Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 1.

Характеристика надводных кораблей и самолетов Советского ВМФ, сил флота и авиации фашистской Германии

Перед началом Великой Отечественной войны надводные корабли рассматривались как основной род сил ВМФ, хотя значительное внимание уделялось развитию и других сил флота: подводных лодок, авиации, береговой обороны. ВМФ имел в своем составе все классы боевых кораблей, за исключением десантных и авианосцев. Корабли, входившие в его состав в 1940 г., а частично и вступившие в строй в начале 1941 г., прошли положенный курс боевой подготовки и были способны решать свойственные каждому классу кораблей боевые задачи. Личный состав кораблей [9] отличался высокой политической сознательностью и преданностью социалистической Родине, имел хорошую специальную подготовку. Корабельный состав в годы предвоенных пятилеток пополнился большим числом новых кораблей: с 1930 г. до июня 1941 г. ВМФ получил от промышленности 106 надводных кораблей (в их числе 4 легких крейсера — «Киров», «Молотов», «Максим Горький» и «Ворошилов»; 7 лидеров — «Ленинград», «Минск», «Москва», «Харьков», «Ташкент», «Баку» и «Тбилиси»; 30 эскадренных миноносцев; 18 сторожевых кораблей; 38 тральщиков, минный заградитель, 477 боевых катеров и 206 подводных лодок.

В табл. 1.1 показано распределение кораблей по флотам к началу Великой Отечественной войны.

Таблица 1.1. Распределение кораблей по флотам на 22 июня 1941 г.

Рода сил, классы кораблей

СФ

КБФ

ЧФ

ТОФ

Итого

Надводные корабли          
Линейные корабли _ 2 1 - 3
Крейсера - 2 5 - 7
Эскадренные миноносцы 8 21 16 14 59
Сторожевые корабли 7 7 2 6 22
Торпедные катера 2 48 84 135 269
Канонерские лодки - 1 4 - 5
Бронекатера - 4 22 - 26
Сторожевые катера и охотники за подводными лодками 15 33 28 19 95
Тральщики 2 33 22 76 133
Минные заградители 1 6 3 8 18
Сетевые заградители - 2 - 2 4
Мониторы - - 5 - 5
Подводные лодки 15 65 47 91 218
Авиация (самолеты всех типов) 116 656 626 1183 2581

В первые дни войны в состав флотов вошли корабли морской пограничной охраны. В основном это были катера МО (малые охотники за подводными лодками) и сторожевые катера.

В первые месяцы войны под боевые корабли (сторожевые корабли, тральщики, канонерские лодки, минные заградители) [10] были переоборудованы некоторые транспортные и промысловые суда. Корабельный состав во время войны пополнялся главным образом за счет строительства катеров и малых кораблей различных типов. В частности, было построено большое число катеров МО, бронекатеров, десантных тендеров, несколько катеров БО (больших охотников) и других кораблей. Несмотря на потерю судостроительных заводов на временно оккупированной территории, на Черном море было достроено несколько эскадренных миноносцев. Строительство крупных кораблей в годы войны продолжали только заводы, находящиеся на востоке нашей страны.

К началу Великой Отечественной войны на наиболее важных оперативно-стратегических направлениях сухопутных театров военных действий были созданы речные военные флотилии. Их основными задачами являлись уничтожение кораблей, транспортных средств и переправ противника, содействие сухопутным войскам в обороне и наступлении в районе рек, обеспечение водных перевозок и переправ через водные рубежи. Перед войной в состав ВМФ входили Пинская, Дунайская и Краснознаменная Амурская военные флотилии.

При изменении оперативно-стратегических условий в отдельные периоды войны были сформированы и активно действовали Волжская и Днепровская речные, а также Чудская, Ладожская и Онежская озерные военные флотилии.

Таблица 1.2. Корабельный состав некоторых военных флотилий ВМФ

Классы кораблей

АВФ,август 1945 г.

ВВФ,октябрь 1941 г.

ДВФ,июнь1940 г.

ДнВФ,июнь1944 г.

ПВФ,июль 1941 г.

Мониторы 6 - 5 - 7
Канонерские лодки 11 7 - - 8
Бронекатера 52 15 22 16 15
Сторожевые корабли и катера - - - 10 8
Минные заградители - - - - 1
Тральщики 12 33 - - 4
Катера-тральщики 38 - 7 40 -
Минные катера 7 - - 13 -
Катера других классов - 2 6 13 10
Плавучие батареи - 2 - 1 -
[11]

Как количественный, так и качественный корабельный состав флотилий определялся обстановкой на фронтах, с которыми взаимодействовала та или иная флотилия, и характером задач, которые являлись на данном речном театре наиболее важными в оперативном плане. В табл. 1.2 приведен состав речных военных флотилий.

1.1. Тактическая характеристика кораблей и самолетов ВМФ

Линейные корабли{6}. Все три линейных корабля ВМФ относились к типу «Севастополь» и были построены перед первой мировой войной. В 1928-1932 гг. они прошли модернизацию, а перед Великой Отечественной войной на них была усилена зенитная артиллерия. И все же они оставались устаревшими кораблями. Линейные корабли{7} предназначались для ведения боя с линкорами и тяжелыми крейсерами, а также для огневой поддержки сухопутных войск и разрушения оборонительных сооружений фортификационного типа. Их основными недостатками были малая скорость и слабое зенитное вооружение. В ходе войны нашим линейным кораблям не пришлось вести боевых действий против морских сил противника. Их основная роль заключалась в артиллерийской поддержке сухопутных войск в период обороны Севастополя и Ленинграда.

Крейсера. В состав КБФ и ЧФ к началу Великой Отечественной войны входило семь легких крейсеров: три из них (из состава ЧФ) были заложены в период первой мировой войны и достроены советскими судостроителями в 20-е годы, а четыре — построены по новому проекту непосредственно перед войной. В достройке в Ленинграде находился тяжелый крейсер «Петропавловск», который не имел хода, но мог вести стрельбу из четырех орудий главного калибра (203 мм). Крейсера «Червона Украина» и «Красный Крым» в определенной степени устарели. Главный их недостаток: слабые артиллерия главного калибра (130 мм) и зенитное вооружение, малая скорость [12] полного хода. Крейсер «Красный Кавказ» по проекту однотипен двум предыдущим кораблям, но в ходе достройки его существенно усовершенствовали, и он являлся вполне современным кораблем. Установленные на нем четыре 180-мм орудия относились к лучшим артиллерийским системам этого калибра. Приборы управления стрельбой обеспечивали высокую точность и скорострельность стрельбы по морским и береговым целям. «Красный Кавказ» был вооружен новыми зенитными 100-мм орудиями и 37-мм автоматами, что позволило ему в годы войны эффективно отражать налеты вражеской авиации.

