Высадка морских десантов
В Боевом уставе Морских Сил, действовавшем перед войной, указывалось, что
«скрытно подготовленный и стремительно проведенный обход фланга противника через море дает большое преимущество и может предрешить успех боя за прибрежный участок фронта».
При этом советское военно-морское искусство определяло целесообразность высадки морских десантов не только в ходе наступательных, но и в ходе оборонительных операций сухопутных войск приморского фронта. Это положение в полной мере подтвердилось опытом Великой Отечественной войны.
В годы войны ВМФ высадил более 110 десантов общей численностью более 330 тыс. человек. Высадку обеспечивали [193] более 3 тыс. боевых кораблей и вспомогательных судов. Силами Черноморского флота, Азовской и Дунайской военных флотилий было высажено 33,3%; КБФ, Ладожской и Онежской военных флотилий 31,5%; ТОФ и Краснознаменной Амурской военной флотилии 18,4%; СФ 11,8%; Волжской и Днепровской военных флотилий 5% десантов.
Главными требованиями при высадке морского десанта считались: тщательная подготовка и всестороннее обеспечение сил десанта, скрытность подготовки и развертывания сил, организация надежной обороны десанта на переходе морем и во время высадки, проведение дезориентирующих и демонстративных действий в целях отвлечения внимания противника на ложные направления и скрытия точного времени высадки.
Для высадки десантов привлекались все классы кораблей, за исключением линейных. В конце войны в качестве десантно-высадочных средств использовались десантные тендеры плавучие средства, созданные ленинградскими судостроителями в период блокады для перевозки грузов через Ладожское озеро, затем приспособленные для десантных действий.
Основной целью десантов, высаженных в 1941-1942 гг., являлось содействие сухопутным войскам, ведущим оборонительные бои с превосходящими силами противника. Среди них наиболее яркими были десант, высаженный кораблями ЧФ в районе с. Григорьевка в ночь на 22 сентября 1941 г., и серия десантов при выполнении Керченско-Феодосийской десантной операции 26-31 декабря 1941 г., успешное завершение которой обеспечивало создание нового фронта в Крыму. Важную роль в отражении первого штурма Ленинграда сыграли десанты, высаженные 2-8 октября 1941 г. в районы Петродворца (Нового Петергофа) и Стрельны. Они в немалой степени способствовали стабилизации фронта на ближних подступах к городу Ленина. Характерным для десантов этого периода являлись кратковременность их подготовки, небольшой состав сил (рота, батальон, полк), отсутствие в составе десанта артиллерии и тяжелой боевой техники, малое удаление мест высадки от пунктов посадки десанта на корабли, т. е. кратковременность перехода морем, что позволяло осуществлять его в течение одной ночи. Эти десанты использовали принцип скрытности подготовки и внезапности высадки для противника. [194]
В 1942 г. с учетом опыта высадки десантов первого года войны было разработано и издано Наставление по совместным действиям сухопутных войск и флота. В нем были развиты положения и по тактике действий кораблей, их взаимодействию с сухопутными войсками при высадке десанта и в период его действий на берегу.
В 1943-1945 гг. десанты высаживались, как правило, в ходе наступления войск сухопутного фронта. Для их высадки привлекались различные катера, мотоботы, десантные тендеры. Высадка десантов, как правило, обеспечивалась артиллерийской поддержкой и авиацией.
8.1. Высадка тактического десанта на побережье кораблями эскадры
В ночь на 22 сентября 1941 г. корабли эскадры ЧФ высадили десант в районе с. Григорьевка (восточнее Одессы).
Высадке десанта предшествовали следующие события. В конце августа части Одесского оборонительного района под давлением превосходящих сил противника вынуждены были отойти с занимаемых позиций в восточном секторе обороны города. Противник захватил несколько близлежащих к Одессе сел и установил там дальнобойные крупнокалиберные батареи. Город и порт оказались под прицельным огнем вражеской артиллерии. В связи с этим командование Одесского оборонительного района решило провести наступательную операцию для освобождения сел Чабанка, Фонтанка, Старая Дофиновка и уничтожения батарей противника, обстреливающих город. В целях содействия наступлению войск Одесского оборонительного района командование ЧФ приняло решение одновременно высадить десант во фланг группировки противника.
В десант выделили 3-й Черноморский полк морской пехоты ЧФ, находившийся в Севастополе. Отряду кораблей с десантом предстояло перед высадкой пройти около 200 миль. Это требовало использовать для перевозки десанта корабли, которые могли бы совершить переход за сравнительно короткое время. Кроме того, эти корабли должны были иметь сильную артиллерию, поскольку силы Одесского оборонительного района не могли оказать необходимую огневую поддержку в бою за высадку десанта.
С учетом этих факторов командующий ЧФ вице-адмирал Ф. С. Октябрьский решил включить в состав кораблей [195] десантного отряда крейсера и эскадренные миноносцы, поскольку они в наибольшей степени удовлетворяли требованиям сложившейся обстановки: крейсера «Красный Кавказ» (командир капитан 2 ранга А. М. Гущин), «Красный Крым» (командир капитан 2 ранга А. И. Зубков), эсминцы «Бойкий» (командир капитан-лейтенант Г. Ф. Годлевский), «Беспощадный» (командир капитан-лейтенант Г. П. Негода), «Безупречный» (командир капитан-лейтенант П. М. Буряк). Командование операцией возлагалось на командующего эскадрой ЧФ контр-адмирала Л. Л. Владимирского, а командиром высадки был назначен командир бригады крейсеров контр-адмирал С. Г. Горшков.
Для перевозки десанта с кораблей на берег был сформирован отряд высадочных средств в составе находившихся в Одессе буксира «Алупка» и 19 различных катеров. В качестве вспомогательных резервных средств высадки рассматривались корабельные плавсредства (моторные барказы и гребные шлюпки). Для непосредственной огневой поддержки действий десанта был сформирован отряд огневой поддержки в составе канонерской лодки «Красная Грузия» и пяти катеров МО, которые находились в Одессе. Отряд сил высадки должен был встретиться с кораблями других отрядов в установленной точке на подходах к району высадки. Решение на высадку десанта было разработано штабом эскадры ЧФ (начальник штаба капитан 1 ранга В. А. Андреев) с привлечением офицеров штаба Одесского оборонительного района.
В соответствии с замыслом крейсера предназначались для перевозки десанта и для его артиллерийской поддержки в ходе боя за высадку. Эсминцы имели задачу участвовать в перевозке десанта, а затем оказывать огневую поддержку десанту во время выполнения им задачи на берегу.
В период подготовки кораблей по приказанию С. Г. Горшкова на крейсера было принято дополнительно несколько барказов с других крейсеров. Для каждого барказа и шлюпки определили нормы погрузки с учетом ожидаемой погоды. Как показали дальнейшие события, эти мероприятия сыграли значительную роль в достижений успеха при высадке десанта.
Десант было решено высадить в районе с. Григорьевка. Район высадки был разведан войсковой и флотской разведкой. С командирами кораблей С. Г. Горшков провел [196] тактическое занятие по изучению обстановки в этом районе. Для подготовки кораблей и личного состава десанта выделялось пять суток.
В целях навигационного обеспечения высадки к моменту подхода кораблей сил высадки в определенной точке запланировали установить светящийся буй, в районе которого все три отряда кораблей должны были встретиться и построиться в боевой порядок. Для обеспечения стрельбы артиллерии кораблей в состав первого броска десанта включили корректировочные посты с радиостанциями. С радистами этих постов и управляющими огнем кораблей провели специальные тренировки. Для сохранения скрытности подготовки десанта в Севастополе распространили слух, что 3-й Черноморский полк морской пехоты готовят дли переброски в Одессу. В обстановке того времени это было вполне правдоподобным. Внезапность проведения операции планировалось достичь за счет быстроты и скрытности перехода из Севастополя в район высадки. Время выхода было назначено с таким расчетом, чтобы начать высадку в полночь 22 сентября. Таким образом, замыслом боя предусматривалось решение задач десантом на берегу в ночное время, хотя согласно существовавшим в то время взглядам высадку десанта рекомендовалось осуществлять в предутренних сумерках, а десанту выполнять задачу в светлое время. В данном случае такое решение было обусловлено следующими соображениями: высадка в полночь давала возможность устранить использование противником в начале боя авиации, повышала скрытность подхода, должна была снизить эффективность вражеского огня по высадочным средствам при подходе их к берегу, усложняла для неприятеля тактическую обстановку в районе боя и управление силами.
В период подготовки велась усиленная партийно-политическая работа. Широко пропагандировался опыт наиболее отличившихся в контратаках и разведке защитников Одессы. В состав десанта включили много матросов, старшин, командиров, родственники которых оказались на временно оккупированной территории. Они с особой страстью стремились в бой. Вечером 20 сентября 3-й морской полк был сосредоточен в пригороде Севастополя, в районе б. Казачья.
