Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава одиннадцатая.

Применение воздушно-десантных войск армией США

Состав воздушно-десантных войск. В войне в Корее из воздушно-десантных войск действовал только один усиленный 187-й воздушно-десантный полк, ранее входивший в состав 11-й воздушно-десантной дивизии. Личный состав полка до переброски в Корею летом 1950 г. прошел специальную подготовку и участвовал в практическом десантировании на нескольких учениях и маневрах в США.

Десантирование 187-го воздушно-десантного полка в тыл войск КНА в 1950 г. осуществляла 61-я отдельная транспортно-десантная авиационная группа. В конце января 1951 г. была сформирована 315-я транспортно-десантная авиационная дивизия, в состав которой вошли: 314-я транспортно-десантная авиагруппа (самолеты С-119), 374-я транспортно-десантная авиагруппа (самолеты С-54), 437-я транспортно-десантная авиагруппа (самолеты С-46), 21-я отдельная транспортно-десантная авиаэскадрилья (самолеты С-47), авиачасть специального назначения (самолеты С-47) и 6127-я группа обслуживания тыловой авиабазы.

В последующем для десантирования в отдельных случаях в оперативное подчинение дивизии придавались 61-я и 62-я отдельные транспортно-десантные авиагруппы и 46-я транспортная эскадрилья.

Общая численность самолетного парка 315-й транспортно-десантной авиационной дивизии колебалась от 230 до 380 самолетов{96}. [527]

Дивизия непосредственно подчинялась командующему ВВС США в Дальневосточной зоне.

Для выброски личного состава применялись парашюты Т-7 белого, для выброски продовольствия — желтого и для выброски вооружения и боеприпасов — синего и зеленого цветов.

Боевое применение воздушно-десантных войск. В ходе боевых действий американское командование применило два воздушных десанта силой воздушно-десантный полк каждый и выбросило с самолетов и высадило с вертолетов несколько мелких групп с диверсионно-разведывательными задачами.

Первый воздушный десант был выброшен в районах Сукчен и Сунчхон в период 20–21 октября 1950 г., а второй — в районе Мунсана в период 23–24 марта 1951 г.

Оба воздушных десанта применялись в весьма благоприятных специфических условиях оперативной обстановки: военно-воздушные силы ООН безраздельно господствовали в воздухе, на стороне американо-английского морского флота было полное господство и на море.

Противовоздушная и противодесантная оборона войск КНА, особенно в районах десантирования воздушных десантов, была слабой. В районах выброски воздушных десантов войск не имелось.

Таким образом, общие условия оперативной обстановки давали возможность американскому командованию подготавливать и проводить воздушно-десантные операции без каких-либо помех.

Выброска воздушного десанта в районах Сукчен и Сунчхон 20–21 октября 1950 г. (схема 25). В ходе преследования войск КНА, отходивших за р. Тэдонган, 1-й американский и 2-й южнокорейский армейские корпуса 19 октября 1950 г. вышли на южный берег этой реки южнее Пхеньяна и частью сил завязали бои на восточной окраине Пхеньяна.

В создавшейся обстановке американское командование решило осуществить выброску воздушного десанта в тыл пхеньянской группировки КНА.

В состав воздушного десанта был выделен 187-й воздушно-десантный полк, усиленный батареей 105-мм гаубиц [529] (4 орудия), дивизионом зенитного автоматического оружия (по штату 24 зенитные пушки калибром 40 мм), 2348-й квартирмейстерской ротой снабжения по воздуху. Воздушный десант был назван 187-й воздушно-десантной оперативной группой.

Воздушный десант должен был высадиться в районах Сунчхон и Сукчен, захватить эти пункты, перерезать коммуникации Народной армии, ведущие из Пхеньяна на север, и тем самым отрезать пути отхода пхеньянской группировки КНА. В последующем воздушному десанту надлежало, удерживая Сунчхон и Сукчен до подхода главных сил 1-го американского армейского и 2-го южнокорейского корпусов, во взаимодействии с ними уничтожить отходящие из района Пхеньяна части КНА.