Крейсера типа «Киров» являлись сильнейшими легкими крейсерами по сравнению с аналогичными кораблями иностранных флотов. По мощности артиллерии главного калибра они в своем подклассе не имели себе равных. Установленные на них в трехорудийных башнях девять 180-мм орудий по дальности стрельбы не уступали артиллерии калибра 203 мм тяжелых крейсеров иностранных флотов.

Крейсера предназначались для обороны в морском бою линейных кораблей, ведения артиллерийского боя с крейсерами и группами эскадренных миноносцев, действий на морских коммуникациях противника и обороны своих коммуникаций на море, постановки мин и для огневого содействия сухопутным войскам.

В ходе войны крейсера ЧФ участвовали в высадке морских десантов, поддерживали артиллерийским огнем сухопутные войска, нарушали морские перевозки противника, конвоировали транспорты, доставлявшие войска и грузы в блокированные противником с суши Одессу и Севастополь, и сами активно участвовали в перевозках. Ввиду того что КБФ уже в первые месяцы войны утратил свои пункты базирования в Прибалтике и в ходе всей войны выход крупных кораблей из восточной части Финского залива был практически невозможен, действия крейсеров этого флота ограничились огневой поддержкой сухопутных войск в ходе обороны Таллина в августе 1941 г. и Ленинграда в период с сентября 1941 г. по январь 1944 г. Роль крейсеров в войне можно оценить, рассмотрев хотя бы один характерный пример. Крейсер «Красный Кавказ» в годы Великой Отечественной войны совершил более 30 боевых походов, провел 32 стрельбы по береговым объектам, перевез свыше 25 тыс. военнослужащих и гражданских лиц, отконвоировал под ударами [13] фашистской авиации шесть транспортов, доставил более 10 млн. т грузов (преимущественно боеприпасов и боевой техники), высадил около 3000 десантников, прошел более 13 500 миль. При отражении атак вражеской авиации зенитчики крейсера сбили три самолета.

Эскадренные миноносцы являлись наиболее многочисленным классом крупных советских кораблей перед Великой Отечественной войной. В составе ВМФ находились эсминцы типа 7 (серий «Гневный» и «Бодрый»), 7У, «Новик» и лидеры типа «Ленинград» и «Ташкент».

Эсминцы типа 7 были первыми советскими кораблями этого класса, спроектированными и построенными советскими судостроителями. Характерным для этих кораблей являлись большая скорость, мощное артиллерийское и торпедное вооружение, отличная маневренность, надежность техники и вооружения. Их недостаток заключался в сравнительно слабом зенитном вооружении. Эсминцы типа 7У представляли собой улучшенный вариант эсминца типа 7 и по большинству показателей превосходили их: была значительно повышена живучесть энергетической установки и корабля в целом, усилено зенитное вооружение, увеличена дальность плавания и улучшена мореходность. Эсминцы типа «Новик» были кораблями постройки первой мировой войны, и в то время это были самые совершенные корабли в своем классе. Они активно участвовали в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Их наиболее серьезными недостатками являлись относительно слабое артиллерийское вооружение и ограниченная для ряда кораблей скорость.

Лидеры отличались от эсминцев типа 7, 7У и «Новик» более сильным артиллерийским вооружением и дальностью плавания. Наиболее совершенным кораблем этого подкласса являлся «Ташкент». Он имел скорость до 42уз, шесть 130-мм артиллерийских орудий, размещенных в трех двухорудийных башнях, сильное зенитное вооружение. Опыт боевых действий лидеров подтвердил их высокие боевые качества.

Все эскадренные миноносцы советской постройки имели достаточно сильное по тому времени противолодочное вооружение, которое включало кормовые бомбосбрасыватели и комплект больших и малых глубинных бомб. Во время войны на часть кораблей этого класса были поставлены бомбометы БМБ-1, выстреливавшие глубинные бомбы по траверзу корабля и имевшие большую ширину полосы [14] поражения подводной лодки. Общим недостатком являлось слабое вооружение эсминцев средствами обнаружения подводных лодок. До войны они имели ШПС «Цефей» с дальностью действия несколько кабельтовых, а в ходе войны на них были поставлены ГЛС «Тамир» или «Дракон».

По предвоенным взглядам, эскадренные миноносцы предназначались для нанесения торпедных ударов по крупным боевым кораблям в ходе морского боя, охраны линкоров и крейсеров в морском бою, артиллерийского боя с легкими силами противника, эскортирования подводных лодок, несения дозоров, ведения разведки, действий на морских коммуникациях противника, защиты своих морских коммуникаций и для выполнения некоторых других задач, т. е. они рассматривались как корабли многоцелевого назначения. Это полностью подтвердилось опытом их действий в Великой Отечественной войне.

Так, эскадренные миноносцы широко использовались для огневой поддержки сухопутных войск (уничтожения боевой техники, оборонительных сооружений полевого типа, скоплений живой силы, колонн автомашин и обозов, артиллерийских и минометных батарей, складов, узлов связи, командных пунктов и др.), высадки морских десантов, набеговых действий на морские коммуникации и порты противника, конвоирования транспортов и защиты своих морских путей сообщения, перевозки грузов и войск и для других задач. В ходе войны имели место эпизоды ведения советскими эскадренными миноносцами артиллерийского боя с крупными надводными кораблями противника.

Примером боевой деятельности эскадренных миноносцев являются действия «Гремящего», который в годы войны в суровых условиях Заполярья прошел более 70000 миль, отразил 112 атак самолетов, потопил одну и повредил две подводные лодки, 11 раз оказывал огневую поддержку сухопутным войскам, уничтожив при этом до 1000 вражеских солдат и офицеров, несколько огневых точек и артиллерийских орудий, участвовал в трех набегах на морские коммуникации противника. Зенитчики эсминца сбили 14 и повредили 23 вражеских самолета.

Сторожевые корабли, находившиеся в составе ВМФ к началу войны, относились к типу «Ураган». К их строительству советская промышленность приступила в начале 30-х годов. Это были вполне современные корабли, имевшие [15] сильную для своего класса артиллерию, хорошие скорость и мореходность, соответствовавшее уровню развития того времени противолодочное вооружение. Для обнаружения подводных лодок корабли имели ШПС «Посейдон». В ходе войны на них были установлены ГЛС и РЛС. Сторожевые корабли предназначались, главным образом, для охранения крупных боевых кораблей на переходе морем и в морском бою от ударов подводных лодок и авиации противника, эскортирования подводных лодок, конвоирования транспортных судов, минных постановок и для ведения разведки.

