Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 9.

Боевые действия кораблей речных флотилий

По предвоенным взглядам командования Красной Армии и ВМФ, речные флотилии предназначались для ведения боевых действий в тесном оперативном взаимодействии с сухопутными войсками. Решение тактических задач кораблями флотилий предусматривало тактическое взаимодействие с сухопутными подразделениями и частями.

Корабли Дунайской и Пинской военных флотилий одними из первых вместе с воинами сухопутных частей вступили в бой с гитлеровскими захватчиками. При перемещении фронта на восток в условиях тяжелых оборонительных боев 1941 г. каждая водная преграда рассматривалась советским командованием как оборонительный рубеж. И на каждом таком рубеже вместе с частями Красной Армии вели боевые действия корабли флотилий. [228]

Корабли Дунайской военной флотилии до 20 июля 1941 г. действовали на Дунае, не допуская совместно с сухопутными частями форсирования реки противником. Позднее они содействовали сухопутным войскам, оборонявшимся на р. Южный Буг, на Днепровско-Бугском лимане и Днепре, а с октября — в Керченском проливе и на Азовском море.

Корабли Пинской военной флотилии в июле — августе 1941 г. поддерживали сухопутные войска, ведущие кровопролитные оборонительные бои в районе рек Припять, Березина, Днепр, активно участвовали в обороне Киева.

Наиболее характерными видами содействия сухопутным войскам кораблями этих флотилий являлись поддержка войск в обороне предмостных позиций, прикрытие переправ отходящих на восточный берег рек сухопутных частей, нанесение артиллерийских ударов по переправам противника, а также высадка разведывательных групп в тыл врага. Волжская военная флотилия предназначалась для обеспечения функционирования важнейшей водной магистрали — Волги, по которой с Каспийского моря перевозились нефтепродукты в центральную часть страны. По грузообороту Волга заменяла более десяти железнодорожных линий. Оценивая значение этой реки как важнейшей стратегической коммуникации, гитлеровское командование с лета 1942 г. принимало все возможные меры для пресечения судоходства по ней.

В июле 1942 года постановкой мин авиация неприятеля создала, минную опасность на судовом ходе реки протяженностью до 900 км. Всего в 1942 г. гитлеровская авиация сбросила в Волгу около 350 мин. В мае — июне 1943 г. противник сбросил еще свыше 400 мин. Только благодаря героическим совместным действиям кораблей и частей Волжской военной флотилии, авиации и артиллерийских частей противовоздушной обороны прекратить перевозки по Волге фашистам не удалось.

За летнюю кампанию 1943 г. по нижней Волге прошло более 8 тыс. судов и только 20 из них подорвались на минах. Перевозки в эту навигацию нефтепродуктов составили более 5 млн. т. Кроме траления мин корабли флотилии конвоировали суда с грузами, участвовали в обороне мостов через Волгу. В период боев за Сталинград корабли флотилии сыграли важнейшую роль, обеспечивая перевозки войск и грузов через реку под непрерывными ударами врага. Канонерские лодки флотилии в наиболее [229] тяжелый начальный период обороны города своим огнем на нескольких участках стабилизировали оборону сухопутных частей, не допустили на них выхода неприятеля к реке.

Корабли Днепровской военной флотилии в период стратегического наступления Красной Армии, передислоцируясь с войсками фронтов, начали свой боевой путь летом 1943 г. на Днепре, а позднее участвовали в боевых действиях на реках Припять, Березина, Западный Буг, Одер, Шпрее и закончили войну в логове фашизма — Берлине. Основными задачами кораблей флотилии являлись обеспечение переправ войск через водные преграды, высадка десантов в глубине обороны противника, артиллерийская поддержка сухопутных частей, наступавших вдоль побережья рек, перевозка войск и грузов при перегруппировке сил фронтов, защита переправ войск от плавающих мин, пускаемых врагом по течению реки.

Корабли Краснознаменной Амурской военной флотилии в августе — сентябре 1945 г. активно содействовали наступающим войскам в разгроме войск японских милитаристов на Дальнем Востоке. Мониторы флотилии, сопровождаемые отрядами бронекатеров, с десантами на борту прошли вверх по р. Сунгари более 700 км. Двигаясь впереди войск фронта, они высадили несколько десантов в тылу неприятеля, чем способствовали наступлению сухопутных войск, и закончили боевой путь в г. Харбине.

9.1. Нанесение артиллерийского удара по переправе и скоплению войск противника в условиях оборонительных боев


25 июля 1941 г.
на правом берегу р. Березины перед мостом в районе с. Паричи сосредоточилось до двух фашистских пехотных дивизий, усиленных танковыми и артиллерийскими частями. Чтобы замедлить темп сосредоточения сил противника в междуречье Березины и Днепра, командование 21-й армии решило нанести по скоплению войск противника удар и разрушить переправу.

Сухопутная артиллерия из-за линии фронта не доставала своим огнем района переправы, а с воздуха в светлое время переправа надежно прикрывалась зенитной артиллерией и авиацией противника. Поэтому выполнение [230] этой задачи было возложено на Березинский отряд кораблей Пинской военной флотилии. Командир отряда капитан 3 ранга Е. З. Баст выделил для нанесения удара по переправе и сосредоточившимся перед ней войскам монитор «Смоленск» (командир старший лейтенант Н. Ф. Пецух), а для охраны его три бронекатера: «БКА-202» (командир младший лейтенант Я. С. Буранов), «БКА-204» (командир техник-интендант 2 ранга А. С. Строганов) и «БКА-205» (командир младший лейтенант С. Ф. Сутужко, он же командир отряда бронекатеров). Для обеспечения действий кораблей командование 21-й армии выделило береговой отряд сопровождения из состава местного партизанского отряда. Командовать группой кораблей было поручено командиру монитора старшему лейтенанту Н. Ф. Пецуху. Для выполнения задачи кораблям предстояло форсировать передний край обороны неприятеля и подняться вверх по реке на 10-12 км внутри расположения вражеских войск, поэтому на успех можно было рассчитывать только при условии скрытного занятия огневой позиции. Предпосылкой к успеху служило то, что фашисты, являясь наступающей стороной, упоенные своими успехами, считали с. Парпчи, расположенное в 18-20 км от линии фронта, своим тылом и недостаточно внимательно следили за рекой.

