Использование мин английским флотом
Английский флот принадлежал к числу тех флотов, которые на мины обращали очень мало внимания, считая, что последние используются только слабым флотом для обороны. Вступая в мировую империалистическую войну 1914–1918 гг., английский флот имел весьма ограниченный минный запас. С первых же дней войны англичане поняли ошибочность своего пренебрежительного отношения к этому средству борьбы на море, вследствие чего ими была проделана большая работа по созданию совершенного образца мины, каковой окончательно был выработан только в 1916 г.
Английскому флоту при объявлении войны были поставлены следующие задачи:
1) Обеспечение неограниченных морских сообщений для британских кораблей; это являлось жизненным условием для островного государства, в особенности такого, которое не могло существовать средствами только метрополий.
2) Постепенное экономическое давление на противника путем перерыва его морских коммуникаций, для принуждения его к миру.
3) Прикрытие и защита всех своих перевозок и охрана коммуникационных линий.
4) Оборона метрополий и колоний от нападения противника.
Для выполнения этих задач английскому флоту было выгодно уничтожить германский флот, но этого не удавалось сделать, так как последний уклонялся от боя. Англичане не решались предпринять тесной блокады германского флота из опасения неприятельских подводных лодок, миноносцев и мин, а потому они осуществляли дальнюю блокаду. Большой флот англичан наблюдал за; Северным морем, а Дуврский и Гарвичский флоты защищали канал, обеспечивая сухопутные перевозки войск на континент и торговые пути. Германцы, установив такой оборонительный характер действий английского флота, начали проявлять активность своими легкими морскими силами и, в особенности, подводными лодками. Чтобы парализовать это, английский флот предпринял ряд минных; постановок в Гельголандской бухте, с целью заблокировать флот противника. Однако вследствие неудовлетворительной конструкции мин, эти постановки были мало действительны: на заданное углубление мины становились неточно, запальное приспособление было, ненадежно, заряд был слишком мал, мины дрейфовали, вследствие легкости их якорей, минрепы быстро перетирались. Мины против подводных лодок во время действия давали 67% осечек. Англия к началу войны не имела почти никакой минной обороны: даже [100] такие важные опорные пункты, как Скапа-Флоу, где сосредоточивался Большой флот, оставались без защиты.{19} Только осенью 1914 г. здесь начали применяться сетевые и минные заграждения.
В период перевозки войск, когда нужно было сделать опасными для германских кораблей районы у Остенде и Зеебрюгге, у англичан не было достаточного количества мин, а также кораблей для их постановок. Они обратились за помощью к французам, но так как и у последних дело было не лучше, то англичане прибегли к русскому морскому командованию и в итоге получили из Владивостока 1000 мин образца 1898 г.
За недооценку минного оружия англичане скоро поплатились, широкое применение мин германцами заставило их изменить взгляд на мины.
За 1914 г. английский флот выставил лишь 2264 мины для обороны своего побережья.
Не имея почти никакого опыта в постановке мин, в сентябре 1915 г. англичане обратились к русскому морскому генеральному штабу с просьбой выслать им секретные правила о постановке мин, принятые русским флотом, что и было исполнено.
В октябре того же года, несмотря на все усилия англичан, минное дело у них продолжало развиваться плохо. Они вновь обратились в русский морской генеральный штаб с просьбой выслать им образец мины 1912 г., затем чертежи мин образцов 1908 и 1912 гг. и других имевшихся образцов мин. Все это им было передано и в дальнейшем использовано ими для выработки своего образца мин; при этом был использован и опыт германцев, в результате изучения вытраливаемых германских мин. Одновременно с минами были отправлены из России в Англию специалисты-минеры командного и рядового состава.
Со второй половины 1915 г. тактика минной войны английского флота изменились, и минно-заградительные операции имели задачей:
а) уничтожение германских подводных лодок;
б) защиту побережья Англии от германских надводных кораблей;
в) создание постоянной угрозы германскому флоту при выходе его из баз, в особенности из Гельголандской бухты;
г) борьбу с германским торговым судоходством.
Итак, английский флот в 1915 г. ставил себе задачу, действуя вместе с французским флотом, закрыть проход через Дуврский пролив в Английский канал германским подводным лодкам из баз фландрского побережья в Атлантический океан, но это им не удавалось вплоть до 1917 г.