На Северном флоте с началом войны под сторожевые корабли было переоборудовано несколько рыболовецких траулеров и транспортных судов. На них было установлено по два — четыре орудия калибра 45-76 мм и по два — четыре крупнокалиберных пулемета. Большая автономность, дальность плавания и отличная мореходность делали эти корабли очень нужными для обширного Северного театра, однако они не удовлетворяли требованиям войны, были малопригодными для борьбы с подводными лодками. Их основные недостатки: отсутствие технических средств наблюдения, малые скорость и живучесть, слабое артиллерийское вооружение.

Торпедные катера явились первыми кораблями, к строительству которых советская судостроительная промышленность приступила в конце 20-х годов. Перед войной ВМФ имел значительное число малых торпедных катеров типа Г-5 и Д-3. Они рассматривались как мощная ударная сила против кораблей и транспортов в прибрежных районах. Однако в составе СФ к началу войны имелись только два торпедных катера типа Д-3, доставленные для проверки возможности использования торпедных катеров в суровых северных условиях.

В 1945 г. КБФ получил от промышленности несколько новых торпедных катеров типа «Комсомолец», принявших участие в заключительных боях на Балтийском море. Эти катера по всем показателям превосходили катера типа Г-5 и Д-3. В ходе войны ВМФ получил также большие торпедные катера типа А-2, которые участвовали в боевых действиях в составе СФ, ЧФ и ТОФ. Советские торпедные катера по сравнению с иностранными имели более высокую маневренность, малошумные двигатели и относительно невысокие борт и надстройки, что способствовало их скрытности. [16]

Во время войны кроме основной задачи — нанесения торпедных ударов по кораблям и судам противника — торпедным катерам ВМФ пришлось выполнять и другие. Они использовались для ведения разведки, высадки морских десантов и разведывательных групп на побережье противника, несения дозоров в системе обороны пунктов базирования и прибрежных морских коммуникаций. Эти катера действовали и в качестве сил прикрытия тральщиков, спасали экипажи самолетов, совершивших вынужденную посадку на воду.

О роли соединений торпедных катеров в борьбе на коммуникациях противника можно судить на примере Краснознаменной ордена Ушакова бригады торпедных катеров СФ. До ноября 1944 г. торпедные катера бригады потопили 20 транспортов общей вместимостью 54 тыс. рег. т, 4 сторожевых корабля, 3 тральщика, сторожевой катер, 2 малых судна. Кроме того, ими были повреждены 4 транспорта и 3 корабля охранения.

Канонерские лодки, бронекатера и катера с РПУ предназначались для действий в прибрежных морских районах, на озерах, реках и использовались для огневой поддержки сухопутных войск и десантов, для борьбы с малыми кораблями и катерами, а также как десантно-высадочные средства.

Под канонерские лодки переоборудовались обычно грунтовозные шаланды с прочным корпусом и относительно малым количеством отсеков и корабельных помещений, что облегчало их реконструкцию. В процессе переоборудования заваривались шлюзы в днище, настилалась палуба, устанавливались крепления под фундаменты орудий и пулеметов, оборудовались помещения для личного состава, погреба для боеприпасов, устанавливались дополнительные мостики, дальномеры, оружие. Вооружение канонерских лодок состояло из четырех — шести орудий калибра 76-130 мм и четырех — шести автоматических пушек и пулеметов.

Бронекатера представляли собой корабли специальной постройки. На них устанавливались две башни от танка Т-34 и два пулемета. Катера имели легкое бронирование бортов и рубки.

В ходе Великой Отечественной войны на нескольких торпедных катерах типа Г-5 вместо ТА были установлены пусковые установки (24 направляющие) для стрельбы реактивными снарядами калибра 82 мм. Их назвали артиллерийскими [17] катерами. Вначале катера с РПУ рассматривались как средство для поражения береговых целей. В ходе боев на ЧФ были сделаны первые попытки использовать оружие катеров против морских целей. Эксперимент оказался удачным, после чего были разработаны таблицы стрельбы, методы применения оружия и тактические приемы действий катеров.

Сторожевые катера и охотники за подводными лодками. Из сторожевых катеров больше всего было катеров КМ (катер малый). Это были маломореходные катера, имевшие в качестве вооружения один пулемет, дымовые шашки или стационарную дымовую аппаратуру и несколько малых глубинных бомб. Чаще всего они использовались в качестве катеров-дымзавесчиков.

Малые охотники за подводными лодками (МО) были удачно спроектированы и имели деревянный корпус. При сравнительно малом водоизмещении они имели отличную мореходность и маневренность, высокую скорость и достаточно сильное вооружение. Для поиска подводных лодок катера МО имели ПГПС «Посейдон», которые позже были заменены ГЛС «Тамир». В годы войны было построено несколько десятков таких катеров. На некоторых из них было усилено артиллерийское вооружение, поставлена легкая броневая защита ходовой рубки. Эти катера получили название «бронированные малые охотники» (БМО). Часть их была приспособлена для буксировки легких контактных тралов. Они выполняли задачи противоминных кораблей при эскортировании подводных лодок. Кроме того, катера МО использовались для несения дозора, охраны транспортов и надводных кораблей на переходе морем, для эскортирования подводных лодок. Отсутствие в составе флотов десантных кораблей привело к тому, что катера МО стали применяться как десантно-высадочные средства.

Во время войны наша судостроительная промышленность приступила к строительству больших охотников за подводными лодками (ВО). В сравнении с катерами МО они имели значительно большее водоизмещение, лучшую мореходность, более сильное вооружение, ГЛС и РЛС.

Для боевых действий сторожевых катеров и охотников за подводными лодками была характерна высокая напряженность, требовавшая полной мобилизации духовных и физических сил личного состава. Об этом можно судить по деятельности одного из соединений. Катера [18] 1-го дивизиона малых охотников КБФ были удостоены 22 февраля 1944 г. гвардейского звания. К этому времени они провели 11 успешных боев с катерами противника, 776 раз подвергались атакам с воздуха, на них было сброшено около 2000 авиационных бомб, участвовали в высадке 10 десантов, артиллерийским огнем подавили на берегу 16 огневых точек, совершили 18 выходов для разведки вражеских береговых батарей, участвовали в 69 минных постановках у побережья противника, уничтожили 101 плавающую мину, участвовали в 44 эскортах и 258 конвоях, обеспечив при этом переход 1650 кораблям и судам. Оказывая помощь кораблям, подорвавшимся на минах, катера спасли 1996 человек.

