II. Документы
а) Путь к войне: 1933—1939
1. Выступление Гитлера на первой встрече с высшим генералитетом рейхсвера у генерала Гаммерштейн-Экворда 3 февраля 1933 г.
Цель всей политики одна: восстановление политической силы. На это должно быть нацелено все государственное руководство (все его ветви).
1.
Внутри страны. Полный поворот в современных внутриполитических условиях жизни в Германии. Покончить с терпимым отношением к любому мировоззрению, противоречащему этой цели (пацифизм!). Кто не дает себя переубедить, того надо согнуть. Истребить марксизм, вырвав его с корнем. Нацелить молодежь и весь народ на то, что спасти нас может только борьба; перед этой мыслью должно отойти на задний план все остальное. (Осуществлено в насчитывающем 6 миллионов человек нацистском движении. Оно будет расти.) Закалить молодежь и всеми средствами укрепить ее волю к борьбе. Смертная казнь за измену государству и народу. Строжайшее авторитарное руководство государством. Ликвидировать демократию, эту раковую опухоль!
2.
Вне страны. Борьба против Версаля. Равноправие в Женеве; но оно бесцельно, если в народе не воспитывается воля к борьбе. Забота о союзниках.
3.
Хозяйство. Надо спасти крестьянина! Переселенческая политика! Увеличение экспорта в будущем бесполезно. Способность мира потреблять экспортируемую нами продукцию ограниченна, повсюду перепроизводство. Переселение единственная возможность частично снова сократить армию безработных. Но это требует времени, а радикального изменения ожидать не приходится, так как жизненное пространство для немецкого народа слишком мало.
4.
Создание вооруженных сил — важнейшая предпосылка для достижения поставленной цели: восстановления политической силы. Должна быть снова введена всеобщая воинская повинность. Но прежде государственное руководство должно позаботиться о том, чтобы военнообязанные до вступления в вооруженные силы уже не были отравлены пацифизмом, марксизмом, большевизмом или же не подпадали под действие этого яда после прохождения военной службы.
Как должна быть использована политическая сила, если она будет приобретена? Пока еще сказать нельзя. Возможно для обретения силой новых возможностей экспорта; возможно и это, пожалуй, лучше для завоевания нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадной германизации. Верно только одно: нынешние экономические условия могут быть изменены лишь при наличии политической силы и путем борьбы. Все, что может делаться сейчас (переселение), — паллиативные меры.
Вооруженные силы наиважнейший и самый социалистический институт государства. Они должны оставаться вне политики и быть надпартийными. Борьба внутри страны не их дело, а дело национал-социалистских организаций. В отличие от Италии никакого слияния армии с СА не предусматривается. Самое опасное время период построения вермахта. Тут-то и станет видно, есть ли во Франции государственные деятели; если да, то они не дадут нам времени, а нападут на нас, предположительно вместе со своими восточными сателлитами.
К. D. Bracher. Das Anfangsstadium der Hitlerschen Aussenpolitik.In: ViertelJahrshefte fur Zeitgeschichte. 1957.
Присутствуют: фюрер и рейхсканцлер, имперский военный министр генерал-фельдмаршал фон Бломберг, [главнокомандующий сухопутными войсками] генерал-полковник барон фон Фрич, главнокомандующий военно-морским флотом генерал-адмирал д-р П.С. Редер, главнокомандующий люфтваффе генерал-полковник Геринг, министр иностранных дел барон фон Нейрат, полковник Хоссбах.
Во вступительном слове фюрер констатировал: предмет сегодняшнего совещания имеет такое значение, что для его обсуждения в других государствах потребовался бы созыв всего кабинета в полном составе. Но именно в связи с этим он воздержался от обсуждения данного предмета в более широком кругу правительственного кабинета. Его последующие высказывания результат глубоких размышлений и опыта четырех с половиной лет пребывания на посту главы правительства. Он хочет изложить присутствующим господам свои основополагающие мысли относительно возможного хода развития и необходимых шагов, вытекающих из нашего внешнеполитического положения. При этом в интересах нацеленной на долгосрочную перспективу германской политики эти высказывания надо считать своего рода завещанием фюрера на случай его кончины.
Затем фюрер сказал следующее.
Цель германской политики обеспечение и сохранение народной массы и ее увеличение. Таким образом, речь идет о проблеме жизненного пространства.
Германская народная масса составляет более 85 миллионов человек; по своей численности и компактности района проживания в Европе она представляет собой настолько сплоченное расовое ядро, какого нет ни в одной другой стране, и это дает ей право претендовать на гораздо большее, чем у других народов, жизненное пространство. И если в области жизненного пространства не происходит никакого соответствующего германскому расовому ядру политического изменения, то это результат многовекового исторического развития; если таковое политическое состояние будет продолжаться и впредь, это означает величайшую опасность для германства, достигшего нынешней высоты. Сдерживать сокращение численности немцев в Австрии и Чехословакии возможно в столь же малой мере, как и сохранять нынешний уровень ее в самой Германии. Вместо увеличения численности населения наступает стерилизация, которая через ряд лет должна привести к напряженности социального характера, ибо политические и мировоззренческие идеи остаются прочными только тогда, когда они в состоянии служить основой для осуществления реальных жизненных притязаний народа. Поэтому германское будущее обусловливается исключительно решением вопроса о недостаточности нынешнего жизненного пространства, а такое решение по своему характеру могло бы быть найдено только в обозримый, охватывающий примерно одно три поколения период.
Прежде чем перейти к вопросу о преодолении нехватки пространства, надо обдумать, на каком пути сулящее счастливое будущее решение этого вопроса является достижимым автаркии или же растущего участия в мировом хозяйстве.
Автаркия:
Ее осуществление возможно лишь при сильном национал-социалистском государственном руководстве, которое служит для нее предпосылкой.
А. В сырьевой области лишь ограниченная, а не тотальная автаркия. [...]
Б. В области продовольствия на вопрос об автаркии следует ответить категорическим "нет".
