Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава III.

Использование мин германским флотом

В войну 1914–1918 гг. германский флот вел интенсивную и успешную минную войну, производя постановки мин почти во всех морях и океанах. Минные заграждения ставились для решения следующих задач:

а) нанесения потерь в корабельном составе противника;

б) затруднения морских торговых сообщений между неприятельскими государствами;

в) создания противникам большого напряжения в противоминной обороне (работе тральщиков) постановкой мин на больших протяжениях.

Начиная мировую империалистическую войну, Германия, подобно России, лучше других государств была подготовлена к ведению минной войны, для чего была создана заблаговременно соответствующая материальная часть минного оружия.

Постановка минных заграждений в Балтийском море

Минно-заградительные операции германского флота в Балтийском море начались с первых дней войны. Они имели целью помешать торговым сообщениям России со Швецией и нанести потери русскому флоту. Минные постановки были предусмотрены оперативным приказом начальника германского морского генерального штаба для Балтийского театра от 30 июня 1914 г. В этом приказе указывалось следующее: [57]

1. Главная задача — мешать наступательным операциям русского флота, вместе с тем охранять Кильскую бухту от английских и русских морских сил и подрывать неприятельскую торговлю на Балтийском море.

2. К заградительным операциям у русского побережья приступить возможно скорее после начала войны.

3. Временная посылка частей Флота Открытого, моря для нанесения удара русскому флоту, — в зависимости; от хода военных событий.

4. Война против морской торговли должна вестись по «призовому праву».

В кампанию 1914 г. в Балтийском море немцы ставили минные заграждения только с надводных кораблей. За этот год было выполнено 8 отдельных минных постановок как активного, так и оборонительного характера.

2 августа крейсер «Аугсбург» поставил 100 мин перед портом Либава, в расстоянии около 12,5 миль на NW от Либавского маяка (заграждение 1, рис. 9). Это заграждение было поставлено против русских миноносцев, базировавшихся, по германским сведениям, на Либаву, для того, чтобы помешать им выходить из порта для активных действий у германского побережья. После выполнения минной постановки крейсеры «Аугсбург» и «Магдебург» обстреляли артиллерийским огнем Либаву.

Границы этого заграждения в начале ноября 1914 г. были определены русскими тральщиками.

С навигационной точки зрения данное заграждение больше стесняло плавание германского флота. В октябре 1914 г. на этом заграждении погиб небольшой русский портовый пароход «Вормс», поджидавший английскую подводную лодку «Е-II». Русские же подводные лодки, базировавшиеся на Либавский порт, покинули его после обстрела Либавы германскими крейсерами.

17 августа в устье Финского залива была произведена постановка 200 мин вспомогательным заградителем «Дейчланд» (заграждение 2). Цель этого заграждения — затруднить выход русскому флоту из Финского залива.

Заградитель «Дейчланд» сопровождали крейсеры «Аугсбург» и «Магдебург» с тремя миноносцами. По плану постановки предполагалось выставить мины ночью у Ревеля в Суропском проходе южнее острова Нарген. Перед входом в Финский залив были встречены русские крейсеры. Боясь, чтобы последние не атаковали заградитель, флагман отряда приказал выставить заграждение между островом Даго и мысом Гангэ. Постановку мин начали в сумерки. На горизонте отчетливо были видны русские крейсеры. Заграждение выставили длиною около 9 миль; минные интервалы 80 м (262 фут.) при углублении мин 3 м (10 фут.).

Германское морское командование осталось недовольно выполнением этой операции. По его мнению, вход в Финский залив, вплоть до русского заграждения на линии Нарген — Поркаллаудд, должен был оставаться свободным для действий германского флота.

На основании этой операции германского флота командование русским Балтийским флотом сделало выводы как раз обратные тем, [58] которые были желательны для германцев, а именно: оно вывело заключение, что противник сам не намеревается входить в устье Финского залива, а потому незамедлительно перешло к активным минным постановкам.

На третий день после постановки заграждения на нем взорвались два голландских парохода, шедших из Петрограда; вскоре несколько мин было сорвано с минрепов, и их прибило к берегу у мыса Тахкона. [59]

26 августа на крейсере «Магдебург», севшем на мель у острова Оденсхольм, русские нашли карты, на которых было нанесено место заграждения «Дейчланда».

27 августа русские тральщики приступили к определению границ заграждения, поставленного «Дейчландом».

Впоследствии это заграждение было использовано русскими и включено в Передовую позицию (см. рис. 3).

Большой успех имели минные заграждения «Дейчланда», поставленные у западных финских портов Бьернеборг и Раумо для пресечения торговых сообщений со Швецией. Минный заградитель «Дейчланд» вышел из Киля под охраной крейсеров «Аугсбург», «Любек» и флотилии миноносцев. Корабли, обеспечивающие операцию, остались южнее маяков Свенка и Хэгарне, а заградитель без прикрытия вошел в Ботнический залив. Для выполнения задания командиру заградителя были даны в помощь три знакомых с местными условиями лоцмана, которые принесли большую пользу. Фарватер к Бьернеборгу был определен по глубинам, 6 декабря с 3 ч. 50 м. до 4 ч. 42 м. было поставлено поперек входных курсов 120 мин с интервалами по 90 м при углублении 3 м (заграждение 1, рис. 10). По окончании постановки был взят курс на Раумо. Вопреки ожиданиям, внутренние огни порта и пловучего маяка горели, как и в мирное время. С 5 ч. 50 м. до 6 ч. 45 м. были выставлены на прямом курсе остальные 80 мин с интервалами по 60 м. и 360 м (заграждение 2, рис. 10). Во время окончания постановки были замечены два парохода, ожидавшие распоряжения о входе в порт. Предполагая, что они могли видеть заградитель и сообщить о его нахождении, командир «Дейчланда на время похода замаскировал корму корабля парусиновым покрытием. Кроме того, боясь преследования русских легких крейсеров, он предполагал применить маскировку корабля под броненосный крейсер, с помощью двух фальшивых одноорудийных башен и фальшивой третьей трубы.{13} Маскировка не была применена, так как тщательный разбор радиопереговоров показал, что вблизи нет русских кораблей. У Стокгольма заградитель был встречен прикрывавшими операцию кораблями «Аугсбург» и «Любек» и совместно с ними направился в свою базу. На минах, поставленных заградителем «Дейчланд», в тот же день взорвались два, а через день еще один шведский пароход: два у Раумо и один у Бьернеборга. Движение с Раумо и Ментилуото на некоторое время было прекращено.

