Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 29.

Первая Квебекская конференция. Август 1943 года

На Вашингтонской конференции в мае 1943 года было оговорено, что темпы развития событий в бассейне Средиземного моря и неотложность вопросов, по которым потребуется принять согласованные решения, могут вызвать необходимость еще до окончания лета созвать чрезвычайную конференцию военно-политического руководства союзников. Кроме того, президент и премьер-министр договорились, что на этой встрече было бы желательно присутствие маршала Сталина, если это окажется для него возможно. 25 июня Черчилль предложил Рузвельту организовать встречу трех союзных руководителей в Скапа-Флоу «или в любом другом месте земного шара». Премьер-министр внес такое предложение потому, что не хотел оказаться в положении постороннего наблюдателя, не присутствующего на встрече двух союзных лидеров, поскольку Гарриман проинформировал его о том, что президент рассматривал возможность встречи со Сталиным.

«Я не могу не отметить, — писал Черчилль президенту, — что вражеская пропаганда получит богатую пищу, узнав о встрече глав Советской России и Соединенных Штатов при отсутствии главы правительства Британского содружества. Это было бы серьезной ошибкой, чреватой неприятными последствиями, ибо многие были бы сбиты с толку и обеспокоены. Моя поездка в Москву с Гарриманом в августе 1942 года в целом предполагала встречу на более низком уровне и произошла на таком этапе войны, когда нам приходилось давать объяснения, по каким причинам мы не можем открыть второй фронт».

Ответ президента был успокаивающим. Он сообщал, что на этой встрече хотел лишь ознакомиться с послевоенными намерениями русских примерно так же, как это сделал в прошлом году в Москве Иден. Президент считал, что лучше всего это сделать неофициально. Позже, несомненно, возникнет необходимость провести общую чрезвычайную встречу в верхах совместно со штабами. Далее Рузвельт спрашивал: «А что Вы думаете насчет приезда в ближайшее время и насчет того, чтобы нам встретиться совместно с нашими штабами в Квебеке?» Вашингтон не был подходящим местом для летних встреч, но президенту перелет через океан не разрешили медики. Начальникам английских штабов не очень-то нравился Квебек, где средства связи не были столь совершенными, как в Вашингтоне, и где канадцы по вполне понятным причинам могли выразить желание принять участие в конференции. Однако пришлось посчитаться с предложением Рузвельта. Президент наметил встречу на сентябрь. Английский [397] комитет посчитал это слишком поздним сроком в свете скоротечности операции, осуществлявшейся в бассейне Средиземного моря. Как заявил Черчилль президенту 16 июля, решение о последующем шаге против Италии могло бы быть принято и до созыва конференции, однако союзникам все равно не удалось бы избежать обсуждения «серьезных вопросов в отношении Италии в целом, которые поставили перед ними блестящие успехи союзных войск». Черчилль предложил назначить конференцию на середину августа. Президент согласился. От русских никаких сообщений не поступало, и, по-видимому, новых попыток пригласить Сталина для участия в конференции больше не делалось. Таким образом, было решено, что конференция откроется 15 августа. Премьер-министр предложил пригласить канадцев, выступающих в роли хозяев, для участия на всех пленарных заседаниях конференции, исключая заседания английского и американского комитетов начальников штабов и беседы президента с премьер-министром. Рузвельт заметил, что такая процедура может привести к ненужным затруднениям; если пригласить представителя Канады на совещания Объединенного англо-американского штаба, указал президент, то нелегко будет отказать в этом представителям других союзных государств западного полушария. Решить этот вопрос помог сообразительный канадский премьер Макензи Кинг, который любезно попросил, чтобы Канаде была отведена просто роль радушного хозяина.

* * *

Все проблемы, вставшие перед союзниками, явились следствием успехов генерала Эйзенхауэра на Сицилии. В середине июля еще не было ясно, насколько силы союзников, действовавшие на Средиземноморье, приблизились к своей главной цели в этом районе — выводу Италии из войны, однако неспособность итальянских войск отстоять свою собственную землю уже тогда предвещала наступление удобного момента, не упустить который стремились начальники английских штабов и тем более премьер-министр.

Мы уже видели, как английский комитет начальников штабов 20 июля, еще до получения известий о свержении режима Муссолини, «заморозил» все силы и средства, находившиеся в бассейне Средиземного моря. В Лондоне это восприняли как обычное проявление здравого смысла. В Вашингтоне же посчитали, что этим шагом англичане в одностороннем порядке расторгли с таким трудом достигнутую на Вашингтонской конференции договоренность о согласованной большой стратегии союзников как в отношении Европы, так и в отношении Дальнего Востока. Тогда было решено, что сразу после овладения Сицилией генерал Эйзенхауэр должен отдать часть своих средств, в частности транспортные суда и десантно-высадочные средства, для переброски их вместе с 7 дивизиями в Соединенное Королевство, чтобы начать подготовку к операции «Оверлорд», намеченной на следующий год. Кроме того, было решено другую часть транспортных судов и десантно-высадочных средств, находившихся на Средиземноморском театре, отправить к берегам Индии, чтобы обеспечить возможность проведения десантной операции в районе порта Акьяб и острова Рамри в Бирме. Это должно было явиться вкладом англичан в дело освобождения Северной Бирмы от японцев и открытия Бирманской дороги в Китай. Из числа всех других запланированных операций этим двум основным операциям генерал Маршалл отдавал предпочтение. Увеличение же масштабов боевых действий на Средиземноморском театре, по-мнению американцев, грозило сорвать и ту, и другую операции. Однако разве можно было упустить такой благоприятный момент, когда весь южный фланг стран оси неожиданно оказался оголенным.

Таким образом, военное руководство союзников встречало приближавшуюся [398] конференцию с настроением взаимного недовольства, которое у американцев доходило до полного недоверия. Аппарат планирования в штабе генерала Маршалла продолжал считать, что за особым интересом англичан к бассейну Средиземного моря скрываются тонкие мотивы не столько военного, сколько политического характера, рассчитанные на создание благоприятного послевоенного баланса сил в Европе. По мнению американских планирующих органов, как заявил сам Маршалл, «на Средиземноморье преследовались чисто политические цели, тогда как операция «Оверлорд» представляла собой решительное наступательное мероприятие, которое с самого начала должно было дать военные результаты». Даже если такое мнение было и не совсем правильным, «средиземноморская стратегия» требовала такого риска, на который Соединенные Штаты не были готовы пойти. Эта стратегия, как пояснял Маршалл президенту 25 июля, «исходила из возможности добиться политического и экономического краха стран оси на территории оккупированных ими стран, и в первую очередь на Балканах. Если такой расчет окажется неверным, то союзники будут втянуты в затяжную борьбу, связанную с блокадой и истощением Европы». Маршалл опасался, что в этом случае американский народ потеряет терпение и потребует сосредоточить внимание только на положении в бассейне Тихого океана.

Кроме того, американцы продолжали сомневаться, насколько вообще серьезны заверения англичан в их приверженности к операции «Оверлорд». Их сомнения еще больше усилились после того, как до американского военного министра Стимсона дошли некоторые слухи во время его пребывания в Лондоне летом этого года. Накануне Квебекской конференции Стимсон сообщил президенту следующее: «В настоящее время у нас не может быть большой надежды на то, что нам удастся пересечь Ла-Манш и вступить в схватку с противником, имея во главе командующего-англичанина. Английский премьер-министр и начальник имперского генерального штаба, говоря откровенно, не выражают большой радости по поводу перспективы такой операции. Тень Пашендэйля и Дюнкерка{87} все еще слишком жива в памяти этих лидеров и английского правительства. Хотя на словах они и стоят за проведение операции, в душе явно к ней не расположены, и для преодоления естественных трудностей такой операции, которую придется проводить в условиях, когда в правительстве царит подобная атмосфера, потребуется значительно больше самостоятельности, больше уверенности и больше энергии, чем мы, как я полагаю, сможем найти у любого английского командующего».