Наряду с общим повышением жизненного уровня в сравнении с тем, что было 30 40 лет назад, наблюдается одновременное повышение спроса, а также собственного потребления самими производителями, крестьянами. Доходы от роста сельскохозяйственного производства уходят на покрытие роста потребления, а потому они не означают абсолютного роста производства. Дальнейшее повышение производства путем более интенсивного использования земель, которое в результате применения искусственных удобрений уже вызвало признаки их истощения, едва ли еще возможно, а потому ясно, что даже при наивысшем росте производства без участия в мировом рынке нам не обойтись. Немалые расходы валюты на обеспечение продовольственного снабжения даже при хороших урожаях при неурожае принимают катастрофические размеры. Возможность катастрофы возрастает в той мере, с какой растет население, причем превышение рождаемости над смертностью на 560 000 человек в год ведет к увеличению потребления хлеба, так как ребенок съедает больше, чем взрослый.
Постоянное противодействие продовольственным трудностям посредством снижения жизненного уровня и рационализации в целой части света с примерно одинаковым жизненным стандартом невозможно. После того как ликвидация безработицы привела в действие полную покупательную способность населения, стали возможны лишь небольшие коррективы нашего сельскохозяйственного производства, но отнюдь не фактические изменения основ продовольственного обеспечения. Таким образом, как от автаркии в области продовольствия, так и от тотальности приходится отказаться.
Участие в мировом хозяйстве:
Здесь имеются такие границы, снять которые мы не в состоянии. Фундаментальному укреплению германского положения противодействовали конъюнктурные колебания. Торговые договора не содержат никакой гарантии их практического осуществления. В особенности следует принципиально осмыслить то обстоятельство, что со времени [первой] мировой войны индустриализация шла особенно быстро в странах, являвшихся прежде экспортерами продовольствия. Мы жили в век экономических империй, в котором жажда колоний снова приблизилась к своему первоначальному состоянию. У Японии и Италии в основе их конфликтов лежали экономические мотивы, точно так же как и для Германии побудительным мотивом стала хозяйственная нужда. Для стран, находящихся вне крупной экономической сферы, возможность экономической экспансии особенно затруднена.
Вызванный конъюнктурой в области вооружения подъем мирового хозяйства никогда не мог служить основой экономического урегулирования на длительный срок, как бы этот подъем ни противодействовал исходящему от большевизма разрушению этого хозяйства. Те государства, которые строят свое существование на внешней торговле, тем самым демонстрируют свою явную слабость в военном отношении. Поскольку наша внешняя торговля идет по тем морским путям, на которых господствует Англия, она в большей мере является вопросом безопасности для наших транспортов, чем вопросом валюты, откуда вытекает значительная слабость нашего продовольственного положения в случае войны.
Единственной, кажущейся нам даже фантастической помощью здесь явилось бы приобретение большего жизненного пространства стремление, которое во все времена было причиной образования государств и переселения народов. То, что это стремление не вызывает никакого интереса в Женеве и у насытившихся государств, вполне объяснимо.
Если на первом плане стоит обеспечение нашего продовольственного положения, то необходимое для этого жизненное пространство следует искать только в Европе, а не исходя из либерально-капиталистических взглядов в эксплуатации колоний. Речь идет о приобретении не людских ресурсов, а полезного в сельскохозяйственном отношении пространства. Владение источниками сырья тоже гораздо целесообразнее, если они непосредственно примыкают к рейху в Европе и их не приходится искать где-то за океанами, причем воздействие этого скажется через одно или два поколения. Что же потребуется сверх того в более поздние времена, пусть решают последующие поколения. Развитие огромного мирового организма идет медленно.
Что же касается немецкого народа, то он, имея свое сильное расовое ядро, находит наиболее благоприятные предпосылки для этого на Европейском континенте. То, что любое расширение пространства может быть достигнуто только сломом сопротивления и с риском, доказано историей всех времен; достаточно назвать всемирную Римскую империю, Британскую империю. Неизбежны и неудачи. Ни сегодня, ни завтра бесхозного пространства нет и не будет, нападающий всегда столкнется с его владельцем.
Для Германии вопрос стоит так: где наибольший выигрыш при минимальной затрате сил?
Германской политике в своих расчетах приходится иметь дело с двумя ненавистными противниками: Англией и Францией, ибо могучий германский колосс в центре Европы для них бельмо на глазу. При этом оба государства отвергают дальнейшее усиление Германии как в Европе, так и в заморских областях, и, поступая так, они могут опереться на согласие всех партий. В создании германских заморских военных баз оба государства видят угрозу своим морским коммуникациям, опасность обеспечения германской торговли и как следствие усиление позиций Германии в Европе.
Англия не смогла бы уступить нам из своих колониальных владений никаких территорий ввиду сопротивления доминионов. После потери Англией престижа в результате захвата Италией Абиссинии на возвращение нам Восточной Африки рассчитывать не приходится. Благожелательное отношение Англии к нашим интересам могло бы в лучшем случае выразиться в удовлетворении наших колониальных желаний за счет не находящихся в настоящее время в английском владении территорий, например Анголы. В таком же духе смогла бы пойти навстречу нам и Франция. Серьезная дискуссия по вопросу о возвращении нам колоний могла бы возникнуть только в тот момент, когда Англия окажется в затруднительном положении, а германский рейх будет сильным и вооруженным.
Точку зрения, будто [Британская] империя несокрушима, фюрер не разделяет. Сопротивление, оказываемое империи, гораздо меньше в захваченных странах, чем среди конкурентов. Британскую империю нельзя сравнивать по своей прочности с Римской империей, которой со времен Пунических войн не противостоял ни один противник большей военно-политической мощи. Древний Рим пал под натиском германцев только при расслабляющем влиянии христианства и ввиду возникающих у любого государства явлений старения.
Наряду с [Британской] империей уже сейчас существует ряд превосходящих ее по силе государств. Английская метрополия может защитить свои колониальные владения только в союзе с другими государствами, но никак не одними собственными силами. Как могла бы Англия одна защитить, к примеру, Канаду от нападения Америки или отстоять свои интересы в Восточной Азии в случае нападения Японии? Изображение английской короны носителем сплоченности империи уже само по себе признак того, что эту мировую империю средствами политической силы на долгий срок сохранить больше нельзя. Важное значение в данном отношении имеют такие доводы:
а) Стремление Ирландии к независимости.
б) Кампания за конституцию в Индии, где Англия своими полумерами открыла возможность использовать против нее в качестве средства борьбы невыполнение данных ею конституционно-правовых обещаний.
в) Ослабление Японией английской позиции в Восточной Азии.
г) Противоречия в Средиземном море с Италией, которая, ссылаясь на свою историю, действуя по необходимости и руководимая гением, вынуждена расширять свою позицию силы и благодаря этому во всевозрастающей мере выступать против английских интересов. Исход абиссинской войны потеря Англией своего престижа, и эту потерю Италия, подогревая мусульманские страны, стремится усилить.
