Корабли, использовавшиеся для минных постановок германским флотом
К моменту начала войны германский флот располагал тремя минными крейсерами, а именно{37}: «Наутилус» закладки 1906 г., водоизмещением 1950 т, скорость хода 20 узлов, боевой запас мин неизвестен; «Альбатрос», закладки 1907 г., водоизмещением 2200 т, скорость хода 20 узлов, боевой запас мин неизвестен; «Пеликан» закладки 1890 г., водоизмещением 2360 т, скорость хода 15 узлов, боевой запас 400 мин.
В 1917 г. последний корабль вследствие ветхости был снят с боевой службы и находился в резерве.
Кроме того, был переделан для постановки мин крейсер «Аркона», спущенный на воду в 1902 г., водоизмещением 2700 т, скорость хода 21 узел, боевой запас около 200 мин. [161]
Помимо этого, новые крейсеры германского флота имели оборудование для минных постановок и могли принимать по 100–120 мин.
Во время войны вошли в строй специально построенные для минных постановок крейсеры-заградители «Бруммер» и «Бремзе». Их водоизмещение по 4000 т, скорость хода 34 узла и боевой запас по 360 мин; артиллерийское вооружение состояло из четырех 150-мм орудий на каждом, но для постановок заграждений крейсеры почти не были использованы.
По мобилизации предусматривалось переоборудование 6–7 торговых судов под минные заградители: для Северного моря пароходы линии Гамбург Америка «Королева Луиза», «Кайзер» и «Сильвана»; для Балтийского моря пароходы линии Киль Кореэ «Принц Вольдемар», «Принц Сигизмунд», «Принц Адальберт». Некоторые данные об этих судах приводятся в таблице 46.
Таблица 46. Главнейшие элементы заградителей, переделанных из торговых судов и бывших в составе германского флота в войну 1914–1917 гг.
Корабли | Водоизмещение (ориентировочно)(т) | Осадка (м) | Скорость хода в узлах{38} | Боевой запас | Год постройки |
«Королева Луиза» | 4000 | | 20 (22) | | |
«Кайзер» | | 13(22) | | | |
«Сильвана» | 1800 | | 13 (22) | | 1897 |
«Принц Вольдемар» | 1600 | | 13 | 80 | |
«Принц Сигизмунд» | 1600 | | 13 | 80 | 1899 |
«Принц Адальберт» | 1600 | | 13 | 80 | 1902 |
«Герта» | 2800 | 4 | 13 | 130–150 | |
«Один» | 2600 | 4 | 13 | 130–150 | |
«Рюген» | 4100 | 4 | 15 | 130–150 | |
«Прейссен» | 6500 | | 14(16) | 420 | |
«Дейчланд» | 6500 | | 14(16) | 420 | |
«Вотан», «Сента», «Аполлон» | 9000 | 7,6 | | | 1905 |
«Метеор», «Вольф», «Меве» | 4500 | 5,6 | | 500 | 1912 |
«Берлин»{39} | 1000 | | 18 | 200 | |
Пароходы «Королева Луиза» и «Кайзер» были подготовлены так, что в случае войны с Англией они могли через 12 часов после объявления мобилизации выйти в море для постановок мин у английского побережья. Подготовительные работы состояли лишь в изготовлении лац-портов для сбрасывания мин, а также в установке рельсовых путей и минных погрузочных устройств. Чтобы не задержать выхода этих судов в море, германцы отказались [162] от установки на них двух предусмотренных 88-мм орудий и ограничились лишь вооружением их двумя 37-мм револьверными пушками. Только несколько позже на «Кайзере» были поставлены два 88-мм орудия.
Вскоре была выявлена непригодность заградителей «Кайзер» и «Сильвана». Эти корабли не могли развивать полной скорости хода. Первый из них едва мог давать 13 узлов, а у второго, кроме того, конструкция корпуса была слишком легка, так как палубы дали прогиб при погрузке мин, и, к тому же, с грузом мин его остойчивость была недостаточна.
В итоге в ноябре 1914 г. Флот Открытого моря отказался от этих заградителей, и они были переданы сторожевой службе. В 1918 г. «Сильвана» была вновь оборудована как заградитель.
Заградители «Принц Вольдемар», «Принц Сигизмунд» и «Принц Адальберт», предназначавшиеся для действий в Балтийском море, не могли быть использованы вследствие их недостаточной скорости (до 12 узлов) с минами на борту и ограниченного запаса угля. Вообще эти корабли были мало пригодны для военных целей. В силу этого они со значительно уменьшенным запасом мин (до 80) вместе с переделанными (в сентябре 1914 г.) под минные заградители пароходами «Берта», «Один», к которым в 1918 г. присоединился и заградитель «Сильвана», были использованы для минных постановок и для охраны минных заграждений перед Бельтами и Зундом.