В 6 ч 21 сентября из Севастополя в Одессу вышел эсминец «Фрунзе» (и. о. командира капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко) [197] с командующим эскадрой контр-адмиралом Л. А. Владимирским и группой сопровождавших его офицеров, которые должны были согласовать действия отрядов высадочных средств и непосредственной огневой поддержки с отрядом сил высадки, а также вопросы взаимодействия с сухопутными частями. В 7 ч в б. Казачья вошли и стали на якорь крейсера. За 1 ч 7 мин «Красный Крым» принял на борт 1109 человек с оружием и боеприпасами и два корректировочных поста. «Красный Кавказ» за 40 мин принял батальон в составе 696 человек. С берега десантников доставляли на корабельных барказах это была своеобразная тренировка в посадке десанта на плавсредства.
В соответствии с планом в 13 ч 40 мин корабли отряда сил высадки вышли из Севастополя и взяли курс на Одессу. Только теперь личному составу полка и экипажам кораблей было объявлено о цели и предстоящих боевых действиях. Военком эскадры бригадный комиссар В. И. Семин, находившийся на крейсере «Красный Крым», зачитал обращение к участникам десанта. В нем разъяснялась боевая задача, ее роль в обороне Одессы и в общем ходе борьбы с врагом на побережье Черного моря. Аналогичные обращения были зачитаны и на других кораблях. Вместе с десантом на кораблях шли политические работники политотдела эскадры: батальонный комиссар Я. Г. Почупайло, старшие политруки Л. В. Малышко и П. И. Макаров, политрук В. И. Еремеев. Они возглавили политическую работу на кораблях. Политработникам, партийно-комсомольскому активу, агитаторам кораблей и десанта были розданы заранее подготовленные листовки и обращения, нацеленные на поднятие боевого духа и развитие инициативы личного состава кораблей и десанта. В подразделениях были выпущены боевые листки, проведены митинги и собрания. С вахтенными на боевых постах были проведены индивидуальные беседы. Корабельные агитаторы, свободные от вахты матросы и старшины знакомили десантников с оружием и боевой техникой, заверяли их в том, что моряки кораблей готовы надежно поддержать действия десантников огнем артиллерии. Все это обусловило высокий боевой настрой десантников и личного состава кораблей. Многие из них в тот день перед боем подали заявления с просьбой принять их в Коммунистическую партию.
Старшие помощники командиров кораблей провели с [198] командирами подразделений десанта инструктаж о порядке выхода из помещений и подхода к трапам, посадки на плавсредства, о действиях при получении кораблем боевых повреждений.
В 1 ч 14 мин корабли с десантом подошли к точке встречи с отрядами высадочных средств и огневой поддержки. Однако этих отрядов здесь не оказалось. Опоздание выхода кораблей из Одессы произошло потому, что эсминец «Фрунзе» погиб в бою с вражескими самолетами в районе Тендровской косы. Контр-адмирал Л. А. Владимирский, находившийся на его борту, был ранен и прибыл в Одессу в 22 часа 21 сентября. Командование операцией командующий флотом возложил на контр-адмирала С. Г. Горшкова.
Считая, что длительное маневрирование кораблей сил высадки вблизи побережья занятого противником, рано или поздно приведет к их обнаружению, а это, несомненно, отразится на ходе боя за высадку, С. Г. Горшков принял решение начать высадку по плану, не дожидаясь подхода остальных отрядов, и использовать для высадки первого броска корабельные барказы и шлюпки.
В 1 ч 21 мин на корабли десантного отряда был передан сигнал о начале артиллерийской подготовки, а в 1 ч 30 мин приказ начать высадку. Уже через пять минут после этого первые барказы отошли от борта кораблей. Так в силу сложившихся обстоятельств первыми к берегу пошли плавсредства, которые по плану рассматривались как вспомогательные.
Корабельный барказ в то время, бесспорно, не отвечал требованиям десантно-высадочного средства, да и не рассматривался таковым. Но именно наличие на кораблях моторных плавсредств большой грузоподъемности позволило начать высадку десанта в соответствии с планом и замыслом боя. Задержка с началом высадки первого броска десанта могла коренным образом изменить тактическую обстановку в пользу врага. Удар с моря планировался непосредственно во фланг наступавшей группировки сухопутных войск неприятеля. Это не давало ему возможность с обнаружением кораблей десанта быстро подтянуть к району боя дополнительные силы, способные отразить высадку или локализовать действия десанта после его высадки. В сложившихся условиях успех действий десанта определялся прежде всего внезапностью нанесения удара. Неожиданно для противника появиться в [199] боевых порядках его сил, стремительным ударом и дерзостью ошеломить его, дезорганизовать управление, захватить и уничтожить батареи и, не дав опомниться, соединиться с наступавшими со стороны Одессы сухопутными войсками вот что входило в замысел боя.
Став на якорь в 20-25 каб от берега, корабли повели огонь по заранее выявленным оборонительным объектам противника, а затем поставили огневую завесу на флангах и по фронту участка высадки, не подпуская силы врага к берегу, куда направлялись плавсредства с первым броском десанта. Несмотря на это, огонь по барказам и шлюпкам, подходившим к берегу, был достаточно сильным. Пулеметы, установленные в носовой части барказов, открыли огонь по огневым точкам противника. На тех участках высадки, где барказы из-за мелководья не могли подойти к береговой черте, матросы спрыгивали в воду и буксировали их вручную. Большинство плавсредств подошло к берегу вплотную или на такое расстояние, которое позволяло десантникам безопасно высаживаться. С первыми десантниками на берег вышли корректировочные посты с крейсеров и эсминца «Бойкий». Заняв позиции на плацдарме и установив связь с кораблями по радио, они начали корректировку огня.
Доставив десантников первого броска, плавсредства вернулись к кораблям и приняли новую партию десанта. К моменту подхода высадочных средств и кораблей огневой поддержки из Одессы к району высадки корабельные средства перевезли на берег несколько сот десантников, которые, захватив плацдарм, начали наступление в сторону линии фронта.
В 2 ч 40 мин к крейсерам подошла канонерская лодка «Красная Грузия» и приняла оставшихся десантников. В 4 часа крейсера взяли курс на Севастополь. К рассвету они вышли из зоны действия авиации противника.
В 5 ч 10 мин высадка десанта на берег была закончена. Вскоре десант захватил позиции тяжелых артиллерийских батарей, которые вели огонь по порту и городу, уничтожил орудия, огневые позиции и продолжал наступление навстречу частям 421-й и 157-й дивизий.
В течение дня 22 сентября десантников поддерживали огнем эскадренные миноносцы, канонерская лодка и катера. Корабельная артиллерия уничтожала огневые точки, опорные пункты, танки и другую технику врага в [200] полосе наступления десанта, а также подходившие по дорогам его резервы. Днем корабли подверглись нескольким массированным ударам фашистской авиации. Основные усилия неприятеля были сосредоточены против эскадренных миноносцев. «Безупречный» и «Беспощадный» получили серьезные повреждения и только «Бойкий» оказался способным находиться в районе действий десанта до конца боя.
Благодаря совместным действиям сухопутных частей и десанта была восстановлена прежняя линия обороны города. В числе трофеев было захвачено 39 орудий, 15 миномеnов, 127 пулеметов, более 1000 винтовок и автоматов. Были уничтожены вражеские батареи, обстреливавшие Одессу.
Успех боя за высадку морского десанта в районе Григорьевки был определен напряженными тренировками по посадке морских пехотинцев на барказы и выездке их на берег в период подготовки десанта; внезапностью, достигнутой скрытностью и быстротой перехода десанта морем; мощным огневым воздействием корабельной артиллерии по объектам противника в ходе боя за высадку и при решении десантом задачи; высоким наступательным духом десантников и самоотверженными действиями личного состава высадочных средств и кораблей. В бою оправдала себя высадка в составе первого броска корректировочных групп, которые впоследствии действовали в боевых порядках десанта. Это обеспечило гибкое управление огнем корабельной артиллерии, своевременный перенос огня с одной цели на другую и его высокую точность. Рассматриваемые события показали, что в бою за высадку морского десанта в светлое время основную опасность для кораблей представляет авиация. Исход боя подтвердил правильность привлечения для перевозки десанта крупных надводных кораблей, что полностью отвечало сложившейся обстановке.
Гибель же эсминца «Фрунзе» явилась результатов переоценки боевых возможностей одиночного корабля. Эсминец не имел истребительного прикрытия, противник нанес по нему массированный удар пикирующих бомбардировщиков.
Действия при высадке десанта у Григорьевки подтвердили, что отсутствие специальных десантно-высадочных средств существенно затрудняет высадку первого броска десанта. [201]
8.2. Высадка десанта на остров торпедными и сторожевыми катерами
В ночь на 27 сентября 1944 г. сторожевые катера «СКА-52» (командир старший лейтенант М. П. Семыкин), «СКА-72» (командир старший лейтенант А. И. Мигачев), «СКА-132» (командир младший лейтенант П. И. Чалов), «СКА-172» (командир старший лейтенант А. Е. Мартынов) и «СКА-272» (командир старший лейтенант А. П. Хохлов) под управлением командира отряда капитан-лейтенанта А. А. Обухова совершили скрытный переход через пр. Муху-Вяйн (Моонзунд) из Таллина в п. Рохукюла. В предыдущую ночь после выполнения разведки восточного побережья о. Хиума (Даго) сюда же перешел отряд торпедных катеров под управлением Героя Советского Союза капитана 3 ранга В. П. Гуманенко. В Рохукюла все катера были тщательным образом замаскированы.
