Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава VI.

Использование мин германо-турецким флотом

В течение мировой империалистической войны 1914–1918 гг. турецкий, или вернее германо-турецкий флот ставил минные заграждения в Черном море и в Дарданеллах. К началу войны Турция имела весьма ограниченный минный запас — своего производства мин не было. Весь имевшийся запас мин Турция выставила в течение первых шести месяцев войны, дальнейшее пополнение, начиная с 1916 г., шло из Германии, причем мины поступали двух конструкций: для надводных и подводных кораблей. Ввиду ограниченного запаса мин, постановки их были немногочисленны.

Первые заградительные операции были выполнены в ночь с 29 на 30 октября 1914 г. и выразились в постановке активных заграждений вдоль русского побережья (рис. 44). Тогда были выставлены три минных заграждения: заградителем «Нилуфер» — у Севастополя (заграждение 1), заградителем «Самсун» — под Одессой (заграждение 2) и крейсером «Бреслау» — в Керченском проливе (заграждение 3).

Заградитель «Нилуфер» под прикрытием линейного крейсера «Гебен», не замеченный дозорными кораблями русского флота, поставил заграждение в 60 мин в районе Севастополя между мысом Фиолент и Херсонесским маяком. Повидимому, «Нилуфер» из-за ошибки в счислении не дошел до намеченного места (непосредственно у Севастополя) и поставил заграждение на больших глубинах. Мины не были обнаружены и плаванию русского флота не мешали.

Заградитель «Самсун», переделанный из морского буксира, поставил 28 мин на линии Одесса — Севастополь с минным интервалом в 300–400 м. По первоначальному варианту постановка мин должна была быть произведена под Одессой или под Очаковом, [122] но, вследствие двукратной встречи силуэтов каких-то судов, командир заградителя изменил решение и, не будучи уверенным в точности своей прокладки, поставил мины вдали от Одессы, на видимости лучей прожекторов и огней.

Крейсер «Бреслау» поставил 60 мин у входа в Керченский пролив; углубление мин — 2,5 м, минные интервалы — 55 м. На этом заграждении в тот же день взорвались и погибли русские пароходы «Ялта» и «Казбек».

В ноябре 1914 г. заградитель «Нилуфер», возвращаясь из операции в западной части Черного моря, погиб по причине, до сих пор не выясненной. Вблизи Босфора были обнаружены его обломки, флаг и трупы двух германских матросов. Ввиду недостатка мин дальнейшие заградительные операции в Черном море были прекращены и перенесены в Дарданеллы.

В Дарданеллах (рис. 45) в районе Дарданос — Бейкуш — Килад-Барэ — Чанак, в узкости и южнее ее, к началу февраля 1915 г. было выставлено 10 рядов заграждений в 462 мины. Самый северный ряд (первый) в 53 мины выставлен 26 февраля. Заграждение 11 из 26 мин в бухте Эренкой выставлено дополнительно 8 марта (табл. 25).

Таблица 25. Минные заграждения, выставленные гемано-турками в Дарданеллах в марте 1915 г.

№ заграждений Число рядов в заграждении Количество выставленных мин
1 3 53
2 2 29
3 4 75
4 2 39
5 4 87
6 2 36
7 3 50
8 1 16
9 3 48
10 2 29
11 1 26
Итого   488

Мины ставились с интервалами 45 и 80 м. Заграждение 11 было выставлено с небольшого турецкого заградителя в районе обычного маневрирования английских кораблей. Местные условия весьма благоприятствовали защите заграждений, так как форты и подвижные батареи, расположенные на обоих берегах, прикрывали минные заграждения, лишая противника возможности тралить их днем, ночью же траление было ненадежно. Кроме того, течение, направленное к выходу, допускало возможность применения плавающих [123] и дрейфующих мин против неприятельских кораблей, входящих в пролив из Эгейского моря.

