Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 3.

Стратегия Японии и союзников

В любой войне обе стороны пытаются сломить сопротивление своего противника. Обычно конфликт заканчивается, когда одна из сторон сдается, и победитель может диктовать свою волю побежденному. Воля победителя отражается в условиях мирного договора. Хотя окончательной политической целью Японии было мировое господство, в декабре 1941 года японцы не верили, что эта цель будет достигнута одной успешной войной. Могущество одних только Соединенных Штатов, главного противника Японии на Тихом океане, было почти непреодолимым препятствием. Какую именно добычу ожидали японские агрессоры, столь самонадеянно развязав войну, можно будет узнать лишь позднее — когда приоткроются секретные меморандумы, которыми современные самураи постоянно засыпали правительство Токио.{10}

Вероятно, японские стратегические цели были достаточно реалистичны. Надежда нейтрализовать [465] американский Тихоокеанский флот на как можно более долгий период являлась первопричиной атаки Перл-Харбора. Предполагалось, что это позволит японскому флоту какое-то время наслаждаться почти безграничной свободой передвижения в западной части Тихого океана. Этот период требовалось использовать максимально эффективно, заняв как можно более обширные территории вокруг Японии. Если же их немедленный захват окажется невозможным, нужно изолировать эти территории от метрополий. Таким образом, Японию следовало окружить контролируемыми зонами безопасности, которые охраняли бы чрезвычайно уязвимые японские города от воздушных атак.

Другой важнейшей целью был захват таких районов, которые будут обеспечивать Японию необходимым сырьем — каучуком, оловом, нефтью, бокситами, хинином, растительными жирами, деревом, сахаром, рисом и т. д. Если Япония сможет получить доступ к этим ресурсам, тогда у нее появится возможность ведения войны более долгое время и даже возможность полной победы в ней.

Поэтому первый удар японцев обрушился на острова «Наньё», расположенные между Японией и континентами Азии и Австралии. Здесь находились американские форпосты на Филиппинах; Малайя вместе со знаменитой британской крепостью Сингапур, а также нескольких принадлежащих Голландии островов. Японцы собирались пройти через Сиам, чтобы перерезать коммуникации между Индией и Китаем. Одновременно они предполагали захватить полукружье островов вдоль северного побережья Австралии, что стало бы первым шагом японского вторжения на этот континент.

Кроме того, японские войска нанесли удары в направлении на восток и север. Они атаковали острова Уэйк и Мидуэй, а также остров Кыска в группе Алеутских островов.

Японский удар по Перл-Харбору оказался очень успешным. Ни один из восьми американских линкоров, которые стояли на якоре в порту, не избежал повреждений. 2 линкора — «Аризона» и «Оклахома» — были потоплены; 3 — «Вест Вирджиния», «Калифорния» и «Невада» — оказались серьезно [466] повреждены; 3 остальных — «Мэриленд», «Теннесси» и «Пенсильвания» — получили умеренные повреждения. Так как линкоры считались основой морской мощи, американский Тихоокеанский флот был нейтрализован надолго. Благодаря этому смелому удару японцы временно стали хозяевами на западе Тихого океана. Японские транспорты могли свободно двигаться, куда им требовалось. Все пункты, отмеченные японским командованием, могли быть атакованы превосходящими силами, захвачены и использованы как трамплин для дальнейшего наступления.

Для союзников в это время было просто немыслимо даже думать об экспедиции за океан с целью вернуть утерянные территории. Японское продвижение могло беспрепятственно продолжаться вдоль всему фронту от Сиама до Новой Гвинеи. Но японцам нельзя было терять время, так как гигантская военная индустрия Соединенных Штатов вскоре должна была восстановить баланс сил в Тихом океане, а затем медленно, но верно раздавить японцев.

Поэтому стратегия, к которой прибегли союзники на юго-западе Тихого океана, была совершенно очевидной. Они должны были удерживать каждую оборонительную позицию как можно дольше, чтобы дать США время восстановить свою морскую мощь, — после чего началось бы контрнаступление. Чем дальше союзники будут вынуждены отступить, тем более долгой окажется дорога в Токио, тем больше потерь придется понести, чтобы добиться окончательной капитуляции Японии.

Мы показали, как Япония достигла господства на западе Тихого океана и захватила инициативу на всех направлениях. Филиппины, Малайя, Голландская Ост-Индия и восточная часть Новой Гвинеи с прилегающими островами были известны в терминологии союзников как район ABDA (сокращение от «Америка, Британия, Голландия и Австралия»). Защиту этого района обеспечивали три краеугольных камня: Кавите — американская военно-морская база возле Манилы, Сингапур и Ява. Было очевидно, что враг предпримет отчаянные усилия, чтобы как можно скорее изолировать, а затем захватить эти [467] три важные базы. Район ABDA состоял из внутренних морей, следовательно, крайне важное значение приобретала береговая авиация. Японцы вполне осознали это. Как только они смогли добиться численного превосходства в воздухе, они полностью использовали его.