К этому времени советские войска освободили Эстонию и вышли на побережье Балтийского моря. Однако противник рассчитывал закрепиться на Моонзундских островах, для чего спешно создавал их противодесантную оборону. Каждый день отсрочки высадки десантов на острова способствовал усилению их обороны.
Стояла свежая погода, море штормило, существенно усложняя действия катеров, которыми здесь располагал КБФ, и, по данным разведки, неприятель не считал возможной высадку десанта в ближайшие сроки. Поэтому, несмотря на трудность обстановки, командование фронта и КБФ приняли решение начать освобождение островов немедленно, отчетливо сознавая сложность выполнения задачи.
В дни, предшествующие высадке десанта, под прикрытием темноты катера-тральщики провели в пр. Муху-Вяйн контрольное траление в районе предполагаемого перехода катеров с десантом. Первый десант на о. Хиума было решено высадить в б. Хельтерма. В состав первого броска десанта выделили стрелковый батальон из состава 109-й стрелковой дивизии, ранее в десантах не участвовавший, но укомплектованный солдатами, знакомыми с местностью на острове, и подразделение морской пехоты. Командиром сил высадки был назначен командир ОВРа Таллинского оборонительного района капитан 1 ранга Е. В. Гуськов. [202]
В ночь на 28 сентября была проведена тренировка десанта по посадке на катера, переходу морем и высадке на побережье. Был выбран участок побережья недалеко от Рохукюла, похожий на участок высадки на острове. В результате тренировки каждому десантнику стали известны катер, на котором ему предстояло идти, место на катере и действия в различной обстановке. Экипажи катеров познакомились с десантниками, рассказали им об опыте высадки десантов в Выборгском заливе в июне того же года, дали советы, как вести себя в той или иной обстановке. Это укрепило уверенность десантников в успехе высадки и предстоящего боя. В ходе тренировки А. А. Обухов лично проверял действия катеров и десанта, затем провел разбор тренировки с командирами катеров и десантных подразделений, после чего командиры катеров провели разбор с экипажами катеров и десантниками, идущими на их катерах.
При подготовке к десанту перед моряками катеров была поставлена задача вместе с высадкой первого эшелона доставить на остров несколько 122-мм гаубиц, поскольку наличие на острове мощных оборонительных сооружений, защищенных огневых точек ставило успех десанта в прямую зависимость от наличия у него огневых средств, способных уничтожить оборонительные сооружения и подавить огневые точки. Выделенные для высадки десанта торпедные и сторожевые катера не могли перевезти орудия. А. А. Обухов созвал совещание, на которое пригласил не только офицеров катеров, но и наиболее опытных старшин и матросов, и поставил задачу найти способ перевозки орудий. И выход был найден. За несколько часов личным составом катеров и десанта были построены плоты. Их основу составили связи из железных бочек из-под горючего. Бочки скрепили тросами в секции, на них закрепили настил из бревен. Секции скрепили в плоты, на которых можно было транспортировать орудия и боеприпасы к ним. Для буксировки плотов было решено привлечь катера-тральщики. За несколько часов до выхода экипажам катеров и личному составу десанта был предоставлен отдых.
Утром 29 сентября за два часа до выхода в море катеров с десантом от пирса отошли катера-тральщики с плотами. По расчетам они должны были подойти к району высадки через 30-40 мин после высадки первого эшелона десанта и захвата им плацдарма на берегу. В назначенное [203] время к катерам начали подходить подразделения десанта. В 7 ч 30 мин катера с десантом отошли от пирса и, построившись в кильватерную колонну, начали движение к о. Хиума. Головным шел катер «СКА-132», на котором находился А. А. Обухов. Через полчаса торпедные катера приняли на борт десантников первого броска и вышли из п. Рохукюла. По замыслу им следовало высадить первый бросок непосредственно перед подходом к острову сторожевых катеров. Замысел боя за высадку десанта предусматривал скрытный подход к району высадки и внезапную для противника стремительную высадку, поэтому артиллерийская подготовка при высадке десанта не планировалась. После высадки десантников малые охотники должны были поддержать их действия огнем пушек и пулеметов до захвата плацдарма. Высадку планировалось осуществить на причал в б. Хельтерма
Погода благоприятствовала скрытности перехода: моросил мелкий дождь, волнение моря составляло 3-4 балла, видимость не превышала 8-10 каб. Тяжело груженные катера глубоко зарывались во встречные волны. В мирное время в такую погоду катера типа Г-5 и МО вообще не выходили в море, но в годы войны плавание в такую погоду стало для них обычным. Волнение и встречные ветер сильно уменьшили ход идущих с плотами на буксире катеров-тральщиков. Стало очевидным, что до наступления рассвета они до острова не дойдут. По сигналу командира отряда сторожевые катера, обогнав тральщики, перестроились в боевой порядок «строй фронта». Перед ними к берегу бухты шли торпедные катера. Так как в этом районе волнение и ветер стали слабее, катера смогли увеличить ход до полного.
Внезапность высадки первого эшелона десанта была достигнута: противник обнаружил подходившие к берегу советские катера на расстоянии 12-15 каб. Весь берег осветился огнями выстрелов. Однако по характеру и силе огня чувствовалось, что в действие введена не вся система обороны врага. Комендоры торпедных и сторожевых катеров открыли огонь по огневым точкам, расположенным непосредственно на берегу в районе высадки. Прорвавшись сквозь огневую завесу, торпедные катера, как и было запланировано, подошли к берегу и высадили первый бросок десанта. Десантники начали наступление в глубь острова К моменту подхода морских охотников высадка с торпедных катеров была закончена и они, маневрируя [204] в бухте, своим огнем поддерживали наступление наших воинов. Во время входа в бухту А. А. Обухов заметил участок побережья, где огонь фашистов был слабее: это место находилось в мертвой зоне ряда его огневых средств. Туда и повел он свои катера.
В 8 ч 30 мин сторожевые катера подошли к берегу и начали высадку: часть из них подошла к имеющемуся здесь небольшому причалу, а часть непосредственно к берегу. Настилы причала оказались высокими по отношению к палубе катеров. Это затруднило высадку. Но проведенные тренировки, матросская смекалка и самоотверженность позволили и здесь найти выход. Матросы катеров мгновенно образовали живую лестницу, став друг другу на плечи. По их спинам десантники поднимались наверх, вытаскивали пулеметы и ящики с боеприпасами. В результате высадка десанта заняла несколько минут. Закончив высадку, сторожевые катера отошли от берега и начали огневую поддержку, сосредоточив огонь пушек и пулеметов на амбразурах огневых точек, наиболее препятствующих наступлению десантников. В это время торпедные катера полным ходом ушли в Рохукюла за очередной партией десанта.
На рассвете были обнаружены подходившие по дороге к месту высадки автомашины с пехотой неприятеля. По приказанию А. А. Обухова «СКА-132» открыл по ним огонь из 37-мм автомата. Метким огнем несколько автомашин было подожжено, а солдаты, находившиеся в них, стали разбегаться. По ним открыли огонь из крупнокалиберных пулеметов. Было уничтожено до взвода гитлеровцев. Следуя примеру своего флагмана, по подходившим к району боя резервам открыли огонь и другие катера. Используя эту поддержку, десантники стали быстро продвигаться вперед, захватывая плацдарм.
В море на подходах к острову показались тральщики с плотами, а с севера появились четыре вражеские БДБ, которые, обнаружив тральщики, пошли им наперерез и с дистанции около 100 каб открыли по ним огонь из 88-мм орудий. Расстояние между тральщиками и кораблями противника быстро сокращалось. В районе боя, кроме катеров МО, не было других сил, способных оказать противодействие вражеским кораблям. Снаряды же 37-мм автоматов катеров были малоэффективны против бронированных и сравнительно крупных по водоизмещению вражеских БДБ. В безвыходном, казалось бы, положении [205] А. А. Обухов нашел решение, обеспечившее хотя бы временный успех. Он передал командиру сил высадки, находившемуся в Рохукюла, донесение об обнаружении фашистских кораблей и их действиях, после чего приказал катерам выйти из бухты. Когда приказание было выполнено, он передал по рации открытым текстом о торпедной атаке быстроходных десантных барж. Советские катерники во время торпедных атак пользовались открытыми переговорами, и это было известно противнику.
Командиры сторожевых катеров поняли замысел своего командира и, развернувшись в строй фронта, начали полным ходом сближаться с противником. Огонь вражеских кораблей сразу же был перенесен на них. На какое-то время опасность для тральщиков была ликвидирована. Сближаясь с кораблями неприятеля, сторожевые катера открыли огонь, стремясь вывести из строя прислугу орудий и пулеметов на его кораблях.