Подводя итог, следует констатировать: несмотря на всю свою идейную силу, империя с точки зрения политической власти в перспективе не в состоянии удерживаться 45 миллионами англичан. Соотношение численности населения империи и ее метрополии равно 9:1. Это служит нам предостережением при расширении нашего жизненного пространства не слишком занижать служащую его платформой численность собственного населения.
Положение Франции более благоприятно, чем Англии. Французская империя территориально расположена лучше английской, жители ее колониальных владений обеспечивают ей рост военного потенциала. Но Францию ждут внутриполитические трудности. В жизни народов парламентская форма правления по времени своего существования занимает примерно 10%, авторитарная примерно 90%. Тем не менее сегодня в наших политических расчетах мы должны считать факторами силы следующие государства: Англию, Францию, Россию и граничащие с ними более мелкие государства.
Для решения германского вопроса может быть только один путь это путь насилия, а он никогда не бывает без риска. Борьба Фридриха Великого за Силезию и войны Бисмарка против Австрии и Франции были сопряжены с неслыханным риском, но быстрота прусских действий в 1870 г. удержала Австрию от вступления в [франко-прусскую] войну. Если во главу угла поставить решение применить силу, идя при этом на риск, остается еще дать ответ на вопрос: когда и как?
Здесь можно различать три варианта.
Вариант 1: время 1943—1945 гг.
По истечении этого времени можно ожидать изменений только к нашей невыгоде.
Вооружение армии, военно-морского флота и люфтваффе, а также формирование офицерского корпуса к этому времени будут почти завершенными, материальное оснащение и вооружение современными, при дальнейшем же выжидании возникает опасность его устарения. Особенно трудно сохранить в тайне "оружие особого назначения", это удается не всегда. Создание резервов ограничивается текущими контингентами рекрутов, а пополнения из числа необученных старших возрастов в нашем распоряжении в этом случае уже не имеется.
В сравнении с проведенным до того вооружением окружающего мира мы начинаем относительно уступать в силе. Если мы не начнем действовать до 1943 1945 гг., то ввиду нехватки резервов каждый год может принести продовольственный кризис, для преодоления которого мы достаточным количеством валюты не располагаем. В этом будет усматриваться "слабость" режима. К тому же весь мир ожидает нашего удара и с каждым годом усиливает свои контрмеры. Если окружающий мир обложит нас со всех сторон, мы окажемся вынужденными перейти в наступление. Как на самом деле сложится положение в 1943 1945 гг., сейчас не знает никто. Уверенно можно сказать лишь одно: дольше мы ждать не можем!
С одной стороны, огромный вермахт при необходимости его содержать, старение [нацистского] движения и его фюреров, с другой перспектива снижения жизненного уровня и падения рождаемости не оставляет ничего иного, кроме необходимости действовать. Если фюреру суждено дожить до того времени, то его не подлежащее никакому изменению решение таково: не позднее 1943 1945 гг. решить вопрос о германском жизненном пространстве. Необходимость действовать ранее 1943 1945 гг. может рассматриваться в случаях вариантов 2 и 3.
Вариант 2.
Если социальная напряженность во Франции превратится в такой внутриполитический кризис, что в его результате французская армия окажется втянутой в него и будет отстранена от военного применения против Германии, может наступить момент для действий против Чехии.
Вариант 3.
Если Франция окажется настолько связанной войной с каким-либо другим государством, что не сможет выступить против Германии.
Для улучшения нашего военно-политического положения в любом случае военных действий целью №1 для нас является одновременный разгром Чехии и Австрии, чтобы исключить угрозу с флангов при вероятном наступлении на запад. При конфликте с Францией не следует рассчитывать, что Чехия объявит нам войну в тот же самый день, что и та. Если же мы проявим слабость, желание Чехии участвовать в войне возрастет, причем ее вступление ознаменуется нападением на Силезию, на север или на запад.
Если Чехия будет разгромлена и мы получим общую границу с Венгрией, можно скорее рассчитывать на нейтральную позицию Польши в германо-французском конфликте. Наши соглашения с Польшей действуют только до тех пор, пока сила Германии непоколебима. При наших неудачах следует считаться с возможностью наступления Польши на Восточную Пруссию, а, вероятно, также на Померанию и Силезию.
Предполагая такое развитие ситуации, которое привело бы с нашей стороны к планомерному продвижению в 1943—1945 гг., надлежит следующим образом предположительно оценить поведение Франции, Англии, Италии, Польши и России.
Фюрер полагает, что с большой вероятностью можно утверждать: Англия, а предположительно также и Франция уже потихоньку списали Чехию со счетов и удовольствуются тем, что этот вопрос однажды будет решен Германией. Трудности [Британской] империи и перспектива снова впутаться в затяжную европейскую войну являются определяющими для неучастия Англии в войне против Германии. Английская позиция, конечно, не может не оказать влияния на Францию. Выступление Франции без английской поддержки в предвидении того, что ее наступление остановится перед нашими укреплениями на Западе, маловероятно. Без поддержки Англии нечего бояться и прохода французских войск через Бельгию и Голландию, который и при конфликте с Францией не должен рассматриваться нами, так как он в любом случае вызвал бы враждебность со стороны Англии. Естественно, что отсечение войск противника на Западе во время нашего наступления на Чехию и Австрию в любом случае необходимо. Здесь следует учесть, что оборонительные меры Чехии с каждым годом усиливаются и что в австрийской армии происходит консолидация внутренних ценностей.
Поскольку плотность населения в Чехии сейчас нельзя считать небольшой, включение ее и Австрии в состав Германии означало бы приобретение продовольствия для 5 б миллионов человек, если принять за основу, что придется насильственно эвакуировать из Чехии 2, а из Австрии 1 миллион человек. Присоединение обоих государств к Германии означает значительное военно-политическое облегчение ввиду установления более короткой, улучшенной линии границ, высвобождение войск для других целей и возможность формирования новых, в количестве примерно 12, дивизий, при котором на миллион жителей будет приходиться одна новая дивизия.
Ожидать от Италии возражений против ликвидации Чехии не приходится, но, как она поведет себя в австрийском вопросе, сегодня сказать нельзя; это в значительной мере зависит от того, будет ли к тому времени еще жив дуче.
