Партии верны
В послевоенные годы
Великая Отечественная война закончилась всемирно-исторической победой нашей Родины над черными силами фашизма. Война подтвердила предвидение великого Ленина о том, что «никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне... узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда»{77}.
Важный вклад в победу внесли Военно-Воздушные Силы. Одним из наиболее главных факторов укрепления мощи советской авиации явилась хорошо налаженная система подготовки авиационных кадров. Преодолевая огромные трудности военного времени, только Оренбургская летная школа подготовила для фронта многие сотни летчиков, пополнившие десятки боевых полков. Понятно, с каким ликованием и радостью личный состав встретил весть об окончании самой кровопролитной в истории человечества войны. Надолго запомнились авиаторам митинги, проведенные во всех частях по случаю победы.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны училище перешло на штаты мирного времени. На заслуженный отдых ушли многие ветераны: летчики-инструкторы, преподаватели и другие офицеры. На смену им прибыл летный и инженерно-технический состав с богатым опытом войны. [158]
Оставшиеся на службе авиаторы прилагали все силы к тому, чтобы укреплять боевое могущество ВВС, готовить новый отряд летного состава. Они видели, что после второй мировой войны агрессивные круги империализма стали на путь «холодной войны», подготовки новых военных провокаций, направленных против СССР. Сложная международная обстановка обязывала авиаторов помнить указание В. И. Ленина о том, что, «взявшись за наше мирное строительство, мы приложим все силы, чтобы его продолжать беспрерывно. В то же время, товарищи, будьте начеку, берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной Армии, как зеницу ока...»{78}.
В период 1947–1950 гг. Центральный Комитет Коммунистической партии и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений по вопросам перевооружения авиации, подготовки летных кадров и повышения боевой готовности. В это же время в училище стала поступать новая авиационная техника самолеты Ил-10.
Самолет Ил-10 существенно отличался от самолета Ил-2. Он обладал лучшими аэродинамическими качествами, имел более мощную двигательную установку.
Для успешного обучения курсантов на данном самолете потребовались квалифицированные кадры. Еще до окончания войны, в феврале 1945 г., из училища в запасной полк для переучивания на самолете Ил-10 были командированы летчики X. А. Корсунский, И. М. Полшков и Ф. П. Рагулин. Командование полка щедро снабдило летчиков описаниями, резервными агрегатами, схемами нового самолета. Все это позволило заложить первоначальную базу для переучивания летного состава.
Для того чтобы успешно обучать курсантов на новой авиационной технике, преподаватели и летный состав изучали опыт боевого применения авиации в годы Великой Отечественной войны и внедряли его в учебный процесс.
Опыт войны показал, что выполнение боевых заданий летчиками находилось в прямой зависимости от знания ими авиационной техники, тактики, аэродинамики, а также от смелости и решительности в достижении поставленной цели. Поэтому на изучение основ аэродинамики, конструкции нового самолета и теории боевого применения был мобилизован весь личный состав. Этому в значительной степени способствовали проводимые летно-технические конференций, на которых обсуждались вопросы работы летного и технического состава на новой технике. [159]
В числе первых в совершенстве освоили самолет Ил-10 подполковник А. В. Жигалов, майор Р. А. Зарин и капитан С. П. Грибов. Они оказали помощь летному составу при вводе его в строй на новом самолете.
В учебных классах, на аэродромах наступила горячая пора. Создавались новые учебные классы, методические городки, конспекты лекций, учебные и наглядные пособия. На теоретическую подготовку курсантам отводилось 6 часов классных занятий и 3 часа самоподготовки.
Усилилась интенсивность летной работы. Полеты проводились на основных аэродромах училища. С рассветом десятки учебных и боевых самолетов поднимались в воздух для отработки учебных задач.
В небе Оренбурга и его окрестностей было тесно от летающих самолетов. Курсанты в специально оборудованных классах, на материальной части получали глубокие теоретические, а в воздухе и практические знания, столь необходимые для выполнения будущих обязанностей военных летчиков.
В первый послевоенный год патриотическому стремлению авиаторов учиться упорнее и настойчивее способствовали исторические решения партии по восстановлению и развитию народного хозяйства СССР, подготовка к 25-летию училища. По инициативе коммунистов и комсомольцев широко развернулось социалистическое соревнование. Его передовики офицеры В. В. Веселов, И. А. Вагин, С. Е. Жунтов, Г. К. Серков, Н. И. Уколкин и другие, преодолевая немалые трудности и недостатки материального обеспечения, делали все, чтобы успешно обучать и воспитывать умелых воздушных бойцов, верных защитников советского неба.