Расчет А. А. Обухова строился на том, что в условиях ограниченной видимости и сильного волнения трудно отличить на большой дистанции катера МО от торпедных катеров типа Д-3, а раз так, то имитация торпедной атаки могла заставить корабли противника изменить свой курс и потерять время для нанесения удара по тральщикам с плотами. Поэтому он продолжал на полном ходу вести свои катера навстречу врагу. Дистанция сократилась до 7-8 каб, но вражеские корабли шли прежним курсом. Дальнейшее сближение становилось опасным для катеров. Поединок должен был выиграть тот, у кого крепче нервы и больше выдержка.
Когда дистанция сократилась до 5 каб, А. А. Обухов приказал дать ракету, имитирующую сигнал совместной стрельбы торпедами. И противник не выдержал. Все БДБ начали крутой разворот на обратный курс. Цель была достигнута удар по тральщикам был сорван. Появившиеся советские самолеты-штурмовики нанесли удар по БДБ. Одна из них потеряла ход и начала погружаться в воду, а другие увеличили скорость и стали отходить к северу.
Закончив дерзкую атаку, А. А. Обухов повел катера в Рохукюла за очередной партией десантников. За один день сторожевые катера под его командованием сделали 14 рейсов, доставив на остров 3200 десантников.
А в это время доставленные на остров гаубицы своим огнем расчищали десантникам путь в глубь острова. [206]
Действия отряда катеров под управлением А. А. Обухова в значительной степени определили успех первого эшелона десанта на о. Хиума. Противник хотя и знал, что советские войска скоро начнут боевые действия по освобождению островов, но, вероятно, не ожидал, что высадка первого десанта будет осуществлена почти сразу после освобождения восточного побережья пр. Муху-Вяйн в условиях свежей погоды с привлечением для этого только катеров без предварительной артиллерийской и авиационной подготовки. Создав на островах мощную оборону на основе оборонительных сооружений фортификационного и полевого типа, враг понимал, что без наличия у десанта артиллерии взломать ее чрезвычайно сложно, а КБФ в районе побережья, прилежащего к Моонзундским островам, плавсредств, способных доставить на остров артиллерийские орудия, не имел. На основании этого противник, скорее всего, считал, что в ближайшие дни высадка десанта не состоится.
Но то, что считали невозможным фашисты, осуществили советские моряки, положив начало успешному освобождению Моонзундских островов. Именно поэтому при высадке десанта была достигнута внезапность. Действия командира отряда катеров МО А. А. Обухова при подготовке и в ходе рассмотренного боя являются ярким примером гибкости тактического мышления, военной находчивости и сообразительности, примером применения хитрости и смекалки в бою, настоящей командирской зрелости. В решающий момент боя он противопоставил противнику мужество и боевое мастерство своих подчиненных, риск и точный расчет, стремительность и решительность действий, умело использовал морально-психологические факторы. В ходе боевых действий он сохранял надежное управление подчиненными кораблями, что дало ему возможность быстро перенацеливать их действия на наиболее важные направления с учетом изменяющейся тактической обстановки. Командиры катеров показали в бою глубокое понимание замыслов и действий своего командира, что в немалой степени способствовало успеху.
При рассмотрении итогов действий кораблей нельзя обойти вниманием способ доставки на остров вместе с первым эшелоном десанта артиллерийских орудий, без которых действия десантников были бы в значительной степени осложнены. При поиске путей решения этой задачи А. А. Обухов умело использовал знания, творче-ские [207] силы подчиненных, их смекалку и опыт. Применение простейших подручных средств позволило решить трудную, на первый взгляд невыполнимую задачу, а главное выиграть время, усилить огневой потенциал десанта.
8.3. Высадка в порт первого эшелона десанта кораблями эскадры и ОВРа
В ночь с 29 на 30 декабря 1941 г. впервые в годы Великой Отечественной войны корабли ЧФ высадили морской десант непосредственно в Феодосийский порт, захваченный фашистами. По своему замыслу, масштабам и выполнению этот десант занимает в истории нашего флота и в развитии тактики десантных действий особое место.
Необходимость высадки десанта диктовалась следующим. В декабре фашисты предприняли очередную попытку захватить главную военно-морскую базу ЧФ Севастополь. Штурм врага был отбит, но положение Севастополя оставалось тяжелым. Для того чтобы оттянуть силы от Севастополя и нанести удар по фашистским войскам, штурмующим город, Ставка Верховного Главнокомандования решила высадить морские десанты на Керченский полуостров и создать новый фронт в Крыму. Одним из этих десантов и являлся десант в Феодосию. В соответствии с замыслом основную задачу при высадке десанта должны были выполнить корабли эскадры ЧФ. Директивой командующего флотом вице-адмирала Ф. С. Октябрьского эскадре были поставлены следующие задачи: высадить передовой отряд десанта в составе двух полков в Феодосийский порт, подавить артиллерийским огнем противодействие врага на участках высадки, поддержать артиллерией действия высаженного десанта.
Для высадки первого эшелона десанта был создан отряд кораблей под условным наименованием «А». В его состав вошли силы высадки и артиллерийской поддержки (командир капитан 1 ранга Н. Е. Басистый): крейсера «Красный Кавказ» (командир капитан 2 ранга А. Т. Гущин) и «Красный Крым» (командир капитан 2 ранга А. И. Зубков), эсминцы «Незаможник» (командир капитан-лейтенант П. А. Бобровников), «Железняков» (командир капитан-лейтенант В. С. Шишканов) и «Шаумян» (командир капитан-лейтенант С. И. Федоров), транспорт [208] «Кубань» (капитан Г. И. Вислобоков); отряд высадочных средств (командир капитан-лейтенант А. И. Иванов) в составе базовых тральщиков «Щит» (командир капитан-лейтенант В. М. Гернгросс) и «Взрыв» (командир капитан-лейтенант Н. Ф. Ярмак); двенадцать катеров МО. Вслед за высадкой первого эшелона два отряда транспортов с силами охранения должны были доставить в Феодосию основные силы десанта.
Командиром высадки был назначен командир Отряда легких сил ЧФ капитан 1 ранга Н. Е. Басистый. В состав десанта вошли 263-я стрелковая и 63-я горнострелковая дивизии, а в состав первого эшелона 251-й горнострелковый и 633-й стрелковый полки.
Так как замыслом предусматривалось высадить первый эшелон десанта непосредственно в порт, для захвата причалов был сформирован штурмовой отряд моряков численностью 600 человек. Его возглавил старший лейтенант А. Ф. Айдинов. Штурмовой отряд должны были высадить катера МО отряда высадочных средств. Вместе со штурмовым: отрядом в первом броске высаживались отряды разведчиков штаба флота и гидрографического отдела флота, а также корректировочные группы кораблей отряда высадки и артиллерийской поддержки. В ходе подготовки к десанту под легендой отработки задач для действий под Севастополем, где к этому времени сложилась очень сложная обстановка, на кораблях проводилась специальная боевая подготовка.
Крейсера отрабатывали стрельбу главным калибром по заранее рассчитанным данным и по данным корректировочных постов по береговым целям, а эсминцы стрельбу прямой наводкой по береговым огневым точкам и скоплениям боевой техники и живой силы. Все корабли отрабатывали швартовку в темное время к причалам бортом и кормой при полном затемнении корабля, посадку и высадку стрелковых подразделений на причалы с использованием специальных сходней и лотков, корабельных кранов и стрел, а также высадку пехотинцев на плавсредства в условиях открытого рейда. На всех кораблях велась усиленная отработка борьбы за живучесть боевых постов и корабля в целом.
Важнейшим вопросом подготовки десанта являлось навигационно-гидрографическое обеспечение, так как на подходах к Феодосии нашим флотом и позднее противником были выставлены минные заграждения, а вход в [209] порт предстояло осуществить в полной темноте с соблюдением максимальной скрытности подхода к порту.
Для выявления безопасных фарватеров и средств, преграждавших вход в порт, в течение нескольких недель на подходах к порту осуществлялась разведка самолетами-разведчиками, подводными лодками, выполнялось периодическое фотографирование порта и внешнего рейда. Под руководством начальника гидрографического отдела флота капитана 1 ранга А. В. Солодунова под различными предлогами было опрошено более 50 человек, знакомых с районом плавания у Феодосии: бывшие маячники, рыбаки, личный состав постов СНиС, местные жители. Сопоставление их рассказов, дешифрирование фотоснимков, данные наблюдений за плаванием фашистских кораблей позволили получить достаточно полные сведения о минной обстановке на подходах к Феодосии, о расположении бонового заграждения при входе в порт и составить карты обстановки с указанием на них рекомендованных курсов и фарватеров. В боковом заграждении имелся 10-метровый проход, который, как правило, был открыт.
