Часть вторая.
Корабли, использовавшиеся для минных постановок в войну 1914–1918 гг.
Корабли, использовавшиеся для минных постановок в русском флоте
К началу войны в составе русских флотов в строю находились следующие заградители: в Балтийском — «Амур», «Енисей», «Ладога», «Нарова», «Онега» и «Волга», и в Черноморском — «Прут» и «Дунай».
Данные об этих заградителях приведены в таблицах 38 и 39.
Таблица 38. Данные о минных заградителях, находившихся в составе русского Балтийского флота в войну 1914–1917 гг. (стр. 151–152)
Заградители | Тип | Года закладки и вступления в строй | Водоизмещение (т) | Длина (м) | Ширина (м) | Осадка (м) | Мощность машины HP | Скорость хода в узлах | Дальность плавания в милях при ходе | Артиллерийское вооружение | Боевой запас мин | ||
Полная | Эконом. | Полном | Эконом. | ||||||||||
«Амур» | Специальной постройки | 1907/1909 — | 2926 | 9,1 | 14 | 4,5 | 4700 | 17 | 12 | 1600 | 3200 | I — 120-мм, XI — 75-мм, IV — пулемета | 252–323 |
«Енисей» | 1906/1909 | 2926 | 9,1 | 14 | 4,5 | 4700 | 17 | 12 | 1600 | 3200 | I — 120-мм, XI — 75-мм, IV — пулемета | 252–323 | |
«Ладога» | Переделаны из устаревших крейсеров | 1878/1912 | 6136 | 90 | 15 | 7,3 | 5290 | 10,3 | 9 | 2300 | 3000 | IV — 75-мм | 1200 |
«Нарова» | 1875/1911 | 5000 | 87 | 14,6 | 7,3 | 472 | 12 | 8 | 1600 | 1980 | IV — 75-мм, IV — пулемета | 380 | |
«Онега» | 1875/1911 | 4838 | 87 | 14,6 | 7,3 | 5590 | 13 | 9 | 2300 | 2800 | IV — 75-мм | 220 | |
«Волга» | Специальной постройки | 1903/1905 | 1710 | 64 | 11,9 | 4 | 1600 | 13 | 8,5 | 1200 | 2200 | IV — 47-мм | 260 |
«Лена» | Переделаны из торговых судов | — /1916 | 2400 | 81 | 11,9 | 4,9 | 2300 | 12 | 9 | 1700 | 1860 | IV — 75-мм, II — пулемета | 372 |
«Уран» | — /1914 | 2400 | 79,5 | 9,7 | 4,7 | 800 | 10,5 | 9,5 | 1800 | 2200 | II — 75-мм | 360 | |
«Ильмень» | 1912/1914 | 2160 | 730 | 10,7 | 4,2 | 1100 | 12 | 10 | 2600 | 2700 | II — 75-мм, II — пулемета | 400 | |
«Свирь» | 1911/1915 | 1800 | 69 | 10,7 | 2,7 | 800 | 10 | 8 | 4900 | 5600 | — | 550 | |
«Мста» | 1883/1915 | 1955 | 53,4 | 7,3 | 3,9 | 700 | 8 | 7 | 600 | 670 | — | 360 | |
«Припять» | — | 250 | — | — | 2,9 | — | 6/5 | — | — | — | — | — | |
«Ловать» | — / 1914 | — | 62,2 | 10,7 | 2,7 | 600 | 10 | — | 1500 | 200 | — | 80 | |
«Иртыш» | 1915/1916 | 230 | 40,2 | 7,5 | 0,9 | 180 | 8,5 | — | 2400 | — | II — 75-мм, II — пулемета | 80 | |
«Шексна» | 1904/1915 | 450 | 58 | 13,1 | 1,5 | — | 12 | — | 4100 | — | II — 47-мм, I — пулемета | 80 | |
«Молога» | 1903/1915 | 450 | 62 | 8,5 | 0,7 | 150 | 11 | — | 264 | — | II — 47-мм, I — пулемета | 80 | |
«Елена» | 1914/1915 | Около 3000 | 80,5 | 11,7 | 4,9 | 2300 | 12,5 | 10 | 1782 | 1865 | II — 75-мм II — пулемета | 560 | |
«Зея» и «Бурея» | — | Около 3000 | 80,5 | 11.7 | 4,9 | 2300 | 12,5 | — | 1782 | 1865 | То же | 560 |
Примечание: «Иртыш», «Шексна», «Молога» были оборудованы для постановок противолодочных сетей.