Заградители «Герта», «Один» и «Рюген» благодаря хорошим маневренным свойствам, наличию двух гребных винтов, незначительной осадке (4 м) и хорошей мореходности оказались весьма подходящими для минных постановок. Осенью 1915 г. ими совместно с заградителем «Кайзер» было поставлено в северной части Балтийского моря, между Готландом и входом в Рижский залив, обширное минное заграждение, состоявшее из нескольких линий. Это заграждение впоследствии было усилено заградителем «Рюген».
Немедленно после объявления войны под минные заградители были оборудованы железнодорожные самодвижущиеся паромы линии Заснитц Треллеборг: «Прейссен» и «Дейчланд». Эти корабли могли брать каждый по 200 мин на рельсовые пути, и сверх того еще 200 мин могло разместиться на палубе. Дополнительные приемки 160 т угля в трюмы увеличивали их дальность действия настолько, что они могли производить и дальние постановки, поэтому «Дейчланд» был использован в Балтийском море. Этот корабль применялся также в качестве войскового транспорта при операции в Рижском заливе и у Оландских островов.
Паром «Прейссен» на пятый день мобилизации был уже переоборудован под заградитель, но в качестве последнего не использовался. В середине августа 1914 г. он был возвращен управлению железных дорог, так как два шведских самоходных парома не могли справиться с «пробками» в грузообороте между Швецией и Германией, возникавшими вследствие небезопасных условий плавания в этом районе.
Кроме указанных вспомогательных минных заградителей, для минных постановок использовались и другие корабли, а именно пароход [163] «Вотан», «Сента» и «Аполлон», а также вспомогательные крейсеры «Метеор», «Вольф», «Меве» и «Берлин».
В германском флоте для минных постановок применялись также тральщики и моторные катеры.
В 1915 г. было оборудовано для минных постановок 12 моторных катеров (водоизмещением 9 т). Эти катеры имели ограниченные мореходные качества и скорость.
В конце 1915 г. были готовы моторные катеры типа «F» (водоизмещением 18–19 т, скорость 10 узлов, осадка 1 м). Число катеров этого типа было доведено до 6 дивизионов по 12 катеров в каждом, и они показали хорошие мореходные качества.
Главным назначением их были тральные работы.
Германское командование придавало большое значение бесшумности катеров, а потому в 1917 г. на верфи в Киле на катерах были установлены глушители отработанных газов.
Катеры перевозились на кораблях-базах, которые могли брать по 6 катеров. В качестве пловучих баз для перевозки катеров были оборудованы пароход «Индиапола» и другие. Катеры производили минные постановки в Рижском заливе.
Кроме того, в Германии для минных постановок были построены специальные подводные заградители. Последних имелось в строю 79, из этого числа 64 заградителя погибло. К концу войны находилось. в постройке 38 подводных заградителей, которые начали вступать в строй с июля по октябрь 1918 г.
Осенью 1914 г. после перехода Фландрии в руки Германии высшее командование признало необходимым организовать параллельно с сухопутной подвижную морскую оборону берегов. Для этой цели было приступлено к срочной постройке подводных лодок малого тоннажа как обычного типа, так и приспособленных для постановки мин. Второму заданию должен был удовлетворить тип заградителей «UC».
