От автора
Мое детство и школьные годы прошли в авиационных гарнизонах – Кубинка, Шаталово; школу я закончил в авиагарнизоне Текель недалеко от Будапешта. Мой отец, Михаил Дмитриевич Исаев, в 1958-1969 годах служил в 32-м гвардейском истребительном авиационном полку, в составе которого в 1962-1963 годах был на Кубе. После возвращения полка в родную Кубинку, когда к нам домой приходили гости, отец часто рассказывал об этой «командировке», показывал гостям фотографии, сделанные им на далеком тропическом острове, «заводил» кубинские пластинки. Не знаю почему, но мне на всю жизнь запомнились эти рассказы
Шло время. События времен Карибского кризиса 1962 года перестали быть секретом и стали активно обсуждаться в прессе и в исторической литературе. В центре обсуждения оказались, что вполне объяснимо, фигуры политических деятелей – Н.С. Хрущева и Дж. Кеннеди, а также советские ракетчики, скрытно доставившие и развернувшие на острове Куба осенью 1962 года баллистические ракеты среднего радиуса действия. А об авиаторах 32-го гвардейского авиаполка, сослуживцах моего отца, упоминалось крайне редко. Мне такое положение дел показалось несправедливым, и я записал воспоминания отца о пребывании на Кубе, которые в 2000 году были размещены Дмитрием Срибным на Интернет-сайте «ВВС России: люди и самолеты»{1}. Несколько позже эти воспоминания были опубликованы как глава в книге Николая Васильевича Якубовича «МиГ-21»{2}. Сослуживцы отца – участники и очевидцы «кубинских» событий, благосклонно отнеслись к этим публикациям, но выражали сожаление, что «написано мало и не все». Стало очевидным, что надо не только продолжать работу, но и расширять хронологические рамки изучения истории полка.
Летом 2002 года я встретился с Виктором Васильевичем Шарковым, ветераном 32-го гвардейского истребительного, прослужившим в полку более 20 лет, который передал мне свои мемуары и материалы по истории 32 гиап. Пожалуй, именно с этого момента и началась непосредственная работа над этой книгой.
32-й гвардейский Виленский орденов Ленина и Кутузова III степени истребительный авиационный полк (32 гиап), до 23 ноября 1942 года именовавшийся 434-м истребительным авиационным полком, в неофициальном рейтинге наиболее результативных советских истребительных полков времен Великой Отечественной войны занимает достойное пятое место, заявив об уничтожении 518 самолетов противника. С 1941 года и до конца 1980-х в 32-м гвардейском истребительном авиационном полку воевало и служило 26 Героев Советского Союза, 17 из которых были удостоены этого звания во время боевой работы в полку в годы войны. В 1941–1945 годах в полку служило 49 летчиков-асов, имевших на своих личных счетах пять и более сбитых самолетов противника. В послевоенные годы шестерым бывшим летчикам полка К.А. Красавину, Ф.А. Шебанову, В.Е. Мельникову, С.А. Микояну, Е.Г. Пепеляеву и Ф.Ф. Прокопенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Примечательно, что последнее награждение состоялось 27 марта 1996 года, когда бывший летчик 32 гиап Федор Федорович Прокопенко, совершивший за время войны 126 боевых вылетов и лично сбивший во время службы в 32 гиап 16 самолетов противника был удостоен звания Героя Российской Федерации.
Было бы неправильным сказать, что 32 гиап обделен вниманием в отечественной авиационно-исторической литературе. Наоборот, об особом 434-м (32-м гвардейском) истребительном авиаполке, неофициальным шефом и командиром которого (в феврале-мае 1943 года) был сын вождя Василий Сталин, написано немало. Герой Советского Союза Александр Федорович Семенов, воевавший в составе полка под Сталинградом осенью 1942 года и командовавший им в начале 1944 года, подробно рассказал о летчиках 32-го гвардейского авиаполка в своей книге «На взлете»{4}. В 1974 году в свет вышла монография Федора Ивановича Костенко «Корпус крылатой гвардии»{5}, в которой описывается, в том числе, и боевая работа 32 гиап в составе 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса в 1942-1945 годах. Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан, воевавший в составе полка в 1942-1943 годах, немало страниц своей книги «Небо, прошитое трассами»{6} посвятил боевым товарищам из особого истребительного полка. Писатель Станислав Грибанов в своих книгах, посвященных Василию Сталину{7}, также рассказывал об отважных летчиках 434-го (32-го гвардейского) авиаполка. Герой Советского Союза Заслуженный летчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян, воевавший в составе полка в сентябре 1942 и в феврале-марте 1943 года, подробно описал в мемуарах «Воспоминания военного летчика-испытателя»{8} свою боевую службу в 32 гиап. В 2005 году вышла в свет замечательная книга «Полк асов особого назначения»{9}, написанная вдовой летчика 32-го гвардейского авиаполка Героя Советского Союза А.И. Маркова Марией Павловной Марковой, в которой эмоционально, но скрупулезно описана история полка в 1941-1945 годах. Мой школьный товарищ, Сергей Николаевич Румянцев, отец которого служил в 32 гиап с конца 1950-х годов и до момента своей трагической гибели в 1973 году на самолете МиГ-23 в Шаталово, опубликовал несколько статей{10}, посвященных военной истории 32-го гвардейского авиаполка и его командиру Герою Советского Союза Ивану Ивановичу Клещеву.
