Введение
Тактика надводных кораблей включает вопросы подготовки и ведения боевых действий одиночными кораблями, группами и соединениями кораблей самостоятельно или во взаимодействии с другими силами флота. Подготовка и ведение боевых действий это единый взаимосвязанный процесс, итог которого выполнение боевой задачи. Частными элементами этого процесса являются подготовка сил, всестороннее обеспечение, выработка замысла боевых действий, организация тактического взаимодействия между силами, участвующими в боевых действиях, управление ими на переходе морем и в бою, достижение поставленной цели.
Тактика надводных кораблей советского ВМФ получила дальнейшее развитие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Изучение материалов этого периода позволяет проследить практическое выполнение положений руководящих тактических документов в ходе боевых действий, тенденции и направления развития тактики надводных кораблей.
Конкретные боевые примеры показывают зависимость боевых успехов от организации и осуществления боевого и специального обеспечения, четкого взаимодействия в бою, от связи между уровнем подготовки экипажей кораблей, морально-боевого состояния личного состава и тактических приемов, использованных командирами в бою. На этих примерах можно рассмотреть зависимость применяемых тактических приемов и способов выполнения поставленной задачи от идейной закалки и коммунистической убежденности командиров кораблей, боевой активности, мужества, стойкости и самоотверженности в бою, от качества партийно-политической работы, уровня политической сознательности и понимания своего [4] долга перед социалистическим Отечеством каждого члена экипажа корабля. Отмечая эту сторону опыта Великой Отечественной войны, Л. И. Брежнев сказал:
«Партийно-политическая работа с личным составом, его идейная закалка всегда были и остаются мощным оружием нашей армии. Сила этого оружия проверена в огне сражений. Оно и теперь страшит наших врагов» {1}.
Надводные корабли советского ВМФ в годы войны уничтожили 7 подводных лодок (более 10 повредили), 10 эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей (7 повредили), 8 десантных кораблей (11 повредили), 12 тральщиков и минных заградителей (2 повредили), 5 различных катеров (23 повредили), 11 вспомогательных судов (5 повредили) и потопили 24 транспорта врага общим водоизмещением 45 197 т {2}. Однако, оценивая роль надводных кораблей в войне, нельзя ограничиваться только количеством потерь корабельного состава противника от действий наших надводных кораблей. Следует принимать во внимание специфику сложившихся в годы войны условий, из-за которых главные усилия ВМФ были нацелены на содействие сухопутным войскам, которые несли основную тяжесть защиты страны от агрессора.
В ходе войны ВМФ высадил на побережье неприятеля более 110 десантов, успешно отражал попытки врага высадить десанты на советское побережье, обеспечивал оборону внутренних и внешних морских и речных коммуникаций, по которым было перевезено более 117 млн. т военных и народнохозяйственных грузов, надежно прикрывал фланги сухопутных войск со стороны моря от ударов кораблей противника, систематически оказывал огневую поддержку войскам приморских фронтов в обороне и наступлении и решал ряд других задач. За этими фактами стоят тысячи боевых походов кораблей, многочисленные боевые столкновения с надводными кораблями, подводными лодками и самолетами фашистов, борьба с береговыми батареями, прорывы через минные поля. В годы войны и послевоенный период тральщики ВМФ устраняли минную опасность в Балтийском, Баренцевом и Черном морях, на Волге и Дунае, что потребовало огромного расхода [5] сил и средств, проявления массового героизма и мужества морских минеров.
За образцовое выполнение боевых задач, за мужество и стойкость экипажей многие корабли и соединения кораблей были награждены боевыми орденами, преобразованы в гвардейские, удостоены почетных наименований. За личную храбрость, умелое руководство боевыми действиями около 100 моряков надводных кораблей были удостоены высшей награды Родины звания Героя Советского Союза, среди них 37 человек с торпедных катеров, 13 с эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей и 48 с кораблей других классов, а отважный североморский катерник А. О. Шабалин удостоен этого высокого звания дважды.
Масштабы, характер боевых действий надводных кораблей и в значительной степени их тактика определялись стратегической и оперативной обстановкой на театре военных действий, а также составом сил нашего флота и флота противника.