Н. Ф. Пецух решил занять огневую позицию в 3-4 км ниже переправы. С этой позиции обеспечивалась стрельба прямой наводкой по переправе и скоплению гитлеровских войск перед ней. Прикрывать корабли на переходе и во время стрельбы должны были группы сопровождения, высаженные на оба берега реки, а для корректировки огня на правом берегу должен расположиться корректировочный пост. Для перехода в район выполнения задачи и обратно Н. Ф. Пецух установил следующий походный порядок кораблей: впереди два бронекатера, за ними на расстоянии 400 м — монитор и замыкающий — третий бронекатер. Береговые группы сопровождения после высадки на берег продвигаются вдоль реки на расстоянии 400-500 м от уреза воды. В районе огневой позиции они занимают рубеж обороны на расстоянии 400-600 м от берега вне сектора стрельбы монитора. Бронекатера занимают положение на огневой позиции в таком же порядке, что и при движении на огневую позицию.

Вечером 26 июля с наступлением темноты корабли приняли на борт личный состав отряда сопровождения и [231] в установленном порядке вышли из района с. Здудичи, расположенного в 4-5 км от линии фронта. Корабли были полностью затемнены, шли малым ходом, используя подводный выхлоп. При подходе к линии переднего края обороны оружие кораблей и находящихся на верхней палубе пулеметчиков из отряда сопровождения было приведено в готовность к немедленной стрельбе. Противник прохода кораблей через линию фронта не обнаружил. Пройдя 3 км выше переднего края, корабли на оба берега высадили группы сопровождения, а на правый берег — и корректировочный пост с радиостанцией и полевым телефоном. Скрытно заняв указанное от берега расстояние, группы сопровождения начали движение параллельно идущим по реке кораблям. В 22 ч монитор и катера заняли назначенную огневую позицию. К этому времени группы сопровождения заняли оборону в районе огневой позиции кораблей. Корректировочный пост расположился в точке, из которой хорошо просматривались переправа и сосредоточенные перед ней войска врага. С кораблями была установлена телефонная и радиосвязь.

В 22 ч 05 мин монитор (он имел на вооружении две 122-мм гаубицы) сделал первые пристрелочные залпы по мосту зажигательными и фугасными снарядами, после получения поправки от корректировочного поста перешел к стрельбе на поражение. Снарядами было разрушено несколько пролетов моста, переправа по нему прекратилась. После этого огонь был перенесен по стоявшей перед мостом колонне бронеавтомобилей, танков, автомашин с грузами. От взрывов снарядов вспыхнуло несколько машин, начали рваться боеприпасы. Огневой налет кораблей оказался для гитлеровцев совершенно неожиданным. У моста началась паника. Взрывы и пожары у моста освещали цели. Точность стрельбы «Смоленска» увеличилась. По целеуказаниям корректировочного поста корабль несколько раз менял цели.

Только через 15 мин враг открыл разрозненный ответный огонь из минометов, а затем из пушек, однако эффективность стрельбы неприятеля была низкой: снаряды и мины рвались с большим недолетом.

Корабли вели огонь уже около часа, когда по ним открыла огонь трехорудийная крупнокалиберная батарея противника из предместья с. Паричи. Ее стрельба была точной: уже первые снаряды легли непосредственно в боевом порядке кораблей. Корректировочный пост по вспышкам [232] установил место батареи и передал данные на монитор. Тремя двухорудийными залпами эта батарея была подавлена и прекратила огонь. Затем монитор сделал пятиминутный огневой налет на Паричи, после чего, прекратив стрельбу, советские корабли легли на курс отхода.

Противник, установив, что стрельбу ведут корабли, стал стягивать к хут. Веретень, расположенному на 3-4 км ниже позиции стрельбы, артиллерию и танки. Обратно корабли шли полным ходом, группы сопровождения отстали. Поэтому своевременно обнаружить вражескую засаду не удалось, корабли неожиданно подверглись интенсивному обстрелу с берега. Фашисты сосредоточили огонь по монитору. На нем были выведены из строя башня главного калибра, одна машина, рулевое управление. Появились убитые и раненые. В строю осталось менее трети личного состава. Был ранен командир корабля. Бронекатера немедленно открыли огонь по артиллерийским орудиям и танкам противника, а идущий головным «БКА-205» прикрыл «Смоленск» дымовой завесой.

Интенсивный огонь с бронекатеров заставил врага часть огня перенести на них, что облегчило положение монитора и позволило оставшимся в строю членам экипажа восстановить рулевое управление и продолжать прорыв. Через 10 мин «Смоленск» вышел из зоны обстрела и вскоре пересек линию фронта. «БКА-205» в бою получил серьезные повреждения, лишился хода и по приказанию его командира был взорван. Экипаж катера вышел через линию фронта вместе с группой сопровождения.

«БКА-202» и «БКА-201» сразу не смогли пробиться через вражескую засаду и поднялись вверх по реке, где подошли к берегу в районе заболоченного, заросшего кустами участка реки и замаскировались. Противнику не удалось обнаружить их сразу после окончания боя, а перед рассветом оба катера, не включая двигателей, незамеченными сплавились по течению мимо засады неприятеля и его переднего края и вышли к Здудичам.

