Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава двенадцатая.

Организация противовоздушной обороны объектов тыла и путей сообщения зенитно-артиллерийскими средствами{98}

1. Организация ПВО объектов тыла и путей сообщения войсками Корейской народной армии и китайских добровольцев

Изменения в составе и организации зенитно-артиллерийских частей и соединений. В ходе войны численность зенитной артиллерии КНА непрерывно возрастала, а методы управления ею совершенствовались. В октябре 1950 г. были дополнительно сформированы один зенитный артиллерийский полк, десять отдельных зенитных артиллерийских дивизионов и две зенитные пулеметные роты. Особенно значительный рост зенитно-артиллерийских средств отмечался с вступлением в войну китайских добровольцев, войска которых имели как зенитные артиллерийские дивизии, так и отдельные зенитные артиллерийские полки. Отдельные зенитные артиллерийские полки КНД имели такую же организацию, как и корейские.

К началу 1952 г. в составе зенитной артиллерии КНА и КНД имелось четыре зенитных артиллерийских дивизии, восемнадцать отдельных зенитных артиллерийских полков, более восьмидесяти отдельных зенитных артиллерийских дивизионов и около двадцати отдельных зенитных пулеметных рот.

Количественный и качественный рост зенитно-артиллерийских средств КНА и КНД в ходе войны показан в табл. 24.

Таблица 24. (стр. 542)

Орудия и пулеметы Время
К началу войны — июнь 1950 г. К ноябрю 1950 г. К ноябрю 1951 г. К началу 1952 г. К середине 1953 г.
85-мм орудия 24 36/51=87{~1} 12/64=76 55/95=150 195/144=339
76-мм орудия  —  —  — 0/12=12 32/12=44
37-мм орудия 48 88/77=165 41/256=297 270/747=1017 509/979=1488
Всего орудий 72 124/128=252 53/320=373 325/854=1179 736/1135=1971
Зенитные пулеметы 12,7 ДШК 30 227 112/144=256 961/2556=3517 853/2442=3295

{~1} Числитель — войска КНА, знаменатель — войска КНД.

Для управления огнем на вооружении зенитной артиллерии имелись ПУАЗО-2, ПУАЗО-3, радиолокационные [542] станции орудийной наводки СОН-2, СОН-3к и СЦР-584, а также радиолокационные станции кругового обзора АНТПС-3 и ЛВ. Станций орудийной наводки было недостаточно. Только в пяти зенитных артиллерийских полках КНД все батареи среднего калибра имели на вооружении станции орудийной наводки. Остальные же части зенитной артиллерии как КНД, так и КНА или вовсе не имели станций орудийной наводки, или имели по одной-две станции на часть.

Организация зенитно-артиллерииского прикрытия объектов. Зенитная артиллерия КНА и КНД до середины 1951 г. прикрывала Пхеньян и объекты в его окрестностях и частью сил обороняла пути сообщения в прифронтовой полосе.

С июня 1951 г. дополнительно было организовано зенитное артиллерийское прикрытие переправ через водные преграды в районах Анчжу, Синыйчжу и Супундон, строящихся и действующих аэродромов КНА и КНД, гидроэлектростанции в районе Супундон, складов и центров снабжения. Прикрытие железнодорожных станций и мостов на участках дорог Синыйчжу, Тонжу, Анчжу; Понвонри, Сунчхон, Пхеньян; Сончхон, Тонжу, Анчжу, Пхеньян было возложено на дивизионы и батареи зенитной [543] артиллерии малого калибра, которые выделялись из состава полков, оборонявших переправы. До 1952 г. централизованного руководства зенитной артиллерией, прикрывавшей объекты тыла, не было. Части зенитной артиллерии действовали самостоятельно, в зависимости от обстановки.

В феврале 1952 г. Объединенное командование КНА и КНД приняло меры по упорядочению боевого использования зенитной артиллерии в общей системе противовоздушной обороны объектов КНДР. С этой целью из общего количества всей зенитной артиллерии было выделено 40% для прикрытия железных дорог, 20% для обороны складов и баз снабжения, 20% для прикрытия аэродромов и электростанций и 20% предназначалось для прикрытия войск на поле боя.

Проведение этих мероприятий повысило ответственность соответствующих начальников за правильное использование зенитной артиллерии и способствовало улучшению организации зенитного артиллерийского прикрытия объектов тыла и путей сообщения.

Зенитная артиллерия в противовоздушной обороне объектов тыла (аэродромов, электростанций, мостов и переправ) применялась с учетом характера действий авиации противника, тактико-технических данных его самолетов, наличия и тактико-технических возможностей вооружения зенитной артиллерии{99}.

Основным требованием к группировке зенитной артиллерии было обеспечение наибольшей плотности огня до подхода самолетов к вероятному рубежу бомбардирования, который рассчитывался для скорости цели 130 м/с и для высоты полета 8 км.

Горный характер местности оказывал существенное влияние на организацию зенитного артиллерийского прикрытия объектов. Обычно боевой порядок зенитных артиллерийских частей и подразделений определялся наличием подъездных путей к позициям и площадок на сопках, дающих возможность располагать орудия и приборы. [544]

Батареи выдвигались вперед в направлении возможных подходов бомбардировщиков противника к объекту.

Кроме основных огневых позиций, каждая батарея имела одну-две запасные позиции. Запасные позиции выбирались так, чтобы при занятии их батареями не нарушалась система огня на основных направлениях выхода самолетов противника на объект. Смена огневых позиций, если этого требовала обстановка, производилась батареями зенитной артиллерии среднего калибра один раз в месяц, а батареями зенитной артиллерии малого калибра — один раз в две недели.

При обороне объекта батареи зенитной артиллерии среднего калибра располагались на удалении 1,5–2 км от объекта и с интервалами между батареями в 3–4 км, а малого калибра — ближе, в зависимости от местности.

Исключением была группировка зенитной артиллерии, оборонявшей железнодорожный мост через р. Ялуцзян в районе Синыйчжу. При создании этой группировки предполагалось, что ВВС США не будут нарушать государственных границ КНР. Поэтому большинство батарей зенитной артиллерии среднего и малого калибра располагалось в районе Синыйчжу на корейской территории и в более рассредоточенных боевых порядках (схема 27).

На огневых позициях орудия среднего калибра располагались по углам трапеции на удалении 25–30 м от ПУАЗО. Если площадка не позволяла такого расположения, орудия ставились в две линии, на склоне сопки, а ПУАЗО — на вершине сопки на удалении 100–150 м от центра огневой позиции. В отдельных случаях орудия размещались повзводно на двух смежных сопках.