Таким образом, комитет начальников штабов США предполагал, что Квебек станет ареной схватки двух диаметрально противоположных стратегических концепций. 15 августа Маршалл заявил своим коллегам: «Мы должны вступить в этот спор с твердым желанием одержать верх». И если президент и премьер-министр все же решат вопрос в пользу принятия средиземноморской стратегии, Маршаллу хотелось бы, чтобы их решение было твердым и окончательным, так как только тогда можно было бы разработать конкретные планы с известной долей уверенности, что они будут выполнены.

Однако английский комитет начальников штабов в качестве главной задачи предстоящей конференции предложил «быстрое принятие решений в свете результатов операции «Хаски» по вопросу о дальнейших операциях в бассейне Средиземного моря с целью вывода Италии из войны» и посоветовал, чтобы «вначале предметом обсуждения стали операции, [399] которые следовало проводить после операции «Хаски», а также политический курс союзников в случае полного краха Италии». В качестве второго вопроса повестки дня англичане предложили рассмотреть операции на Дальнем Востоке и только третьим вопросом — операции с территории Соединенного Королевства. Таким образом, подозрения американцев получили новую пищу. Комитет начальников штабов США ответил контрпредложением, в котором во главу повестки дня ставилось «рассмотрение общей цели, общего стратегического замысла и основных мероприятий, обеспечивающих этот стратегический замысел». Вторым вопросом предлагалось обсуждение операций в Европе, в первую очередь операции «Оверлорд» и объединенного авиационного наступления; третьим вопросом американцы поставили подводную войну; четвертым — «рассмотрение одобренных операций, следующих после операции «Хаски»; пятым — «использование французских войск» и только шестым вопросом — «последующие операции в бассейне Средиземного моря». Затем, по их мнению, можно было «рассмотреть конкретные операции в тихоокеанско-азиатском регионе», принять решения на проведение операций в 1943–1944 годах, подсчитать ресурсы, подготовить отчеты и издать соответствующие директивы.

29 июля это контрпредложение было высказано фельдмаршалу Диллу, и английский комитет начальников штабов рассмотрел его с чувством большой тревоги: «Мы надеялись, что комитет начальников штабов США будет стараться избегать продолжительных дискуссий, касающихся общих стратегических замыслов или глобальной стратегии, и ограничит повестку дня рассмотрением тех конкретных проблем, по которым требуется принять решение в целях руководства операциями, намеченными на ближайшее будущее». Однако англичане выразили свое согласие с новым предложением Вашингтона о том, что «общая цель, общий стратегический замысел ведения войны и основа мероприятий по обеспечению общего стратегического замысла должны остаться такими, какими были утверждены на Вашингтонской конференции, поскольку «этим не исключается рассмотрение любого поворота событий в целях облегчить или ускорить достижение общей цели». Начальники английских штабов не хотели, например, исключать из повестки дня обсуждение вопроса об операциях по овладению Северной Италией только на том основании, что эти операции «противоречат одному из основных мероприятий». Разногласия удалось уладить, поскольку существовало еще одно предложение, предусматривавшее обсуждение повестки дня и процедурных вопросов перед самым началом конференции, в результате чего союзники избежали многих ненужных препирательств.

* * *

Английская миссия при Объединенном англо-американском штабе в Вашингтоне позаботилась о том, чтобы подготовить английский комитет начальников штабов ко всему тому, что его ожидало в Квебеке. Проблемы, которые встанут перед комитетом, подчеркивала миссия, будут касаться не только стратегии в Европе. Миссия обобщила эти проблемы в документе, чтобы начальники английских штабов сумели изучить их к моменту прибытия в Канаду:

«... По нашему мнению, необходимо, чтобы еще до приезда в Канаду вы поняли, что на конференции «Квадрант» перед вами могут возникнуть серьезные трудности.
2. Бассейн Средиземного моря. По-видимому, начальники штабов США считают, что англичане не слишком твердо придерживаются решений, принятых на Вашингтонской конференции, и весьма склонны к отходу от этих решений и к отмене операций, о которых уже [400] существует договоренность. Они сознают важность вывода Италии из войны, но в то же время не хотят, чтобы из-за новых операций в бассейне Средиземного моря незаслуженно страдала операция «Буллфрог» на Тихоокеанском театре или операция «Оверлорд». Они, в частности, очень обижены на англичан за их приказ «о неприкосновенности сил и средств», который они рассматривают как одностороннее решение.
3. Бирма. Комитет начальников штабов США все больше склонен считать, что англичане никогда не имели слишком серьезных намерений в Бирме. Мы полагаем, что вам придется столкнуться с настойчивыми требованиями американцев осуществить все возможное на этом театре; они также будут добиваться одобрения максимальных масштабов действий, обосновывая в Бирме свои предложения абсурдными расчетами о возможностях открытия сухопутных коммуникаций через Бирму. Американцы, несомненно, будут очень разочарованы весьма скромными результатами, которые, судя по последним известиям из Лондона, следует ожидать на этом театре в течение предстоящей зимы.
4. Тихоокеанский бассейн. По нашему мнению, будет уместно напомнить, что в недавнем прошлом имелось решение адмирала Кинга добиться такого прогресса операций на Тихом океане, чтобы еще до конференции «Квадрант» положение американского флота в том районе стало неуязвимым. Комитет по планированию, готовивший, исходя из этого, оценку мероприятий по «разгрому Японии», отметил, что эту оценку он готовит тогда, когда в американской части плана по большинству моментов решения уже приняты.
Адмирал Кинг и его помощники не раз заявляли, что англичанам не хочется, чтобы американцы принимали слишком большое участие в освобождении Бирмы и Малайи по причинам, связанным с определением послевоенного статуса этих территорий.
В письме адмиралу Ноблу адмирал Кинг отмечал: «Начальники английских штабов своим недавним односторонним решением не посылать десантные средства к берегам Индии показали, что операция «Буллфрог», согласованная во время Вашингтонской конференции, не является для них твердым обязательством. Кроме того, мы еще не получили какого-либо конкретного плана этой операции, и поэтому командующий тоже еще не назначен». По этой причине Кинг запретил посылать какие-либо военно-морские соединения в район Индийского океана, помимо десяти танкодесантных кораблей, находящихся уже в пути.
5. Сегодня мы получили подтверждение слухов о том, будто американцы прилагают значительные усилия с целью убедить всех, в том числе и президента, в том, что американской стороне необходимо получить гарантии относительно свободы принимать решения о действиях в бассейне Тихого океана, а англичанам — выполнить свои обязательства в отношении действий в Бирме и соответственно умерить пыл в бассейне Средиземного моря».