Прежде всего следует отметить, что англичане не убирали тех германских минных заграждений, которые соответствовали их общему плану обороны; эти заграждения они включили в общую [101] английскую систему минных заграждений. Так, часть заграждения, поставленного германским вспомогательным крейсером «Метеор» в Фирт-оф-Морей, осталась в качестве прикрытия учебного района со стороны моря.
В 1915 г. постановка мин была начата только в конце года. В ответ на постановку германцами активных минных заграждений у берегов Англии английский флот выставил ряд заграждений в Гельголандской бухте с общим количеством 4498 мин (рис, 31).
Для обороны собственного побережья, главным образом для минирования Дуврского пролива, было выставлено 7270 мин, из них около 1000 мин с большим углублением против подводных лодок (рис. 32).
1916 г. для английского флота знаменателен усилением минной войны. К этому времени английская военная промышленность успела развернуть производство мин. [103]
В период с 10 марта по 16 июля англичане выставили минные и сетевые заграждения у бельгийского побережья (табл. 21) для заблокирования германских подводных лодок в базах Зеебрюгге и Остенде. Целью этих заграждений была также защита английских мониторов, которые ходили обстреливать бельгийское побережье. Мины и сети защищали мониторы от атак со стороны берега. Глубоководное минное заграждение защищало мониторы от нападения больших кораблей. Для постановки мин были использованы 4 больших минных заградителя: «Принцесса Маргарита», «Орвиато», «Ангора» и «Биарриц». На мелких местах мины ставились с тральщиков. От Темзы до места назначения их сопровождали 2 дивизиона эсминцев из Гарвича. Постановки мин производились ночью.
Таблица 21. Сведения о количестве походов и мин, выставленных английскими заградителями у бельгийского побережья в 1916 г.
Месяц | Количество походов | Количество выставленных мин | Примечание |
Март | 4 | 1670 | Минные заграждения показаны на рис. 34. |
Апрель | 3 | 2445 | |
Май | 13 | 2812 | |
Июль | 6 | 566 | |
Итого | 26 | 7493 |
Сетевые заграждения были поставлены двумя дивизионами дрифтеров (рис. 32, 33, 34). Сети снабжались специальными минами. Операцию прикрывали мониторы, эсминцы, а также английские и французские самолеты. На этом заграждении погибло три германских подводных лодки.
Заграждение должно было охраняться миноносцами. Для того чтобы эти корабли сами не попали в минное поле, по фронту последнего через каждые 3 мили были выставлены светящиеся буи. На практике нести все время непрерывную охрану заграждения англичане не смогли. Германцы, пользуясь этим, разрушали буи и уничтожали заграждение. Такая борьба продолжалась все лето. Однако англичане достигли только того, что неприятельским подводным лодкам приходилось больше тратить времени на выход из своих баз и больше опасаться заграждений; доступ же им в канал и к берегам Франции прекращен не был.
В силу последнего обстоятельства англичанами было выставлено новое сетевое заграждение между Гудвинскими банками и пловучим маяком Дик (рис. 35). Это заграждение себя не оправдало. В районе его постановки глубины доходили до 36 м. Сети, поставленные [104] у бельгийского побережья на глубинах 10–18 м, стояли хорошо. На глубинах же в 36 м они дрейфовали, путались в мины, и их приходилось удалять.
Кроме того, опыт войны показал, что в рассматриваемых условиях приливных и отливных течений заграждение из противолодочных сетей не останавливало подводных лодок, которые при полной воде проходили над или под сетями. [105]
Действительным средством против подводных лодок оказались лишь мины. В 1916 г. было выставлено 2573 мины с большим углублением у берегов Англии и 2192 мины в Ламанше и устье Темзы против подводных лодок. В районе Гельголандской бухты для создания минной угрозы германскому флоту было выставлено 1679 мин.
Еще до Ютландского боя лидер «Абдиль» выставил у Хорнс-Рифа маневренное минное заграждение, на котором подорвался германский линейный корабль «Остфрисланд». Им же после Ютландского боя было выставлено второе заграждение. Это был первый случай маневренного использования мин во время мировой войны.