О роли одиночных катеров МО в Великой Отечественной войне говорит следующий пример. Гвардейский сторожевой катер «СКА-065» за войну прошел 20 тыс. миль, провел в море 140 суток, отбил 216 атак самолетов, сбил два и повредил четыре самолета врага, участвовал в конвоировании 118 транспортов. Действуя в качестве десантно-высадочного средства, высадил на побережье противника около 2000 десантников.

Тральщики относились к противоминным кораблям и предназначались для борьбы с минами. В состав соединений противоминных кораблей (бригад траления) входили быстроходные базовые тральщики, рейдовые тральщики (их называли стотонниками), катера-тральщики и тральщики, переоборудованные из буксиров и промысловых судов.

Базовые тральщики типа «Гафель» имели большую для кораблей этого класса скорость, хорошее вооружение, высокую мореходность и живучесть. Эти корабли использовались не только для борьбы с минами, но и для эскортирования подводных лодок, охраны кораблей и транспортов в море, перевозки людей и грузов, а иногда и в качестве буксиров несамоходных морских плавучих средств, участвовали в высадке морских десантов. Главным недостатком базовых тральщиков являлось отсутствие у них в начале Великой Отечественной войны средств для траления донных неконтактных мин.

Тральщики типа АМ были способны тралить любые мины. По своим маневренным качествам эти тральщики были близки к базовым. Они обладали хорошей мореходностью, имели на вооружении ГЛС, РЛС и комплекс противолодочного оружия, включавшего кормовые бомбосбрасыватели, [19] носовой реактивный противолодочный бомбомет и сравнительно большой запас глубинных бомб. Это позволило использовать тральщики типа АМ для поиска подводных лодок и противолодочной обороны транспортов на переходе морем.

Рейдовые тральщики строились в годы войны с учетом опыта их боевых действий и борьбы с донными минами. Они имели на вооружении тралы, позволявшие тралить мины всех типов. Тральщики, переоборудованные из буксиров и промысловых судов, в основном способны были тралить только якорные мины, а некоторые из них, например типа «Поводец», предназначались для борьбы с донными магнитными минами. Их существенным недостатком являлось слабое артиллерийское вооружение, а у некоторых — и малая мореходность. Катера-тральщики представляли собой корабли небольшого водоизмещения. Они могли тралить мины при волнении моря до 3 баллов.

Боевые действия соединений тральщиков в войне характеризовались высоким напряжением, длительным пребыванием кораблей в море, часто под ударами вражеской авиации и кораблей. Например, корабли 1-го дивизиона базовых тральщиков КБФ до марта 1944 г. выполнили 159 проводок боевых кораблей за тралами, обеспечили переход 152 подводным лодкам и 146 надводным кораблям, 160 транспортам и вспомогательным судам. Тральщики дивизиона участвовали в 14 минных постановках, имели 16 боевых столкновений с кораблями противника, отразили 9 атак подводных лодок и 387 атак авиации, сбив и повредив при этом 12 вражеских самолетов.

Краснознаменный базовый тральщик «Мина» ЧФ прошел в походах в годы войны более 50 тыс. миль, дважды участвовал в набегах на порты неприятеля на западном побережье Черного моря, перевозил войска и грузы в Севастополь, на Малую землю, доставив 12 680 бойцов и командиров, участвовал в конвоировании 269 транспортных судов. При одиночном конвоировании 22 мая 1943 г. транспорта «Интернационал» отразил атаку 17 фашистских бомбардировщиков и благополучно привел его в порт назначения.

Минные заградители служили главным образом для постановки оборонительных минных заграждений. В ходе Великой Отечественной войны под минные заградители переоборудовались транспортные суда. Для самообороны от [20] надводных кораблей и авиации эти корабли имели сильное артиллерийское вооружение. Наиболее совершенным в этом классе являлся минный заградитель «Ока»{8}. Кроме своего основного предназначения минные заградители в войне использовались для перевозки войск и грузов, как корабли артиллерийской поддержки сухопутных войск и десантов.

Сетевые заградители предназначались для постановки позиционных противолодочных сетей. Под заградители переоборудовались транспортные суда. Для самообороны они имели два-три орудия калибра 45-100 мм и два — четыре пулемета. Кроме основной задачи сетевые заградители выполняли перевозки войск и грузов. Например, сетевой заградитель «Онега» осенью 1943 г. в условиях начинающегося ледостава перевез несколько тысяч человек с вооружением из района Ленинграда в Ораниенбаум.

Речные корабли предназначались для действий на реках и озерах. В их состав входили мониторы, речные бронекатера, катера-тральщики, тральщики и речные канонерские лодки.

Мониторы и речные бронекатера являлись кораблями специальной постройки. Они имели сильное артиллерийское вооружение, легкое бронирование бортов и артиллерийских башен. Малая осадка позволяла им действовать на участках рек с небольшими глубинами, а относительно большая мощность энергетической установки — иметь достаточно высокую скорость. Эти корабли были основной ударной силой речных флотилий. Речные катера-тральщики относились также к кораблям специальной постройки. У них на вооружении были тралы, позволявшие тралить речные мины с контактными и неконтактными взрывателями. Значительную часть тральных сил флотилий составляли тральщики, переоборудованные из речных буксиров и различных катеров гражданских ведомств. Речные канонерские лодки являлись кораблями, переоборудованными из буксиров, имевших достаточно большое водоизмещение. Как правило, они имели два орудия калибра 100-130 мм и несколько пулеметов. Кроме этих кораблей флотилии имели катера-полуглиссеры со скоростью до 45-50 км/ч, используемые для высадки десантов, выполнения разведывательных действий и для быстрой перевозки через реки людей и грузов. В ходе войны [21] на некоторые речные бронекатера были поставлены реактивные пусковые установки с 16 направляющими для стрельбы 82-мм реактивными снарядами. Их называли минометными катерами.

Малые водоизмещение и размерения части речных кораблей позволяли перевозить их по железной дороге, поэтому была возможность передавать корабли из одной флотилии в другую, передислоцировать их вслед за наступавшими войсками.