В данном бою огнем монитора и бронекатеров была разрушена переправа, уничтожено до 100 танков, бронетранспортеров и автомобилей с грузами и живой силой. Корабли нанесли врагу значительный урон, что замедлило темп наступления противника на этом участке фронта и заставило его почти на сутки прекратить переправу войск. [233]

Задача, поставленная перед группой кораблей, была выполнена. Это было достигнуто в результате верной оценки обстановки и учета морально-психологических факторов. Отсутствие какого-либо противодействия кораблям при пересечении ими линии фронта и переходе в район огневой позиции показало, что враг не считал здесь возможным действия наших кораблей. Скрытность занятия огневой позиции кораблями определила их дальнейший успех в нанесении удара по переправе. Он оказался совершенно неожиданным для противника. Хорошая подготовка и организация стрельбы по переправе определили ее высокую эффективность и выполнение поставленной задачи в короткий срок.

Бой с вражескими танками и артиллерией при возвращении и прорыве через линию фронта после выполнения задачи подтвердил целесообразность выделения для монитора сил охранения и обоснованность походного порядка кораблей. Только благодаря активным действиям бронекатеров, отвлечению ими огня противника на себя и постановке дымовых завес «Смоленск» сумел пробиться вниз по реке.

9.2 Оборона переправы сухопутных войск


30 июля 1941 г.
группе кораблей Пинской военной флотилии под командованием полкового комиссара В. Н. Шохина в составе монитора «Флягин» (командир капитан-лейтенант А. Г. Гулько) и двух канонерских лодок была поставлена задача совместно с артиллерийскими батареями 7-й механизированной дивизии 64-го стрелкового корпуса оказывать артиллерийскую поддержку сухопутным частям, оборонявшим мост через р. Днепр в районе с. Триполье. Это было вызвано тем, что в связи с тяжелой обстановкой, сложившейся на Правобережной Украине, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение отвести на левый берег Днепра войска Южного и Юго-Западного фронтов. Советским войскам приходилось отходить в условиях непрерывных боев с наступавшими частями противника. В этой обстановке важное значение имело удержание плацдармов на правом берегу реки в районе переправ войск до полного их отвода на левый берег и занятия ими нового рубежа обороны.

С наступлением темноты 30 июля корабли подошли к [234] району переправы и заняли огневые позиции в рассредоточенном боевом порядке (монитор — в центре, канонерские лодки — на флангах) под высоким, правым берегом Днепра в районе с. Триполье. Корабли замаскировали под фон берега. С каждого корабля был выделен корректировочный пост. Корректировщики разместились на переднем крае боевых порядков 27-го стрелкового полка 7-й механизированной дивизии в 3 км от кораблей, установив радиосвязь со всеми тремя кораблями и телефонную связь между собой и с командными пунктами командира полка и командиров батальонов. Командиры кораблей также имели связь с командиром 7-й механизированной дивизии и начальником ее артиллерии. Позиции кораблей обеспечивали перекрытие секторов стрельбы. Огонь можно было вести с корректировкой в радиусе до 25 км от Триполья.

Утром 31 июля передовые гитлеровские части начали наступление вдоль дороги в направлении моста, через который отходили на левый берег советские войска. Пехота противника развернулась в цепь и за танками и бронемашинами пошла в атаку на позиции 27-го стрелкового полка. Подразделения этого полка, занявшие оборону за несколько часов до начала боя, не успели отрыть траншеи и окопы полного профиля. К тому же они почти не имели артиллерии. Когда вражеские танки подошли к переднему краю нашей обороны, по атакующим открыл огонь монитор. Заградительным огнем он отсек от танков и прижал к земле пехоту неприятеля, а затем перенес огонь непосредственно по танкам. Несколько из них были подожжены, остальные начали поворачивать обратно. После этого «Флягин» открыл стрельбу шрапнелью по пехоте и заставил ее отойти вслед за танками. Атака противника была отбита. По данным корректировочного поста монитор перенес огонь на соседний участок обороны, где фашисты продолжали атаку. В результате эффективной стрельбы комендоров корабля и оборонявшихся пехотинцев и эта атака была отбита. По целеуказанию корректировочных постов и заявкам командиров батальонов «Флягин» вел непрерывный огонь в течение 2 ч. Одновременно с ним канонерские лодки, имевшие более дальнобойные орудия, вели огонь по боевым порядкам вражеской артиллерии, поддерживавшей наступавшие танки и пехоту, и по подходившим.с запада к району боя резервам противника. Попытки неприятеля пробиться к [235] переправе в Триполье в течение всего дня успеха не имели. Более того, отбив атаки гитлеровцев, подразделения 27-го стрелкового полка, поддерживаемые огнем кораблей, вечером 31 июля перешли в контратаку и отбросили врага.

В течение двух последующих суток противник не пытался пробиться к реке на этом участке фронта. Поэтому 1 и утром 2 августа корабли вели огонь по целям в глубине боевых порядков врага по данным начальника артиллерии 7-й механизированной дивизии.

К вечеру 2 августа по позициям 27-го стрелкового полка и кораблям фашисты нанесли удар авиацией, а затем после артиллерийской подготовки вновь начали наступление на Триполье. Так как корабли были хорошо замаскированы и не просматривались с воздуха, сброшенные самолетами бомбы упали вдали от кораблей и вреда им не причинили, а от снарядов вражеской артиллерии их прикрывал крутой берег. С началом атаки противника корабли вновь открыли огонь по целеуказанию корректировочных постов. Несмотря на точный огонь комендоров кораблей и мужество оборонявшихся пехотинцев, в сумерках отдельным подразделениям неприятеля, использовавшим численное превосходство, удалось прорваться на окраину Триполья. Поэтому ночью монитор несколько раз открывал заградительный огонь, не давая врагу усилить прорвавшиеся в глубину нашей обороны подразделения.

3 августа корабли вели огонь по данным корректировочных постов по скоплениям танков, бронемашин, живой силы противника, не давая им сосредоточиться и занять удобную исходную позицию для атаки. В этот день неприятель так и не начал атаки в этом районе. В дальнейшем (4-7 августа) корабли совместно с артиллерией 7-й механизированной дивизии по указанию командира дивизии вели методический огонь по позициям вражеских войск. Артиллерия кораблей уничтожала объекты, находившиеся вне дальности стрельбы сухопутной артиллерии дивизии, позиции которой к этому времени располагались уже на левом берегу Днепра. 7 августа войска 64-го стрелкового корпуса закончили отход с правого берега и прочно закрепились на левом берегу.

