Корабли, использовавшиеся для минных постановок английским флотом
К началу мировой империалистической войны, в августе 1914 г., в составе английского флота в строю находилось 7 минных заградителей типа «Аполло», переделанных из крейсеров постройки 1890–1891 гг. и имевших водоизмещение 3500 т, скорость хода 18 узлов и боевой запас по 100 мин на каждом.
Во время войны были приспособлены для минных постановок следующие военные корабли:
I. Переделанные в постоянные заградители устарелые корабли: броненосец «Лондон», закладки 1899 г., водоизмещение 15250 т, скорость хода 16 узлов, дальность плавания 2160 миль при 15 узлах, боевой запас 230 мин; крейсеры «Ариадна» и «Амфитрида», закладки 1898 г., водоизмещение 11 150 т, скорость хода 17,5 узла, дальность плавания 2200 миль, боевой запас 347 мин.
II. Готовые к постоянному использованию в качестве заградителей, но могущие в случае надобности в 24–28-часовой срок восстановить свое основное вооружение полностью (XX флотилия эскадренных миноносцев):
лидер «Абдиль», постройки 1915 г., водоизмещение 1627 т, скорость хода 34 узла;
эсминцы: «Тарпон», постройки 1916 г., водоизмещением 1036 т, скорость хода 36 узлов; «Легион», постройки 1913 г., водоизмещение 950 т, скорость хода 32 узла; «Телемадинс», постройки 1916 г., водоизмещение 1036 т, скорость хода 36 узлов; «Ферред», постройки 1912 г., водоизмещение 780 т, скорость хода 30 узлов; «Вангишер», постройки 1912 г., водоизмещение 1090 т, скорость хода 31 узел; «Вентэрайс», постройки 1916 г., водоизмещение 1090 т, скорость хода 31 узел и другие.
Эта флотилия выставила большую часть английских заграждений в Гельголандской бухте, а именно до 22 000 мин, что составляет около 17% ют общего расхода мин английским флотом во время всей войны.
III. Приспособленные к временному использованию в качестве заградителей 14 эскадренных миноносцев типа «V», постройки 1916–1918 гг., водоизмещением 1120 т, скорость хода 35 узлов, а также типа «W», постройки 1917–1918 гг., водоизмещением 1110 т, скорость хода 34 узла; 11 легких крейсеров были оборудованы для постановки мин в 1917 г., из них только «Роялист» (закладки 1914 г., водоизмещением 3600 т, скорость хода 29 узлов) и «Бланш» (закладки 1909 г., водоизмещением 3400 т, скорость хода 25 узлов) поставили значительное количество мин.
В английском флоте также были использованы для постановки мин:
1) Тральщики, которые ставили мины в Дуврском проливе.
2) Моторные катеры типа «ML», водоизмещением 37 т, скорость хода 19 узлов, принимавшие до трех мин.
3) Быстроходные моторные торпедные катеры типа «СМВ», водоизмещением [169] 25–10 т, скорость 25–40 узлов, принимавшие от 1 до 4 мин.{42}
4) Моторные лихтеры, принимавшие до 38 мин, выполняли постановку мин в устье Темзы.
5) Колесные пароходы, которые производили постановки мин на проводах (о последних более подробно будет указано ниже).
Быстроходные катеры могли ставить мины, — применяемые для постановки с подводных лодок, диаметр которых был 533 мм (21'') и 813 мм (32'').
В английском флоте использовались также и торговые суда для постановки мин. Для этой цели они специально оборудовались (табл. 51). Ими было поставлено не менее 50% от общего числа мин, израсходованных за всю войну.
Таблица 51. Характеристика заградителей, переделанных из торговых судов и бывших в составе английского флота в войну 1914–1918 гг.
Заградители | Водоизмещение (т) | Скорость хода (в узлах) | Дальность плавания при полком ходе (в милях) | Боевой запас мин | Число | |
Палуб | Рельс на палубах | |||||
«Орвиато» | 12130 | — | — | 600 | — | — |
«Принцесса Маргарита» | 5440 | 21 | 1500 | 500 | 2 | 4 |
«Ангора» | 4298 | 16,5 | 1500 | 300 | 1 | 4 |
«Вахин» | — | 19,5 | 580 | 180 | 1 | 2 |
«Биарритц» | 2700 | 22 | 1000 | 305 | 1 | 4 |
«Париж» | 2030 | 21,5 | 490 | 80 | 1 | 2 |
Англичанами был выработан ряд требований для торговых судов, оборудуемых в качестве заградителей:
1) Наличие широких свободных палуб, сужающихся к корме.