Решающим для позиции Польши явится внезапность и быстрота наших действий. Имея у себя за спиной Россию, Польша будет мало склонна вступить в войну против победоносной Германии.
Военному вмешательству России следует противопоставить быстроту нашей операции. Вообще, будет ли иметь место такое вмешательство, весьма сомнительно ввиду позиции Японии [по отношению к России].
Если вступит в силу вариант 2 паралич Франции в результате гражданской войны, сложившееся в результате выпадения опаснейшего противника положение надо в любой момент использовать для удара по Чехии.
Фюрер считает, что в известной мере приблизился вариант 3, который тоже может возникнуть в результате напряженного положения в Средиземном море и который он в этом случае готов в любое время использовать еще в 1938 г.
По уже имеющемуся опыту военных событий в Испании, фюрер считает, что в скором времени они не закончатся. Если учесть расход времени в прежних наступлениях Франко, то в пределах возможного, что война продлится еще около трех лет. С другой стороны, с германской точки зрения стопроцентная победа Франко тоже нежелательна; мы были бы заинтересованы в длительной войне и сохранении напряженной ситуации в Средиземном море. Нераздельное владение Франко всем испанским полуостровом исключает возможность дальнейшего итальянского вмешательства и присутствия Италии на Балеарских островах. Поскольку наши интересы направлены на продолжение войны в Испании, задачей германской политики на ближайшее время должно быть усиление тыла Италии для ее дальнейшего пребывания на Балеарских островах. Но закрепление Италии на этих островах неприемлемо ни для Франции, ни для Англии и могло бы привести к их войне против Италии, при которой Испания, будь она безупречна, могла бы выступить на стороне противников Италии. В такой войне поражение Италии было бы маловероятно. Для пополнения своей сырьевой базы ей был бы открыт путь через Германию. Ведение войны со стороны Италии фюрер представляет себе таким образом, что она на своей западной границе сохранит против Франции оборонительную позицию, но поведет войну из Ливии против французских колониальных владений в Северной Африке.
Поскольку высадка франко-английских войск на берегах Италии исключается, а французское наступление через Альпы в Верхнюю Италию дело очень трудное и, предположительно, сорвется, натолкнувшись на сильные итальянские укрепления, центр тяжести военных действий будет находиться в Северной Африке. Угроза французским морским коммуникациям со стороны итальянского флота в большом объеме парализовала бы транспортировку ее войск из Северной Африки во Францию; таким образом, последняя имела бы в своем распоряжении на границах против Италии и Германии только сухопутные войска метрополии.
Если Германия использует эту войну для решения чешского и австрийского вопросов, можно со всей вероятностью предполагать, что Англия, находясь в войне с Италией, не присоединится к действиям против Германии. А без английской поддержки воинственной позиции Франции в отношении Германии ожидать не приходится.
Время нашего нападения на Чехию или Австрию должно зависеть от хода итало-англо-французской войны и не должно совпадать, скажем, с началом военных действий этих трех государств. Фюрер не думает о заключении военных соглашений с Италией, но хочет, используя эту уникально благоприятную возможность, самостоятельно начать и провести данную кампанию против Чехии. При этом нападение на Чехию должно быть "молниеносно быстрым".
Фельдмаршал фон Бломберг и генерал-полковник фон Фрич при обсуждении обстановки неоднократно указывали на необходимость не допустить, чтобы Англия и Франция выступили в качестве наших противников. Они констатировали, что войной против Италии французские сухопутные войска не будут связаны в такой степени, чтобы они не смогли, реализуя свое превосходство в силах, начать активно действовать на нашей западной границе. Генерал-полковник фон Фрич предположил, что на альпийской границе Франция выставит против Италии примерно 20 дивизий и таким образом на нашей западной границе все еще сохранится сильное французское превосходство, которое, по немецким понятиям, будет использовано для вступления в Рейнскую область. При этом надо принимать в расчет опережающее проведение Францией мобилизации и учесть, что (не говоря уже о совершенно незначительной боеспособности нынешнего личного состава наших укрепрайонов, на что особенно указывал фельдмаршал фон Бломберг) предназначенные для ведения боевых действий на Западе 4 моторизованные дивизии обладают лишь относительной маневренностью. По вопросу о нашем наступлении на юго-восток фельдмаршал фон Бломберг неоднократно обращал внимание присутствующих на силу чешских укреплений, за образец оснащения которых принята линия Мажино и которые до крайней степени затруднят наше наступление.
Генерал-полковник фон Фрич упомянул, что задачей проведенного по его инициативе зимой изучения было проанализировать возможности ведения операций против Чехии, особенно с точки зрения преодоления системы чешских крепостей. Далее генерал-полковник заявил, что при упомянутых выше условиях он откажется от своего начинающегося 10 ноября отпуска, который он собирался провести за границей. Фюрер отклонил это его намерение, сказав, что возможность конфликта еще не следует считать непосредственно угрожающей.
Касаясь возражения министра иностранных дел, что итало-англо-французский конфликт еще не приблизился столь ощутимо, как это кажется фюреру, фюрер назвал возможную дату возникновения этого конфликта — лето 1938 г. В отношении высказанных фельдмаршалом фон Бломбергом и генерал-полковником фон Фричем соображений насчет поведения Англии и Франции фюрер повторил: он убежден в неучастии Англии, а потому в военные акции Франции против Германии не верит.
Если же обсуждаемый как возможный конфликт в Средиземном море приведет ко всеобщей мобилизации в Европе, то мы со своей стороны немедленно выступим против Чехии, а если не участвующие в войне страны заявят о своей незаинтересованности, Германия присоединится к этой позиции.
Генерал-полковник Геринг, учитывая мнение фюрера, высказался за то, чтобы подумать о прекращении наших операций по оказанию военной помощи Испании. Фюрер согласился с ним, оговорив, что для такого решения он найдет подходящий момент.
Вторая часть совещания была посвящена оснащению вермахта военной техникой.
Верно.
Полковник генерального штаба
[подпись] Хоссбах
Akten zur Deutschen Auswartigen Politik. 1918-1945. Serie D. Bl I. Baden-Baden. 1950.
Секретный документ командования
Передавать только через офицера
Место: кабинет фюрера в Новой имперской канцелярии.
Дежурный адъютант: подполковник генштаба Шмундт.
