Содержание
«Военная Литература»
Военная история

На реактивной технике

В области авиационной техники в послевоенный период советские конструкторы и ученые добились крупнейших успехов, качественно изменивших облик самолета. Еще в 1946 г. газета «Правда» отмечала, что

«сейчас авиационная техника переживает бурный подъем своего развития. Появились и появляются самолеты огромных скоростей, приближающихся к скорости звука, трассы уходят в стратосферу, растет дальность полета. Применение реактивных двигателей резко увеличивает возможности авиации. Новейшее оборудование, в том числе радиолокационные установки, позволяет летать вне зависимости от времени суток и метеорологических условий»{79}.

Для развития самолетостроения послевоенных лет характерно прежде всего широкое внедрение в авиацию реактивного двигателя, означавшее начало нового этапа покорения пятого океана.

Известный советский авиационный конструктор А. И. Микоян так писал об этом:

«В наши дни, на наших глазах начался новый, высший этап в развитии авиации. Чтобы стало ясно, какой это огромный качественный скачок, приведу один пример. Довоенный истребитель имел мотор мощностью примерно 1000–2000 л. с. Если же перевести на эту старую меру тягу современного скоростного самолета, то получится цифра порядка 40–50 тыс. лошадиных сил. Мощность самолетов возросла в десятки раз!»{80}. [165]

Данный этап развития ВВС характеризуется полным перевооружением авиации на реактивные самолеты и обучением личного состава боевому использованию оружия большой мощности.

В послевоенные годы на вооружение ВВС поступили современные реактивные боевые самолеты: фронтовые истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, всепогодный ночной истребитель-перехватчик Як-25, фронтовой бомбардировщик Ил-28, дальний бомбардировщик Ту-16.

В 1950 г. летный состав авиации приступил к массовому освоению полетов в сложных метеорологических условиях и ночью по системе слепой посадки.

Переход ВВС на новую технику потребовал от авиаторов более высокого уровня теоретических знаний. В этих условиях значительно повысились требования и к авиационным училищам в деле подготовки летных кадров.

В первой половине 50-х годов в Оренбургское авиационное училище поступили реактивные самолеты Ил-28 и МиГ-15. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 имел два турбореактивных двигателя ВК-1А. Максимальная скорость самолета составляла 900 км/час, дальность полета — 2450 км. Экипаж — 3 человека. Реактивный истребитель МиГ-15 имел один турбореактивный двигатель ВК-1А. Максимальная скорость истребителя достигала до 1070 км/час, дальность полета — до 1230 км. Самолеты имели мощное пушечное вооружение. [166]

В связи с переходом на новые скоростные самолеты перед коллективом училища встали сложные задачи: не снижая темпов и качества учебно-боевой подготовки, отлично освоить материальную часть, ввести в строй на реактивных самолетах значительное количество инструкторов-летчиков, в короткие сроки приступить к обучению на этих самолетах курсантов. Все это требовало решительной перестройки всего комплекса летной, теоретической и технической подготовки постоянного и переменного состава, дальнейшего совершенствования идейно-политического воспитания будущих летчиков.

Командиры и политработники учили личный состав упорно и настойчиво работать. Ленинские указания о том, что «усиленная военная подготовка для серьезной войны требует не порыва, не клича, не боевого лозунга, а длительной, напряженной, упорнейшей и дисциплинированной работы в массовом масштабе»{81}, легли в основу работы партийных организаций и коммунистов училища. Офицеры учебно-летного отдела разработали новый учебный план. Под руководством начальника отдела полковника В. В. Масленникова и партийного бюро проводились педагогические советы, теоретические конференции, методические совещания по вопросам, связанным с обучением курсантов по новым программам.

Программа подготовки летчиков включала историю КПСС, партийно-политическую работу, иностранный язык, материальную часть самолета и двигателя, самолетовождение, тактику ВВС, бомбометание и воздушную стрельбу, метеорологию, физическую подготовку, уставы Советских Вооруженных Сил, инструкции и наставления, регламентирующие безаварийную летную работу.

