Героическая оборона Моонзундского архипелага в 1941 году
Новая жизнь началась для эстонского народа с момента вступления Эстонии в братскую семью советских республик великого Советского Союза. За короткий срок с лета 1940 года до начала Великой Отечественной войны в Советской Эстонии, в том числе на островах Моонзундского архипелага, были достигнуты значительные успехи в хозяйственном и культурном строительстве.
Как известно, в предвоенный период была значительно расширена операционная зона Краснознаменного Балтийского флота. Были развернуты новые военно-морские базы, созданы основы для организации системы современных береговых укреплений. Увеличились возможности для базирования всех видов авиации и флота. Оборонительные работы велись и в районе Моонзундского архипелага. Все это должно было укрепить позиции флота, охранявшего морские подступы к Ленинграду и советским прибалтийским республикам.
Необходимо, однако, отметить, что И. В. Сталин, взявший на себя, вопреки ленинским принципам коллегиального [67] руководства и нормам партийной жизни, единоличное решение важных государственных и военных вопросов, ошибочно полагал, что договор о ненападении с Германией гарантирует нашу страну от угрозы вторжения гитлеровской армии. Поэтому он считал сообщения о подготовке фашистской Германией военного нападения на Советский Союз провокационными. Именно это обстоятельство явилось одной из основных причин, объясняющих, почему строительство оборонительных сооружений в Прибалтике и, в частности в районе Моонзундского архипелага, оказалось далеко не завершенным к моменту нападения гитлеровской Германии на нашу страну.
Таким образом, вероломно напав на Советский Союз, фашистская Германия получила в начале войны ряд весьма существенных преимуществ. Гитлеровское верховное командование делало ставку на молниеносное ведение войны. Война, по расчетам гитлеровцев, должна была закончиться весьма быстрым поражением Советского Союза.
Положение нашей страны еще более осложнилось после вступления в войну на стороне гитлеровской Германии граничащей с нами Финляндии, которая предоставила для базирования немецкого флота все северное побережье Финского залива. Это создавало особенно сложную обстановку для деятельности Краснознаменного Балтийского флота.
Как и два с лишним десятка лет до этого, германское командование рассчитывало быстро уничтожить советский Балтийский флот и овладеть Ленинградом. Захват Ленинграда и Кронштадта, по мнению гитлеровского командования, должен был привести Краснознаменный Балтийский флот к гибели. А это позволило бы гитлеровцам использовать порты восточной части Балтийского моря и во много раз сократить свои растянутые сухопутные коммуникации.
Несмотря на большие потери, гитлеровское командование бросало в бой все новые и новые части, оснащенные современной боевой техникой. Советские войска вынуждены были временно отступать, нанося в то же время ощутительные удары по врагу. Так были оставлены нашими частями Рига и Либава, недостаточно защищенные с суши. [68]
Отряд легких сил Краснознаменного Балтийского флота, который раньше базировался на Ригу и Усть-Двинск, отошел в Моонзунд, откуда впоследствии был перебазирован на Кронштадт и Ленинград. С рейда Куйвасту корабли отряда еще в течение почти месяца продолжали выходить в море с целью нанесения ударов по флоту противника; корабли гитлеровцев осуществляли перевозки в Рижском заливе, поэтому задачей Краснознаменного Балтийского флота являлся срыв этих перевозок, уничтожение кораблей противника. Кроме того, наши корабли ставили минные заграждения в Ирбенском проливе, чтобы закрыть для вражеских судов доступ в Рижский залив.
Полтора месяца советские войска вели ожесточенные бои на территории Эстонии, сковывая значительные силы врага, предназначавшиеся для захвата Ленинграда. К концу августа 1941 года гитлеровские войска полностью овладели территорией Эстонской республики, за исключением островов Моонзундского архипелага. После оставления Таллина части Краснознаменного Балтийского флота продолжили удерживать в своих руках острова архипелага: Сарема, Хийума, Муху, Вормси, оказавшиеся к тому времени уже в глубоком тылу врага.
С оставлением нашими войсками территории Советской Эстонии часть малых кораблей Краснознаменного Балтийского флота еще некоторое время базировалась на порты Моонзундского архипелага. В качестве временных баз использовались Курессаре, Менту, Виртсу и Рохукюла. Отсюда по внутриархипелагским фарватерам балтийцы выходили для постановки мин в Ирбенском проливе и Рижском заливе, а также для нанесения ударов по вражеским морским сообщениям.
