вспомогательного) соединения, также распределенного между портами обоих океанов.

В состав Азиатского флота, значительно меньшего по количеству кораблей, входил Южно-китайский патруль (19 эсминцев, базирующихся в Чифу), флотилия канонерских лодок (одной из которых была «Пэнэй») на реке Янцзы с базой в Шанхае, 12 подводных лодок и несколько вспомогательных судов. Этот флот под тем или иным названием существовал более столетия{18}. И все еще он выполнял свои первоначальные функции [53] по охране торговых кораблей США от нападений пиратов и ряда других разнообразных обстоятельств.

Гражданская война в Китае продолжалась уже несколько лет, и каждая европейская держава, равно как Япония и США, при помощи военно-морских сил охраняли там своих граждан и торговые учреждения. Канонерские лодки сопровождали американские корабли вниз и вверх по течению реки Янцзы, а эсминцы высаживали на берег матросов для охраны частной собственности американцев и самих американцев в морских портах, разоренных гражданской войной. Командующему Азиатским флотом было присвоено звание адмирала, чтобы поставить его на один уровень с командующими азиатскими флотами Великобритании, Франции и Японии. В распоряжении адмирала также находился 4-й полк морской пехоты США, расквартированный в международном сеттльменте{19} Шанхая и бригада морской пехоты, входящая в состав охраны дипломатического корпуса в Пекине.

Азиатский флот (или часть его) обычно проводил несколько месяцев года на Филиппинских островах и наносил визиты в Японию, Сингапур, Гонконг, Джакарту и другие порты Дальнего Востока. Служа в этом флоте, матросы имели возможность увидеть «мир», офицеры — вести роскошный образ жизни, а жен моряков привлекала дешевизна и экзотические удовольствия.

Весной каждого года в Карибском море, а чаще в восточной части Тихого океана, проводились большие маневры, в которых участвовал весь флот. Для участия в маневрах в этих случаях разведывательное соединение проходило через Панамский канал, чтобы присоединиться к боевому ядру или наоборот — [54] боевое ядро проходит через Панамский канал, чтобы присоединиться к разведывательному соединению{20}.

Возможно, что с целью поддержать политику «нейтралитета», проводимую Стимсоном, последние маневры продолжались до 26 мая — на две недели больше положенных семи недель; разведывательное соединение осталось в Тихом океане после окончания маневров, и все самолеты, не базирующиеся на Перл-Харбор и Панамский канал, провели все лето в Сан-Диего, проводя тактические учения совместно с авианосцами «Лэнгли», «Саратога» и «Лексингтон».

Американцы всегда тщательно старались избегать конфликтов с Японией. Все учения флота проводились в районе к востоку от международной демаркационной линии — хотя острова Уэйк, Гуам, Филиппинские острова и западная часть Алеутских островов находятся западнее этой линии, а остров Мидуэй — лишь немного восточнее. Соблюдались все приличия, которые существуют между дружественными нациями. Почти каждый год один или несколько кораблей американского военно-морского флота наносили визит в Иокогама или Нагасаки, а японские военные корабли, хотя и с меньшим энтузиазмом, регулярно приветствовали местные власти и японское население Гонолулу и Сан-Франциско. Между американскими офицерами и офицерами японского флота существовали вполне удовлетворительные отношения. По мнению одного из адмиралов Азиатского флота, «они были настоящими джентльменами [55] — по сравнению с тупоумными грубиянами, командовавшими японской армией». Большинство японских морских офицеров говорило по-английски.

Командование военно-морского флота США ежегодно посылало в Японию несколько офицеров для изучения языка и обычаев этой страны, но за 20 лет только 36 офицеров изучили японский язык — количество, совершенно недостаточное для выполнения задания. Этот пробел был восполнен Институтом иностранных языков военно-морского флота, открытым в октябре 1941 г. и подготовившим в чрезвычайно короткий срок сотни мужчин и женщин для работы, связанной со знанием японского языка.

Ко времени возникновения «маньчжурского инцидента» военно-морской флот США все еще боролся за сохранение своих стандартов в соответствии с договорами об ограничении вооружений, боролся за достойные ассигнования и с безразличным к нему отношением со стороны правительства и народа (см. предисловие коммандера{21} Нокса к первому тому настоящего труда).

