Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Использование успеха Балканской кампании

Положение и планы действий восточных армий

(Схема 16)

Германское верховное командование слишком поздно поняло свою ошибку в оценке степени важности быстро развивавшихся на Салоникском фронте операций. Только 20 сентября германское командование на этом фронте сообщило, что отступление болгар превращалось в бегство и напоминало разгром армии. Тогда Людендорф обратился к австрийскому главному командованию с просьбой направить в Македонию подкрепления, что и было выполнено, 22 сентября посылкой в Ниш двух неполных пехотных дивизий. Это не успокоило царя Фердинанда, указавшего германцам, что удар на Македонском фронте явится общим несчастьем Центральных держав. Поэтому в Ниш были направлены вместо слабых австрийских частей германские резервы, предназначавшиеся для Западного фронта, в числе четырех германских, трех австрийских пехотных и одной кавалерийской дивизии{50}. Но эти части были истощены и утомлены и не имели полного состава.

По расчетам, эти войска могли подойти к району Ниша в среднем между 10 и 15 октября, вследствие чего они вряд ли могли занять для остановки продвижения восточных армий оборонительную позицию в районе Вранья, Лесковац и прикрыть железнодорожную магистраль София, Ниш, Белград.

Головная 9-я пех. австрийская дивизия (из числа намеченных в подкрепление болгарам дивизий) еще не достигла 29 сентября [111] Белграда, как Болгарией уже было заключено перемирие. Поэтому явилась необходимость создания на Балканах нового фронта, учитывая, что в конце сентября состав болгарских армий на Салоникском фронте достигал 278 батальонов и 1500 орудий, т. е. силы, равной 25–30 дивизиям австро-германского типа. Между тем германское верховное командование направило на Балканский полуостров лишь до 25% этого количества (семь пехотных и одну кавалерийскую дивизии), не имея совершенно возможности вследствие событий на своем Западном фронте послать на Дунай еще какие-либо резервы, даже за счет своих истощенных войной союзников{51}. В общем события на Балканах застали Гинденбурга и Людендорфа, вследствие слабой их осведомленности, совершенно врасплох.

В этот переломный момент в ходе операций генерал Франше д'Эсперэ имел точные сведения, что с выходом Болгарии из коалиции Центральных держав Балканский полуостров оставался открытым для наступления его армий, силы которых к 1 октября 1918 г. доходили до 670 тыс. человек{52}, так как фактически перед ними имелось всего до 10 тыс. австро-германцев{53}.

Итак, для Франше д'Эсперэ представлялась теперь возможность осуществить предложенный им в 1915 г. план обхода укрепленного фронта Центральных империй с южного их фаса.

На операционном направлении Салоники, Белград, Будапешт, Берлин стояли в этот момент те подавляющие силы, на сосредоточении которых на данном направлении русский генеральный штаб еще в 1915 г. тщетно настаивал, подвергаясь насмешкам со стороны Жоффра и французского правительства в лице Пуанкаре, именовавших этот план, ныне осуществленный, «странным» и «забавным».

При сложившейся обстановке Франше д'Эсперэ уделил для этой грандиозной задачи группу в 17 дивизий (сербских, французских, английских), первой целью которой был выход на р. Дунай у Белграда. Эта группа должна была прикрываться и поддерживаться с флангов — на востоке румынами, а на западе в Албании — итальянцами. Эти последние в составе корпуса из трех пехотных дивизий, оставаясь в районе Валоны, не оказали никакого содействия общему наступлению (15 сентября) восточных армий. Последним пришлось обеспечивать себя с этой стороны (схемы 2, 8 и 16) французскими и сербскими отрядами в направлениях на Эльбасан, Призрен, [112] Митровицу, пока итальянский корпус медленно теснил австрийцев, отступавших из Албании в Боснию и Герцеговину.

Для того чтобы протянуть руку помощи Румынии, намечалось направить на Рущук, Систово, пользуясь болгарскими железными дорогами (слабой пропускной способности), в качестве авангарда одну французскую пехотную дивизию. В дальнейшем Румыния{54} могла легко получать подкрепления от Антанты Черным морем, после открытия проливов Дарданелл и Босфора.

