Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава IV.

Важнейшие оперативные районы театров военных действий

Важнейшими оперативными районами, в которых протекали военные действия сторон в 1914–1918 гг., были: а) район Восточноевропейского театра и б) район Западно-европейского театра.

Оперативный район Восточно-европейского театра войны

Военно-географические условия

Схема 6

Оперативный район Восточно-европейского театра занимал территорию: а) Восточной Пруссии, б) восточных частей провинций — Познани и Силезии, в) Галиции и г) западных областей России. С запада этот район ограничивался р. Вислой, крепостями Данциг, Торн, Познань, Бреславль и Краков; с юга — Карпатскими горами и северной частью румынской границы; с востока линией — Ленинград (Петроград), Великие Луки, Смоленск, Гомель, Киев и р. Днепр и с севера Балтийским морем.

Центральная часть района. По своему положению центральная часть района является наиболее важной в оперативном отношении, так как здесь со стороны России образовывался выступ, приближающий русских к Берлину и Вене, однако подверженный ударам со стороны Восточной Пруссии, Галиции. Течением р. Вислы от Сандомира до Торна эта территория делится на западный и восточный участки.

Для Германии и Австрии западный участок не давал никаких преимуществ, так как здесь операции сводились только к выходу на р. Вислу в среднем ее течении. Восточный участок, ограниченный реками Буго-Наревом с севера, Вислой на западе и Саном с юга, пересекается болотистыми долинами рек Вепржа и Западного Буга и, имея северной границей Буго-Нарев и Бобр с их болотистыми долинами, был весьма удобен для обороны русских на запад и на север. При направлении же наступления русских восточнее [45] Вислы на юг, в пределы Галиции, и австрийцев на север, из Галиции, обеим сторонам нужно было преодолеть Таневские леса и болотистую, местами возвышенную полосу севернее Сана. Оперативное значение этой территории состоит в том, что здесь под прикрытием рек Буго-Нарева и Вислы образуется удобный плацдарм для сосредоточения русских войск. Для австро-германцев значение этой территории сводилось к возможности совместных ударов с юга и севера по расположенной здесь русской армии.

Северная часть района ограничивается с запада нижним течением Вислы от Торна до Данцига, на севере — Балтийским морем и на юге — Полесьем. Река Неман делит эту часть на резко отличающиеся участки — западный и восточный. Западный участок, включая Восточную Пруссию и прилегающую к ней большую территорию России, ограниченную на востоке Неманом, представляет в центре всхолмленную равнину с группами многочисленных озер. Здесь самой значительной в оперативно-тактическом отношении является Мазурская озерная группа, которая вместе с реками Дейме и Ангерапом образует сильную оборонительную линию от Кенингсберга до Иоганисбурга. Другие озера образовывали ряд дефиле вдоль южной границы Восточной Пруссии. На юго-востоке к ним примыкают обширные Августовские, Иоганисбургские леса с ограниченным числом путей.

Для русских Восточная Пруссия представляла при наступлении на запад значительные трудности в оперативном отношении вследствие наличия Мазурских озер, разобщавших наступающие армии, давая тем возможность германцам последовательно направлять войска против той или другой армии.

Территория восточнее Немана давала полное удобство для маневрирования крупных войсковых масс. К числу сильных оборонительных линий здесь относятся реки Западная Двина, Березина и Днепр.

Южная часть оперативного района включала Галицию, часть Волыни и Молдавии.

Территория Галиции делится р. Саном на Восточную и Западную Галицию; через последнюю проходят наиболее удобные пути в обход Карпатских гор — на Краков, Вену и Будапешт. Верховья Вислы и Сана, Прут и Днестр с их притоками определяли направление большинства дорог, особенно в Восточной Галиции. Следствием этого было то, что русским войскам при наступлении с востока приходилось делать большие обходы, которые уменьшали величину полезных переходов. Галиция от внутренних областей Австро-Венгрии отрезана Карпатскими горами. Наиболее доступными эти горы были в западной их части, где они постепенно переходили в холмы. Через Карпаты проходило 18 шоссейных и 22 грунтовые колесные дороги, преимущественно в Западную Галицию.