Замеченные с береговых постов взрывы пароходов дали возможность определить места заграждений. Русские тральщики работали в этих районах с 18 декабря 1914 г. по 4 января 1915 г. Они протралили и обвеховали обходные фарватеры для входа в эти порты, в результате чего сообщение со Швецией было восстановлено. В первые же дни войны были выставлены оборонительные минные заграждения у южных выходов из Бельтов (Большого и Малого) [60] . Эти заграждения должны были служить препятствием предполагавшемуся прорыву английских кораблей в Балтийское море. Заграждение Большого Бельта было выполнено 5 августа вспомогательными заградителями «Принц Адальберт» и «Принц Вольдемар», которые выставили зигзагом 243 мины между Киэльснером и маяком Альбуэн. Это заграждение частично стояло в датских территориальных водах (заграждение 1, рис. 11). [61]

В тот же день германский миноносец «S-127» с наступлением темноты выставил заграждение в 12 мин у южного выхода из Малого Бельта по линии Асеэнэ — Аарэ (заграждение 3).

В сентябре были продолжены постановки минных заграждений в Большом Бельте и выставлены мины у Кильской бухты.

Опасаясь проникновения английских подводных лодок в Балтийское море, германское морское командование усилило заграждение в Большом Бельте постановкой второго заграждения в Лангеланд-Бельте. 24 сентября ночью с вспомогательных заградителей «Один» и «Принц Адальберт» было выставлено второе заграждение из 337 мин, общей длиной 7,5 мили, с углублением 3 м. Проход непосредственно под берегом Лангеланда был прегражден линией мин длиной 1,5 мили, с углублением 2 м (заграждение 2).

По приказанию морского губернатора Киля 27 сентября было поставлено заграждение из двух рядов мин перед входом в гавань. Мины ставились глубоко, преимущественно против подводных лодок (заграждение 4). [62]

Постановка минных заграждений германским флотом и Бельтах и Зунде производилась и в последующие годы.

24 сентября 1915 г. заградители «Один» и «Герта» выставили минное заграждение в Зунде (заграждение 7) с целью помешать проникновению английских подводных лодок в Балтийское море. Заградитель «Один» поставил 108 противолодочных мин поперек фарватера Лилльгрунд и дальше по направлению к пловучему маяку Дроген. Заградитель «Герта» поставил 134 противолодочных мины. Между обеими линиями минных заграждений был оставлен проход для передвижения кораблей охраны. При постановке несколько мин всплыло, и на другой день они были расстреляны. На SO и SW от загражденного района было выставлено сторожевое охранение из двух сторожевых кораблей и одного миноносца, которые непрерывно несли охрану.

22 ноября 1915 г. заградитель «Герта» поставил еще внутри загражденного района линию противолодочных и больших мин к N и S от банки Лилльгрунд.

В 1916 г. было закончено оборудование заграждения в Зунде в районе Фальстербо.

* * *

В течение кампании 1915 г. германские надводные корабли выполнили ряд активных минных постановок в Балтийском море.

13 апреля штабом командующего германским Балтийским флотом был составлен план заградительных операций по постановке 900 мин у входа в Финский залив в развитие заграждения, выставленного в этом районе в 1914 г. Предполагалось поставить заграждение в 450 мин поперек входа в Финский залив и еще два заграждения на NW и SW от заграждения, поставленного «Дейчландом» 17 августа 1914 г.

15 апреля «Дейчланд» под прикрытием броненосного крейсера «Принц Адальберт», крейсеров «Тетис», «Любек» и миноносцев XX полуфлотилии поставил заграждение в 180 больших мин (заграждение 3, рис. 9).

Это заграждение обнаружили русские в ноябре 1915 г., когда были вытралены 4 мины. Тральные работы продолжались, и в 1916 г. была затралена еще 41 мина.

25 мая «Дейчланд» под прикрытием трех крейсеров, XX и XIX полуфлотилий миноносцев поставил заграждение в 214 больших мин у банки Олег; минные интервалы — 120 м; углубление мин — 5 м (заграждение 4).

Командир «Дейчланда» донес по радио, что точность границ постановки минного заграждения по месту можно считать в пределах 1 мили. Сама постановка мин русскими не была замечена, несмотря на светлую и ясную ночь, но из расшифрованного радио от 25 мая русскому морскому командованию об этом факте стало известно.

Это заграждение было уничтожено полностью только в июле 1916 г. Из 214 мин к концу тральных работ уцелело только 11. [63]

21 июня крейсер «Альбатрос» под прикрытием крейсера «Аугсбург» выставил заграждение в 200 больших мин на путях от Утэ к Готска-Сандэ и Фарэ (заграждение 8, рис. 9).

26 июня «Альбатрос» выставил заграждение из 350 противолодочных мин в 10–16 милях на SO от маяка Богшер (заграждения 9 и 10, рис. 9), по которому крейсер определял свое место. Операция обеспечивалась броненосными крейсерами и миноносцами.

1 июля «Альбатрос» выставил заграждение из 160 противолодочных мин банками в 6 милях на Ost и в 2–3 милях на NW от Богшера (заграждения 11 и 12). Постановка мин была выполнена с наступлением темноты. Во время операции обнаружили плававшие сорванные мины ранее поставленных заграждений.

Таким образом «Альбатрос» выставил в районе Богшера 710 мин.

Заграждения 1915 г. должны были создать препятствие свободному маневрированию русских кораблей у входа в Финский залив.

27 июля русская подводная лодка «Аллигатор» обнаружила по всплывшим минам заграждение на SO от Богшера, состоявшее, по крайней мере, из 60 мин, плававших на поверхности. Посланными миноносцами было уничтожено 28 всплывших мин.

В первой половине августа 1915 г. русские определили границы заграждений в районе маяка Богшер.

* * *

В 1915 г. германское морское командование наметило ряд минно-заградительных операций у Ирбенского пролива.