Антанта, учитывая печальный для нее опыт Дарданельской операции, связанный с занятием Галипольского полуострова, решила овладеть им обходом и затем внезапной атакой со стороны Фракии. Для этой цели предназначались находившиеся в западной (греческой) Фракии пять союзных пехотных дивизий, которые в случае надобности могли быть поддержаны еще шестью дивизиями из общего резерва, находившимися на запад от Струмы.

Итак, для намеченных операций было предназначено 29 пехотных союзных дивизий, которые в предвидении выполнения данного плана требовалось перегруппировать. При предстоящем наступлении ожидались трудности, связанные с использованием путей сообщения и устройством тыла до достижения союзниками пределов полуострова, т. е. выхода их в районы проливов, Черного моря и р. Дуная.

Поэтому Франше д'Эсперэ, сообщив 5 октября свой план в Париж, срочно потребовал командирования в его распоряжение личного состава и присылки материальной части для железнодорожного и автомобильного транспортов. В телеграмме, обращенной по этому вопросу к французскому правительству, он добавил: «буду действовать, не ожидая».

Телеграмма застигла Антанту врасплох, так как она, занятая широким наступлением на Французском фронте, не предполагала такой быстрой развязки на Балканах. Постоянные же военные представители Высшего союзного совета, готовя на всякий случай план войны на 1919 г., относительно Балканского фронта предусматривали, что операции там должны были производиться в зависимости от общего наступления на Западе. Верховное командование Антанты, не давшее Франше д'Эсперэ с момента начала им наступления 15 сентября ни одной директивы, медлило несколько дней с принятием решения, так как капитуляция Болгарии побуждала балканские народности осаждать «великие державы», бывшие в большой нерешительности, своими требованиями. Это затруднение было временно устранено постановлением — отложить разрешение политических претензий до заключения «общего мира».

При утверждении Верховным военным советом плана Франше д'Эсперэ возникли серьезные разногласия о направлении усилий союзных войск восточных армий. Англия продолжала в это время операции в Турции, и устремления ее были направлены в сторону проливов и Константинополя, почему она намечала операцию через [113] турецкую Фракию под командой английского генерала Мильн, который должен был располагать английскими войсками и греческой армией. Италия стремилась сосредоточить свои усилия вдоль побережья Адриатического моря, пытаясь обогнать сербов в Далмации. Между этими двумя операционными направлениями одна Франция намеревалась продвигать свои войска, но не для занятия Вены и Будапешта, как это намечал Франше д'Эсперэ, а с целью достижения лишь р. Дуная, где и остановиться, сократив состав сербской армии вследствие трудности предстоящего снабжения. В итоге, на долю Франции должна была выпасть задача освобождения союзных территорий — Сербии, а затем и Румынии.

В результате 7 октября было выработано компромиссное решение. Англичане добились наступления на Константинополь при поддержке частей других наций и под руководством командования восточных армий. Итальянцам были развязаны руки в Албании. Французское же верховное командование еще более осложнило предварительное решение замыслом: освободить Сербию, восстановить связь с Румынией, занять Болгарию, не рассчитывая на англо-французские подкрепления, а используя балканские армии (включая болгарскую), каждую на своей территории, и создать оборонительный фронт от Албании до Дуная и Черного моря. Таким образом, восточные армии должны были наступать веерообразно на широком фронте, не угрожая по существу Австро-Венгрии, которая в это время, переживая глубокий политический и военный кризис, готова была к заключению сепаратного мира, так как не имела сил противодействовать вторжению Антанты с юга.

Имевшиеся к октябрю 1918 г. в составе восточных армий 29 пехотных дивизий группировались:

1) Группа армий в 17 пехотных дивизий — на Сербском фронте (две сербские армии, английская и группа генерала Анри).

2) Одна французская пехотная дивизия, образующая авангард (в направлении Румынии), — в районе Систово и Рущука. 228-я английская бригада — в Варне и Бургасе. Смешанный гарнизон — в Софии. Итальянский гарнизон — в Филиппополе и французский гарнизон — в Дедеагаче.

3) Южная группа в составе 5 пехотных дивизий — в районе Адрианополя и на берегах Эгейского моря.

4) Резерв командования: две французские пехотные дивизии — на пути София, Адрианополь и три греческие — в зоне р. Струмы.