Таблица 39. Данные о минных заградителях, находившихся в составе русского Черноморского флота в войну 1914–1918 гг. (стр. 153)
Заградители | Тип | Годы закладки и вступления в строй | Водоизмещение (т) | Длина (м) | Ширина (м) | Осадка (м) | Мощность машины HP | Скорость хода в узлах | Дальность плав. в милях при ходе | Артиллерийское вооружение | Боевой запас мин | ||
Полная | Эконом. | Полном | Эконом. | ||||||||||
«Прут» | Переделанные из торговых судов | 1879/1909 | 5460 | 110 | 13,1 | 7,9 | 2710 | 12 | 7 | 4370 | 6830 | VIII — 47-мм; II — 37-мм; III — пулемета. | 900 |
«Константин» | 1890/1914 | 2500 | 91 | 11,3 | 4,6 | 2200 | 13 | 10 | 1400 | 1900 | I — 152-мм гаубица; III — 75-мм; II — 37-мм; I — пулемет | 200 | |
«Алексей» | 1890/1914 | 2400 | 90 | 11,3 | 4,9 | 2400 | 14 | 10 | 1100 | 2200 | III — 75-мм; III — 37-мм; II — пулемета. | 200 | |
«Ксения» | 1894/1914 | 2700 | 101 | 11,3 | 4,9 | 2410 | 14 | И | 1800 | 2100 | I — 152-мм гаубица; III — 75-мм; II — 37-мм, I — пулемет. | — | |
«Дунай» | Специальной постройки | 1889/1891 | 1620 | 71,5 | 10,4 | 5,2 | 1560 | 13 | 8 | 680 | 2150 | II — 57-мм, IV-47-мм; IV — пулемет. | 160 |
«Георгий» | Переделанные из торговых судов | 1896/1914 | Около 4000 | 88,8 | 11,3 | 4,6 | 2400 | 14 | 11 | 1500 | 2100 | I — 152-мм гаубица; III — 75-мм; 1 — пулемет. | 350 |
«Св. Николай» | 1893/1914 | 2783 | 91 | 11,3 | 4,6 | 2400 | 14 | — | 670 | — | I — 152-мм гаубица; III — 75-мм | 280 | |
«Мста» | 1911/1914 | 180 | 36,2 | 9,7 | 1,2 | 160 | 10 | — | — | — | — | 80 | |
«Дыхтау» | 1907/1914 | Около 4000 | 73,2 | 10,7 | 3,6 | 700 | 7,5 | — | 1650 | — | II — 37-мм | 120 | |
«Бештау» | 1906/1914 | Около 4000 | 73,2 | 10,4 | 3,4 | 860 | 10 | 9 | 1990 | 2020 | IV — 47-мм | 300 |
Одни из этих кораблей были специально построены: «Амур»; «Енисей», «Волга» и «Дунай»; заградитель «Прут» был переделан из торгового судна, а остальные — из устаревших крейсеров.
Для минных постановок были приспособлены все эскадренные миноносцы, находившиеся в строю.{34}
По объявлении мобилизации и в дальнейшем в обоих русских флотах под минные и сетевые заградители были приспособлены торговые суда, указанные в тех же таблицах, в числе 13 — в Балтийском флоте и 8 — в Черноморском.
Кроме того, все крейсеры Балтийского флота в первые месяцы по объявлении войны были приспособлены для постановки мин.
В Балтийском море были также приспособлены для минных постановок тральщики и катеры (теплоходы), в Черноморском — тральщики типа «Эльпидифор».