Сопроводители станций орудийной наводки СОН-3к размещались на фланге или в тылу НП командира батареи, а искатели — у подножия сопок. Места расположения искателей выбирались так, чтобы обеспечивалась наибольшая дальность обнаружения с различных направлений.

При обороне действующих аэродромов часть батарей зенитной артиллерии малого калибра выдвигалась на 4–5 км от аэродромов в направлении взлета и посадки самолетов, чем обеспечивалось ведение огня по истребителям противника, пытавшимся атаковать самолеты [545] ОВА на взлете и при заходе их на посадку. Командные пункты начальников пунктов ПВО и командиров полков оборудовались на сопках, обеспечивавших круговое наблюдение и возможность видеть боевые порядки и объект. Перегруппировка сил и средств, как правило, проводилась в темное время суток.

Организация управления огнем зенитной артиллерии. Для управления огнем зенитной артиллерии, прикрывавшей объекты тыла, назначались начальники пунктов ПВО, которые принимали самостоятельные решения на отражение налетов.

Управление огнем зенитной артиллерии, оборонявшей аэродромы и электростанции, осуществлялось начальниками пунктов ПВО на основе решения на отражение [546] налета, принимаемого командующим ОВА. При командующем ОВА организовывался командный пункт зенитной артиллерии, с которого осуществлялось общее руководство боевыми действиями зенитной артиллерии. Командный пункт имел прямую проводную и радиосвязь по двум каналам с начальниками пунктов ПВО. С командного пункта зенитной артиллерии ставилась общая задача на отражение налета.

Начальник пункта ПВО при отражении налета ставил задачи полкам (батареям), исходя из воздушной обстановки и своих огневых возможностей.

Децентрализованное управление огнем допускалось только в том случае, если в зоне огня действовала своя истребительная авиация и мелкие группы истребителей противника.

Разведка воздушных целей производилась радиолокационными станциями кругового обзора (СКО), станциями орудийной наводки (СОН) и наблюдателями, которые выставлялись на всех командных пунктах и огневых позициях.

Включение СКО производилось при подходе целей к объекту на дальность 130 км, а СОН — при подходе целей на дальность 100 км. При скоростях целей 750–900 км/ч такое включение обеспечивало открытие огня батареями на предельной дальности.

В основу вариантов действий батарей зенитной артиллерии было положено тщательное изучение характера действий авиации противника.

Варианты предусматривали действия батарей и полков: при отражении налетов бомбардировщиков противника на объект с одного направления с различными интервалами между целями (1,1,5–2, 3 мин и более) и в условиях применения противником радиолокационных помех; при отражении одновременного налета бомбардировщиков противника на объект с двух направлений с различными интервалами между целями и в условиях применения противником радиолокационных помех; при отражении налетов бомбардировщиков или штурмовиков противника на объект с одного или двух направлений с одновременным ударом по боевым порядкам зенитной артиллерии. [547]

Боевая практика подтвердила, что разработанные и изученные всем офицерским составом варианты действий зенитных батарей и полков способствовали успешному отражению налетов авиации противника, сокращали время на принятие решения, а в случае нарушения связи обеспечивали правильные самостоятельные действия командиров батарей и полков.

Управление огнем зенитной артиллерии обеспечивалось связью, организованной: от командных пунктов зенитных артиллерийских дивизий к командным пунктам полков — по трем проводным линиям и по двум каналам радиосвязи (в радиосети и радионаправлении); от командных пунктов зенитных артиллерийских полков к командным пунктам дивизионов зенитной артиллерии малого калибра и батареям среднего калибра — по двум-трем проводным линиям и по двум каналам радиосвязи (в радиосети и радионаправлении); от командного пункта дивизиона зенитной артиллерии малого калибра к батареям — по одной проводной линии и по одному каналу радиосвязи; от командных пунктов дивизий и полков к станциям кругового обзора и двум-трем станциям орудийной наводки — по одной проводной линии и по одному каналу радиосвязи.

Кроме того, все батареи зенитной артиллерии среднего калибра были связаны кольцевой телефонной связью по двум линиям и радиосвязью по двум каналам для обеспечения стрельбы по данным СОН соседней батареи. Практика подтвердила, что такую связь необходимо организовывать по двум линиям — для раздельной передачи азимута и угла места. Эти же линии связи могли быть использованы как обходные в случае нарушения связи по основным линиям.

Для обеспечения живучести связи все узлы связи были оборудованы в укрытиях, телефонный кабель в районе батарей и командных пунктов укрывался в узких траншеях глубиной до 70 см. На случай срыва антенн радиостанций взрывной волной на всех КП и батареях были подготовлены запасные антенны, которые устанавливались в течение одной минуты.

На командных пунктах постоянно дежурили полные боевые расчеты, а для отражения внезапно появившихся [548] самолетов 50% средств зенитной артиллерии находилось в готовности № 1.

Организация взаимодействия зенитной артиллерии с истребительной авиацией. Для отражения налетов авиации противника в зависимости от условий осуществлялись различные формы организации взаимодействия.

При отражении массированных налетов бомбардировщиков противника днем в условиях безоблачной погоды или при высоте облаков 6 км и более истребительная авиация уничтожала самолеты противника в своей зоне и в зоне огня зенитной артиллерии на всех высотах. Зенитная артиллерия вела огонь только по не атакованным своими истребителями целям или находилась в готовности к открытию огня при выходе истребителей из боя.

При отражении массированных налетов, а также мелких групп и одиночных самолетов днем при наличии облачности с высотой нижней кромки 1–3 км истребительная авиация уничтожала самолеты противника в своей зоне на всех высотах и в зоне огня зенитной артиллерии за облаками. Зенитная артиллерия уничтожала самолеты противника под облаками. В отдельных случаях, по команде с КП командующего ОВА, истребительная авиация уничтожала самолеты противника в зоне огня зенитной артиллерии под облаками. В этих случаях зенитная артиллерия малого калибра вела огонь по неатакованным истребителям и целям, а среднего калибра находилась в готовности к открытию огня.

При отражении дневных налетов штурмовиков истребительная авиация уничтожала самолеты противника в зоне огня зенитной артиллерии на всех высотах. Зенитная артиллерия малого калибра вела огонь только по неатакованным целям, а зенитная артиллерия среднего калибра находилась в готовности к открытию огня при выходе своих истребителей из зоны огня или из боя.

При отражении ночных налетов в условиях безоблачной погоды или при высоте нижней кромки облаков 6 км и более и освещении целей прожекторами истребительная авиация уничтожала освещенные самолеты противника в световом прожекторном поле (СПП) и в зоне огня зенитной артиллерии без ограничений. Если цель не была [549] освещена зенитными прожекторами, то истребитель при подходе к зоне огня зенитной артиллерии набирал высоту на 1 км больше высоты полета противника и следовал на параллельных курсах с ним; зенитная артиллерия вела огонь без ограничений.