Военно-воздушные силы ВМФ решали ряд важных задач в интересах обеспечения боевых действий надводных кораблей. В совместных действиях с кораблями участвовали самолеты-разведчики, истребители, бомбардировщики и штурмовики (основные летно-технические данные приведены в приложении 3). Летающие лодки — морские ближние разведчики МБР-2 — вели разведку, корректировали огонь кораблей по береговым объектам, наносили бомбовые удары в целях отвлечения сил противника от морского направления в момент выполнения кораблями боевых задач, принимали участие в спасании экипажей погибших кораблей. Бомбардировщики ДБ-3ф взаимодействовали с кораблями при нанесении ими ударов по портам и военно-морским базам, выполняли роль корректировщиков при артиллерийских стрельбах кораблей на больших удалениях от пунктов базирования. Штурмовики Ил-2 совместно с торпедными катерами осуществляли удары по боевым кораблям и конвоям противника, действовали в качестве сил поддержки корабельных дозоров, прикрывали тральщики от ударов легких сил врага. Истребители Як-1, Ла-5, МиГ-1 и другие прикрывали надводные корабли от ударов фашистской авиации, а в ряде случаев действовали как штурмовики. При взаимодействии с надводными кораблями самолеты, как правило, выполняли обеспечивающие задачи.

1.2. Организация и состав соединений кораблей ВМФ

Соединениями надводных кораблей являлись эскадра, отряд легких сил, бригада и дивизион.

Эскадра — основное оперативно-тактическое соединение флота. Ее ядро составляли линейные корабли. К началу Великой Отечественной войны эскадры имели КБФ и ЧФ. [22]

В состав эскадры кроме линейных кораблей для их обороны в морском бою от легких сил, авиации и подводных лодок входили крейсера, эскадренные миноносцы и сторожевые корабли. Эскадра предназначалась для боя с основными корабельными силами противника — линейными кораблями и тяжелыми крейсерами, а также для огневой поддержки сухопутных войск.

Эскадра ЧФ (рис. 1.1) состояла из линкора «Парижская Коммуна» (с осени 1941 г. — «Севастополь»), бригады крейсеров («Червона Украина», «Красный Кавказ», «Красный Крым»), 1-го дивизиона{9} эскадренных миноносцев (эсминцы «Незаможник», «Фрунзе», «Железняков», «Дзержинский», «Шаумян»), 2-го дивизиона эскадренных миноносцев (лидер «Ташкент», эсминцы «Быстрый», «Бодрый», «Бойкий», «Безупречный», «Бдительный», «Беспощадный») и Отряда легких сил.

Эскадра КБФ включала линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», 3-й дивизион эскадренных миноносцев (лидеры «Минск», «Ленинград», эсминцы «Карл Маркс», «Володарский», «Ленин», «Яков Свердлов», «Энгельс», «Калинин», «Артем») и дивизион сторожевых кораблей типа «Ураган» в составе шести единиц. [23]

Эскадра СФ была сформирована в сентябре 1944 г. В ее состав вошли линкор «Архангельск», крейсер «Мурманск»{10}, 1-й дивизион эскадренных миноносцев (лидер «Баку», гвардейский эсминец «Гремящий», эсминцы «Громкий», «Грозный», «Разумный» и «Разъяренный»){11}, 2-й дивизион эскадренных миноносцев (эсминцы «Жаркий», «Живучий», «Жесткий», «Жгучий», «Дерзкий» и «Доблестный») и 3-й дивизион (Краснознаменный эсминец «Куйбышев», эсминцы «Карл Либкнехт», «Урицкий», «Достойный» и «Дружный»).

Отряд легких сил — второе крупное оперативно-тактическое соединение надводных кораблей. На КБФ он представлял самостоятельное соединение, подчиненное непосредственно командующему флотом, а на ЧФ — входил в оперативное подчинение командующему эскадрой. Отряд легких сил предназначался для ведения морского боя совместно с кораблями эскадры, действий на коммуникациях и огневой поддержки сухопутных войск. В отряд легких сил входили:

— на КБФ — крейсера «Киров» и «Максим Горький», 1-й дивизион эскадренных миноносцев типа 7 («Гордый», «Гневный», «Грозящий», «Сметливый», «Стерегущий»), 2-й дивизион эскадренных миноносцев типа 7У («Стойкий», «Сильный», «Сторожевой», «Сердитый»);

— на ЧФ — крейсера «Ворошилов» и «Молотов» и 3-й дивизион эскадренных миноносцев (лидеры «Москва», «Харьков», эсминцы «Смышленый», «Сообразительный», «Способный», а с осени 1941 г. — «Совершенный», «Свободный»).

Бригада кораблей — тактическое соединение. В ее состав сводили крейсера, торпедные катера, корабли соединений охраны водного района (ОВР), ручные корабли, а в конце войны — и противоминные корабли. [24]

В зависимости от класса кораблей, оперативно-тактических условий число кораблей в составе бригад было различным. Различалась и их организационная структура. В бригады крейсеров входили корабли только этого класса. В состав бригады торпедных катеров входили дивизионы торпедных катеров и береговая база (рис. 1.2). В состав бригады кораблей ОВРа (рис. 1.3) входили обычно дивизионы (отряды) сторожевых катеров, тральщиков, катеров-дымзавесчиков и заградителей (минных и сетевых).

Дивизион кораблей — тактическое соединение, включало, как правило, корабли одного класса и даже одного типа. Дивизионы предназначались для решения свойственных кораблям данного класса тактических задач. Они объединяли эскадренные миноносцы, входившие в состав эскадр или отрядов легких сил, сторожевые корабли, торпедные и сторожевые катера, бронекатера, канонерские лодки, тральщики, речные мониторы, входившие в состав бригад кораблей. Дивизионы катеров и малых кораблей подразделялись на отряды и звенья, в составе которых они отрабатывали задачи боевой подготовки, совместное плавание и вопросы боевого применения оружия при решении типовых боевых задач. [25]

Для выполнения боевых задач на отдельном операционном направлении в определенном районе моря неоднократно создавались оперативные соединения. В них включали корабли различных классов, которые решали в целом общие задачи. Например, приказом Народного комиссара ВМФ от 6 августа 1941 г. для действий в районе Одессы был сформирован отряд кораблей северо-западного района Черного моря в составе крейсера «Коминтерн», эсминцев «Шаумян» и «Незаможник», минного заградителя «Лукомский», 2-й бригады торпедных катеров, 5-го дивизиона тральщиков, дивизиона канонерских лодок, отряда сторожевых катеров и ряда других кораблей. Отряд оперативно подчинялся командиру Одесской военно-морской базы, руководившему обороной города.

Соединения кораблей ОВРа входили в состав военно-морских баз, а в отдельных случаях подчинялись непосредственно командующему флотом (например, в 1942-1943гг. на КБФ). [26]

1.3. Боевая подготовка соединений кораблей ВМФ

В предвоенный период наряду со строительством кораблей проводились серьезные мероприятия по повышению боеспособности и боеготовности корабельных соединений. В 1930 г. вышел первый Боевой устав Военно-Морских Сил РККА.