В этот период будни авиаторов училища были полны напряженного воинского труда. Весь личный состав самоотверженно трудился над освоением реактивной техники. Повседневную помощь преподавателям, летному и техническому составу в работе оказывали начальники циклов: полковники В. В. Кондратьев, М. Н. Стадухин, Ф. Г. Иванов, Д. М. Артамонов, Е. А. Сусидко. Знающими, энергичными и требовательными преподавателями проявили себя подполковники В. И. Редькин, Г. Л. Игудин, А. З. Католевский, С. А. Матвеев, Б. А. Орлов, И. Я. Мас-ликов, Н. Т. Тимофеев, майоры Б. А. Однопозов, Д. А. Горкавенко, И. А. Липовецкий. Каждый из этих офицеров обладал своим стилем в работе, своим подходом к обучаемым. Но вместе с тем их объединяло великолепное знание своего дела и горячая влюбленность в профессию. [167]

Важное значение в деле мобилизации личного состава на успешное освоение новой авиационной техники имело собрание партийного актива. С докладом выступил начальник-училища генерал-майор авиации В. X. Макаров{82}. Василий Харитонович показывал пример всему летному составу в освоении новой техники. Так, например, в одном из тренировочных полетов на МиГ-15 его самолет попал в грозовое облако. Сильным разрядом повредило консоль крыла. Однако опытный летчик не растерялся. Он сумел вывести самолет из сложного положения и благополучно приземлиться. [168]

Большое мужество, самообладание и выдержку показал также при освоении новой реактивной техники Герой Советского Союза полковник Н. М. Балакирев. В одном из полетов на его самолете возник пожар, создалась сложная аварийная обстановка. Лишь благодаря высокому летному мастерству Николай Михайлович сумел быстро предпринять необходимые меры, сбить пламя и произвести посадку.

В период освоения новой техники возникла необходимость обучить летный состав высшему пилотажу, типовым атакам и воздушному бою на реактивном истребителе. Особую трудность представляло обучение летчиков и курсантов штопору. Для оказания помощи училищу в проведении этой работы прибыла группа инспекторов Главкома ВВС. В короткие сроки они подготовили офицеров П. М. Большакова, В. И. Беликова, И. М. Полшкова и других. Эти летчики вскоре стали уверенно обучать курсантов высшему пилотажу.

Успешному обучению курсантов способствовала проводимая методическая работа. Повседневное внимание уделялось подготовке молодых преподавателей. Они посещали занятия, проводимые опытными педагогами, учились у них умению обучать и воспитывать будущих офицеров. Перед началом учебного года стали проводиться сборы преподавателей, на которых рассматривались вопросы учебной работы, вырабатывалось единство взглядов по вопросам теории и практики обучения, вскрывались недостатки и намечались пути их устранения.

Наряду с организацией учебного процесса и дальнейшим его совершенствованием циклы проводили большую рационализаторскую работу. Много инициативы и творчества проявили офицеры-рационализаторы при оборудовании классов, создании большого количества новых наглядных пособий. В 1955 г. в училище был организован методический кабинет. Он имел наглядные пособия, действующие установки, тренажную аппаратуру. Лучшие рационализаторы создали альбом наглядных пособий инструктора. Он широко использовался летным составом при подготовке курсантов к полетам. Особого внимания заслуживали действующий макет топливной системы самолета МиГ-15, предложенный и выполненный инженер-майором И. П. Тюняевым, макет тренажера запуска двигателя инженер-майора С. Н. Коднера, действующий макет гидроусилителя инженер-майора А. А. Волока. Плодотворной работой рационализаторов руководил старший инженер училища инженер-полковник И. Д. Тугай. [169]

Рационализаторами училища с 1950 по 1958 г. внесено более 3700 предложений, направленных на достижение высоких показателей в эксплуатации авиатехники и обучении курсантов.

В период освоения новой авиационной техники партийно-политическая работа была направлена на обеспечение быстрого и высококачественного переучивания летного и технического состава, организации полетов без летных происшествий. В училище пропагандировался опыт отличных летчиков, техников и механиков, самолеты которых налетали без предпосылок к летным происшествиям максимальное количество часов. В специально выпускавшихся красочно оформленных листовках популяризировались офицеры и курсанты, выполнившие первый самостоятельный вылет на реактивном самолете.