При облачности с высотой нижней кромки более 3 км по команде с КП командующего ОВА допускались действия истребителей в зоне огня зенитной артиллерии под облаками по целям, освещенным прожекторами.

Порядок взаимодействия изучался командирами частей и подразделений зенитной артиллерии и летным составом истребительной авиации. На всех командных пунктах были установлены приемники в сети наведения и взаимодействия. Кроме того, в целях исключения случаев обстрела зенитной артиллерией своих истребителей летный состав изучал расположение зенитной артиллерии, а личный состав зенитной артиллерии — отличительные признаки самолетов МиГ-15 и F-86, для чего проводились специальные полеты самолетов МиГ-15 на различных высотах. Наряду с этим устанавливались входные и выходные ворота для зон барражирования истребителей.

Опыт совместных боевых действий зенитной артиллерии и истребительной авиации по противовоздушной обороне тыловых объектов КНДР подтвердил правильность перечисленных форм организации взаимодействия в тех конкретных условиях.

Действия зенитной артиллерии при обороне путей сообщения. В начале войны противник для действий по путям сообщения широко применял самолеты В-26 и В-29, которые обычно производили налеты днем и на малых высотах (2–4 км).

Характерным примером сосредоточенного удара больших сил бомбардировщиков по одному из объектов путей сообщений является налет 12 апреля 1951 г. на железнодорожный мост через р. Ялуцзян у Синыйчжу (схема 28). В этом налете участвовало 48 бомбардировщиков В-29 и 80 реактивных истребителей сопровождения. Бомбометание по цели осуществлялось тремя группами. Боевой порядок каждой группы состоял из «колонны» звеньев, построенных «ромбом». Первая группа, в которой находился [551] самолет с радиоуправляемой бомбой типа «Тарзон» весом 5400 кг, вышла для бомбометания вдоль моста, вторая и третья группы — под углом 30–35° к его продольной оси. Первые две группы бомбардировщиков были встречены истребителями ОВА на удалении 45–30 км от моста. Лишь третьей группе удалось бомбардировать мост, в результате чего несколько бомб упало в районе цели. Радиоуправляемая бомба «Тарзон» взорвалась в 150 м от моста и никаких повреждений ему не причинила. Противник потерял в боях с истребителями и от огня зенитной артиллерии свыше 20% бомбардировщиков.

С увеличением количества зенитно-артиллерийских средств при обороне объектов авиация противника была вынуждена летать на значительно большей высоте, отказаться от повторных заходов на цель и бомбардировки с пикирования, а с середины 1951 г. полностью перейти к действиям ночью. Действия по путям сообщения днем с этого периода были возложены на истребители-бомбардировщики F-84, F-80, F-51, которые также не всегда имели успех.

Так, например, 22 июня 1951 г. 16 истребителей-бомбардировщиков F-80 и F-84 дважды пытались разрушить железнодорожный мост через р. Ялуцзян в районе Синыйчжу. Организованным огнем зенитной артиллерии было сбито пять самолетов, мост повреждений не получил. 30 июня 4 самолета F-84, используя неблагоприятные метеорологические условия, вторично пытались разрушить железнодорожный мост через р. Ялуцзян, но успеха не имели.

С октября 1951 г. командование американских ВВС решило основные усилия своей авиации сосредоточить на разрушении переправ на тех участках железных дорог, где было трудно вести восстановительные работы. Для прикрытия этих участков дорог командование КНА и КНД выделило несколько групп маневренных зенитных батарей, которые действовали на участках дорог Синыйчжу, Анчжу; Анчжу, Пхеньян; Анчжу, Понвонри, Сунчхон, Тонян; Сунчхон, Пхеньян. Двум маневренным батареям, действовавшим на участке дороги Синыйчжу, Анчжу, были приданы по одному прожекторному взводу в составе одной [552] станции РАП-150 и трех станций 3–15–4 каждый. Батареи совершали марш скрытно в темное время суток.

В районе объекта для батареи выбирались две-три огневые позиции. Смена огневых позиций батареями производилась после проведения одной-двух стрельб, что вводило воздушного противника в заблуждение и обеспечивало внезапность огня.

Так, утром 8 октября 1951 г. одна из маневренных зенитных батарей заняла огневую позицию с задачей прикрыть туннель и станцию Кою. Днем 14 самолетов F-80 произвели налет на станцию. Батарея открыла внезапный огонь и сбила четыре самолета противника. В тот же день в 17 ч группа в составе 20 самолетов F-80 произвела повторный налет, причем пять самолетов штурмовали батарею. Отражая налет, батарея сбила еще два самолета F-80. Железнодорожная станция и туннель повреждений не получили.

Противник, неся потери от внезапного огня маневренных батарей, стал действовать более осторожно и к декабрю 1951 г. почти полностью отказался от дневных бомбардировочно-штурмовых ударов по железнодорожным мостам и перегонам на участке Анчжу, Синыйчжу.

Маневренные батареи успешно вели борьбу с авиацией противника и в ночных условиях, если цели освещались зенитными прожекторами. Так, в течение двух месяцев осени 1951 г. ими было сбито ночью девять самолетов В-26, освещенных прожекторами.

Предпринимаемые противником меры по уничтожению батарей не всегда приводили к успеху. Например, в марте 1952 г. на прикрытии участка железной дороги Анчжу, Синыйчжу находилась одна маневренная батарея, сковывавшая действия авиации противника. 16 марта 1952 г. в 9 ч 55 мин две группы самолетов (32 самолета F-84) произвели налет на батарею и прожекторные станции. Батарея, отражая этот налет, сбила четыре самолета. Противнику удалось нанести незначительные повреждения двум прожекторным станциям и уничтожить два автомобиля. Батарея потерь не имела.

В конце марта 1952 г. командование КНА и КНД в связи с возросшей активностью действий авиации по железным [553] дорогам приняло меры по усилению их зенитно-артиллерийского прикрытия. С этой целью было создано еще несколько маневренных групп в составе двух батарей зенитной артиллерии малого калибра каждая. На участке дороги Синыйчжу, Анчжу действовали три такие группы. Для обеспечения стрельбы по бомбардировщикам типа В-26, действовавшим ночью в качестве свободных «охотников», одной группе были приданы четыре прожектора-сопроводителя 3–15–4.

Батареи одной группы занимали огневые позиции в одном пункте на удалении 500–600 м одна от другой, что обеспечивало им взаимную огневую поддержку.