Монитор и канонерские лодки в ночь с 7 на 8 августа, выполнив поставленную задачу, перешли в Киев, где заняли огневые позиции в системе обороны города. [236]

Переправа в Триполье выполнила свою задачу в значительной степени благодаря активным действиям группы речных кораблей. Созданная до начала боя система корректировочных постов и надежная связь кораблей с ними и с командными пунктами подразделений оборонявшегося вдоль реки стрелкового полка способствовали общему успеху решаемой задачи. Это обеспечило в ходе боевых действий гибкость и живучесть управления огнем кораблей и его высокую эффективность при стрельбе с закрытых огневых позиций по невидимым целям. Расположение кораблей под крутым берегом реки затруднило их обнаружение разведкой противника, ведение по ним огня артиллерии и атаки вражеских самолетов.

9.3. Содействие наступлению сухопутных войск


28 сентября 1944 г.
утром войска 3-го Украинского фронта (командующий Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин) начали наступление вдоль болгаро-югославской границы. Фашистское командование подготовило в этом районе мощный узел сопротивления, основанный на использовании водных рубежей рек Дунай и Тимок и укрепленных опорных пунктов обороны в районе городов Радуевац, Неготин и пос. Прахово. Этот узел сопротивления прикрывал единственный проход через Восточно-Сербские горы на пути к Белграду с юго-востока. Командование 3-го Украинского фронта поставило задачу перед 57-й армией и Дунайской военной флотилией — взломать оборону противника на этом участке фронта и создать условия для дальнейшего наступления на Белград.

К исходу 27 сентября войска 113-й и 23-й стрелковых дивизий 68-го стрелкового корпуса 57-й армии заняли исходное положение на восточном берегу р. Тимок от ее устья до г. Раброво. Западнее укрепленного района врага в излучине Дуная изготовились к наступлению войска 75-го стрелкового корпуса 46-й армии 2-го Украинского фронта, занимавшие рубеж по линии Михайловац, Мосна, Милановац. Они должны были наступать навстречу войскам 57-й армии.

Для содействия сухопутным войскам на этом участке командующий Дунайской военной флотилией контр-адмирал [237] С. Г. Горшков выделил Керченскую бригаду бронекатеров (командир Герой Советского Союза капитан 2 ранга П. И. Державин) и Береговой отряд сопровождения (командир майор Я. Д. Пасмуров), который к этому времени являлся самостоятельной войсковой частью, входившей в состав Дунайской военной флотилии. Отряд имел две артиллерийские батареи: четырехорудийную 122-мм и шестиорудийную 76-мм.

26 сентября бронекатера бригады сосредоточились в районе устья р. Тимок, а Береговой отряд сопровождения — на левом берегу Дуная в районе пос. Груя, откуда его артиллерия могла вести огонь по позициям врага в г. Радуевац и пос. Прахово.

Командующий 57-й армией генерал-лейтенант Н. А. Гаген решил окружить укрепленный район гитлеровцев, используя наступление 113-й и 23-й стрелковых дивизий с юго-востока и 75-го стрелкового корпуса, приданного 57-й армии на период боевых действий, с северо-запада, а затем расчленить группировку врага на отдельные опорные пункты и уничтожить их. Бригаде бронекатеров он поставил задачу: находиться в готовности высадить десанты в Радуевац и Прахово для содействия наступлению войск армии, захватить опорные пункты, расположенные на берегу реки, а также оказывать артиллерийскую поддержку наступающим войскам на приречном фланге со стороны р. Тимок.

28 сентября с 10 до 18 ч девять бронекатеров и 122-мм батарея Берегового отряда сопровождения поддерживали артиллерийским огнем части 113-й стрелковой дивизии. Катера маневрировали на участке от устья р. Тимок до пос. Груя и вели огонь по данным собственных средств наблюдения и по заявкам корректировочных постов дивизии, сосредоточив его по огневым точкам противника, невидимым или недосягаемым со стороны наступавших сухопутных войск. Наступление шло медленно, враг упорно оборонял опорные пункты. Наступавшие войска несли большие потери. Вечером 28 сентября бригаде бронекатеров была поставлена задача: высадить десант в Радуевац и поддерживать десантников огнем артиллерии катеров. В задачу десанта входило: захватить плацдарм в районе опорного пункта Радуевац и наступать одной группой на юго-восток навстречу войскам 113-й стрелковой дивизии, а другой — в глубину обороны неприятеля в направлении Прахово. [238]

Для высадки десанта командир бригады бронекатеров выделил группу кораблей в составе «БКА-336» (командир гвардии старший лейтенант Н. М. Макаров), «БКА-337» (командир гвардии старший лейтенант М. И. Ковалевский) и «БКА-338» (командир гвардии старший лейтенант Л. Я. Муравский) под управлением командира отряда бронекатеров гвардии старшего лейтенанта А. А. Карпенюка и отряд огневой поддержки в составе трех бронекатеров: «БКА-32» (командир гвардии старший лейтенант М. Н. Белов), «БКА-215» (командир лейтенант В. П. Додонов) и «БКА-324» (командир старший лейтенант Л. М. Луговой) под управлением командира отряда старшего лейтенанта В. А. Бирюка. Командиром сил высадки, которому подчинили оба отряда, назначили командира 1-го гвардейского дивизиона бронекатеров гвардии капитан-лейтенанта С. И. Борботько. Предстояло высадить стрелковую роту из состава 113-й стрелковой дивизии. Общее руководство высадкой десанта осуществлял командир бригады бронекатеров. Девяти бронекатерам бригады, не участвующим в высадке десанта, было приказано находиться в готовности к огневой поддержке десанта после захвата им плацдарма.