Выход частей восточных армий на р. Дунай

Франше д'Эсперэ, согласно полученным указаниям, ввиду опоздания с присылкой в Салоники просимого технического персонала и материальной части для организации железнодорожного и автомобильного транспорта, решил обходиться имевшимися в его распоряжении средствами, которые, однако, были сильно истощены. Железнодорожная линия Ускюб, Ниш, Белград, вследствие отсутствия на ней ремонта и произведенных разрушений, могла быть использована лишь с большим трудом. Вследствие этого решено [114] было, оставив главные силы восточных армий в зоне этой железнодорожной магистрали, направить на север в Старую Сербию лишь девять пехотных дивизий, снабжение которых намечалось частью местными средствами, а частью гужевым и автомобильным транспортом. С этими ограниченными силами Франше д'Эсперэ решил отбросить противника за р. Дунай. Задача эта была поручена сербам, направлявшимся для освобождения своей родины. 4 октября их 1-я армия, образовавшая авангард союзников, вошла в соприкосновение с 9-й австрийской пех. дивизией, которая к югу от Враньи прикрывала высадку в г. Нише германских подкреплений. Охраняемая с флангов и предшествуемая французской и сербской кавалерией, 1-я сербская армия атаковала австрийцев у Враньи и разбила их, почему германские части перенесли свой пункт высадки в Парачин (схема 8). Разбитые австрийские части 9-й пех. дивизии взбунтовались и бежали, вследствие чего четыре германские пехотные дивизии, прибывшие на этот фронт, начали отступать под давлением сербов, занявших после трехдневного боя г. Ниш.

Наступала дождливая осень, дороги испортились и стали непроходимыми для грузовиков. Для частичного снабжения войск использовались захваченные тысячами у болгар лошади и волы. В армиях распространилась эпидемия гриппа.

1-я сербская армия, усиленная французскими частями (11-й, 17-й и 76-й пех. дивизиями), всего девять пехотных дивизий, поддержанных французской кавалерией и частью тяжелой артиллерии, продвигалась по обеим сторонам долины Моравы и сбивала с горных рубежей укрепившегося противника, который, отступая, производил большие разрушения и жестоко разорял население.

Французская группа, действовавшая на правом фланге 1-й сербской армии, имела задачей как можно быстрее достичь р. Дуная с целью перерезать сообщения между германскими силами, находившимися в Сербии и в Румынии.

Для этого она из района Ускюба, проходя по болгарской территории через Кюстендиль, достигла в Софии железнодорожной линии Берлин, Константинополь, а затем через Цариброд вновь перешла на территорию Сербии в районе Пирота. Продолжая наступать вдоль болгарской границы, она 16 октября вступила в Княжевац, а затем 19 октября в Зайчар, и в тот же день ее авангард достиг р. Дуная в районе Видина, где была перехвачена длинная вереница шаланд.

Таким образом, союзные войска на 34-й день наступления перерезали важный коммуникационный путь германцев.

Сербская армия, поддержанная в своем наступлении отмеченными французскими частями, покрыла в 45 дней (с начала наступления) до 400 км и вступила 1 ноября в Белград, а французская кавалерия, овладевшая 30 октября г. Неготином, вошла в соприкосновение на берегах р. Дуная у Железных Ворот с арьергардами противника.

В это время выпал снег, дороги стали почти непроходимыми; обозы, запряженные волами, передвигались с трудом. [115]

В направлении на Румынию через Болгарию Франше д'Эсперэ направил не одну пехотную дивизию, а Дунайскую армию генерала Бартело, состоявшую из двух французских (30-й и 16-й) и одной британской (27-й) пехотных дивизий.

Эта армия, имея задачей действовать в тыл германской армии Макензена, занимавшей Румынию, должна была в то же время обеспечить правый фланг главных сил союзников, наступавших на Белград, и прикрыть левый фланг группы войск Антанты, действовавших в сторону Константинополя.

10 ноября армия генерала Бартело переправилась через р. Дунай у Рущука, Систова, Никополя и соорудила там предмостные укрепления.

В тот же день Румыния, объявив мобилизацию, вновь перешла на сторону Антанты.

Германская же армия Макензена после перемирия Антанты с Турцией 30 октября 1918 г., а затем и с Австро-Венгрией 3 ноября начала свой отход через Трансильванию.