«Военно-морские силы, — указывалось в нем, — являясь составной и неразрывной частью Красной Армии, защищая наряду с ней интересы трудящихся, должны быть готовы к смелому и решительному ведению борьбы с противником на море, направленной к обороне берегов СССР, содействию операциям сухопутных войск Красной Армии и обеспечению их как со стороны моря, так и на озерных системах»{12}.

Устав определял, что боевая деятельность сил флота подразумевает прежде всего совместные действия надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны при самом тесном взаимодействии с сухопутными войсками. В уставе были даны основные принципы организации и ведения боевых действий силами флота, в том числе и надводными кораблями. Он лег в основу боевой подготовки кораблей.

В 1937 г. с учетом опыта оперативной и боевой подготовки флотов, результатов проводимых научных исследований, тактико-технических характеристик новых типов кораблей был издан новый Боевой устав Морских Сил (БУМС — 37). Требования этого документа определили боевую подготовку кораблей перед Великой Отечественной войной и их тактику в войне. В Уставе излагались основы ведения боевых действий, вопросы организации боевого управления и обеспечения, политической работы при подготовке к боевым действиям и в ходе их, основные принципы взаимодействия сил при организации боя на море, в прибрежном районе, обороне военно-морских баз, требования и основные принципы ведения наступательных боевых действий в прибрежных водах, у баз противника, на морских коммуникациях. Устав нацеливал командиров кораблей на решительные наступательные действия, требовал организации всестороннего обеспечения боевых действий, твердого управления силами на всех этапах выполнения боевой задачи, смелого поиска новых тактических приемов.

«...Эти тактические особенности получили дальнейшее развитие в последующих боевых уставах и стали своего рода традицией, на которой и сейчас воспитываются командные кадры нашего флота»{13}. [27]

На основе уставных положений и опыта боевой подготовки были разработаны и изданы наставления по боевым действиям различных классов кораблей: в 1933 г. — торпедных катеров, в 1934 г. — эскадренных миноносцев, позднее — минных заградителей, крейсеров и других кораблей. В них излагались основные способы выполнения кораблями типовых боевых задач и рекомендовались тактические приемы действий в той или иной обстановке. В 1940 г. начальником кафедры общей тактики морских сил Военно-морской академии контр-адмиралом С. и Ставицким был создан труд «Введение в общую тактику», в котором были обобщены теоретические взгляды на ведение морского боя. Он сыграл важную роль в формировании у слушателей академии — будущих командиров крупных кораблей и командиров соединений — тактического мышления и единства взглядов на ведение боевых действий силами флота. Одновременно коллектив авторов под руководством капитана 1 ранга В. А. Петровского разработал Наставление по ведению морских операций — новой в то время области военно-морского искусства. В нем были сконцентрированы взгляды на уничтожение сил противника в море, нарушение морских коммуникаций неприятеля, содействие сухопутным войскам и на ряд других положений. Издание этих и других документов обусловило целенаправленную боевую подготовку соединений кораблей.

Корабли эскадр и отрядов легких сил были готовы вести совместные действия с подводными лодками и авиацией против корабельных группировок, военно-морских баз и береговых объектов неприятеля. К моменту нападения фашистской Германии линейные корабли, крейсера и эскадренные миноносцы могли вести бой с противником днем и ночью, стрелять по береговым целям по площади и с корректировкой самолетами и корректировочными постами.

Корабельные соединения военно-морских баз отработали несение дозорной службы, траление якорных мин, поиск подводных лодок с использованием зрительных средств наблюдения и ШПС, уничтожение подводных лодок [28] с помощью глубинных бомб, ведение боя с катерами и малыми кораблями противника. Соединения торпедных катеров были подготовлены для действий по боевым кораблям и судам врага одиночно и малыми группами в условиях темного и светлого времени суток с использованием для маскировки и прикрытия дымовых завес. В целом соединения кораблей находились в высокой боевой готовности. Это позволило им начать боевые действия практически с первых часов войны.

С началом войны работа по созданию документов, обобщающих вопросы тактики различных сил ВМФ, была активизирована. С этой целью в 1942 г. в Главном штабе ВМФ было создано специальное отделение по изучению опыта войны, позднее реорганизованное в отдел, который систематически готовил сборники материалов по опыту боевой деятельности ВМФ. С 1943 г. стали выходить оперативные бюллетени штабов флотов. Они также использовались при тактической подготовке офицеров.

Важную роль в пропаганде опыта войны и проводимых на основе его изучения научных исследований играла периодическая печать, и в частности журнал «Морской сборник». Большое значение для корабельных специалистов имели статьи преподавателей Военно-морской академии: вице-адмирала С. П. Ставицкого — «Значение и условия достижения боевой устойчивости» (1942, № 8), капитана 1 ранга В. Ф. Чернышева — «Огневое содействие флангу армии» (1943, № 6), капитана 1 ранга Н. Б. Павловича — «Дозорная служба» (1944, № 2), командующего Азовской военной флотилией контр-адмирала С. Г. Горшкова — «Десантные операции Азовской военной флотилии» (1944, № 4), и ряд других. Серьезным вкладом в теорию и практику борьбы с минами была работа капитана 1 ранга И. А. Киреева «Развитие и использование средств противоминной обороны в Отечественной войне в период с 22 июня 1941 г. по 30 сентября 1942 г.», опубликованная в 1943 г. В этой работе автор обобщил опыт противоминной борьбы всех флотов, дал характеристику применяемого противником минного оружия и практические рекомендации по организации минной разведки, использованию тральных сил для уничтожения минных заграждений.

Появление новых видов оружия и боевой техники и опыт их применения привели к пересмотру ряда действовавших тактических документов и созданию [29] новых.

В 1943 г. были изданы документы, в которых был обобщен опыт десантных действий и документально закреплены требования к подготовке и высадке морских десантов. В это же время была определена организация использования сил флота при содействии приморскому флангу войск в ходе артиллерийской поддержки. В разработанных документах давались конкретные рекомендации по применению корабельной артиллерии по береговым объектам. Значительным достижением военно-морского искусства явилась разработка организации тактического взаимодействия авиации с торпедными катерами при ударах по конвоям.

Практически заново были созданы документы по боевому использованию гидроакустических средств при поиске и преследовании подводных лодок группой кораблей, радиолокационных станций на торпедных катерах, автоматической зенитной артиллерии при отражении атак пикирующих бомбардировщиков, по борьбе с минами, имеющими неконтактные взрыватели, и другие документы.