Об эффективности действий маневренных групп говорит ряд фактов. 9 апреля 1952 г. в 10 ч в районе Кокусан 16 самолетов F-84 и 15 самолетов F-51 пытались нанести бомбардировочно-штурмовой удар по войскам и грузам. Внезапным огнем батарей маневренной группы были сбиты пять самолетов F-51 и два самолета F-84.

В тот же день в 13 ч 50 мин группа в составе 12 самолетов F-84 сделала попытку подавить одну из батарей, но, встреченная организованным зенитным огнем, отказалась от выполнения задачи, потеряв при этом два самолета.

С 13 мая 1952 г. авиация противника усилила свои действия на железнодорожном участке Тонжу, Кусон, Сакчю. На перегонах этого участка было много мостов, разрушение которых могло нарушить нормальную работу железнодорожного транспорта. Для прикрытия участка были направлены две маневренные группы батарей зенитной артиллерии малого калибра, которые нанесли противнику значительные потери.

Заслуживают внимания некоторые тактические приемы действия зенитной артиллерии. Так, один зенитный артиллерийский полк КНД прикрывал коммуникации в отведенном ему районе. В одну из ночей в марте 1952 г. выпал обильный снег. До рассвета бойцы привели в порядок ложные позиции (расчистили снег, расставили чучела и макеты орудий). Основные позиции были хорошо замаскированы. Утром 30 самолетов F-84 атаковали ложные позиции; зенитчики сбили четыре самолета противника. После боя огневые позиции были сменены. [554]

Во второй половине дня противник снова совершил налет на позиции, которые ранее занимались артиллерией. Однако бомбардировка была произведена по пустому месту. Зенитчики снова открыли огонь и сбили несколько самолетов. Всего в течение дня противник совершил до 130 самолето-налетов на этот район, но не смог поразить объект.

Маневренные действия зенитной артиллерии КНА и КНД в значительной степени способствовали срыву планов американского командования и восполнили в известной степени недостаток в зенитно-артиллерийских средствах. Маневренные (кочующие) батареи и дивизионы, по показаниям пленных летчиков, явились большой помехой в их действиях; создавалось впечатление о наличии большого количества зенитных средств. Отдельные части зенитной, артиллерии, маневрируя, наносили большие потери американской авиации. Средний расход снарядов на один сбитый самолет противника составлял: 85мм — 560, 37-мм — 630 и для 12,7-мм зенитных пулеметов — 2,5–3 тыс. патронов. Огонь крупнокалиберных пулеметов был наиболее действителен, когда он велся по низко летящим самолетам (до 2 км) одновременно с одной огневой позиции из трех-четырех пулеметов.

Действия зенитной артиллерии при обороне промышленных объектов. В период с 23 июня по 8 июля 1952 г. командование ВВС США провело специальную операцию по разрушению электростанций КНДР. Для выполнения этой задачи противник произвел около тысячи самолетовылетов. Основным объектом нападения явилась гидроэлектростанция «Супун» на р. Ялуцзян. Для ее разрушения были выделены истребители-бомбардировщики типа F-80, F-84, F-51 и др.

23 июня 1952 г. днем противник произвел бомбардировочно-штурмовой налет на гидроэлектростанцию, в котором участвовало свыше 140 самолетов F-80, F-84, F-51 и В-26 и, кроме того, до 40 истребителей прикрытия. Налет производился четырьмя эшелонами с временным интервалом между эшелонами 7–8 мин. В каждом эшелоне имелась группа подавления зенитной артиллерии в составе 8–12 самолетов F-84. [555]

Все четыре эшелона вышли в район цели с восточного и юго-восточного направлений в боевых порядках «колонна» или «клин» звеньев на высоте 3–4 км. При подходе к цели самолеты перестраивались в «колонну по одному». Заход на цель осуществлялся вдоль реки с юго-западного направления. Бомбардировка производилась с пикирования под углом 50–60°. Удар наносился одновременно по зданию гидроэлектростанции и боевым порядкам зенитной артиллерии.

Зенитный артиллерийский полк КНД, отражая налет, сбил восемь самолетов противника. Однако в результате налета гидроэлектростанция получила серьезные повреждения. Полк также понес потери в людях и технике: были подавлены две батареи зенитной артиллерии малого калибра, одна батарея зенитной артиллерии среднего калибра.

Для усиления зенитного артиллерийского прикрытия гидроэлектростанции Объединенное командование КНА и КНД решило передислоцировать одну зенитную артиллерийскую дивизию двухполкового состава с аэродромов Течен и Панхён в район Супундона.

Авиация противника в течение июля, августа и частично в сентябре продолжала разведку гидроэлектростанции. Чтобы не раскрыть систему огня, стрельба по самолетам-разведчикам противника велась специально выделенными батареями.

12 сентября 1952 г. ночью 45 бомбардировщиков В-29 вторично пытались разрушить гидроэлектростанцию, которая была к этому времени уже восстановлена. Бомбардировщики следовали к цели тремя эшелонами (каждый эшелон в составе 10–20 самолетов) на высотах 6,8–7,5 км с временным интервалом между эшелонами 10–30 мин, а между самолетами в эшелоне 1–5 мин (схема 29). 11 самолетов В-29, действуя вне зоны зенитного огня на высоте 7,5–8 км, сбрасывали фольгу и создавали активные помехи радиолокационным станциям зенитной артиллерии. Бомбометание производилось с горизонтального полета, серийно; после сбрасывания бомб самолеты уходили с правым и левым разворотом на восток и юго-восток. [557]

Зенитная артиллерия среднего калибра вела огонь с ПУАЗО по данным СОН до вероятного рубежа сбрасывания бомб с последующим переносом огня на подходящие цели; часть батарей вела заградительный огонь по данным СОН. Огнем артиллерии было сбито два самолета В-29.

Точность бомбометания была невысокой. Из 500 бомб, сброшенных при этом налете, 447 бомб упали в 1–2 км от объекта, 50 бомб — на удалении 100–150 м от здания станции и только три бомбы попали в верхнюю часть плотины.

После этого налета расположение зенитных артиллерийских средств на прикрытии гидроэлектростанции «Супун» было несколько изменено. Батареи зенитной артиллерии малого калибра были расположены в основном с юго-запада, т. е. со стороны вероятного подхода штурмовиков. Батареи зенитной артиллерии среднего калибра располагались вокруг электростанции на удалении 2–3 км от нее и на интервалах 3–4 км (схема 30). Однако восточное направление вследствие отсутствия подъездных путей и площадок для расположения орудий, приборов и радиотехнических станций было несколько ослаблено. В дальнейшем для улучшения организации зенитного артиллерийского прикрытия были проведены большие инженерные работы по устройству дорог и площадок для огневых позиций батарей в восточном направлении.

