Некоторые итоговые данные и выводы, относящиеся к использованию мин во время войны 1914–1918 гг.
Точного количества мин, поставленных в первую мировую империалистическую войну флотами воевавших стран, на основании официальных документов установить не представляется возможным. На основе данных, приведенных выше, ориентировочный боевой расход мин каждым из этих флотов приводится в таблице 27.
Таблица 27. Приближенный боевой расход мин в войну 1914–1918 гг. (в округленных цифрах)
Государства | Количество поставленных мин |
Англия | 129000 |
США | 57600 |
Россия | 52000 |
Германия | 45000 |
Италия | 12000 |
Австро-Венгрия | 6000 |
Франция | 5000 |
Турция | 900 |
Дания | 1200 |
Итого | 308700 [139] |
В таблице 27 вовсе не учтены заграждения, поставленные флотами Болгарии, Румынии, Португалии, Швеции и Норвегии.
Если учесть мины, поставленные флотами и этик государств; т(r) округленно расход мин в войну 1914–1918 гг. выразится цифрой 310000.
Из изложенного следует, что минное оружие нашло себе во время войны 1914–1918 гг. массовое применение.
Поставленные мины распределяются по отдельным морям следующим образом (табл. 28):
Таблица 28. Распределение выставленных мин по отдельным морям в войну 1914–1918 гг.
Море | Государство | Количество выставленных мин | Общее количество выставленных мин | Процент от общего количества выставленных мин |
Балтийское | Россия | 38912 | 55201 | 17,8 |
Германия | 15089 | |||
Дания | 1200 | |||
Черное | Россия | 13184 | 13589 | 4,4 |
Турция | 88 | |||
Германия | 317 | |||
Белое | Германия | 357 | 357 | 0,1 |
Средиземное | Англия | 4500 | 25931 | 8,4 |
Германия | 2593 | |||
Турция | 838 | |||
Австро-Венгрия | 6000 | |||
Италия | 12000 | |||
Северное | Англия | 124 500 | 212 757 | 69,0 |
Германия | 25686 | |||
США | 57571 | |||
Франция | 5000 | |||
Отдаленные районы в других морях и океанах | Германия | 892 | 892 | 0,3 |
Итого | 308 727 | 308 727 | 100.0 |
По числу поставленных мин первое место занимает Северное море (включая Английский канал), которое явилось главным театром ведения минной войны. Англия ставила мины, главным образом, против германских подводных лодок.
Второе место принадлежит Балтийскому морю, где преобладающее [140] количество мин было поставлено русским флотом для целей обороны.
Таблица 29. Распределение мин по классам заграждений, выставленных в войну 1914–1918 гг. (в округленных цифрах)
Государство | Активные заграждения | Оборонительные и позиционные заграждения | Всего | ||
Количество | % | Количество | % | ||
Англия | 56400 | 44 | 72600 | 56 | |
США | | | 57609 | 100 | |
Россия | 11000 | 21,5 | 41 000 | 78,5 | |
Германия | 30000 | 67 | 15000 | 33 | |
Италия | 4000 | 33 | 8000 | 67 | |
Австро-Венгрия | 2000 | 33 | 4000 | 67 | |
Франция | 2000 | 40 | 3000 | 60 | |
Турция | 100 | 11 | 800 | 89 | |
Дания | | | 1200 | 100 | |
Остальные{25} | | | 1300 | 100 | |
Итого | 105500 | 34 | 204 500 | 66 | 310000 |
Из этой таблицы видно, что мины являются не только оборонительным, но и в значительной степени активным оружием; на активные минные заграждения было израсходовано 34% мин от общего числа поставленных.
О действительности минных заграждений, поставленных флотами различных государств, возможно судить по там потерям в корабельном составе, которые имели место в течение войны 1914–1918 гг.
В период мировой империалистической войны мины имели вес заряда 100–150 кг и только к концу войны в некоторых флотах он был увеличен до 200 кг. Война показала, что вес заряда в 100–150 кг был мал для уничтожения больших кораблей.
Из таблицы 30 видна эффективность мин как средства борьбы на море. Из военных кораблей не включены в эту таблицу тральщики, погибшие в большом количестве при выполнении тральных работ.
