Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Введение

Тактика надводных кораблей включает вопросы подготовки и ведения боевых действий одиночными кораблями, группами и соединениями кораблей самостоятельно или во взаимодействии с другими силами флота. Подготовка и ведение боевых действий — это единый взаимосвязанный процесс, итог которого — выполнение боевой задачи. Частными элементами этого процесса являются подготовка сил, всестороннее обеспечение, выработка замысла боевых действий, организация тактического взаимодействия между силами, участвующими в боевых действиях, управление ими на переходе морем и в бою, достижение поставленной цели.

Тактика надводных кораблей советского ВМФ получила дальнейшее развитие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Изучение материалов этого периода позволяет проследить практическое выполнение положений руководящих тактических документов в ходе боевых действий, тенденции и направления развития тактики надводных кораблей.

Конкретные боевые примеры показывают зависимость боевых успехов от организации и осуществления боевого и специального обеспечения, четкого взаимодействия в бою, от связи между уровнем подготовки экипажей кораблей, морально-боевого состояния личного состава и тактических приемов, использованных командирами в бою. На этих примерах можно рассмотреть зависимость применяемых тактических приемов и способов выполнения поставленной задачи от идейной закалки и коммунистической убежденности командиров кораблей, боевой активности, мужества, стойкости и самоотверженности в бою, от качества партийно-политической работы, уровня политической сознательности и понимания своего [4] долга перед социалистическим Отечеством каждого члена экипажа корабля. Отмечая эту сторону опыта Великой Отечественной войны, Л. И. Брежнев сказал:

«Партийно-политическая работа с личным составом, его идейная закалка всегда были и остаются мощным оружием нашей армии. Сила этого оружия проверена в огне сражений. Оно и теперь страшит наших врагов» {1}.

Надводные корабли советского ВМФ в годы войны уничтожили 7 подводных лодок (более 10 повредили), 10 эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей (7 повредили), 8 десантных кораблей (11 повредили), 12 тральщиков и минных заградителей (2 повредили), 5 различных катеров (23 повредили), 11 вспомогательных судов (5 повредили) и потопили 24 транспорта врага общим водоизмещением 45 197 т {2}. Однако, оценивая роль надводных кораблей в войне, нельзя ограничиваться только количеством потерь корабельного состава противника от действий наших надводных кораблей. Следует принимать во внимание специфику сложившихся в годы войны условий, из-за которых главные усилия ВМФ были нацелены на содействие сухопутным войскам, которые несли основную тяжесть защиты страны от агрессора.

В ходе войны ВМФ высадил на побережье неприятеля более 110 десантов, успешно отражал попытки врага высадить десанты на советское побережье, обеспечивал оборону внутренних и внешних морских и речных коммуникаций, по которым было перевезено более 117 млн. т военных и народнохозяйственных грузов, надежно прикрывал фланги сухопутных войск со стороны моря от ударов кораблей противника, систематически оказывал огневую поддержку войскам приморских фронтов в обороне и наступлении и решал ряд других задач. За этими фактами стоят тысячи боевых походов кораблей, многочисленные боевые столкновения с надводными кораблями, подводными лодками и самолетами фашистов, борьба с береговыми батареями, прорывы через минные поля. В годы войны и послевоенный период тральщики ВМФ устраняли минную опасность в Балтийском, Баренцевом и Черном морях, на Волге и Дунае, что потребовало огромного расхода [5] сил и средств, проявления массового героизма и мужества морских минеров.

За образцовое выполнение боевых задач, за мужество и стойкость экипажей многие корабли и соединения кораблей были награждены боевыми орденами, преобразованы в гвардейские, удостоены почетных наименований. За личную храбрость, умелое руководство боевыми действиями около 100 моряков надводных кораблей были удостоены высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза, среди них 37 человек с торпедных катеров, 13 — с эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей и 48 — с кораблей других классов, а отважный североморский катерник А. О. Шабалин удостоен этого высокого звания дважды.

Масштабы, характер боевых действий надводных кораблей и в значительной степени их тактика определялись стратегической и оперативной обстановкой на театре военных действий, а также составом сил нашего флота и флота противника.

