Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 2.

После войны. 1945-1950 годы

После Победы 32-й гвардейский Виленский орденов Ленина и Кутузова III степени авиационный истребительный полк в составе 3-й гвардейской Брянской орденов Красного Знамени и Суворова II степени истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского Минского Краснознаменного истребительного авиационного корпуса продолжал дислоцироваться на территории Германии в составе Группы советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ). Начинались мирные будни.

24 июня 1945 года летчики полка Перовский С.М. и Боровик В.К. приняли участие в параде Победы на Красной площади в составе сводного полка 1-го Белорусского фронта. В июле полк перебазировался с аэродрома Эгерсдорф на аэродром Людвигслуст, где ранее базировались авиационные части Люфтваффе и имелась необходимая инфраструктура. С аэродрома Людвигслуст 3-я авиационная эскадрилья 32 гиап под командованием майора Горшкова Н.Ф. убыла на Дальневосточный фронт для участия в войне против Японии. Однако боевой работы этой эскадрилье вести не пришлось и в ноябре 3 аэ возвратилась в полк. В сентябре командир полка Луцкий В.А. и командиры эскадрилий Марков А.И. и Шульженко Н.Н. были направлены на обучение в Высшие летно-тактические курсы в Липецке.

С мая 1945 года 32-й гвардейский авиаполк занимался учебно-боевой летной и наземной подготовкой, которая планировались и проводились в соответствии с приказом командующего ВВС Красной Армии № 05 от 11 января 1945 года. В учебно-боевой подготовке особое внимание уделялось тактической, воздушно-стрелковой и навигационной подготовке, изучению материальной части самолета Ла-7 и мотора АШ-82ФН. Всего за 1945 год 32 гиап произвел 1598 тренировочных полетов с общим налетом 823 часа 05 мин.

С целью изучения и внедрения опыта Великой Отечественной войны в полку было проведено три летно-тактических конференции по обмену боевым опытом, четыре полковых летно-тактических учения (ЛТУ). «Весь летный состав, – отмечается в историческом формуляре полка, – полностью закончил первый раздел Курса боевой подготовки истребительной авиации (КБПИА-44 г.) и 50% летного состава закончили 2-й раздел КБПИА-44 г.»

Не обошлось без летных происшествий. 4 ноября 1945 года опытный летчик-фронтовик капитан Дмитриевич А.А. во время учебного полета на самолете Ла-7 решил продемонстрировать свое летное мастерство (что на языке авиаторов называется «хулиганство в воздухе») и во время пилотажа задел купол местной церкви. Самолет упал. Летчик погиб. Это была первая послевоенная потеря полка. В конце 1945 года полк передислоцировался на аэродром города Пренцлау (90 км северо-западнее Берлина).

В 1946 году учебно-боевая подготовка полка планировалась и проводилась в соответствии с Курсом боевой подготовки истребительной авиации 1946 года (КБПИА-46 г.). Всего в течение года было произведено 4735 учебно-тренировочных самолето-вылетов с налетом 2691 час 29 мин. В течение года было проведено 5 летно-тактических учений. Весь летный состав закончил 1-й раздел КБПИА-46 г., 50% – 2-й раздел и 20% – 3-й раздел КБПИА-46 г. «Летный состав полка представляет крепко сколоченную боевую единицу, способную к выполнению боевой работы в сложных дневных метеоусловиях в составе эскадрильи и полка», – подчеркивается в историческом формуляре полка.

О тех послевоенный днях в Германии вспоминает М.П. Маркова:

«Однажды Алексей (Алексей Иванович Марков – С.И.) познакомил меня с невысоким рыжеватым полковником, который представился просто: Василий. Организовали дружеский ужин. Более чем внимательно мы приглядывались к Василию. Несколько раз у него вырывались при разговорах крепкие словечки. Он тут же скороговоркой поправлялся: «Женщины, извините». После Василий остался у нас ночевать. Мы, конечно, оказали гостю радушный прием – положили на свою постель, а себе постелили на полу шинели, в том числе и его.

Когда В. Сталин получил звание генерала (1 марта 1946 года. – С.И.), то постановил, что обмывать новые погоны будет в родном 32 гиап, «которому обязан генеральским званием». И вот в полк едет делегация: впереди полуторка с продуктами, за ней пять «паккардов» с офицерами и молодым генералом. Играет наш бессменный аккордеонист. В части накрывают стол, который ломится от разных вкусностей. В хрустальный бокал опускаются генеральские погоны»{269}.

18 июля 1946 года генерал-майор В.И. Сталин был назначен командиром 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса.