4 июня XIX полуфлотилия миноносцев выставила заграждение в 48 противолодочных мин под углом к фарватеру, общею длиною 2,5 мили в 5–7 милях к NW от Люзерорта (заграждение 5, рис. 9).

18 июня «Дейчланд» выставил 580 противолодочных мин в секторе Михайловского маяка, двумя линиями поперек главного входа в Ирбен (заграждение 6, рис. 9).

18 июня XIX полуфлотилия миноносцев поставила заграждение в 48 противолодочных мин в 3–6 милях на NO от маяка Люзерорт (заграждение 7, рис. 9).

Для того чтобы воспрепятствовать кораблям русского флота проникать на юг от параллели Дюзерорт — Готланд, германцы осенью 1915 г, приступили к оборудованию на этой параллели оборонительного рубежа, заключающего большое минное заграждение, в состав которого и вошло минное поле, выставленное 6 октября малыми заградителями: «Один», «Герта», «Рюген» и «Кайзер». Операция выполнялась под прикрытием крейсеров и миноносцев. Западная часть этого заграждения состояла из 680 больших мин, с углублением 4–6 м (заграждение 13, рис. 9). Восточная и средняя части этого заграждения были выставлены теми же заградителями в ночь на 8 октября (заграждения 14 и 15) в количестве 410 противолодочных и 120 больших мин; углубления мин — 2,5–6 м.

Во время второго прорыва (16–20 августа 1915 г.) германского флота в Рижский залив у Пернова было затоплено три парохода; здесь же германский миноносец «V-183» выставил 12 мин непосредственно между молами (заграждение 16, рис. 9). В это время миноносец [64] был обстрелян артиллерийским огнем русских с берега и имел одно попадание.

Заграждение, выставленное миноносцем «V-183», было уничтожено русскими тральщиками, которые вытралили 11 мин; одна из них была сорвана.

5 декабря было выставлено еще минное заграждение на NW от Люзерорта (заграждение 17, рис. 9).

С середины 1915 г. германцы начали использовать для минных постановок в Балтийском море подводные заградители типа «UC», принимавшие по 12 мин; их постановки продолжались до конца войны. Подводные заградители ставили мины: находясь в надводном положении — ночью в сумерки и туман, а также днем, вне видимости берегов; в подводном положении — днем, в видимости берегов и кораблей противника.

В 1915 г. в Балтийском море действовал подводный заградитель «UC-4», выставивший за этот год четыре заграждения: три в шхерном районе от Оландских островов до Гангэ и одно у Северного входа в Моонзунд. Так, например, 4 августа им были выставлены на входном створе Эре 12 мин типа «UC» зигзагообразно, бандами с углублением мин — 5 м (16 фут.) (заграждение 1, рис. 12).

14 августа при входе в Утэ подводный заградитель выставил 12 мин также зигзагами и банками с углублением 5 м (заграждение 2).

2 ноября заградитель «UC-4» выставил 12 мин несколькими банками на шхерном фарватере севернее Утэ в районе Видшера; углубление мин — 5 м (заграждение 3).

На первом из этих заграждений 15 августа взорвался и погиб русский минный заградитель «Ладога». 16–19 августа заграждение у Эре было уничтожено, тральщики вытралили 10 мин.

Второе заграждение, выставленное «UC-4» у Утэ, было обнаружено 20 августа, когда вблизи от Утэ было затралено 5 германских мин типа UC. Заграждение у Видшера было обнаружено 3 ноября, т. е. на другой день после его постановки.

При тралении в этом районе в мае 1916 г. на рейде Бокула была затралена одна мина, а у Видшера — две мины.

13 сентября заградитель «UC-4» выставил заграждение в 12 мин у Северного входа в Моонзунд. Мины ставились днем в подводном положении, между Штаппельботеном и Бесс-Грунд (заграждение 4). Заграждение было выставлено скрытно, несмотря на наличие русского сторожевого корабля и навигационные трудности для плавания в этом районе. Мины были поставлены с углублением 2 м. Это заграждение русскими было обнаружено и к 28 октября вытралено; было затралено шесть мин, а на седьмой погиб тральщик «1».

В течение кампании 1916 г. германскими надводными кораблями ставились минные заграждения в районе островов Даго и Эзель.{14} Было выставлено большое заграждение в 12 милях на W от Дагерорта (заграждение 18, рис. 9). В этом районе в мае [65] 1916 г. русскими тральщиками было обнаружено несколько минных банок. Также было выставлено заграждение на NW от острова Эзель (заграждение 19, рис. 9).

На одной из плававших мин первого из этих заграждений подорвался 6 января 1916 г. эсминец «Забияка».

В 1916 г. германскими моторными катерами было выставлено 33 мины в районе Ирбенской позиции, на SO от Цереля (заграждение 20, рис. 9). На этом заграждении 21 августа погиб миноносец «Доброволец» и подорвался миноносец «Донской Казак». [66]

За 1916 г. подводными заградителями была выставлено 14 отдельных минных заграждений.

Подводный заградитель «UC-25» выставил заграждение из 18 мин в районе Оландских островов (заграждение 5, рис. 12). На этих минах взорвался шведский пароход и русское гидрографическое «судно «Юг». Здесь русские тральщики вытралили 4 мины, и на одной из мин подорвался тральщик «Дуло».

22 августа подводный заградитель «UC-4» выставил заграждение в районе Моонзунда, у северного входа, на N от Штапельботенского бакана. Мины ставились с большими интервалами при углублении 3 м (10 фут.) (заграждение б, рис. 12). Через день это заграждение было обнаружено подводной лодкой «Волк». Тральщиками было вытралено 12 мин.

В ноябре подводный заградитель «UC-25» выставил перед входом в Соэлозунд два заграждения (заграждения 7 и 8, рис. 12). 27 ноября одно из них было обнаружено по всплывшей мине на входном фарватере. При работах на заграждении уничтожено 5 мин; кроме того, на одной мине взорвался и погиб тральщик «Щит».

31 мая в районе Ирбенского пролива подводный заградитель «UC-4» выставил в северной части входа в пролив заграждение из 12 мин тремя банками; минные интервалы — 450 м, а между банками — 750 м; углубление мин 3 м (10 фут.) (заграждение 9, рис. 12).

