Налаживание мирной жизни
Советские военные комендатуры
Советское командование, планируя и осуществляя широкомасштабные стратегические наступательные операции на финальной стадии войны, прекрасно понимало, что перед советскими войсками стояла не только «чисто» военная задача уничтожить противника. Необходимо было готовиться к решению политических, социально-экономических и иных задач, не имеющих ничего общего с предназначением и деятельностью войск. Об этом образно говорил вскоре после победы член Военного совета 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант К. Ф. Телегин:
«Следующая особенность стоящей перед нами задачи была: не только разбить Германию, но оккупировать ее и организовать управление; особенно организовать жизнь в таком многомиллионном городе, как Берлин. Это дело не простое и не легкое. Ведь опыта никакого у нас не было, а Германия это не Абиссиния. Это государство в высшей стадии капитализма, население его основательно пропитано фашистской заразой. К тому же нам было известно, что предстоит вступить в разрушенный [298] город с голодным и холодным многомиллионным населением, без воды и света.
Эти задачи мы решили через институт военных комендатур. На 10 марта у нас их было создано 421, с 12 088 штатными единицами. На 20 марта их было уже у нас 509, и они охватывали территорию от Лодзи до берегов Балтийского моря...
Это только штатные комендатуры, а ведь еще больше, вдвое больше, если не втрое, их было нештатных, созданных непосредственно армиями. Сколько бы мы тут с вами ни наделали ошибок в формировании, в организации этого аппарата, в поддержании оккупационного режима и административного управления, но бесспорно одно созданные военные комендатуры помогли войскам в поддержании порядка, установили необходимый оккупационный режим, сохранили огромные ценности для нашего государства»{327}.
Проблемы послевоенного обустройства Берлина были взяты советским военным командованием под тщательный контроль уже с первых дней боев в городе. Еще шли ожесточенные схватки на улицах городов, еще не реяло красное знамя над поверженным рейхстагом, а уже был назначен военный комендант столицы, который сразу же приступил к выполнению своих обязанностей.
Первым военным комендантом Берлина стал командующий войсками 5-й ударной армии Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Эрастович Берзарин. К сожалению, этот выдающийся советский военный деятель трагически погиб 16 июня 1945 года в автомобильной катастрофе. На посту военного коменданта Берлина его сменил Герой Советского Союза генерал-полковник A. B. Горбатов...
28 апреля 1945 года был издан отдельной листовкой и расклеен в разных концах немецкой столицы знаменитый Приказ № 1 коменданта Берлина генерал-полковника Н. Берзарина{328}:
«Сего числа я назначен начальником гарнизона и комендантом города Берлина. [299]
Вся административная и политическая власть по уполномочию командования Красной Армии переходит в мои руки.
В каждом районе города по ранее существующему административному делению назначаются районные и участковые военные комендатуры...»{329}
Далее в приказе перечислялись одиннадцать пунктов, объяснявших конкретные права и обязанности населения Берлина и устанавливавших правила его жизни и деятельности на переходный период.
Прежде всего, Берзарин потребовал от населения соблюдения порядка и спокойствия. Он объявил о роспуске и запрещении деятельности в городе всех организаций национал-социалистской немецкой рабочей партии и всех подчиненных ей организаций и структур.
Военный комендант Берлина призвал все предприятия и службы коммунального хозяйства, городского транспорта, медицинского обеспечения и продовольственного обеспечения населения немедленно приступить к выполнению своих обязанностей в интересах жителей города.
Районные военные комендатуры обязаны были принять меры к организованному распределению продуктов питания и обеспечению сохранности ценностей в банках и сейфах. Одновременно устанавливался жесткий контроль над огнестрельным оружием и боеприпасами, горюче-смазочными материалами, радиосредствами, фотоаппаратами и автотранспортом, находившимися в личном пользовании населения.
Отдельным пунктом в приказе № 1 выделялось то, что запрещалось делать населению Берлина:
«а) выходить из домов и появляться на улицах и во дворах, а также находиться и выполнять какую-либо работу в нежилых помещениях с 22.00 до 8 утра по берлинскому времени;
б) освещать помещения с незамаскированными окнами; [300]
в) принимать в состав своей семьи, а также на жительство и ночлег кого бы то ни было, в том числе и военнослужащих Красной Армии и союзных войск, без разрешения военных комендантов;
г) допускать самовольное растаскивание брошенного учреждениями и частными лицами имущества и продовольствия. Население, нарушающее указанные требования, будет привлекаться к строгой ответственности по законам военного времени».
