Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Внезапное усиление фронта по «окарауливаемым» дорогам

Неудачный исход сражений на истощение (Верден, Сомма) и сражения на р. Эн с целью нанесения сокрушительного удара, вместе с ростом международного революционного движения в связи с революцией в России, вызвали брожение и бунты в империалистических армиях. Это вынудило воюющие стороны перейти к проведению операций с ограниченными целями на базе сильной военной техники. Одним из виднейших примеров [22] операций с ограниченной целью является сражение у Камбре (ноябрь 1917 г.), подготовленное 3 англ, армией (схема 5). Операция была построена на внезапном и массовом применении танков после короткой артиллерийской подготовки. Атака была назначена на 20 ноября. План атаки считался, однако, с возможностью достижения крупного успеха. Поэтому, хотя и с запозданием, были приняты меры по сосредоточению союзных резервов в районе фронта атаки. 19 ноября английская главная квартира обратилась к французам с просьбой направить резервы на усиление английских войск, выделенных для наступления. Французы решили перебросить три пехотных дивизии из района Мо, Шато-Тьерри в район Перонна. Приказ на переброску этих дивизий был получен управлением автомобильной, службы армий в 18 ч. 19 ноября. Подготовительных мероприятий по обеспечению этой переброски произведено не было. Задача требовала осуществить переброску в одни сутки. По условиям обстановки являлось необходимым, чтобы артиллерия и обозы прибыли в район сосредоточения одновременно с пехотой. Поэтому было намечено перебросить их по железным дорогам тремя потоками. Пехоту же надлежало перевезти при. помощи автотранспорта.

Получив приказ (в 18 ч. 19 ноября), управление автомобильной службы армий в 18. 30 разослало предварительные распоряжения, относившиеся к общей организации переброски. Указания на сосредоточение автотранспортных средств к пунктам посадок дивизий были отданы между 20–22 часами. Посадка началась в 10.00 20 ноября. Последние подразделения дивизий, задержанные по разным причинам, были посажены на машины около 18.00 того же дня. Высадка началась в районе Перонна в 21.00 20 ноября и продолжалось до 8.00 21 ноября. Совместно с пехотой были перевезены пулеметные подразделения и походные кухни с их конским составом (всего было перевезено 160 лошадей). Таким образом каждая дивизия по прибытии в район сосредоточения имела средства для передвижения пулеметных подразделений и кухонь.

Перевозка пехоты была организована тремя параллельными потоками. В каждом потоке работало, в общем, по 2 автомобильных группировки (около 1000 машин), перевозивших пехоту одной дивизии. Начальник потока отвечал за выдержку направления движения, снабжение автотранспорта горючим и устранение аварий. Комиссии регулирования посадки руководили техникой посадки и указывали время, когда очередная автомобильная колонна должна была влиться в общий поток на данной автомобильной дороге. Приблизительно по середине маршрута (на рубеже р. Уазы) были созданы промежуточные посты регулирования. Для обеспечения секретности перевозки комиссии регулирования посадки указывали колоннам маршрут лишь до промежуточных постов регулирования, которые [24] давали дальнейшее направление движения. В пунктах высадок находились конечный пост регулирования, командир штаба соответствующей дивизии, указывавший частям пункты их расположения, и представитель комиссии регулирования высадки, который направлял освобождавшийся автотранспорт на место стоянки. Комиссия регулирования высадки развернула свою деятельность в Перонне в 8.00 20 ноября, подготовила ряд разгрузочных кругов и, совместно с командирами штабов дивизий, распределила пункты высадки частей.

Потоки в целях сохранения тайны имели условные буквенные обозначения. Организация потоков была следующей:

Поток «Р» (длина маршрута около 90 км): комиссия регулирования посадки — Шато-Тьерри; путь следования — Вик-сюр-Эн, Нуайон, Гам; промежуточный пост регулирования Вик-сюр-Эн; пост регулирования высадки — Гам.

Поток «Q.» (длина маршрута около 120 км): комиссия регулирования посадки — Мо; путь следования — Крепи-ан-Валуа, Компьен, Руа, Перонн; промежуточный пост регулирования — Компьен; пост регулирования высадки — Перонн.

Поток «R» (длина маршрута около 120 км): комиссия регулирования посадки — Мо; путь следования — Санли, Пон-Сэнт-Максанс-Мондидье; Розьер-ан-Сантер, Виллер-Карбоннель; промежуточный пост регулирования — Понт-Сэнт-Максанс; пост регулирования высадки — Виллер-Карбоннель.

Для каждого потока были организованы склады горючего: для потока «Р» — в Суассоне, для потока «Q»  — в Крепи-ан-Валуа; для потока «R» — в Пон-Сэнт-Максанс. Кроме того, 21 ноября были организованы резервные склады горючего в Пон-Сэнт-Максанс и Нуайоне, а с 22 ноября — в Мондилье, Руа и Гам.

В перевозке войск приняло участие 7 автомобильных группировок. 3 группировки были расположены между Шалон и Монмирай; 2 группировки — в районе между Фим и Фер-ан-Тарденуа; 2 группировки — в районе между Суассон и Виллер-Коттере. Автобусы для перевозки лошадей находились в парках восстановления (Шалон и др.).

Таким образом автотранспорту пришлось совершить предварительно пробег в 30–70 км до пунктов посадки. Автомобильные соединения двинулись в районы посадки в ночь с 19 на 20 ноября и, выполнив перевозку, отправились к пунктам стоянки (две группировки — в район Гам, Гюикар; две группировки — Гам; по одной группировке — Шолнь, Перонн и Мондидье). Автотранспорт находился, в общем, на непрерывной работе от 25 до 40 часов; при этом нужно иметь в виду, что значительное количество машин имело только одного водителя. Автомобильная комиссия регулирования выгрузки в Перонне организовала (20 ноября) три кантона: один — для регулирования движения в сфере Перонна; другой — для регулирования движения с юга при подходе к району Перонна и третий [25] — к востоку от Перонна на случай необходимости выбросить сосредоточенные дивизии в боевую зону, для чего были подготовлены средства обозначения пути движения, а также мосты для преодоления окопов и воронок (всего имелось 32 моста по 3 метра длины). Комиссии были приданы 3 команды по устранению аварий. В ее распоряжении находился также армейский автомобильный парк в Нуайоне, имевший одно отделение в Гаме. Телефонная связь комиссии регулирования со штабами, кантонами и другими органами автомобильной службы начала функционировать 22 ноября.

Эта автомобильная перевозка, выполненная в условиях отсутствия предварительной методической подготовки, показала, что автомобильная служба уже обладала значительной гибкостью, поворотливостью и четкостью в работе. Необходимо отметить, также, что процент аварийности во время этой переброски был незначительный: на 3000 машин, совершивших пробег в 130–150 км, потерпели аварию 20 машин (около 1/2 %). Это свидетельствовало об улучшении как автомобильной материальной части, так и ухода за ней. Крупнейшим недостатком этой перевозки, как и в предыдущих случаях, был перебой в погрузке имущества частей. Это имущество, обычно, раскладывалось небольшими группами в разных местах, что и вызывало задержку в погрузке. В дальнейшем было решено группировать имущество частей на специально назначенных сборных пунктах и грузить его на машины после посадки частей.

Дальше