До 10 августа, то есть до момента прибытия в Квебек, начальники английских штабов имели благоприятную возможность, предоставленную им в виде четырехдневного путешествия через океан на «Куин Мэри», чтобы выработать свою позицию. Фактически она во многом отличалась от того, что думали по этому поводу американцы. Энтузиазм премьер-министра относительно высадки в Северо-Западной Европе несколько угас по сравнению с первыми месяцами года, когда он так настойчиво убеждал своих несговорчивых начальников штабов в необходимости ее проведения. Тем не менее мало вероятно, чтобы такая перемена произошла из-за боязни мрачного призрака Пашендэйля и Дюнкерка, чему такое большое значение придавал Стимсон. Весной 1943 года воспоминания об этих событиях в уме Черчилля были не менее свежими, чем летом. [401]

Главной причиной послужило изменение обстановки, поскольку кое-где появились превосходные выгодные моменты, которые Черчилль со свойственным ему темпераментом не намерен был упускать. Операции «после Хаски», на которые он делал теперь ставку, не были ни стратегией истощения, как думал о них генерал Маршалл, ни продуктом, диктовавшимся «политикой», чего опасались американцы. Эти операции являлись следствием использования удобного случая в чисто наполеоновском стиле: если неумолимо и в полной мере воспользоваться внезапным прорывом боевой линии противника, то можно получить очень быстрый и решительный результат. И если проведение операции «Оверлорд» окажется невозможным, то что может быть лучшей альтернативой применения сил, сосредоточенных на территории Соединенного Королевства, чем вторжение в Норвегию или операция «Юпитер», за которую он так давно ратовал.

«У меня лично нет никаких сомнений в том, — писал Черчилль 19 июля начальникам штабов, — что наиболее правильная стратегия на 1944 год должна состоять в следующем:
(а) Добиться максимально возможного после операции «Хаски»; безусловно, достичь рубежа реки По при наличии запасных вариантов в виде удара в западном направлении через Южную Францию или в северо-восточном, к Вене, с одновременным принятием мер по изгнанию противника с Балкан и из Греции.
(б) Операция «Юпитер», подготовленная под прикрытием мероприятий, связанных с операцией «Оверлорд».
Ввиду чрезвычайно высокой боеспособности немецких войск и наличия у них превосходящих сил я не думаю, что 27 английских и американских дивизий будет достаточно для осуществления операции «Оверлорд», даже если сама высадка пройдет успешно. По целому ряду причин было бы правильнее произвести энергичную подготовку к обеим операциям. Если затем все заинтересованные инстанции придут к выводу о том, что одна операция не может быть проведена теми наличными силами, которые будут у нас в мае, и ее придется откладывать до августа 1944 года, то будет крайне необходимо иметь под рукой другую значительную операцию. Мы не можем позволить, чтобы наши силы в метрополии продолжали бездействовать».

Английский комитет начальников штабов никогда не поддерживал операцию «Юпитер» в качестве альтернативы и безуспешно пытался убедить премьер-министра вообще не поднимать о ней вопрос на конференции. Ни в коей мере не разделял комитет и его мнения о том, что операция «Оверлорд» может быть отменена ради достижения максимальных результатов на Средиземноморье. Комитет, и в первую очередь генерал Брук не считали театры конкурирующими, в какой-то степени взаимоисключающими. Они были для них взаимозависимыми: на одном театре союзники могли преуспеть только в случае достижения успеха на другом. Как неоднократно высказывался Брук в Касабланке и Вашингтоне, цель «средиземноморской стратегии» состояла в том, чтобы отвлечь немецкие резервы и создать условия, которые бы сами по себе позволяли осуществить операцию «Оверлорд». Эти условия состояли не в простом сосредоточении превосходящих сил в решающем пункте, как вслед за Клаузевицем, вероятно, думали генерал Маршалл и его советники, а в обеспечении такой ситуации, когда у немцев под рукой не окажется достаточно сил, чтобы сорвать высадку союзников в самом начале, сбросив их в море еще до того, как они смогут создать превосходство в силах. Если мотивы, которыми руководствовался премьер-министр в стремлении обеспечить максимальные усилия на Средиземноморье, в некотором роде могли показаться романтичными, то мотивы начальников [402] английских штабов были продиктованы холодным расчетом профессионалов.

Позиция английского комитета начальников штабов усилилась, когда (как раз вовремя) появились первые планы, касавшиеся операции «Оверлорд». Над ними в течение шести последних месяцев работал штаб верховного командующего союзными войсками во главе с генерал-лейтенантом Морганом. В этих планах были определены три условия, гарантировавшие успех операции. До начала высадки рекомендовалось добиться существенного сокращения численности немецкой истребительной авиации. Немецкие резервы во Франции и Нидерландах, помимо дивизий береговой охраны, авиаполевых и учебных, не должны были превышать 12 первоклассных дивизий полного состава. Далее рекомендовалось не давать немцам возможности перебросить с Восточного фронта 15 первоклассных дивизий в течение первых двух месяцев с момента высадки союзников. Кроме того, следовало каким-то образом решить проблему организации снабжения сил вторжения в районах высадки на протяжении довольно длительного времени.

С точки зрения создания этих условий могли подойти операции, следовавшие за операцией «Хаски», и английский комитет начальников штабов подготовил проект памятной записки, из которой было ясно, насколько близко эти операции связаны с операцией «Оверлорд». 65 процентов всех немецких истребителей, включая 100 процентов истребителей Ме-109, поступали из районов, которые легче всего могли быть подвергнуты ударам с воздуха с территории Северной Италии, значительно ближе расположенной к этим районам, чем любые другие базы союзников. Поскольку в тот момент Германия не имела эффективной противовоздушной обороны на южном фланге, для ее создания немцам пришлось бы перебазировать сюда одну треть своих истребителей с Западного фронта, так что способность прикрыть свою территорию с воздуха была бы соответственно ослаблена. Если говорить о втором условии, то наступление союзников крупными силами в направлении Северной Италии с переходом рубежа Пиза, Равенна наилучшим способом помогло бы отвлечь немецкие резервы. «Противник оказался бы перед дилеммой: или ему пришлось бы оставить район, имеющий огромное значение для безопасности всех его позиций в Южной Европе, или усилить театр, рискуя при этом потерпеть поражение либо от русских, либо в результате успешного вторжения англичан и американцев в Северную Францию... Кроме того, наши силы, находящиеся в Северной Италии, могли бы осуществить отвлекающий удар на юге Франции одновременно с проведением операции «Оверлорд» и, таким образом, вынудить Германию держать здесь силы и новые резервы для прикрытия этого направления».

Из вышесказанного вытекали три рекомендации:

«1. Операцию «Оверлорд» следует проводить на основе плана, разработанного штабом верховного командующего союзными войсками в сроки, максимально близкие к намеченным в плане.
2. Для создания условий, обеспечивающих успех операции «Оверлорд», генерал Эйзенхауэр должен в полной мере использовать свой успех, нацеливаясь на выход в район Милан, Турин.
3. Силы и средства, предназначенные для использования в кампании в бассейне Средиземного моря, должны быть ограничены до пределов, необходимых для создания условий успешного проведения операции «Оверлорд».

По мнению начальников штабов, это в какой-то степени могло бы задержать отправку из Средиземноморского бассейна нескольких или даже всех дивизий, которые должны были участвовать в операции «Оверлорд», и вследствие этого могла возникнуть необходимость отсрочить начало [403] этой операции до июня — июля вместо согласованной на Вашингтонской конференции даты 1 мая 1944 года.