За несколько суток до высадки десанта в Феодосийский залив были посланы для доразведки две подводные лодки: «Щ-203» и «М-51». Соблюдая максимальную скрытность, они маневрировали у побережья и уточнили фарватеры, используемые неприятелем при входе в порт. В ночь с 29 на 30 декабря с «Щ-203» (командир капитан 3 ранга В. И. Немчинов) на надувной резиновой лодке два офицера-гидрографа старшие лейтенанты Д. Г. Выжгул и В. Е. Моспан высадились на выступающий над водой у входа в порт камень и зажгли на нем ацетиленовый фонарь, который сыграл роль навигационного ориентира для кораблей десанта. При подходе кораблей с десантом к Феодосии подводные лодки должны были находиться в установленных для них местах в надводном положении с зажженными прожекторами и выполнять роль навигационных огней. Для обеспечения ориентации кораблей при подходе к причалам в порту гидрографы, выделенные в состав первого броска десанта, должны были зажечь Феодосийский маяк, расположенный на оконечности защитного мола, обмерить глубины у причалов и указать кораблям безопасные места швартовки.
Партийно-политическая работа с участниками десанта велась под руководством члена Военного совета ЧФ [210] дивизионного комиссара И. И. Азарова. Политуправление ЧФ разработало специальную директиву, в которой без раскрытия конкретных целей проводимой партийно-политической работы были изложены задачи и пути их выполнения. Особое внимание было обращено на обеспечение авангардной роли в боевых действиях коммунистов и комсомольцев. С десантниками проводились беседы о героизме защитников Севастополя, об опыте высадки и действий десантников под Григорьевкой, о мужестве советских воинов в боях на подступах к Москве и под Ленинградом, о том, что победы над врагом можно достичь только в наступлении. Во всех подразделениях десанта и экипажах кораблей были проведены митинги, партийные и комсомольские собрания. Систематически организовывались читки газет, политические информации, выпускались боевые листки. Большое внимание было уделено материально-техническому обеспечению и организации питания десантников.
В целях скрытности подготовки к боевым действиям среди частей, выделенных в десант, была распространена информация о скорой передислокации их в Севастополь.
Был приведен ряд мероприятий по обеспечению надежной связи между кораблями и командирами подразделений десанта после их высадки на берег для корректировки огня кораблей в интересах действий десантников.
Силы десанта и силы высадки были сосредоточены в Новороссийске.
Замысел боя за высадку заключался в следующем. Десантный отряд в общем походном порядке совершает переход из Новороссийска к Феодосии с расчетом начать прорыв в порт сразу после полуночи и закончить высадку до наступления рассвета. Огневую подготовку высадки корабли осуществляют на ходу в процессе подхода к порту. Под прикрытием огня крейсеров и эсминцев первыми врываются в порт катера МО и высаживают на причалы и молы штурмовые группы. После захвата причалов вслед за катерами к ним подходят тральщики и эсминцы.
Закончив высадку первого броска десанта, сторожевые катера и тральщики доставляют десант на берег с крейсера «Красный Крым». Для этого крейсер становится на якорь на внешнем рейде в 3-5 каб от внешнего защитного мола. Крейсер «Красный Кавказ» швартуется к внешней стороне широкого защитного мола и выгружает десант и боевую технику прямо на него.
После захвата порта и подавления артиллерийских батарей в порту тральщики и катера МО обеспечивают вход в порт и швартовку к причалу транспорта «Кубань» для выгрузки тяжелой боевой техники, боеприпасов и продовольствия. В ходе высадки все корабли участвуют в огневой поддержке десанта по данным наблюдения с кораблей, а затем по целеуказаниям корректировочных постов. С окончанием боя за высадку корабли отходят в Феодосийский залив. КП командира высадки развернут на крейсере «Красный Кавказ».
Утром 28 декабря началась посадка десанта одновременно на все корабли. Первым закончил погрузку тяжелой боевой техники и артиллерии, а также части подразделений транспорт «Кубань». В 13 ч он вышел в море под охраной двух сторожевых катеров, имитируя обычный рейс в Севастополь. В 12 ч началась посадка на малые охотники и тральщики штурмового отряда. Всего к вечеру 28 декабря на корабли и транспорт было принято 5119 человек, 72 лошади, 14 орудий, 6 минометов, 30 автомобилей, 19 повозок, до 100 т боеприпасов, 56 т продовольствия и фуража и 12 т других грузов.
В 18 ч корабли десантного отряда вышли в море. Стояла сплошная низкая облачность, временами моросил дождь, дул северный ветер силой 3-4 балла. Корабли эскадры построились в кильватерную колонну. Головным шел «Красный Кавказ», за ним «Красный Крым», потом эсминцы. По обоим бортам строя кильватерными колоннами шли катера МО, лидируемые базовыми тральщиками. До меридиана Феодосии корабли шли курсом на Севастополь, после чего повернули на север, к Феодосии. К этому времени погода резко ухудшилась, ветер усилился до 6-7 баллов, волнение моря увеличилось до 4-5 баллов. В этих условиях малые охотники не могли удерживать назначенную скорость, и отряд уменьшил ее с 18 до 14 уз. Вследствие этого корабли подошли к Феодосии позднее запланированного времени. В 3 ч 05 мин они прошли мимо подводных лодок «Щ-201» и «М-51» и, ориентируясь по их огням, легли на фарватер для входа в порт.
При подходе к порту корабли перестроились. Вперед вышли эсминцы, а крейсера следовали за ними. Чтобы не мешать стрельбе кораблей, тральщики и сторожевые катера построились в кильватерную колонну за крейсерами. В 3 ч 48 мин Н. Е. Басистый приказал начать артиллерийскую [212] подготовку. Корабли открыли огонь по порту и ранее выявленным артиллерийским батареям. Первый залп осветительными снарядами дали эсминцы, за ними открыли огонь крейсера. Разрывы первых снарядов ошеломили противника, солдаты выскакивали из домов полураздетые, многие без оружия. Взрывы в порту и на побережье ослепляли наблюдателей врага. Этим воспользовались катера МО. В 4 ч 03 мин отряду высадочных средств было передано приказание: «Катерам следовать в порт!». Дав полный ход и удерживаясь в прибрежной полосе, на которую фашисты меньше обращали внимания, катера скрытно подошли к боновому заграждению. Взрывы снарядов маскировали шум их моторов. Боновое заграждение оказалось открытым, отсутствовали на подходах к порту и дозорные катера. Это показывало, что неприятель не ожидал высадки десанта и не готовился к его отражению.
Первым ворвался в порт «МО-0131» (командир лейтенант И. Г. Черняк). Он с ходу подошел к защитному молу и высадил на него 28 десантников, которых возглавлял командир отряда малых охотников старший лейтенант В. И. Чупов. Эта группа в течение нескольких минут захватила здание маяка на молу, а затем начала наступать вдоль мола к берегу. Находившиеся в составе этой группы гидрографы начали промерять глубины у мола для определения мест швартовки кораблей. После захвата маяка с него был передан на корабли сигнал «Вход свободен». Вторым в порт вошел «МО-013» (командир лейтенант Н. Н. Власов) с командиром отряда высадочных средств капитан-лейтенантом А. И. Ивановым на борту. Катер прошел мимо нескольких причалов, обстреливая их из пулеметов, чтобы вызвать ответный огонь и выявить места расположения огневых средств противника в порту. После этого он подошел к назначенному месту высадки и высадил десантников. Огнем пушек и пулеметов катер уничтожил близлежащие огневые точки и обеспечил десантникам захват участка порта, прилежащего к причалу.
Следом за этими катерами в порт вошли другие и высадили штурмовые группы в назначенных точках порта. Десантники в коротких ожесточенных схватках уничтожали оборонительные сооружения на подходах к порту и причалах, постепенно вытесняя гитлеровцев в сторону города. Катерные комендоры вели непрерывный огонь, [213] уничтожая живую силу и огневые точки врага. С получением сигнала о том, что вход в порт свободен, Н. Е. Басистый передал приказание о прорыве в порт тральщиков и эсминцев. Несмотря на то что с начала высадки штурмовых групп прошло немногим более получаса, обстановка в районе боя резко изменилась. Теперь, когда порт был захвачен десантниками, по нему открыли огонь береговые батареи неприятеля с окружающих высот. Противник подтянул армейские орудия, минометы, подкрепления живой силы, которые вели огонь по территории порта и кораблям. Сопротивление врага возрастало с каждой минутой. Возникшие пожары осветили причалы и район боновых ворот, через которые в порт входили корабли. Это давало возможность фашистам вести по ним прицельный огонь.
Первыми после катеров МО в порт вошли эсминец «Шаумян» и тральщик «Щит». В 4 ч 26 мин «Шаумян» ошвартовался к Широкому молу и начал высадку десантников. Противник сразу сосредоточил огонь по неподвижному кораблю. Высадка десантников заняла всего несколько минут, но выгрузка грузов, в основном боеприпасов, требовала значительно больше времени. В корабль попало несколько снарядов. Осколками было убито и ранено около 20 человек из экипажа корабля. Артиллеристы корабля прямой наводкой вели огонь по вражеским огневым точкам. Для «Шаумяна», на палубе которого находились ящики с боеприпасами, каждое попадание мины или снаряда могло оказаться гибельным. Но командир и экипаж эсминца с честью выполнили поставленную задачу. Только через 20 мин, закончив полностью выгрузку грузов, «Шаумян» вышел из порта.