В феврале 1953 г. на электростанцию пытались налететь 12 истребителей-бомбардировщиков F-84. За несколько дней до налета была произведена смена частей зенитной артиллерии. Вновь сформированные части не имели достаточного опыта, что отразилось на результатах стрельбы. Противник потерял всего два самолета. Электростанция повреждений не получила.

В течение марта и апреля 1953 г. противник заметно усилил разведку ГЭС, а 10 мая произвел по ней бомбардировочно-штурмовой удар силами восьми самолетов F-84 на высоте 700–1300 м (схема 31). Самолеты заходили с юго-востока, с направления, наименее прикрытого огнем зенитной артиллерии малого калибра. Из-за малой высоты полета самолетов и опасности поражения личного состава соседних батарей разрывами гранат батареи [558] среднего калибра огонь не вели. Гидроэлектростанция повреждений не получила.

До окончания войны в Корее авиация противника еще трижды пыталась разрушить станцию, используя для налетов самолеты типа F-86. Тактические приемы действий этих самолетов противника были следующие.

На маршруте к цели истребители-бомбардировщики F-86 следовали в общем строю с истребителями прикрытия на высоте 10 км.

На удалении 30:

— 35 км от цели они резко снижали высоту до 6,5–7 км и переходили в планирование под углом 10–15° с одновременным перестроением в «колонну по одному». В 6–8 км от цели истребители-бомбардировщики с высоты 5,5–5,8 км переходили в пикирование под углом 30°, доводя затем угол пикирования [559] до 50–60°. Бомбометание производилось с высоты 800–1000 м. Истребители непосредственного прикрытия снижались одновременно с бомбардировщиками до высоты 2,5–3 км.

После первого такого налета был произведен тщательный анализ тактики нападения истребителей-бомбардировщиков F-86 на объект и установлено, что рубеж сбрасывания бомб отстоит от цели на 1–1,5 км. В связи с этим были приняты меры по некоторому изменению системы огня. Батареи СЗА, расположенные на курсе захода цели на объект, должны были вести огонь по пикирующим самолетам с изменением ступени высоты на 1500 м. Те батареи, плоская зона обстрела которых проходила на удалении 2–3 км от объекта, должны были ставить завесы заградительного огня на высоте 3–4 км. Батареи МЗА должны были вести огонь в момент выхода самолетов из пикирования. [560]

Для борьбы с зенитной артиллерией командованием ВВС США выделялись специальные группы самолетов подавления, на которые возлагалась задача воздействовать на огневые позиции зенитной артиллерии.

Характерным примером налета на объект с одновременным ударом по боевым порядкам зенитной артиллерии являлся налет в ночь на 30 сентября 1952 г. на карбидный завод в районе Чунсу. В налете участвовало 48 самолетов В-29. Их действия обеспечивали 35 самолетов В-26. Бомбардировщики следовали к цели тремя эшелонами с временным интервалом 13–16 мин. В этом налете шесть самолетов В-26 производили бомбардировку и вели пулеметный огонь по огневым позициям зенитной артиллерии и прожекторным станциям (схема 32).

Действия зенитной артиллерии при обороне аэродромов. В начале войны правительство КНДР приняло решение построить 11 аэродромов на своей территории. Строительство аэродромов производилось в долинах рек, имеющих ширину 1,5–2 км и окаймленных грядами сопок высотой 100–300 м.

Для зенитно-артиллерийского прикрытия строящихся аэродромов было выделено несколько полков зенитной артиллерии. Огневые позиции батарей, как правило, располагались на первой гряде сопок вокруг аэродрома по углам четырехугольника или же треугольника (при наличии в полку трех батарей среднего калибра) с интервалами 2–3 км на удалении 1–1,5 км от взлетно-посадочной полосы.

Огневые позиции батарей МЗА располагались вокруг аэродрома с интервалом 50–1500 м на удалении 300–400 м от взлетно-посадочной полосы. В некоторых случаях в батареях шестиорудийного состава допускалось повзводное расположение с интервалами между взводами 200–700 м.

С мая 1951 г. американские ВВС систематически разрушали строящиеся аэродромы. Разрушение аэродромов производилось за несколько дней до окончания их постройки, когда работы были выполнены на 80–90%. При этом бомбардировка производилась при сильном прикрытии истребительной авиации. [562]

С конца октября 1951 г. американская авиация была вынуждена бомбить аэродромы только ночью одиночными самолетами и парами с высоты 7,5–8,2 км. Отражение ночных налетов бомбардировщиков, действующих с этих высот, при наличии в обороне аэродрома четырех батарей СЗА осуществлялось следующим образом: две батареи вели огонь с ПУАЗО по данным СОН и две батареи ставили завесу заградительного огня на вероятном рубеже сбрасывания бомб или в 1–1,5 км впереди него, если позволяли тактико-технические данные орудий.

Такое использование батарей при отражении налетов одиночных самолетов и мелких групп, действующих с больших высот, заставляло противника преждевременно сбрасывать бомбы до рубежа бомбометания, в результате чего снижалась точность попадания. Так, из 3470 бомб, сброшенных в ноябре 1951 г. на аэродром Течён, только 167 упали в границах аэродрома, остальные были сброшены в 1–4 км от аэродрома.

Для обеспечения господства в воздухе истребительная авиация США блокировала аэродромы КНА и КНД. Блокирование аэродромов осуществлялось путем свободной «охоты» отдельных пар и четверок, действующих по уничтожению истребителей ОВА на взлете и при заходе на посадку.

Для уничтожения самолетов противника, пытавшихся атаковать истребителей ОВА при заходе на посадку, часть огневых позиций батарей МЗА выносилась на 4–5 км в направление захода на посадку истребителей. Если истребители ОВА, возвращающиеся на свой аэродром после выполнения боевого задания, атаковывались истребителями противника, зенитные батареи открывали огонь по противнику, отсекая его от своих самолетов. Истребители противника, как правило, при открытии по ним зенитного огня отказывались от атаки и преследования самолетов МиГ-15 и, применяя противозенитный маневр, выходили из зоны огня.

Стрельба по истребителям противника на отсечение допускалась при облическом движении цели и курсовом параметре 300 м и более в тех случаях, когда горизонтальный угол между самолетами составлял 1–00 (6°) и больше. [563]

При углах, меньших 6°, горизонтальное упреждение не обеспечивает безопасности своего самолета.

При фронтальном движении, когда параметр был меньше 300 м, огонь на отсечение открывался при прохождении своим самолетом стреляющей батареи.

Опыт организации зенитного артиллерийского прикрытия аэродромов КНДР показал, что четырех батарей СЗА и четырех батарей МЗА для прикрытия аэродрома недостаточно.