В 1917 г. с получением лучших по качеству мин английский флот стал на путь массового их использования. В ноябре было начато, а в конце декабря закончено большое минное заграждение в 9500 мин у Фолькстон-Грине (рис. 32). Это заграждение должно было закрыть проход германским подводным лодкам через Дуврский пролив в Атлантический океан.
Для того чтобы достигнуть 100% преграждения прохода подводных лодок, требовалось 30000 мин. Но так как такого числа мин не было, то выставили 9500 мин; минные интервалы 45 м (150 фут.); углубление мин 9 м (30 фут.) от поверхности моря, при милой воде 3,6 м (12 фут.). Таким образом, мины были поставлены глубже обычной осадки кораблей и, по мнению англичан, опасности для торгового мореплавания не представляли. Наряду с этим англичане и французы организовали проводку кораблей и транспортов через заминированный район.
Первоначально англичане предполагали и верхний слой заграждения [106] сделать опасным для подводных лодок, выставив в нем сети с минами, но затем от этого отказались, остановившись на принудительном методе погружения неприятельских подводных лодок. Для достижения последнего, по опыту предыдущих постановок, была организована беспрерывная сторожевая охрана заграждения. С западной и восточной его сторон был расположен ряд судов, хорошо защищенных от попаданий торпедами, вооруженных сильными прожекторами и поддерживаемых артиллерией, установленной на берегу. Кроме того, прожекторы были установлены на 4 промежуточных (пловучих) маяках. Каждый из последних имел по 4 прожектора, из которых два образовывали завесу по линии Фолькстон-Грине, а два других были искателями в восточном и западном направлениях. На флангах заграждений были оставлены фарватеры, защищаемые глубокостоящими минами на проводах, взрываемыми с берега, где имелся электрический автоматический указатель прохода лодок через этот район.
В районе Фолькстон-Грине были большие приливо-отливные течения. Моменты высокой и низкой воды не совпадали с моментами остановки приливо-отливных течений. На диаграмме (рис. 36) нанесены четыре кривые А, В, С, D, показывающие влияние приливо-отливных течений на поставленные мины.
Кривая А показывает подъем и падение прилива и футах для каждого часа. Кривая В - скорость приливного течения в узлах для каждого часа. Кривая С всплывание и погружение мины в зависимости от силы течения. Кривая D - результат воздействия на мину высоты прилива и силы течения.
Высота прилива и отлива и сила течения оказывают влияние на изменение углубления мин. При приливе мина покрывается слоем [107] воды, течение же заставляет ее погружаться глубже. Оба эти воздействия на мину иногда складываются, иногда направлены в противоположные стороны. При прибытии воды и одновременном действии течения обе эти причины действуют совместно и заставляют мину уходить на глубину. Когда течение ослабевает, мина всплывает ближе к поверхности.
Если длина минрепа равна глубине в малую воду, то через час после сизигийной полной воды мина окажется углубленной «а 10,5 м (35 фут.), а за 1,5 часа до малой воды она будет находиться на 1,2 м (4 фут.) от поверхности.
В течение весьма короткого промежутка времени на минных заграждениях в Ламанше погибло 9 германских подводных лодок, и в итоге попытки германцев проходить через Английский канал прекратились.
За 1917 г, у английского побережья, включая Ламанш, было выставлено 11512 мин.
В 1917 г., с изготовлением более совершенных мин, заградительные операции в Гельголандской бухте возобновились вновь и с несравненно большей интенсивностью. Также расширилась и зона постановок мин; некоторые точно устанавливаемые районы и фарватеры оставлялись открытыми для плавания своих кораблей, в то время как усиленно заграждались места, где, по предположениям, проходили протраливаемые фарватеры противника (рис. 37, 38 и 39). За 1917 и 1918 гг. английским флотом было поставлено в районе Гельголандской бухты 36823 мины с целью заблокирования германского флота в его главной базе. Все постановки мин были удачны. По свидетельству Гросса, «ни германским сторожевым кораблям, ни достаточно часто выходившим в море флотилиям миноносцев ни разу не удалось застать хотя бы один из английских кораблей во время постановки заграждений».
Интенсивность этих постановок в некоторые месяцы в 1917 1918 гг. доходила до 2000 мин.
В 1916 г. была начата, а в 1917 г. продолжена постановка большого минного заграждения у входа в Дарданеллы в Эгейском море. Заграждение простиралось от острова Мавр до бухты Сувла и состояло из 2500 мин, поставленных 39 отдельными линиями (рис. 40).