Тяжелое положение сложилось на тральщике «Щит». Когда корабль находился у борта «Красного Крыма» и принимал десантников, вражеский снаряд попал в ходовой мостик. Из строя вышли рулевые и машинные телеграфы, телефоны и переговорные трубы, соединявшие мостик с машинным отделением. Почти все находившиеся на мостике были убиты, ранены или контужены. Получив контузию, потерял сознание командир корабля. Когда он очнулся, то увидел, что на полубаке тлеют боеприпасы. Из машинного отделения доложили о пробоинах, через которые в корпус корабля поступала вода. В борьбу с начинавшимся пожаром и поступлением воды вступила аварийная партия корабля. К этому времени на борт [214] тральщика было уже принято около 300 десантников. Оценив обстановку и положение на корабле, командир тральщика, как только был потушен пожар и заделаны пробоины, приказал отходить от крейсера. Управляя кораблем с помощью звонковой аварийной сигнализации, он сумел войти в порт и ошвартовал корабль в заданном месте. Десантники были высажены своевременно, в соответствии с планом. Закончив высадку, «Щит» вновь пошел к крейсеру за очередной партией десантников. Только в конце высадки на тральщике была восстановлена работа телеграфов и стало возможным управлять кораблем с ходового мостика.
В не менее сложных условиях высадили десант в порт эсминцы «Незаможник» и «Железняков».
В соответствии с планом «Красный Кавказ» должен был ошвартоваться левым бортом к внешней стороне Широкого мола, однако из-за сильного отжимного ветра выполнить этот маневр сразу не удалось. Две попытки, предпринятые под непрерывным огнем противника, не увенчались успехом. В 5 ч 08 мин в крейсер попали две мины. Их взрывом было убито несколько человек. В первой трубе начался пожар. Вражеский снаряд попал в фок-мачту и вызвал пожар в районе штурманской рубки. Аварийные партии начали тушение пожаров. В 5 ч 23 мин артиллерийский снаряд пробил броню и взорвался внутри боевого отделения второй башни. Большинство моряков из орудийного расчета было убито, в башне загорелись находившиеся на лотке боевые заряды. Над кораблем нависла угроза взрыва. Рискуя жизнью, обжигая руки и лицо, матросы В. М. Покутный, П. И. Пушкарев ликвидировали опасность, выбросив горящие заряды за борт. Через полтора часа башня была введена в строй и открыла огонь. В 5 ч 37 мин один из снарядов взорвался на сигнальном мостике крейсера. Находившиеся на нем моряки, в том числе и комиссар крейсера Г. И. Щербак, получили ранения. Несмотря на это, до конца боя все они продолжали выполнять свои обязанности.
В 6 ч крейсер начал третий раз маневр для швартовки. На этот раз на барказе завезли на мол швартовный конец, а затем шпилем начали выбирать его, подтягивая корму крейсера к молу. Во время этой швартовки снаряд попал в кубрик котельных машинистов, в пробоину начала поступать вода. Аварийная партия заделала пробоину, поступление воды было ликвидировано. Только [215] в восьмом часу крейсер был ошвартован и начал высадку десантников. До этого момента они были надежно защищены от воздействия стрелкового оружия противника, от осколков снарядов и мин. Поэтому, несмотря на длительную швартовку корабля, потерь среди десантников почти не было, однако из состава боцманской команды, сигнальщиков, артиллеристов открытых боевых постов крейсера потери были значительными. Мужественно оказывали помощь пострадавшим в бою специалисты и личный состав медицинской службы, возглавляемой военврачом 1 ранга В. И. Раквиашвили. Они эвакуировали с верхней палубы корабля несколько десятков раненых и оказали им помощь. Высокое мужество в бою проявил личный состав электромеханической боевой части во главе с инженер-капитаном 3 ранга Г. И. Купцом. Уверенно руководил аварийными партиями крейсера командир дивизиона живучести инженер-капитан-лейтенант П. Н. Шапиров.
Наличие на крейсере нескольких дальномеров и визиров, высоко расположенных наблюдательных постов позволило в ходе всего боя наблюдать за обстановкой не только в порту, но и вокруг города. Это дало возможность крейсеру вести одновременный огонь по нескольким целям не только по данным корректировочных постов, но и по данным средств наблюдения своего корабля. Огонь крейсера отличался высокой точностью и эффективностью. Артиллерия крейсера подавила батареи противника, расположенные на высотах вокруг города, уничтожила несколько танков, рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу. В 8 ч 15 мин «Красный Кавказ» закончил высадку десанта, выгрузку техники и отошел от мола на внешний рейд, откуда продолжал вести огонь по данным корректировочных постов.
Крейсер «Красный Крым», как и предписывалось планом, стал на якорь на внешнем рейде в 3 каб от внешнего мола и с 4 ч 50 мин начал высадку десанта, используя сначала корабельные плавсредства, а затем катера МО и тральщик «Щит». Крейсер закончил высадку десанта в 9 ч 30 мин. В течение всего времени высадки он вел огонь из орудий главного калибра по данным корректировочных постов и средств наблюдения корабля преимущественно по целям в пригороде и на дорогах, подходящих к городу.
Эсминцы и тральщики подавляли огневые точки и [216] разрушали оборонительные объекты на причалах и на подходах к порту.
В бою корабли израсходовали 2345 снарядов калибра от 100 до 180 мм.
Действия кораблей в бою за высадку десанта в порт заключались прежде всего в уничтожении огневых точек, оборонительных сооружений, боевой техники и подходивших резервов. В ходе боя в результате использования корректировочных постов, технических средств наблюдения кораблей была достигнута большая гибкость и высокая эффективность управления огнем. Итоги боя подтвердили правильность оценки командованием ЧФ оперативно-тактической обстановки в районе высадки десанта и организации управления силами в ходе выполнения задачи. Использование в качестве сил высадки крупных кораблей позволило перевезти десант в сжатые сроки, несмотря на ухудшение погоды, укрыть десантников от воздействия огня противника до момента непосредственной высадки. Наличие на кораблях мощной артиллерии дало возможность иметь в ходе боя требуемую огневую поддержку десанту, компенсировать недостаток у него артиллерии в наиболее ответственный период боя во время подхода к порту и его захвата. Привлечение к высадке первого броска десанта быстроходных катеров позволило высадить его в кратчайшие сроки, способствовало скрытности подхода катеров к берегу и стремительности высадки десантников одновременно в нескольких местах порта.
Оправдало себя размещение походного штаба и КП командира высадки на крейсере «Красный Кавказ» наиболее мощном и технически оснащенном корабле отряда. Наличие на крейсере большого числа наблюдательных постов, комплекса технических средств наблюдения и связи и их достаточно высокая живучесть позволяли командиру сил высадки в ходе боя иметь полное представление об окружающей обстановке и постоянно действующую связь со всеми кораблями и подразделениями десанта. Это дало возможность гибко реагировать на изменение обстановки и непрерывно управлять силами на всех этапах выполнения задачи и положительно отразилось на результатах боя.
В целом ход боя соответствовал замыслу. Экипажи кораблей действовали в бою решительно, инициативно, показали отличные навыки морской практики и борьбы за [217] живучесть кораблей. Обстоятельства, сопровождавшие высадку десанта крейсером «Красный Кавказv, убедительно свидетельствуют о том, что успех в бою достигается совместными усилиями всех без исключения боевых частей и служб корабля, самоотверженными действиями каждого члена экипажа. Действия командира базового тральщика «Щит» показывают, что умение управлять кораблем, получившим повреждения в бою, является необходимым требованием командирской подготовки, одной из предпосылок успешного решения кораблем задачи в бою.
Важную роль в достижении успеха при высадке десанта в Феодосийский порт сыграло навигационно-гидрографическое обеспечение. Несмотря на большое число минных заграждений в районе Феодосии, сложные условия входа в затемненный порт, в ночь высадки десанта ни один из кораблей, участвующих в бою, не подорвался на мине, не вышел на мелководье, не получил навигационных повреждений. Все корабли высадили десант там, где было предусмотрено замыслом. В этом несомненна заслуга гидрографов ЧФ, участвовавших в подготовке высадки десанта и в бою. Опыт, полученный при высадке десанта в Феодосийский порт, впоследствии был неоднократно использован не только Черноморским, но и другими флотами в ходе подготовки и высадки морских десантов в порты врага.