Население Берлина предупреждалось самым строгим образом о недопущении каких бы то ни было провокаций и враждебного отношения к военнослужащим Красной Армии и союзных нам армий.
Последним пунктом своего приказа генерал Н. Берзарин строго предупредил и личный состав советских войск о соблюдении дисциплины и порядка при расквартировании в городе:
«Части Красной Армии и отдельные военнослужащие, прибывающие в Берлин, обязаны расквартировываться только в местах, указанных военными комендантами районов и участков.
Военнослужащим Красной Армии запрещается производить самовольно, без разрешения военных комендантов выселение и переселение жителей, изъятие имущества, ценностей и производство обысков у жителей города».
По оценкам политотдела 5-й ударной армии приказ № 1 военного коменданта Берлина был встречен населением города с «глубоким удовлетворением». В донесении говорится:
«Все рады, что русские военные власти не объявили сбора в Сибирь, а призывают к порядку и работе. Избавившись от кошмара англо-американских бомбардировок и уличных боев, убедившись в лживости пропаганды гитлеровцев о зверствах большевиков, видя наши мероприятия, направленные на создание нормальных условий для гражданского населения, берлинцы повеселели. Многие начали приветствовать приход Красной Армии в Берлин»{330}. [301]
Уже к 15 апреля в Берлине действовали 21 районная и 42 участковых штатных комендатуры{331}. К 5 мая в столице функционировали уже 22 районных комендатуры, каждая из которых имела своего коменданта из числа старшего офицерского состава и заместителя коменданта по политчасти.
При военных комендатурах из числа местных жителей-активистов образовывались так называемые группы содействия. При комендатуре каждого района к началу мая действовало по 10–15 таких групп, каждая численностью по 5–10 человек{332}. В функции групп содействия входил широкий круг вопросов: перепись местного населения, наведение чистоты и порядка на улицах и во дворах, выявление и учет продовольственных запасов для снабжения населения своего района, приведение в действие коммунально-бытовых и пищевых предприятий и учреждений, организация торговли продовольствием и предметами повседневного спроса, открытие бань, парикмахерских, больниц, аптек, швейных и сапожных мастерских, содействие в ремонте железнодорожного транспорта, включая вокзалы и железнодорожные пути.
Советские военные комендатуры на первом этапе своего функционирования рассматривали своей основной задачей обеспечение населения продовольствием и работой. Эта проблема решалась даже в пределах столицы Германии с большим трудом. При этом в некоторых районах города, в частности в Рейникендорфе, с самого начала имелись запасы муки и зерна, что позволило быстро пустить в строй хлебопекарни. Однако в других районах, например в Пренцлауерберге, запасов муки не было совсем и населению этой части Берлина пришлось оказывать помощь со стороны{333}.
В обязанности военных комендантов входило также налаживание системы круглосуточного патрулирования улиц в крупных городах и мелких населенных пунктах Германии. Основной обязанностью патрулей было следить за выполнением приказов военных комендантов, [302] поддерживать порядок и обеспечивать безопасность. Патрули следили также и за поведением советских военнослужащих в городах.
При поддержании порядка во вверенных им районах комендатуры действовали совместно с политорганами, органами контрразведки и военной прокуратуры соответствующих воинских частей. Усилия всех этих органов были направлены на выявление и задержание оставленной вражеской агентуры, руководящего состава нацистской партии, чиновников государственного аппарата Третьего рейха. Только в 5-й ударной армии за первые 10 дней боевых действий в Берлине было задержано 366 человек «враждебного элемента», причем 25 человек из них были подвергнуты аресту{334}.
Таким образом, с самого начала перед военными комендатурами повсеместно стояли два блока задач организационно-дисциплинарных и социально-хозяйственных. Наиболее сложные и ответственные хозяйственные задачи им пришлось решать, естественно, в столице Германии.
Берлин: проблемы побежденных
Ожесточенные бои в Берлине, длительные бомбардировки города с воздуха превратили столицу немецкого государства в каменные джунгли. Из 250 тысяч зданий Берлина 30 тысяч были разрушены полностью, 20 тысяч находились в полуразрушенном состоянии, более 150 тысяч зданий имело средние повреждения. Городской транспорт не работал, более трети всех станций метро были затоплены, 225 мостов подорваны немецкими войсками при отступлении. Вся система коммуникаций электростанции, водокачки, газовые заводы, канализация прекратили свою работу{335}. На улицах, заваленных разрушенными зданиями и остатками баррикад, валялись трупы, уборка которых представляла большие сложности.