Таким образом погибло от взрыва 18 (9%;) больших военных кораблей, тогда как кораблей малого тоннажа 188 (91%). Следовательно, от взрыва на минах погибали преимущественно корабли малого водоизмещения, из больших погибли преимущественно корабли старой постройки, маложивучие. [141]
Таблица 30. Потери кораблей от взрыва на минах в войну 1914–1918 гг.{26}
Классы кораблей | Линейные корабли | Крейсеры | Миноносцы | Подводные лодки | Минные заградители, мониторы, канонерские лодки и вспомогательные крейсеры | Всего | ||
Государства | дредноуты | додредноуты | броненосные | легкие | ||||
Англия | 1 | 4 | 1 | 2 | 27 | 9 | 11 | 55 |
Германия | | | 2 | 2 | 56 | 42 | | 102 |
Франция | | 1 | 1 | | 6 | 2 | 1 | 11 |
Италия | | 1 | | | 4 | 2 | 7 | 14 |
Австрия | 1 | | | | 4 | 1 | 3 | 9 |
Россия | | 1 | | | 7 | 2 | 2 | 12 |
Турция | | | | 1 | 1 | | | 2 |
Япония | | | | | 1 | | | 1 |
США | | | 1 | | | | | 1 |
Итого | 2 | 7 | 5 | 5 | 106 | 58 | 24 | 207 |
Таблица 31. Потери русского Балтийского флота в войну 1914–1917 гг. с подразделением по классам кораблей и причинам гибели
Причины гибели | Попадание на мины | Атакованы подводными лодками | От артиллерийских атак | От аварий | Всего | |||||
Классы кораблей | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) |
Линейные корабли | | | | | 1 | 14415 | | | 1 | 14415 |
Крейсеры | | | 1 | 7834 | | | | | 1 | 7834 |
Заградители | 1 | 6100 | 1 | 3126 | | | | | 2 | 9226 |
Канонерские лодки | | | | | 2 | 2600 | | | 2 | 2600 |
Миноносцы | 4 | 2248 | 3 | 1437 | 1 | 1260 | 1 | 332 | 9 | 5327 |
Итого | 5 | 8340 | 5 | 12397 | 4 | 18275 | 1 | 382 | 15 | 39402 |
33% | 21% | 33% | 31% | 27% | 47% | 7% | 1% | 100% | 100% [142] |
Из таблицы 31 следует, что на долю мин в русском Балтийском флоте приходится потерь по числу кораблей 33% и по водоизмещению около 21%.
Разница между процентом от числа кораблей 33% и от тоннажа 21 % в пользу первых показывает, что от мин погибали преимущественно корабли малого водоизмещения.
При боевых столкновениях с использованием артиллерии наблюдается обратное явление. Кроме того в таблице к этой категории отнесен линейный корабль «Слава».{27}
В таблице 32 приводятся данные о потерях русского Черноморского флота в войну 1914–1917 гг. Как видно из таблицы, потери были невелики. Линейный корабль «Мария» не учтен, так как он погиб не при выполнении боевой операции. При таком малом числе потерь затруднительно делать какие-либо обобщающие выводы.
Таблица 32. Потери русского Черноморского флота в войну 1914–1918 гг. по классам кораблей и причинам гибели
Причины гибели | Попадание на мины | Атакованы миноносцами | От аварий | Всего | ||||
Классы кораблей | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) |
Заградители{28} | | | | | 1 | 5460 | 1 | 5460 |
Канонерские лодки | | | 1 | 1300 | | | 1 | 1300 |
Миноносцы | 3 | 1482 | | | | | 3 | 1482 |
Подводные лодки | | | | | | 650 / 785 | 1 | 650 / 875 |
Итого | 3 | 1482 | 1 | 1300 | 2 | 6110 | 6 | 8892 |
Большой интерес представляют таблицы 33 и 34, составленные, подобно двум предыдущим таблицам, для кораблей английского флота, по данным английского адмиралтейства (стр. 143 и 144).