Таким образом, изучение опыта войны, практики применения в боевых действиях оружия и технических средств служило основой для разработки новых способов и тактических приемов использования сил и средств ВМФ, которые затем входили в официальные тактические документы, регламентирующие боевое применение того или иного рода сил флота.

1.4. Тактическая характеристика кораблей и авиации фашистской Германии

План «Барбаросса» не предусматривал ведения активных боевых действий кораблями немецких военно-морских сил против советского ВМФ. Германское командование считало, что участь советских кораблей на всех морских театрах будет решена захватом военно-морских баз с суши. Поэтому в начале Великой Отечественной войны на морских театрах действовали ограниченные корабельные силы противника. В то же время с первых дней войны на Севере, на Балтийском и Черном морях кораблям ВМФ противостояли значительные силы фашистской авиации. По мере провала немецких планов войны против СССР и перехода инициативы к Советским Вооруженным Силам гитлеровское командование вынуждено [30] было увеличивать число кораблей, действующих против ВМФ. Если в начале войны враг имел на Баренцевом море 8 миноносцев, 6 подводных лодок, 35 сторожевых кораблей и катеров, то в 1943 г. здесь было сосредоточено 2 линейных корабля, 3 крейсера, 2 броненосца береговой обороны, 20 миноносцев и эскадренных миноносцев, 21 подводная лодка, около 100 сторожевых кораблей и тральщиков, 20 десантных кораблей и около 300 самолетов. В 1945 г. число действующих на этом театре подводных лодок достигло 65 единиц.

На Балтийском море в начале войны действовали ВМС Финляндии и немногочисленные группы кораблей фашистской Германии. Финские силы состояли из 2 броненосцев береговой обороны, 3 подводных лодок, 14 канонерских лодок и заградителей и 20 сторожевых катеров. Немецко-фашистские ВМС имели 5 подводных лодок, 2 минных заградителя, 10 тральщиков, 6 торпедных катеров, 2 плавбазы с сильным артиллерийским вооружением и 10 сторожевых катеров. Но уже в сентябре 1941 г. для действий на Балтийском море были привлечены линкор «Тирпиц» и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», легкие крейсера «Кёльн», «Нюрнберг», «Эмден», «Лейпциг» и около 10 эскадренных миноносцев. К концу войны на Балтике была сосредоточена большая часть находившихся в строю гитлеровских ВМС крупных боевых кораблей и подводных лодок.

На Черном море в первые дни войны противник имел только 2 подводные лодки, 4 эскадренных миноносца, 7 миноносцев, вспомогательный крейсер, 2 минных заградителя, 22 тральщика, 7 сторожевых кораблей и несколько катеров. В ходе войны сюда было передислоцировано около 500 кораблей врага, в их числе 6 подводных лодок, 16 торпедных катеров, около 50 десантных кораблей, 23 тральщика, 26 охотников за подводными лодками, 123 каботажных вооруженных судна и другие плавсредства. В течение всей войны враг имел на Черном море мощную группировку авиации, предназначенную для боевых действий против кораблей.

Корабельный состав ВМС фашистской Германии к началу Великой Отечественной войны состоял в основном из кораблей, построенных непосредственно перед второй мировой войной. Некоторые тактико-технические характеристики кораблей немецко-фашистских ВМС приведены в приложении 4. [31]

Линкоры «Тирпиц», «Шарнхорст», «Гнейзенау», тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер» являлись новыми кораблями и полностью отвечали требованиям того времени. Легкие крейсера типа «Лейпциг» были также вполне современными кораблями.

Построенные перед войной эскадренные миноносцы типа «Бейтзен» имели хорошие тактико-технические характеристики и боевые свойства. Миноносцы типа Т-1, которых в немецких ВМС было немало, являлись довольно слабыми кораблями своего класса и по характеристикам приближались к сторожевым кораблям. Основной их недостаток — слабое артиллерийское вооружение. Во время войны фашистская Германия строила с учетом требований и опыта боевых действий эскадренные миноносцы типа 2-40 с сильным торпедным и артиллерийским вооружением, новыми гидроакустическими средствами наблюдения и радиотехническим оборудованием. Они относились к наиболее мощным кораблям своего класса того периода.

Основными сторожевыми (эскортными) кораблями гитлеровских ВМС являлись корабли типа Р-1. Они вполне соответствовали своему боевому предназначению и требованиям времени, имели большую скорость и хорошее артиллерийское вооружение.

В качестве противолодочного оружия эскадренные миноносцы и сторожевые корабли имели глубинные бомбы с кормовыми бомбосбрасывателями, для обнаружения подводных лодок у них были ШПС и ГЛС.

Для охраны конвоев и борьбы с подводными лодками в состав флота входило значительное число охотников за подводными лодками, которые, по существу, являлись сторожевыми кораблями малого водоизмещения, и сторожевых катеров. Эти корабли имели ГЛС, ШПС и большой запас глубинных бомб. Их артиллерийское вооружение состояло из 20-мм или 37-мм автоматических и 76-мм или 88-мм полуавтоматических пушек.

Торпедные катера, действовавшие против советского ВМФ, относились к большим катерам, имели два — четыре торпедных аппарата и сравнительно сильное артиллерийское вооружение.

В состав ВМС Германии входило много быстроходных базовых тральщиков типа М-1. Они имели контактные и неконтактные тралы, позволявшие тралить все типы якорных и донных мин, а наличие сильной артиллерии, [32] гидроакустических средств наблюдения и глубинных бомб давало возможность использовать их не только для траления, но и в качестве сил охранения конвоев, для борьбы с подводными лодками, малыми кораблями и катерами.

В ходе войны противник построил большое число быстроходных десантных барж (БДБ) типа Р и десантных паромов. Относительно сильное артиллерийское вооружение десантных кораблей позволило использовать их для решения ряда не свойственных им задач (например, для охранения транспортов от торпедных катеров, артиллерийской поддержки сухопутных войск, ударов по конвоям, состоявшим из малых транспортных судов, а также против дозорных кораблей и катеров).

Подводные лодки ВМС фашистской Германии являлись вполне современными кораблями с высокими тактическими свойствами. Несмотря на наличие ШПС, в начале войны они выполняли атаки только с применением перископа, что и обусловливало тактику борьбы с ними.