Для наступления русских армий против Австрии наиболее удобными были пути, пролегающие вдоль Вислы на Краков и выходящие к Вене, что могло отрезать развернувшиеся к востоку от Кракова австрийские войска от внутренних областей Австро-Венгрии. [46]

Значение южной части района выражалось в том, что здесь могла произойти и в действительности произошла борьба между Россией и Австро-Венгрией на путях между Западным Бугом и Вислой.

В тылу центральной части района находится Полесье — обширная лесная площадь, которая, будучи прорезана большим количеством рек и заболоченных мест, могла представить большие затруднения для маневрирования крупных войсковых масс весной и осенью. Особенно труднодоступную местность представляло Полесье в своей восточной части.

Железные дороги района

Оперативный район Восточно-европейского театра обладает очень неравномерно развитой сетью железных дорог, что ставило в исключительно благоприятное оперативное положение Германию и Австро-Венгрию против России.

Железные дороги германской части района. От главных железнодорожных узлов на востоке Германии — Шнейдемтоле, Познани и Бреславля — к русской границе выходило 11 двухколейных магистралей, причем к переправам на Висле в пределах Восточной Пруссии могло быть выбрано 10 сквозных линий. Южнее, до австрийской границы, выходило четыре сквозные линии. Таким образом, к русской границе подходило не менее 14 колей для сквозных перевозок из внутренних областей Германии. Вдоль своей восточной границы германцы имели четыре рокадные линии, с пропускной способностью каждая до 48 поездов, из них две были в непосредственной близости к границе. Германская железнодорожная сеть могла ежедневно выбрасывать из внутренней Германии не менее 550 эшелонов против 223 русских. В общем превосходство железнодорожной сети Германии давало ей возможность закончить свои перевозки к границе на 13-й день мобилизации, чего русские не могли полностью сделать и к 28-му дню.

Железные дороги Галиции. Главной железнодорожной артерией для сосредоточения австрийцев в Галиции служила двухколейная магистраль — Краков, Ярослав, Перемышль, Львов, Злочов — с одноколейным продолжением ее на Тарнополь и Черновицы. На эту магистраль из внутренних областей Австро-Венгрии выходило 10 колей. Эти линии соединялись между собой двумя железными дорогами вдоль северной и южной подошв Карпатских гор. Такое распределение железнодорожной сети давало возможность как сосредоточивать войска на линия Краков, Перемышль, Львов, Тарнополь, Залещики, так и активно или пассивно оборонять Карпаты на всем их протяжении.

В течение суток австрийцы могли подавать в Галицию в районы сосредоточения от 222 до 247 эшелонов против 180–200 эшелонов русских.

Железные дороги русской части района. От линии Ленинград (Петроград), устье р. Днепра было шесть главных магистралей: 1) Петроград, Варшава; 2) Великие Луки, Варшава; 3) Смоленск, [47] Варшава; 4) Гомель, Брест, Ивангород; 5) Киев, Ковель и 6) Одесса, Брест.

Эти магистрали выводили на Вислу, на участок Варшава, Ивангород; кроме того, можно было использовать четыре рокадные дороги: 1) Остроленка, Ивангород, Люблин; 2) Остроленка, Седлец, Люблин; 3) Белосток, Брест, Холм; 4) Вильна, Барановичи, Ровно, Эти рокады, принимая эшелоны с главных магистралей, служили также для сосредоточения войск против Восточной Пруссии и Галиции. По первой рокаде можно было перебросить корпус в 6–7 дней, по второй — в 5–6 дней и по третьей и четвертой — в 2 1/2–3 дня.

К самой германо-австрийской границе, но не ближе 4 переходов от нее, т. е. в восточные районы сосредоточения, подходило:

  С русской стороны С германской стороны
От Балтийского моря до Августова 3 колеи 14 колей
От Августова до Торна 4 колеи
От Торна до австрийской границы 3 колеи 17 колей
Итого 10 колей 31 колея
На краковском направлении 4 колеи 7–8 колей
На участке Ивангород, Луцк 7 колей 4 колеи
К Восточной Галиции 3 колеи 4 колеи
Итого 14 колей 15–16 колей

Следовательно, русские имели непосредственно у своей границы только 24 колеи, тогда как германо-австрийцы обладали 46–47 колеями. Германо-австрийцы могли перевезти и развернуть против русских свои основные силы в 13–15 дней, т. е. почти вдвое быстрее, чем их противник. Генерал Сухомлинов, бывший в первую половину войны военным министром, за год до войны указывал, что по русскому мобилизационному плану нужно было перевозить около 4000 эшелонов, при пропускной способности магистралей в 223 эшелона, что может быть выполнено только в 18 дней (4000:223), т. е. к 26-му дню мобилизации, фактически — к 28-му дню.