К сожалению, сухопутные силы союзников были сконцентрированы в нескольких точках, так что атакующие во время своего наступления без больших помех сумели захватить и использовать самые удобные места для временных аэродромов. Это давало японцам почти безграничную свободу действий в воздухе. Их преимущество увеличивалось с той же скоростью, с какой они строили эти аэродромы. Японцы также сумели увеличить радиус действия своих истребителей, используя подвесные баки для топлива, сбрасывавшиеся после их опорожнения. Господство в воздухе позволяло врагу сопровождать высадки десанта интенсивными воздушными бомбардировками, что существенно ослабляло сопротивление защитников. Сами высадки также происходили под прикрытием самолетов. Японцы получили возможность бомбить морские коммуникации союзников.

Господство в воздухе давало противнику возможность вести воздушную разведку даже днем, поэтому союзники не имели ни малейших шансов добиться внезапности. А в военных операциях элемент неожиданности обычно является одним из самых важных слагаемых успеха. Врага можно захватить врасплох в тот момент, когда он считает нападение невозможным. Внезапность можно определить так: «Если для тебя открыты три дороги, следуй четвертой». Если враг может произвести воздушную разведку района действий, то ему становятся известны все предварительные передвижения, и он может принять соответствующие контрмеры. Это позволяет противнику укрепить те слабые точки, которые были избраны объектом атаки. Они превращаются в несокрушимые твердыни, которые отражают атаку с тяжелыми потерями для нападающих.

Во время всей кампании в Ост-Индии союзникам приходилось вести войну в воздухе исключительно малыми силами. [468]

Основная часть американских бомбардировщиков, которые базировались на Филиппинах, была уничтожена внезапными воздушными атаками японцев 7 декабря 1941 года. В Малайе Британские ВВС имели около 200 самолетов, в основном устаревших моделей. Не более 130 из них были пригодны к бою.{11} Королевская армия Голландской Индии имела 85 бомбардировщиков, из которых 58 были готовы к бою. В ходе боев Америка, конечно, посылала сюда бомбардировщики (особенно «Летающие крепости»), но их было слишком мало, чтобы возместить понесенные потери.

Особенно союзникам не хватало истребителей. Главной трудностью было то, что эти самолеты не могли перелететь прямо на место назначения из-за малого радиуса действия. Их надо было погрузить на транспорты в Соединенных Штатах, а затем совершить долгое путешествие через Тихий океан, прежде чем они смогут достичь района боев. Такие ограниченные и запоздалые поставки никак не могли восполнить тяжелейшие потери при полном господстве противника в воздухе.

Истребители необходимы для того, чтобы бомбардировщики и разведывательные самолеты могли выполнять свою работу. Они должны отгонять вражеские истребители, которые пытаются перехватить бомбардировщики и разведывательные самолеты. Истребители также должны отбивать вражеские воздушные атаки и мешать разведке. Это делается и на суше, и на море. Во внутренних морях корабли в огромной степени зависят от прикрытия с воздуха — как в наступлении, так и в обороне.

Задача морского командования особенно трудна, если у него нет истребителей, чтобы помешать вражеской воздушной разведке. Пока одна сторона может производить разведку, для другой почти невозможно удержать свои приготовления в тайне. Вражеские бомбардировщики и торпедоносцы точно знают, где найти свою цель, как пролететь кратчайшим [469] путем и сбросить свои смертоносный груз. Зенитный огонь кораблей, каким бы яростным он ни был, должен дополняться истребителями прикрытия, чтобы ПВО соединения была надежной.

Командование союзников на юго-западе Тихого океана неоднократно просило перебросить сюда истребители — как можно скорее и как можно больше. Однако эти требования нельзя было удовлетворить из-за тихоходности транспортов и больших расстояний.

Изучение войны в воздухе во время этого периода будет неполным, если не упомянуть о действиях голландской, американской и британской морской авиации. Воздушная разведка, необходимая для обеспечения действий флота союзников, и противолодочное патрулирование для защиты конвоев осуществлялись в основном летающими лодками. Большинство самолетов этого типа составляли PBY «Каталина», хотя голландская морская авиация использовала и трехмоторные «Дорнье». Эти самолеты было легко пилотировать, они имели большую дальность полета, однако скорость их была очень невелика, и они становились легкой добычей вражеских истребителей. Можно было использовать их и как бомбардировщики, но это не было основной задачей летающих лодок.

Тем не менее морская авиация союзников сделала все, что могла, даже теми самолетами, которые имела. Их действия неизменно проходили без истребительного сопровождения, однако они всегда выполняли приказы на бомбардировку или разведку, проявляя мастерство и настойчивость. Они сражались, поддерживая лучшие традиции флота, и никогда не стояли за ценой, чтобы помочь своим товарищам на кораблях.

После завершения боев в Ост-Индии весь голландский флот с огромным удовлетворением воспринял награждение морской авиации орденом «Виллемсорд». Эту же высокую награду получила авиация Королевской армии Голландской Индии.

