Содержание
«Военная Литература»
Военная история

В Китае, на Хасане и Халхин-Голе

Опыт воздушных боев в Испании, новые тактические приемы ведения боевых действий тщательно изучались всем личным составом авиашколы. Этот опыт помог ее питомцам успешно решать боевые задачи в новых битвах за Советскую Родину.

В июле 1937 г. японские захватчики начали войну против Китая. Очаг войны на Востоке не мог оставить равнодушными советских людей. Вскоре после начала войны в Китай по просьбе правительства этой страны стали прибывать советские военные советники и летчики-добровольцы, в том числе и воспитанники школы. Одним из них был Ф. П. Полынин, ныне генерал-полковник авиации в отставке. В своих воспоминаниях генерал-полковник авиации А. Г. Рытов рассказывает о том, как под руководством Ф. П. Полынина 19 бомбардировщиков 23 февраля 1938 г. нанесли мощный бомбовый удар по крупной авиационной базе на острове Тайвань.

«По сигналу ведущего самолеты приглушили моторы и начали снижаться. Аэродром был виден как на ладони. На стоянках длинной вереницей выстроились самолеты, а позади них высились огромные зеленые здания ангаров. В строгой последовательности, один за другим экипажи самолетов «высыпали» весь свой бомбовый груз на стоянки и ангары. Вздыбились фонтаны взрывов, аэродром окутало дымом, через несколько часов мы обнимали наших мужественных летчиков, поздравляя их с победой»{47}.

В результате этого налета японцы потеряли 40 самолетов, ангары и трехгодичный запас горючего.
«В дерзком налете на вражескую авиабазу, — пишет Ф. П. Полынин, — проявились лучшие качества наших летчиков, штурманов и стрелков. Не подвела нас и отечественная техника{48}.

В годы Великой Отечественной войны Федор Петрович командовал 6-й воздушной армией. Героизм, мужество и ратные заслуги командарма Ф. П. Полынина были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза, 11 орденами и 10 медалями СССР. [59]

Советские летчики-добровольцы внесли большой вклад в героическую борьбу китайского народа за свободу и независимость. В трудные для Китая годы борьбы с агрессорами Советский Союз поставил ему 885 боевых самолетов. Немало советских летчиков сложили свои головы на китайской земле.

В обстановке подготовки к развязыванию второй мировой войны заправилы международного империализма направили агрессивные действия японских милитаристов против Советского Союза. Поощряемые такой политикой, они неоднократно провоцировали пограничные инциденты с Советским Союзом, а в 1938 г. Япония вторглась в пределы СССР в районе озера Хасан, вблизи Владивостока. К отражению этой наглой вылазки было привлечено свыше 70 истребителей, около 120 средних и 60 тяжелых бомбардировщиков{49}. В боях у озера Хасан советские летчики продемонстрировали мощь нашей авиации, безграничную храбрость, отвагу, доблесть и геройство.

Исключительное мужество и героизм в воздушных боях с японскими милитаристами показал воспитанник школы летчик А. Е. Боровиков. Однажды во время бомбардировки огневых позиций японских самураев на высоте Заозерная его самолет загорелся от прямого попадания зенитного снаряда. Отважный сокол направил горящую машину на вражеские укрепления, а сам выбросился на парашюте. Сильным ветром он был снесен к окопам врага. Японцы пытались взять его в плен живым, но советский летчик коммунист Боровиков сражался с врагом до последнего вздоха и пал на поле боя смертью героя. [60] За этот подвиг он удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Летом 1939 г. японские самураи вероломно вторглись в пределы дружественной Советскому Союзу Монгольской Народной Республики. Эта наглая провокация зарвавшейся японской военщины вызвала возмущение и гнев советского народа. После сообщения ТАСС от 26 июня 1939 г. в подразделениях училища прошли митинги, на которых личный состав гневно клеймил японских агрессоров. В те дни, как и в период боев в Испании, курсанты подавали десятки рапортов с просьбой послать их в район боевых действий. Весь коллектив училища был охвачен патриотическим порывом. С новой силой развернулось социалистическое соревнование за выполнение правительственного задания по подготовке внеочередного выпуска летчиков. Советское правительство, верное своему интернациональному долгу и договору о взаимной помощи, дало указание своим войскам, находящимся в МНР, защитить дружественную нам страну.

В ликвидации войск захватчиков советская авиация принимала активное участие, нанося с воздуха мощные удары по живой силе и технике противника. Впервые разыгрались групповые воздушные бои, в которых одновременно участвовало с обеих сторон свыше 250 самолетов. В этих боях сражались 15 воспитанников училища.

