Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Оренбуржцы в небе Испании

Во второй половине июля 1936 г. в Испании вспыхнул фашистский мятеж, который поддержали фашисты Германии и Италии. Свободолюбивый испанский народ встал на защиту независимости своей страны. Братскую руку помощи испанским патриотам протянул советский народ,

«На страницы полувековой истории нашего государства, — говорил Л. И. Брежнев, — вписано много замечательных примеров революционного интернационализма... Незабываема славная эпопея боевого братства с революционной Испанией. Наша страна пришла на помощь испанскому народу всем, чем могла, — от дипломатической поддержки и экономической помощи до личного вклада тысяч советских добровольцев, до последнего дня вместе с испанцами защищавших баррикады Барселоны и небо Мадрида»{39}.

На собраниях и митингах курсанты клеймили позором фашистов, выражали горячие симпатии трудящимся Испании, подавали рапорты с просьбой направить их добровольцами, организовали сбор средств для пролетариата Испании. [52]

Комсомолец курсант И. Л. Зотов в ответ на пиратские действия немецких, итальянских и испанских фашистов, потопивших советский теплоход «Тимирязев», в заметке, напечатанной в многотиражке, писал: «Вношу деньги на постройку новых теплоходов и призываю всех последовать моему примеру»{40}.

Горячим патриотизмом и искренним чувством пролетарского интернационализма проникнуты стихи воспитанника школы летчика-инструктора С. Д. Пруткова, которые были напечатаны в газете «Контакт»{41}.

Мы не в Мадриде,
Но с вами мы,
Мы — это все человечество.
Мы знаем — станет свободный мир
Нашим счастливым Отечеством.

На территорию Испанской республики прибывали первые группы советских авиаторов-добровольцев, в том числе воспитанники училища С. И. Грицевец, А. К. Серов, В. М. Бочаров, С. Ф. Тархов, Н. П. Журавлев, М. А. Федосеев. Их подвиги вписаны золотыми буквами в историю Советских Вооруженных Сил, в летопись боевой славы учшшща.

Мужественно сражался за честь, свободу и независимость республиканской Испании выдающийся летчик-истребитель Анатолий Константинович Серов{42}. Подвиги этого замечательного летчика подробно описаны во многих книгах. Выходец из рабочей семьи, А. К. Серов поступил в училище в 1929 г. и навсегда связал свою судьбу с авиацией. В выпускной характеристике от 19 декабря 1931 г. о нем сказано следующее: «Инициативен, работоспособен, настойчив. Имеет большой интерес к летной службе... Степень усвоения техники пилотирования — отличная». Окончив училище по первому разряду, он летал в частях на различных типах истребителей. В 1934 г. он был назначен командиром звена 26-й авиаэскадрильи, а в 1936 г., как один из лучших летчиков, выдвинут на должность летчика-испытателя НИИ ВВС Красной Армии. [53] Постановлением ЦИК Союза ССР за выдающиеся успехи в боевой и политической подготовке А. К. Серов был награжден орденом Красного Знамени.

В начале 1937 г. командование удовлетворило неоднократные просьбы А. К. Серова об отправке его добровольцем в Испанию. Сражаясь под именем Родриго Матео, мужественный советский летчик постепенно вырабатывал свой собственный знаменитый серовский почерк, ведения воздушного боя. Как правило, Серов до конца использовал все летно-технические качества машины. Ведя огонь из пулеметов и выполняя каскады фигур высшего пилотажа, он неизменно завершал стремительные атаки уничтожением врага. Во время одного из боевых вылетов он встретился в воздухе с девяткой вражеских истребителей. Неравенство сил не смутило отважного летчика. Он принял бой. В таких условиях не дать себя подбить уже было большой победой. Но Серов так искусно маневрировал и вел огонь по противнику, что не только не позволил сбить себя, но, улучив удобный момент, уничтожил один неприятельский самолет.