На островах базировалось несколько подразделений балтийских торпедных катеров. Они наносили смелые удары по кораблям и транспортам противника в Рижском заливе, срывая морские перевозки противника, которые он производил в интересах своих армий. Аналогичные действия развернули и морские летчики.
В ночь на 8 августа морские летчики подразделения Героя Советского Союза Е. Н. Преображенского произвели первый разведывательный полет в Германию и сбросили бомбы над военными объектами в районе [69] Берлина. Они совершили затем еще не один налет на логово фашистского зверя, и каждый раз поднимались в воздух с островных аэродромов.
Стойкая и мужественная оборона островов длительное время ограничивала противнику возможность использовать порты Рижского и Финского заливов для снабжения войск своего левого крыла.
Только за два месяца, прошедших с начала войны, наши военно-морские силы потопили четыре миноносца, 18 транспортов и несколько тральщиков врага, пытавшихся прорваться через Ирбенский пролив. Несколько вражеских кораблей получили серьезные повреждения как от действия нашего флота в море, так и в результате ударов балтийской береговой обороны и подрыва на наших минных заграждениях.
Так, 13 июля в Рижском заливе балтийские воздушные разведчики обнаружили крупный караван гитлеровских кораблей.
Он состоял из транспортов, груженных военной техникой и боеприпасами. Транспорты следовали в Ригу под охраной трех миноносцев и шести торпедных катеров. На поиск и уничтожение каравана были высланы торпедные катера под командованием Героя Советского Союза В. П. Гуманенко. Фашисты, не ожидавшие противодействия своим перевозкам в заливе, ослабили наблюдение за горизонтом и поэтому обнаружили советские катера лишь тогда, когда они уже ложились на боевой курс.
В результате смелой атаки балтийские катерники потопили миноносец, два транспорта и самоходную баржу с техникой и боеприпасами. Наши же катера, несмотря на сильный артиллерийский огонь врага, благополучно возвратились в свою базу без повреждений и потерь в людях.
Это лишь один пример. А было их немало.
Гитлеровские воздушные силы пытались неоднократно уничтожить с воздуха аэродромы на острове Сарема и базировавшуюся на эти аэродромы балтийскую авиацию. Эти попытки особенно усилились в связи с налетами балтийцев на Берлин, однако все они не имели успеха. Защитники Моонзунда создали противовоздушную оборону островов. В боях был уничтожен не один десяток немецких самолетов. [70]
Германское верховное командование вынуждено было выделить две дивизии, освободившиеся после эвакуации нашими войсками Таллина, для операции против островов Моонзундского архипелага. Этим дивизиям было придано значительное количество артиллерии.
К непосредственным операциям против островов, находившихся уже в глубоком тылу противника, гитлеровцы приступили с начала сентября. Сразу же активизировала свои действия вражеская авиация. Она пыталась уничтожить артиллерийскую оборону островов, а также катера и другие плавсредства защитников архипелага, чтобы лишить их возможности получать подкрепления, а в случае необходимости эвакуироваться.
К 8 сентября 1941 года гитлеровцы сосредоточили в районе небольшого эстонского порта Рохукюла значительное количество плавсредств. На плавсредства были посажены войска из предназначенных для проведения операции дивизий. На рассвете 8 сентября противник начал форсирование узкого пролива Вооси-Курк, отделяющего остров Вормси от материка.
Остров Вормси один из небольших островов Моонзундского архипелага и самый близкий из них к материку оборонялся небольшим, но отважным гарнизоном (батальон морской пехоты неполного состава).
Мужественные защитники острова заметили приближавшихся гитлеровских десантников и открыли по ним артиллерийский и пулеметный огонь. Несколько судов с десантом было тут же потоплено. Однако гитлеровцам все же удалось захватить плацдарм на острове.
Три дня и три ночи шли ожесточенные бои на маленьком острове. И лишь только на четвертый день, после того как пало смертью храбрых большинство героических защитников острова, остатки гарнизона эвакуировались на остров Хийума.