Участники: фюрер, фельдмаршал Геринг, гросс-адмирал Редер, генерал-полковник фон Браухич, генерал-полковник Кейтель, генералполковник Мильх, генерал артиллерии Гальдер, генерал Боденшатц, контр-адмирал Шнивинд, полковник генштаба Ешоннек, полковник генштаба Варлимонт, подполковник генштаба Шмундт, капитан Энгель, капитан 3 ранга Альбрехт, капитан фон Белов.
Предмет обсуждения: сложившееся положение и цели политики. [...] Далее воспроизводятся по смыслу высказывания фюрера. [...]
В период 1935-1939 гг. — прогресс во всех областях. Наше военное положение в огромной степени улучшилось.
Наше положение в окружающем мире осталось прежним. Равновесие сил было установлено без участия Германии. Учет жизненных интересов Германии и ее возвращение в круг обладающих силой государств нарушает это равновесие. Все притязания Германии отвергаются как "вторжение".
Англичане боятся экономической угрозы больше, чем обычной угрозы силой.
80-миллионная масса свои идейные проблемы решила. Экономические же проблемы еще подлежат решению. Создания экономических предпосылок к этому не избежать ни одному немцу. Для решения проблем требуется мужество. Ни в коем случае нельзя придерживаться принципа, будто приспособлением к обстоятельствам можно уклониться от решения этих проблем. Наоборот, надо обстоятельства приспособить к нашим требованиям. Без вторжения в иностранные государства или нападения на чужую собственность это невозможной [...]
Жизненное пространство, соответствующее величине государства, есть основа любой силы. Какое-то время этим можно пренебрегать, но затем решение проблемы так или иначе приходит. Остается выбор между подъемом или скатыванием вниз. Через 15 или 20 лет решение это станет для нас поневоле необходимым. Дольше уклониться от него не сможет ни одно германское государство. В настоящее время мы находимся в состоянии национального воодушевления в такой же мере, как и два других государства: Италия и Япония.
Прошедшее время использовано хорошо. Все шаги были последовательно направлены на эту цель.
Спустя шесть лет положение сегодня таково: национальное объединение немцев за немногими исключениями осуществлено. Дальнейшие успехи без кровопролития достигнуты быть не могут. Определение границ важно в военном отношении. Поляк не дополнительный враг. Польша всегда будет стоять на стороне наших врагов. Несмотря на соглашение о дружбе, в Польше всегда существовало намерение использовать против нас любую возможность.
Данциг не тот объект, из-за которого все затеяно. Речь для нас идет о расширении жизненного пространства на Востоке и о продовольственном обеспечении, а также о решении проблемы Балтики. Обеспечение продовольствием возможно только оттуда, где плотность населения мала. Наряду с повышением плодородия почв это обеспечение значительно усилится и за счет немецкого основательного хозяйствования.
В Европе других возможностей не видно.
Колонии: предостерегает от принятия в дар колониальных владений. Это не решение продовольственной проблемы. Блокада!
Если судьба толкает нас на столкновение с Западом, хорошо обладать большим жизненным пространством на Востоке. Во время войны мы можем рассчитывать на рекордные урожаи еще меньше, чем в условиях мира.
Население негерманских областей не несет военной службы и может быть привлечено к трудовому использованию.
Проблема "Польша" неотделима от столкновения с Западом. Внутренняя прочность Польши в борьбе с большевизмом сомнительна. Поэтому и Польша тоже сомнительный барьер от России. Военное счастье на Западе с быстрым решением исхода войны стоит под вопросом, так же как и поведение Польши. Перед нажимом России польский режим не устоит. В победе Германии над Западом Польша видит опасность для себя и попытается нас этой победы лишить.
Поэтому вопрос о том, чтобы пощадить Польшу, отпадает и остается решение при первом же подходящем случае на нее напасть. О повторении Чехии нечего и думать. Дело дойдет до борьбы. Задача изолировать Польшу. Удача изоляции Польши имеет решающее значение.
Поэтому фюрер должен оставить отдачу окончательного приказа о нанесении удара по Польше за собой. Нельзя допустить одновременного столкновения с Западом (Францией и Англией).
Если же уверенности в том, что в процессе германо-польского конфликта война с Западом будет исключена, нет, борьба должна вестись в первую очередь против Англии и Франции.
Принципиальная установка: столкновение с Польшей, начинаемое нападением на нее, может привести к успеху только в том случае, если Запад останется вне игры. Если это невозможно, тогда лучше напасть на Запад и при этом одновременно ликвидировать Польшу.
Изоляция Польши дело ловкой политики. Трудный вопрос Япония. Если поначалу она по различным причинам относилась к сотрудничеству с нами холодно, то в ее собственных же интересах своевременно выступить против России.
Экономические отношения с Россией возможны, только если улучшатся отношения политические. В комментариях прессы видна осторожная позиция. Не исключено, что Россия покажет себя не заинтересованной в разгроме Польши. Если Россия и впредь будет действовать против нас, отношения с Японией могут стать более тесными.
Союз Франция Англия Россия против Германии Италии Японии побудил бы меня нанести по Англии и Франции несколько уничтожающих ударов.
В возможности мирного конфликта с Англией фюрер сомневается. Необходимо подготовиться к столкновению. Англия видит в нашем развитии создание фундамента той гегемонии, которая обессилит ее. Поэтому Англия наш враг и столкновение с нею борьба не на жизнь, а на смерть.
Как будет выглядеть это столкновение?
Англия неспособна расправиться с Германией несколькими мощными ударами и сокрушить нас. Главное для Англии скорее перенести войну поближе к Рурской области. Французскую кровь она щадить не будет (Западный вал!). Овладение Рурской областью решает вопрос о длительности нашего сопротивления.
Голландские и бельгийские авиационные базы должны быть захвачены военной силой. На заявления о нейтралитете полагаться не следует. Если Франция и Англия при войне Германии против Польши доведут дело до своего столкновения с нами, они будут поддерживать нейтралитет Голландии и Бельгии, чтобы заставить их идти вместе с собой.
Бельгия и Голландия, хотя и протестуя, уступят этому давлению. Поэтому мы должны, если при польской войне Англия захочет вмешаться, молниеносно напасть на Голландию. Следует стремиться занять новую оборонительную линию на голландской территории до Зюйдерзее. Война с Англией и Францией будет войной не на жизнь, а на смерть.
Намерение дешево откупиться опасно; такой возможности нет. Надо сжечь за собой все мосты, ведь дело пойдет не о праве или произволе, а о том, быть или не быть 80 миллионам человек. Вопрос: короткая или долгая война?