В связи с такой обстановкой дебаты по вопросу об европейской стратегии, развернувшиеся в Квебеке, стали принимать обычный оборот. Комитет начальников штабов США изложил свою точку зрения в документе, который начальники английских штабов рассмотрели 13 августа, за день до первого совместного заседания. В целом этот документ подчеркивал необходимость форсировать принятие решения по европейскому вопросу, а иначе оборонительная стратегия стран оси обеспечит им возможность затянуть борьбу. В документе говорилось: «На ранних этапах войны Объединенные нации были вынуждены придерживаться стратегии использования благоприятных возможностей, на которую обрекала их относительная слабость. Однако в настоящее время быстро улучшающееся по сравнению со странами оси положение Объединенных наций в Европе требует отрешиться от стратегии использования благоприятных возможностей и перейти к неукоснительному выполнению продуманных стратегических планов, предусматривающих проведение решительных военных операций в то время и в тех местах, которые выбраны нами, а не противником». Не произошло ничего такого, утверждали американцы, что могло бы «с точки зрения здравого военного смысла оправдать отказ от общего замысла, принятого на Вашингтонской конференции. Мы не должны подвергать опасности нашу продуманную общую стратегию просто ради того, чтобы использовать локальный успех, наметившийся на Средиземноморье, по общему мнению, второстепенном театре, где трудности снабжения и труднодоступная местность мешают проведению решительных завершающих операций с целью выхода к самому сердцу Германии». Операция «Оверлорд» при условии тщательной координации с объединенным воздушным наступлением, по мнению американского руководства, несомненно, должна была привести «к быстрой и решительной победе в Европе».

Что же касается района Средиземноморья, то американцы не возражали против того, чтобы продолжать здесь операции оставшимися силами и средствами союзников с целью добиться разгрома Италии и отвлечь силы противника, как это и было решено на Вашингтонской конференции. Рекомендовалось также овладеть Сардинией и Корсикой и создать авиабазы на континенте, «хотя бы в районе Рима». «Если же говорить о выборе между операцией «Оверлорд» и операциями на Средиземноморье, — заявляли американцы, — то в случае недостатка сил и средств операции «Оверлорд» следует отдавать абсолютный приоритет». В частности, обещанные 7 дивизий предполагалось отправить из района Средиземноморья для участия в операций «Оверлорд», так как без этих дивизий, по подсчетам американцев, в бассейне Средиземного моря останется 4500 боевых самолетов и 24 дивизии, вполне способные вести наступление; иначе говоря, сохранить силы, значительно превышающие потребности для «простого оказания нажима на немецкие войска в Италии». Американцы предлагали излишки (по их подсчетам, они составляли 10 английских и американских дивизий и 4 французские) использовать не для каких-нибудь распыляющих силы операций, нацеленных на Балканы или через Люблянский проход к Вене, а для высадки на юге Франции, где они могут быть использованы для продвижения на север и отвлечения на себя сил противника, и оказать тем самым прямую поддержку проведению операции «Оверлорд». Это было первое упоминание о той самой операции «Энвил», которая на протяжении девяти последующих месяцев так осложняла межсоюзнические отношения.

Начальники английских штабов были приятно удивлены, найдя, что практические рекомендации американцев в этом документе, несмотря [404] на его резкое вступление, очень мало отличались от их собственных идей. Англичане высказали критические замечания в адрес документа комитета начальников штабов США, в котором отсутствовал акцент на значении приобретения авиабаз для бомбардировочной авиации в Северной Италии, не было гибкости в подходе к распределению сил и проскальзывала явная неспособность понять, что успех операции «Оверлорд» зависел не столько от общего количества сил, которое союзники смогут собрать для ее проведения, сколько от количества противостоящих сил противника в том пункте и в тот момент, где и когда начинается высадка.

Эти моменты были подчеркнуты 14 и 15 августа главным маршалом авиации Порталом и генералом Бруком на утренних заседаниях Объединенного англо-американского штаба. Портал, в частности, рассмотрел значение операций в Средиземноморье применительно к обстановке, в которой развертывалось объединенное воздушное наступление.

«С точки зрения авиационных специалистов, — сказал Портал, — ключевым моментом в сложившейся обстановке было бы размещение крупных наступательных сил авиации в Северной Италии. При базировании здесь наших ВВС вся Южная Германия будет находиться в пределах радиуса действия авиации и, кроме того, появится возможность нанести удар по двум крупнейшим немецким авиационным заводам, которые выпускают почти 60 процентов немецких истребителей... Если нам удастся сосредоточить в указанном районе мощные силы тяжелых и средних бомбардировщиков в самом ближайшем будущем, то Германия окажется перед проблемой, которая, по всей вероятности, станет для нее неразрешимой».

Касаясь распределения ресурсов между операцией «Оверлорд» и Средиземноморским театром, генерал Брук заявил, что в «Италии необходимо использовать достаточное количество сил для того, чтобы в конечном итоге стало возможным проведение операции «Оверлорд», а также в значительной степени подорвать силы немецкой истребительной авиации и сковать немецкие резервы. Если союзники намереваются выйти на равнины Северной Италии, где можно создать авиабазы и откуда можно нанести удар на юг Франции, им потребуется придержать 7 дивизий, которые предполагается отправить в Соединенное Королевство, или же, в крайнем случае, на их место перебросить из Англии или Соединенных Штатов другие дивизии».

Эти аргументы, по всей видимости, не произвели на американцев никакого впечатления. Генерал Маршалл продолжал утверждать, что, если для операции «Оверлорд» не установят абсолютного приоритета, она скатится в разряд второстепенных операций и вряд ли вообще будет предпринята. Он также напомнил союзникам, что «в каждой из уже проведенных операций возникали дополнительные потребности в силах и средствах сверх предусмотренного вначале». Таким образом, считал Маршалл, если операция «Оверлорд» превратится во второразрядную, то это будет равносильно появлению нового замысла, который уменьшит шансы на скорую победу и выдвинет неоходимость пересмотреть общую стратегию и, возможно, переориентировать ее на Тихоокеанский театр.

На следующий день, 16 августа, комитет начальников штабов США направил англичанам памятную записку, изложенную в весьма решительных тонах: «Вчерашняя дискуссия на заседании Объединенного англо-американского штаба со всей очевидностью доказала необходимость сразу же решить, собираемся ли мы свой главный удар на Европейском театре наносить на Средиземноморье или же с территории Соединенного Королевства. По мнению комитета начальников штабов США, это самый главный вопрос, стоящий перед конференцией, и для эффективного ведения войны в Европе его решение становится обязательным. [405]

Наши предложения сводятся к следующему: подтвердить решения, принятые на конференции «Трайдент», в отношении проведения операции «Оверлорд», включая выделенное на нее количество сил, и установить для этой операции абсолютный приоритет по отношению ко всем другим подготовительным мероприятиям, осуществляемым на Европейском театре.

Комитет начальников штабов США считает, что принятое решение должно быть окончательным и безоговорочным. Комитет признает тот факт, что порой крайняя необходимость заставляет принимать соответствующие меры ради использования создавшегося положения. Однако решения, принятые на длительный период войны, не должны страдать в угоду использования всякого рода случайностей».

Манера, с какой комитет начальников штабов США игнорировал английские аргументы, даже не пытаясь что-либо им противопоставить, красноречиво свидетельствовала о том, что он видел в этих аргументах лишь дипломатические увертки, за которыми скрывалось полное нежелание проводить операцию «Оверлорд». Создалась ситуация, которую уже нельзя было разрешить в ходе сдержанного обсуждения. В тот же вечер Объединенный англо-американский штаб собрался на закрытое заседание. Чтобы проследить за его ходом, необходимо обратиться к дневникам лорда Аланбрука. Вот что он писал:

«Наш разговор был весьма откровенным. Я открыл дискуссию, заявив собравшимся, что корень наших разногласий кроется в недоверии друг к другу. Они (американцы) сомневались в том, что мы действительно намеревались приложить все наши усилия для проведения десантной операции через Ла-Манш весной следующего года, в то время как у нас не было полной уверенности, что они в будущем перестанут настаивать на выполнении нами прежней договоренности независимо от изменившейся стратегической обстановки. После этого мне пришлось проанализировать всю средиземноморскую стратегию, чтобы показать ее цели, которые американцы так до конца и не уяснили. В заключение я привел множество аргументов в доказательство тесной взаимосвязи, существовавшей между десантной операцией через Ла-Манш и операциями, проводимыми в Италии. В конце мне показалось, что наши доводы возымели определенное воздействие на Маршалла».