Подлинный героизм и высокое воинское мастерство в боях показал воспитанник училища С. И. Грицевец. Сергей Иванович Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории советской авиации заметный след{50}. Сын бедного белорусского крестьянина деревни Боровцы Новогрудского района, он после окончания в 1925 г. семилетки работал чернорабочим на станции Шумиха, а затем слесарем на механическом заводе в Златоусте. В 1932 г. по комсомольской путевке прибыл в Оренбургскую авиационную школу. В школе он считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки призывали равняться в учебе на Сергея. После окончания в 1934 г. школы Сергей стал летчиком-истребителем и служил в Киевском, Ленинградском и Забайкальском военных округах. В 1936 г. старший лейтенант Грицевец приехал в Одессу. Здесь он освоил курс воздушного боя и высшего пилотажа. [61]

Летом 1938 г. Сергей Иванович сражался в небе Испании. В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и фашистскими самолетами было один к пяти, он пришел к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы с вражеской авиацией в таких условиях может быть только групповой «соколиный удар» — внезапная атака врага эскадрильей сверху, сзади. 14 августа 1938 г. группа самолетов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический прием. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что фашистская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на свой аэродром.

22 февраля 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза.

В полную силу талант этого замечательного летчика проявился в небе Халхин-Гола. Так, 26 июня 1939 г. в районе озера Буир-Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся победой советских летчиков. Враг потерял 25 самолетов, в то время как наши летчики только два. В этом бою был подбит самолет командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева, и он вынужден был опуститься на парашюте па занятую японцами территорию{51}. [62] Немедленно на помощь своему командиру бросился С. И. Грицевец. Подвергая большому риску себя и машину, он совершил посадку в степи в расположении японских войск. С большим трудом ему удалось посадить командира в одноместную кабину, на глазах у японцев взлететь и благополучно совершить посадку на своем аэродроме. Подобного еще не было в истории авиации.

С. И. Грицевец получил телеграмму командующего ВВС РККА. В ней говорилось:

«Сегодня в воздушном бою Вы проявили исключительный героизм, мужество, отвагу, преданность Родине, любовь к нашим летчикам. О Вашем героическом поступке доложу Народному комиссару обороны товарищу Ворошилову и правительству».

За этот подвиг 29 августа 1939 г. майор С. И. Грицевец был награжден второй Золотой Звездой Героя. О мужественном поступке летчика в одной из газет было опубликовано стихотворение поэта В. Гусева:

Но крепка большевистская дружба —
Ты страной не покинут, боец.
Над тобою в волнении кружится
Смелый летчик майор Грицевец.
Он на землю чужую садится,
Он товарища на борт берет.
Мчат враги, но могучая птица
Из-под носа уходит в полет.

30 августа 1939 г. газета «Красная звезда» в передовой статье «Мужество и героизм» писала: «Сергей Грицевец проявил себя прекрасным организатором воздушных боев, самоотверженным товарищем своих боевых друзей. Он совершил беспримерный в истории мировой авиации героический подвиг». Маршал Чойбалсан вручил Сергею Грицевцу орден боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики. На счету славного сокола более 40 сбитых самолетов противника. Имя этого замечательного летчика, давно уже ставшее символом мужества, отваги и благородства, ныне носит Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков ВВС. [64]

Мужественно сражался с японскими захватчиками питомец училища Александр Петрович Пьянков. Однажды четверка советских истребителей, в составе которой находился и лейтенант Пьянков, завязала бой с группой противника. В этом тяжелом бою советский летчик открыл свой боевой счет. В одном из боев машина Пьянкова была подбита, и он произвел вынужденную посадку в бескрайней монгольской степи. Двое суток раненный летчик пробирался в район расположения советских войск, страдая от нестерпимого зноя и жажды. Мужественный боец благополучно добрался до своих и через непродолжительное время снова занял место в строю. За время боев на реке Халхин-Гол он совершил 56 боевых вылетов, провел 20 воздушных боев и лично сбил 12 самолетов противника. Боевые заслуги А. П. Пьянкова были высоко отмечены Родиной. Ему присвоили звание Героя Советского Союза. Правительство МНР наградило героя высшим монгольским военным орденом.

Всего в боях на Халхин-Голе советские летчики уничтожили 598 самолетов противника и не позволили японской авиации оказать противодействие наступлению советско-монгольских войск{52}.

За героизм и отвагу, проявленные в этих боях, 60 советских авиаторов удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в том числе воспитанники училища И. С. Сухов, М. Ф. Бурмистров, А. П. Пьянков, Н. Г. Глазыкин, И. И. Евсевьев, В. В. Зверев, а С. И. Грицевец стал одним из первых в нашей стране дважды Героем Советского Союза.

Дальше