При планировании особое внимание было обращено на организацию тесного взаимодействия воздушного десанта с частями 1 -го американского армейского корпуса и частями 2-го южнокорейского корпуса.

Выброске воздушного десанта предшествовала 10-дневная подготовка. В этот период особое внимание было уделено ведению воздушной разведки и подготовке войск к предстоящей высадке.

Воздушная разведка в интересах десанта велась непрерывно на глубину 200–230 км самолетами 543-й разведывательной авиационной группы 5-й воздушной армии. Для ведения разведки днем использовались самолеты F-51 и F-80, а ночью — самолеты RB-26.

В результате воздушной разведки была произведена аэрофотосъемка и тщательно изучен район предстоящих действий.

Подготовка войск к выброске проводилась на аэродроме Кымпхо, куда 187-й воздушно-десантный полк был переброшен в конце сентября 1950 г. Части транспортно-десантной авиации, выделенные для выброски воздушного десанта, подготовку проводили совместно с воздушно-десантными войсками. В ходе подготовки практически были отработаны вопросы экипировки воздушно-десантных частей, погрузки на транспортные самолеты, боевого обеспечения воздушного десанта, транспортировки по воздуху и выброски на парашютах личного состава, материальной части и предметов снабжения. [530]

В ходе подготовки воздушного десанта американская авиация совершала интенсивные налеты на объекты района выброски.

С целью маскировки места выброски производились систематические налеты и на другие районы. Накануне выброски воздушного десанта во всех радиосетях американских сухопутных войск и военно-воздушных сил были введены в действие новые позывные.

Согласно плану выброска 187-й воздушно-десантной оперативной группы должна была производиться на рассвете 20 октября 1950 г. Вследствие неблагоприятных метеорологических условий она началась с запозданием на 6 ч. За полтора часа до выброски 5-я воздушная армия начала непосредственную авиационную подготовку, которая продолжалась в течение часа.

Выброска была проведена двумя рейсами. Первым рейсом днем десантировались подразделения 187-го воздушно-десантного пехотного полка одновременно в районах Сукчен и Сунчхон. Всего в первый день было выброшено с парашютами 4100 человек личного состава, 20 зенитных пушек калибром 40 мм, 4 гаубицы калибром 105 мм, безоткатные орудия, легкое вооружение и 60 автомашин. Вторым рейсом утром 21 октября 1950 г. было выброшено дополнительно в районе Сунчхон около 1800 человек личного состава воздушного десанта с соответствующим вооружением и снаряжением. Всего при этом было использовано 120 транспортных самолетов С-82 и С-119.

Для обеспечения внезапности выброски воздушного десанта маршрут полета транспортно-десантной авиации проходил над Желтым морем, вдали от западного побережья Северной Кореи. Протяженность маршрута составляла около 500 км, высота полета была 2 км. Преодоление этого расстояния головой колонны транспортно-десантной авиации заняло 1 ч 50 мин.

Сбрасывание парашютистов производилось с высоты 600 м. В связи с тем что боевой порядок транспортно-десантной авиации при десантировании имел большую глубину, выброска десанта заняла около часа. Вооружение, снаряжение и техника сбрасывались после выброски десантных подразделений. Для обеспечения быстрого [531] сбора подразделений десанта после их приземления офицерский состав десанта выбрасывался на парашютах, отличных по цвету от парашютов рядового состава.

Воздушный десант был выброшен одновременно в районы, удаленные один от другого на 15–20 км и разделенные горным кряжем, вытянутым по меридиану с абсолютными высотами до 446 м. Удаление района выброски Сукчен от линии фронта частей 1-го американского армейского корпуса, которые к этому времени вели бои за Пхеньян, достигало 45 км, а района выброски Сунчхон от линии фронта частей 2-го южнокорейского корпуса — 30 км.

При выброске из-за нераскрытия грузовых парашютов вышли из строя один автомобиль и единственная тяжелая радиостанция. Потерь в личном составе американцы не имели.