Против Константинополя направилась союзная армия генерала Мильна, имея задачей наступать через Фракию и заставить Турцию капитулировать. В эту армию входили одна французская (122-я), три английские (22-я, 26-я и 28-я) и три греческие пехотные дивизии и одна итальянская пехотная бригада.

Одна английская пехотная дивизия передвигалась по железной дороге София, Филиппополь с задачей высадиться в Мустафа-паша, другие части вместе с кавалерией наступали по Фракии вдоль побережья Эгейского моря.

Первой задачей союзной армии являлся захват железнодорожного пути Дедеагач, Адрианополь.

В то время как эти силы подходили к границам Турции, последняя, изолированная и разбитая на Сирийско-Палестинском фронте, согласно перемирию в Мудросе (30 октября 1918 г.) сложила оружие.

Очищение Албании и Черногории производилось сборным отрядом союзников с фронта Ускюб, Охрида и 16-м итальянским корпусом, наступавшим с фронта Берат, Валона. Сборный отряд союзников достиг линии Новый Базар, Дьякова, отбросив противника, отступавшего с трудом через горы Албании, к Адриатическому морю, где некоторые его части и капитулировали перед 16-м итальянским корпусом{55}.

Подготовка Антантой операций против Германии со стороны Балканского фронта

(Схемы 2 и 16)

При создавшемся положении во Фракии и Румынии войска Антанты, достигшие границ Австро-Венгрии, могли получать снабжение не только через проливы, Черное море и р. Дунай, но и со стороны Адриатического моря. [116]

Для восточных армий открывалась возможность прохода через Австро-Венгрию, которая уже 3 ноября подписала перемирие. Франше д'Эсперэ тогда же предложил французскому правительству, воспользовавшись этим перемирием, продвинуть фронт восточных армий на южную границу Германии в связи с итальянскими войсками.

Хотя упомянутое перемирие и разрешало союзникам проход через Австро-Венгрию, если бы обстоятельства этого потребовали, но его условия не признавались национальными правительствами, выросшими на развалинах империи.

Франше д'Эсперэ решил в первую очередь покончить с Макензеном, удерживавшимся в Румынии и на левом берегу р. Дуная. а затем наступать на Будапешт и Вену, с ближайшей целью сосредоточить большинство союзных дивизий в Богемии, где они оказались бы в 200 км от Берлина. Эти передвижения могли быть легко произведены по хорошо развитой железнодорожной сети Венгрии, с которой и надлежало поэтому заключить военное соглашение.

Главнокомандующий восточными армиями, имея принципиальное разрешение Верховного совета, объявил 7 ноября Венгрии условия прохода союзных войск через ее территорию с использованием всех средств передвижения. Вместе с тем он потребовал выдачи технического персонала и материальной части, которые ему не были присланы Антантой в Салоники. Кроме того, он потребовал выдачи ему железнодорожных частей и войск связи, речных флотилий, ремонтных мастерских, повозок, 25 тыс. лошадей и т. п. Эти требования венграми были выполнены, тем более что в это время сербские авангарды перешли р. Саву и расположились в Славонии. С 9 ноября Дунайская армия начала переходить р. Дунай в районе Рущука. Французские и сербские дивизии перешли р. Дунай к востоку от Белграда и проникли в Банат с целью преградить путь Макензену. Из французских дивизий, находившихся в Сербии, намечалось создать «Венгерскую армию».

В общем в походе на Вену должны были принять участие 3–4 армейских корпуса из состава восточных армий, насчитывавших к 11 ноября до 627 тыс. человек{56}, составлявших 32 пехотные дивизии. Остальные части находились: а) группа Мильна — в Турции; б) части армии Бартело — в Болгарии и Румынии; в) часть греческих дивизий оставалась на своей территории; г) две французские дивизии были небоеспособны вследствие эпидемии гриппа и д) три сербские дивизии были направлены в Славонию.

Чтобы увеличить свои силы, Франше д'Эсперэ намечал комплектовать их населением бывшей Австро-Венгрии, благожелательно относившимся к Антанте. Вместе с тем он учитывал выступление Румынии, что позволяло ему надеяться сосредоточить до 20 пехотных дивизий в Богемии. Оттуда он рассчитывал протянуть руку Польше. [117]

Этот широкий план в то время еще не получил одобрения верховного командования Антанты, которая намеревалась, организовав перевозку около 30 итальянских и англо-французских дивизий из Италии в Верхнюю Австрию, нанести удар Германии через Баварию. Однако эта перевозка через Альпы должна была занять не меньше месяца.