25 августа подводный заградитель «UC-27» выставил от Цереля заграждение в одну линию из 18 мин (заграждение 10, рис. 12).

25 ноября тот же заградитель выставил 18 мин в районе Цереля (заграждение 11, рис. 12).

Подводный заградитель «UC-27», возвращаясь из Финского залива 26 октября 1916 г., поставил одну мину у полуострова Вимс и вторую — на створе Суропских маяков, с углублением 3 м (10 фут.) (заграждение 13, рис. 12). На последней из этих мин у острова Вульфа 9 декабря подорвался миноносец «Летун».

5 октября 1916 г. тот же заградитель выставил 4 мины у Пакерорта и 4 — на Ost от Грасгрунда (заграждения 12 и 13, рис. 12). 16 ноября в этом районе русские тральщики затралили две германских мины.

Постановка мин в Финском заливе

Прежде чем предпринять минно-заградительные операции в самом Финском заливе, германское морское командование разработало план разведки безопасных проходов в Финский залив для подводных заградителей. Безопасный проход в районе Передовой позиции был установлен разведкой, выполненной подводной лодкой «UB-33», а у Центральной позиции — подводными лодками «UB-20» и «U-19». Этот проход находился севернее Кальбоденгрунда. Подводные лодки обнаружили ряд буев и вех, ограждавших фарватер у заграждения Центральной позиции. После обследования проходов германцы решили приступить к постановке заграждений. Для выполнения операции были выделены подводные заградители «UC-25» и «UC-27». [67]

В действительности, как это выяснилось впоследствии, германские подводные лодки определили неверно границы заграждения Центральной позиции, и подводные заградители «UC-25» и UC-27», каждый дважды, пересекли благополучно для себя это заграждение, идя большую часть пути в его районе в надводном положении.

19 октября заградитель «UC-25» выставил 9 мин на линии банки Средняя — Нечаева, в расстоянии около 1,5 мили от первой (заграждение 1, рис. 13). Постановка мин была выполнена при нахождении заградителя в надводном положении. Мины были поставлены против больших кораблей; углубление мин — 5 м (16,4 фут.), минные интервалы 140 м.

Тем же заградителем и в ту же ночь была выполнена постановки заграждения у маяка Нерва в расстоянии 4–4,5 мяли к S от него (заграждение 2). Мины были поставлены в один ряд, с минными интервалами 140 м, при углублении 5 м (16,4 фут.).

10 ноября русский транспорт «Астреа» обнаружил всплывшую германскую мину, стоявшую на якоре на меридиане Нерва, поднял ее и доставил в Кронштадт, вследствие чего тральщики 17 ноября приступили к тралению. Тогда же весь район от острова Гогланда до Кронштадта был объявлен опасным для плавания. В результате тральных работ у банки Средней было затралено 4 мины.

26 октября этот же подводный заградитель выставил мины у Гогланда и у острова Б. Тютерс.

На юг от маяка Гогланд по направлению N — S в 1,5–2 милях от него было выставлено 9 мин (заграждение 3); минные интервалы — 140 м, углубление — 5 м (16,4 фут.).

На линии маяк Б. Тютерс — Викала, в расстоянии 2–2,5 мили от маяка, было выставлено 7 мин в один ряд (заграждение 4); минные интервалы — 160 м; углубление — 5 м (16,4 фут.). Обе постановки заградитель производил в подводном положении.

На заграждении у Гогланда с 19 на 20 ноября подорвался крейсер «Рюрик», шедший из Свеаборга в Кронштадт, куда он дошел самостоятельно малым ходом, приняв около 490 т воды.

Постановка мин с подводных заградителей между островами Гогланд и Сескар надолго отвлекла русских тральщиков от работ в других районах. В результате тральных работ в данном районе было обнаружено 3 заграждения, но заграждение у Б. Тютерса обнаружено не было. Тральные работы были закончены в половине декабря. Во время работ зарегистрировано 18 мин, из них: 11 мин были затралены тральщиками, 5 мин всплыли, будучи сорванными с якорей, на одной мине подорвался крейсер «Рюрик» и одна мина была поднята пароходом «Астреа».

В 1917 г. германцы ставили мины против русского Балтийского флота с надводных кораблей, с подводных заградителей и с самолетов.

В 1917 г. в районе Моонзунда продолжались минные постановки с надводных кораблей. Здесь было выставлено, включая постановки предшествующих лет, не менее 5000 мин.

В 1917 г. подводные заградители также выполнили ряд постановок. [68]

6 сентября 1917 г, подводный заградитель «UC-58» выставил заграждение в районе Балтийского порта из 9 мин; углубление мин — 3,5 м (11,2 фут.) (заграждение 21, рис. 12).

Кроме того, «UC-59» в конце 1917 г. поставил у острова Оденсхольм 8 мин тремя банками, углубление — 3 м (10 фут.) (заграждение 22, рис. 12). [69]

20 августа подводный заградитель «UC-59» выставил 10 мин у северного входа в Моонзунд (заграждение 14, рис. 12); минные интервалы — 100 м, углубление — 3,5 м (11,5 фут.).

6 сентября подводный заградитель «UC-48» выставил 9 мин на Ost от Штаппельботенского бакана (заграждение 15, рис. 12); минные интервалы — 120 м, углубление — 3,5 м (11,5 фут.).

Подводный заградитель «UC-60» поставил 18 мин пятью банками (6+3+3+3+3 мин) к N от острова Вормс-Нукко (заграждение 17, рис. 12); минные интервалы — 200 м, углубление мин — 2 м (6,6 фут.).

15 октября подводный заградитель «UC-58» выставил три минных банки (6+7+5 мин) у северного входа в Моонзунд (заграждение 17, рис. 12); минные интервалы — 75 м; углубление мин — 2 м (6,6 фут.).

Осенью 1917 г. подводный заградитель «UC-57» выставил два заграждения у южного входа в Моонзунд: одно в 18 мин, минные интервалы — 165 м, углубление — 3 м (10 фут.), и второе — двумя банками по 9 мин, минные интервалы — 125 м, углубление мин — 2 м (6,6 фут.) (заграждение 18, рис. 12).