Использование радиолокационных станций{100}. Станции кругового обзора обычно располагались на удалении 500–2000 м от командного пункта соединения (части).

Позиции для станций орудийной наводки выбирались с учетом как группировки огневых средств (батарей), так и условий местности. Для нормальной работы станций СОН-26 необходимы ровные площадки радиусом 50–70 м, которые не везде можно было найти в горной местности. Ввиду этого батареи, вооруженные станциями СОН-26, часто приходилось располагать в районах рисовых полей или стадионов, что не всегда было целесообразным в отношении группировки зенитной артиллерии.

Выбор позиций станций СОН-3к в горной местности также был связан с рядом трудностей, так как нередко позиция с достаточно ровной площадкой оказывалась непригодной ввиду засвечивания индикатора кругового обзора отражениями от местных предметов.

При выборе позиций для сопроводителей СОН-3к затруднений не встречалось. Обычно сопроводители СОН-3к располагались на небольших сопках; для кабины выкапывался котлован, обеспечивающий свободное вращение кабины на 360° и защиту ее от повреждения осколками бомб и снарядов. Углы закрытия были порядка 0–50 делений угломера. Расположение сопроводителей СОН-3к на высоких сопках без углов закрытия или при малых углах закрытия оказалось нецелесообразным ввиду невозможности работы по низко летящим целям на фоне отражения от местных предметов. [564]

Наиболее просто решался вопрос с выбором позиций для станций СЦР-584, так как они обеспечивали боевую работу батарей на любых позициях. Однако для нормальной работы по низко летящим целям оказалось необходимым иметь угол закрытия не более 0–30, 0–50 делений угломера.

Инженерное оборудование позиций радиолокационных станций, кроме станций СОН-26, предусматривало защиту станций от бомбардировок и пулеметного обстрела с самолетов. Кабины радиолокационных станций сантиметрового диапазона, а также кабины искателей станций СОН-3к устанавливались в глубоких укрытиях. Все кабельное хозяйство закапывалось в землю на глубину 50–70 см.

На позициях, где отрывать укрытия для станций было невозможно, вокруг кабин возводился бруствер из соломенных мешков, наполненных землей.

В одном из налетов в ноябре 1952 г. на аэродром Синыйчжу противник применил бомбы с дистанционным взрывателем, в результате чего две станции СЦР-584 получили повреждения от осколков через крышу кабин. Это потребовало защищать крыши кабин радиолокационных станций от осколков авиабомб путем возведения деревянного перекрытия, на которое клались мешки с землей. Для защиты сопроводителей станций СОН-3к сверху мешки клались непосредственно на крышу кабины. Силовые агрегаты станций устанавливались в закрытых землянках.

Управление радиолокационными станциями зенитной артиллерии осуществлялось централизованно. Данные о воздушном противнике поступали на командный пункт соединений и частей зенитной артиллерии от главного поста ВНОС по радио в сети оповещения с дальности 150–180 км от обороняемых объектов.

В полках станции кругового обзора (СКО) были связаны двухпроводной телефонной линией со станциями орудийной наводки (СОН) всех батарей, что обеспечивало непосредственное целеуказание с СКО на СОН.

Между батареями СЗА организовывалась проводная и радиосвязь, позволявшая каждой батарее вести стрельбу по данным СОН соседней батареи (в случае выхода из строя СОН своей батареи). [565]

Помехи радиолокационным станциям, применяемые противником, значительно затрудняли работу расчетов станций, особенно в первый период войны, когда у них еще не было опыта работы в условиях помех. Наиболее сильно помехи влияли на работу поисковой системы станций СОН-3к (метрового диапазона).

Частичная расстройка гетеродина приемника, а также регулировки усиления и яркости, рекомендуемые для уменьшения воздействия активных помех, не снижали их эффективности. Однако зенитчики довольно быстро нашли практический способ поимки целей непосредственно сопроводителями СОН-3к, работающими в сантиметровом диапазоне, на котором противник помех не создавал.

По мере приобретения навыков расчетами СОН при работе в условиях помех возрастало и огневое воздействие зенитной артиллерии по бомбардировщикам противника.

Помех станциям кругового обзора типа ЛВ (рабочая частота 212 МГГц) противник по-прежнему не создавал.

В дальнейшем противник стал выделять специальные самолеты — постановщики помех, которые в зону огня зенитной артиллерии не входили, а действовали на удалении 20–25 км от объекта, создавая активные помехи искателям СОН-3к и обеспечивая основной группе бомбардировщиков выполнение задачи на протяжении всего полета. Сектор помех перемещался в зависимости от перемещения самолета — постановщика помех.

С целью уменьшения воздействия помех на целеуказатели СОН-3к производилась их перестройка с предельно возможным разносом частот.

Все бомбардировочные налеты самолетов В-29 на объекты, обороняемые зенитной артиллерией, до февраля 1952 г. сопровождались активными помехами с шумовой модуляцией только для поисковой системы СОН-3к. В феврале были отмечены первые случаи создания активных помех станциям кругового обзора типа ЛВ.

12 сентября 1952 г. при налете бомбардировщиков В-29 на гидроэлектростанцию «Суггун» противник впервые за время войны применил одновременно активные и пассивные помехи. Активные помехи создавались только [566] поисковой системе СОН-3к. Пассивные помехи воздействовали на все диапазоны, включая и сантиметровый.

На работу станций СЦР-584 влияли только пассивные помехи. Как показал опыт, станция СЦР-584 оказалась более устойчивой в отношении помех, чем станции СОН-3к и СОН-26. При работе в условиях пассивных помех главной задачей оператора станции СЦР-584 было выделить цель на фоне пассивных помех на индикаторе кругового обзора и перейти на автоматическое сопровождение. С переходом на автоматическое сопровождение автоматическая регулировка усиления (АРУ) подавляла помехи, так как амплитуда сигнала от цели (бомбардировщик В-29) больше амплитуды помех, и автоматика работала устойчиво. За весь период применения пассивных помех станции СЦР-584 ни разу не подавлялись, хотя противник при налетах на объекты, обороняемые зенитной артиллерией, создавал достаточно большую концентрацию помех.

Организация марша частями зенитной артиллерии. В начале войны противнику удавалось наносить значительные потери зенитно-артиллерийским частям на марше.

По мере приобретения опыта штабы частей стали разрабатывать план марша, в котором указывалось: время, место и порядок построения колонн; время выступления, маршрут движения и срок прибытия на место последней остановки; уравнительные рубежи, места малых привалов и меры по противовоздушной обороне; сигналы управления на марше.