Выброска воздушного десанта была произведена в условиях полного господства в воздухе военно-воздушных сил США и в условиях нарушенного управления войсками 1-го фронта КНА. Подразделения 187-й воздушно-десантной оперативной группы, десантированные 20 и 21 октября 1950 г., захватили узлы дорог Сукчен и Сунчхон, перерезали обе коммуникации войск КНА, и тем самым отрезали пути отхода и эвакуации из района Пхеньяна. Части 46-й пехотной дивизии КНА, растянутые в обороне на широком фронте (около 50 км), не смогли вести решительную борьбу с воздушным десантом американцев и были вынуждены по распоряжению командования в трудных условиях отойти по горным тропам на новый рубеж обороны. Поэтому воздушный десант без труда удерживал захваченные им районы в течение полутора суток до подхода к ним частей 1-го американского армейского и 2-го южнокорейского корпусов.

Выброска воздушного десанта в районе Мунсана 23–24 марта 1951 г. (схема 26). В ходе наступления, начавшегося 7 марта 1951 г., войска 1-го американского армейского корпуса 15 марта заняли Сеул и к исходу 22 марта вели бой на рубеже Ёнгок, Коян, Ыденпу, Масокули.

Войска 1-й армии КНА и 26-го армейского корпуса КНД, отходившие на сеульском направлении, к этому [532] времени вели оборонительные бои частями 19-й пехотной дивизии 1-й армии и 78, 76-й пехотных дивизий 26-го армейского корпуса на промежуточном оборонительном рубеже южнее Кымчон, севернее Ыденпу, южнее Пупхённи, а частью сил выдвигались на второй промежуточный оборонительный рубеж Мунсан, Дондучен. В районе Мунсана войск КНА не было.

Авиация противника имела полное господство в воздухе. В этих условиях американское командование решило выбросить воздушный десант в район северо-восточнее Мунсана с задачей перерезать пути отхода войск КНА, [533] идущие от Сеула в северном и северо-западном направлениях, и во взаимодействии с войсками 1-го американского армейского корпуса окружить и разгромить части КНА, находившиеся севернее Сеула.

В состав десанта были выделены участвовавший в первой десантной операции 187-й воздушно-десантный полк{97} и десантно-диверсионный отряд силой до роты.

Для выброски воздушного десанта было выделено 145 самолетов С-46, С-47, С-54 и С-119 из состава 61-й транспортно-десантной авиагруппы и 315-й транспортно-десантной авиационной дивизии.

Подготовка воздушно-десантной операции продолжалась один месяц. В течение этого времени систематически велась разведка в интересах войск 1-го американского армейского корпуса, действовавшего на сеульском направлении, и воздушного десанта. Воздушную разведку в интересах будущего десанта, как и в первой операции, вела 543-я разведывательная авиационная группа 5-й воздушной армии. Было произведено многократное фотографирование района выброски.

В ходе подготовки проводились тренировки по экипировке воздушно-десантных частей, погрузке в самолеты, боевому обеспечению воздушного десанта и транспортировке по воздуху и выброске на парашютах личного состава, материальной части и предметов снабжения.

Выброске воздушного десанта предшествовала интенсивная авиационная подготовка силами истребителей и средних бомбардировщиков 5-й воздушной армии.

Непосредственная авиационная подготовка силами свыше 100 самолетов В-26 и F-51 началась за полтора часа до начала десантирования и продолжалась в течение часа. Одновременно с авиационной подготовкой в целях маскировки действительных намерений авиация производила налеты на объекты в других районах тактической и оперативной глубины КНА.

Накануне выброски воздушного десанта, так же как и в предыдущем случае, во всех радиосетях американских [534] частей сухопутных войск и военно-воздушных сил были введены новые позывные.

Десантирование 187-го воздушно-десантного полка производилось двумя рейсами транспортно-десантной авиации под прикрытием самолетов 35-й истребительной авиационной группы 5-й воздушной армии, которая для выполнения этой задачи произвела 150 самолето-вылетов. Первый рейс с войсками первого эшелона десанта был осуществлен 23 марта. Выброска воздушного десанта началась в 8 ч 15 мин.