Захватив остров Вормси, гитлеровцы начали готовиться к захвату следующего острова Муху. Перед тем, как начать высадку десанта на этот остров, фашисты подвергли его непрерывной артиллерийской и авиационной бомбардировке, которая продолжалась [71] трое суток. Большинство долговременных укреплений и почти все постройки на острове были разрушены. Казалось, что погибли и защитники острова.
Однако, когда 12 сентября вражеская десантная флотилия стала подходить к острову, ее встретил такой уничтожающий огонь, что гитлеровцы не выдержали и повернули назад. Лишь только после дополнительной усиленной артиллерийской и авиационной подготовки и поддержки высадки десанта гитлеровцам удалось закрепиться на берегу и создать плацдарм. Захват этого плацдарма обошелся противнику очень дорого: артиллеристы с острова Муху потопили несколько десятков катеров и шлюпок с гитлеровскими солдатами.
На плацдарм прибыли крупные армейские силы противника, и он начал продвижение в глубь острова. Вводя в бой все новые и новые части, немецко-фашистскому командованию удалось преодолеть упорное сопротивление защитников острова и оттеснить их к Ориссарской дамбе, соединяющей остров Муху с островом Сарема.
Противник тогда же ринулся на дамбу, но был остановлен ураганным огнем береговой артиллерии с острова Сарема. Через некоторое время наши артиллеристы, чтобы дезориентировать противника, умышленно ослабили огонь. Колонна гитлеровских войск вслед за танками устремилась на дамбу, которая была подготовлена к взрыву нашими саперами. Когда гитлеровцы достигли середины дамбы, раздался сильный взрыв. Было уничтожено свыше 800 гитлеровских солдат и офицеров, а также несколько танков и артиллерийских орудий.
Потерпев неудачу в попытке захватить остров Сарема с ходу, лобовой атакой через дамбу, захватчики решили высадить на него десанты.
По «рецепту» полковника фон Чишвица начальника штаба сухопутной части операции 1917 года, германское командование разработало план большой десантной операции и было заранее уверено в её успехе. План этой операции предусматривал одновременную высадку немецкого десанта в различных пунктах побережья острова Сарема. Но расчеты врага разбились о бдительность, стойкость и мужество героического гарнизона острова Сарема, который сорвал [72] все попытки гитлеровцев высадить десант. Важную роль при этом сыграла береговая артиллерия острова, тесно взаимодействовавшая с торпедными катерами из подразделений прославленных катерников Осипова и Гуманенко, а также с авиацией флота.
Перед наблюдателями и разведчиками острова поставили задачу обнаруживать появление противника на наибольшем расстоянии от берега. Это обеспечивало более продолжительную стрельбу береговых батарей по вражеским кораблям, то есть позволяло уничтожать их до того, как они начнут высаживать десант.
Всему флоту стал известен подвиг мужественных защитников острова Сарема, разгромивших в бухте Лыу 13 сентября 1941 года большой десантный отряд противника. Вот как это произошло.
С утра 13 сентября вражеская авиация начала массированные налеты на район предполагавшейся высадки. Путем мощных бомбо-штурмовых ударов противник пытался ослабить нашу систему противодесантной обороны и отвлечь внимание защитников островов от наблюдения за морским горизонтом. Этот коварный прием не помог гитлеровцам. Еще в первой половине дня на батареях стало известно о приближении к острову большой группы вражеских транспортов, которые следовали в охранении военных кораблей. Вскоре и сами наблюдатели на острове заметили в стереотрубы дымы кораблей противника на горизонте. Как потом выяснилось, шесть вражеских десантных транспортов большого водоизмещения подошли к бухте Лыу. Их сопровождали семь миноносцев и несколько других кораблей. На транспортах находились десантные войска и боевая техника.
Поскольку вся система противодесантной обороны острова была подготовлена к действиям, был сразу же открыт артиллерийский огонь. Особенно отличились артиллеристы 130-миллиметровой батареи, которой командовал капитан Стебель. Прямые попадания снарядов из орудий этой батареи вызвали пожары на немецких кораблях. Один из транспортов на глазах у батарейцев затонул.
За боем следили из засады экипажи двух советских торпедных катеров. Они вышли наперехват вражеского конвоя и через десять минут, после того как [74] обнаружили на горизонте дымы кораблей, по приказанию командира подразделения капитан-лейтенанта Осипова заглушили свои моторы. Как только вражеские корабли приблизились на дистанцию 20–25 кабельтовов, советские катера пошли в атаку. Артиллеристы с острова заметили это и прекратили огонь, чтобы не мешать катерникам. Противник обстреливал катера с малой дистанции из орудий всех своих кораблей.