В соответствии с решением командира бригады в 2 ч 40 мин 29 сентября первым вышел отряд бронекатеров огневой поддержки. В 3 ч 00 мин он занял огневую позицию в районе 845 км р. Дуная. В 3 ч 10 мин вышел десантный отряд, который шел в кильватерном строю малым ходом, используя подводный выхлоп и прижимаясь к левому берегу реки, занятому нашими войсками. Когда десантный отряд пересек линию фронта, корабли перестроились в строй фронта и, увеличив ход до полного, начали пересекать реку в направлении участка высадки. В 3 ч 30 мин по участку высадки открыли огонь артиллерийские батареи Берегового отряда сопровождения, а в 3 ч 45 мин — и отряд катеров огневой поддержки. Батареи и катера вели огонь до 4 ч. Под его прикрытием катера десантного отряда достигли берега (рис. 9.1) и высадили десантников, которые захватили плацдарм, а затем начали наступление: одна группа под прикрытием бронекатеров отряда огневой поддержки — навстречу частям 113-й стрелковой дивизии, а вторая, поддерживаемая катерами десантного отряда, — непосредственно на Радуевац. Первая группа ударом в тыл оборонявшемуся противнику вызвала в его рядах панику. Сопротивление врага [239] на участке наступления 113-й дивизии ослабло, и к 7 ч десантники соединились с передовыми подразделениями дивизии. К 6 ч 30 мин вторая группа захватила город и заняла оборону. В течение 29 сентября все 15 бронекатеров бригады поддерживали сухопутные части артиллерийским огнем.

К исходу дня войска 75-го и 68-го стрелковых корпусов почти завершили окружение укрепленного района гитлеровцев. Чтобы оттянуть силы противника от участков прорыва советских сухопутных частей, командующий 57-й армией приказал высадить десант в Прахово. Так как враг напротив Прахово затопил несколько судов и барж, которые затруднили подход к берегу, высадить десант в Прахово в темное время не представлялось возможным. Было принято решение высадку осуществить днем 30 сентября с мощной артиллерийской поддержкой после разведки подходов к району высадки.

В ночь на 30 сентября командир разведывательного отряда штаба флотилии старший лейтенант В. П. Калганов [240] с группой моряков под сильным артиллерийским и минометным огнем неприятеля на шлюпках и малых катерах разведали фарватер и нашли достаточно безопасный проход, по которому могли пройти катера с десантом. Одновременно один из катеров высадил на берег разведывательную группу, которая захватила двух пленных и добыла сведения об обороне Прахово со стороны реки. Утром (с наступлением рассвета) были уточнены береговые навигационные ориентиры для обеспечения безопасного прохода катеров с десантом. К 16 ч подготовка к высадке десанта была закончена.

В 17 ч 15 мин «БКА-32» и «БКА-336» приняли в районе Груя 60 десантников из состава Берегового отряда сопровождения и под охраной «БКА-33» (командир Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант К. А. Воробьев) и «БКА-215» вышли к Прахово. Впереди следовал катер разведотряда. В момент подхода десантного отряда к району высадки открыли огонь батареи Берегового отряда сопровождения и 113-й стрелковой дивизии. Они нанесли огневой удар по участку высадки, а затем перенесли огонь на фланги и в глубину обороны гитлеровцев, создав огневую завесу вокруг участка высадки. «БКА-33» и «БКА-215» стреляли прямой наводкой по огневым точкам, которые не были подавлены пли уничтожены огнем батарей. Катера с десантом подошли в 17 ч 55 мин к берегу и в 18 ч 01 мин закончили высадку. Советские воины начали стремительно продвигаться в сторону города, а катера отошли к левому берегу реки и продолжали поддерживать их огнем пушек и пулеметов. В 19 ч 40 мин начались уличные бои, а в 20 ч 30 мин десантники очистили Прахово от противника и заняли оборону.

В ходе боя было захвачено 18 орудий и минометов, 11 пулеметов, 9 нефтеналивных барж с бензином, дизельным топливом и машинным маслом, 45 железнодорожных вагонов с грузами, 7 складов и другие трофеи.

Появление десантников в центре обороны врага заставило его снять часть сил с участков фронта, на которых наступали наши сухопутные войска, что заметно ослабило оборону на пути наступления 113-й стрелковой дивизии. В результате в 20 ч 30 мин войска 68-го и 75-го корпусов соединились в районе г. Штубик, завершив окружение оборонявшейся группировки противника, а передовые отряды, наступавшие в сторону Прахово, соединились [241] с десантниками, расчленив укрепленный район на отдельные узлы сопротивления, которые к исходу 30 сентября капитулировали.

В результате боевых действий бригады бронекатеров в ходе трехдневных боев были обеспечены систематическая огневая поддержка сухопутных войск со стороны реки, уничтожение огневых точек и оборонительных объектов, недосягаемых со стороны фронта, а также осуществлена высадка двух десантов с кораблей в центре обороны неприятеля, которые своими действиями создали благоприятные условия для наступления сухопутных частей со стороны линии фронта.

Боевые действия при взятии Радуевац и Прахово показали важную роль бронекатеров в уничтожении укреплений и огневых средств противника в районе действий десантов и в полосе наступления войск фронта, недоступных для артиллерии, ведущей огонь со стороны наступавших частей. Это в значительной мере определялось тем, что бронекатера имели возможность вести огонь по дотам и дзотам с тыла, т. е. с той стороны, откуда их фортификационная защита была значительно слабее, а также поражать объекты, расположенные за строениями и на обратных скатах высот. Действуя в глубине обороны неприятеля, бронекатера обнаруживали такие укрепления и огневые точки, которые противник еще не ввел в действие, уничтожали их еще до подхода к ним наступавших сухопутных подразделений, а также вели огонь по подходящим резервам врага. Кроме нанесения прямых потерь противнику действия бронекатеров оказывали деморализующее воздействие на вражеских солдат, что также способствовало успеху десантов и сухопутных частей.