Боевой порядок транспортно-десантной авиации при десантировании строился в пять эшелонов: три эшелона с войсками и два — с техникой. В каждом эшелоне были однотипные самолеты. За первым эшелоном летели вертолеты. Командир 315-й транспортно-десантной авиадивизии находился в первом эшелоне на самолете С-54 № 2452 и управлял действиями транспортно-десантной авиации по радио.

Выброска парашютистов самолетами первых трех эшелонов была осуществлена в течение 30 мин. Через 30 мин после приземления и закрепления парашютных подразделений первого эшелона десанта в назначенных районах [535] с самолетов четвертого и пятого эшелонов началась выброска на парашютах и переброска на вертолетах орудий полевой артиллерии, автомашин (весом 1–4 т) и боеприпасов. Выброска тяжелого вооружения и техники воздушно-десантного полка продолжалась около часа.

Второй рейс транспортно-десантной авиации в составе 30 самолетов со вторым эшелоном воздушного десанта был совершен 24 марта. Выброска войск этого эшелона началась в 9 ч.

Всего двумя рейсами транспортно-десантной авиации 23 и 24 марта было десантировано 3300 человек с орудиями полевой артиллерии, автотранспортом и другими видами вооружения, снаряжения и техники.

С целью материально-технического обеспечения боя воздушного десанта 315-я транспортно-десантная авиационная дивизия 23 марта сделала 400 самолето-вылетов и доставила при этом 5200 т боеприпасов, снаряжения и продовольствия.

При выброске подразделения 187-го воздушно-десантного полка потеряли до 1% личного состава. Основной причиной потерь было нераскрытие парашютов.

После выброски 23 марта подразделения 187-го воздушно-десантного полка закрепились в районе десантирования и вели бои с подошедшими с юга подразделениями 36-го пехотного полка 19-й пехотной дивизии КНА, которая до выброски воздушного десанта прикрывала отход соединений 1-й армии КНА. [536]

В последующем подразделения 187-го воздушно-десантного пехотного полка начали наступление в двух направлениях: Мунсан, Секидзио и Мунсан, Синсанни.

В первой половине дня 24 марта подразделения 11-го пехотного полка 1-й южнокорейской пехотной дивизии вышли в район боевых действий 187-го воздушнр-десантного полка, а к 16 ч с воздушным десантом соединились танковые подразделения 3-й американской пехотной дивизии и 29-й английской пехотной бригады.

В дальнейшем 187-й воздушно-десантный полк, наступая частью сил вдоль шоссе на север, во взаимодействии с подразделениями 1-й пехотной дивизии 26 марта вышел на юго-восточный берег р. Имзинган в районе Секидзио, а основными силами во взаимодействии с подразделениями 3-й американской пехотной дивизии и 29-й английской пехотной бригады продолжал наступление в восточном направлении и вышел в район Синсанни, на правый фланг 26-го корпуса КНД, где в течение трех суток вел бои.

28 марта 187-й воздушно-десантный полк, соединившись с частями 3-й и 25-й пехотных дивизий, был подчинен командиру 3-й пехотной дивизии и действовал в ее составе до конца апреля 1951 г., а затем был выведен в резерв в район юго-западнее Сеула и переброшен в Японию.

За время с 23 по 24 марта в районе Мунсана войска КНА ружейно-пулеметным огнем сбили 9 самолетов американской транспортно-десантной авиации.

Таким образом, воздушный десант, выброшенный в районе Мунсана, содействовал разгрому сеульской группировки войск КНА и быстрому захвату промежуточного оборонительного рубежа на этом направлении. Задача по окружению частей КНА, действовавших в районе Сеула, была непосильна для воздушного десанта и фактически не была выполнена.

Выброска диверсионно-разведывательных групп. Американское командование производило также выброску в тыл КНА специально подготовленных диверсионно-разведывательных групп (отрядов). Эти группы предназначались для проведения диверсий, разведки, разгрома штабов и захвата в плен командного состава КНА и КНД. [538]

Численность диверсионно-разведывательных групп, выбрасываемых на парашютах, зависела от задач, которые предстояло выполнить той или иной группе, и колебалась от 10 до 100 человек.