Таблица 40. Данные о крейсерах, миноносцах, тральщиках и катерах, ставивших мины в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. (стр. 154–155)
Класс кораблей | Наименование кораблей | Года закладки и вступления в строй | Водоизмещение (т) | Длина (м) | Ширина (м) | Осадка (м) | Мощность машин в HP | Скорость в узлах | Дальность плавания в милях | Артиллерийское вооружение | Торпедное вооружение | Боевой запас мин | ||
Полная | Эконом. | Полная | Эконом. | |||||||||||
Крейсеры | «Рюрик» | 1905/1910 | 15190 | 161 | 23 | 8,6 | 19700 | 21 | 10–8 | 2200 | 4000 | IV — 254-мм, VIII — 203-мм, XX — 120-мм | 2п — 450-мм | 500 |
«Россия» | 1895/1896 | 12195 | 147 | 21 | 9,0 | 14500 | 19,7 | 12 | 3420 | 5040 | IV — 203-мм, XII — 152-мм | — | 300 | |
«Адм. Макаров» | 1905/1908 | 7775 | 134 | 18 | 7,1 | 16500 | 21 | 14–12 | 860 | 2450 | II — 203-мм, VIII — 152-мм, II — 75-мм | 2п — 450-мм | 150 | |
«Олег» | 1902/1904 | 6675 | 133 | 16 | 7,0 | 19500 | 23 | 14–8 | 1400 | 2400 | XII — 152-мм | 2п — 381-мм | 150 | |
«Богатырь» | 1899/1902 | 6650 | 133 | 16 | 7,0 | 19500 | 23 | 12–6 | 1380 | 3000 | XII — 152-мм | 2п — 381-мм | 150 | |
«Баян» | 1907/1911 | 7775 | 134 | 18 | 7,1 | 6500 | 21 | 14–12 | 750 | 2100 | II — 203-мм, VIII — 152-мм | 2п — 450-мм | 150 | |
Эсминцы | «Новик» | 1911/1913 | 1260 | 102 | 9,5 | 4,8 | 30000 | 36 | 17 | 570 | 1600 | IV — 105-мм | IV X 2–450-мм | 80 |
«Победитель» «Орфей», «Десна», «Летун», «Изыльметьев» | 1914/1916 | 1350 | 98 | 9,3 | 4,95 | 30000 | 35,3 | 20 | 570 | 1500 | III — 105-мм | III X 3–450-мм | 80 | |
Миноносцы | «Пограничник», «Сибирский стрелок», «Охотник», «Ген. Кондратенко» | 1905/1906 | 615 | 75 | 8,0 | 3,5 | 7300 | 25 | 17 | 700 | 2480 | II — 105-мм | 3н — 450-мм | 50 |
«Всадник», «Гайдамак», «Амурец», «Уссуриец» | 1905/1907 | 570 | 70 | 7,4 | 3,4 | 6500 | 25,5 | 12 | 760 | 1400 | II — 105-мм | 3н — 450-мм | 25 | |
«Финн», «Эмир Бухарский», «Москвитянин», «Доброволец» | 1904/1906 | 570 | 72 | 7,9 | 3,1 | 6200 | 25 | 12 | 760 | 1400 | II — 105-мм | 3н — 450-мм | 40 | |
Тральщик | Типа «Минреп» | 1915/1916 | 200 | 35,6 | 6,1 | 1,4 | — | 9 | — | 450 | — | I — 75-мм | — | 35 |
220 | 44,0 | 6,1 | 1,7 | 350 | 13,5 | — | 400 | — | I — 75-мм | — | 35 | |||
Катеры-теплоходы | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 | — | 50 | 23,1 | 4,6 | 1,5 | 80 | 8 | — | 360 | — | — | — | 40 |
В русском флоте во время войны 1914–1917 гг. ставил мины лишь один подводный заградитель «Краб», который вступил в строй в 1915 г. и действовал в Черном море. Для Балтийского флота переделывались под заградители две подводные лодки типа «Барс», а также были заложены подводные заградители (табл. 41).
Таблица 41. Данные о подводных заградителях, находившихся в составе русского флота в войну 1914–1917 гг. (стр. 156–157)
Заградители | Года закладки и вступления в строй | Водоизмещение надводное / подводное (т) | Длина (м) | Ширина (м) | Осадка под водой (м) | Мощность механизмов | Скорость хода (в узлах) | Дальность плавания (в милях) | Артиллерийское вооружение | Торпедное ворружение | Боевой запас мин | |||||||
Дизели | Электромоторы | Надводн. | Подводн. | Надводн. | Подводн. | |||||||||||||
Полная | Экономич. | Полная | Экономич. | Полная | Экономич. | Полная | Экономич. | |||||||||||
«Краб» | 1908 / 1915 | 500 / 700 | 52,8 | 4,3 | 4,3 | 1200 | 660 | 12 | 8,5 | 7 | 4 | 900 | 1900 | 19,6 | 82,3 | I — 86-мм; II — пулемета | II трубы 450-мм | 60 |
«Ерш» и «Форель»{35} | 1913 / в постройке | 650 / 785 | 71 | 4,5 | 3,9 | 840 | 900 | 11 | — | 9 | 2 | 3000 | — | 25 | 130 | I — 57-мм; I — пулемет | II реш. — 450-мм, IV трубы — 450-мм | 42 |
«3» | 1917 / в постройке | 228 / 368 | — | — | — | — | — | 10 | 5 | — | — | 2000 | — | — | 90 | — | — | 20 |
О том, в какой мере в русских Балтийском и Черноморском флотах использовались корабли различных классов для постановок минных заграждений различных классов, и в частности активных минных заграждений, — можно судить по данным таблиц и по диаграмме (рис. 53). [150]
Таблицы 42 и 43 содержат сведения, относящиеся к Балтийскому флоту. Первая из них представляет сводку данных о всех выполненных им постановках, вторая же касается лишь его активных постановок. Сведения, касающиеся Черноморского флота, даются в таблицах 44 и 45.