Штабы и командиры бригады и дивизионов бронекатеров в предельно сжатые сроки обеспечили после получения боевых задач разработку необходимых боевых документов на высадку десантов и огневую поддержку. Это свидетельствует о хорошей организации штабной работы в соединениях бронекатеров, высокой тактической подготовке командиров и офицеров штабов, высокой оперативности в их работе.

В ходе боевых действий было достигнуто четкое и эффективное взаимодействие бронекатеров с артиллерией Берегового отряда сопровождения, что в немалой степени способствовало успешному решению задач бронекатерами в период высадки десантов. [242]

9.4. Высадка десанта в глубине обороны противника

16 марта 1945 г. войска 3-го Украинского фронта начали наступление на венском направлении. 17 марта в целях разгрома группировки противника в районе Эстергом, Уйварош (Товарош) начал наступление 2-й Украинский фронт (командующий Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский). Под ударами двух фронтов враг начал отход. Чтобы отрезать пути отхода гитлеровцам, командование 2-го Украинского фронта поставило задачу Дунайской военной флотилии (командующий контр-адмирал Г. Н. Холостяков): высадить в глубине обороны противника десант, перерезать пути отхода войск неприятеля у г. Эстергом и содействовать наступлению сухопутных войск вдоль реки на эстергомском направлении. Для этого выделялись батальон из состава 83-й отдельной бригады морской пехоты и 1-я Керченская Краснознаменная бригада речных кораблей (командир бригады Герой Советского Союза капитан 2 ранга П. И. Державин). Для высадки десанта корабли должны были форсировать речную оборонительную позицию в районе разрушенного Эсгергомского железнодорожного моста и прорваться на 14 км в глубину обороны врага.

Для выполнения задачи были сформированы отряды (рис. 9.2):

— десантный [243] (десять бронекатеров; командир отряда гвардии капитан-лейтенант К. И. Бутвин);

— кораблей огневой поддержки (два бронекатера и один бронекатер с РПУ; командир отряда гвардии старший лейтенант А. А. Карпенок);

— кораблей обеспечения (бронекатер и два катера-тральщика; командир отряда гвардии старший лейтенант В. А. Бирюк); эти корабли предназначались для оказания помощи катерам других отрядов при получении ими повреждений и при необходимости снятия с них личного состава десанта и экипажей;

— прикрытия (три бронекатера с РПУ; командир отряда гвардии капитан-лейтенант Н. Г. Никитин); отряд прикрытия должен был обеспечить прикрытие десантного отряда и отряда огневой поддержки от возможных ударов кораблей противника в районе высадки.

В состав десанта вошел 144-й батальон морской пехоты численностью 536 человек с 10 орудиями и минометами, 21 противотанковым ружьем, личным стрелковым оружием и комплектом боеприпасов, рассчитанным на ведение боя в течение нескольких суток. Учитывая сложность выполнения задачи, командующий 2-м Украинским фронтом выделил для содействия флотилии истребительный авиационный полк, который должен был выполнять задачи по заявкам командования флотилии и десанта.

Руководство высадкой десанта было возложено на командира бригады речных кораблей. При подготовке к высадке десанта штаб бригады (начальник штаба капитан 3 ранга С. В. Милюков) разработал и передал в подчиненные подразделения боевой приказ, плановую таблицу взаимодействия, таблицы условных сигналов для вызова и корректировки артиллерийского огня, порядок передачи целеуказания самолетам, указания по посадке и высадке десантников и переходу из района посадки в район высадки.

С 17 по 19 марта разведка фронта и Дунайской военной флотилии активизировала свою деятельность. Были выявлены система обороны врага в районе Эстергомского железнодорожного моста, расположение его огневых точек. Для анализа и обработки разведывательных данных в интересах навигационной безопасности перехода катеров с десантом из состава разведывательного отряда и гидрографической службы флотилии была создана специальная группа обеспечения. [244]

Силы поддержки десанта во время перехода, высадки и выполнения задачи в районе боевых действий включали артиллерию 10-го гвардейского корпуса, бомбардировочный авиационный полк, артиллерию 83-й отдельной бригады морской пехоты и Берегового отряда сопровождения.

К 20 ч 19 марта корабли и части, выделенные для боевых действий, сосредоточились в местечке Вышеград. В это же время под покровом темноты скрытно на небольших лодках к Эстергомскому мосту были доставлены несколько разведчиков из состава разведывательного отряда флотилии, которые специальными световыми сигналами должны были указать катерам с десантом проход между упавшими в воду фермами разрушенного моста. В 21 ч началась посадка десанта, а отряд кораблей огневой поддержки вышел вверх по реке в дозор в район 1699 км р. Дунай. Ночные бомбардировщики 5-й воздушной армии в период с 21 ч до 21 ч 30 мин нанесли бомбовые удары по оборонительным объектам и огневым точкам в районе городов Эстергом, Тат и Штурово (Паркан), расположенных на берегу реки на пути следования десанта.

В 21 ч 45 мин сразу после окончания посадки 10 бронекатеров с десантом в кильватерном строю отошли от берега и начали переход вверх по реке. Вслед за ними вышли корабли отряда прикрытия и отряд обеспечения. На переходе корабли соблюдали полное радиомолчание. О их следовании доносили командованию ДВФ специально выставленные на берегу и на реке наблюдательные посты из состава разведывательного отряда флотилии. Около 23 ч корабли подошли к Эстергомскому мосту, недалеко от которого располагались артиллерийские и минометные батареи противника. Вперед выдвинулись катера отряда огневой поддержки. Для отвлечения внимания гитлеровцев от реки по мосту и позициям неприятеля в его районе нанесли бомбовые удары самолеты. Одновременно авиация бомбила огневые точки в районе Эстергома и Штурово для ослабления системы огня противника к моменту подхода к ним катеров с десантом.