Вдохновенный труд личного состава оказался высоко результативным. Накануне юбилея училища летчики-инструкторы В. И. Шевченко, А. В. Буров, С. П. Козявин представили свои летные группы комиссии, принимавшей зачеты по технике пилотирования. Проверяющие были удовлетворены. Все курсанты получили только отличные и хорошие оценки.
10 августа 1946 г. клуб заполнили офицеры и курсанты. На торжества, посвященные 25-летию училища, прибыли представители командования военного округа, партийных, советских и общественных организаций города Оренбурга. [160] Торжественное собрание открыл начальник политотдела подполковник Ф. А. Емельянов. С обстоятельным докладом о славном боевом пути, пройденном училищем за четверть века, выступил начальник училища полковник И. П. Пуцыкин. Участники юбилейного вечера тепло встретили телеграмму Главного штаба ВВС. Ее текст гласил:
«Оренбургское училище летчиков за годы своего существования подготовило тысячи летчиков для нашей советской авиации, которые в годы Великой Отечественной войны, защищая честь, свободу и независимость нашей Родины, проявили доблесть и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Многие из воспитанников училища удостоены высшей награды звания Героя Советского Союза. Поздравляем весь личный состав училища с 25-летним юбилеем. Выражаем уверенность в том, что вы и в дальнейшем будете готовить летчиков смелых, отважных, в совершенстве владеющих летным мастерством и до конца преданных нашей социалистической Родине.
Вершинин, Судец, Клоков, Хрюкин».
Особую радость у собравшихся вызвало письмо почетного летчика училища Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова. Товарищ Ворошилов писал:
«...Сто двадцать два Героя Советского Союза, из них девять дважды Героев, тринадцать генералов и тысячи славных советских воинов доблестной нашей авиации воспитанников училища вот простое, но убедительное доказательство добросовестного и умелого служения училища своей Родине, своей героической победоносной Советской Армии. Не имея возможности лично приветствовать товарищей курсантов, преподавателей и руководителей училища, шлю вам, дорогие друзья, мой горячий привет и от души поздравляю с четвертьвековым юбилеем. Желаю училищу его курсантам, преподавателям и руководителям новых и еще больших успехов в деле подготовки наших соколов, в деле воспитания честных, дельных, умелых и преданных Родине, Коммунистической партии людей. Пусть ваше училище и впредь будет в первых рядах наших военных школ».
Большая группа летного и инженерно-технического состава, преподавателей и курсантов за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, укреплении воинской дисциплины была отмечена наградами и поощрениями. [161]
Поздравительные и приветственные телеграммы, письма, приказы и другие документы, поступившие в адрес командования и политического отдела училища, были высокой оценкой самоотверженного труда всего личного состава. Авиаторы стремились добросовестной работой оправдать это высокое доверие. Отличное качество теоретической и летной подготовки курсантов могло быть достигнуто лишь при условии непрерывного роста идейно-теоретического уровня преподавательского, летного и технического состава. Однако у части офицеров богатый боевой опыт не подкреплялся глубокими теоретическими знаниями. 15% офицеров училища не имели среднего и специального военного образования. Десятки офицеров и сержантов поступили учиться на заочные факультеты Краснознаменной Военно-воздушной академии и Военно-инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, в гражданские высшие учебные заведения и военно-технические училища. Сотни авиаторов обучались в вечернем университете марксизма-ленинизма, созданном в 1946 г. при Оренбургском окружном Доме офицеров.
Большое значение для повышения качества подготовки летчиков имели решения ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Указания ЦК о высокой партийности и принципиальности в идеологической работе, в осуществлении задач коммунистического воспитания советского народа, в том числе и советских воинов, были положены в основу деятельности партийных организаций и учебных циклов училища.
С каждым годом улучшалась работа по подготовке кадров. Эта задача успешно решалась путем проведения плановой командирской подготовки, лекций, методических конференций, открытых уроков, инструктивных занятий и показательных полетов. Совершенствованию учебного процесса способствовал обмен опытом учебно-методической и воспитательной работы. В этих целях лучшие летчики, преподаватели и инженеры командировались в строевые части ВВС и летные училища. Для изучения опыта Великой Отечественной войны многие летчики прошли переподготовку в частях, принимавших участие в Великой Отечественной войне. [162]
Проверенные на практике формы и методы работы оказывали положительное влияние на рост общеобразовательного уровня, теоретических знаний и методического мастерства воспитатетелей. К примеру, преподаватели цикла социально-экономических дисциплин лекции и семинарские занятия тесно увязывали с решениями партии, Советского правительства, с жизнью и решаемыми задачами, активно участвовали в политико-воспитательной работе во внеучебное время.