В 1918 г. это заграждение усиливалось и было выставлено 1000 мин. Это заграждение было выставлено после прекращения Дарданелльской операции и имело своим назначением создание постоянной минной угрозы германским крейсерам «Гебен» и «Бреслау» и подводным лодкам при их выходе из Дарданелл в Эгейское море. На этом заграждении, подорвавшись на 5 минах, в 1918 г. погиб крейсер «Бреслау» и подорвался линейный крейсер «Гебен».
Кроме того англичанами было выставлено около 1000 мин в Адриатическом море.
На рисунке 41 нанесены главнейшие минные поля в Северном море; здесь показаны минные заграждения, поставленные английским и германским флотами.
Весной 1918 г. у Гельголандской бухты было выставлено 11 ложных минных заграждений, мины в которых снаряжались песком вместо [108] взрывчатого вещества (рис. 42). В большинстве случаев англичане ставили у германского побережья мины срочного действия, которые должны были тонуть через 38 суток. Благодаря постановке мин срочного действия корабли английского флота безопаснее себя [109] чувствовали у германского побережья, но это требовало большого расхода мин, а следовательно, взрывчатого вещества и металла. Постановка ложных мин позволяла английскому флоту свободно ходить в районе фарватеров «200» и «300». Всего англичанами было выставлено 11 отдельных линий из ложных мин. Общее число поставленных ложных мин не опубликовано, но, судя по отдельным [110] заграждениям, где число поставленных мин известно (заграждение 1–20 мин, 2–284 мины, 8–60 мин, 11–20 мин, таковых было выставлено не менее 700.
Большая часть английских минных постановок в Гельголандской бухте (22 000 мин из 43 000) была выполнена XX флотилией эсминцев. В этом районе мины ставили также и заградители, переделанные [111] из торговых судов: «Принцесса Маргарита» и другие, лидер «Абдиль» и подводные заградители «Е-24, 41, 45, 51 и 34».
Минно-заградительные операции англичан в Гельголандской бухте в 1917 и 1918 гг., переросли в борьбу против германских тральщиков и прикрывающих их кораблей. Был даже такой момент, когда весь состав германских вспомогательных кораблей был занят исключительно тем, что старался поддерживать чистыми от мин достаточное число фарватеров, обеспечивающих вход и выход германским подводным лодкам. Считается, что на английских минных заграждениях в Гельголандской бухте погибло не менее 100 германских военных кораблей и, кроме того, подорвался крейсер «Штральзунд».
В результате большая часть германских подводных лодок прекратила плавание через Гельголандскую бухту и стала проходить через Кильский канал и Каттегат.
Весной 1918 г. англичане поставили минные заграждения в Каттегате для воспрепятствования выходу германских подводных лодок в Северное море. Мины ставили минные заградители «Принцесса Маргарита», «Ангора» и лидер «Абдиль» под прикрытием [113] крейсеров и миноносцев. За два похода ими было выставлено 1376 мин с углублением 10 и 20 м.
По западной границе загражденного минами района Северного моря, прилегающего к германским берегам, Голландией был поставлен ряд светящихся буев для обеспечения безопасного плавания торговых судов в голландские порты.
После того как германские подводные лодки лишились возможности проходить через Дуврский пролив, они усилили свою деятельность в Северном море, и именно в направлениях тех пунктов, в которых сосредоточивались конвоируемые отряды торговых судов перед их переходом в Северном море. Наиболее важным из таких районов был Ньюкестель на Тайне. Для предотвращения этого англичанами был разработан план оборонительного заграждения восточного побережья. Оно должно было состоять из 9000 мин в 3 линии на различных углублениях против подводных лодок в погруженном состоянии и в 3 линии на небольшом углублении против [115] этих же кораблей в надводном положении. Постановка заграждения была начата в августе 1918 г. у берегов Йоркшира и Дургмана, в течение августа и сентября было выставлено 9000 мин.
Кроме описанных выше заградительных операций, в 1918 г. англичане приняли участие в постановке «Великого заграждения Северного моря» (рис. 43), где они выставили 13576 мин (табл. 23).