Для организации противовоздушной обороны все орудия МЗА готовились для стрельбы с ходу или с коротких остановок.

Учитывая особенности воздушной обстановки и состояние дорог, зенитный артиллерийский полк совершал марш, как правило, восемью колоннами, из которых: четыре колонны батарей СЗА, две колонны радиолокаторов и две колонны с боеприпасами и имуществом тыла.

Каждая колонна батарей СЗА прикрывалась четырьмя орудиями МЗА, а колонна радиолокационных станций — батареей МЗА шестиорудийного состава. Орудия МЗА следовали в голове, в середине и в хвосте колонны. Для прикрытия колонн с боеприпасами и имуществом [567] тыла с места последней остановки батарейных колонн СЗА высылались батареи МЗА, которые распределялись по колоннам.

В каждой колонне на марше были развернуты радиостанции, при помощи которых начальники колонн получали информацию о воздушной обстановке и поддерживали связь с командными пунктами частей. Внутри колонны была организована связь между головой и хвостом колонны, что давало возможность начальникам колонн управлять движением, регулировать скорость, оказывать помощь отстающим машинам и контролировать прохождение их на спусках и подъемах.

На каждой машине выделялись четыре наблюдателя, каждому из которых назначался сектор наблюдения за воздушным пространством. Регулирование движения колонн осуществлялось контрольными постами, которые выставлялись через 30–40 км пути. Неисправным машинам оказывалась помощь.

Эти мероприятия наряду с приобретением опыта способствовали уменьшению потерь на марше от налетов авиации противника.

Боевое использование зенитных прожекторных частей. В июне 1951 г. в составе войск ПВО КНА был сформирован первый зенитный прожекторный полк в составе двух батальонов. На вооружении полка состояли радиопрожекторные станции РАН-150 и зенитные прожекторные станции 3–15–4. В декабре 1952 г. в состав ПВО вошли три отдельных прожекторных батальона китайских добровольцев.

Зенитные прожекторные части имели задачу обеспечить ночные действия истребительной авиации и зенитной артиллерии.

Первоначально прожекторные станции располагались на местности повзводно. Каждый взвод в составе двух станций РАП-150 и двух станций 3–15–4 занимал одну позицию. Интервалы и дистанции между позициями были от 6 до 10 км. Однако при таком расположении затруднялось маневрирование лучами прожекторов, особенно при отражении налетов низко летящих и высотных целей одновременно, ухудшалось наблюдение за освещенной целью [568] с наблюдательного пункта и не обеспечивались поимки и непрерывное сопровождение целей на малых высотах.

В силу этого пришлось перейти к попарному расположению (по одной станции РАП-150 и одной станции 3–15–4 на каждой позиции), а затем и к постанционному расположению прожекторов, что позволило увеличить световые возможности прожекторного полка почти вдвое (при одном и том же количестве прожекторов), улучшить маневрирование прожекторными лучами и обеспечить непрерывное сопровождение лучами прожекторов низко летящих целей.

Для обеспечения ночных боевых действий маневренных батарей МЗА им придавались прожекторные взводы, которые первоначально имели в своем составе по одной станции РАП-150 и по три станции 3–15–4. Практика боевой работы показала нецелесообразность использования станций РАП-150 при стрельбе по низко летящим целям, так как в условиях горной местности помехи наблюдались на всей дальности действия станции. Кроме того, невозможность корректировки радиолокаторов станций РАП-150 по углу места при частой смене позиций, недостаточная маневренность станций и трудности ее маскировки заставили отказаться от использования РАП-150 в маневренных взводах.

Освещение и сопровождение самолетов противника в зоне действия батарей производилось, как правило, тремя лучами прожекторов, а одна прожекторная станция, имея включенное напряжение на прожекторе, следила за воздушной обстановкой и была готова к немедленному освещению новой цели.

Данные о воздушном противнике, прежде чем попасть на станцию РАП-150 для ее нацеливания, проходили три-четыре инстанции. На передачу этих данных затрачивалось две-три минуты. В сентябре 1952 г. было организовано оповещение также со станций кругового обзора ЛВ зенитного прожекторного полка КНА.

Управление прожекторными подразделениями во время отражения налета авиации противника осуществлялось с КП зенитного прожекторного полка. Командный пункт зенитного прожекторного батальона по данным штаба [569] полка информировал подразделения о воздушной обстановке, передавал текущие координаты для целеуказания подразделениям и станциям РАП-150. Управление лучами прожекторных станций осуществлялось командиром роты лично. Начальникам прожекторных станций РАП-150 было предоставлено право самостоятельно производить поиск, освещение и сопровождение низко летящих целей.

Поиск и освещение самолетов на малых высотах производились, как правило, способом наводки прожектора по звуку (шуму моторов самолетов). Поиск высотных целей станция РАП-150 осуществляла радиолокатором. При отражении сосредоточенных налетов авиации противника поиск цели выполнялся также прожекторами 3–15–4 по лучу станции РАП-150.

Помимо этого, применялась наводка прожектора по отсчетам с оптического прибора ТПЗ (прожекторно-зенитная труба), с помощью которого производилось обнаружение целей визуально.

На станциях РАП-150, не имевших постов управления, прибор наблюдения ТПЗ устанавливался на штанге прожектора РАП-150 и имел техническое вращение по углу места.

Установка более мощных, чем бинокли, приборов наблюдения — ТПЗ — позволила улучшить условия наблюдения за освещенными самолетами и увеличить дальность их сопровождения прожекторными лучами до 18–20 км.

Основными видами радиолокационных помех, которые противник создавал радиолокаторам метрового диапазона станций РАП-150, являлись активные помехи с шумовой модуляцией от генераторов АРТ-1 и АРТ-2 и пассивные помехи от нерезонансных и резонансных металлических отражателей.

Интенсивность действия помех на работу радиолокатора РАП-150 зависела главным образом от положения самолетов относительно станции и углов закрытия позиции.

Самолеты, идущие на высотах 7–8 км под прикрытием самолета — постановщика помех, обнаруживались радиолокатором РАП-150 на дальностях до 20 км.

Применение противником радиолокационных помех (активных и пассивных) затрудняло работу зенитных [570] прожекторов, но с приобретением практических навыков работы при помехах не исключало успешную работу зенитных прожекторов по освещению самолетов противника.

В сложных метеорологических условиях (облачность 5–10 баллов с высотой нижней кромки 3 км и более, дымка, туман) обеспечение ночных действий истребителей ПВО и зенитной артиллерии производилось путем подсвечивания облаков, создания на верхней кромке облачности световых подвижных и неподвижных пятен — «световых экранов» — или кратковременного освещения самолетов противника в разрывах облачности.