Каждые вооруженные силы или государственное руководство должны стремиться к войне короткой. Но государственное руководство должно настроить себя и на войну продолжительностью 10 15 лет.
В истории всегда бывало так, что верили в войну короткую. В 1914 г. еще придерживались взгляда, что длительные войны финансировать невозможно. Сегодня мысль эта тоже бродит во многих головах. Каждое государство будет держаться сколько можно, если сразу же не наступит его резкого ослабления (например, потеря Рурской области). У Англии тоже есть подобные слабые места.
Англия знает, что неудачный исход войны означает конец ее мирового могущества.
Англия это мотор, работающий против Германии. Ее сила в следующем:
1. Британец сам по себе горд, смел, упорен, способен к сопротивлению и обладает организаторскими способностями. Умеет оценить каждое новое явление. У него есть авантюризм и мужество нордической расы. Но чем больше количество, тем ниже качество. Средний уровень немцев выше.
2. Это мировая империя сама по себе. Устойчива вот уже 300 лет. Увеличилась за счет союзников. Ее силу следует считать не только реальной, но и психологически охватывающей весь земной шар. К этому добавляется несметное богатство и связанная с ним кредитоспособность.
3. Геополитическое обеспечение и прикрытие крупной военноморской силой и храброй авиацией.
Слабые стороны Англии:
Если бы мы [в первой мировой] войне имели двумя броненосцами и двумя крейсерами больше и начали битву в Скагерраке утром, британский флот был бы разбит, а сама Англия поставлена на колени. Это означало бы конец мировой войны. Раньше, чтобы победить Англию, было недостаточно разбить ее флот, надо было высадиться на ее территории. Англия могла сама прокормить себя. А сегодня это уже невозможно.
В тот момент, когда Англия окажется отрезанной от подвоза, она будет вынуждена капитулировать. Подвоз продовольствия и горючего зависит от защиты его флотом.
Нападение люфтваффе на территорию английской метрополии не заставит Англию капитулировать в один день. Однако, будь уничтожен ее флот, следствием явилась бы немедленная капитуляция.
Нет никакого сомнения в том, что ошеломляющее нападение может привести к быстрому решению. Однако было бы преступным, если бы государственное руководство полагалось на внезапность.
Внезапность, как свидетельствует опыт, может не сработать в следующих случаях:
1. Выдача тайны лицам, не принадлежащим к компетентным военным кругам.
2. Обычная случайность, которая срывает всю акцию.
3. Личная несостоятельность.
4. Погодные условия.
Дата нанесения удара должна быть определена заранее. К тому же долго жить в состоянии напряжения нельзя. Надо считаться и с тем, что погодные условия могут сделать невозможным ошеломляющее участие флота и люфтваффе. [...]
1. Необходимо стремиться к тому, чтобы в самом начале нанести противнику уничтожающий удар. При этом вопрос о праве или произволе, а также ссылки на договора никакой роли не играют.
Это возможно только в том случае, если в войну с Англией не "соскальзывать" через Польшу.
2. Наряду с внезапным нападением следует готовить длительную войну с уничтожением английских возможностей на континенте.
Сухопутные войска должны овладеть такими позициями, которые важны для флота и люфтваффе. Если удастся занять Голландию и Бельгию, а также разбить Францию, таким образом будет создана база для успешной войны против Англии.
Тогда люфтваффе сможет взять на себя более плотную блокаду с территории Западной Франции, а флот и подводные лодки сделают все остальное.
Последствия:
Англия не сможет воевать на континенте, ежедневные налеты люфтваффе и действия военно-морского флота перережут все ее жизненно важные кровеносные сосуды.
Время работает против Англии.
Германия не истечет кровью на суше.
Необходимость такого ведения войны доказывается [первой] мировой войной и военными событиями, имевшими место с тех пор. [...]
Internationales Militartribunal, Niirnberg (далее-IMT). Dok. L-079.
Я созвал вас для того, чтобы дать вам картину политического положения, дабы вы получили представление об отдельных элементах, на которых основано мое решение действовать, а также для того, чтобы укрепить ваше доверие. [...]
Мне было ясно, что раньше или позже дело должно дойти до столкновения с Польшей. Я принял решение еще весной, но думал, что сначала через несколько лет выступлю против Запада, а уже потом против Востока. Однако последовательность во времени не поддается определению заранее. К тому же нельзя закрывать глаза на угрожающее положение. Первоначально я хотел установить с Польшей приемлемые отношения, чтобы потом начать борьбу против Запада. Однако этот импонирующий мне план оказался неосуществим, поскольку изменились существенные обстоятельства. Мне стало ясно: при столкновении с Западом Польша нападет на нас. Польша стремится получить выход к морю. После занятия Мемельской области дальнейший ход событий показал это, и мне сделалось ясно, что при известных условиях Польша сможет напасть на нас в неблагоприятный для нас момент. В качестве причин таких соображений приведу следующие.
1. Прежде всего два обстоятельства персонального значения: моя личность и личность Муссолини.
Ввиду моих политических способностей все в значительной мере зависит от меня, от моего существования. Ведь это факт, что никто не пользуется таким доверием немецкого народа, как я. В будущем, верно, никогда не будет другого такого человека, который имел бы больший авторитет, чем имею я. Следовательно, мое существование есть фактор огромного значения. Но я могу быть в любой момент уничтожен каким-нибудь преступником, каким-нибудь идиотом.
Второй персональный фактор — это дуче. Его существование тоже имеет решающее значение. Если с ним что-нибудь случится, союзническая верность Италии больше не сможет быть надежной. Основная позиция итальянского двора против дуче. Это именно двор видит в расширении [итальянской] империи бремя для себя. Дуче самый крепкий нервами человек в Италии.
Третий персональный фактор, благоприятный для нас, это Франко. Мы можем потребовать от Испании благожелательного нейтралитета. Но это зависит от личности Франко. Он гарантирует определенную унификацию и устойчивость нынешней системы в Испании. Мы должны считаться с тем, что в Испании пока еще нет фашистской партии, такой же внутренне сплоченной, как наша.
На противной стороне в том, что касается влиятельных личностей, картина негативная. В Англии и Франции личностей крупного масштаба нет.