Тогда же подводный заградитель «U-78» выставил у южного входа в Моонзунд две банки по 9 мин (заграждение 19, рис 12 и 14); минные интервалы — 130 м, углубление мин. — 3 м (10 фут.).

Таким образом у северного входа в Моонзунд за август и сентябрь 1917 г. германскими подводными заградителями было выставлено 87 мин. Русские тральщики в этом районе затралили 18 мин; при этих тральных работах погиб тральщик «Илья Муромец»; здесь же взорвалось русское вспомогательное судно «Вимс».

7 мая 1917 г. подводный заградитель «U-78» выставил 17 мин пятью банками у Оландских островов (заграждение 20, рис. 12). На этом заграждении погиб миноносец «Лейтенант Бураков».

С целью затруднить сообщение торговых судов между Швецией и Россией через финляндские порты, главным образом через Бьернеборг и Раумо, германцами были предприняты постановки минных заграждений у входов в эти порты.

2 июня подводный заградитель «UC-58», находясь в подводном положении, выставил у Николайстадта банку в 4 мины (заграждение 1, рис. 15); минные интервалы — 800 м, углубление мин — 2 м (6,6 фут.). На мине этого заграждения подорвался большой шведский моторный парусник. Заграждение было обнаружено лоцманами. 27 июня русские тральщики вытралили 3 мины, и, таким образом, все заграждение было уничтожено.

11 июня подводный заградитель «UC-57» выставил заграждение из 8 мин у Бьернеборга (заграждение 2); минные интервалы — 180 м, углубление мин — 2 м (6,6 фут.).

7 июля подводный заградитель «UC-58» выставил у Раумо заграждение из 18 мин тремя банками (заграждение 3).

1 августа подводный заградитель «U-78» выставил заграждение из 9 мин у Энскера, южнее Раумо (заграждение 4) и 2 августа — заграждение из 4 мин у Бьернеборга (заграждение 5) и заграждение из 4 мин у Лекэ, южнее Раумо (заграждение 6). [70]

Русские тральщики с 22 июня по 10 июля проделали большую работу по уничтожению германских заграждений на путях, ведущих к важнейшим портам Финляндии в Ботническом заливе. Более подробно о работе тральщиков изложено в книге И. А. Киреева «Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг.».

Германские самолеты в 1917 г. выставили минные заграждения в 4 пунктах Рижского залива.

В период с 28 июня по 20 августа они выставили 21 мину перед входом в Дюнамюнде (Усть-Двинск) в Рижском заливе (заграждение 1, рис. 16).

В период с 9 июля по 5 августа было выставлено 13 мин на рейде Аренсбург в Рижском заливе (заграждение 2, рис. 16).

В период с 7 августа по 7 ноября германцы выставили 20 мин на 2 мили южнее Цереля (заграждение 3, рис. 16 и 17). На этом заграждении погиб миноносец «Охотник».

В период с 9 июля по 24 августа было выставлено 16 мин на рейде Менто (заграждение 4, рис. 16).

Всего в 1917 г. с самолетов было выставлено 70 мин. [72]

Указанные выше минные заграждения, поставленные германским флотом в войну 1914–1918 гг. на Балтийском театре, не исчерпывают всех минных постановок. Германцами производились минные постановки даже в 1918 г. По французским источникам, германский флот поставил 5000 мин в Балтийском море на N от острова Готланд, включая Моонзундские острова. Судя по заграждениям, обнаруженным русским флотом, это количество следует считать вполне реальным.

Степень интенсивности использования мин германцами на Балтийском театре видна из данных, приводимых в табл. 13 (стр. 74). [73]

В 1918 г. германский флот выставил 940 мин в Каттегате, между берегами Дании и Швеции, в районе Скаген — Патерностер. Цель заграждений — оборона входа в Каттегат, что должно было помешать кораблям английского флота ставить мины в Каттегате (рис. 18).

Минные заграждения были выставлены в мае 1918 г., в три похода, с минного крейсера «Бремзе» и крейсера «Страсбург». Мины были поставлены позже английских и расположены севернее последних (табл. 13).

Таким образом, наибольшее количество поставленных мин приходится на 1916 г. Из общего количества 15089 мин не все ставились против русского флота. Часть из них пошла на оборонительные заграждения Бельтов и Зунда, где мины ставились на протяжении нескольких лет.

На минах, выставленных германским флотом в Балтийском море, русский флот потерял 16 кораблей (табл. 14, стр. 75). [74]

Таблица 13. Распределение мин, выставленных германским флотом на Балтийском театре в войну 1914–1918 гг.

Год постановки Годовой расход мин
1914 1092
1915 3250
1916 6075
1917 3547
1918 1125
Итого 15089

Таким образом, на каждый погибший военный корабль приходится около 1000 выставленных мин. [75]

Таблица 14. Сведения о потерях русского Балтийского флота на минных заграждениях, выставленных германскими кораблями

Классы кораблей Количество кораблей, погибших на минах Количество кораблей, подорвавшихся на минах
Крейсеры  — 1
Минные заградители 1  —
Миноносцы 4 3
Тральщики 6 3
Подводные лодки 2  —
Вспомогательные суда 3  —
Итого 16 7

Постановка минных заграждений в Белом море

Во время войны 1914–1917 гг. торговые сношения России с союзниками и нейтральными государствами в большей части происходили водным путем через порт Архангельск на Белом море. В целях задержать на некоторое время снабжение России боевыми припасами через Архангельск в 1915 и 1916 гг. германцы предприняли постановку минных заграждений у входов в горло Белого моря, на путях следования транспортов.

В 1915 г. для этой цели был использован вспомогательный крейсер «Метеор», который в июне этого года поставил банками 285 мин (рис. 19).

От взрыва на этих минах погибло несколько транспортов и подорвался английский вспомогательный крейсер «Арланца».{15} Плавание в данном районе на некоторое время было приостановлено и для восстановления его потребовались большие тральные работы. [76]

Ниже приводится представляющая большой интерес выдержка из инструкции, данной для руководства командиру «Метеора»:

«1) Мины следует ставить на возможно большем пространстве, меняя при этом форму и направление заграждения для того, чтобы по возможности затруднить его траление.