О летном происшествии, случившимся в то же время, вспоминал старший сержант Федотов Григорий Иванович, служивший в 32 гиап механиком самолета:


«В августе 1946 года наш полк перебазировался на аэродром Виттшток. Последним вылетал мой самолет Ла-7, на котором только что поменяли мотор. Я выполнил все работы по замене мотора, заправил бензином и маслом, опробовал его на всех режимах. За отремонтированным истребителем на По-2 прилетел летчик-фронтовик капитан Тукин Василий Ефремович (сбивший во время войны в составе 32 гиап 4 самолета противника. – С.И.). Я выпустил Ла-7 в полет, а сам пассажиром на По-2 вылетел в Виттшток, где и совершил посадку. Однако в положенное время Ла-7 капитана Тукина на аэродроме не приземлился. Организовали поиск. Через некоторое время истребитель нашли севшим на вынужденную в районе лесной вырубки. При аварийной посадке самолет скапотировал, а летчик повис на ремнях вниз головой, при этом фонарем ему прищемило левую щеку. Пытаясь выбраться из кабины, пилот несколько раз стрелял по фонарю, но безрезультатно. Эти выстрелы привлекли внимание местных жителей, которые и сообщили об аварии. Летчика вызволила из скапотировавшего самолета наша аварийная команда. К этому времени капитан Тукин провисел вниз головой около четырех часов, потерял много крови и, когда его вытаскивали из самолета, был без сознания. К счастью в госпитале он быстро пошел на поправку, вылечился, а затем много и хорошо летал.

При расследовании летного происшествия первоначально виновным признали меня, так как я якобы не заправил маслом двигатель. По этому случаю в полк прилетел командир 1-го гвардейского авиакорпуса генерал Сталин. Зная вспыльчивый характер и привычки Василия Сталина, меня «убрали» подальше от глаз высокого начальства, который, как потом рассказали, грозился расстрелять механика самолета. При более детальном и непредвзятом рассмотрении причин происшествия выяснилось, что причиной утечки масла стала перетертость маслопровода у радиатора. Я был оправдан».

Вспоминает ветеран 32-го гвардейского авиаполка Виктор Васильевич Шарков:


«Василия Ефремовича Тукина я увидел в 1950 году, когда 32 гиап перебазировался на аэродром Кубинка. На лице летчика после той аварии остался большой шрам. Василий Ефремович, стройный, собранный и немногословный летчик пользовался большим авторитетом среди летного и технического состава нашего полка».

В 1945–1946 годах в полк прибыли молодые летчики, не имевшие боевого опыта: Григорьев Л.Г., Зюзин А.Я., Королев И., Кузнецов И.И., Кузнецов Н.В., Соколов Н., Тарасов А.А. и другие. Ввод в строй молодых пилотов, передача им богатого боевого опыта стало насущной заботой командования полка, который до сентября 1948 года продолжал возглавлять Герой Советского Союза майор, а затем подполковник Луцкий В.А. Заместителем командира полка в 1946 году был назначен Герой Советского Союза майор Марков А.И. Осенью 1948 года командиром 32 гиап вместо убывшего подполковника Луцкого был назначен майор Князев; заместитель командира полка по политической части – подполковник Соловей П.Ф., начальник штаба – майор Терещенко С.П., инженер полка – капитан Перышев.

Василий Сталин слыл большим любителем спорта. Поэтому не случайно во время его командования 1 гиак в корпусе была создана собственная футбольная команда, в которой молодой летчик 32-го гвардейского авиаполка лейтенант Григорьев (будущий командир 32 гиап) играл центральным защитником. Однажды, как рассказывал позднее Л.Г. Григорьев, проходила финальная встреча по футболу между командами Группы советских войск в Германии (ГСВГ) и 16-й воздушной армией. Главнокомандующий ГСВГ генерал-армии В.Д. Соколовский и Василий Сталин, болевший, естественно, за авиаторов поспорили, чья команда выиграет. Со счетом 1:0 выиграла команда Группы. Единственный мяч в ворота авиаторов влетел от удара лейтенанта Григорьева. Это могло стать концом карьеры молодого лейтенанта-летчика. Как только проигравшая футбольная команда вернулась на свою базу (двухэтажный особняк) туда примчался Василий Сталин и с криками «где этот поганец и идиот!» стал искать центрального защитника. Зная, что расправа неминуема, Григорьев залез в темный чулан и спрятался под какой-то рухлядью. Сталин с палкой в руке, непрерывно матюкаясь, обошел все комнаты особняка, дважды заглядывал в чулан, но лейтенанта Григорьева не обнаружил. Затем, не переставая ругаться, сел в свою машину и уехал. «Гроза» миновала…»

Летчик-истребитель Герой Советского Союза С.М. Крамаренко так вспоминал об увлечении Василия Сталина футболом:

«Обычно он (В. Сталин – С.И.) сидел и подбадривал свою команду, но в трудные для нее моменты выбегал на поле и сам начинал судить, да так пристрастно, что другая команда не выдерживала и начинала бастовать. После этого Василий обычно несколько успокаивался, и игра благополучно доходила до конца. Лишь однажды страсти были так накалены, а игроки так взволнованы, что матч не удалось закончить»{270}.
В 1947–1948 годах 32 гиап базировался на аэродроме Фалькенберг. Командирами авиационных эскадрилий были летчики-фронтовики, ранее воевавшие в составе полка: 1-я авиационная эскадрилья – майор Вишняков Сергей Федорович, 2 аэ – майор Корчаченко Иван Данилович, 3 аэ – майор Костенко Николай Максимович. Инженеры авиационных эскадрилий: 1аэ – капитан Раненко, 2 аэ – капитан Соколов И.И., 3 аэ – капитан Божко.

В 1948 году полк начал переучивание на реактивные самолеты МиГ-9. В связи с переходом на реактивную, более сложную и трудоемкую в обслуживании авиационную технику были введены новые штаты по обслуживанию боевых самолетов. Из Вольского, Иркутского и Харьковского авиационно-технических училищ прибыло большое пополнение молодых офицеров– авиационных техников (младших лейтенантов и лейтенантов). Среди них: Барабаш В., Борисов В., Долганин А.П., Еремин А.Н., Жуков Н., Краснюков А., Марущенко П., Меньшиков А., Николенко Н., Осипов Ю.И., Панов Ю.В., Путилов В.И., Самотоев В.Н., Терентьев А., Федотов Г., Юров В. и другие.

В 1948 году 32 гиап передислоцировался из Германии на аэродром города Орел. Летный и технический состав полка продолжал осваивать сложную, капризную и зачастую не доведенную «до ума» реактивную технику, выполнял задачи по планам учебно-боевой подготовки.

В июне 1948 года командующим ВВС Московского военного округа был назначен генерал-майор В.И. Сталин, который стал собирать под свою команду (как и в 1942 году в 434-й истребительный авиаполк) хорошо знакомых ему летчиков и командиров. В сентябре 1948 года заместителем, а затем и командиром 324-й Свирской иад, расквартированной на подмосковных аэродромах был назначен подполковник Луцкий В.А. А вскоре командирами полков этой дивизии были назначены бывшие летчики 32 гиап: 176 гиап – подполковник Шульженко Н.Н., 196 иап – подполковник Шишкин А.П. Инспектором по технике пилотирования ВВС Московского военного округа был назначен Герой Советского Союза подполковник Макаров А.С., командиром отдельной авиационной эскадрильи – Герой Советского Союза подполковник Марков А.И.

В июне 1949 года полк, имея на вооружении самолеты МиГ-9, перебазировался на аэродром города Брянска и вошел в состав Истребительной авиации ПВО. В это время командиром полка был назначен майор Шамрин. В том же году под Брянском во время учебного полета на МиГ-9 погиб заместитель командира полка подполковник Показия. В полете загорелся один из двигателей самолета, затем последовал взрыв, летчик погиб.

В конце 1940-х – начале 1950-х годов существенные изменения претерпела нумерация и наименования (переименования) многих авиационных частей, соединений и объединений. В советских ВВС возникли армии, корпуса, дивизии и полки, номеров которых по окончании войны не существовало. Многие истребительные авиационные полки и дивизии были переведены в состав ПВО с изменением их нумерации и наименований. Ряд бомбардировочных дивизий военного времени поменяли профиль, став авиатранспортными.

Многие прославленные в годы Великой Отечественной войны авиационные полки лишились своих «боевых» номеров. Так, 16-й гвардейский иап – «родной» полк лучшего советского аса А.И. Покрышкина, позже носивший его имя, получил ничего не значащий номер 689. То же самое произошло с авиаполком, носившим имя морского аса Б.Ф. Сафонова, вместо номера 2 получившим номер 174. Такая же участь постигла и «братский» 63 гиап 3 гиад, вместе с которым 32-й гвардейский авиаполк часто летал в годы войны с одного аэродрома, ставшим 941-м гвардейским иап. К сожалению, этот список можно еще долго продолжать. А после масштабных «хрущевских» сокращений конца 1950-х годов многие прославленные авиаполки времен войны были и вовсе расформированы{271}.

В этом отношении 32-му гвардейскому истребительному авиационному полку повезло – он до самой своей «кончины» в конце 1980-х годов сохранил, несмотря на все послевоенные и «хрущевские» пертурбации свой номер и свои почетные, кровью заслуженные, наименования – гвардейский Виленский орденов Ленина и Кутузова III степени.

Дальше