За время осады Берлина советскими войсками погибло 30 тысяч жителей города. На день капитуляции берлинского [303] гарнизона в госпиталях и больницах находилось до 40 тысяч раненых немцев{336}. Однако в политдонесении 5-й ударной армии, подготовленном в первых числах мая 1945 года, приводились иные цифры раненых в Берлине:
«По данным опроса пленных медицинских работников германской армии, в Берлине имелось 45 военных оборудованных лазаретов, которые после разрушения были перенесены в бомбоубежища и подвалы домов. Обследованием 19 лечебных учреждений и опросом германских врачей установлено наличие общего количества раненых в городе около 6500 человек. Размещены они в подвалах здания рейхстага 150 человек; в бомбоубежище близ рейхстага 250 человек; в подвальном здании имперской канцелярии около 1000 человек, в лазарете № 104 и прилегающем к нему бомбоубежище 365 человек. Раненые размещены скученно, в ряде мест недостаточно обеспечены продовольствием»{337}.
За предыдущие четыре года войны под бомбежками англо-американской авиации, которая совершила в общей сложности 360 рейдов на столицу Третьего рейха, погибло 50 тысяч берлинцев. Крайне неблагоприятная обстановка складывалась с санитарным состоянием столицы Германии. По состоянию на 5 мая 1945 года водопровод и канализация в подавляющем большинстве районов были выведены из строя. В самом городе, особенно под завалами домов, валялись неубранные трупы животных и людей.
Санитарным отделом 5-й ударной армии были зарегистрированы отдельные очаги заболеваний среди местного населения и военнопленных. Инфекционные заболевания были выявлены также и в местных районных больницах Берлина. По показаниям местных врачей было установлено, что в Берлине постоянно регистрировались отдельные случаи заболевания сыпным тифом по 2–3 случая еженедельно{338}.
В самой немецкой столице шли бои, однако советское командование уже сталкивалось с целым кругом вопросов и проблем, связанных с жизнью сложного городского [304] хозяйства, с необходимостью решать проблемы местного немецкого населения. Эта задача ложилась на плечи командиров подразделений, партийно-политический аппарат советских войск, органы разведки и контрразведки, военной прокуратуры и военных комендантов. Однако никакая практическая работа в этой сфере не могла быть эффективной без тщательной, постоянной разъяснительной работы с местным населением.
В донесении члена Военного совета 5-й ударной армии генерал-лейтенанта Ф. Е. Бокова от 2 мая 1945 года рассказывалось о политических настроениях жителей Берлина в первые дни уличных боев. Так, многие немцы даже не знали о полном окружении Берлина войсками Красной Армии и считали, что продвижение англо-американских войск было остановлено на Эльбе. На заборах и стенах домов нацисты оставили множество лозунгов и призывов: «Берлин будет немецким», «Победа или Сибирь», «Плюнь тому в лицо, кто не может обороняться». При вступлении наших войск в Берлин в разных районах города были сняты с виселиц повешенные немецкие солдаты с надписями на груди: «За малодушие», «За дезертирство», «Я повешен за то, что плохо защищал родину».
В первый день прихода Красной Армии в Берлин жители попрятались по подвалам и убежищам. Постепенно из этих укрытий стали выходить «на разведку» отдельные пожилые жители города. Они вступали в контакт с советскими военнослужащими, пытались выяснить у них свою судьбу. По свидетельству очевидцев, их волновала исключительно собственная судьба и судьба близких. Судьбой Германии и фюрера никто из них не интересовался.
Генерал Боков докладывал также и о том, что среди населения распространяются упорные слухи о якобы происшедшем разрыве дипломатических отношений между СССР и Великобританией и о том, что Германия будет спасена общими усилиями Англии и Америки{339}.
Результатом разъяснительной и пропагандистской работы среди немецкого населения, оставшегося в Берлине, [305] становилось все большее количество берлинцев, изъявивших желание помочь военным комендатурам в наведении порядка в городе.
Сложности работы с местным населением обусловливались в очень большой степени тем, что сотни тысяч немцев были фактически беженцами, скрывавшимися в окрестных населенных пунктах или лесах вокруг столицы. Громадные потоки людей в город и из города препятствовали маневру войсками и в то же время создавали огромные трудности с организацией учета людей и обеспечением их первоочередными продуктами питания.