2) Несмотря на сравнительно ограниченное число мин и большое расстояние между ними, главный путь торговых пароходов и фарватер должны быть заминированы наиболее действительно.

3) Заграждения должны ставиться по возможности так, чтобы постановку мин нельзя было наблюдать с берега, и, по возможности, на таком расстоянии от наблюдательных постов, чтобы гибель судов, которые могут взорваться на заграждении, не была видна с берегов.

4) Установка на глубину должна избираться такой, чтобы мины при низкой воде не обнажались, оставаясь в то же время в действии, также и при наивысшем уровне воды и при сильном течении (высота прилива — до 6,5 м, переменное течение — до 4,5 мили в час).

5) Необходимо было заградить не только главный фарватер, но также восточный проход возле Канина мыса для того, чтобы после обнаружения минной опасности на первом, не было бы сделано попытки добраться до Архангельска по восточному пути, более трудному с навигационной точки зрения, но свободному от мин.

6) Постановка мин должна производиться, по возможности, незаметным образом, чтобы усилить действия заграждения внезапностью».

«Метеор» поставил 10 банок по 27–32 мины в каждой с минными интервалами 300 м, при проекции последних на вероятные курсы торговых судов — 175 м.

Инструкция, кроме того, предусматривала вход «Метеора» в Белое море через западный фарватер, а выход через восточный; выполнить это указание не удалось.

Кроме того, командиру «Метеора» было сделано указание оставить 25 мин для собственной защиты.

При работах на этом заграждении в 1915 г. было вытралено английскими тральщиками 174 мины и русскими 44.

Кроме заграждения «Метеора», в Белом море в 1916 г. были выставлены минные заграждения с подводных заградителей «U-75» и «U-76».

Подводный заградитель «U-75» вышел из Гельголанда 23 июля, обогнул Норвегию и 4 августа выставил заграждение в 36 мин перед входом в Белое море, к северу от мыса Орловского (заграждение 1, рис. 20). 17 августа он вернулся в базу.

Подводный заградитель «U-76» 17 сентября вышел также из Гельголанда, обогнул Норвегию и 2 октября выставил два заграждения в 27 и 9 мин у входа в Белое море, к NW от мыса Городецкого и у мыса Святой Нос (заграждения 2 и 3).

9 января 1917 г. «U-76» снова вышел из Гельголанда для постановки мин у Мурманского побережья, куда и прибыл 21 января. При попытке пройти для постановки мин вглубь Кольской губы подводный заградитель потерпел аварию и был вынужден отказаться [77] от выполнения операции и повернуть обратно. На обратном перехода, следуя у норвежских берегов, заградитель не мог, вследствие сильного шторма, двигаться дальше, имея повреждения. Командир затопил лодку, предварительно высадив всю команду на норвежское судно.

На заграждении, выставленном «U-75», погибли английские тральщики и транспорт. На заграждении, выставленном «U-76», погиб норвежский транспорт.

За кампанию 1916 г. здесь было вытралено тральщиками около 30 мин.

Постановка минных заграждений в Северном море

С объявлением войны германцами были выставлены оборонительные минные заграждения у своих берегов, в устьях рек Эмс, Яде, Везер, Эльба и Листер. Мины ставились с углублением 2,5 м в малую воду и минным интервалом — 45 м. После улучшения конструкций якорей и приборов для безопасного обращения с оторвавшимися и всплывшими минами германцы считали продолжительность боевой службы их около одного года. О постановке этих заграждений морские силы были уведомлены по радио. Тогда же приступили к изменению углов освещения Гельголандского маяка с целью облегчения прохода кораблей ночью в районе заграждений. Главное назначение этих заграждений заключалось в создании препятствий для проникновения неприятельских подводных лодок в район якорных стоянок германских кораблей.

Расположение заграждений у берегов вблизи фарватеров было неудачно. Заграждения не гарантировали безопасности от атак неприятельских [78] подводных лодок, и поэтому германские боевые корабли обычно на якорях имели опущенными противоторпедные сети и держали свою артиллерию в готовности к немедленному действию. В то же время наличие этих заграждений в сильной степени стесняло плавание своих же кораблей. 4 ноября 1914 г. на заграждении у Яде взорвался и утонул германский броненосный крейсер «Иорк». После этого данное заграждение было немедленно вытралено, а вслед за ним и все остальные.

До войны в германском морском генеральном штабе, повидимому, прорабатывался вопрос о более широком использовании мин в районе Гельголандской бухты, в целях использования их в боях с кораблями английского флота. Как известно, германцы строили свои расчеты на том, что со стороны английского флота будет предпринята тесная блокада Гельголанда. Имелось предположение добиться «уравнения сил» действиями миноносцев и подводных лодок по блокирующим кораблям. Германский морской генеральный штаб впоследствии признал постановку мин вблизи Гельголанда нецелесообразной, полагая, что подобные минные заграждения будут стеснять действия своих же кораблей. В силу этого в систему охраны Гельголандской бухты минные заграждения не входили. Охрана осуществлялась дозорами из подводных лодок и миноносцев при поддержке легких крейсеров. В дозорах было занято две трети находившихся в строю миноносцев и значительное количество подводных лодок.

Охрана должна была обеспечить своевременное и безопасное развертывание линейных сил в случае появления противника.

28 августа 1914 г. в туманную погоду было совершено нападение англичан на Гельголанд. В результате боя германцы потеряли три легких крейсера и один миноносец. Сражение показало германцам слабую организацию охраны Гельголандской бухты. Кроме того, для командования германским флотом стало, ясно, что англичане не намерены осуществлять длительной блокады. «Уравнение сил», к которому стремилось командование германским флотом, при повторении подобных действий со стороны неприятеля медленно, но верно могло привести к обратным результатам. В силу этого было принято решение об использовании мин для защиты Гельголандской бухты, в соответствии с чем 9 сентября 1914 г. германцы выставили минные заграждения, показанные на рисунке 21.

«Альбатрос», «Наутилус» и «Кайзер» выставили 689 мин; операция обеспечивалась броненосными и легкими крейсерам».