Так, например, для определения состава и численности китайских добровольцев 24 октября 1950 г. в район сосредоточения войск 13-й армейской группы был выброшен 21 человек двумя группами, а для разгрома штаба Объединенного командования КНА и КНД, находившегося в 60 км северо-западнее Пхеньяна, 25 января 1953 г. — 97 человек.

Характерным при проведении десантных операций с диверсионно-разведывательными целями было то, что они тщательно маскировались и осуществлялись в исключительно благоприятной обстановке. Все это позволяло американскому командованию производить высадку диверсионно-разведывательных групп без боя в районах, не занятых войсками КНА и КНД.

Десантирование на вертолетах воздушных десантов. Впервые в американской армии воздушный десант на вертолетах был высажен 20 сентября 1951 г. В составе десанта была усиленная рота морской пехоты. Высадку производила 161-я эскадрилья транспортно-десантных вертолетов корпуса морской пехоты. Рота морской пехоты была переброшена в дневное время на 21 вертолете HRS-1 на вершину сопки, расположенной в нейтральной полосе юго-западнее Косона. Вначале 6 вертолетов доставили на сопку (высота над уровнем моря около 1190 м) группу десанта в составе 15 человек. Во время их высадки вертолеты находились на высоте 2,5 м от земли. Солдаты спускались по канатам с узлами. Эта группа оборудовала площадку для посадки вертолетов с основными силами десанта. Вторая группа была доставлена на 15 вертолетах. В дальнейшем вертолеты совершили еще несколько рейсов. Всего за 4 ч было десантировано 228 солдат и офицеров с вооружением и свыше 8 т груза. Один рейс совершался в течение 28 мин. С вертолетов была проложена и линия проводной связи. Переброска происходила в условиях полного отсутствия противодействия со стороны авиации и сухопутных войск КНА. [539]

Кроме того, отмечен случай использования транспортных вертолетов для высадки небольшого воздушного десанта в тактической глубине и высадки разведывательных групп, в задачу которых входило наведение самолетов-истребителей на цели и корректирование артиллерийского огня.

При высадке воздушного десанта в районе Мунсана 23–24 марта 1951 г. также были применены вертолеты 3-й эскадрильи авиаспасательной службы, которые совершали полет вслед за первым эшелоном транспортно-десантной авиации.

Краткие выводы. Применение воздушных десантов в Корее не получило большого размаха, а по количеству привлекаемых сил они не превышали воздушно-десантного пехотного полка. Глубина десантирования была в пределах 30–45 км. Продолжительность самостоятельных действий воздушного десанта была не более полутора суток. Условия оперативной обстановки, в которых применялись воздушные десанты, были исключительно благоприятными.

Подготовка к выброске десантов осуществлялась скрытно, что обеспечило ее внезапность. Однако десантирование малочисленного десанта (187-й воздушно-десантный полк) двумя рейсами при многоэшелонном (5–6 эшелонов) построении транспортно-десантной авиации являлся нецелесообразным. Весьма возможно, что [540] такой порядок десантирования применялся с целью получения опыта десантирования несколькими рейсами.

При высадке десантов проводилась предварительная и непосредственная авиационная подготовка. Боевые действия частей воздушных десантов поддерживались истребительной и бомбардировочной авиацией и велись во взаимодействии с наземными войсками, действовавшими с фронта.

К воздушным десантам выходили передовые отряды силой до полка с танками, а затем и главные силы дивизий, взаимодействовавших с десантом.

Воздушные десанты по выполнении поставленной им задачи подчинялись подошедшим к ним соединениям и в последующем продолжительное время вели бои в их составе.

Командование военно-воздушных сил США перед транспортно-десантной авиацией, кроме основных задач транспортировки войск и грузов, ставило задачу по испытанию в боевых условиях самолетов, состоящих на вооружении частей транспортно-десантной авиации. В результате было установлено, что самолеты С-46, С-54, С-119 вследствие большой удельной нагрузки не могут действовать с полевых аэродромов, а фактическая грузоподъемность их оказалась ниже грузоподъемности, официально объявленной фирмой.

В районе Мунсана были успешно применены вертолеты, что объясняется полным господством в воздухе американской авиации. [541]

Дальше