Благодаря дружной работе командиров и политработников в училище в течение одного года стало возможным успешное выполнение задач обучения курсантов на реактивной технике. Об этом говорят и данные выпуска курсантов в ноябре 1955 г. Из числа выпускников училища 91,9% курсантов окончили его по первому и второму разрядам. Приказом Главнокомандующего ВВС Советской Армии училище по итогам работы за 1955 г. было отмечено в числе лучших авиационных училищ страны.

Между личным составом училища и коллективами предприятий Оренбурга, тружениками сельского хозяйства области и соседних автономных республик поддерживались связи, осуществляемые через партийные и комсомольские организации. В 1956 г. авиаторы училища оказали большую помощь земледельцам Оренбургской, Западно-Казахстанской областей и Башкирской АССР в уборке урожая. Передовые военные водители А. Квасов, Ю. Юрин, И. Павлов, А. Урмангиев, В. Антонов только за 20 дней вывезли из глубинных пунктов к элеваторам 26 340 пудов хлеба. [170]

В августе 1956 г. училище торжественно отметило свое 35-летие. К знаменательной дате политическим управлением Южно-Уральского военного округа были выпущены красочно оформленные плакаты «Боевая слава Оренбургского военного авиационного училища имени К. Е. Ворошилова» и листовки, посвященные передовым командирам отличных звеньев капитанам А. Г. Хлызову, Н. И. Пенкину и преподавателю тактики капитану А. М. Романову. К этому юбилею в адрес училища десятки воспитанников прислали свои воспоминания и поздравления. Свои приветствия прислал Герой Советского Союза В. Г. Романюк. Его имя связано с замечательными достижениями советского парашютного спорта. В советском авиационном спорте В. Г. Романюка заслуженно называют парашютистом № 1. Он 18-кратный рекордсмен мира. Счет его прыжков давно перевалил за три тысячи. Он прыгал с самолетов различных типов, с планеров и аэростатов, прыгал со всевозможными грузами и из различных положений самолета. С экспериментальными целями парашютист выполнял прыжки днем и ночью, приземлялся на землю, снег, воду и лес. Его имя много раз вносилось в таблицы мировых и всесоюзных рекордов. Он является заслуженным мастером спорта и заслуженным тренером СССР. В экспериментальных и испытательных прыжках парашютист не раз подвергался опасности, но благодаря хладнокровию, отваге и мастерству с честью выходил из самых трудных положений. Более чем в 30 прыжках ему пришлось вынужденно использовать запасной парашют.

В 1955 г., испытывая новый парашют, Романюк попал в очень сложную ситуацию. Купол парашюта не наполнялся воздухом. Не теряя самообладания, испытатель несколько раз старался исправить положение, но все попытки кончались безрезультатно. Осталось одно — открыть запасной парашют. В. Г. Романюк вырвал его кольцо, однако купол запасного парашюта также не наполнился воздухом. Его захлестнуло за основной парашют. Скорость падения не уменьшалась, и земля была совсем рядом. Подтянув стропы запасного парашюта, испытатель ухватился за нижнюю кромку купола и раздвинул полотнища в стороны. Раздался хлопок, купол вырвался из рук испытателя и наполнился воздухом. Через 2–3 секунды Романюк благополучно приземлился.

В том же году вместе с семью другими парашютистами он совершил групповой затяжной прыжок из стратосферы. В этом прыжке свободное падение продолжалось 170 секунд. А летом 1957 г. реактивный самолет «Сокол» поднял в стратосферу группу военных парашютистов, которую возглавлял В. Г. Романюк. [171]

...Стрелка высотомера приблизилась к 15 тыс. м. Парашютисты один за другим оставляли самолет. Специальные защитные костюмы и герметические шлемы надежно предохраняли их от губительного действия низкого барометрического давления и обжигающего мороза стратосферы. На высоте 800 м Романюк и его товарищи открыли купола парашютов. Свободное падение отважных парашютистов продолжалось почти 4 минуты. За это время они пролетели расстояние более 14 тыс. м. Этим выдающимся прыжком на 2 тыс. м. было превышено мировое достижение.