Очевидно, так и было на самом деле. Продолжив обсуждение этих вопросов 17 августа, Объединенный англо-американский штаб счел возможным согласиться с трактовкой стратегического замысла по разгрому стран оси в Европе. Формулировки в основном остались те же, что и в документе комитета начальников штабов США, представленном англичанам в начале конференции, но тем не менее имелись две существенные поправки. В предложении «Если же говорить о выборе между операцией «Оверлорд» и операциями на Средиземноморье, то в случае недостатка сил и средств операции «Оверлорд» следует отдавать абсолютный приоритет» вместо выделенных слов была принята формулировка, предложенная англичанами: «Наличные силы и средства будут распределяться и использоваться в первую очередь с целью обеспечения успеха проведения операции «Оверлорд». Операции на Средиземноморском театре будут проводиться силами, согласованными на конференции «Трайдент», за исключением тех случаев, когда их численность будет установлена особо, решением Объединенного англо-американского штаба. Вторая поправка касалась фразы об «оказании неослабного нажима на немецкие войска в Северной Италии и создании с помощью имеющихся на Средиземноморском театре сил обстановки, благоприятной для завершающего вступления союзных войск, в том числе основной части перевооруженных французских сухопутных войск и ВВС, на территорию Южной Франции». После слов «с помощью имеющихся на Средиземноморском театре сил» по инициативе [406] англичан были добавлены слова: «таких условий, которые требуются для проведения операции «Оверлорд» и...».

Англичанам удалось добиться принятия принципа гибкого подхода и признания взаимозависимости двух операций, составлявших основу стратегического замысла. Однако следует заметить, что это досталось им ценой отказа от попыток оставить в распоряжении генерала Эйзенхауэра 7 имеющих боевой опыт дивизий.

Другим результатом принятия согласованного решения была отмена «приказа о неприкосновенности» в отношении транспортных судов и десантно-высадочных средств, находившихся на Средиземном море. Этот приказ вызывал у американцев серьезное беспокойство. Английский комитет начальников штабов решил, что переброска судов в Индию в соответствии с планом не нанесет ощутимого ущерба возможностям генерала Эйзенхауэра. Для высадки у Салерно у него имелось достаточное количество средств, а если возникнет необходимость провести дополнительную десантную операцию в Восточном Средиземноморье, то ее придется осуществлять только за счет сил и средств, выделенных для операции «Эвеланш». В связи с этим 19 августа «приказ о неприкосновенности» был отменен.

В отношении операции «Пойнтблэнк», то есть объединенного воздушного наступления, никаких разногласий не возникало. 16 августа главный маршал авиации Портал уточнил свои замечания, высказанные им при открытии конференции. «Противовоздушная оборона немцев, — заявил он, — ощущает значительное перенапряжение, но тем не менее производство немецких истребителей продолжает расти, тогда как наращивание сил 8-го бомбардировочного командования США, находящегося на территории Великобритании, пока что не дает результатов.

Если мы теперь же не приложим все свои усилия, чтобы сосредоточить достаточные силы для достижения успеха в этом сражении в течение ближайших двух-трех месяцев, и ограничимся наблюдением за тем, как 8-е бомбардировочное командование страдает из-за отсутствия подкреплений как раз в то время, когда успех уже близок, мы наверняка упустим благоприятный момент для решительной победы над немецкими ВВС, которая в огромной степени повлияла бы на все последующие операции и на продолжительность самой войны».

Комитет начальников штабов США выслушал этот упрек весьма сдержанно и заверил союзников, что «все ресурсы, имеющиеся в распоряжении США, уже используются для того, чтобы в кратчайший срок решить вопрос о пополнении 8-го командования». После того как Объединенный англо-американский штаб в принципе согласовал все вопросы, связанные с проведением операций в Европе, премьер-министру и президенту не пришлось добавлять чего-либо существенного на двух пленарных заседаниях конференции, проходивших 19 и 23 августа во второй половине дня. На первом заседании Черчилль выразил некоторое сомнение относительно осуществимости предлагавшейся высадки на юге Франции. Это сомнение, вероятно, было порождено подсчетами английских планирующих органов, которые показали слишком малую грузовместимость десантно-высадочных средств и транспортных судов, находившихся на Средиземном море. Вместо этой операции Черчилль предложил создать постоянный воздушный мост в районе действий французских маки с посадкой самолетов в горах приблизительно в 30 милях от берега. Было принято решение рассмотреть этот вариант. На обоих заседаниях Черчилль неоднократно напоминал о зависимости операции «Оверлорд» от выполнения условий, указанных штабом верховного командующего союзными войсками.

«Если выяснится, — заявил Черчилль на втором заседании, — что наземных войск и истребителей авиации у немцев больше, чем это допускалось [407] при расчетах, гарантировавших успех операции, тогда вопрос о том, следует или не следует начинать эту операцию, станет предметом обсуждения Объединенного англо-американского штаба». Исходя из этого, он предлагал, чтобы у Объединенных наций имелась «вторая тетива в их луке» в виде заранее подготовленного плана проведения операции «Юпитер». Черчилль ни в коем случае не хотел признаться в том, что не вполне чистосердечно выступает за проведение операции «Оверлорд», но в то же время неоднократно стремился подчеркнуть, что возможность ее проведения зависела от создания определенных условий.

* * *

По проблемам, касавшимся Европейского театра, Квебекская конференция на основе детального анализа количества сил и средств, требовавшихся для операции «Оверлорд», и учитывая успешное достижение целей, поставленных в начале года на Касабланкской конференции, подтвердила решение, принятое тремя месяцами раньше на Вашингтонской конференции. Принять же равноценную согласованную стратегию для Дальнего Востока оказалось значительно более трудным делом. Из-за целого ряда необычных факторов, которые приходилось учитывать при расчетах, получалось, что принять такую стратегию, по крайней мере в тот период времени, совершенно нереально.

В предыдущей главе уже упоминалось, что английский комитет начальников штабов и премьер-министр при участии бригадира Уингейта приложили немало усилий во время перехода через Атлантику на «Куин Мэри» для обсуждения проблем дальневосточной стратегии. Такие обсуждения периодически проводились и во время конференции, но не давали конкретных результатов. У премьер-министра к тому времени сложилось свое мнение: он предлагал провести операции силами «групп глубокого проникновения в Северной Бирме, высадиться на Суматре и отказаться от запланированных ранее десантов у порта Акьяб и на острове Рамри. К сожалению, его предложения не учитывали ни возможностей материально-технического обеспечениями обязательств перед союзниками, ни рассчитанной на какой-либо длительный период стратегии, ставившей своей целью разгром Японии. В связи с тем, что коммуникации, ведущие к фронту, значительно пострадали вследствие наводнения, командующий войсками в Индии вообще предлагал отменить все наступательные операции, запланированные на ближайший сухой сезон, и сосредоточить усилия на совершенствовании коммуникаций. Американский комитет по планированию предлагал ограничить операции в Бирме до масштабов, необходимых для обеспечения безопасности воздушного пути в Китай, и в дальнейшем подумать над тем, начать ли после этого освобождение Южной Бирмы, предприняв высадку у Акьяба, или же направить свои усилия на подготовку к овладению Сингапуром. Заботы американцев сводились в первую очередь к тому, чтобы открыть дорогу в Китай по суше, в связи с чем они решительно выступали за сохранение прежних установок, и операция по овладению Акьябом была в их глазах символом, определявшим фактическую долю вклада англичан в усилия союзников на Дальневосточном театре. Операции в Северной Бирме привлекали их еще и потому, что давали возможность открыть ответвление Бирманской дороги в направлении к Ледо. По мнению же английских планирующих органов, на данном этапе такая ветка не имела серьезного значения.