22 декабря 1914 г. для обороны главной базы заградители «Наутилус» и «Пеликан» выставили 516 мин с углублением 6 м; постановка обеспечивалась миноносцами.

Заграждения освободили большую часть германских легких сил от несения службы по охране Гельголандской бухты и дали возможность использовать их для других целей. Равным образом они стеснили действия неприятельских кораблей и в первую очередь его подводных лодок. На одном из этих заграждений впоследствии погибли два английских эсминца, что повлекло к значительному сокращению действий англичан по минированию Гельголандской [79] бухты. Эти же заграждения оказались действительными и против неприятельских подводных лодок: из 15 английских подводных лодок, пропавших в Северном море, часть из них безусловно погибла на германских минах, выставленных в районе Гельголанда.

Оборонительные заграждения в районе Гельголандской бухты германцы постепенно расширяли, выдвигая их далее в море. Вместе с этим увеличивалась и трудность наблюдения за фарватерами и поддержание их чистыми от неприятельских мин, что влекло, в свою очередь, потери на заграждениях своих сторожевых и конвойных кораблей.

1 августа 1915 г. в районе Гельголандской бухты заградитель «Пеликан» выставил заграждение в 440 мин против подводных лодок.

Затем осенью 1915 г. были выставлены дополнительные заграждения у Эмса и Шельды.

В 1918 г. в районе Гельголандской бухты были выставлены минные заграждения для прикрытия входных фарватеров «200» и «300» (см. рис. 37): одно — 12 апреля в 1000 мин с заградителя «Аркона» и минного крейсера «Бремзе»; второе — 12 июня, в 1000 мин, с минных крейсеров «Бремзе» и «Бруммер».

Германские активные минные заграждения на западном театре

Оперативный приказ германского морского генерального штаба для театра войны Северного моря заключал в себе нижеследующие положения:

1) Цель операции: ослабить английский флот наступательными операциями против сторожевых и блокирующих Гельголандскую [80] бухту сил, в числе прочих средств применяя минные заграждения, и если возможно, то и подводные лодки, вплоть до английских берегов.

2) Когда, вследствие таких операций, будет достигнуто уравнение сил, по готовности всех сил, мы должны попытаться ввести наш флот в бой при благоприятных обстоятельствах. Если благоприятный к бою случай представится раньше, то он должен быть использован.

3) Война против торговли должна вестись согласно призовому праву. В каком размере она ведется в отечественных водах, предоставляется усмотрению командующего Флотом Открытого моря.

Предназначенные для войны против торговли на отдаленных коммуникациях корабли должны выйти как можно раньше в море».

Для достижения вышеуказанных целей активное использование мин со стороны германцев могло дать желанные для них результаты. Этого, однако, не было, так как для активных постановок с надводных кораблей в первые дни войны не благоприятствовала погода: короткие ночи и полнолуние. Однако германцы провели ряд операций по постановке минных заграждений на Западном театре.

4 августа 1914 г. вспомогательный крейсер «Королева Луиза» был направлен к устью Темзы. Выйдя вечером из Эмса, он мог достигнуть места своего назначения только к следующему полудню. Недалеко от места назначения крейсер обнаружили английские миноносцы и вынудили его повернуть обратно. Уходя от противника, крейсер успел незаметно выставить 200 мин, в 30 милях от английского побережья. На этом заграждении на следующий день подорвался и погиб английский крейсер «Амфион».

После постановки мин вспомогательный крейсер «Королева Луиза» был уничтожен артиллерийским огнем английских миноносцев.

Потеря заградителя заставила германское командование на некоторое время прекратить заградительные операции.

Убедившись, что англичане не блокируют германскую бухту, а держатся преимущественно в северном районе Северного моря, германцы снова возобновили заградительные операции.

26 августа заградители «Альбатрос» и «Наутилус» под прикрытием легких крейсеров и миноносцев выставили по 200 мин в 5 милях от английского берега: первый — у устья реки Тайн, а второй — у реки Гумбер. Постановка оказалась удачной. Мины были выставлены с углублением 2 м в малую воду. Заградители с обеспечивающими их крейсерами и миноносцами возвратились незамеченными.

Эти минные заграждения вскоре были обнаружены. Рыболовный траулер поймал в сеть германскую мину у устья реки Гумбер, мина в сети взорвалась. Заграждение перед рекой Тайн было обнаружено вследствие взрыва на нем датского рыболовного судна.

В сентябре активные минно-заградительные операции германского флота не имели места. Вспомогательный крейсер «Берлин» пытался два раза пройти через сторожевую линию противника в северной части Северного моря, но был принужден возвратиться вследствие хорошей видимости. [81]

Заградитель «Кайзер», имевший 13 узлов хода, был направлен в Фирт-оф-Морей, но на половине пути его оттеснили сторожевые корабли, и заградитель не смог выполнить задания.

В октябре заградительные операции германского флота на рассматриваемом театре снова возобновились.

17 октября вспомогательному крейсеру «Берлин» удалось прорваться на север, благодаря тому, что, вследствие потопления германской подводной лодкой «U-9» английского крейсера «Хаук», часть сторожевых кораблей в этом районе была снята. У северного берега «Берлин» в ночь на 23 октября выставил 200 мин с углублением 4 м.

17 октября заградитель «Наутилус» под прикрытием крейсера «Кольберг» был послан на постановку 200 мин у Фирт-оф-Форт. Операция не была выполнена вследствие бдительности англичан. В тот же день были посланы для выполнения активной постановки миноносцы «S-115», «S-117», «S-118» и S-119» без всякого прикрытия. Английское адмиралтейство, получив от своих подводных лодок сведения о выходе из базы германских миноносцев в море, выслало против них новый крейсер «Эндоутед» и четыре эсминца. В результате боевого столкновения английских и германских сил все миноносцы последних были утоплены. До этого они сбросили 48 мин в безопасном состоянии и не сделали попытки использовать их активно против преследующего противника.