30 апреля, когда в Берлине еще шли бои, командующий 1-м Украинским фронтом маршал И. Конев направил в подчиненные войска распоряжение:
«Гражданское немецкое население, бежавшее из Берлина при прорыве туда наших войск, в настоящее время толпами возвращается в Берлин. Вместе с гражданским населением проходят переодетые военнопленные, фольксштурмовцы, полицейские.
Все это может привести к усилению сопротивления в городе, усилению шпионажа, осложнить очистку города.
Приказываю:
До полного освобождения Берлина не допускать возвращения туда граждан, ранее бежавших из города.
На дорогах, ведущих в Берлин, выставить посты, обеспечивающие задержку возвращающегося туда населения и направление его для временного проживания в городах и селах, находящихся за 25-километровой зоной от линии фронта»{340}.
Огромную и разноплановую работу по переводу немецкой столицы на мирные рельсы, по налаживанию ее нормальной жизни сыграли военные комендатуры.
Одной из самых важных и первоочередных проблем для военных комендатур и их помощников из числа местного населения был ремонт и пуск в эксплуатацию электростанций, т.е. обеспечение электроэнергией всей структуры коммунального городского хозяйства. [306]
Распределение продуктов питания между жителями Берлина с самого начала организовывалось на основе карточной системы. Государственным Комитетом Обороны СССР 8 мая 1945 года было принято постановление № 8450с, где устанавливались общие нормы снабжения продовольствием населения Берлина. Военный совет 1-го Белорусского фронта в постановлении № 063 от 11 мая, исходя из наличия местных продовольственных запасов, установил нормы продовольственного снабжения различных категорий городского населения{341}. При этом было выделено пять категорий жителей: рабочие тяжелого труда и вредного производства; все остальные рабочие; служащие; дети; иждивенцы и прочее население.
Нормы ежедневной выдачи продовольствия в мае 1945 года составили (по вышеуказанным категориям населения, в граммах на одного человека):
Хлеб | 600 | 500 | 400 | 300 | 300 |
Картофель | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Крупа | 80 | 60 | 40 | 30 | 30 |
Мясо | 100 | 65 | 40 | 20 | 20 |
Жиры | 30 | 15 | 10 | 20 | 7 |
Сахар | 25 | 20 | 20 | 25 | 15 |
Кофе натур. (в месяц) | 100 | 60 | 60 | 36 | 35 |
Кофе-суррогат (в месяц) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Чай натур. (в месяц) | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Соль (в месяц) | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Деятели науки, техники, медицины, культуры и искусства, а также руководящий состав городского и районных органов самоуправления, руководящий состав крупных промышленных и транспортных предприятий имели право получать продукты по нормам, установленным для рабочих, занятых на тяжелом производстве. Все остальные инженерно-технические работники предприятий и учреждений, врачи, учителя и служители культов получали продукты по нормам, установленным для рабочих. [307]
В соответствии с требованиями постановления № 063 в Берлине была развернута широкая сеть продуктовых магазинов и с 15 мая налажена выдача продпайков по новым нормам{342}.
Конкретные меры осуществлялись советским командованием и комендатурами и по всем другим линиям.
Постановлением за № 064 от 12 мая были намечены конкретные меры по обеспечению нормальной работы коммунального хозяйства в Берлине. В городской и районных комендатурах были проведены совещания инженерно-технических работников города, работников науки и искусства, владельцев и работников торговых предприятий, работников коммунального хозяйства города.
19 мая 1945 года в политдонесении 1-го Белорусского фронта приводятся конкретные результаты работы:
«Сейчас в Берлине уже пущена первая очередь метро (до 6 километров), в ряде районов имеется электрический свет, налажено водоснабжение. В 9 районах функционирует 25 кинотеатров, обслуживающих советскими кинофильмами до 25 тысяч человек ежедневно.
Подготавливается к открытию драматический и камерный театры в районе Шарлотенбург, концертный зал радиоузла на Мазурин-аллее. В Берлине организована ежедневная работа четырех мощных и девяти облегченных громкоговорящих установок. С 14 мая начались ежедневные радиопередачи через радиостанцию Кенигсвустерхаузен.
По городу расклеены десятки тысяч лозунгов и «Информационных бюллетеней» политуправления фронта. 15 мая 1945 года начался выпуск газеты «Ежедневное обозрение» для немецкого населения тиражом 80 тысяч экземпляров. Газета пользуется исключительным успехом»{343}.