Начальники английских штабов, занятые ближайшими проблемами, связанными с планированием операций для Европейского театра, не смогли извлечь для себя каких-либо определенных выводов из этих запутанных советов. Все оставалось в тумане неопределенности: и потенциальные возможности Индии как базы, откуда предстояло действовать, и [408] пропускная способность коммуникаций, ведущих в Ассам, и сроки, в течение которых основные силы и средства могли быть переброшены на театр из Европы, да и сами цели боевых действий союзников в Бирме. Англичане никогда до конца не разделяли убеждений своих союзников, оправдывавших значительные затраты ради поддержания способности китайцев к сопротивлению. Англичане рассматривали Бирманский театр военных действий, скорее как район, где, исходя из намеченных сил и средств, они могли вынудить японцев истощить свои ресурсы, что содействовало бы усилиям войск, возглавляемых генералом Макартуром и адмиралом Хэлси в юго-западной части Тихого океана. За шесть месяцев, прошедших после окончания конференции в Касабланке, стало ясно, что вступить в непосредственное соприкосновение с японцами в каком-либо районе, помимо Северной Бирмы, можно было, лишь использовав морские десантные силы и силы флота, требовавшиеся в таких количествах, которые можно было получить только за счет Европейского театра, а в вопросе о незыблемости приоритета для Европы английский комитет начальников штабов и Черчилль придерживались единого и твердого мнения. Стремление оказать нажим на японцев и в то же время искреннее желание удовлетворить намерения американцев в отношении Китая, а также новые перспективы, которые открылись в результате успехов генерала Уингейта, заставили английский комитет начальников штабов принять решение оказать давление на японцев путем проведения сухопутных операций в Северной Бирме в новом сухом сезоне. Однако в отношении действий в других районах театра идеи англичан были весьма туманными.

Комитет начальников штабов США сумел определить свои намерения более конкретно. Операции в юго-западной части Тихого океана, намеченные минувшей весной, уже проводились и позволили американцам овладеть островами Киривина и Вудларк, а 30 июня высадиться на островах Нью-Джорджия. В северной части Тихого океана в мае был освобожден остров Атту, расположенный в группе Алеутских островов, и затем готовился десант на остров Кыска. Удар по этому острову, осуществленный 15 августа, пришелся по пустому месту: японцы сумели незаметно эвакуировать с него свой гарнизон.

Американские военно-морские силы получили согласие комитета начальников штабов США на развертывание нового театра военных действий в центральной части Тихого океана, где с наибольшей эффективностью могли быть использованы огромные резервы флота, и в первую очередь его корабли, заложенные еще в 1940 году и теперь вступавшие в строй{88}. Вначале планировалось направить их для прямого удара по хорошо укрепленным Маршалловым островам с привлечением для этого морских десантных сил, находившихся в южной части Тихого океана, но такой план вызвал серьезные возражения генерала Макартура, которого поддержал генерал Маршалл. Однако несколько модифицированный план, предусматривавший удар в первую очередь по более уязвимым островам Гилберта и удар по Маршалловым островам в начале 1944 года, был утвержден 20 июля комитетом начальников штабов США. В соответствии с этим решением была направлена директива адмиралу Нимицу и 5 марта созданы силы флота центральной части Тихого океана. Таким образом, силы американцев на Тихом океане должны были начать свои действия с двух исходных рубежей: одна группировка при поддержке авиации, базировавшейся на сухопутные аэродромы, готовилась наступать через архипелаг Бисмарка вдоль северного побережья Новой Гвинеи; другая при поддержке авиационных сил флота США — через острова Гилберта, Маршалловы и Каролинские; при этом группировки должны были оказывать [409] друг другу поддержку, а резервы между ними планировалось распределять исходя из конкретных потребностей момента.

Как уже указывалось раньше, конечной целью этих операций было обеспечить союзников базами на континентальной части Китая, чтобы с них развернуть, если это потребуется, непосредственное вторжение в Японию в период 1947–1948 годов. Однако английские планирующие органы и их американские коллеги не имели единого мнения по трем основным пунктам: в оценке значения операций в юго-западной части Тихого океана; в отношении приоритета — освобождению Бирмы или операции по захвату Сингапура, а также относительно американской рекомендации, чтобы Объединенный англо-американский штаб планировал окончательный разгром Японии не позже чем через 12 месяцев после окончания войны в Европе. Первый из этих пунктов был затронут 17 августа генералом Бруком на совместном совещании. Он заметил, что в бассейне Тихого океана американцы предусматривают весьма гибкое распределение сил и средств, которое можно было бы применить и в отношении операции «Оверлорд». Однако ни генерал Маршалл, ни адмирал Кинг не проявили желания пересмотреть свои решения, принятые после долгих и трудных споров, и англичане, почувствовав это, не стали настаивать на изменении того, к чему имели весьма косвенное отношение.

Решение об операциях в Бирме согласовать было значительно труднее. Комитет начальников штабов США в докладе «Конкретные операции на Тихом океане и Дальнем Востоке, намеченные на 1943–1944 годы», выражая свою точку зрения, отмечал, что эти операции должны иметь цель — «освободить Бирму, открыть сухопутное сообщение с Китаем через Северную Бирму и одновременно оказать максимально возможную материально-техническую помощь и авиационную поддержку Китаю, чтобы в дальнейшем использовать пригодные районы Китая для проведения операций сил Объединенных наций против Японии». Выступая по этому вопросу, генерал Маршалл признал, что подступы к Китаю через Малаккский пролив стали бы, вероятно, приемлемой альтернативой открытию Бирманской дороги, если бы для этого были бы найдены транспортные суда и военные корабли. Однако генерал Маршалл дал понять, что он лично не является сторонником ни этого варианта, ни пропагандировавшейся Черчиллем операции по высадке на Северной Суматре. Маршалл выступал за то, чтобы основной путь в Китай обеспечить посредством отвоевания у японцев всей территории Бирмы, в связи с чем предлагал операции в районе Акьяба и острова Рамри подготовить и провести до начала очередного сезона дождей, чтобы в следующем году можно было овладеть Рангуном.

В Квебеке у союзников было не так уж много времени, чтобы во всех деталях обсудить этот вопрос. Кроме того, неопределенность состояния линий коммуникаций в результате наводнения не позволяла более или менее точно спланировать операции в Северной Бирме. Правда, генерал Уингейт подал надежду, пообещав в короткие сроки добиться более существенных результатов, чем в прошлом. В связи с этим Объединенный англо-американский штаб решил дать только самые общие рекомендации, назначив срок начала операций по овладению Северной Бирмой на февраль 1944 года и поставив цель — усовершенствовать обеспечение воздушного пути в Китай и соединить его коммуникацией по суше, а также «продолжать подготовку к проведению весной 1944 года десантной операции в предусмотренных масштабах с конкретной целью овладеть портом Акьяб и островом Рамри». Вопрос о последующих операциях оставался открытым. Однако даже такой дипломатический компромисс не удовлетворил премьер-министра. Он был раздражен тем, что в протоколах конференции упоминалась операция «Буллфрог», к которой он питал полное отвращение, и совершенно игнорировалась операция «Калверин», которую [410] он так горячо отстаивал. Черчилль предложил еще более расплывчатую формулировку: «Продолжать подготовку к проведению весной 1944 года десантной операции. До принятия решения по каждой отдельной операции установить, что по масштабам они должны быть примерно такими же, как и операции, планировавшиеся для захвата Акьяба и Рамри». К счастью, американцы не препятствовали тому, чтобы такое дополнение было внесено в заключительный доклад конференции.