В то время как германцы и австрийцы могли уже в первый период войны использовать усиленные железнодорожные перевозки как средство маневра, русские железные дороги с большим напряжением обслуживали только сосредоточение и снабжение армий.

Шоссейная и грунтовая сеть дорог района

Наибольшую густоту шоссейная сеть дорог получила в полосе, прилегающей к Восточной Пруссии и к Западной Галиции, что содействовало вариантам развертывания русских сил. Сравнивая насыщение [48] шоссейной сетью дорог русской приграничной полосы с зарубежной, мы видим:

  На 1 млн. кв. км
Военные округа  
Варшавский 4 км
Виленский 0,72 км
Киевский 0,56 км
За рубежом  
Восточная Пруссия до Вислы 7,88 км
Галиция 6,9 км

Таким образом, в отношении шоссейных дорог в приграничной полосе царская Россия, как и в железнодорожном отношении, сильно отставала от Германии и Австро-Венгрии.

Состояние грунтовых дорог в русской части района в общем было неудовлетворительно, между тем наличие их в исправном состоянии в районе первоначального развертывания и наступления имело для русских огромное значение.

В заключение нужно подчеркнуть, что при сосредоточении и развертывании своих сил германо-австрийцы были в несравненно лучших условиях, особенно германцы в их восточной приграничной полосе и в частности в Восточной Пруссии, чем их противник — царская Россия.

Подготовка района в военно-инженерном отношении

Россия. Еще с 80-х годов прошлого столетия военные круги царской России считали нужным — в случае одновременной войны со своими западными соседями — обороняться сначала против Германии и наступать против Австро-Венгрии, в соответствии с чем подготовлялся укрепленный «Привислинский район». Крепости Новогеоргиевск, Варшава и Ивангород давали возможность маневрировать по обоим берегам Вислы. Ввиду предполагаемой обороны против Германии, рубеж рек Буго-Нарева и Бобра, путем постройки укреплений у Осовца, Зегржа, Ломжи, Остроленки, Рожан и Пултуска, был превращен в труднопреодолимое препятствие со стороны Восточной Пруссии. В сторону Австро-Венгрии, так как здесь предположено было наступать, все ограничивалось постройкой крепости Брест-Литовск. Линия Немана, находящаяся в тылу, имела крепость Ковно и старые укрепления у Олиты и Гродно.

В 1910 г. военным министром Сухомлиновым в связи с реорганизацией армии и предположенным отнесением линии развертывания сил на рубеж Неман, Брест-Литовск, Ровно, Проскуров были упразднены крепости Варшава, Ивангород, Зегрж и укрепления Остроленки, Рожан и Пултуска, сохранялись и усиливались крепости Ковно, Осовец, Новогеоргиевск и Брест-Литовск и строилась новая крепость Гродно. Упразднение крепостей сопровождалось частичным их разрушением, между тем новые постройки и усиление крепостей не были осуществлены и к началу войны.

Таким образом, накануне войны оперативный район России в военно-инженерном отношении не представлял собой серьезной [49] системы, на которую царским армиям можно было опереться при наступлении и остановить противника при обороне.

Германия (Восточная Пруссия). В последнее перед войной десятилетие германцы приняли ряд мер по военно-инженерной подготовке Восточной Пруссии, с целью создать здесь не только оборону, но и базу для наступления в пределы России.

Базой для наступления служили крепости Кенигсберг, Данциг и Торн и ряд укреплений на Висле — Мариенбург, Грауденц, Кульм, Фордон, позволявшие вести операции на обоих берегах Вислы, которая одновременно преграждала русским пути из Восточной Пруссии далее на запад.

Особое значение приобретала крепость Кенигсберг, так как при господстве на Балтийском море германского флота она могла служить опорой для действия германцев в Восточной Пруссии даже в том случае, если бы русские овладели рубежом Вислы.