14 мая издано постановление Военного совета 1-го Белорусского фронта № 066, которым установлены меры по организации местных банковских органов. По состоянию на 18 мая в Берлине были открыты городской [308] и 20 районных банков, которые приступили к работе 16–17 мая и установили связи с торгующими организациями, принимают от них выручку{344}.
Постановлением № 067 от 14 мая утвержден приказ военного коменданта Берлина о допуске частной торговли в городе продовольствием и промтоварами.
В политических донесениях фронтов и армий того времени содержится много фактов позитивного и доброжелательного отношения немецкого населения к советским войскам. Так, врач Иоганн Шмуллер из района Тиргартен в Берлине заявил:
«Мы поражены невиданными темпами восстановления жизни в городе и умелым руководством русских. За такой короткий срок русские сумели сделать очень много».
После просмотра картины «Волга-Волга» группа берлинцев в беседе говорила:
«В фильме мы видели ваш народ такой могучий, вольный, жизнерадостный и трудолюбивый. Мы подумали о том, как жестоко нас обманывали прежде».
Очень добрые слова в адрес Красной Армии высказала Элизабет Шмеер:
«Нам говорили нацисты, что если придут сюда русские, то они не будут нас «обливать розовым маслом». Получилось совершенно иначе: побежденному народу, армия которого так много причинила несчастий России, победители дают продовольствия больше, чем нам давало прежнее правительство. Нам это трудно понять. На такой гуманизм, видимо, способны только русские»{345}.
В упоминаемом донесении член Военного совета 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант К. Ф. Телегин делает общие выводы о ситуации в Берлине на 19 мая 1945 года:
«1) Население перестало бояться русских, охотно и активно помогает во всем, где это требуется, и хочет скорей получить работу.
2) Наши мероприятия по продовольственному снабжению, налаживанию жизни города ошеломили немцев. Они удивлены великодушием, быстрым восстановлением [309] порядка в городе, дисциплиной войск, богатством военной техники и организаторскими способностями генералов и офицеров Красной Армии.
3) Враждебная нам деятельность нацистских элементов носит единичный характер и не встречает поддержки основной массы населения. Наоборот, население активно начинает помогать вылавливать их.
Доведение до конца намеченных нами мероприятий по восстановлению жизни города и бесперебойная выдача продовольствия будут могучим средством укрепления нашего влияния среди населения и подорвут основы для деятельности нацистского подполья.
Задача будет состоять лишь в том, чтобы не допустить нацистские элементы в руководящие органы местного самоуправления, укрепить их настоящими антифашистскими элементами, над чем сейчас и работаем»{346}.
С самого начала советские оккупационные власти понимали, что решение проблем и трудностей, вставших перед разрушенной войной Германией, невозможно без активного привлечения к этому местного населения. На повестку дня встала необходимость создания органов местного самоуправления.
Первые органы немецкого самоуправления
С окончанием военных действий на территории Германии в полный рост встала проблема мирного обустройства страны. Решить эту задачу советские войска одни без помощи местного населения, естественно, не могли. Военные советы и политорганы 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов активно включились в работу по созданию местных органов власти в оккупированных районах Германии.
13 мая 1945 года Военный совет 1-го Украинского фронта направил в подчиненные войска указания, которыми необходимо было руководствоваться при организации [310] местной немецкой администрации. В них, в частности, отмечалось:
«1. В отношениях с немцами исходить из указаний товарища Сталина, сделанных им во время Отечественной войны. Товарищ Сталин учит отличать германский народ от гитлеровского государства: «Гитлеровцы приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается»{347}.
Нельзя всех немцев мерить на один аршин. Нельзя представлять себе Германию как одну колоссальную шайку. Надо отличать немцев, поддерживающих фашизм, являвшихся и являющихся его оплотом, от немцев, разочаровавшихся в войне, разочаровавшихся в Гитлере и его режиме, пострадавших от гитлеровского режима, и т.д.
В приказе № 20 от 1 мая 1945 года товарищ Сталин так определил наше отношение к немцам: «Лживая фашистская пропаганда запугивает немецкое население вздорными россказнями будто армии Объединенных Наций хотят истребить германский народ. В задачу Объединенных Наций не входит уничтожение германского народа. Объединенные Нации уничтожат фашизм и германский милитаризм, сурово накажут преступников войны и заставят немцев возместить ущерб, который они причинили другим странам. Но Объединенные Нации не трогают и не тронут мирного населения Германии.