В 23 ч 48 мин первые катера подошли к мосту на расстояние 100 м, дали самый полный ход и, ориентируясь по световым сигналам разведчиков, вошли в проход между разрушенными фермами моста. Следом за катерами отряда огневой поддержки под мостом начали проходить [245] катера десантного отряда, а за ними остальные катера. В это время враг обнаружил их и открыл интенсивный огонь. Корабли отряда огневой поддержки и прикрытия открыли по огневым точкам противника ответную стрельбу и замедлили движение. Катера с десантниками, не открывая огня, продолжали прорыв вверх по реке. По сигналу командира десанта по артиллерийским батареям неприятеля, расположенным в пределах досягаемости, открыла огонь артиллерия Берегового отряда сопровождения, 83-й отдельной бригады морской пехоты и 10-го гвардейского стрелкового корпуса. В течение получаса, несмотря на сильный огонь гитлеровцев, все корабли прошли под мостом и продолжали прорыв. Во время прорыва под мостом один бронекатер получил тяжелые повреждения. Его экипаж и десантников сняли катера отряда обеспечения, а катер отбуксировали в расположение советских войск.

После прохода катерами моста артиллерия перенесла огонь на заранее выявленные огневые средства противника на берегах реки и продолжала вести его с упреждением, учитывая перемещение кораблей десанта. В районе движения кораблей в воздухе находились советские самолеты, которые наносили бомбовые и штурмовые удары, ориентируясь по вспышкам вражеских орудий и пулеметов. Действия поддерживающих сил облегчили прорыв и снизили эффективность противодействия неприятеля.

В 1 ч 20 мин катера с десантом достигли района высадки и начали подход к берегу. Катера отряда огневой поддержки первыми прошли вдоль участка высадки и своим огнем подавляли огневые точки противника, а затем поднялись на 3-4 км выше по течению, где заняли огневую позицию и продолжали заградительный огонь, чтобы не допустить к району высадки вражеские резервы. Корабли отряда прикрытия заняли позицию ниже по течению, откуда также вели огонь на подавление обнаруживаемых огневых точек и резервов, двигающихся по близлежащей дороге. Под прикрытием огня кораблей десантники высаживались на берег, быстро пересекали прибрежный участок и занимали оборону у шоссе. Через 40 мин высадка полностью была закончена. Десантники заняли оборону, перекрыв путь отхода противника вдоль правого берега Дуная из Эстергома на запад. После получения доклада от командира десанта о том, что десант высадился полностью и занял оборону, командир бригады [346] речных кораблей приказал катерам возвращаться в Вышеград. В 3 ч 07 мин катера отрядов легли на обратный курс, а при подходе к Эстергомскому мосту открыли интенсивный ответный огонь по батареям противника. Несмотря на полученные некоторыми катерами повреждения, все они вернулись в Вышеград.

Поскольку для высадки десанта кораблям десантного отряда требовалось прорваться через заранее оборудованную противником оборонительную позицию в районе Эстергомского моста, командование 1-й Керченской Краснознаменной бригады речных кораблей сделало правильный вывод о том, что скрытный прорыв в районе моста практически исключался. В этих условиях успешность высадки десанта находилась в полной зависимости от организации и всестороннего боевого и специального обеспечения десантного отряда. В связи с этим заслуживают внимания организация обеспечения и осуществление взаимодействия сил, участвовавших в боевых действиях в интересах десантного отряда, решавшего главную задачу. Разведка флотилии собрала достаточно полные сведения об обороне противника. Это позволило подготовить к действиям силы, необходимые для подавления огневых средств врага по маршруту перехода десантных кораблей. Выполненные мероприятия в определяющей степени обеспечили прорыв бронекатеров с десантом вверх по реке и создали необходимые предпосылки для выполнения задачи десантом.

Успешное выполнение кораблями поставленной задачи в большой степени определилось и хорошим взаимодействием с артиллерией и авиацией, выделенными командующим фронтом, в интересах которого высаживался десант. В этом заслуга не только штабов флотилии и 1-й Керченской Краснознаменной бригады речных кораблей, но и штабов артиллерийских частей и авиации фронта, которые участвовали в обеспечении высадки десанта.

9.5. Обеспечение переправ и перевозок войск

В сентябре — октябре 1944 г. войска 2-го и 3-го Украинских фронтов сосредоточивали и перегруппировывали силы для продолжения наступления в целях разгрома фашистских войск на территории Венгрии и Югославии [247]

Для этого требовалось перевезти значительные контингенты войск, большое количество артиллерии, танков и другой тяжелой боевой техники, а также тыловые части фронтов с запасами материальных средств из районов, прилежащих к нижней части Дуная, вверх по реке.

При повсеместном разрушении отступающим противником мостов, шоссейных и железных дорог, в условиях гористой местности и осенней распутицы сухопутные пути сообщения не обеспечивали необходимой пропускной способности. В то же время инженерные части фронтов своими силами не могли в полной мере обеспечить переправы войск с левого берега Дуная на правый.

В связи с этим задача по перевозке войск и переправе их через реку была поставлена Дунайской военной флотилии (командующий флотилией контр-адмирал С. Г. Горшков).

Основные трудности выполнения поставленной задачи заключались в следующем. В составе флотилии почти не было транспортных средств, пригодных для перевозки боевой техники, поэтому к перевозкам были привлечены кроме боевых кораблей все пригодные для транспортировки грузов самоходные и несамоходные плавучие средства.

На фарватерах, а также в районе речных портов и пристаней враг выставил большое количество донных неконтактных мин. В воздухе в районах предстоящих перевозок и переправ активно действовала авиация неприятеля. Это вызывало необходимость обеспечить транспортные суда обороной не только на маршрутах перехода, но и в пунктах погрузки и разгрузки. Кроме того, на Дунае почти полностью отсутствовало навигационное ограждение, а в составе флотилии было мало моряков, знакомых с условиями плавания в средней и верхней частях Дуная. Большую опасность для судоходства представляли и специально затопленные противником при отступлении корабли и суда.