Небольшое укрепление Летцен (Бойен), расположенное в системе Мазурских озер, закрывало наиболее удобный между ними проход, превращая эти озера как бы в барьер, заставлявший русские силы разделиться и действовать в двух направлениях — севернее и южнее озер.

С объявлением войны германским командованием предусматривались дополнительные мосты, блокгаузы в лесистых районах, наконец, было намечено оборудование позиции на восточном берегу Вислы, с задачей обеспечить активную оборону этой реки.

Все эти мероприятия должны были в значительной степени усилить боевую мощь действовавших здесь германских войск и дать свободу решения командованию в выборе методов действий.

Австро-Венгрия (Галиция). Австрийцы обратили большое внимание на укрепление рек, имевших оперативное значение. Они создали еще в мирное время оборонительные рубежи, позволившие развивать операции по обоим берегам этих рек. К таким укреплениям относятся на р. Днестре — Галич, Миколаев (двойные тет-де-поны) и малые укрепления — у Самбора, Конюшки, Жидачева, Журавно, Мартынова и Залещики; на р. Сане — Ярослав — двойной тет-де-пон с укреплениями у Сенявы и Радымно.

Первоклассными крепостями были: Краков, Перемышль и укрепленный лагерь у Львова. Краков запирал удобнейшие пути в обход Карпат с запада, Перемышль и Львов должны были обеспечить железнодорожную артерию внутри Галиции и позволяли маневрировать в тыл противнику, наступающему в краковском направлении.

Подготовка района в военно-хозяйственном отношении

В отношении местных продовольственных средств в положительную сторону выделялась Восточная Пруссия, благодаря сильно развитому сельскому хозяйству; гораздо ниже стояла в этом отношении Галиция, где лишь в урожайные годы у населения оставались некоторые излишки. В русской части района, к северу от Полесья, население не покрывало своих продовольственных потребностей, а потому и развернувшимся здесь русским армиям пришлось почти целиком жить на подвозе. Южнее Полесья войска могли в некоторых [50] районах найти ресурсы в подспорье к подвозу. Вообще только Восточная Пруссия могла полностью снабдить продовольствием действовавшие здесь армии.

В отношении оборудования военными складами на первом месте стояла опять-таки Восточная Пруссия, на территории которой имелось 16 продовольственных магазинов, 11 артиллерийских депо, 51 склад вооружения для ландштурмистов, склады полевых железных дорог и переправочного имущества. Мощные радиостанции были оборудованы в Кенигсберге, Грауденце, Торне (также в Познани и Бреславле). Все склады были распределены равномерно, в силу чего территория Восточной Пруссии давала возможность маневрировать в любом направлении, не опасаясь за свой тыл.

Австрийцы в Галиции старались не отставать от германцев. Здесь было распределено 33 продовольственных магазина, 7 артиллерийских складов, 3 инженерных склада. Кроме того, имелись крупные склады полевых железных дорог, мостовых материалов, телеграфного имущества и т. д. В общем Галицию можно считать, как и Восточную Пруссию, хорошо подготовленной для операций в различных направлениях.

В русской части района военно-хозяйственная подготовка почти отсутствовала, так как более медленное сосредоточение заставляло на первое время обороняться, что могло сопровождаться отходами. Поэтому в приграничной полосе хранились только запасы, нужные войскам исключительно при мобилизации. Все склады располагались в далеком тылу — в Бологом, Смоленске, Гомеле, Киеве, Кременчуге и Екатеринославе. Так как в районах развертывания армии в первые годы войны никаких складов и запасов не было, русскому командованию пришлось дополнительно загружать железные дороги, что сильно снижало темпы операций русских.

* * *

Весь оперативный район Восточно-европейского театра войны позволял сторонам широко маневрировать.

Местные препятствия, в виде озерных групп, рек, болот, лесных пространств и гористых районов, не являлись преградами и при соответствующей подготовке могли свободно преодолеваться.

Лучше всего в инженерном и военно-хозяйственном отношении была подготовлена для войны Восточная Пруссия, за ней следовала Галиция. Русская часть района оказалась к началу войны совершенно неподготовленной для широких маневренных действий.