Таблица 22. Данные о количестве мин, выставленных англичанами в Северном море, с распределением их по годам постановок
Годы постановки | Мины в Ламанше у устья Темзы и у бельгийского побережья | Мины на больших углублениях против подводных лодок у берегов Англии | Мины в Гельголандской бухте | Всего выставлено за год |
1914 | 2264 | | | 2264 |
1915 | 6337 | 933 | 4498 | 11768 |
1916 | 9685 | 2573 | 1679 | 13937 |
1917 | ||||
1-я четверть | | | 4865 | |
2-я четверть | 4669 | 3843 | 6 384 | |
3-я четверть | 3000{20} | | 3510 | |
4-я четверть | | | 7389 | 33660 |
Итого | 25955 | 7349 | 28325 | 61629 |
В британской энциклопедий в разделе «Траление и постановки мин» в одном месте текста указано, что англичане поставили у Гельголандской бухты 43000 мин, в другом месте говорится, что главной задачей XX флотилии миноносцев за 1918 г. была постановка 25500 мин в Гельголандской бухте.
В германском журнале «Nautilus» 1938 г. указано, что английским флотом за войну 1914–1918 гг. было выставлено 129 000 мин.
Если принять, что английским флотом за войну 1914–1918 гг. действительно было поставлено 129000 мин, то недостающие в 23-й таблице 12754 мины вероятнее всего были выставлены в оборонительных заграждениях у английского побережья. [116]
В общее число 129000 мин включены и электрические мины на проводах (обсервационные мины), которые были выставлены у главнейших баз флота Скапа-Флоу, у Гарвича и у Фолькстона.
Из таблицы 23 видно, что английский флот с целью обороны больше всего поставил мин у своего побережья, включая Ламанш. Вместе с тем таблица наглядно показывает, как из года в год рос боевой расход мин английского флота.
Таблица 23. Сведения о количестве мин, выставленных английским флотом в войну 1914–1918 гг., по морям, районам и годам
Моря и районы | Количество выставленных мин по годам | Всего | |||||
1914 | 1915 | 1916 | 1917 | 1918 | Количество выставленных мин | В % | |
Северное море | |||||||
Гельголандская бухта | | 4498 | 1679 | 22148 | 14675 | 43000 | 34,0 |
Английское побережье (включая Ламанш) | 2264 | 7270 | 4765 | 8512 | 20490 | 43301 | 36,2 |
Бельгийское побережье | | | 7493 | 3000 | | 10493 | 8,8 |
Великое заграждение Северного моря | | | | | 13576 | 13576 | 15,9 |
Каттегат | | | | | 1376 | 1376 | 1,6 |
Средиземное море | |||||||
У Дарданелл | | | | 2500 | 1000 | 3500 | 2,9 |
Адриатическое море | | | | 1000 | | 1000 | 0,6 |
Итого | 2264 | 11768 | 13937 | 37160 | 51117 | 116246 | 100,0 |
Если считать, что английским флотом было выставлено всего 129000 мин, тогда на оборонительные заграждения приходится 72631 мина.
В этом случае процентное соотношение будет следующее:
активные заграждения 44%
оборонительные 56%
Данные, приведенные в таблице 24, показывают, что английский флот израсходовал немногим больше мин на оборонительные заграждения по сравнению с активными.
Особенностью минной тактики английского флота была постановка заграждений большой плотности, примером чего является заграждения в Гельголандской бухте для блокирования германского флота в его главной базе. Англичане удаляли районы своих [117] заграждений от Гельголанда, чтобы затруднить тральные работы германского флота, не считаясь с тем, что это вызывало расширение заграждаемой площади и, следовательно, увеличивало расход мин.
Таблица 24. Сведения о количестве мин, выставленных английским флотом, по классам заграждений
Классы заграждений | Количество выставленных мин по годам | Всего | |||||
1914 | 1915 | 1916 | 1917 | 1918 | Количество выставленных мин | В % | |
Активные | | 4498 | 9172 | 25648 | 17051 | 56369 | 48,5 |
Оборонительные | 2264 | 7270 | 4765 | 11512 | 34066 | 59877 | 51,5 |
Итого | 2264 | 11768 | 13937 | 37160 | 51117 | 116246 | 100,0 |
Из общего количества поставленных мин только около 1500 было выставлено с подводных заградителей, остальные с надводных кораблей.