Таблица 33. Потери английского флота в войну 1914–1918 гг. с подразделением их по классам кораблей и причинам гибели{29} (стр. 143)
Причины гибели | Попадание на мину | Атакованы подводными лодками | От артиллерийских атак | От атак миноносцев | От аварий | Всего | ||||||
Классы кораблей | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) | Число | Водоизмещение (т) |
Линейные корабли | 1 | 23400 | | | | | | | 1 | 19600 | 2 | 43000 |
Броненосцы | 2 | 30 800 | 4 | 56600 | 2 | 28350 | 1 | 13150 | 1 | 15 250 | 10 | 144 150 |
Линейные крейсеры | | | | | 3 | 64050 | | | | | 3 | 64 050 |
Крейсеры | 1 | 11000 | 4 | 44050 | 5 | 60550 | | | 2 | 24750 | 12 | 140 350 |
Легкие крейсеры | 2 | 7060 | 3 | 13600 | 1 | 2200 | | | | | 6 | 22860 |
Канонерские лодки | 2 | 1620 | 1 | 720 | | | | | | | 3 | 2 340 |
Мониторы | | | | | 1 | 500 | | | | | 1 | 500 |
Шлюпы{30} | 4 | 7200 | 3 | 5400 | | | 1 | 1800 | | | 8 | 14400 |
Речные канонерские лодки | | | | | 2 | 2 000 | | | | | 2 | 2000 |
Эскадренные миноносцы | 9 | 8 100 | 1 | 900 | 16 | 15 000 | | | 4 | 3600 | 30 | 27 600 |
Миноносцы | 1 | 250 | 2 | 500 | 3 | 825 | | | 1 | 300 | 7 | 1875 |
Итого | 22 | 89430 | 18 | 121 770 | 33 | 173 475 | 2 | 14950 | 9 | 63500 | 84 | 463 125 |
26% | 15% | 22% | 26% | 39% | 38% | 2% | 3% | 11% | 14% | 100% | 100% |
Таблица 34. Причины гибели надводных военных кораблей (водоизмещением более 600 т) за время войны 1914–1918 гг. во всех воевавших государствах{31} (стр. 144)
Число погибших больших кораблей различных классов | Всего погибло больших кораблей | Количество погибших кораблей легких сил | Всего погибло кораблей линейных и легких сил | Количество погибших вспомогательных судов{32} | Всего погибло кораблей: боевых и вспомогательных | ||||||||
Причины гибели | Линейные корабли (дредноуты) | Линейные корабли додредноутного типа | Линейные крейсеры | Броненосные крейсеры | Легкие крейсеры | Количество | % | Количество | о/о | Количество | % | ||
Артиллерийский огонь | | 1 | 4 | 8 | 12 | 25 | 27 | 38 | 63 | 19 | 16 | 79 | 15 |
Торпедные атаки подводными лодками | | 10 | | 13 | 5 | 28 | 30 | 20 | 48 | 14 | 90 | 138 | 25 |
Торпедные атаки надводными кораблями | 1 | 3 | | | 3 | 7 | 8 | 2 | 9 | 3 | 7 | 16 | 3 |
Мины | 2 | 7 | | 5 | 4 | 18 | 19 | 106 | 124 | 37 | 24 | 148 | 27 |
Внутренние взрывы | 4 | 2 | | 2 | 1 | 9 | 10 | 6 | 15 | 5 | 3 | 18 | 3 |
Бомбардировка самолетами | | | | | | | | 3 | 3 | 1 | | 3 | 1 |
Столкновения | | | | | 1 | 1 | | 40 | 41 | 12 | 41 | 8 | |
Посадка на мель, штормы и т. п. | | | | 1 | 4 | 5 | 6 | 25 | 30 | 9 | 25 | 55 | 18 |
Итого | 7 | 23 | 4 | 29 | 30 | 93 | 100 | 240 | 333 | 100 | 165 | 498 | 100 |
Из рассмотрения этих таблиц можно заключить, что в английском флоте от мин заграждения погибло около четверти от всего числа погибших кораблей указанных классов (26%) и около пятой части от соответствующего потерянного тоннажа (15%). Большой процент от числа кораблей (26) по сравнению с таковым же от тоннажа (15) указывает, что и в английском флоте большие потери от мин заграждения приходятся на долю более мелких кораблей. Небезынтересно отметить в этих же таблицах, что проценты [145] потерь, происшедших от боевых столкновений с использованием артиллерии и приходящихся на долю числа кораблей (39%) и их водоизмещение (38%), в английском флоте почти одинаковы; это указывает, что потери от артиллерии распределяются равномерно по кораблям различных размеров.
В таблице 34 приведены данные о причинах гибели надводных кораблей (водоизмещением более 600 т) за время войны 1914–1918 гг. во всех воевавших государствах. Эта таблица подтверждает большое значение мин, в особенности если учитывать потери линейных и легких сил; в этом случае на долю мин приходится 37% погибших кораблей. При учете же вместе всех кораблей, в том числе и вспомогательных, этот процент снижается до 27.
Наконец, таблица 35 содержит данные о причинах гибели подводных лодок в войну 1914–1918 гг. во всех воевавших государствах. Из таблицы видно, что мины по количеству погибших от их действия подводных лодок занимают первое место.