Безукоризненное мастерство, железная воля, выносливость и хладнокровие, бесстрашие и творческое дерзание — таковы замечательные качества, которые присущи этому выдающемуся парашютисту Военно-Воздушных Сил.

В 1957 г. в Советском Союзе был осуществлен запуск искусственных спутников Земли и проведено успешное испытание межконтинентальной баллистической ракеты. Эти события явились поистине историческими. На митингах, которые прошли в училище, авиаторы обязались работать еще лучше и с честью выполнить стоящие перед ними задачи. Этот год вошел в историю училища как год, когда впервые был произведен очередной выпуск летчиков-истребителей, закончивших обучение с боевым применением на реактивном самолете. Отлично окончил училище в 1957 г. Юрий Алексеевич Гагарин, ставший впоследствии первым в мире летчиком-космонавтом.

Большим событием в жизни Вооруженных Сил, в том числе и училища, явился октябрьский Пленум ЦК КПСС 1957 г., который принял решение об улучшении партийно-политической работы в армии и на флоте. На состоявшемся партийном активе училища по итогам Пленума шел принципиальный разговор об улучшении партийно-политической работы. Руководствуясь решениями Пленума, партийные организации стали глубже вникать во все стороны жизни и работы училища, более остро критиковать недостатки. Улучшили воспитательную работу и добились высоких показателей в обучении и воспитании подчиненных офицеры А. Л. Агафонов, Г. А. Суглобов Р. С. Вараксин, Л. М. Догович, Ф. М. Суханов, Б. Г. Михаилов, М. И. Сидякин и другие.

В феврале 1958 г. в связи с выборами в Верховный Совет СССР город Оренбург посетил кандидат в депутаты Верховного Совета Министр обороны Союза ССР Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский. Министр обороны побывал и в училище. Он осмотрел учебные аудитории, беседовал с курсантами и офицерами. В книге почетных посетителей он сделал следующую запись:

«Желаю курсантам Военного авиационного училища больших успехов в учебе, в достижении высокой дисциплины, общего порядка и подтянутости. Беспредельно быть преданными нашей партии, идее коммунизма, беззаветно любить нашу Советскую Родину и всеми силами, знаниями, не щадя своей жизни, защищать ее от врагов». [173]

Пожелания Министра обороны, прославленного полководца Великой Отечественной войны, были восприняты личным составом как боевой наказ — не успокаиваться на достигнутом и впредь все свои силы и знания отдавать делу укрепления оборонной мощи Родины.

Глубокое отражение в учебной жизни училища получил «Закон об укреплении связи школы с жизнью», принятый второй сессией Верховного Совета СССР 24 декабря 1958 г. Вопросы связи обучения курсантов с жизнью обсуждались на партийных собраниях и научно-методических конференциях.

Постоянно уделяя неослабное внимание вопросам безаварийной летной работы, командиры, политработники, партийные организации добились новых успехов в выполнении плана летной подготовки, в борьбе за рост отличников и отличных подразделений.

Больших успехов в работе добилась эскадрилья майора В. И. Заварзы. Четкая организация летной работы, качественная подготовка материальной части к полетам, совершенствование методов обучения и воспитания подчиненных дали возможность личному составу учебной авиаэскадрильи выполнять летную программу без единого летного нарушения.

Право именоваться отличными завоевали авиационные звенья, которыми командовали капитаны М. П. Пушкарев и А. Е. Лимарев. Вдумчивым педагогом проявил себя летчик-инструктор А. С. Купстас. Он был влюблен в профессию военного летчика. С большим желанием передавал свои знания курсантам. Главным в работе считал индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания подчиненных. Инструктор умел расположить к себе курсантов, определить сильные и слабые стороны каждого из них. Летная группа капитана А. С. Купстаса всегда отличалась организованностью, слаженностью в работе и высокой воинской дисциплиной. Не раз ее передовой опыт популяризировался в специально выпущенных боевых листках. [174]