Молодые пилоты-интернационалисты — венгры, французы, англичане — тянулись к Серову. Их увлекало его постоянное стремление к новому, поиски новых приемов ведения воздушного боя. За время испанских боев Серов лично сбил в воздушных боях 15 фашистских немецких и итальянских самолетов. Неоднократно он показывал образцы взаимной выручки в бою. Летчики, которыми командовал Анатолий, так же уверенно дрались с врагом, как и их командир. Они знали, что Серов не покинет их в беде. Подразделения бомбардировщиков были спокойны, если их охраняли истребители эскадрильи Серова. Однажды, когда группа Анатолия Константиновича сопровождала самолеты СБ, в воздухе появилось 36 вражеских истребителей. [54]

Враг был уверен в победе, но просчитался. Внезапные и стремительные удары 12 наших истребителей сорвали замыслы мятежников. Противник в этом бою потерял 8 самолетов.

Коммунист А. К. Серов явился одним из инициаторов действий истребителей в Испании ночью. 27 июля 1937 г. он ночью сбил «Юнкерс-52». Бывший командующий авиацией республиканской Испании Игнасио Идальго де Сиснерос в книге «Меняю курс» приводит выдержку из рапорта А. К. Серова об этом полете:

«В ночной темноте было очень трудно искать вражеские самолеты. Наконец мне повезло. Я увидел в отблеске лунного света крыло самолета. Подойдя ближе, определил: «Юнкерс-52». Открываю огонь. Фашист немедленно отвечает мне, но я лечу ниже, и он меня не видит. Я приблизился к самолету справа, примерно на 30 м, и открыл огонь из всех четырех пулеметов. Пули попали в бензобак, вспыхнуло пламя. Это была замечательная мишень. Я дал еще одну очередь и увидел, как «юнкерс» пикирует носом и разбивается о землю»{43}.

Всего А. К. Серов сбил в ночных боях 8 вражеских самолетов. Начав воевать рядовым летчиком, он вскоре стал командиром звена, затем командовал эскадрильей и крупной группой истребительной авиации, которая прикрывала оборону всего мадридского фронта. Боевая деятельность отважного летчика была высоко оценена Родиной, которая наградила его вторым орденом Красного Знамени и удостоила звания Героя Советского Союза.

Правительство Испанской республики наградило национального героя Испании советского летчика А. К. Серова именными золотыми часами, на крышке которых на испанском и русском языках была выгравирована надпись: «За отвагу и доблесть!»

Возвратившись из Испании, А. К. Серов побывал в Оренбурге в гостях у курсантов и офицеров родного училища. В своем выступлении перед личным составом он говорил: «Летчик-истребитель должен быть дерзким, хладнокровным, отважным, всегда точно рассчитывать боевые действия, безукоризненно знать боевую технику — свою и противника. Вот что требуется от летчика-истребителя. [55] Если истребительная авиация ни на минуту не дает покоя вражеским самолетам, подстерегая их везде и всюду, наносит короткие, внезапные удары — значит, она действует хорошо». Многие из тех, кто слушал в тот памятный день Серова, вскоре сами прославили Родину новыми подвигами, замечательными победами в воздухе.

В летописи советской авиации в одном ряду с бесстрашными летчиками, которые подобно капитану Н. Ф. Гастелло обрушили свои поврежденные самолеты на танки и орудия противника, стоят герои воздушных таранов. Примененный впервые в 1914 г. выдающимся русским летчиком П. Н. Нестеровым воздушный таран был продолжен и развит советскими соколами.

Воспитанник училища Сергей Александрович Луковников в небе Испании повторил подвиг Нестерова. Вот что рассказал лейтенант С. А. Луковников после возвращения из Испании на Родину.

«14 августа 1938 года от командира эскадрильи мы получили задание вылететь на патрулирование. Вылетели в составе трех звеньев. Я был в ведущем звене. Подошли к линии фронта и обнаружили группу противника до 30 самолетов на высоте 4500 м. У нас высота 4000 м. Командир эскадрильи принимает решение и разворачивается влево с набором высоты, с тем чтобы атаку произвести сбоку. Противник, заметив маневр, развернулся на нас и пошел в лобовую атаку. Мы ее приняли. Вижу — прямо на меня идет «фиат». Я понял, что если отверну, то буду сбит, поэтому решил — лучше погибнуть в том случае, когда вместе со мной погибнет и он — враг. Но оказалось, что он не вытерпел, отдал ручку и подставил под мой мотор свой хвост, который я ему отрубил»{44}.