Нам принимать решения легко. Нам терять нечего, мы можем только приобрести. Наше экономическое положение в результате наших ограничений таково, что мы сможем продержаться лишь несколько лет. Геринг может это подтвердить. Нам не остается ничего иного, как действовать. Наши противники рискуют многим, а выиграть могут немного. Вклад Англии в войну чрезвычайно велик. Наши противники имеют лидеров ниже среднего уровня. Ни одной выдающейся личности. Ни одного властелина, ни одного человека действия.
Наряду с персональными факторами благоприятно для нас и политическое положение. В бассейне Средиземного моря соперничество между Италией, Францией и Англией, в Восточной Азии напряженность в отношениях между Японией и Англией. На Ближнем Востоке напряженность, вызывающая тревогу мусульманского мира.
Английская империя уже из последней войны вышла не усиленной. Господства на морях она не добилась. Конфликт Англия — Ирландия. Независимость Южно-Африканского Союза возросла. Приходится делать уступки и Индии. Англия находится в крайне угрожаемом положении. Нездоровая индустриализация. Любой британский государственный деятель может глядеть в будущее только с тревогой.
Положение Франции тоже стало хуже, особенно в Средиземном море.
В качестве благоприятных для нас факторов следует назвать такие.
На Балканах со времени захвата Албании установилось равновесие сил. Югославия ввиду своих внутренних условий несет в себе смертельный зародыш разложения. Румыния сильнее не стала. Она подвержена агрессии и уязвима. Ей угрожают Венгрия и Болгария. После смерти Кемаль [-паши] Турцией правят мелкие душонки, бесхребетные, слабые люди.
Всех этих счастливых обстоятельств через 2-3 года уже не будет. Никто не знает, как долго я еще проживу. Поэтому пусть лучше столкновение произойдет сегодня.
Образование Великой Германии было политически великим свершением, но в военном отношении оно внушало опасения, ибо было достигнуто блефом политического руководства. Необходимо испробовать военную силу. И если возможно, не в виде генерального сведения счетов, а путем решения отдельных задач.
Отношения с Польшей стали невыносимыми. Моя политика в отношении Польши, проводившаяся до сих пор, противоречила воззрениям нашего народа. Принятию моих предложений Польшей (Данциг, коридор) препятствовало вмешательство Англии. Польша сменила свой тон по отношению к нам. Состояние напряженности на длительный срок нетерпимо. Инициатива не должна перейти в другие руки. Сейчас момент благоприятнее, чем через 2 3 года. Покушение на меня или Муссолини смогло бы изменить положение не в нашу пользу. Нельзя же вечно стоять друг против друга с винтовкой на боевом взводе. Предложенное нами компромиссное решение потребовало бы от нас изменения нашего мировоззрения, жестов доброй воли. С нами снова заговорили бы на языке Версаля. Возникла опасность потери престижа. Вероятность того, что Запад не выступит против нас, еще велика. Мы должны с безоглядной решимостью пойти на риск. Политик точно так же, как полководец, должен брать на себя риск. Мы стоим перед лицом суровой альтернативы: либо нанести удар, либо быть раньше или позже уничтоженными. [...]
Не окажись я в прошлом прав, меня бы побили каменьями. Опаснейшим шагом явилось вступление в нейтральную [Рейнскую] зону. За восемь дней до того я получил от Франции предупреждение. Но я всегда шел на огромный риск, будучи убежден в том, что он себя оправдает.
И теперь тоже риск велик. Нужны железные нервы. Железная решимость.
Меня укрепляют в моей решимости следующие особые причины. Англия и Франция приняли на себя обязательство, но ни та, ни другая выполнить его не в состоянии. В Англии никакого фактического вооружения нет, одна пропаганда. Очень большой вред причинило то, что многие немцы отнеслись отрицательно (к Мюнхенскому соглашению. — Пер.) и после решения чехословацкого вопроса говорили и писали англичанам: фюрер оказался прав потому, что у вас не выдержали нервы, потому, что вы слишком рано капитулировали. Вот чем объясняется теперешняя пропагандистская война. Англичане говорят о войне нервов. Одним из элементов этой войны является изображение роста вооружений. Но каково британское вооружение на самом деле? Программа строительства военно-морского флота на 1938 г. еще не выполнена. Только мобилизация резервного флота. Закупка рыболовных судов. Существенного усиления английского флота раньше 1941 или 1942 г. ожидать не приходится.
С сухопутными войсками там тоже мало что изменилось. Англия будет в состоянии послать на континент максимум три дивизии. Кое-что, правда, произошло в области авиации, но это еще только начало. ПВО находится в начальной стадии. В настоящее время Англия имеет всего немногим больше 150 зениток. Новые зенитные орудия еще только заказаны. Пройдет немало времени, пока они будут изготовлены. Отсутствуют приборы управления артиллерийским огнем. Англия еще уязвима. Авиация Англии насчитывает в настоящее время всего 130 000 человек, Франции 72 000, Польши 15 000. В Англии желают, чтобы конфликт произошел не раньше чем через 2—3 года. Характерным для Англии является следующее. Польша хочет получить от Англии заем для своего вооружения. Но Англия дает только кредиты, чтобы Польша покупала у нее, хотя сама ей ничего поставить не может. Это говорит за то, что в действительности Англия поддерживать Польшу не намерена. Она не желает рисковать в Польше 8 миллионами фунтов, хотя в Китай она вложила полмиллиарда. Положение Англии в мире весьма затруднительно. Она на риск не пойдет.
Во Франции нехватка людей (падение рождаемости). В области вооружения сделано мало. Артиллерия устарела. Франция не хочет влезать в эту авантюру.
У Запада есть только две возможности бороться против нас:
1. Блокада, но она будет неэффективной ввиду нашей автаркии, а также потому, что мы имеем вспомогательные источники на Востоке.
2. Нападение на Западе с линии Мажино считаю невозможным.
Имелась бы еще возможность нарушения нейтралитета Голландии, Бельгии и Швейцарии. У меня нет никаких сомнений в том, что все эти страны, а также и Скандинавия защищали бы свой нейтралитет всеми средствами. Англия и Франция нейтралитета этих стран не нарушат. Значит, фактически Англия Польше помочь не сможет. Остается еще нападение на Италию. Военное вмешательство исключено. На длительную войну никто не рассчитывает. Если бы господин Браухич сказал мне, что мне потребуется четыре года, чтобы захватить Польшу, я бы ему ответил: так дело не пойдет! Когда кто-то говорит, что Англия хочет продолжительной войны, это бред!