Особенно плодотворную работу по обучению курсантов проводили преподаватели цикла воздушно-стрелковой подготовки и авиационной техники. Совершенствовалась летная программа. Из года в год росло число мастеров летного обучения курсантов, отличников боевой и политической подготовки. По итогам выполнения учебного и летного планов в 1948 г. лучших результатов добился личный состав подразделения, командиром которого был майор Я. И. Румянцев. Первое место в социалистическом соревновании заняла эскадрилья ветерана училища капитана И. М. Полшкова.
Достижению успехов способствовало то, что командир майор Я. И. Румянцев имел богатый боевой опыт, умел методически правильно применить его при обучении инструкторов и курсантов. Под руководством Якова Ивановича впервые в училище в 1948 г. было проведено летно-тактическое учение. Командование дало высокую оценку действиям личного состава на учениях. Опыт его был использован при освоении боевого применения самолета Ил-10 летчиками и курсантами. [163]
Обучая курсантов, летчики демонстрировали образцы летного мастерства, мужества, самообладания и выдержки. Так, в 1948 г. инструкторский состав училища успешно выполнил почетное правительственное задание, принимая участие в воздушном параде, посвященном Дню Воздушного флота СССР. 21 экипаж на самолетах Ут-2 продемонстрировал высокую слетанность, отточенную технику пилотирования, за что всем участникам парада была объявлена благодарность Главнокомандующим ВВС, а командиры групп подполковники Р. А. Зарин и А. П. Горбачевский награждены орденом Красной Звезды.
В том же году летно-технический состав, ряд преподавателей и офицеров штаба принимали активное участие в учениях, проводимых командованием Южно-Уральского военного округа. Летный состав показал высокие морально-боевые качества и умение взаимодействовать с наземными войсками. Командующий войсками дал хорошую оценку действиям летчиков училища.
Личный пример летчиков-инструкторов имел большое воспитательное значение. Курсанты учились у них профессиональному мастерству, выдержке и самообладанию. В одну из ночных летных смен после выполнения маршрутного полета самолеты По-2, пилотируемые курсантами, возвращались на аэродром базирования. Погода резко ухудшилась. На старте выложили знак, запрещающий посадку. Сильный порывистый ветер опрокинул несколько стартовых факелов, на летном поле загорелась сухая трава. На кругу собралось 12 самолетов, а огонь быстро распространялся по посадочной полосе. Все, кто был на земле, подручными средствами, одеждой сбивали огонь. Посадка была невозможной, а погода все ухудшалась, надвигалась грозовая облачность. Самолеты снизились до минимально допустимой высоты. Сильные потоки воздуха бросали легкие машины, пилотировать их становилось все труднее и труднее. Больше часа продолжалась борьба со стихией на земле и в воздухе. Наконец пожар был потушен, и все самолеты благополучно совершили посадку.
Глубокие технические знания, высокое чувство ответственности техников и механиков, других авиаспециалистов позволили предотвратить возможные предпосылки к летным происшествиям. В один из летных дней механик самолета комсомолец Н. С. Черданцев обнаружил неисправность в бензопомпе. Как выяснилось, лопнула шпилька. Самолет был отрулен со старта, неисправность устранена, и вскоре он вновь поднялся в воздух. Так механик предотвратил серьезную предпосылку к летному происшествию. Подобных примеров было немало. В повседневной учебе и тяжелой работе на аэродроме росли и закалялись технические кадры, мастера своего дела. Многие авиационные механики-сержанты впоследствии стали офицерами. Некоторые из них и в настоящее время служат в ВВС. [164]
Опыт передовых специалистов широко пропагандировался политотделом, партийными и комсомольскими организациями. По инициативе помощника начальника политотдела по комсомольской работе П. К. Драговоза лучшим комсомольцам посвящались бюллетени, листки-молнии, радио и фотогазеты.
В приказах Главнокомандующего ВВС за 1948 и и 1949 гг. Оренбургское летное училище отмечалось в числе лучших среди учебных заведений Военно-Воздушных Сил.