Торпедный катер лейтенанта Налетова поставил дымовую завесу. Под ее прикрытием он атаковал первые два транспорта противника, выпустив по ним торпеды. Другой катер, которым командовал лейтенант Афанасьев, также поставил дымовую завесу и под ее прикрытием двумя торпедами одновременно дал залп по третьему транспорту. Через некоторое время наскочил на мину один из вражеских миноносцев.
Наши катера благополучно вернулись на свою базу.
Гитлеровцы вынуждены были прекратить операцию и покинуть бухту.
После этого гитлеровское командование решило поискать слабое место в обороне острова где-либо в другом районе. Уже на следующий день была предпринята новая десантная операция. На этот раз противник решил высадить десант на побережье острова со стороны Рижского залива, в районе бухты Кейгусте.
Во второй половине дня вражеские корабли (восемь транспортов с десантными войсками, восемь миноносцев охранения, четыре сторожевых корабля и большое количество десантных катеров) предприняли попытку приблизиться к берегу. Но попытка не удалась наши островные батареи открыли сильный огонь, а на подходе к острову вражеский отряд был атакован торпедными катерами и понес большие потери.
Одновременно германское командование выбросило авиадесант на побережье бухты Кейгусте. Воздушные десантники должны были обеспечить захват плацдарма для высадки десанта с кораблей. Этот авиадесант был полностью истреблен защитниками острова сразу же после приземления. [75]
Были отбиты и другие попытки высадки вражеского десанта на остров Сарема. Гарнизон острова, катерники, морские летчики отразили натиск врага и удержали остров.
Только со стороны материка удалось впоследствии гитлеровцам проникнуть на остров Сарема. Через Ориссарскую дамбу, форсировав пролив Вяйке-Вейн, немцы прорвались с острова Муху на остров Сарема. У деревни Ориссаре завязался кровопролитный рукопашный бой. На стороне гитлеровцев был очень большой численный перевес. Кроме того, немецкая авиация, также обладавшая численным превосходством, бомбардировала и штурмовала наши батареи и части, совершала налеты на корабли. В разных местах с воздуха сбрасывались авиадесанты гитлеровцев, переодетых в форму советских воинов. Корабли противника непрерывно обстреливали позиции наших войск. Они пытались, кроме того, высаживать десанты с моря в тылу у защитников острова.
Эти дни обороны острова Сарема его немногочисленным гарнизоном, сражавшимся против значительно превосходивших сил и боевой техники противника, составляют одну из замечательных страниц в летописи Великой Отечественной войны.
Но вот еще один пример.
Мыс Кюбоссар защищали бойцы одного батальона морской пехоты.
День и ночь штурмовали фашистские «юнкерсы», десятки тонн смертоносного груза сбросили они на позиции мужественных защитников острова, на их укрепления и боевую технику. Уже осталась в строю только одна исправная пушка. И она вела огонь по врагу до тех пор, пока не погиб последний воин ее боевого расчета... За четыре дня обороны защитники полуострова уничтожили и повредили несколько кораблей противника, в том числе миноносец и мотоботы с гитлеровскими солдатами.
Под натиском значительных сил противника, после многодневных упорных боев, защитники острова, изматывая врага, медленно отходили на юг, к полуострову Сырве.
Гитлеровское командование решило непрерывно направлять в этот район крейсера с охранением из миноносцев, [76] чтобы обстреливать защитников острова с моря. Но советские воины упорно оборонялись. Чтобы оказать помощь гарнизону острова, командование Краснознаменного Балтийского флота отдало приказ экипажу одной из подводных лодок, находившейся на позиции вблизи острова, перейти в район появления вражеских кораблей и своими атаками вынудить их прекратить обстрел боевых порядков защитников.
Подводная лодка, которой командовал капитан-лейтенант Иванцов, вышла в указанный район и устремилась в атаку на фашистский крейсер. Необходимо напомнить, что деятельность советских подводных лодок в южной части Балтийского моря и в Данцигской бухте в это время была очень эффективной. Гитлеровцы были напуганы дерзкими атаками советских подводников и поэтому, как только на крейсере и охранявших его кораблях был обнаружен перископ подводной лодки, фашисты предпочли немедленно прекратить обстрел и уйти в море.