От страшного удара И-16 перевернулся. Сергей выровнял самолет и осмотрелся. Бесхвостый «фиат» беспорядочно падал. В стороне под куполом парашюта качалась на стропах одинокая фигура вражеского пилота. Луковников благополучно привел самолет на свой аэродром. Правительство высоко оценило подвиг С. А. Луковникова, наградив его орденом Красного Знамени.

Под именем Хосе Голарса сражался в Испании воспитанник училища Владимир Михайлович Бочаров. [56] Он родился в 1911 г. в Курске, в семье железнодорожника. В 17 лет поступил в Вольскую военно-авиационную теоретическую школу, после окончания которой был направлен в Оренбургскую школу летчиков. Успешно закончив ее, он стал летчиком-истребителем.

В учебных воздушных боях В. М. Бочаров проявлял необыкновенное упорство и волю к победе. Вместе с лучшими летчиками дважды в год, 1 мая и 7 ноября, его посылали в Москву для участия в воздушном параде над Красной площадью. За отличное освоение новой авиационной техники в 1936 г. он был награжден орденом Красной Звезды. В том же году В. М. Бочаров добровольно отправился в Испанию. Но недолго пришлось сражаться отважному летчику. В ноябре 1936 г. он трагически погиб.

Сергей Прокопьевич Денисов, дважды Герой Советского Союза, ныне генерал-лейтенант авиации, лично сбивший в Испании 13 самолетов и воевавший в одной эскадрилье с Бочаровым, вспоминает:

«Бой 14 ноября, из которого В. М. Бочаров не вернулся, я хорошо помню. Мы вылетели двумя отрядами. Один вел В. М. Бочаров, другой — я. С нами летел и командир эскадрильи С. Ф. Тархов. Когда началась «карусель», так обычно вели бой истребители в те годы, я увидел, как один наш самолет падал на территорию врага. Машина не горела, но летчик, видимо, был ранен или убит»{45}.

В действительности фашисты подбили самолет Бочарова, а сам он был тяжело ранен. Теряя силы, летчик все же довел самолет до земли и совершил посадку на территории, занятой фашистами. [57] Видя, что его окружают, Бочаров стал отстреливаться, надеясь последнюю пулю пустить себе в висок, но не рассчитал... Последней пулей он сразил подбежавшего к нему немецкого офицера. Фашисты схватили его, пытали, затем убили и зверски надругались над телом героя.

15 ноября 1936 г. фашистский самолет сбросил над Мадридом привязанный к парашюту деревянный ящик. В нем были изрубленные останки человека и обрывки одежды. Друзья и товарищи с большим трудом опознали В. М. Бочарова.

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 31 декабря 1936 г. Владимиру Михайловичу Бочарову присвоено звание Героя Советского Союза.

Под именем Антонио на стороне республиканской Испании воевал советский доброволец летчик-истребитель Сергей Федорович Тархов. В 1929 г. Сергей Тархов успешно окончил Оренбургскую школу летчиков. Один из старейших воспитанников школы полковник в отставке И. П. Зубов, бывший в 1928 г. инструктором-летчиком С. Ф. Тархова, вспоминает, что Сергей был любознательным, способным курсантом. Одним из первых в группе вылетел самостоятельно. Веселый, добродушный и справедливый, он пользовался авторитетом у товарищей.

В Испании С. Ф. Тархов, командуя эскадрильей, бесстрашно сражался с врагами. В одном из воздушных боев на его самолет набросилось шесть вражеских истребителей. Из этой схватки советский пилот вышел победителем. В тяжелом воздушном бою в районе Мадрида 14 ноября 1936 г. он сбил фашистский истребитель, но сам был подбит и, раненный, спасся на парашюте. Умер С. Ф. Тархов от ран в одном из госпиталей Мадрида. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Воспитанники училища с честью выполнили свой интернациональный долг в борьбе за свободу республиканской Испании. В начале Великой Отечественной войны многие бывшие советские добровольцы одними из первых вступили в смертельный бой с фашизмом.

«Для большинства из них, — писал Маршал Советского Союза К. А. Мерецков, — Испания послужила той школой, уроки которой пригодились им впоследствии, в 1941–1945 годах»{46}. [58]

Дальше