Возрождение началось в 1933 г., когда, вскоре после своего первого избрания, президент Франклин Д. Рузвельт предложил создать военно-морской флот, соответствующий договору. В июне он утвердил дополнительные ассигнования, предназначенные для возрождения кораблестроительной промышленности и строительства, новых кораблей. На следующий год Конгресс, приняв закон Винсона — Трэммела, согласился заменить устаревшие корабли судами более совершенной конструкции и постепенно увеличить количество боевых кораблей и самолетов. Даже это было возможно только в том случае, если бы Конгресс ежегодно отпускал необходимые средства. Конгресс отпускал [56] средства, но им не было предусмотрено соответственное увеличение личного состава флота. В 1935 г. флот США имел всего 6 121 строевого офицера, 1942 штабных офицера и 82 500 нижних чинов, которыми можно было укомплектовать команды имеющихся кораблей только на 81%{22}. И хотя договор об ограничении вооружений, по желанию Японии, был расторгнут в 1936 г., США продолжали придерживаться его пунктов.

Благодаря отпущенным средствам 17 мая 1938 г. было заложено несколько новых линкоров и авианосцев. В июне Великобритания, Франция и США подписали протокол, согласно которому максимальное водоизмещение линкоров было увеличено с 35 000 тонн до 45 000 тонн. Таким образом, появилась возможность строительства кораблей типа «Айова», но Япония в это время, под большим секретом, уже строила «Мусаси» и «Ямато» водоизмещением по 63 700 т каждый. В 1939 г. корабли «Йорктаун» и «Энтерпрайз» уже вошли в состав флота, строился «Уосп» и был заложен «Хорнет»; строились линкоры «Норт Кэролайн» и «Вашингтон», и начиналось строительство еще четырех линкоров. Кроме того, строились шесть подводных лодок и тридцать один миноносец. Военно-морской флот США уверенно смотрел в будущее, несмотря на то, что мощности флота, предусмотренной договором 1936 г., можно было достигнуть только в 1944 г{23}.

В августе 1939 года, когда адмирал Старк сменил адмирала Леги на посту начальника Управления военно-морскими [57] операциями, последний мог с удовлетворением констатировать увеличение мощи флота, происшедшее за два с половиной года, пока он занимал этот пост. Но в его последнем докладе было сказано:

«Военно-морской флот должен быть достаточно силен во всех отношениях, и личный состав флота должен быть подготовлен к проведению наступательных операций в случае войны и отразить нападения неприятельского флота, когда бы это ни понадобилось».

В некотором отношении подготовка личного состава флота была не на высоте. Личный состав, включавший 100 000 человек, к середине 1937 г. увеличился лишь на 10 000 в течение двух последующих лет. Было построено очень немного быстроходных вспомогательных судов, хотя и были закончены пять баз для подводных лодок, плавучие базы гидроавиации и плавучие базы для миноносцев, а вскоре ожидался спуск на воду двух быстроходных танкеров типа «Симаррон»{24}. Но больше всего адмирала Леги и его последователя тревожил вопрос о базах.

Может быть, и было хорошо, что США не располагали таким большим количеством военно-морских баз [58] на Тихом океане, каким располагали Япония и Великобритания. Отсутствие достаточного количества баз способствовало большей самостоятельности плавания американских кораблей. Но, тем не менее, с началом войны с Японией отсутствие баз привело к быстрому закату военно-морского могущества США на Тихом океане.

В мае 1938 г. Конгресс предложил министру военно-морского флота создать комиссию из пяти или более офицеров флота и поручить им изучить вопрос о строительстве необходимых дополнительных военно-морских баз в США и их владениях. Эта комиссия, носившая имя своего председателя Хепберна, очень быстро, но в то же время тщательно подобрала все необходимые материалы и уже 1 декабря того же года сделала доклад. Доклад Хепберна явился поводом к интенсивному строительству военно-морских баз на обоих океанах, начавшемуся в 1939 г. и принявшему очень широкий размах в связи с началом войны в Европе.