Но через некоторое время на подходах к бухте Лыу снова показался большой отряд немецко-фашистских кораблей, защитники острова открыли по нему огонь. Артиллерийская перестрелка продолжалась до утра. На рассвете наша разведка донесла, что в бухте стоит отряд легких сил фашистского флота. В этот отряд входили вспомогательный крейсер, эскадренный миноносец типа «Ганс Людеман», пять миноносцев типа «Леберехт Маас» и два больших торпедных катера. Командование гарнизона острова решило нанести удар по вражеским кораблям. Для этой цели были выделены четыре торпедных катера.
В 9 час. 35 мин. 26 сентября четыре торпедных катера под командованием офицеров Ущева, Кременского, Налетова и Афанасьева во главе с командиром отряда старшим лейтенантом Гуманенко вышли из своей базы в бухту Лыу. Им была поставлена задача атаковать легкие силы противника. На переходе морем катера трижды подверглись атакам немецких самолетов. Маленькие корабли мастерски маневрировали, уклоняясь от воздушных атак противника.
На помощь катерникам поспешили балтийские летчики-истребители, которые отогнали вражеские самолеты. [77]
В 10 час. 25 мин. катерники обнаружили сначала дымы, а затем и силуэты кораблей вражеского отряда. Но и противник заметил еще издали буруны шедших полным ходом советских торпедных катеров и открыл по ним ураганный артиллерийский огонь.
На катер лейтенанта Кременского было передано приказание Гуманенко: поставить дымовую завесу для прикрытия атаки. Приказание было немедленно выполнено. Искусно используя им же самим поставленную дымовую завесу, лейтенант Кременский первый выпустил торпеды по гитлеровскому миноносцу. Раздался сильный взрыв, и фашистский миноносец переломился пополам.
Немецкий крейсер, пытаясь уклониться от атаки, подставил торпедным катерам свою корму. Этим немедленно воспользовался командир головного катера лейтенант Ущев. С дистанции 5–6 кабельтовов он выстрелил по крейсеру торпедой, которая достигла цели. Крейсер стал медленно оседать на корму и резко сбавил ход.
Вражеский миноносец поспешил на выручку крейсеру. Он вышел на пересечение курса торпедного катера Ущева. Тогда советский катер ринулся в атаку и на этот корабль. С эскадренного миноносца начали бить по катеру прямой наводкой. Но Ущев и его товарищи продолжали атаку эскадренного миноносца и нанесли ему поражение.
Вслед за катером Ущева дал залп торпедами по вспомогательному крейсеру противника катер Афанасьева. Снова раздался взрыв. Высоко в небо взметнулось ярко-желтое пламя. Нос корабля поднялся вверх. Крейсер начал тонуть.
Пока катера Ущева и Афанасьева расправлялись с фашистским крейсером, остальные два катера устремились в атаку на вражеские миноносцы.
Противнику, как он ни старался, не удалось даже повредить наши катера. Лишь в момент отхода катеров после выполнения ими своего задания вражеский снаряд попал в катер Кременского. В образовавшуюся пробоину в таранном отсеке стала быстро проникать вода.
Бедственное положение товарищей заметили с катера лейтенанта Ущева. Катер немедленно изменил [78] курс и под огнем противника направился на выручку товарищу. Когда он вплотную подошел к поврежденному катеру, его самого атаковал вражеский самолет. Пришлось отойти и начать бой с воздушным противником. После того как самолет был отогнан, катер Ущева снова подошел к катеру Кременского и снял с него весь личный состав и вооружение. Затем моряки подожгли поврежденный катер пулеметным огнем, так как спасти его было уже невозможно.
Этот бой явился еще одним опровержением мнения, что торпедные катера могут успешно действовать против боевых кораблей противника только ночью.
Еще пять дней шли упорные бои на последнем рубеже наших подразделений на острове Сарема полуострове Сырве. Сопротивление героических защитников острова продолжалось до тех пор, пока не был полностью израсходован весь боезапас и не были исчерпаны людские резервы.