В ноябре 1914 г. было заложено 15 таких заградителей, так называемых «UC-1» (табл. 47).{40}
Таблица 47. Данные о подводных заградителях, находившихся в составе германского флота в течение войны 1914–1918 гг. (стр. 164–165)
Тип подводных заградителей | Водоизмещение надводное / подводное{41} | Длина (м) | Ширина (м) | Углубление (м) | Высота от киля до верхнего конца перископа | Мощность механизмов (HP) | Скорость хода (в узлах) | Дальн. плавания в милях при ходах | Артиллерийское вооружение | Торпедное вооружение | Боевой запас мин | Число построенных подводных заградителей данного типа | |||||||
Надводных | Подводных | надводная | подводная | надводном | подводном | ||||||||||||||
Полная | Экономич. | Полная | Экономич. | Полная | Экономия. | Полная | Экономич. | ||||||||||||
«UC-I» | 177 /225 | 34.0 | 3,1 | 3,0 | 6,3 | 90 | 138 | 6,5 | 5,5 | 5 | 3 | | 800 | | | I пулемет | | 12 | 15 |
«UC-II» | 417 (433) /550 | 51,9 | 5,2 | 3,6 | 7,6 | 500–600 | 460 | 11–12 | 7 | 7 | 3 | | 10000 | | 92 | I 88-мм; I пулемет | 2 нос.; 1 корм. (450-мм) | 18 | 19 |
«UC-III» | 480 (491) / 716 | 56,1 | 5,6 | 3,8 | 7,7 | 600–650 | 600 | 11–12 | 8 | 6,5 | 3 | | 8000 | | 95 | I 105-мм; II пулемета | 2 по середине; 1 корм. | 14 | 15 |
«U-71–80» | 763 (774) / 980 | 56,8 | 6,1 | 4,9 | 8,8 | 800–1000 | 800 | 10,6 | 7 | 8 | 4,5 | | 7800 | | 73 | I 88-мм; I пулемет | 1 нос., 1 корм. (500-мм) | 34–38 | 10 |
«U-117–126» | 1173 (1187) 1884 | 81,5 | 7,3 | 4,2 | 10,0 | 2400 | 1150 | 14,8 | 7 | 7,5 | 4,5 | 15000 | | 35 | II 150-мм | 4 нос. | 42 | 10 |
Эти лодки были вооружены лишь 12 минами; кроме того имели по одному пулемету. Минное устройство заключалось в «мокрой системе», в виде 6 наклонных шахт, проходивших сквозь прочный корпус и имевших сверху и снизу сообщение с забортной водой. В каждой шахте располагалось по 2 мины.
Постройка серии этих лодок была закончена в шестимесячный срок от начала их проектирования до сдачи приемной комиссии (ноябрь 1914 г. май 1915 г.).
Боевой опыт использования заградителей «UC-1», как уже отмечалось выше, показал, что этот тип удовлетворяет поставленным ему задачам. Однако выяснилось, что вследствие затяжного характера войны вновь строящимся подводным заградителям будут поставлены командованием более серьезные оперативные требования. Летом 1915 г. отдел инспекции подводного плавания приступил [164] к разработке более совершенного типа подводного заградителя, так называемого «UC-II». По сравнению с предыдущим этот тип заградителя имел более мощные средства нападения, а именно большую скорость хода, три торпедных аппарата и одно 83-мм орудие. Минное устройство в основном осталось такое же, с тем лишь отличием, что в каждой шахте помещалось 3 мины; следовательно, число применяемых мин было доведено до 18.
Пригодность лодок типа «UC-II» в условиях боевой работы была признана вполне удовлетворительной как в отношении мореходности, так и удобства управления, быстроты погружения и подводных качеств. Дальность плавания, несмотря на малый тоннаж, была настолько велика, что заградители совершали походы без пополнения топлива вокруг Великобритании до берегов Марокко и даже до порта Пола, считая за базу Киль.
Лодкам этого типа были присущи два недостатка, потребовавших внесения серьезных коррективов при дальнейшей разработке корпусов заградителей. Первый постоянно мокрый мостик, как следствие большой скорости, в связи с высоким баком и расположением торпедных аппаратов по бокам, снаружи корпуса; второй омываемая при легком волнении водой орудийная платформа, находившаяся в так называемом «колодце», образуемом баком и рубкой.
В 1916 г. было приступлено к постройке следующего типа подводных [165] заградителей «UC-III», представлявших собой модернизированный тип «UC-II».
На заградителях «UC-III» удалось освободиться от недостатков, которые были присущи предыдущему типу, что было достигнуто плавным переходом в очертании борта от бака к орудийной площадке и некоторым повышением установки орудия. Кроме того, торпедные аппараты были отнесены в корму настолько, что выходные их отверстия приходились у боковых стенок рубки. Однако в результате этого увеличилась площадь подводного миделевого сечения, что вызвало уменьшение подводной скорости, несмотря на увеличенную мощность электромоторов. Вместе с тем новое положение торпедных аппаратов повлекло за собой образование бурунов при состоянии моря в 4 балла и выше, что, в свою очередь, сильно увеличило видимость заградителей в этих условиях.
Вслед за постройкой указанных выше подводных заградителей в Германии приступили к постройке океанских подводных заградителей «U-71 U-80», затем «U-117 U-126».
Основное требование, которое предъявлялось к океанским заградителям, заключалось в том, чтобы эти корабли могли находиться в море долгое время с полным запасом мин. Это привело к необходимости применить на них «сухую» систему минных устройств.