Теперь следует рассмотреть соотношение сил флотов противников. Для краткости будут перечислены только корабли первой линии. [470]

Голландский флот в Юго-Западной части Тихого океана на 7 декабря 1941 года состоял из:

— 3 легких крейсеров — «Де Рейтер» (флагман), «Ява», «Тромп»;

— 6 эсминцев — «Ван Гент», «Кортенар», «Пит Хейн», «Банкерт», «Ван Нес», «Эвертсен»;

— 12 подводных лодок — К-Х, K-XI, К-XII, K-XIII, K-XIV, K-XV, K-XVI, K-XVII, K-XVIII, O-16, 0–19, О-20.

Морская авиация состояла из 9 звеньев, каждое из 3 летающих лодок.

Британский флот на Дальнем Востоке в начале вторжения состоял из:

— 2 линкоров — «Принс оф Уэлс», «Рипалс» (линейный крейсер);

— 1 тяжелого крейсера — «Эксетер» (находился в Бенгальском заливе);

— 5 легких крейсеров (из которых в наличии на 7 декабря 1941 года был только один) — «Данае», «Доунтлесс», «Дурбан», «Дрэгон», «Моришиес»;

— 8 эсминцев (из которых половина были устаревшими) — «Электра», «Экспресс», «Энкаунтер», «Юпитер», «Скаут», «Танет», «Стронгхолд», «Трэшиен».

К этому следовало добавить британскую эскадру крейсеров и эсминцев в австралийских водах. Во время кампании в Ост-Индии происходил частый обмен кораблями между двумя флотами.

Азиатский флот Соединенных Штатов, который базировался на Кавите (возле Манилы) имел:

— 1 тяжелый крейсер — «Хьюстон»

— 2 легких крейсера — «Марблхэд» и «Бойз»

— 13 устаревших маленьких эсминцев, из них в боях приняли участие «Баркер», «Балмер», «Эдвардс», «Форд», «Паррот», «Пол Джонс», «Пилсбери», «Поуп», «Стюарт».

— Кроме них командующий американским Азиатским флотом имел в своем распоряжении около 27 субмарин. [471]

Силы японского флота, которые принимали участие в боях на юго-западе Тихого океана невозможно точно оценить. Скорее всего, южный флот делился на Малайскую и Филиппинскую эскадры. Первая из них, действовавшая в Сиамском заливе, предположительно имела 1 линкор, 3 авианосца, 4 крейсера, 16 эсминцев и 8 подводных лодок.{12}

Филиппинский флот, вероятно, состоял из 2 линкоров, 5 авианосцев, 5 крейсеров, 32 эсминцев и 10 подводных лодок.{13} Японский главнокомандующий, судя по всему, оставил в резерве мобильную группу, состоящую из 14 крейсеров, 21 эсминца и 44 подводных лодок. Эти корабли должны были в случае необходимости придаваться той или иной эскадре.

Японское продвижение на юг отличалось использованием огромного превосходства в людях и технике{14} и умелой координацией действий морских, воздушных и сухопутных сил. Теория, будто из японцев никогда не получится отличных летчиков, потому что в детстве матери носят их на спинах, что приводит к расстройству вестибулярного аппарата, не подтвердилась на практике. Также не оправдалось и предположение, что японцы плохо переносят тропический климат и их действия в Ост-Индии будут обречены на провал с самого начала, потому что японские войска понесут огромные потери от болезней и истощения. [472]

Противник имел огромное превосходство в силах, вдобавок союзникам сильно мешал недостаток координации. Стремление к сотрудничеству между Голландией, Британией, Америкой и Австралией было очень сильным, но возникали трудности из-за больших различий в организации штабов и формулировании приказов, а также в тактике, сигнальных кодах и оборудовании. Эти препятствия можно было со временем устранить, и военная машина союзников начала бы работать нормально, если бы у них было больше времени. Противник с самого начала оказывал мощное давление, не давая передышки для реорганизации.

В феврале 1941 года британский и голландский штабы в Сингапуре предварительно договорились попытаться составить план совместных действий против возможной японской агрессии. Эти консультации были не очень плодотворны, так как американцы, располагавшие самыми крупными силами на Тихом океане, в них не участвовали. На этой конференции Британия и Голландия договорились, что в случае японской атаки ключевым пунктом обороны становится Сингапур, и голландцы окажут помощь в обороне Малайи, если это потребуется. Такое решение было естественным, так как именно безопасность Сингапура в первую очередь обеспечивала безопасность Голландской Ост-Индии. Австралийцы согласились помочь голландцам самолетами, войсками и береговой артиллерией для защиты Амбона и Тимора, так как эти острова имели большое стратегическое значение для обороны Австралии.

В конце апреля 1941 года в Сингапуре прошло еще одно совещание, на этот раз участие в нем приняли и американцы. Однако правительства стран-участниц так и не ратифицировали протоколы, согласованные военными штабами. Поэтому союзникам и в этот раз не удалось устранить разделяющие их противоречия.

К счастью, голландские, британские, американские и австралийские корабли и моряки были отлично дисциплинированы и хорошо обучены. Они гордились высокими традициями своей службы. Флоты четырех союзных держав сражались «как одна команда братьев и джентльменов». [473]

Дальше