В первых рядах отличников боевой и политической подготовки шел здесь курсант комсомолец Владимир Рыбкин. Еще на школьной скамье вынашивал юноша мечту стать военным летчиком. После окончания десятилетки он поступил в авиационную школу первоначального обучения летчиков. Упорно и настойчиво овладевал Владимир теорией полета, изучал материальную часть, показывал своим товарищам пример в подготовке к полетам. В результате упорного труда он с отличной оценкой закончил программу обучения на самолете Як-18. Затем предстояли месяцы напряженной учебы по освоению боевой машины. И вот наступил долгожданный день. Он занял место в кабине учебно-боевого реактивного самолета. Успешно закончил первый ознакомительный полет, а затем пришел и день первого самостоятельного полета.

Новая реактивная техника предъявила очень высокие требования к физической подготовке летного состава. Все курсанты за период обучения готовятся и сдают нормативы на значок ГТО. Обязательным элементом боевой подготовки являются парашютные прыжки. Проводится работа по подготовке разрядников парашютного спорта и инструкторов парашютно-десантной подготовки.

Важнейшей формой спортивной работы являются массовые спортивные соревнования. Ежегодно в училище проводятся комсомольско-молодежные кроссы, летние и зимние спартакиады. В этих состязаниях участвуют все курсанты. Состязания внутри училища, как правило, предшествуют гарнизонным и окружным.

В 50-е годы спортсмены училища неоднократно выходили победителями по различным видам спорта в спартакиадах округа и города Оренбурга. Команда гимнастов на протяжении трех лет завоевывала первенство округа. Командующий ВВС Южно-Уральского военного округа наградил всех участников команды ценными подарками.

На соревнованиях между авиационными частями ВВС округа по парашютному спорту хрустальный кубок за командное первенство завоевали авиаторы-оренбуржцы. Высоких спортивных результатов добились спортсмены в 1958 г. В ходе напряженной спортивной борьбы на первенство гарнизона победу над сильнейшими противниками одержали баскетбольная, футбольная и волейбольная команды. В училище выращено несколько мастеров спорта и большое количество спортсменов-разрядников по различным видам спорта. Спорт прочно вошел в быт многих офицеров. В спортивно-массовой работе активное участие принимают командиры подразделений. Умелым организатором спортивной работы показал себя начальник физподготовки майор Н. А. Котенко. [175]

Витрины в музее училища с многочисленными кубками и грамотами — убедительное свидетельство спортивных успехов воинов-авиаторов. Физкультура и спорт способствуют всестороннему физическому развитию курсантов, будущих офицеров Советских Военно-Воздушных Сил.

Широкий размах получило в училище самодеятельное искусство. На проводимых смотрах в гарнизоне и округе коллективы училища часто занимали первые места. Личный состав законно гордится тем, что переходящий приз Южно-Уральского военного округа — кубок за достигнутые успехи в самодеятельном творчестве оставлен в училище на вечное хранение.

На одном из смотров художественной самодеятельности высокую оценку жюри и зрителей получила литературно-музыкальная композиция, посвященная Ленинскому комсомолу. Монтаж отразил важнейшие этапы боевого пути комсомола, воскресил в памяти его подвиги в годы гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Постановщик монтажа военный дирижер подполковник И. Г. Эстрин удачно отобразил в монтаже жизнь училища и его славные боевые традиции. Музыканты оркестра помогали командирам создавать в подразделениях художественную самодеятельность.

Больших творческих успехов добился драматический коллектив. Им руководил заслуженный артист РСФСР В. Е. Веский. Он многое сделал для роста исполнительского мастерства самодеятельных артистов. С неизменным успехом шли пьесы «Незабываемый 1919-й», «Кремлевские куранты», «Настоящий человек» и другие.

В подразделениях множилось число самодеятельных авторов. В сентябре 1957 г. на десятом окружном смотре художественной самодеятельности были исполнены стихи, песни, политическая сатира, написанные авиаторами училища.

Выступления участников художественной самодеятельности перед воинами училища пользовались успехом и способствовали лучшей организации и проведению культурного досуга. [176]

Участники художественной самодеятельности были частыми и желанными гостями на предприятиях Оренбурга, в пригородных колхозах и совхозах, что способствовало укреплению связей воинов с местным населением.