Английские тральщики в ночь на 18 марта производили тральные работы в районе бухты Эренкой, и, после того как ими было затралено на заграждении 11 четыре мины, англичане сочли его безопасным для плавания своих кораблей.

Во время операции 18 марта, при попытке английского флота форсировать пролив, первым подорвался на турецких минах в заливе Эренкой французский линейный корабль «Буве». После первого периода стрельбы по фортам, будучи незначительно поврежденным, он был выведен из сферы огня, попал на мину и через 2 минуты после взрыва потонул с экипажем в 600 человек.

Через 2 часа после этого английский линейный крейсер «Инфлексибль» попал на то же заграждение. У него было затоплено отделение подводных минных аппаратов, и линейный крейсер принужден был выйти из строя.

Несколько времени спустя устаревший английский корабль «Ирресистибл» там же попал на мину. Его оба машинных отделения заполнились водой, попытки буксировки оказались бесплодными. Корабль, будучи покинутым командою, затонул.

В этот же период боя англо-французского флота с береговыми батареями французские линейные корабли «Суффрен» и «Голуа» принуждены были, вследствие тяжелых потерь от артиллерийского огня, выйти из боя. Вслед за этим последовало приказание командования союзному флоту прекратить атаку дарданельских укреплений. Английский линейный корабль «Ошен» во время отхода также попал на мину; одновременно он имел попадание артиллерийского снаряда. «Ошен» получил крен до 15°, далее он был покинут командою и через несколько часов затонул.

Бой этот окончился полным успехом для обороняющихся. Из 18 боевых кораблей противника, принимавших участие в атаке, 3 погибли на минах, 2 — повреждены от артиллерийского огня и 1 на длительный период был выведен из строя в результате попадания на мину.

Первое время после окончания войны, пока исторические материалы не были в должной мере изучены, потери англо-французских сил от мин приписывались применению со стороны турок плавающих мин. Однако это не соответствовало действительности. Турки имели 50 плавающих мин, которые, обладая небольшой отрицательной пловучестью, были подвешены на шкертах длиной около одного метра к поплавкам. Мины в количестве 6 штук были пущены по течению лишь один раз, 14 марта 1915 г. Германское командование недоверчиво относилось к этим минам, опасаясь, что они, попав в прибрежное контртечение, могут оказаться опасными и для своих кораблей.

Поставив три заграждения в 148 мин у русского побережья в Черном море и 488 мин в Дарданеллах, турецкий флот полностью израсходовал имевшийся запас мин, вследствие чего не могли быть выставлены оборонительные заграждения в наиболее [124] важных участках анатолийского побережья; в особенности для защиты Зунгулдака и Эрегли, где находились угольные копи, откуда производилось снабжение топливом германо-турецких военных кораблей и промышленных предприятий. Доставка угля из этих копей в Константинополь производилась только водным путем, поэтому минная оборона данного района играла большую роль, так как уничтожение русскими гавани и погрузочных приспособлений в Зунгулдаке имело бы для турок тяжелые последствия. Русский флот неоднократно обстреливал Зунгулдак, и отсутствие турецких минных заграждений значительно облегчало ему эту задачу.

В 1916 г. заградительные операции возобновились. Из Германии были доставлены два образца мин для постановок с надводных кораблей и подводных заградителей. Из имевшихся в Турции кораблей минные постановки у русских берегов мог выполнять только один крейсер «Бреслау» и то с некоторым риском быть отрезанным русским флотом.

Затруднительность выполнения минных постановок с надводных кораблей потребовала переброски из Германии в Черное море подводных заградителей, что и было осуществлено германцами.

В Черное море перебросили сначала подводные заградители «UC-13» и «UC-15, а затем «UC-23». Для подводных заградителей мины доставлялись, по всей вероятности, прямо в Варну, на которую базировались заградители.

Подводный заградитель «UC-15» выставил три минных заграждения в районе Севастополя (рис. 44, заграждения 4–6) и одно в районе Одессы. Заграждения ставились преимущественно на фарватерах, причем перед постановкой в районе Севастополя подводной лодкой «UB-8» были определены входные фарватеры.