Военно-морской флот крайне нуждался в базах, но нужда в дополнительных аэродромах была еще более острой. Комиссия Хепберна рекомендовала построить следующие военно-воздушные базы и базы для подводных лодок.

На Аляске — разведывательная авиабаза и база подводных лодок в Кадьяке и Датч-Харборе, разведывательная авиабаза в Ситке. В то время единственными военными или полувоенными учреждениями на Алеутских островах были военно-морская радиостанция и небольшая береговая сторожевая база в Датч-Харборе.

На Оаху — расширить военно-морскую авиационную базу на острове Форд в Перл-Харборе{25} и построить [59] авиабазу для ведения разведывательных операций на Кэнэохэ, так как гавань Перл-Харбор была неудобна для посадки и взлета самолетов.

Превратить острова Мидуэй и Уэйк в разведывательные авиабазы и базы для подводных лодок, а также, углубив дно лагун, сделать их доступными для стоянки крупных танкеров и плавучих баз.

Остров Гуам, по мнению комиссии, фактически не мог защищаться от нападения первоклассного флота, базирующегося в Тихом океане. Но при наличии сравнительно крупного гарнизона и соответствующей поддержке с воздуха, береговой обороны и ПВО он был способен продержаться достаточное время до прибытия подкрепления{26}.

Это замечание об острове Гуам становится совершенно понятным в свете существующего в вооруженных силах США плана, выработанного на случай войны на Тихом океане. В высших военных и военно-морских кругах Америки давно пришли к выводу, что Филиппинские острова невозможно защищать от продолжительной атаки японцев, но вооруженные силы США должны попытаться удержать Манильский залив и подходы к нему, пока американский флот будет прокладывать себе путь через цепь японских подмандатных островов, — операция, которая, предположительно, могла продлиться несколько месяцев. Таким образом, крупная военно-воздушная база и база подводных лодок на Гуаме, нейтрализуя близлежащий остров Сайпан, могла бы оказать огромную помощь во время оборонительного этапа войны; она могла даже предотвратить японское продвижение на юг через Филиппинское море. [60]

Другими словами, сильно укрепленный Гуам, оставаясь в руках американцев, стал бы брешью в системе островов Тихого океана, находившихся в то время под протекторатом Японии.

Военно-морской флот Японии смог бы захватить воды Тихого океана до 180° западной долготы и даже восточнее — в то время как Гуам продолжал бы получать подкрепления, используя в качестве промежуточной базы острова Мидуэй и Уэйк. Кроме того, подсказывала комиссия, «Гуам по своим естественным условиям, должен стать главной передовой базой флота». Укреплением Гуама в 1919 г. занимались и армия и флот, но соглашением 1922 г. дальнейшее строительство было запрещено и смогло возобновиться только после того, как Япония денонсировала этот договор. А ведь если бы были приняты предложения адмирала Хепберна и использованы стратегические возможности острова Гуам, мог бы измениться весь ход войны.

В конце концов, Конгресс принял рекомендации комиссии Хепберна о строительстве баз на Аляске, Оаху, Мидуэе и Уэйке, но укрепление острова Уэйк в значительной степени потеряло смысл, так как ничего не было сделано на Гуаме. 23 февраля 1939 г. в Палате представителей 205 голосами против 168{27} был принят закон об ассигновании 5 000 000 долларов на углубление Апра-Харбор для строительства там базы подводных лодок и проведения ряда дополнительных работ. Те, кто голосовали против этого закона, основывали свои возражения на боязни спровоцировать конфликт с Японией. Они, очевидно, выражали этим общественное мнение всех американцев. Не желая раздражать Японию, США воздерживались от строительства укреплений в своих собственных владениях, в то время [61] как Япония строила укрепления на подмандатных островах и вела тотальную войну с Китаем.

Тем временем американская внешняя политика не претерпела пока серьезных изменений. То, что японцы назвали «Китайским инцидентом», начавшимся 7 июля 1937 года, открыло ворота широкому вторжению Японии в Китай. Во время этого наступления японскими самолетами была потоплена американская речная канонерка «Пэнэй» — но даже это не повлияло на стремление американского народа остаться вне войны. [62]

Дальше