Заградители «U-71 U-80» были построены в течение 9 месяцев [166] и вступили в строй в 1916 г., а заградители «U-117 U-126» были сданы флоту в 1918 г. Заградители последнего типа имели более сильное вооружение: артиллерийское, торпедное и минное, а также большую скорость хода и большую дальность плавания; вследствие этого и водоизмещение их значительно возросло.
В таблице 48 приводятся данные о распределении по статьям нагрузок у рассмотренных типов подводных заградителей германского флота.
Таблица 48. Вес отдельных частей у подводных заградителей германского флота, участвовавших в войне 1914–1918 гг., и распределение его нагрузок по статьям (стр. 166–167)
Типы подводных заградителей | «UC-I» | «UC-II» | «UC-III» | «UC-71–80» | «UC-117–126» | |||||
Статьи нагрузок | Тонны | % | Тонны | % | Тонны | % | Тонны | % | Тонны | % |
Корпус | 81,3 | 46 | 205,0 | 42,8 | 316,6 | 43,2 | 531,6 | 45,2 | 182,1 | 45 |
Механизмы | 40,5 | 22,9 | 144,0 | 30,0 | 209,5 | 27,4 | 313,2 | 26 | 101,3 | 26 |
Арт. вооружение | | | 10,7 | 2,3 | 8,2 | 6,0 | 38,1 | 9,8 | 14,2 | 1,0 |
Торпедное вооружение | | | 14,1 | 3,0 | 7,0 | 38,5 | 14,7 | 3,5 | ||
Минное вооружение | 14,0 | 7,9 | 12,1 | 2,5 | 30,6 | 38,6 | 14,7 | 2,5 | ||
Инвентарь | | | 5,5 | 1,1 | 6,4 | 7,0 | 8,7 | 4,8 | 6,8 | 1,6 |
Материалы и смазочные масла | 15,5 | 8,7 | 6,5 | 1,4 | 12,5 | 10,9 | 5,8 | 1,4 | ||
Команда, провизия, вода | | | 12 | 2,6 | 34,2 | 36,3 | 11,7 | 2,8 | ||
Топливо (норм, запас) | | | 56,8 | 11,6 | 80,0 | 8,8 | 92,7 | 8,0 | 41,0 | 9,26 |
Балласт и проч. | 25,7 | 14,5 | 13,3 | 2,7 | 58,0 | 7,6 | 63,4 | 5,4 | 24,7 | 6,0 |
Итого | 177,0 | 100,0 | 480,0 | 100,0 | 763,0 | 100,0 | 1 172,0 | 100,0 | 417,0 | 100,0 |
В таблице 49 приводятся сведения о числе мин, выставленных подводными заградителями по отдельным морским театрам.
Таблица 49. Сведения о количестве мин, поставленных подводными заградителями по театрам в войну 1914–1918 гг.
Морские театры | Количество поставленных мин по годам | Всего | ||||
1915 | 1916 | 1917 | 1918 | Общее число | % | |
Северное | 815 | 2717 | 2900 | 1355 | 7787 | 70,6 |
Средиземное | 48 | 418 | 1194 | 933 | 2593 | 23,5 |
Балтийское | 48 | 158 | 189 | | 395 | 3,6 |
Белое | | 72 | | | 72 | 0,8 |
Черное | | 58 | | | 58 | 0,5 |
У берегов США | | | | 95 | 95 | 1,0 |
Итого | 911 | 3423 | 4283 | 2383 | 11000 | 100,0 [167] |
Наибольшее количество мин, как видно из табл. 49, было выставлено подводными заградителями в Северном и Средиземном морях. Германский флот был, по существу, единственным флотом, в котором подводные заградители сыграли значительную роль в постановке минных заграждений. Германский подводный крейсер-заградитель «U-151» поставил мины у берегов США, пробыв непрерывно в море без захода в базу 131 сутки.
Распределение числа поставленных мин между германскими надводными кораблями, подводными лодками и самолетами приведено в таблице 50.
Таблица 50. Распределение мин, поставленных германским флотом в войну 1914–1918 гг., между кораблями, ставившими их
Корабли | Количество поставленных мин по годам | Всего | |||||
1914 | 1915 | 1916 | 1917 | 1918 | Общее число | % | |
Надводные | 3722 | .6516 | 7519 | 8897 | 7210 | 33864 | 75,4 |
Подводные | 911 | 3423 | 4283 | 2383 | 11000 | 24,4 | |
Самолеты | | | | 70 | | 70 | 0,2 |
Итого. | 3722 | 7427 | 10942 | 13250 | 9593 | 44 934 | 100,0 [168] |