2. Справедливое желание отомстить немцам за совершенные гитлеровской армией злодеяния и за развязанную гитлеровцами войну, принесшую столько бедствий и страданий нашей родине, вовсе не означает, что в отношениях к немцам разрешены насилия, грабеж и прочие беззакония.
Наоборот, с этими беззакониями надо вести решительную борьбу, так как они озлобляют против нас весь немецкий народ и, кроме того, позорят честь Красной Армии и разлагают ее морально.
Надо понять, что правильное отношение к немецкому населению, завоевание его симпатий способствуют закреплению [311] нашей победы над гитлеровской Германией и обеспечению мира.
Для закрепления победы над врагом, завоеванной прежде всего оружием, техникой, примененными сплоченным и воодушевленным благородными целями защиты Родины советским народом, необходимо уничтожить все фашистское, уничтожить гитлеровское государство, ликвидировать нацистскую партию и созданные ею порядки. А это можно сделать только путем соответствующей правильно проведенной политической работы среди населения и правильных взаимоотношений с ним...
5. В районах Германии западнее реки Зап. Нейсе (т.е. на территории, остающейся немецкой, не переходящей к Польше) создается ограниченная немецкая администрация.
Организация ограниченной немецкой администрации на занятой Красной Армией территории и контроль за ее работой являются важнейшими задачами военных комендантов и их заместителей по политической части.
6. Военные коменданты вместе с уполномоченными заместителя командующего фронтом по гражданской администрации должны создать следующие органы немецкой администрации:
В городах и населенных пунктах городского типа назначить бургомистров и утвердить состоящих при них советников («штатрате»), ведающих отдельными отраслями работы городского управления (отделами): 1) промышленности и ремесел; 2) торговли и снабжения; 3) коммунальных предприятий, городского хозяйства и благоустройства; 4) финансов, налогов и сборов; 5) здравоохранения; 6) просвещения; 7) социального обеспечения; 8) по охране порядка и личному составу.
В крупных городах (как Дрезден, Герлиц) назначить обер-бургомистров и одного трех бургомистров (являющихся заместителями обер-бургомистра, руководящих отдельными отраслями работы или отделами)»{348}. [312]
Соответствующие органы власти рекомендовалось создавать и в сельской местности. При этом в селах предусматривалось назначение старост общин, ведающих всеми делами сельской общины. В крупных селах назначались старосты общин и подбирались несколько сельских советников, ответственных за сельское хозяйство, школы, трудовую повинность и другие вопросы жизни сел. В уездах назначались начальники уездов с аппаратом советников, которые заведовали различными отделами уездного управления.
Параллельно с органами гражданской администрации на местах формировались новые полицейские органы.
В городах назначался командир полиции, подчиняющийся бургомистру города с одновременным подчинением окружному полицей-президенту. Управление городской полиции имело три отдела: уголовной полиции, полиции порядка и пожарной охраны.
В уездах формировались отделы жандармерии в составе двух отделений: жандармерии порядка и пожарной охраны. Уездный командир жандармерии подчиняется начальнику уезда, а по ведомственной линии также окружному полицей-президенту.
В округе всей полицейской службой руководит полицей-президент, имеющий аппарат, состоящий из двух отделов: отдел по руководству городской полицией и отдел по руководству жандармерией.
В цитируемых указаниях Военного совета 1-го Украинского фронта определяется и порядок подбора и назначения на административные должности активистов из числа местного населения. Члены местной администрации назначаются военными комендантами совместно с уполномоченными заместителя командующего фронтом по управлению гражданскими делами.
Бургомистры городов, начальники уездов, командиры полиции городов, начальники уездной жандармерии, президенты округов и некоторые другие категории чиновников могли быть назначены только после утверждения [313] кандидатуры лично заместителем командующего фронтом по управлению гражданскими делами.