Мы будем сдерживать Запад до тех пор, пока не захватим Польшу. Мы должны сознавать наши огромные производственные возможности. Они гораздо больше, чем в 1914—1918 гг.
Противник еще надеялся, что Россия после завоевания нами Польши выступит как [наш] враг. Но противники не учли моей огромной способности принимать решения. Наши противники мелкие черви. Я видел их в Мюнхене.
Я был убежден, что Сталин никогда не пойдет на английское предложение. Россия не заинтересована в сохранении Польши, а потом Сталин знает, что режиму его конец, все равно, выйдут ли его солдаты из войны победителями или же потерпевшими поражение. Решающее значение имела замена Литвинова. Поворот в отношении России я провел постепенно. В связи с торговым договором мы вступили в политический разговор. Предложение пакта о ненападении. Затем от России поступило универсальное предложение. Четыре дня назад я предпринял особый шаг, который привел к тому, что вчера Россия ответила, что готова на заключение пакта. Установлена личная связь со Сталиным. Фон Риббентроп послезавтра заключит договор. Итак, Польша находится в том состоянии, в каком я хотел ее видеть.
Нам нечего бояться блокады. Восток поставляет нам пшеницу, скот, уголь, свинец, цинк. Это огромная цель, которая требует огромных сил. Боюсь только одного: как бы в последний момент какая-нибудь паршивая свинья не подсунула мне свой план посредничества.
В своей политической цели я иду дальше. Начало разрушению господствующего положения Англии положено. После того, как я осуществил политические приготовления, путь солдатам открыт.
Нынешнее опубликование пакта о ненападении с Россией подобно разорвавшемуся снаряду. Последствия необозримы. Сталин тоже сказал, что этот курс пойдет на пользу обеим странам. Воздействие на Польшу будет чудовищным.
(Геринг благодарит фюрера и заверяет его, что вермахт выполнит свой долг.)
IMT. Dok. PS-798.
Правительство СССР и Правительство Германии, руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
Статья I
Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.
Статья II
В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
Статья III
Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Статья IV
Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.
Статья V
В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.
Статья VI
Настоящий Договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья VII
Настоящий Договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.
Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках в Москве 23 августа 1939 года.
По уполномочию Правительства СССР
В. Молотов
За Правительство Германии
И. Риббентроп
Правда. 1939. 24 августа
Русский текст цит. по: Год кризиса. 1938-1939. М., 1990. Т. 2. С. 319-320.
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.
Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.
Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете. Москва, 23 августа 1939 года
По уполномочию Правительства СССР
В. Молотов
За Правительство Германии Das nationalsozialistische Deutschland und die Sowjetunion 1939-1941. Herausgegeben von Carroll und Epstein. Washington, 1948. S. 84 ff.
Русский текст цит. по Год кризиса. 1938-1939. Т. 2. С. 321.
И. Риббентроп
Берлин, 31.8.1939 г.
Совершенно секретно
Только для командования
Передавать только через офицера
Верховный главнокомандующий вооруженными силами ОКВ/Штаб оперативного руководства вермахта
1. После того как политические возможности мирным путем устранить нетерпимое для Германии положение на ее восточной границе исчерпаны, я решил пойти на решение этого вопроса силой.
2. Нападение на Польшу провести согласно принятым по плану "Вейс" приготовлениям с теми изменениями, которые вытекают из почти законченного сосредоточения и развертывания сухопутных войск.
Распределение задач и цель операции остаются без изменений.
Дата нападения: 1.9.39 г.
Время нападения: 4.45.
Это время действует также для операции по захвату Данцига (Гданьска) и Данцигской бухты, а также моста Диршау.
3. На Западе задача заключается в том, чтобы однозначно переложить ответственность за начало боевых действий на Англию и Францию. Незначительные нарушения границы первоначально допускать только в локальном масштабе. Данные нами Голландии, Бельгии, Люксембургу и Швейцарии гарантии их нейтралитета тщательно соблюдать.
Германскую сухопутную границу не переходить ни в одном пункте без моего категорического разрешения.
То же самое относится ко всем военным или считающимся таковыми действиям на море.
Оборонительные меры авиации первоначально ограничить безусловным отражением вражеских воздушных налетов на имперскую границу, причем до тех пор, пока это представляется возможным, соблюдать при отражении отдельных самолетов и их мелких групп границы нейтральных государств. Только если при использовании более крупных французских и английских авиационных наступательных соединений против немецких областей через территорию нейтральных государств ПВО на Западе более обеспечена быть не может, разрешается вести оборонительные действия в воздушном пространстве этих нейтральных государств.
Особенно важно как можно быстрее сообщать ОКВ о любом нарушении западными противниками нейтралитета третьих государств.
4. В случае, если Англия и Франция откроют военные действия против Германии, задача действующих на Западе частей вермахта максимально щадя свои силы, создать предпосылки для успешного завершения операций против Польши. В рамках этой задачи следует по мере сил наносить ущерб вражеским вооруженным силам и их военно-хозяйственным источникам боеобеспечения. Отдачу приказа о переходе к наступательным действиям в любом случае оставляю за собой. Сухопутные войска удерживают Западный вал и принимают подготовительные меры, чтобы не допустить их охвата войсками западных держав с севера при одновременном нарушении нейтралитета бельгийской или голландской территории. Если же французские войска вступят в Люксембург, разрешается взрывать приграничные мосты.
Военно-морской флот ведет войну против торгового судоходства с центром тяжести против Англии. Для усиления воздействия можно рассчитывать на заявление о зонах опасности. [...]
Обезопасить Балтийское море от вражеского вторжения. Решение, следует ли с этой целью минировать входы в Балтийское море, принимает главнокомандующий военно-морским флотом. Задача люфтваффе в первую очередь не допустить применения французской и английской авиации против вермахта и германского жизненного пространства.
При ведении военных действий против Англии следует подготовить использование люфтваффе для создания помех снабжению Англии морским путем, работе военной промышленности, транспортировке войск во Францию. Следует использовать благоприятные возможности для налетов на сконцентрированные английские военно-морские соединения, особенно на линейные корабли и авианосцы.
Налеты на Лондон производить только по моему решению. Нападения на английскую метрополию готовить, руководствуясь тем, чтобы при всех условиях избежать неполного успеха, достигнутого частью сил.
Адольф Гитлер
Н.-А. Jacobsen. Dokumente zur Vorgeschichle des Westfcldzuges 1939/1940. Goilingen. 1957.