Оперативный район Западно-европейского театра войны

Военно-географические условия

Схема 7

Оперативный район Западно-европейского театра распространялся на территорию Бельгии, герцогства Люксембург, Эльзас-Лотарингии, Рейнской провинции и северо-восточных департаментов [51] Франции. На востоке этот район ограничивается р. Рейном, с севера — Голландией, с запада — морским побережьем от устья р. Шельды до устья р. Сены и с юга условной линией — р. Сена, Париж, швейцарская граница.

По своему оперативному значению весь район можно разделить на три части: 1) западную — равнинную, 2) восточную — гористую и 3) горную.

Западная, равнинная часть удобна для действий крупных войсковых масс во всякое время года, за исключением части Бельгии, прилегающей к морю, где весной и в случае открытия плотин можно было образовать обширные болота, вследствие чего местность становилась труднопроходимой. Селения с прочными каменными постройками являлись очень удобными для упорной обороны.

Восточная часть района состоит из горных групп вдоль франко-бельгийской границы. Из этих групп северная — Арденны — имеет вид плоскогорий, прорезанных небольшими, но глубокими реками, с крутыми обрывистыми берегами. Вместе с лесами эти реки образуют достаточно трудные тактические препятствия. Наибольшее значение имела р. Семуа, с ее обрывистыми и лесистыми берегами. Южнее Арденн двумя параллельными цепями протягиваются между р. Маасом и верхним течением р. Эн горы Аргонны. Географическое положение этих возвышенностей на путях, ведущих из Бельгии в юго-западном и южном направлениях, создавало трудные условия для оперативного и тактического маневра в первый период войны.

Вогезы, горный кряж, проходящий вдоль эльзасской границы, представляют дикий и труднодоступный хребет, что ограничивало действия войск в крупном масштабе.

Крупную роль в первый период войны приобрели водные рубежи района, пересекавшие пути наступления германцев внутрь Франции. К таким рубежам относятся: реки Мозель и Маас, усиленные в фортификационном отношении, затем восточный приток р. Уазы — р. Эн и р. Марна с притоками Большим и Малым Моренами, где произошло решающее Марнское сражение.

Особенность района была в его промышленном значении. Здесь были угольные копи Бельгии, железная руда в районе Брие, Лонгви и в Эльзас-Лотарингии, а также богатая обрабатывающая промышленность. С потерей этого района Францией в первый период войны недостаток угля и металла давал себя чувствовать в течение всей войны.

Железные дороги района

Очень развитая сеть железных дорог давала возможность быстро сосредоточивать войска в районе развертывания: германцам от р. Рейна, а французам из внутренних департаментов страны, от линии Париж, Труа, Бельфор.

Железные дороги германской части района. Для перехода через Рейн между р. Везель и г. Страсбургом имелось 15 железнодорожных мостов, могущих пропустить в сутки до 550 эшелонов. Давая с оперативной точки зрения оценку вероятности группировки германских армий при развертывании, следует исходить из того, что к северу от линии Гермерсгейм, Мец было 12 мостов, а к югу от [52] этой линии всего 3. Это заранее предрешало сосредоточение германцами своих главных сил севернее Меца. В действительности германцы так и развернули свои армии, имея для этого здесь 8 выгрузочных районов, а к югу от линии Гермерсгейм, Мец только 5.

На самой границе германские железные дороги связывались с 15 железными дорогами, из которых к северу от линии Гермерсгейм, Мец проходило через Бельгию, Люксембург во Францию 12 дорог и к югу от этой линии только 3. Это обстоятельство создавало большую выгоду для наступления главной массы германских армий опять-таки севернее Меца, так как легче было восстановить старые дороги, чем строить новые.

Кроме того, у германцев имелись по обеим сторонам Рейна две рокадные железные дороги, по которым в течение трех дней можно было перебросить с одного фланга на другой до четырех корпусов.

Таким образом, агрессивные замыслы германцев против Франции были явно выражены в строительстве железных дорог и в подготовке выгрузочных районов с целью вторжения в пределы последней с заблаговременным решением нарушить бельгийский нейтралитет.

Железные дороги французской части района. Железные дороги Франции имели своим центром парижский железнодорожный узел, от которого к портам и приграничным станциям шли лучеобразно железнодорожные пути. В общем железные дороги во французском оперативном районе давали 10 сквозных путей, выводящих из внутренних департаментов страны от распорядительных станций, лежащих на линии Безансон, Грей, Ис-сюр-Тиль, Брикон, Труа, Труа-През, Реймс, Лаон и Ирсон к германской границе от Швейцарии до Ирсона. Эти пути связывались рокадами, перевозящими корпус в 30 часов.