В сложившихся в 1941-1942 гг. условиях надводные корабли активно участвовали совместно с сухопутными войсками в обороне наших военно-морских баз: Лиепаи (Либавы){3}, Таллина, Ханко, Кронштадта, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Мурманска. Главными задачами надводных кораблей в этот период являлись артиллерийская поддержка сухопутных частей, высадка тактических десантов во фланг наступавшей немецко-фашистской армии, оперативные перевозки и оборона флангов сухопутных войск с моря. Авиация флота в это время широко использовалась на сухопутных направлениях. В связи с этим кораблям приходилось выполнять задачи зачастую без прикрытия с воздуха, в условиях активных действий гитлеровских самолетов. Поэтому корабли действовали преимущественно в темное время суток. В боях участвовали все классы кораблей. После потери баз в Прибалтике в 1941 г., Севастополя в 1942 г. корабли КБФ{4} сосредоточились в районе Ленинграда, а корабли ЧФ — в портах Кавказского побережья. Это практически исключило возможность развертывания надводных кораблей КБФ в [6] Балтийское море, а кораблей ЧФ — в западную часть Черного моря. Вот почему с 1942 г. из состава этих флотов активно действовали только малые корабли и катера из пунктов базирования, расположенных вблизи линии фронта. Исключение в ходе всей войны составили корабли СФ, которые обеспечивали наши внешние и внутренние морские коммуникации и действовали на морских коммуникациях противника в Варангер-фьорде. В период стратегического наступления Советской Армии в 1944-1945 гг. в боевых действиях принимали участие только соединения малых кораблей и катеров, которые передислоцировались вслед за наступавшими войсками. Как правило, они действовали в тактическом взаимодействии с авиацией флота, которая к этому времени была усилена и перешла к выполнению задач на морском направлении. Основными задачами надводных кораблей в этот период являлись: ликвидация минной опасности в районах действий наших кораблей, высадка морских десантов в интересах наступающих сухопутных войск, непосредственная огневая поддержка сухопутных частей и действия на морских коммуникациях в целях срыва эвакуации морем отступающих вражеских войск.

Важную роль в ходе войны играли корабли речных флотилий, которые обеспечивали переправы сухопутных войск через водные преграды, водные перевозки, высаживали десанты в тылу противника, осуществляли огневую поддержку войск на приречных участках.

Рассматривая и анализируя боевой опыт Великой Отечественной войны, мы вправе поставить перед собой вопрос: а следует ли по прошествии многих лет скрупулезно оценивать деятельность того или иного командира, руководившего боевым коллективом нередко в противоречивых, запутанных условиях реально происходившего боя, когда он действовал при остром дефиците времени, при наличии угрозы со стороны противника? С позиции изучения военного дела, думается, это необходимо. Оценивая тот или иной бой, мы не умаляем роли ни одного из его участников. В бою нет людей, которые не реализовали бы даже частицу своего боевого потенциала. В любом бою каждый сделал все, что мог, но результаты боя зависят от многих причин: от обученности командиров и экипажей кораблей, соотношения и рода участвующих в бою сил, знания обстановки, состояния оружия и технических средств кораблей, моральной подготовки и психологического [7] настроя перед боем и т. д. И если какой-либо элемент, от которого зависел исход боя, не был реализован полностью, мы должны найти причину этого, чтобы с наибольшей эффективностью использовать конкретный боевой опыт для совершенствования боевого мастерства командиров.

Отмечая специфику деятельности командира в боевых условиях, М. В. Фрунзе подчеркивал:

«Красный командир должен научиться в полной мере владеть тем методом мышления, тем искусством анализа явлений, который дан марксистским учением. Сущность этого метода сводится к тому, что для нас не может быть ничего абсолютного и закостенелого; все течет и изменяется, и всякое средство, всякий метод может найти свое применение в известной обстановке. Искусство командира проявится в умении из многообразия средств, находящихся в его распоряжении, выбрать те, которые дадут наилучшие результаты в данной обстановке и в данное время»{5}.

Боевые примеры позволяют проследить, что лежало в основе выбора командиром того или иного решения.

Дальше