В октябре 1959 г. училище посетила делегация молодежи Чехословацкой республики. В Книге почета училища они оставили следующую запись:

«Милые друзья, товарищи! Мы с большой радостью приняли ваше приглашение посетить ваше училище, которое воспитывает замечательные кадры для Советской Армии. Молодежь Чехословакии, которую в СССР представляет в настоящее время наша делегация, хорошо знает о героических подвигах советских летчиков и всегда с большой любовью и уважением вспоминает и будет вспоминать тех, кто отдал свою жизнь за освобождение нашей Родины. Благодарим вас, дорогие друзья».

В 50-е годы курсанты Оренбургского летного не раз показывали примеры грамотных и решительных действий. Самообладание и находчивость, отличное знание авиатехники помогли избежать летных происшествий курсантам Геннадию Семенову, Владимиру Ромину, Борису Дубровскому.

Когда однажды курсант Геннадий Семенов на самолете Ил-10 выполнял самостоятельный полет, он ощутил сильный толчок. Машина вздрогнула, будто натолкнулась на невидимое препятствие. Еще удар, и наступила полная тишина. Самолет вошел в крутую спираль и начал быстро терять высоту. «Отказал двигатель», — мелькнула мысль у Семенова. Надо было прежде всего обеспечить скорость, перевести самолет в режим планирования и направить машину в сторону аэродрома. Семенов выключил зажигание и попытался перекрыть пожарный кран, чтобы прекратить доступ топлива из баков в двигатель, но кран заело.

Неожиданно кабина стала наполняться едким дымом. Он выбивался из-под приборной доски. Семенов надвинул па глаза очки, отбросил фонарь кабины. В лицо ему ударили брызги горячего масла. Приток дыма усилился, а под ногами показалось пламя. Сомнений не было — возник пожар. А самолет быстро снижался, оставляя за собой белый шлейф дыма. Огонь подбирался к ногам. [177] Курсант снял ноги с педалей, приподнялся. Теперь его голова была выше переднего бронестекла. Очки сорвало встречным потоком воздуха. Выбрасываться на парашюте было поздно — не позволяла высота. Оставалось одно — пилотировать горящую машину и попытаться по возможности быстрее сесть.

Перед самой землей самолет накренился, потом выровнялся и, взмыв на несколько метров, коснулся хвостовым колесом зеленого поля аэродрома. Машина окуталась дымом и пылью. Когда к ней подбежали летчики, техники, механики, курсант Семенов был уже на земле и гасил горевший на нем комбинезон. Лицо и руки были покрыты копотью. На санитарной машине Геннадия Семенова отправили в госпиталь... Командующий войсками округа наградил курсанта Семенова именными часами за мужество и отвагу, проявленные в воздухе.

Однажды в полете курсант Владимир Ромин попал в исключительно сложные условия. Для оценки обстановки Ромин располагал буквально секундами. Но этих секунд оказалось ему достаточно, чтобы принять правильное решение, действовать хладнокровно и решительно. Он сбросил фонарь кабины и катапультировался. Высота прыжка была настолько мала, что момент раскрытия парашюта почти совпал с приземлением. За проявленное мужество и умелые действия в этом полете командование наградило молодого авиатора ценным подарком.

Большое самообладание и мастерство в 1957 г. проявил курсант Борис Дубровский. При выполнении учебного задания неожиданно кабина его реактивного самолета начала быстро заполняться дымом. Ему стало трудно дышать. Но Дубровский не растерялся. Он надел кислородную маску, разгерметизировал кабину и благополучно произвел посадку.

Отличники боевой и политической подготовки Владимир Ромин и Борис Дубровский, окончившие училище по первому разряду, были оставлены в училище летчиками-инструкторами.

Совершенствуя летное мастерство, неуклонно повышая свои военные и политические знания, личный состав училища с честью выполнял указания Коммунистической партии о подготовке высококвалифицированных кадров для наших славных Военно-Воздушных Сил. [178]

Дальше