Для городской и сельской немецкой администрации определялись основные функции, рамками которых они должны были руководствоваться. В основном они сводились к следующему:
восстановление нормальной жизни в городе и на селе восстановление и возобновление работы местных промышленных и коммерческих предприятий, обслуживающих население предметами первой необходимости, торговли, транспорта и т.д.;
активизация сельскохозяйственных работ, учет и перераспределение земель среди неимущих;
благоустройство городского и сельского коммунального хозяйства, медицинское обслуживание населения, забота о сиротах и престарелых, восстановление школ, организация пожарной охраны;
учет и регистрация населения;
выявление и передача в руки советских военных комендатур нацистских и военных преступников, активных членов нацистских организаций, гестаповцев, членов СС и СД, диверсантов, шпионов, офицеров полиции;
обеспечение порядка и поддержание оккупационного режима;
помощь советским военным комендатурам и командирам ближайших воинских частей Красной Армии.
Особое значение Военный совет 1-го Украинского фронта видел в активизации хорошо спланированной и продуманной агитационно-пропагандистской работы военных комендатур с местным немецким населением через создаваемые органы местного самоуправления.
В первые же дни после капитуляции Берлинского гарнизона советское командование сформировало состав немецкой администрации города Берлина. 12 мая заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта по делам гражданской администрации комиссар госбезопасности 2 ранга И. А. Серов подготовил справку [314] о расстановке руководящих лиц городского самоуправления немецкой столицы, которую представил командующему фронтом. Через два дня, 14 мая, маршал Г. Жуков собственноручно ее утвердил.
В справке перечислены 14 высших чиновников новой немецкой администрации, с которыми, кстати, был лично знаком секретарь ЦК Компартии Германии Вальтер Ульбрихт. Судя по содержанию и стилю, справку готовили Серову его же подчиненные из органов военной контрразведки.
Ключевые должности в новой администрации заняли:
«1. Обербургомистр Берлина доктор Артур Вернер, 68 лет, с высшим техническим образованием, по специальности архитектор и инженер электротехники и машиностроения, до 1933 года состоял членом партии социал-демократов, после роспуска партии фашистами ни в какую партию не вступал, имеет двух взрослых сыновей, которые в настоящее время в плену, оба беспартийные.
Доктор Вернер в прошлом работал в городском управлении Берлина специалистом по строительству бомбоубежищ.
Как нами установлено, Вернер имеет широкий круг знакомств среди берлинской интеллигенции и инженерно-технического состава.
При личной беседе Вернер производит впечатление культурного и сообразительного человека и изъявляет желание руководить городским самоуправлением.
Со слов Вернера, он при гитлеровском правительстве неоднократно отстранялся от занимаемых должностей директора техникума и др.
2. Первый заместитель обербургомистра Карл Марон, 43 года, по профессии слесарь, член Компартии Германии с 1926 года, с 1936 года находился в Советском Союзе и работал в ИККИ.
Марон в Берлине имеет большую связь с населением.
3. Заместитель обербургомистра Карл Шульц, 54 года, с высшим образованием, до 1933 года был директором [315] высшей школы в Берлине, с приходом гитлеровцев отстранен от этой должности, с 1919 до 1933 года был членом социал-демократической партии Германии.
Шульц стоит за крепкую дружбу с Советским Союзом.
4. Заместитель обербургомистра, он же начальник продовольственного отдела доктор Гермес, 68 лет, с высшим образованием, житель Берлина, крупный специалист по сельскому хозяйству, до 1923 года работал министром снабжения Германии, имеет большой опыт в деле снабжения населения.
Гермес являлся членом партии «Центра» до 1933 года, дважды арестовывался гестаповцами, последний раз был арестован в 1944 году в связи с покушением на Гитлера и был приговорен к смертной казни. Освобожден из тюрьмы чиновником министерства юстиции за два дня до занятия Берлина в связи с начавшейся паникой в городе.
5. Заместитель обербургомистра Пауль Швенк, он же начальник хозяйственного отдела, член Компартии Германии со дня ее основания, в прошлом был членом прусского ландтага, крупный специалист по вопросам коммунальной политики, последнее время проживал в Москве и работал в радиоредакции ИККИ.
6. Начальник отдела личного состава и администрации Артур Пик, брат Вильгельма Пика...»{349}
Пример подбора и назначения кандидатов из числа немецких активистов на пост главы Берлина и его заместителей был достаточно типичен для всей территории советской зоны оккупации, где создавались городские и сельские органы немецкого самоуправления. Главными принципами подбора местных чиновников были: недовольство нацистским режимом, членство в Компартии Германии, симпатии к СССР, профессиональная подготовка в хозяйственных или иных специальных вопросах управления.
Постепенно вся сеть немецких населенных пунктов в восточной части Германии получила с санкции советского военного командования своих бургомистров и управляющих. [316]