3 октября 1941 года командование, штаб и часть бойцов гарнизона острова погрузились на торпедные катера и перешли на остров Хийума. Оставшийся на Сырве личный состав частично перебрался на материк через Ирбенский пролив на различных плавсредствах, частью же по заданию командования перешел в тыл врага для развертывания партизанской борьбы.
После взятия острова Сарема гитлеровцы до 12 октября производили перегруппировку сил, подтягивали и устанавливали артиллерию, подвозили боезапас и новые подкрепления. 12 октября они начали операцию по захвату последнего из островов Моонзундского архипелага.
Поддерживаемые артиллерийским и пулеметным огнем с острова Сарема, гитлеровцы начали высадку десанта одновременно в шести пунктах острова Хийума. Только в двух из них противнику удалось зацепиться за берег. При поддержке артиллерии кораблей и многочисленных авиационных подразделений гитлеровцы расширили захваченный плацдарм. Они подвезли сюда свежие подкрепления и начали продвигаться в глубь острова.
Ожесточенные бои на острове Хийума продолжались семь суток. Остров находился уже в глубоком вражеском тылу, и, следовательно, рассчитывать на [80] пополнение боеприпасов, на подкрепление личным составом защитникам его не приходилось. Дальнейшая оборона острова небольшим гарнизоном при значительном превосходстве противника в силах была лишена смысла.
19 октября 1941 года по приказу советского командования наши войска оставили остров Хийума. Большая часть бойцов и офицеров была снята с острова и отправлена на полуостров Ханко на присланных оттуда плавсредствах.
Свидетельством беззаветной преданности своей Родине служит письмо последних защитников острова Хийума, обнаруженное в 1949 году и ныне хранящееся в Центральном военно-морском музее в Ленинграде. Оно гласит:
«Мы, моряки Балтийского флота, в этот грозный час клянемся нашему Правительству и Партии, что мы лучше все погибнем до одного, чем отдадим остров. Мы докажем всему миру, что советские моряки умеют умереть с честью, выполняя свой долг перед Родиной.
По поручению товарищей: Курочкин, Орлов, Конкин».
На полуостров Ханко перешли также и все участвовавшие в обороне Моонзундского архипелага советские катера.
Итак, после оставления нашими частями территории Эстонии (ее материковой части) борьба за острова Моонзундского архипелага продолжались еще в течение сорока дней. За это время защитники островов явили миру примеры пламенного советского патриотизма, мужества, отваги и высокого воинского мастерства.
Взятие островов Моонзундского архипелага дорого обошлось гитлеровскому командованию. Десятки тысяч гитлеровских солдат и офицеров нашли могилу на островах. За это же время моряки Балтийского флота потопили и повредили вспомогательный крейсер, несколько миноносцев и тральщиков, около десятка транспортов с живой силой и техникой, большое количество катеров и других судов. В воздушных боях авиация Балтийского флота уничтожила около сорока вражеских самолетов различных типов. [81]
Значение боев за острова Моонзундского архипелага трудно переоценить. Более месяца на островах архипелага наши части своим сопротивлением сковывали и обескровливали значительные силы противника. А ведь эти силы предназначались для овладения Ленинградом. Кроме того, из-за длительной борьбы за острова противник не имел возможности пользоваться беспрепятственно морскими путями в Рижском и Финском заливах для доставки войск и боевой техники на фронт, на подступы к городу Ленина.
Оборона островов Моонзундского архипелага так же, как и оборона полуострова Ханко, в значительной степени способствовала срыву планов гитлеровского командования, направленных на быстрейший захват Ленинграда.
Оккупировав острова Моонзундского архипелага, гитлеровцы начали устанавливать там свой «новый порядок». Это были самые тяжелые годы в истории эстонского народа. Оккупанты повсюду упразднили Советскую власть. Многие жители островов были арестованы, подвергались пыткам, мучениям в фашистских застенках. Сотни молодых эстонцев были насильно угнаны в Германию.
Германский фашизм полностью ликвидировал национальную самостоятельность и независимость эстонского народа. Фашистский «фюрер» Эстонии Лицман похвалялся, что «самостоятельное эстонское государство никогда больше не будет существовать».
Настал, однако, праздник и на улицах Эстонии и на ее Моонзундских островах. В 1944 году героическая Советская Армия приступила к изгнанию немецко-фашистских оккупантов из Прибалтики. [82]