Действовавшая против кораблей ВМФ фашистская авиация организационно не входила в состав ВМС Германии, но летный состав прошел специальную подготовку и имел боевой опыт действий против кораблей республиканской Испании и Великобритании. Основными типами самолетов (приложение 5) являлись пикирующие бомбардировщики Ю-87, бомбардировщики Ю-88, тяжелые бомбардировщики Хе-111 (использовавшиеся иногда в качестве торпедоносцев), истребители Ме-109г, Ме-110 и ФВ-190, действовавшие как штурмовики.

1.5. Сравнительная оценка вооружения и боевых средств кораблей Советского ВМФ и ВМС фашистской Германии

В предвоенный период оружие кораблей развивалось на основе последних научных исследований и технических достижений с учетом опыта первой мировой войны. Значительно было усовершенствовано артиллерийское, торпедное и минное оружие. Накануне Великой Отечественной войны были созданы РЛС, ГЛС и теплопеленгаторные средства наблюдения. Поэтому корабли, построенные непосредственно перед войной, по техническому оснащению и боевым возможностям превосходили корабли [33] более ранней постройки. Кроме того, у артиллерийского оружия увеличились дальность, скорострельность и точность стрельбы, совершенствовались приборы управления стрельбой, повышалась живучесть стволов. Краткая характеристика артиллерийского оружия кораблей СССР и фашистской Германии приведена в приложении 6. Корабельные артиллерийские системы главного калибра советских кораблей по основным показателям превосходили немецкие. Зенитное .вооружение больших кораблей ВМФ и артиллерийское вооружение катеров составляли 45-мм полуавтоматические и 37-мм автоматические пушки, крупнокалиберные пулеметы (12,7 мм) и пулеметы калибра 7,6 мм. Для вооружения катеров и малых кораблей фашистской Германии, а также в качестве зенитной артиллерии на крупных кораблях, использовались 20-, 37- и 47-мм автоматические и 88-мм полуавтоматические пушки, а также 7,62-мм пулеметы.

Торпедное оружие развивалось в направлении увеличения дальности хода и скорости торпед, увеличения заряда ВВ, повышения точности хода по глубине и курсу. Непосредственно перед войной были созданы электрические бесследные торпеды, но они поступили на вооружение только к концу войны. В приложении 7 приведены основные тактико-технические характеристики торпед советского ВМФ и ВМС фашистской Германии, применявшихся во время воины. На вооружении сторожевых кораблей типа «Ураган» и эскадренных миноносцев типа «Новик» оставались 45-см торпеды производства периода первой мировой войны, запас которых имели арсеналы.

Развитие якорных контактных мин после первой мировой войны шло главным образом по пути увеличения мощности заряда ВВ. Корабельные большие мины КБ, состоявшие на вооружении ВМФ, имели заряд ВВ массой 300 кг, обеспечивавший надежное поражение любого корабля. Антенные мины АГСБ предназначались против подводных лодок. Масса их ВВ 300 кг. Антенны обеспечивали перекрытие всей толщи воды в пределах рабочих глубин погружения подводных лодок противника. Для размещения на корабле и постановки мины имели якорь в виде транспортной тележки, которая обеспечивала их. передвижение по минным рельсам на палубе корабля.

Основным типом корабельной якорной мины ВМС фашистской Германии являлась мина ЕМВ с зарядом ВВ массой 220 кг, а наиболее распространенным типом антенной [34] якорной мины была мина ЕМС с зарядом ВВ массой 300 кг. Кроме этих мин противник имел донные неконтактные мины с магнитными и акустическими взрывателями. Такая мина типа ВМА, предназначенная для постановки с надводных кораблей, имела заряд ВВ массой 825 кг. Мина ВМА обеспечивала поражение надводных кораблей при ее взрыве на глубине до 40 м. Авиация врага использовала донные неконтактные мины LMB с ВВ массой 700 кг. Средства борьбы с этими минами и тактика использования данных средств создавались в ходе войны.

Перед началом Великой Отечественной войны на вооружении советского ВМФ было несколько типов контактных тралов, позволявших эффективно бороться с якорными минами. Поверхностные сетевые тралы были созданы в ходе войны, как и неконтактные тралы. Неконтактные тралы предназначались для борьбы с магнитными и акустическими минами. Первыми образцами таких тралов явились баржевые магнитные тралы, а позднее — петлевые (типа ПЭМТ) и электродные (типа ТЭМ) , электромагнитные тралы. ВМС неприятеля к началу войны имели все типы трального оружия, обеспечивавшего борьбу как с якорными, так и с донными неконтактными минами.

Противолодочное оружие кораблей в период между первой и второй мировыми войнами претерпело незначительные изменения. Основным средством поражения подводных лодок в подводном положении служили глубинные бомбы, подразделявшиеся на большие (масса ВВ более 100 кг) и малые (масса ВВ меньше 100 кг). Глубинные бомбы сбрасывались с помощью бомбосбрасывателей и поражали подводные лодки при взрыве на расстоянии нескольких метров от них. Для расширения полосы поражения на советских кораблях еще перед Великой Отечественной войной устанавливались бомбометы БМБ-1, а позднее — БМБ-2, выстреливавшие бомбы по траверзу корабля. В конце войны на кораблях ВМФ появились носовые реактивные противолодочные бомбометы. Это было значительным шагом в развитии противолодочного оружия.

В качестве средств обнаружения подводных лодок как в советском ВМФ, так и в ВМС фашистской Германии в начале войны использовались ШПС. Корабли получили ГЛС во время войны. [35]

Основными средствами наблюдения на кораблях в начале Великой Отечественной войны являлись зрительные средства. На отдельных крупных кораблях уже перед войной стояли первые образцы РЛС (например, на крейсерах ЧФ — станция РУС-2, которая обеспечивала обнаружение групп самолетов на расстоянии нескольких десятков километров; с помощью такой станции в первую же военную ночь были своевременно обнаружены подходящие к Севастополю самолеты противника, о чем и сделано было донесение оперативному дежурному флота). К концу войны РЛС были установлены не только на крупных кораблях, но и на многих катерах. Однако основными средствами наблюдения на кораблях как ВМС фашистской Германии, так и советского ВМФ в ходе всей войны оставались оптические.

Как видим, в Великой Отечественной войне советским кораблям противостояли силы, которые имели высокие боевые возможности. По некоторым тактическим показателям оружие, боевые средства кораблей и самолетов врага не уступали нашим образцам, а иногда и превосходили их. Необходимо было слабые тактико-технические элементы кораблей компенсировать умелым тактическим маневром, достижением скрытности действий, упреждением противника в обнаружении и применении оружия, сосредоточением действий кораблей на достижении главных целей, а также в полной мере использовать превосходство морально-боевых качеств советских моряков. [36]

Дальше