Для выполнения поставленной задачи Дунай был разбит на отдельные участки, безопасность плавания по которым обеспечивали сеть постов противоминного наблюдения, гидрографические группы и военно-лоцманская служба. Гидрографы и военные лоцманы при помощи местного населения, лоций реки и специального обследования в короткий срок изучили условия плавания на назначенном им участке, установили необходимое навигационное [248] ограждение, обвеховали наиболее опасные участки фарватера, где имелись мины и затонувшие суда.

Входящие в это время в состав флотилии 38 тральщиков не могли обеспечить полного уничтожения выявленных минных заграждений. Они проводили контрольное и разведывательное траление на используемых для перевозки и переправ фарватерах и уничтожали обнаруженные мины на рейдах и на тех участках фарватеров, которые нельзя было обойти. На отдельных участках осуществлялась проводка кораблей и транспортных судов за тралами. Для обеспечения противовоздушной обороны судов на переходе перевозки осуществлялись, как правило, в составе конвоев, командирами которых назначались офицеры из штабов соединений кораблей. Корабли флотилии, охраняя транспортные суда, также участвовали в перевозках. С воздуха конвои прикрывали силы ПВО 3-го Украинского фронта, от частей и соединений которых в штабах соединений кораблей и на кораблях конвоев были представители, имевшие прямую радиосвязь со своими штабами.

Для оборудования пунктов посадки и выгрузки войск и особенно тяжелой боевой техники командование 3-го Украинского фронта выделило инженерно-саперную бриuаду, силами которой в короткий срок было построено несколько километров причальных сооружений, подходов и подъездов к ним. Для приема личного состава, вооруженного только стрелковым оружием, были оборудованы беспричальные пункты посадки, в которых прием на корабли личного состава и грузов проводился по специальным сходням. Аналогично осуществлялась и выгрузка таких подразделений. Пункты погрузки и выгрузки прикрывались от ударов фашистской авиации артиллерийскими зенитными батареями, выделенными из состава фронта, и зенитной артиллерией кораблей флотилии.

Построенные причальные сооружения и большое количество пунктов беспричальной посадки и выгрузки значительно сокращали сроки перевозки частей и соединений, повышали устойчивость системы перевозок.

С 10 сентября по 20 октября силы флотилии перевезли из района городов Измаил, Тульча, Рени, Галац и других в район городов Лом, Калафат, Видин части 1-го гвардейского оборонительного района, 10-й и 37-й гвардейские стрелковые корпуса, 4-ю и 40-ю стрелковые дивизии, 68-й стрелковый и 2-й гвардейский механизированный [249] корпуса. Было перевезено свыше 73 тыс. человек, 327 танков и самоходных орудий, 487 артиллерийских орудий и минометов, 119 бронемашин и бронетранспортеров, 465 автомобилей, 3413 повозок и полевых кухонь, около 7 тыс. лошадей, 11,5 тыс. т боеприпасов и различных грузов. Одновременно корабли флотилии переправляли войска на правый берег Дуная в районе Измаила, Калафата, Видина и в других местах.

В районе переправ действовали преимущественно боевые корабли флотилии, так как переправы чаще, чем конвои, подвергались налетам авиации, а для уклонения от атак самолетов требовались большая скорость и маневренность. Кроме того, корабли противодействовали атакам фашистских самолетов зенитным огнем, чем существенно снижали эффективность атак. Корабли принимали личный состав во внутренние помещения, а артиллерийские орудия, повозки, лошадей, автомобили — на палубу. Для перевозки танков использовались баржи. Иногда для переправы танков и тяжелых артиллерийских орудий создавались своеобразные катамараны из двух бронекатеров, соединенных настилом из бревен. С 10 сентября по 25 октября 1944 г. было переправлено 55 605 человек, 130 танков, 697 орудий и минометов, 1208 автомобилей, 3461 повозка, 5887 лошадей и 1203 т боеприпасов.

Цифры, характеризующие объем перевозок и переправ сухопутных войск на Дунае в сентябре — октябре 1944 г., показывают, что в условиях сильного разрушения железных и шоссейных дорог, мостов, осенней распутицы водный путь оказался единственно способным обеспечить массовые перевозки войск, особенно артиллерии и тяжелой боевой техники, в сжатые сроки, установленные командованием, и, кроме того, давал возможность сохранить моторесурс танков, самоходных артиллерийских установок, автомобилей. Это имело важное оперативное и военно-экономическое значение.

Анализ организации перевозок и переправ войск показывает, что выполнение оперативных перевозок силами флотилии вылилось в решение целого комплекса частных задач тактического масштаба, основными из которых являлись:

— разведка и изучение ранее неизвестного района плавания в целях обеспечения навигационной безопасности боевых кораблей и транспортных судов; [250]

— оборудование системы пунктов погрузки и выгрузки войск и организация их охраны и обороны;

— выявление минной опасности и осуществление мероприятий для борьбы с минами и обеспечения противоминной обороны кораблей и судов (организация противоминного наблюдения, контрольное траление, проводка судов за тралами и частичное уничтожение мин);

— конвоирование судов на переходе и их оборона в пунктах погрузки и выгрузки;

— буксировка несамоходных транспортных средств, непосредственное участие боевых кораблей в перевозках, вызвавших необходимость их специальной подготовки.

Выполнение задачи потребовало от штабов соединений кораблей тесного взаимодействия со штабами частей сухопутных войск и войск противовоздушной обороны фронта. Успешное выполнение перевозок и переправ войск флотилией в значительной степени было определено выделением из состава фронта инженерных и саперных частей для оборудования пунктов погрузки и выгрузки, а также сил для прикрытия кораблей и судов от ударов с воздуха. [250]

Дальше