2) Высота ската от воды до палубы от 1,5 м (5 фут.) до 4,6 м (15 фут.) или, в крайнем случае, до 6 м (20 фут.).
3) Прямостенная или весьма незначительно свисающая корма, чтобы при попутной волне мина не ударилась о подзор.
4) Быстровращающиеся винты (предпочтительны перед большими тихоходными).
Этим условиям в наибольшей степени удовлетворяли два пассажирских парохода: «Принцесса Маргарита» и «Принцесса Ирена». Первый из них поставил во время войны до 25 000 мин. Второй из этих заградителей взорвался в 1916 г. в Ширнесее во время приготовления к постановке мин образца «NS».
После войны заградитель «Принцесса Маргарита» оставался в составе английского флота в том же классе кораблей до 1923 года, [170] остальные же корабли, из числа приведенных в табл. 51, были исключены из списков флота.
В английском флоте уделялась большое внимание заградителям, которые ставили мины на проводах.
Требования к заградителю такого назначения были выработаны следующие:
1) Грузоподъемность — 50 мин и до 125 каб. (25000 ярдов) двух — или четырехжильного кабеля.
2) Хорошая управляемость — предпочтительно колесное судно с отдельно работающими колесами.
3) Скорость хода — 10–12 узлов.
4) Углубление в полном грузу до 3 м.
5) Наличие кормового трюма для кабелей.
6) Достаточное палубное пространство на носу для бухт кабеля (гнезда) и на корме — для мин.
7) Длина около 110 м (300 фут.).
Из бывших в английском флоте «кабельных» заградителей ни один не мог ставить непрерывно более одного гнезда в 8 мин и с кабелем длиною до 50 каб. (1000 ярдов).{43}
Стандартизация оборудования заградителей для постановки мин на проводах была установлена в 1918 г. Использовано было 8 различных колесных пароходов, из которых каждый (водоизмещением 150–245 т, осадка 2–2,5 м, скорость хода 9–10 узлов) имел на борту 8–10 мин и кабель длиной 40–70 каб. (8000–14000 ярдов), за исключением «Голден Игль» (водоизмещением 793 т, осадка 2 м, скорость хода 18 узлов), бравшего 50 мин и кабель длиной 100 каб. (2000 ярдов). Кроме того, в 1918 г. было приспособлено 12 тральщиков для постановки мин на проводах.
Боевых постановок мин на проводах с указанных выше кораблей не производилось. Во время войны начались лишь опыты с ними, которые дали вполне удовлетворительные результаты, но были закончены уже после заключения мира.
Опыты по применению тральщиков для постановок мин на проводах показали, что главные трудности при работе их с кабелем заключались в наличии у них гребных винтов и в их большой осадке (до 4,5 м), что затрудняло подачу кабеля на берег.
В английском флоте в войну 1914–1918 гг. в качестве подводных заградителей были использованы после соответствующих переделок{44} два типа подводных заградителей «Е» и «L». Этими кораблями было выставлено всего около 1500 мин. Более других выставил заградитель «Е-45», который ставил мины преимущественно в районе Гельголандской бухты.
В таблице 52 приводятся сведения о кораблях, приспособленных [171] для минных постановок и находившихся в составе английского флота к концу войны, т. е. в ноябре 1918 г. Всего таких кораблей различных классов насчитывалось до 95–100. В эту таблицу не вошли погибшие корабли: крейсер «Ариадна», один тральщик и два подводных заградителя типа «Е».
Таблица 52. Приспособленные для минных постановок корабли, находившиеся в составе английского флота в ноябре 1918 г.
Классы кораблей | В строю | Переделывавшиеся |
Заградители, переделанные из торговых судов | 6 | 3 |
То же, из устаревших военных кораблей | 2 | 1 |
Легкие крейсеры | 11 | — |
Лидеры, эскадренные миноносцы | 30 | — |
Тральщики | 16 | — |
Мелкосидящие суда | — | — |
Быстроходные катеры типа «СМВ» | — | — |
Моторные катеры типа «ML» | 1 | — |
Подводные заградители типа «Е» | 4 | — |
То же, типа «L» | 2 | 6 |
Колесные пароходы | 6 | 2 |
В течение войны в английском флоте были выработаны следующие нормы миноподъемности для надводных кораблей различных классов:
1) Большие минные заградители — 800 мин.
2) Крейсеры — 300 мин.
3) Эскадренные миноносцы — 70–100 мин.
4) Тральщики — 30–40 мин.
5) Быстроходные катеры — 4 мин.
6) Колесные пароходы — до 50 мин.