8.4. Высадка десанта в порт силами военно-морской базы
9 сентября 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта, поддерживаемые силами Черноморского флота и Азовской военной флотилии, начали прорыв Голубой линии в целях изгнания врага с Таманского полуострова. Эта линия представляла собой несколько оборонительных полос с разветвленной системой дотов, дзотов, траншей, узлов связи и командных пунктов, с большим числом хорошо защищенных огневых точек, проволочных заграждений и минных полей. Ее фланги упирались в Черное и Азовское моря. Оборонительная линия противника проходила по господствующим высотам и левому, высокому берегу р. Кубань. Глубина обороны Голубой линии составляла 20-23 км. В центре обороны неприятеля находился город и порт Новороссийск. [218]
Прорыв обороны врага представлялся чрезвычайно сложным. Поэтому в плане фронтовой наступательной операции Ставкой Верховного Главнокомандования была предусмотрена высадка десанта непосредственно в Новороссийский порт, который являлся ключевой позицией вражеской обороны в этом районе. Освобождение города и разгром находившихся в нем войск противника возлагались на силы 18-й армии (командующий армией генерал-лейтенант К. Н. Леселидзе, начальник политического отдела армии полковник Л. И. Брежнев), группировку сил из состава 18-й армии, сосредоточенных на плацдарме Малая земля, кораблей и частей Новороссийской военно-морской базы ЧФ (командир военно-морской базы контрадмирал Г. Н. Холостяков).
К этому времени гитлеровцы превратили Новороссийск в мощный узел обороны. Через город проходили три оборонительные позиции, число оборонительных сооружений в городе достигало 500. На всех причалах, защитных молах, прикрывавших порт с моря, и на побережье бухты были оборудованы огневые точки, простреливавшие бухту и подходы к ней многослойным огнем. Фашистское командование считало Новороссийск неприступной крепостью.
Оперативно-тактические условия позволяли использовать для высадки десанта только малые корабли и катера, базовые плавучие средства. Местом их сосредоточения, а также районом посадки десанта могла служить одна Геленджикская бухта, расположенная в непосредственной близости к линии фронта в районе Новороссийска. Сохранить в тайне сосредоточение и подготовку большого числа кораблей и судов в этой бухте было невозможно. Уже на начальной стадии подготовки к выполнению задачи было очевидным, что силам, высаживающим десант в Новороссийский порт, придется преодолевать заранее подготовленную и, скорее всего, приведенную в действие мощную противодесантную оборону противника. Анализ обстановки показывал, что высадку десанта можно осуществить только используя фактор силы, выделив для этого необходимое количество десантных частей, кораблей и обеспечивающих подразделений.
Для высадки первого эшелона десанта было подобрано, отремонтировано и подготовлено к действиям около 100 различных катеров, мотоботов, сейнеров, гребных плавсредств и разъездных катеров. Они были сосредоточены [219] в Геленджике и за несколько дней до высадки десанта сведены в группы, в составе которых отрабатывали совместное плавание и проводили специальную боевую подготовку. Командиры катеров и судов детально изучили район порта и расположение в порту огневых средств противника, обстановку на участках высадки. Одновременно с подготовкой сил и средств высадки велась подготовка десантников к бою в условиях города, целенаправленная партийно-политическая работа. За акваторией порта и подходами к нему в течение нескольких недель осуществлялось постоянное наблюдение с наблюдательного пункта, а с м. Дооб проводилась рекогносцировка с командирами сухопутных и морских частей.
Замысел боя за высадку морского десанта предусматривал скрытное развертывание сил десанта из Геленджика, мощное огневое воздействие по системе обороны врага для уничтожения выявленных огневых точек и подавления системы огня в районе порта в целом, стремительные действия сил, высаживающих первый эшелон десанта, четкое взаимодействие между отдельными группами сил в ходе боя, инициативные действия каждой группы сил при выполнении поставленной задачи. Управлять силами в бою за высадку было поручено командиру Новороссийской военно-морской базы. Для управления силами в бою был подготовлен береговой КП на м. Дооб, откуда представлялось возможным наблюдать за обстановкой в районе порта и Цемесской бухты. Управление отрядами и группами кораблей было возложено на командиров этих отрядов и групп с флагманских кораблей, непосредственно участвующих в бою. Такая система управления обеспечивала жесткую централизацию управления в целом и необходимую гибкость в районе боевых действий с учетом складывающейся обстановки. В ходе подготовки впервые в истории войн было решено применить торпеды для уничтожения огневых точек, расположенных на молах. 28 августа подготовка сил к выполнению задачи была закончена. Начало высадки десанта было назначено на 2 ч 15 мин 10 сентября 1943 г.
Боевая организация сил при высадке десанта представлена на рис. 8.1.
Высадочные и штурмовые средства, предназначенные для высадки первого эшелона, составили 140 единиц: 24 катера МО, 32 торпедных катера, 17 катеров-тральщиков, 67 сейнеров, мотоботов и других плавсредств. Им [220] предстояло высадить около 4000 человек с усиленным боекомплектом и запасом продовольствия на несколько суток. Силы высадки были сведены в три отряда.
1-й ДЕСО (64 плавединицы; командир капитан-лейтенант Н. И. Сипягин) предназначался для высадки 255-й Краснознаменной бригады морской пехоты (командир бригады полковник А. С. Потапов) в районе м. Любви и Каботажной пристани.
2-й ДЕСО (17 плавединиц; командир капитан 3 ранга Д. А. Глухов) должен был высадить в составе первого эшелона десанта 393-й отдельный батальон морской пехоты (командир капитан-лейтенант В. А. Ботылев) в районе Лесной и Старопассажирской пристаней.
3-й ДЕСО (27 плавединиц; командир капитан 3 ранга Н. Ф. Масалкин) имел задачу высадить 1339-й стрелковый полк (командир подполковник Г. Д. Барабулян) в районе Импортной пристани. [221]
Для обеспечения высадки десанта была выделена 2-я бригада торпедных катеров ЧФ (командир бригады капитан 2 ранга В. Т. Проценко, начальник штаба капитан 3 ранга Г. Д. Дьяченко), которая имела в строю 28 торпедных катеров типа Г-5 и четыре катера с РПУ. Действия сил этой бригады (сил обеспечения) были определены следующим образом.
1-й отряд (7 торпедных катеров; командир капитан 2 ранга В. Т. Проценко) предназначался для нанесения удара торпедами по огневым точкам, расположенным на западном и восточном молах, и высадки на эти молы первого броска десанта.
2-й отряд (13 торпедных катеров; командир капитан 3 ранга Г. Д. Дьяченко) должен был нанести торпедный удар по огневым точкам у уреза воды на пляже в районе м. Любви, а затем высадить на пляж десантников первого броска.
3-й отряд (6 торпедных катеров; командир капитан-лейтенант А. Ф. Африканов) имел задачу первым ворваться в порт, ударить торпедами по огневым точкам на причале в районе вокзала и высадить там первый бросок десанта.
Отряд разграждения бокового заграждения (2 рейдовых катера; командир старший лейтенант А. А. Куракин) должен был первым скрытно подойти к проходу между восточным и западным молами и непосредственно перед подходом катеров с десантом уничтожить трос бонового заграждения. В случае обнаружения катеров противником до выполнения задачи их действия должна была поддержать артиллерия с противоположного берега Цемесской бухты. От успешного выполнения этим отрядом поставленной задачи в значительной степени зависел весь исход боя.
Корабельный отряд прикрытия (2 торпедных и 4 катера с РПУ; командир старший лейтенант И. П. Шенгур) был выделен для прикрытия десанта на переходе морем от ударов кораблей врага, базирующихся в Керчи и Камыш-Буруне. Он должен был действовать в виде подвижного дозора на участке от м. Дооб до Глубокой балки.
Для огневой поддержки действий десанта были созданы три группы артиллерийской поддержки: первая (366 стволов) из состава артиллерии 18-й армии; вторая (44 ствола) из артиллерии Новороссийской военно-морской базы; третья (390 стволов и 225 пусковых установок [222] для стрельбы реактивными снарядами) из состава 18-й армии.
Каждая артиллерийская батарея имела заранее назначенные цели и рассчитанные для стрельбы данные. Артиллерийские группы огневой поддержки должны были начать артиллерийскую подготовку за 15 мин до начала высадки первого броска десанта. Для нанесения бомбового удара по территории порта и маскировки шума катеров во время их подхода к берегу выделялись самолеты МБР-2 (авиационная группа поддержки).
Предусматривалось и выделение корабельного отряда огневого содействия в составе трех эскадренных миноносцев (этот отряд в бою за высадку десанта не участвовал).
Таким образом, была создана мощная группировка разнородных сил, которая, по расчетам, была способна взломать и преодолеть оборону неприятеля и успешно выполнить поставленную задачу. Скрыть подготовку десанта не представлялось возможным из-за привлечения большого числа плавсредств, да и анализ оперативной обстановки показывал противнику, что следует ожидать наступления советских войск на данном участке фронта. Представлялось возможным скрыть только точное время начала высадки. Позднее в захваченном журнале боевых действий группы армий врага была найдена запись, датированная 30 августа, которая говорила о том, что разведка доносила о готовящейся операции по освобождению города и порта наступлением по обе стороны Новороссийска с одновременной высадкой десанта внутри гавани. Информируя об этом командиров своих частей, командование 17-й немецкой армии ориентировало их на возможность высадки десанта в ближайшие дни. Эти записи показывают, что в бою при высадке морского десанта в Новороссийск советские корабли и силы десанта встретили и преодолели заранее подготовленную к отражению морского десанта противодесантную оборону.