Имея большой железнодорожный центр в Париже, французы, проработав в предвоенное время большое количество разных вариантов перевозок, обладали полной возможностью оперативного маневра для развертывания своих сил, в общем носившего тенденции скорее оборонительного, чем наступательного порядка.

В заключение нужно отметить, что железнодорожная сеть района вполне удовлетворяла массовые перевозки для широких операций. Особенно выделяется в этом отношении германская часть района, дающая возможность особенно быстрого сосредоточения и перехода в наступление, что вполне способствовало агрессивно-активным тенденциям германской оперативной мысли. Французские железные дороги давали широкую возможность гибких перегруппировок в течение самого периода развертывания для парализования германского маневра.

Шоссейная и грунтовая сеть дорог района

Дороги шоссейные и частью мощенные камнем густой сетью покрывали район, давая большие удобства для передвижения во всякое время года как войск, так и войсковых грузов, что позволяло без затруднения осуществлять сложные перегруппировки, используя и механическую тягу. Все дороги поддерживались постоянно в полной исправности. [53]

Подготовка района в военно-инженерном отношении

На первом месте по своему оперативному значению была система французских крепостей на общей границе Германии и Франции, преграждавшая путь от Рейна. Созданная по проекту французского инженера Сера-де-Ривьера после франко-прусской войны 1870–1871 гг., эта система не находилась к началу войны в соответствии с требованиями военного искусства того времени. Однако она толкнула германскую военную мысль (Шлиффен) к широкому обходному маневру через Бельгию, чему способствовало еще и то обстоятельство, что общая граница между Германией и Францией была тесна для массовых армий. Главными опорными пунктами этой системы были большие крепости — Верден, Туль, Эпиналь и Бельфор, промежутки между которыми были заполнены отдельными фортами и батареями, связывавшими всю систему в непрерывный пояс. Преграждая на протяжении 250 км кратчайшие операционные пути германцев внутрь Франции, этот барьер оставлял между Тулем и Эпиналем промежуток в 50 км с целью атаковать проникшего сюда противника в оба его фланга, имея в то же время свои фланги прикрытыми с востока. Левый фланг системы опирался на крепость Верден, раскинувшую свои форты по обоим берегам р. Мааса и запиравшую лучшие пути от Меца внутрь Франции; эта крепость в то же время могла служить обеспечением правого фланга французских армий при наступлении их в пределы юго-восточной Бельгии и Люксембурга.

Следующими по их оперативному значению были бельгийские крепости на Маасе — Льеж и Намюр, из которых наибольшее значение приобретал Льеж, прикрывавший удобнейшие переправы через р. Маас от общей границы Бельгии с Германией, в обход восточной системы французских крепостей.

Во Франции существовал еще ряд крепостей, разбросанных на путях от бельгийской границы к Парижу, но они, будучи устаревшими, а потому и негодными для обороны, никакой оперативной роли не могли сыграть и не сыграли.

На территории германской части района в Эльзас-Лотарингии были: большая крепость маневренного характера Мец, форт Диденгофен (по-французски Тионвиль) и сильно устаревшая крепость на Рейне — Страсбург. Эти крепости имели своей целью прикрыть и скрыть развертывание германских сил; оборонного значения они не имели, так как германцы с первых же дней предполагали вторжение в пределы противника.

Военно-хозяйственные условия

В военно-хозяйственном отношении Западно-европейский театр мог представить лишь ограниченные возможности в смысле использования местных средств, особенно продовольственных, для массовых армий, а потому большую часть предметов военно-хозяйственного обеспечения приходилось подвозить. [54]

* * *

Рассматривая оперативный район Западно-европейского театра в целом, можно видеть, что его географические условия, усиленные военно-инженерной подготовкой, должны были отразиться на подготовке будущего развертывания сторон и в постановке первоначальных задач в предстоящем столкновении, причем германское командование постаралось обеспечить себе возможность вторжения во Францию через Бельгию, а французы — ответить контрударом, в зависимости от складывающейся обстановки, т. е. с первых дней войны передать инициативу в руки противника. [55]

Дальше