* * *

По последнему спорному вопросу — об ориентировочном сроке разгрома Японии — англичане не навязывали своих коррективов. Премьер-министр даже приветствовал американское предложение, устанавливавшее этот срок в пределах 12 месяцев после разгрома Германии. Поскольку стороны были едины в своем стремлении закончить войну в Европе к осени 1944 года, принятие срока разгрома Японии означало, что в расчете времени, составленном англо-американским объединенным комитетом по планированию, придется сократить некоторые сроки примерно на три года. Никаких разъяснений насчет того, каким образом это сделать, не давалось, однако в ходе конференции был обсужден ряд предложений, касавшихся главным образом необходимости серьезно увеличить воздушную мощь для борьбы с Японией. Насколько серьезным должно было стать это увеличение, могли предугадать лишь очень немногие из участников конференции.

В числе других предложений был рассмотрен проект создания знаменитых «хаббакук», за который так горячо ратовали премьер-министр и лорд Маунтбэттен. По словам последнего, эти сооружения представляли собой «своего рода плавучие аэродромы или авианосцы увеличенного размера, создаваемые в целях обеспечения превосходства в воздухе там, где поблизости отсутствуют аэродромные сооружения и средства обеспечения посадки самолетов и где невозможно получить их иным путем». Один из проектов, изучавшихся штабом морских десантных операций, предполагал строить непотопляемые авианосцы длиной 2 тыс. футов и использовать в качестве строительного материала синтетическое вещество «пикрет», прочность которого была наглядно продемонстрирована 19 августа вице-адмиралом Маунтбэттеном. Это произвело на членов Объединенного англо-американского штаба весьма большое впечатление, в связи с чем было решение создать англо-американо-канадскую комиссию для изучения огромных возможностей столь крупного авианосца и взять его на вооружение как одно из средств «обеспечения Объединенным нациям возможности развертывать превосходящие силы авиации в неподготовленных районах».

И все же маловероятно, чтобы даже использование таких средств помогло полностью решить проблему развертывания колоссальной воздушной мощи союзников, которая должна была высвободиться сразу после окончания войны в Европе. Главный маршал авиации Портал неоднократно пытался привлечь внимание своих коллег по этому вопросу. В тот момент в ВВС США принимался на вооружение бомбардировщик Б-29 с дальностью действия 1500 миль, но генерал Арнольд не считал тогда возможным использовать такие самолеты с баз, находившихся на островах Тихого океана. Нельзя было рассчитывать и на то, чтобы такие базы предоставили русские. Оставалось надеяться только на Китай. Однако даже если базы, предназначенные для разгрома Японии в сроки, принятые Объединенным англо-американским штабом, будут созданы своевременно, то осуществлять подвоз всего необходимого для этих баз можно будет только из Индии — либо по суше, либо, что наиболее вероятно, по воздуху. 20 августа на заседании Объединенного англо-американского штаба Портал [411] высказался за возможность осуществления такого замысла. К 1945 году воздушный мост мог быть налажен в таких масштабах, что доля Бирманской дороги как пути снабжения стала бы сравнительно небольшой. Тогда, указывал Портал, стало бы возможно «продолжать наносить удары по «ободу колеса» с целью истощения врага, атаковать Японию с воздуха в самое сердце с целью уничтожения ее промышленности и подрыва морального духа, а одновременное общее продвижение на Тихом океане в западном направлении перерезало бы «спицы колеса». Эти высказывания совпадали с предложениями, внесенными на следующий день командованием ВВС США, которое полагало, что 28 групп по 28 бомбардировщиков Б-29 каждая, делая по пять вылетов в месяц в течение шести месяцев, смогут «в такой степени подорвать японский потенциал, что этого будет достаточно, чтобы сломить способность противника к эффективному вооруженному сопротивлению». 10 таких групп предполагалось перебазировать в Китай к октябрю 1944 года, а к маю 1945 года довести их число до 20. Каждые 10 групп планировалось обеспечивать 20 группами самолетов Б-24 из Индии. К 31 августа 1945 года они «полностью выполнят» свою задачу.

Перспективы были обнадеживающими, но они вновь поставили перед союзниками неразрешимые проблемы создания коммуникаций, ведущих к аэродромам Ассама, и проблемы обеспечения их прикрытия, а также вопросы открытия Бирманской дороги и несоответствия Индии требованиям, предъявляемым к району, которому предназначалось быть базой для проведения операций намеченного масштаба. Именно эти проблемы до сих пор безрезультатно пытались решить Уэйвелл и Окинлек. Ежемесячные поставки в Китай по воздуху в июле составили всего 3451 т, то есть половину намеченной цифры в 7 тыс. т. Эти поставки могли быть в значительной степени увеличены только в результате проведения операций с целью открытия дороги из Ледо, а в последующем — из Рангуна в Китай и в результате выполнения программы строительства дорог, необходимых для обеспечения этих операций. Расчетная пропускная способность коммуникаций, ведущих в Ассам и пригодных для обеспечения всех указанных операций, составляла 102 тыс. т в месяц, однако к тому времени уже наметилось значительное отставание от графика подвоза, которое из-за наводнения в Бенгалии грозило увеличиться еще на 600 т ежедневно. Комитет во главе с генералом Сомервеллом и генерал-квартирмейстером генералом Риддел-Уэбстером подсчитал, что с открытием дороги в Китай из Ледо и прокладкой трубопровода с ежемесячной подачей 72 тыс. т бензина и нефти ежемесячную пропускную способность до 170 тыс. т, а к 1 января 1946 года — до 220 тыс. т. Это позволило бы увеличить ежемесячные поставки в Китай, не учитывая горючее, перекачиваемое по трубопроводу, до 85 тыс. т. Эти рекомендации были рассмотрены и одобрены 21 августа на заседании Объединенного англо-американского штаба. Проведение их в жизнь вменялось в обязанность главнокомандующему войсками нового командования в Юго-Восточной Азии, и эта обязанность была не из последних по своей важности.{89}

В отношении структуры нового командования у английского комитета начальников штабов на том этапе имелось совершенно определенное мнение, [412] которое основывалось на опыте создания подобных командований на Средиземноморье и в юго-западной части Тихого океана. Английский комитет предлагал, чтобы, как и на Средиземноморье, во главе командования находились главнокомандующий, в данном случае — англичанин, и его заместитель — американец. Главнокомандующему должны были подчиняться командующие военно-морскими силами, сухопутными войсками и военно-воздушными силами. Смелое предложение премьер-министра предоставить главнокомандующему право самостоятельно решать вопрос о десантных операциях было отклонено начальниками штабов. Английские начальники штабов настаивали на том, чтобы в отличие от генерала Эйзенхауэра новый главнокомандующий подчинялся не прямо Объединенному англо-американскому штабу, а английскому комитету начальников штабов, который «будет пользоваться полномочиями решать вопросы, касающиеся военной стратегии, и являться инстанцией, через которую должны проходить все указания, даваемые главнокомандующему».