Силы десанта были приведены в полную готовность вечером 9 сентября. С наступлением темноты началась посадка на корабли, были развернуты все командные пункты. Первой вышла из Геленджика на линию дозора группа прикрытия под управлением старшего лейтенанта И. П. Шенгуры. Следом за ней в 21 ч 30 мин начали выходить из бухты отряды сил высадки. Последними отошли от пирсов в 22 ч 30 мин торпедные катера обеспечивающих групп (на буксире торпедных катеров следовали рейдовые [223] катера группы разграждения, так как они имели малую скорость). В это время десантные отряды пересекали Цемесскую бухту, ориентируясь по заранее выставленным на Дообской возвышенности светящимся створам. Все корабли были тщательно затемнены. Несмотря на то что в море находилось более 100 катеров и судов, ничто не выдавало их присутствия. Ввиду усиления ветра и волнения и малой мореходности части судов скорость перехода десанта оказалась меньше расчетной. Командиры отрядов донесли об этом на береговой КП. В связи с этим в 1 ч 37 мин 10 сентября Г. Н. Холостяков передал приказание о том, что время «Ч» высадки десанта перенесено на 45 мин позднее назначенного. Торпедные катера обеспечивающих групп обогнали десантные отряды и, как было предписано первоначальным планом, подошли к району порта. Изменение времени начала высадки заставило их лечь в дрейф в непосредственной близости к побережью, занятому противником.
В 2 ч 44 мин после получения донесения от командиров десантных отрядов о том, что их корабли заняли исходное положение для начала высадки, с БКП был передан сигнал о начале огневой подготовки. По этому сигналу все артиллерийские батареи открыли огонь по назначенным целям, а в район порта вылетели самолеты. Начало открытия огня являлось сигналом для начала действий обеспечивающих групп и группы разграждения. В 2 ч 45 мин В. Т. Проценко приказал командирам групп начать атаку. Торпедные катера полным ходом пошли к назначенным участкам побережья и защитным молам. Их подход к порту маскировали взрывы в порту и шум моторов находящихся над портом самолетов. Взрывы в порту подняли в воздух большие клубы цементной пыли, это сократило видимость до 200-300 м, что еще в большей степени способствовало скрытности подхода катеров и усложнило ведение по ним огня. Но враг по заранее рассчитанным данным простреливал многослойным огнем все подходы к порту.
Подойдя к молам на дистанцию 600-800 м, торпедные катера выпустили торпеды, целясь в места расположения огневых точек. Почти одновременный взрыв нескольких торпед у молов ошеломил фашистов. Взрывами были буквально сметены в воду несколько огневых точек, стоящие на молах на открытых позициях автоматические пушки, десятки солдат. Воспользовавшись замешательством [224] гитлеровцев, катера полным ходом подошли к молам и высадили на них десантников первого броска. В это время катера отряда разграждения подошли к бонам и подорвали их специальными зарядами, закрепленными на обычных рыболовных сетях (сети набрасывались на буи и бочки бокового заграждения). Высаженные на молы десантники огнем автоматов и гранатами быстро очистили молы от неприятеля и заняли оборону у их оснований. Торпедные катера, отойдя от молов, огнем пулеметов оказывали поддержку десантникам.
Получив донесение от А. А. Куракина о том, что путь в порт открыт, В. Т. Проценко приказал 3-му отряду катеров начать прорыв в порт и донес на БКП командиру сил высадки, что путь свободен. Четыре торпедных катера под командованием А. Ф. Африканова прорвались сквозь огневую завесу противника между молами, вошли в порт, с ходу атаковали торпедами места высадки внутри порта и высадили десантников. Получив донесение об успешном выполнении задачи, поставленной перед отрядами обеспечения, Г. Н. Холостяков передал приказание отрадам Д. А. Глухова, Н. И. Сипягина и Н. Ф. Масалкина начать прорыв к берегу и высадку десанта.
В 3 ч катера МО, а за ними мотоботы, сейнеры и барказы начали подходить к берегу. Артиллерия поддержки уже перенесла огонь в глубину обороны противника. Пыль в районе порта начала оседать, видимость улучшилась. Враг осветил порт и подходы к нему прожекторами и открыл прицельный огонь по советским кораблям. Несмотря на это, катера и суда с десантниками пробивались к местам высадки и высаживали десантников на причалы, пирсы или прямо в воду, подойдя как можно ближе к берегу. Высадка первого эшелона десанта была осуществлена успешно. Катера второго десантного отряда, начав высадку в 3 ч 09 мин, закончили ее в 3 ч 30 мин, третьего в 3 ч 40 мин, первого в 4 ч 55 мин. Таким образом, высадка первого эшелона заняла около двух часов, что в целом соответствовало замыслу и разработанному плану высадки.
Десантники в яростном бою захватили порт и подходы к нему и заняли оборону на плацдарме. В ходе боя торпедные катера выпустили по оборонительным объектам на берегу 44 торпеды. Ими было уничтожено 22 дота и дзота, прожектор и более 10 открытых огневых точек, расположенных на молах и причалах. Кроме нанесенного фашистам [225] прямого урона и ослабления его обороны взрывы торпед оказали сильнейшее деморализующее воздействие на оборонявшихся солдат неприятеля, что, несомненно, способствовало успешным действиям десантников первого броска.
Высадка десанта в Новороссийский порт пример объективной всесторонней оценки противника, хорошей целенаправленной подготовки сил к выполнению боевой задачи, четкого управления в бою. Десант был высажен в условиях, когда враг ожидал его и готовился к отражению, т. е. при отсутствии фактора внезапности в оперативном плане. И все же тактическая внезапность высадки была достигнута, что обусловлено высоким уровнем подготовки штабов, боевым мастерством командиров частей и подразделений десанта, безупречной боевой выучкой командиров и экипажей кораблей, морских пехотинцев и воинов стрелковых частей, участвовавших в бою за высадку десанта в Новороссийский порт.
Враг считал, что невозможно в считанные часы вечерних сумерек, когда они скрывали от наблюдения Геленджикскую бухту и прилежащее к ней побережье, привести в готовность к боевым действиям более ста катеров и различных плавсредств, осуществить подход и посадку на корабли около полутора тысяч десантников и в непосредственной близости к линии фронта обеспечить скрытный переход десантных отрядов к Новороссийску. Накануне высадки разведка противника не смогла выявить ничего подозрительного, что говорило бы об окончательной готовности наших сил к предстоящему бою. Гитлеровцам было трудно поверить и в то, что многочисленные отряды катеров и малых судов смогут быстро и скрытно выйти из затемненной бухты, построиться в походный порядок и, ничем не выдав себя, совершить переход от Геленджика в Новороссийск. Поэтому неприятель и не ожидал высадки десанта в эту ночь.
Успех боя в значительной степени был определен тем, что десант высаживался на широком фронте одновременно с использованием для высадки первого броска десанта торпедных катеров. Это определило стремительность высадки, не позволило врагу ввести в действие в первые минуты боя все свои огневые средства. Торпедным катерам, имевшим большие скорости, было легче, чем другим кораблям, быстро преодолеть простреливаемую врагом зону. Их использование в данном десанте было обоснованным [226] и соответствовало сложившимся условиям. Десантники, высаженные с торпедных катеров, к моменту подхода мотоботов и сейнеров с основными силами первого эшелона десанта захватили причалы, уничтожили часть огневых точек противника, что облегчило действия остальных сил высадки.
В бою было достигнуто четкое взаимодействие между отдельными группировками сил. Оно обеспечивалось хорошей связью между командирами отрядов и БКП командира сил высадки, взаимопониманием командиров кораблей и плавсредств, высоким качеством отработки боевых документов штабами соединений и частей. На всех этапах боя поддерживалось непрерывное управление силами с БКП и командирами внутри подчиненных им групп кораблей. Свидетельством этого являются четкое выполнение переноса времени «Ч» начала высадки десанта, своевременная передача донесений командирами отрядов и групп кораблей о выполнении частных боевых задач, приказаний, определявших порядок и последовательность действий сил
Все это позволило в полной мере претворить в жизнь разработанный план действий и реализовать замысел командира сил высадки на бои, взаимодействие артиллерии, авиации, кораблей и подразделении десанта. Исход боя показал, что командование Новороссийской военно-морской базы на основе разведывательных сведений, данных береговых постов наблюдения, анализа обстановки смогло достаточно полно и всесторонне выявить и оценить силы противника, оборонявшие Новороссийский порт, установить их реальные боевые возможности и в соответствии с этим выделить и подготовить необходимые силы и организовать их действия в бою. Положительному исходу боя способствовала специальная боевая подготовка кораблей и частей десанта, которая была проведена в период подготовки сил к выполнению задачи.
Высадка десанта в порт центр обороны города ограничила возможности фашистов в использовании своих резервов на участках наступления сухопутных войск Северо-Кавказского фронта и группировки войск с плацдарма Малая земля, оказала деморализующее воздействие на оборонявшихся солдат неприятеля и, таким образом, в значительной степени способствовала разгрому вражеской группировки войск в районе Новороссийска и освобождению города. [227]