Таблица 35. Причины гибели подводных лодок в империалистическую войну 1914–1918 гг. во всех воевавших государствах (стр. 14–147)
Годы | Причины гибели | ||||||||||||||
Мина | Глубинные бомбы | Торпедные атаки подводных лодок | Артиллерийский огонь | Таранный удар | Суда-ловушки | Воздушные силы | Сети | Тралы | Ошибки в опознавании | Несчастные случаи и аварии | Уничтожение своей командой | Сдача | По неизвестным причинам | Всего | |
1914 | 4 | | 2 | 1 | 2 | | | | | | 1 | | | 1 | 11 |
1915 | 6 | | 7 | 4 | 7 | 3 | - | 1 | 1 | | 3 | | 1 | 5 | 38 |
1916 | 10 | 3 | 4 | 4 | | 2 | 2 | 2 | 2 | | 4 | | 2 | 9 | 44 |
1917 | 18 | 13 | 9 | 5 | 4 | 5 | 6 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | | 8 | 78 |
1918 | 19 | 26 | 9 | 8 | 5 | 2 | | 1 | 1 | 2 | 8 | 8 | | 11 | 100 |
Итого | 57 | 42 | 31 | 22 | 18 | 12 | 8 | 7 | 5 | 4 | 19 | 9 | 3 | 34 | 271 |
В % | 21,0 | 15,5 | 11,4 | 8,1 | 6,7 | 4,4 | 3,0 | 2,6 | 1.9 | 1,5 | 7,0 | 3,3 | 1,1 | 12,5 | 100 |
Таким образом данные две таблицы показывают роль мин в мировой войне по сравнению с другими боевыми средствами.
Для полноты характеристики эффективности мин в войну 1914–1918 гг. в таблицах 36 и 37 (стр. 146 и 147) приводятся данные о потерях в торговом тоннаже от взрыва на минах за тот же период.
Из последней таблицы видно, что наибольшие потери торгового флота от мин приходятся на 1917 г. В следующем году эти потери быстро падают, что объясняется введением параванов-охранителей на торговых судах. Параванами-охранителями к концу войны было вооружено до 3000 пароходов, причем фактически не было зарегистрировано случая, чтобы торговое судно, имевшее параван, погибло на мине.
В войну 1914–1918 гг. мины расходовались в массовом количестве. К этому пришли и такие флоты, как английский и американский, пренебрегавшие до начала войны минами, как средством борьбы на море.
Заслуживает также внимания и то обстоятельство, что к концу войны мины использовались флотами союзников главным образом против подводных лодок, как наиболее действительное средство борьбы с ними. Флоты же «центральных» государств ставили их с подводных заградителей, преимущественно против торговых судов.
Изучение и анализ использования мин в войну 1914–1918 гг. позволяют сделать следующие выводы:
1) Мины проявили себя как весьма действительное средство борьбы на море, в особенности против надводных кораблей и торговых судов.
2) Действительность использования мин требует их массового расхода.
3) Мины, поставленные на подходах к неприятельским базам по определенной системе и в массовом масштабе, представляют для флота серьезную опасность.
4) Мины, даже при их массовом использовании, могут преградить выход кораблей противника из его баз лишь на некоторый [146] промежуток времени, пока противник не протралит фарватеров. Для воспрепятствования этому необходимо воздействие на неприятельские тралящие корабли; одним из действительных средств воздействия является авиация. Кроме того, необходимо непрестанное и систематическое подновление и усиление поставленных заграждений.
5) Чем дальше от своих берегов поставлены мины, тем они более эффективны в отношении потерь, причиняемых неприятелю.
6) Позиционные и оборонительные минные заграждения обеспечивают побережье от нападения на него неприятельского флота.
ТА БЛИЦА 36 {33}. Потери от мин торговых судов главнейших государств в войну 1914–1918 гг.
Государства | Количество погибших торговых судов | Тоннаж (брутто-регистровых тонн) |
Англия | 259 | 573417 |
Франция | 40 | 34140 |
Италия | 17 | 37280 |
Россия | 12 | 17082 |
США | 10 | 24431 |
Нейтральные государства | 248 | 425837 |
Итого | 586 | 1112187 [147] |
7) Успешность активных минных заграждений требует:
а) или массовых постановок мин в непосредственной близости к базам противника при соблюдении условий, указанных в п. 4 настоящих выводов;
Таблица 37. Потери от мин торговых судов Англии, Франции, Италии, России, США и нейтральных стран в войну 1914–1918 гг. с распределением по годам (в округленных цифрах)
Годы | Потери за год в тоннах |
1914 | 85 000 |
1915 | 182000 |
1916 | 370 000 |
1917 | 397 000 |
1918 | 80 000 |
Итого | 1114000 |
б) или, при ограниченном числе используемых мин, например с подводных заградителей, постановок их в удалении от баз, на ведущих к последним фарватерах, а также вблизи береговых пунктов, используемых кораблями для обсервации, небольшими банками в несколько мин каждая и даже отдельными минами, такой способ использования мин весьма затрудняет противнику борьбу [148] с ними: траление фарватеров затягивается, и последние принуждены оставаться долгое время закрытыми.
8) Возможно маневренное использование мин, что подтверждено постановкой такого заграждения с лидера «Абдиль» во время Ютландского боя.
9) К концу войны мина была как бы дискредитирована параваном, но из этого отнюдь нельзя делать вывода о потере ее значения в будущем. Несомненно, средства борьбы с параванами будут созданы, подобно тому, как броня против артиллерии или маска против отравляющих веществ. [149]