Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава V.

Использование мин флотом США (Великое заграждение Северного моря) {21}

Использование мин флотом США в войну 1914–1918 гг. выразилось в постановке так называемого «Великого заграждения Северного моря», которое было выставлено между Оркнейскими островами и Норвегией и протяжение которого по фронту достигало 244 миль при глубине от 10 до 35 миль (рис. 41 и 43).

Проект постановки заграждения Северного моря на широте Шотландии был предложен английскому адмиралтейству США в начале мая 1917 г. по вступлении их в войну с целью закрытия прохода в океан германским подводным лодкам.

Это заграждение обладало следующими преимуществами:

1) Пригодностью против подводных лодок, выходящих из Балтийского моря через Каттегат так же, как и против выходящих из портов Северного моря. [118]

2) Невозможностью для германцев его траления, благодаря удаленности (более 200 миль) от их баз.

К его недостаткам надо было отнести:

1) Большое количество потребных мин.

2) Большие глубины моря — до 290 м (160 сажен) в тех местах, где должны были быть поставлены мины, которые до сих пор на таких глубинах еще не ставились.

3) Необходимость корабельной охраны заграждения, чтобы заставить подводные лодки погружаться. Это требовало постоянного нахождения в Северном море большого количества кораблей при плохой погоде.

4) Трудность воспрепятствования проходу подводным лодкам норвежскими водами, даже несмотря на их минирование, ввиду того что плавание в надводном положении должно было оставаться свободным. Англичане к этому предложению отнеслись сначала отрицательно: во-первых, они считали, что заграждение может стеснить мореплавание своих же кораблей, в особенности торговых судов; во-вторых, по их мнению, охрана заграждения могла быть осуществлена лишь при возможности их базирования на норвежские порты, на что нельзя было рассчитывать, и, в-третьих, потребного количества мин у англичан не было. В дальнейшем английское адмиралтейство согласилось на осуществление этого заграждения, причем мины для него должны были доставляться из США, где организовывалось их изготовление в количестве до 100000 штук.

В качестве образца этих мин были избраны мины с антенным взрывателем, который только что был изобретен США и еще не подвергался окончательным испытаниям.

Между английским адмиралтейством и командованием американскими морскими силами, действовавшими совместно с английским флотом, велись длительные переговоры, относящиеся к уточнению района расположения рассматриваемого заграждения. В октябре 1917 г. соглашение было достигнуто по всем вопросам и было приступлено к реализации данного плана, который, в итоге, ко дню подписания перемирия в ноябре 1918 г. не был еще осуществлен в полной мере.

Все заграждение было разбито на три района: А, В и С. Первый район был центральный и имел протяжение по фронту 134 мили при глубинах моря 90–145 м (50–80 сажен); район В прилегал к Оркнейским островам и имел глубины 75–155 м (40–85 сажен); район С примыкал к норвежским водам, при глубинах 120–290 м (65–160 сажен). Единственный фарватер был оставлен с западного фланга заграждения, шириною в 10 миль, и должен был быть использован в особых случаях. К заграждению прилегал район D и норвежских территориальных водах. Здесь было поставлено норвежцами заграждение против подводных лодок.

Всего в «Великом заграждении Северного моря» было выставлено 71117 мин, из них 57571 — американцами, 13576 — англичанами, причем районы В и С минировались совместно обоими флотами, а район А — исключительно американцами. [119]

Следует отметить, что по первоначальному плану имелось в виду выставить до 120000 мин; применение антенных мин позволило при дальнейших расчетах снизить это число до 100000 мин; фактически же постановка ограничилась указанным выше количеством вследствие прекращения военных действий.

Постановка заграждения началась в мае 1918 г. и, как указывалось выше, была прервана перемирием между воюющими государствами в ноябре 1918 г.

В этих постановках принимали участие 10 американских заградителей, из которых 2 были переоборудованы из устаревших броненосных крейсеров и 8 — из пассажирских и грузовых пароходов, а также 5 английских заградителей, тоже переделанных из торговых судов.

Отрядом американских заградителей всего было сделано 15 выходов для постановки мин с промежутками времени между таковыми около 10 дней; это время уходило на погрузки мин, прием топлива и отдых команды. Интенсивность отдельных постановок доходила до 1400 мин в час.

Вся операция по постановке заграждения прикрывалась от внезапного нападения со стороны надводных кораблей противника сильными отрядами линейных кораблей, линейных крейсеров и крейсеров английского флота, а также американскими линейными кораблями. От атак подводных лодок заградители охранялись миноносцами, маневрирующими в их видимости.

Во время постановок в голове заградителей, как правило, шли миноносцы с поставленными быстроходными тралами.

На отдельных участках заграждения мины располагались различным числом рядов: в среднем 6–10 — для уничтожения подводных лодок в надводном положении; 3–4 — на различных углублениях от поверхности моря (до 73 м) — для уничтожения подводных лодок в подводном положении. При установлении такого расположения мин предполагалось более вероятным, что подводная лодка, форсируя заграждение, предпочтет быть в это время ближе к поверхности воды, дабы обеспечить своему личному составу больше шансов на спасение. В силу этого плотность заграждения принималась такой, что при погружении подводной лодки до 15 м (50 фут.) вероятность для нее встречи с миною была 50%, а от 15 м до 75 м (240 фут.) — 33%.

На «Великом заграждении Северного моря» погибло 6 германских подводных лодок. Англичане остались этими результатами недовольны, ожидая большего эффекта от такого расхода мин. Американцы были удовлетворены. Независимо от фактических потерь моральное значение этого заграждения было велико. Американцы его рассматривают как одну из причин, вызвавших волнение в германском флоте в последние месяцы войны.

В заключение настоящей главы следует указать, что применявшиеся антенные мины не представляли собой окончательно разработанного и тем более всесторонне испытанного образца. Мина не была даже проверена в полном комплекте ее частей и механизмов. [120] Опытам подвергались лишь отдельные части ее конструкции. Вследствие этого имели место взрывы мин спустя некоторое время после падения их в воду. В первую же постановку таких взрывов было зарегистрировано до 100, что составляло 3% от общего количества поставленных за эту операцию мин. При последующих постановках этот процент возрос до 6, доходя иногда и до 19%.{22} Через год после постановки, а именно в период май — октябрь 1919 г., «Великое заграждение Северного моря» подверглось вытраливанию. При этом было обнаружено только 21295 из 57571 поставленных американцами мин. Таким образом, осталось всего 43%, а от стоявших на малом углублении только 28%.

Дальше