Примером этому служили взаимоотношения, установившиеся между генералом Макартуром и комитетом начальников штабов США, находившимся в Вашингтоне. Стремление англичан сохранить за собой право непосредственного контроля за этим театром объяснялось, помимо всего прочего, практикой командования союзными войсками в юго-западной части Тихого океана, о всех мероприятиях которого английский комитет начальников штабов получал крайне мало информации. Во время предварительного обсуждения вопросов повестки дня на борту «Куин Мэри» английские начальники штабов фактически решили, что американцам следует предоставить возможность оказывать влияние на главнокомандующего союзными силами в Юго-Восточной Азии точно в такой же степени, в какой англичане могут влиять на решения штаба генерала Макартура. В сферу действий нового командования должна была входить вся континентальная часть Юго-Восточной Азии, исключая Китай, Индию, а также Суматру и прилегающую часть акватории Индийского океана до 60-го градуса восточной долготы. На командующего войсками в Индии по-прежнему возлагалась ответственность за управление индийской тыловой базой в интересах командования союзными войсками в Юго-Восточной Азии и за обеспечение внутренних потребностей войск, находившихся в Индии, причем любые разногласия по приоритету тылового обеспечения должны были решаться вице-королем от имени английского военного кабинета.

Основные трудности относительно принятия этих предложений возникли из-за того, что американцы не хотели согласиться, чтобы их силы на театре действовали под руководством английского командования, а англичане не хотели согласиться с настойчивым выдвижением американской стороной кандидатуры генерала Стилуэлла на пост заместителя главнокомандующего, если в его прямом подчинении как у начальника штаба при генералиссимусе Чан Кай-ши останутся все американские и китайские войска. В то же время англичане хорошо понимали, какую деликатную и важную роль играл генерал Стилуэлл. Как отмечал генерал Маршалл, «с политической точки зрения все силы Соединенных Штатов, находившиеся в Китае или в составе командования союзных сил в Юго-Восточной Азии, должны рассматриваться как силы, направленные туда с единственной целью — оказать поддержку Китаю». В конце концов стороны договорились, что генерал Стилуэлл, сохранив свои прежние обязанности, будет командовать всеми американскими военно-воздушными силами и сухопутными войсками, развернутыми в Юго-Восточной Азии, а также китайскими войсками, действовавшими в Бирме, как заместитель главнокомандующего. Ему предоставлялось право осуществлять оперативное руководство китайскими войсками, действовавшими на территории Бирмы, «в соответствии [413] с общим планом английского командующего сухопутными войсками», а также право руководить 10-й воздушной армией США через своего представителя при командующем ВВС. Кроме того, признавался статус Стилуэлла как начальника штаба при генералиссимусе. Этим, по мнению союзников, удовлетворялось честолюбие китайцев. Все американские авиатранспортные службы на театре были оставлены в прямом подчинении американцев при том условии, «что задачи их снабжения и обслуживания будут возложены... на заместителя главнокомандующего союзными силами», к которому главнокомандующий союзными силами будет адресовать все заявки о выделении десантно-транспортной авиации США для выполнения оперативных задач. И наконец, было решено, что Индокитай и Сиам полностью исключаются из сферы действия нового командования. Теперь предстояло найти человека, который бы взял на себя руководство командованием, отличавшимся как сложностью своей структуры, так и многообразием стоящих перед ним задач. Вначале англичане назвали имя главного маршала авиации Дугласа, но эту кандидатуру отклонили американцы, поскольку Дуглас совсем не имел опыта командования союзными силами. Другая кандидатура англичан — главный маршал авиации Теддер считался незаменимым в операциях на Средиземноморском театре, и адмирал Каннингхэм сам отклонил такое предложение. Поскольку подходящей кандидатуры из числа лиц высшего командования больше не выдвигалось, премьер-министр назвал уже однажды предлагавшуюся его коллегой по кабинету Эмери кандидатуру вице-адмирала Луиса Маунтбэттена, занимавшего пост начальника штаба совместных операций. «Он в курсе всех событий, рассматривавшихся на самом высоком уровне, — телеграфировал Черчилль военному кабинету, — к тому же он молод, энергичен и сведущ в делах всех трех видов вооруженных сил... Его назначение, на мой взгляд, вызвало бы всеобщий интерес и одобрение, а также явилось бы свидетельством того, что молодость не является помехой для доверия». Это предложение оказалось приемлемым и для президента, и для комитета начальников штабов США, и 25 августа назначение Маунтбэттена было утверждено. Этим была открыта новая, едва ли не самая славная страница в истории участия англичан в войне на Дальнем Востоке.

* * *

После того как были согласованы основные положения дальневосточной стратегии союзников, 24 августа Объединенный англо-американский штаб рассмотрел вопрос о наличных ресурсах союзников и утвердил заключительный доклад. Цифры, полученные в результате расчетов объединенного комитета по планированию, были в целом весьма обнадеживающими. Комитет считал возможным сосредоточить необходимое количество сухопутных войск{90}, необходимых для проведения запланированных операций на всех театрах, и что еще важнее, союзникам предоставлялся достаточный тоннаж судов для переброски всех этих войск в районы действий. На конференции очень мало времени было уделено обсуждению вопроса о борьбе с подводными лодками противника, что являлось убедительным свидетельством победы, одержанной в ходе битвы за Атлантику за шесть месяцев после конференции в Касабланке. При условии принятия соответствующих мер союзники могли иметь достаточные ресурсы для своих военно-воздушных и военно-морских сил. Тем не менее было отмечено, [414] что потребности в силах и средствах для предстоящих морских десантных операций на Средиземноморском театре могли определенно помешать удовлетворить потребности в таких силах и средствах для осуществления высадки в районе Акьяба. Острая нехватка предполагалась только в десантно-высадочных средствах и транспортных судах, поэтому были предусмотрены меры для обеспечения достаточного или, по крайней мере, примерно достаточного их количества для проведения операции «Оверлорд», главным образом за счет Средиземноморского театра. Однако в последующем невозможно было бы осуществить все операции на Дальневосточном и Европейском театрах, если бы производство этих средств не увеличилось за счет сокращения строительства грузовых судов и сторожевых кораблей. События последующих 12 месяцев оправдали эти прогнозы с поразительной точностью.

Заключительный доклад показал, какими напрасными были опасения генерала Маршалла, что конференция станет «ареной битвы», которую Соединенные Штаты во что бы то ни стало должны были выиграть. Не составило большого труда подтвердить верность союзников общим принципам, установленным на Вашингтонской конференции, о соотношении масштабов и сроков завершения войны в Европе и на Тихом океане, определить значение объединенного воздушного наступления в стратегии союзников и договориться о том, что операции на Средиземноморье следовало проводить в тех направлениях и с использованием таких сил и средств, которые наилучшим образом подготовят условия для главной операции против цитадели стран оси — для операции «Оверлорд». Английский комитет начальников штабов показал, что независимо от того, какие бы личные мнения ни высказывал премьер-министр, проведение операции «Оверлорд» всегда оставалось для членов комитета твердым намерением, ради которого они готовили свои планы, силы и средства. Американцы в свою очередь признали тот факт, что эта операция являлась мероприятием, осуществимым при условиях, которые могли быть созданы только в результате проведения эффективных воздушных операций и операций на Средиземноморье{91}. В отношении Дальнего Востока была достигнута договоренность о необходимости сосредоточить силы и средства и изыскать такие способы, которые бы позволили одержать быструю победу в течение одного года после разгрома Германии. Но если не считать использования воздушной мощи в невиданных доселе масштабах, то у союзников не было ясного представления о том, как этой цели добиться. Союзники понимали, что для решений этой проблемы, вероятно, потребуется созвать еще одну конференцию. Между тем следовало начинать реализацию утвержденных операций в Северной Бирме, Новой Гвинее, на архипелаге Бисмарка, островах Гилберта и на Маршалловых островах, чтобы измотать силы японцев, заставить их перебрасывать подкрепления по уязвимым линиям коммуникаций, а самим овладеть новыми позициями, с которых войска союзников после переброски их из Европы смогли бы обеспечить себе подавляющее превосходство. [415]

Дальше