(По данным таблиц 43 и 45 построена диаграмма).
Если рассматривать только позиционные заграждения в Балтийском море, то видно, что на них было израсходовано около 70% от общего числа поставленных мин, как уже выше отмечалось в таблице 4, между тем как заградители, специально строившиеся и оборудованные для постановок подобных заграждений, выставили лишь 19,6% от того же числа. Отсюда следует, что эти корабли не смогли полностью выполнить возлагавшуюся на них задачу, так как они обладали такой большой осадкой, что не могли быть использованы для усилений и подновлений первоначально поставленных заграждений. Подновление и усиление этих заграждений производилось заградителями меньшего тоннажа. Таким образом обслуживание минного поля позиции (подразумевая под этим подновление и усиление поставленных заграждений) требует наличия мелкосидящих кораблей, приспособленных для постановки мин.
Из таблицы 42 и диаграммы следует, что в постановках активных заграждений в Балтийском море принимали участие преимущественно, миноносцы и крейсеры. Заградители поставили в неприятельских [156] и нейтральных водах лишь 11,7 % от числа активно выставленных мин. Прочие классы кораблей этого флота в активных заграждениях участия не принимали. Они привлекались лишь к постановке позиционных и оборонительных заграждений. [157]
Таблица 42. Сведения о числе минных постановок, выполненных кораблями Балтийского флота в войну 1914–1917 гг., и о числе поставленных ими мин (стр.156–157)
Классы кораблей | 1914 г. | 1915 г. | 1916 г. | 1917 г. | Всего | ||||||
Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | В % от общего числа поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | |
Заградители специальной постройки или оборудованные до войны | 5 | 2960 | 9 | 2945 | 3 | 613 | 19 | 7646 | 19,6 | 2 | 1128 |
Заградители, переделанные из торговых судов | — | — | 13 | 2426 | 6 | 1486 | 26 | 4503 | 11,6 | 7 | 591 |
Сетевые заградители | — | — | 20 | 1900 | 34 | 8032 | 55 | 10002 | 25,8 | 1 | 70 |
Катеры (теплоходы) | — | — | 28 | 2328 | 12 | 1079 | 40 | 3407 | 8,8 | — | — |
Тральщики | 2 | 311 | 17 | 2778 | 4 | 689 | 24 | 3913 | 10,0 | 1 | 135 |
Крейсеры | 1 | 183 | — | — | — | — | 4 | 1743 | 4,5 | 3 | 1560 |
Миноносцы | 12 | 1542 | 11 | 1259 | 15 | 1519 | 69 | 7121 | 18,2 | 31 | 2801 |
Канонерские лодки | — | — | — | — | — | — | 1 | 100 | 0,2 | 1 | 100 |
Портовые пловучие средства | 2 | 100 | 3 | 300 | — | — | 8 | 497 | 1,3 | 3 | 97 |
Итого | 22 | 5096 | 101 | 13936 | 74 | 3418 | 246 | 38932 | 100,0 | 49 | 6482 |
Данные, изложенные в таблице 42, весьма наглядно показывают роль отдельных классов кораблей в минной войне. Малыми мелкосидящими кораблями, к которым относятся сетевые заградители, катеры (теплоходы), тральщики и портовые пловучие средства, было [158] поставлено около 46%, т. е. около половины от общего числа выставленных мин. Если же к этой цифре прибавить мины, выставленные миноносцами, то этот процент возрастает до 64,0%.
Малые, мелкосидящие и тихоходные корабли в полной мере выполнили предъявленные им требования. Скорость хода этих кораблей в данных случаях не имела значения, благодаря близости баз, опираясь на которые они производили постановку мин. Играла большое значение их малая осадка, в особенности при операциях в Рижском заливе в Моонзунде, где с обеих сторон велась интенсивная минная война{36} и где приходилось ставить мины в районах, иногда ранее минированных противником, и ходить при выполнении постановок как через свои заграждения, так и через неприятельские.
Переходя к более подробному рассмотрению опыта использования русским флотом кораблей для активных постановок, можно указать на то, что в Балтийском море они в основном были выполнены крейсерами и миноносцами (табл. 43).