Опыт работы зенитных прожекторов в неблагоприятных метеорологических условиях путем постановки неподвижных и подвижных «световых экранов» показал целесообразность такого способа боевого использования прожекторов.

Краткие выводы. В ходе войны войска КНА и КНД эффективно использовали зенитную артиллерию для прикрытия объектов тыла, путей сообщения и аэродромов. Применение зенитной артиллерии вынудило авиацию противника увеличить высоту полетов с 3–4 до 7–8 км, отказаться от налетов большими группами и совершать их парами и одиночными самолетами, а в последующем перейти к действиям исключительно в ночное время.

Опытом подтверждена целесообразность проведения маневра зенитными артиллерийскими частями с целью усиления зенитного артиллерийского прикрытия отдельных направлений или объектов. Эти мероприятия давали должный эффект, когда проводились скрытно, в период между налетами, после тщательного изучения тактики действия авиации противника.

Бомбардировочная авиация ВВС США при налетах на объекты тыла широко применяла различного вида помехи станциям орудийной наводки, которые сильно затрудняли, а в отдельных случаях делали невозможным использование радиолокаторов для ведения огня зенитной артиллерией. Вместе с тем опыт показал, что эффективность действий помех значительно снижалась, если расчеты станций имели практический опыт в работе в условиях помех. [571]

При близости объектов к линии фронта противник широко применял истребители-бомбардировщики для подавления зенитной артиллерии. Опыт показал, что зенитная артиллерия среднего калибра не могла вести достаточно эффективной борьбы с такими самолетами, особенно при их налетах на малых высотах. Поэтому боевые порядки зенитной артиллерии среднего калибра прикрывались огнем зенитной артиллерии малого калибра.

Зенитная артиллерия, имевшая на вооружении 85-мм орудия, ПУАЗО-3 и станции орудийной наводки типа СОН-2 и СОН-3к, не могла обеспечить надежную оборону объектов при действиях скоростной и высотной авиации противника, так как тактико-технические данные этих станций не обеспечивали необходимой точности определения координат, дальности поимки и сопровождения целей для своевременного открытия огня.

При обороне узких и точечных объектов (железнодорожных мостов, переправ, плотин, аэродромов) ограниченным количеством средств батареи СЗА располагались на удалении 1,5–2 км от объекта на интервалах 2,5–3 км, а батареи МЗА не далее 500 м от объекта.

При использовании противником для бомбардировки объектов радионавигационной системы «Шоран» группировка батарей уплотнялась в направлении вероятной полосы боевых курсов, а величина батарейной завесы заградительного огня сокращалась наполовину.

Управление огнем зенитной артиллерии при массированных налетах авиации противника в сложных условиях воздушной обстановки было централизованным. Децентрализация управления допускалась при действии в зоне огня мелких групп истребителей и истребителей-бомбардировщиков.

При недостаточном количестве зенитной артиллерии на обороне коммуникаций широко применялись маневренные группы и батареи, которые себя оправдали. Для обеспечения ночных действий этим батареям придавались зенитные прожекторные взводы. При ограниченном количестве зенитных прожекторных средств световые прожекторные поля создавались на наиболее вероятных направлениях полета авиации противника, а в случае [572] необходимости осуществлялся своевременный маневр прожекторными средствами.

При организации светового обеспечения истребительной авиации световое прожекторное поле выносилось за плоскую зону зенитного артиллерийского огня с удалением тыльного края СПП на дальность обнаружения радиолокационных станций орудийной наводки зенитной артиллерии.

Зенитные прожекторы в горных условиях располагались постанционно. Этим достигалось увеличение световых возможностей подразделений и улучшался маневр прожекторными лучами и способ освещения целей.

Управление зенитными прожекторными подразделениями при отражении массированных налетов авиации противника в сложных условиях воздушной обстановки было централизованным и осуществлялось по заранее разработанным вариантам боя. Управление лучами прожекторов было сосредоточено в роте.

Основным средством связи в зенитных прожекторных частях являлась радиосвязь на ультракоротковолновых радиостанциях как наиболее надежная во все периоды боя. Радиосвязь командной сети полка целесообразнее организовывать не в сети, а по направлениям.

2. Использование зенитной артиллерии войсками ООН для прикрытия объектов тыла

В целях организации противовоздушной обороны объектов тыла войска ООН сосредоточили в Корее значительное количество зенитной артиллерии.

Из двадцати двух зенитных артиллерийских дивизионов, действовавших в Корее, тринадцать были самоходными зенитными дивизионами автоматического оружия, входившими в состав пехотных дивизий и артиллерии резерва главного командования. Зенитный дивизион автоматического оружия состоял из четырех батарей и имел 16 зенитно-пулеметных (счетверенных) установок М-19 и 16 зенитных пушечных (спаренных) установок. [573]

Остальные девять дивизионов зенитной артиллерии являлись отдельными дивизионами АРГК и имели на вооружении 90-мм и 120-мм зенитные пушки (по 16 пушек в каждом).

В связи с тем что авиация ОВА не угрожала объектам тыла противника, зенитная артиллерия в основном применялась для стрельбы по наземным целям.

Лишь часть зенитной артиллерии выделялась для прикрытия отдельных объектов в тактической и оперативной глубине. Зенитные артиллерийские части использовались при этом для прикрытия взлетно-посадочных полос и аэродромов, мостов, переправ и линий коммуникаций, населенных пунктов, в которых располагались крупные штабы, авиационных и морских баз и портов.

Для зенитного артиллерийского прикрытия взлетно-посадочных полос на каждую выделялось от двух огневых секций до взвода из состава зенитного дивизиона автоматического оружия пехотных дивизий.

Авиационные базы, порты и другие важные объекты прикрывались зенитными дивизионами автоматического оружия совместно с дивизионами АРГК силами от двух до нескольких дивизионов. Так, например, авиабазу К-1 в районе Пусана прикрывали две батареи автоматического зенитного оружия. Авиабаза в Тайгу прикрывалась одним зенитным дивизионом автоматического оружия и зенитным дивизионом 90-мм пушек. Порт Кунсан был прикрыт зенитным дивизионом автоматического оружия, а авиабаза Кымпхо и мост через р. Ханган прикрывались четырьмя зенитными дивизионами (двумя зенитными дивизионами автоматического оружия и двумя зенитными дивизионами 90-мм пушек). Крупные аэродромы, как правило, прикрывались дивизионами 90-мм и 120-мм пушек. Зенитное автоматическое оружие располагалось вокруг объектов с интервалами между орудиями (установками) 270–360 м. При этом самоходные счетверенные зенитно-пулеметные установки располагались между 40-мм спаренными зенитными пушками. [574]

Дальше