В сложившихся в 1941-1942 гг. условиях надводные корабли активно участвовали совместно с сухопутными войсками в обороне наших военно-морских баз: Лиепаи (Либавы){3}, Таллина, Ханко, Кронштадта, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Мурманска. Главными задачами надводных кораблей в этот период являлись артиллерийская поддержка сухопутных частей, высадка тактических десантов во фланг наступавшей немецко-фашистской армии, оперативные перевозки и оборона флангов сухопутных войск с моря. Авиация флота в это время широко использовалась на сухопутных направлениях. В связи с этим кораблям приходилось выполнять задачи зачастую без прикрытия с воздуха, в условиях активных действий гитлеровских самолетов. Поэтому корабли действовали преимущественно в темное время суток. В боях участвовали все классы кораблей. После потери баз в Прибалтике в 1941 г., Севастополя в 1942 г. корабли КБФ{4} сосредоточились в районе Ленинграда, а корабли ЧФ в портах Кавказского побережья. Это практически исключило возможность развертывания надводных кораблей КБФ в [6] Балтийское море, а кораблей ЧФ в западную часть Черного моря. Вот почему с 1942 г. из состава этих флотов активно действовали только малые корабли и катера из пунктов базирования, расположенных вблизи линии фронта. Исключение в ходе всей войны составили корабли СФ, которые обеспечивали наши внешние и внутренние морские коммуникации и действовали на морских коммуникациях противника в Варангер-фьорде. В период стратегического наступления Советской Армии в 1944-1945 гг. в боевых действиях принимали участие только соединения малых кораблей и катеров, которые передислоцировались вслед за наступавшими войсками. Как правило, они действовали в тактическом взаимодействии с авиацией флота, которая к этому времени была усилена и перешла к выполнению задач на морском направлении. Основными задачами надводных кораблей в этот период являлись: ликвидация минной опасности в районах действий наших кораблей, высадка морских десантов в интересах наступающих сухопутных войск, непосредственная огневая поддержка сухопутных частей и действия на морских коммуникациях в целях срыва эвакуации морем отступающих вражеских войск.
Важную роль в ходе войны играли корабли речных флотилий, которые обеспечивали переправы сухопутных войск через водные преграды, водные перевозки, высаживали десанты в тылу противника, осуществляли огневую поддержку войск на приречных участках.
Рассматривая и анализируя боевой опыт Великой Отечественной войны, мы вправе поставить перед собой вопрос: а следует ли по прошествии многих лет скрупулезно оценивать деятельность того или иного командира, руководившего боевым коллективом нередко в противоречивых, запутанных условиях реально происходившего боя, когда он действовал при остром дефиците времени, при наличии угрозы со стороны противника? С позиции изучения военного дела, думается, это необходимо. Оценивая тот или иной бой, мы не умаляем роли ни одного из его участников. В бою нет людей, которые не реализовали бы даже частицу своего боевого потенциала. В любом бою каждый сделал все, что мог, но результаты боя зависят от многих причин: от обученности командиров и экипажей кораблей, соотношения и рода участвующих в бою сил, знания обстановки, состояния оружия и технических средств кораблей, моральной подготовки и психологического [7] настроя перед боем и т. д. И если какой-либо элемент, от которого зависел исход боя, не был реализован полностью, мы должны найти причину этого, чтобы с наибольшей эффективностью использовать конкретный боевой опыт для совершенствования боевого мастерства командиров.
Отмечая специфику деятельности командира в боевых условиях, М. В. Фрунзе подчеркивал:
«Красный командир должен научиться в полной мере владеть тем методом мышления, тем искусством анализа явлений, который дан марксистским учением. Сущность этого метода сводится к тому, что для нас не может быть ничего абсолютного и закостенелого; все течет и изменяется, и всякое средство, всякий метод может найти свое применение в известной обстановке. Искусство командира проявится в умении из многообразия средств, находящихся в его распоряжении, выбрать те, которые дадут наилучшие результаты в данной обстановке и в данное время»{5}.
Боевые примеры позволяют проследить, что лежало в основе выбора командиром того или иного решения.