Все эти постановки были удачны. Следует, однако, помнить, что рассматриваемые заградительные операции приходятся на первый год войны, когда больших германских сил на Балтийском театре не было, но в то же время их крейсеры проявляли достаточную активность.
Таблица 43. Распределение мин, использованных при активных постановках Балтийского флота в войну 1914–1917 гг. между классами кораблей, ставивших их
Классы кораблей | Количество поставленных мин | Число постановок | % от общего числа активно поставленных мин |
Крейсеры | 1743 | 4 | 42,7 |
Заградители | 480 | 2 | 11,7 |
Миноносцы | 1863 | 18 | 45,6 |
Итого | 4086 | 24 | 100,0 |
Черноморским флотом было выставлено мин (в активных заграждениях) в 1,5 раза больше, чем Балтийским. Эти постановки Черноморского флота были выполнены в большей своей части (57,8) вспомогательными кораблями: заградителями и тральщиками типа «Эльпидифор».
Из этого, однако, не следует делать вывода о пригодности при всех условиях вспомогательных кораблей для выполнения активных [159] заградительных операций; надо иметь в виду, что Черноморский флот, прикрывавший эти операции, по силе превосходил германо-турецкий. Миноносцы выставили 33% мин в активных заграждениях, при этом они использовались почти исключительно против Босфора.
В июле 1916 г. начались операции по систематическому заграждению минами Босфора; в течение первых четырех месяцев их ставили почти исключительно миноносцы.
Подводный заградитель «Краб» сделал всего три похода в поставил только 150 мин у Босфора и Варны.
На долю катеров и барказов приходится 7% от общего числа мин, поставленных в активных заграждениях.
Таблица 44. Сведения о числе минных постановок, выполненных кораблями Черноморского флота в войну 1914–1917 гг., и о числе поставленных ими мин
Классы кораблей | 1914 г. | 1915 г. | 1916 г. | 1917 г. | Всего | ||||||
Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | % от общего числа поставленных мин | |
Минные заградители | 26 | 5060 | 8 | 1562 | 1 | 600 | — | — | 35 | 7222 | 54,9 |
Миноносцы | 2 | 440 | — | — | 12 | 2012 | — | — | 14 | 2452 | 18,7 |
Тральщики типа «Эльпидифор» | — | — | — | — | 5 | 1100 | 3 | 1780 | 8 | 2880 | 21,8 |
Катеры | — | — | — | — | — | — | 5 | 480 | 5 | 480 | 3,6 |
Подводные заградители | — | — | 2 | 60 | 1 | 90 | — | — | 3 | 150 | 1,0 |
Итого | 28 | 5500 | 10 | 1622 | 19 | 3802 | 8 | 2260 | 65 | 13184 | 100,0 |
Анализ боевой деятельности кораблей отдельных классов, ставивших минные заграждения в Балтийском и Черном морях, показывает, что для выполнения заградительных операций периода мировой империалистической войны 1914–1918 гг. были необходимы:
1) Минные заградители с большой миноподъемностью для постановок оборонительных и позиционных заграждений значительной протяженности и в короткие сроки.
2) Мелкосидящие заградители для подновления и усиления основных заграждений и постановки мин в узкостях и на малых глубинах.
3) Быстроходные заградители для постановок активных заграждений большой плотности. [160]
Таблица 46. Распределение мин, использованных при активных постановках Черноморского флота в войну 1914–1917 гг., между классами кораблей, ставивших их
Классы кораблей | 1914 г. | 1915 г. | 1916 г. | 1917 г. | Всего | ||||||
Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | Число выходов | Количество поставленных мин | % от общего числа поставленных мин | |
Минные заградители | 2 | 1070 | — | — | — | — | — | — | 2 | 1070 | 15,7 |
Миноносцы | 1 | 240 | — | — | 12 | 2012 | — | — | 13 | 2252 | 33,0 |
Тральщики | — | — | — | — | 5 | 1100 | 3 | 1780 | 8 | 2880 | 42,1 |
Катеры | — | — | — | — | — | — | 5 | 480 | 5 | 480 | 7,0 |
Подводные заградители | — | — | 1 | 60 | 2 | 90 | — | — | 3 | 150 | 2,2 |
Итого | 3 | 1310 | 1 | 60 | 19 | 3202 | 8 | 2260 | 31 | 6832 | 100,0 |
4) Подводные заградители для постановок активных заграждений малой плотности.
Большое значение для ведения минной войны имели суда торгового флота, оборудованные для постановок мин, сетей и использованные для траления.