Подводный заградитель «UC-15», выйдя из Варны 24 марта 1915 г. выставил на подходах к Севастополю заграждение в 11 мин (заграждение 4); 31 марта он снова выставил у Севастополя 11 мин (заграждение 5); 21 апреля он выставил там же 12 мин на входном обвехованном фарватере, южнее Инкерманского створа (заграждение 6).

На этих минах взорвался и погиб эсминец «Живучий», между тем как за несколько часов до прохода его и крейсера «Кагул» фарватер был обследован тральщиками, которые не обнаружили мин. Повидимому «UC-15» удалось проследить работу тральщиков, точно определить входной фарватер и после ухода последних выставить заграждение прямо на фарватере. «Живучий», следуя впереди «Кагула», взорвался на заграждении недалеко от берега. Крейсер, видя взрыв и гибель миноносца, описал коордонат в северном направлении и, благодаря этому, случайно обошел заграждение с севера. В данном районе тральщиками было вытралено 8 мин, поставленных наискось, южнее входного фарватера.

28 мая заградитель «UC-15» поставил 12 мин под Одессой (заграждение 10) на пути движения торговых судов от Очакова. 13 ноября он же выставил у Сулинского гирла 12 мин (заграждение 11). Из этого похода заградитель не вернулся. При каких обстоятельствах от погиб — неизвестно. [125]

Подводный заградитель «UC-13» мин не ставил. Он погиб осенью 1915 г., выскочив в шторм на берег в районе Босфор — Зунгулдак. Заградитель был обнаружен лежащим на отмели у устья реки Мелен.

Весной 1916 г. из Германии были доставлены мины для постановки с «Бреслау». 4 мая он выставил заграждение у острова Фидониси тремя короткими линиями в 24, 10 и 25 мин, всего 59 мин, (заграждение 7). 6 мая «Бреслау» выставил на S от Тарханкута, на пути Севастополь — Николаев, два заграждения по 22 мины (заграждение 8).

Эти заграждения, вследствие ошибки в счислении, были выставлены не совсем удачно к SO от намеченного плана. В тот же поход 7 мая «Бреслау» поставил заграждение в 16 мин на W от мыса Лукулл на пути Севастополь — Евпатория (заграждение 9). Это заграждение русским флотом долго не обнаруживалось, так как в данном районе не было движения кораблей и торговых судов; миноносцы, ходившие на Евпаторийский рейд для проведения учебных торпедных стрельб, обычно, проходили его мористее. На заграждении у Тарханкутского маяка взорвался русский транспорт.

В ночь с 24 на 25 июня 1917 г. «Бреслау» выставил банками заграждение в 80 мин, от Сулинского гирла до Очаковского рукава Килийского гирла (заграждение 12). Минные банки были расположены на значительном расстоянии друг от друга. На этом заграждении в 2,4 мили на SO от острова Фидониси подорвался и погиб эсминец «Лейтенант Зацаренный».

21 июля «Бреслау», приняв 65 мин, вышел в море для постановки заграждения у Новороссийска.

В 13 ч. 05 м. им были замечены сначала 4 дыма, а затем опознана русская эскадра в составе линкора «Мария», крейсера «Кагул» и миноносцев. Дистанция до линкора равнялась 136 каб. «Бреслау» повернул и начал отходить. Для обеспечения необходимого угла обстрела 105-мм кормовому орудию и подачи к нему боевого запаса пришлось сбросить за борт 9 мин. Дистанция уменьшилась и дошла до 121 каб. «Бреслау» поставил дымовую завесу, зажег «туманный ящик» и начал зигзагировать. На отходе «Бреслау» получил два попадания снарядами, но повреждения от них были незначительные. Командир крейсера приказал сбросить еще 8 мин. Полного хода крейсер развить не мог вследствие засорения топок.