В это время Румыния вновь выступила (10 ноября) на арену войны, почему восточные армии, раньше чем были бы сосредоточены силы Антанты против Баварии, снова должны были занять важное место в операциях.

В разгар подготовки последних, 11 ноября 1918 г., было заключено Германией перемирие с Антантой. К этому моменту войска восточных армий дошли до линии Темешвар, Мария-Терезиополь, Байя, причем союзное командование Антанты принудило венгерцев интернировать отступавшую из Румынии германскую армию Макензена. Дальнейшие намерения Антанты были предуказаны Лениным еще 22 октября 1918 г.:

«...группа победителей, англо-французских империалистов... ...ставит своей задачей во что бы то ни стало свергнуть Советскую власть в России и заменить эту власть буржуазною; она готовится теперь напасть на Россию с юга, например, через Дарданеллы и Черное море или через Болгарию и Румынию, причем по крайней мере часть англо-французских империалистов, видимо, надеется на то, что германское правительство, по прямому или молчаливому соглашению с ними, станет уводить свои войска с Украины лишь по мере того, как Украину будут оккупировать англо-французские войска, для того, чтобы не допустить неизбежной иначе победы украинских рабочих и крестьян и создания ими украинского рабочего и крестьянского правительства»{57}.

Тыл восточных армий в конце 1918 г.

(Схема 2)

В начале ноября, после подписания перемирий с Болгарией 29 сентября и Австро-Венгрией 3 ноября, главные силы Антанты на Балканском фронте, достигшие р. Дуная, были разделены на две армии: генерала Анри — у Белграда и генерала Бартело — ниже по течению Дуная.

Если группа войск союзников, наступавшая на Константинополь, могла получать продовольствие через порты Эгейского моря, итальянцы, действовавшие вдоль Адриатического моря, — через его порты, то две союзные армии, направленные к Дунаю, были поставлены в отношении сообщений с Салониками в крайне тяжелое положение вследствие произведенных отступавшим противником больших разрушений дорожной сети.

При таких условиях потребовалось организовать к р. Дунаю новую коммуникационную линию из Италии через бывшие австро-венгерские [118] области Кроацию и Славонию, которые 29 октября, назвавшись Югославией, объявили свою независимость и свое намерение впредь связать свою судьбу с Сербией.

Вследствие этого военное командование Антанты наложило свою руку на железные дороги Кроации и Славонии, находившиеся в эксплоатации у венгерской компании. В конце ноября было заключено с временным правительством Югославии соглашение об эксплоатации этих железных дорог от Фиуме и Триеста на Аграм, Белград, а в случае необходимости и на Будапешт. Но разрушения восточных итальянских железных дорог отступавшими австрийцами не позволили использовать эти пути в направлении границы Югославии, почему решено было подавать снабжение через Италию в порт Фиуме, от которого сохранилась железная дорога.

В общем эта линия явилась вспомогательной по отношению к Салоникам. В Фиуме приходили из Таренто или непосредственно из Франции пароходы, груженные снабжением, которое затем подавалось по железной дороге через Аграм на Белград. По этому же направлению вскоре пошли и обратные войсковые потоки демобилизованных армий Востока. Из Фиуме войска направлялись на пароходах в Венецию, где для их принятия был организован этапный пункт, откуда затем их отправляли по железной дороге через Милан во Францию. Затем по восстановлении разрушенных итальянских железных дорог перевозки войск с Балканского театра направлялись по железной дороге Аграм, Лайбах, Триест, Верона, Милан, Генуя, Вантимилья, оборудованной подобно линии на Таренто.

В итоге, благодаря существовавшей густой сети железнодорожных линий удалось очень быстро менять направление потоков грузов снабжения восточных армий после того, как коммуникационная линия по Средиземному морю до Салоник была заменена новой комбинированной коммуникацией — по железным дорогам и морем и затем, после крушения Балканского фронта, — исключительно железнодорожной.

Дальше