Однако, хронологические рамки опубликованных работ, посвященных в той или иной степени 32 гиап, ограничиваются только периодом Великой Отечественной войны. А как сложилась послевоенная история прославленного авиаполка после Победы – оставалось лишь догадываться.
Первые годы после окончания Великой Отечественной войны 32-й гвардейский авиаполк базировался в Германии, где начал освоение первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9. В 1948 году полк был передислоцирован в Московский военный округ на аэродром Брянск. С 1950 года и до момента своего расформирования в конце 1980-х годов 32-й гвардейский иап входил в состав 9-й истребительной авиационной дивизии (штаб аэродром Кубинка) и принимал участие во всех авиационных парадах в небе Москвы вплоть до 1967 года. В начале 1960-х годов 32 гиап первым в советских ВВС переучился на ставшие легендарными самолеты-истребители МиГ-21. В 1962-1963 годах полк был единственным истребительным полком советских ВВС, передислоцированным на Кубу в рамках операции «Анадырь». Зимой 1967-1968 годов 32 гиап перебазировался из подмосковной Кубинки на аэродром Шаталово (60 км южнее Смоленска). В 1969 году полк принял участие в учениях «Восток», в рамках которых совершил перебазирование из центральной России в Забайкалье и обратно без единой аварии или предпосылки к летному происшествию. 32 гиап стал первым строевым полком советских ВВС, переучившимся и освоившим истребители третьего поколения – самолеты с изменяемой геометрией МиГ-23. В конце 1980-х годах летчики 32 гиап с честью выполнили свой долг в небе Афганистана.
Однако 32 гиап постигла участь многих других не менее прославленных частей и соединений советских Вооруженных сил – в конце 1980-х годов в разгар бездумной эйфории от политики «нового мышления» полк был расформирован. Знамя полка и документы были сданы в архив, недоступный для желающих больше узнать об истории своей страны и спустя более 15 лет после расформирования полка.
Первая часть предлагаемой вниманию читателей книги, охватывает период истории 32-го гвардейского истребительного авиаполка с августа 1941 года до конца 1967 года, т.е. с момента формирования полка и до его передислокации с аэродрома Кубинка на аэродром Шаталово. Во второй части книги автор планирует рассказать об истории полка в период с 1968 года до момента его расформирования в конце 1980-х годов.
Стилистически книга состоит из нескольких глав. Первая глава посвящена боевой работе полка в годы Великой Отечественной войны и подготовлена на основе обширной мемуарной, исторической литературы и документах ЦАМО РФ. Вся информация о победах, одержанных летчиками 32 гиап во время войны, приводится по данным отечественных архивов. Последующие главы книги посвящены учебно-боевой работе полка в 1950-1960-е годы и представляют собой сборник воспоминаний ветеранов полка в хронологической последовательности с небольшими авторскими комментариями.
Книга не случайно названа «страницы истории», т.к. полную и детальную историю 32-го гвардейского истребительного полка еще предстоит написать.
Автор с благодарностью примет замечания, комментарии или дополнения, а также новые сведения о 32-м гвардейском истребительном авиаполке по электронной почте giap-32@yandex.ru.
Автор выражает глубокую благодарность Всем ветеранам 32-го гвардейского истребительного авиационного полка, поделившимся своими воспоминаниями о годах службы в полку;
Виктору Васильевичу Шаркову, ветерану 32 гиап, за огромную помощь, оказанную при подготовке рукописи книги;
Герою Советского Союза Заслуженному летчику-испытателю СССР генерал-лейтенанту авиации Степану Анастасовичу Микояну, воевавшему в составе 32 гиап в годы войны, за ценные сведения, замечания и комментарии, высказанные им при подготовке рукописи книги;
Валентине Васильевне Боровик и Антонине Ивановне Шибановой за предоставленные материалы и фотографии по истории полка;
Михаилу Юрьевичу Быкову, авиационному историку и художнику, за помощь, оказанную при работе с документами ЦАМО;
Сергею Николаевичу и Валерию Николаевичу Румянцевым за помощь, оказанную при сборе материалов об истории полка;
Сергею Сергеевичу Цветкову и Сергею Николаевичу Пазыничу, Алексею Калиновскому за предоставленные фотографии;
Издательской группе АРБОР, за бескорыстную помощь и поддержку, без которой эта книга не увидела бы свет.