На отходе «Бреслау» все время закрывался дымовыми завесами, пока не сжег все «туманные ящики». Затем дистанция начала увеличиваться, и линейный корабль «Мария» прекратил огонь. Считаясь с возможностью, при наступлении темноты, торпедных атак миноносцев, командир крейсера приказал сбросить за борт еще 6 мин для облегчения действия 105-мм орудия. В сумерки «Бреслау» наконец оторвался от преследовавшей его русской эскадры и благополучно вернулся в Константинополь. Оставшиеся на борту 42 мины были доставлены в базу. Германцы считали, что мины, окончательно не приготовленные, от попаданий снарядов не взорвутся.

Все минные заграждения, поставленные германо-турецким флотом в Черном море, сведены в таблицу 26. [126]

Таблица 26. Активные минные постановки германо-турецкого флота в Черном море в войну 1914–1917 гг.{23}

№ заграждений Дата выполнения Корабли, ставившие заграждения Количество выставленных мин Район или место постановки
  1914 г.    
1 29/Х Заградитель «Нилуфер» 60 У Севастополя
2 29/Х Заградитель «Самсун» 28 Под Одессой
3 29/Х Крейсер «Бреслау» 60 В Керченском проливе
  1916 г.      
4 21/III Подводный заградитель «UC-15» 11 У Севастополя
5 31/III То же 11 У Севастополя
6 21/IV То же 12 У Севастополя
7 4/V «Бреслау» 59 У о-ва Фидониси
8 6/V «Бреслау» 44 У мыса Тарханкут
9 7/V «Бреслау» 16 У мыса Лукулл
10 28/V «UC-15» 12 У Одессы
11 13/XI То же 12 У Сулинского гирла
12 24–25/VIII 1917 г. «Бреслау» 80 У о-ва Фидониси
Итого     405  

Весной 1916 г. Трапезунд и Ризе были заняты русскими войсками, причем снабжение их поддерживалось транспортами. Чтобы воспрепятствовать этому, с подводного заградителя было выставлено небольшое заграждение, точных сведений о котором, однако, не имеется. Известно только, что вскоре после занятия Трапезунда русскими тральщиками на рейде было затралено 3 мины, а в районе Ризе на мине взорвалось русское госпитальное судно «Вперед».

В районе Варны, вдали от берегов, болгарским флотом{24} было выставлено небольшое минное заграждение оборонительного характера, на котором взорвался и погиб русский миноносец «Лейтенант Пущин». Это заграждение затруднило в дальнейшем действия русского флота в районе Варны.

В 1915 г. было поставлено небольшое количество мин в Акабском заливе Красного моря и в Суэцком канале. Английский крейсер [127] «Минерва» регулярно появлялся у Акабы и обстреливал ее. Турки решили поставить мины на месте маневрирования крейсера. Акаба расположена вдали от железнодорожных линий и хороших шоссейных и грунтовых дорог, а потому мины туда были доставлены на верблюдах. Постановка мин была выполнена ночью со специально сколоченного плота. В апреле 1915 г., с еще большими организационными трудностями, было выставлено несколько мин в Суэцком канале, также против английских кораблей. В постановке мин как в Акабском заливе, так и в Суэцком канале активное участие принимали германцы.

В период 1916–1918 гг. турки выставили небольшие заграждения перед Мерсиной и другими портами Александрийского залива.

В этом районе было поставлено около 350 мин.

Таким образом в течение войны 1914–1918 гг. германо-турецкий флот выставил 1243 мины, из них 636 мин было поставлено в первый период войны, по март 1915 г. включительно, остальные мины были поставлены в 1916 г. и позже.

По своему назначению германо-турецкие минные заграждения могут быть подразделены на активные (405 мин, 32,5%) и оборонительные (838 мин, 67,5%).

Германо-турецкий флот имел небольшой запас мин и был весьма ограничен в корабельных средствах для их постановки.

Заградительные операции Турция выполнила лишь с помощью Германии, которая предоставила ей корабли, мины и личный состав.

Дальше