27 октября английский линейный корабль «Одешэс» во время учебной артиллерийской стрельбы попал на мину. Через четыре часа после взрыва его пытались взять на буксир, но безрезультатно. «Одешэс» шел третьим в строю; взрыв произошел у левого борта. Корабль после взрыва застопорил, машины и начал садиться кормой. Затем он дал малый ход вперед, корма же погружалась все больше и больше. «Одешэс» затонул через 12 часов в 15 милях от места взрыва. Вследствие большой волны и диферента на корму на корабле начали перекатываться снаряды и произошел внутренний взрыв, который ускорил гибель корабля. Германцы о гибели линейного корабля узнали 18 ноября.

2 ноября легкий крейсер «Штральзунд» с 120 минами на борту вышел в море из Гельголандской бухты для выполнения минной постановки у Ярмута. Заградительная операция обеспечивалась отрядом из 4 линейных и 3 легких крейсеров. Для обеспечения операции к берегам Англии были высланы 4 подводных лодки. Вследствие тумана постановка мин была произведена 3 ноября утром. Мины были выставлены с углублением 2 м с учетом на малую воду; в полную воду углубление мин доходило до 6,5 м (рис. 22).

После выполнения минной постановки германские крейсеры обстреляли артиллерийским огнем английское побережье с дистанции 72–110 каб; кроме того они обстреляли мелкие, повидимому рыболовные, английские суда, показавшиеся на горизонте. Таким образом, постановка мин крейсером «Штральзунд» не могла быть незамеченной. Заграждение было обнаружено английским флотом в тот же день, но так как оно было слишком растянуто и фактически выставлено несколькими банками, то границы его были [82] не скоро определены. Через это заграждение в полную воду преходило много судов, и они не подрывались. Лишь впоследствии на нем погибла одна из английских подводных лодок.

16 декабря легкий крейсер «Кольберг» поставил 100 мин у Скарборо (рис. 23). Операция обеспечивалась линейными и легкими крейсерами. После выполнения постановки мин крейсеры обстреляли Скарборо и Уитби. 15 января 1915 г, легкими крейсерами «Штральзунд» и «Страсбург» было выставлено заграждение в 240 мин у Хумберга. Операция обеспечивалась IX флотилией миноносцев. [83]

Активные постановки мин германцами у английских берегов были прерваны до весны 1915 г. Эти минные постановки доставили много хлопот англичанам. На 100 минах, выставленных крейсером «Кольберг», подорвалось около 20 кораблей; на заграждении, выставленном вспомогательным крейсером «Берлин», кроме линейного корабля «Одешэс», погибли два вспомогательных крейсера и несколько торговых судов. Английские тральщики занимались уборкой этих заграждений более 4 месяцев. Адмиралтейство, опасаясь все увеличивающихся постановок мин германским флотом, за недостатком специальных тралящих кораблей привлекло к тральным работам рыболовные суда.

Опыт рассмотренных заградительных операций показывает, что более удаленные от берега мины дали меньшие результаты.

За 1915 г. у берегов Англии с надводных кораблей было выставлено несколько минных заграждений. Минно-заградительные операции надводных кораблей у берегов противника в этот период требовали большого обеспечения. Кроме того, благодаря большой бдительности со стороны английского флота; надводным кораблям было весьма затруднительно выполнять минные постановки скрыт но от противника.

В апреле крейсеры «Штральзунд» и «Страсбург», под прикрытием линейных и легких крейсеров, выставили 600 мин перед Хумбергом и у отмели Скарте.

7 августа вспомогательный крейсер «Метеор» поставил 374 мины у усиленно охраняемого Фирт-оф-Морей. Заграждение было поставлено с целью помешать развертыванию английского флота в районе операционной зоны. На обратном пути «Метеор» был настигнут английскими крейсерами и потоплен своею же командою.

21 августа миноносцы выставили 24 мины у Ньюпорта.

12 сентября легкие крейсеры «Штральзунд» и «Регенсбург» выставили заграждение в 280 мин отдельными линиями, по 45 мин, у берегов Англии к N от маяка Сварт Банк, по направлению к голландскому берегу, для преграждения торговых путей сообщения. Операция потребовала большого обеспечения: была произведена предварительная воздушная разведка дирижаблями и самолетами, сама операция прикрывалась 21 линейными кораблями и крейсера ми, 4 легкими крейсерами, 37 миноносцами; 6 подводных лодок были высланы к берегам Англии.

Минные заграждения, выполненные германскими надводными кораблями, показаны на рисунке 24.

Убедившись на опыте минных постановок в трудности их осуществления с надводных кораблей, германцы приступили к постройке подводных заградителей, деятельность которых была гораздо успешнее.

Немедленно после занятия Остенде, 15 октября 1914 г., германцы заложили 15 подводных заградителей, которые можно было разбирать на 3 части и перевозить по железной дороге. В 1915 г. 9 из этих кораблей были посланы в занятые германцами порты в Бельгии, 2 — в Австрию, 3 — в Турцию, 1 — выделен для действий в Балтийском море. Надводное водоизмещение заградителей [84] равнялось 168 т, и каждый из них мог принимать 12 мин (с зарядом 120 кг). Они обладали дальностью плавания в надводном положении в 800 миль при 5,5 узла хода.

Боевая деятельность подводных заградителей в Северном море началась с середины 1915 г.

Фландрская флотилия подводных лодок, базировавшаяся на Зеебрюгге, Остенде и Антверпен, в 1915 г. выставила минные заграждения у устья Темзы, севернее Темзы до Скарборо, у южных берегов Англии от Дувра до Ланде-Энда и у берегов Франции и Бельгии.

Заградительные операции начал подводный заградитель «UC-11», который 1 июня поставил первое заграждение у устья Темзы.

Обычно минно-заградительным операциям предшествовала подводная разведка, которая выясняла обстановку, и только после этого посылались подводные заградители.

Сводные данные о деятельности германских подводных заградителей в Северном море за 1915 г. приведены в таблице 15.

Таблица 15. Сведения о числе выходов германских подводных заградителей и о количестве выставленных имя мин за 1915 г. в Северном море (стр. 85)

Районы Устье Темзы Севернее Темзы до Скарборо От Дувра до Ланде-Энда У берегов Франции и Бельгии Всего
Подводные заградители Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин
«UC-1» 9 108  —  — 1 12 2 24 12 144
«UC-2»  —  — 1 12  —  —  —  — 1 12
«UC-3» 5 60 3 36 1 12 4 48 13 156
«UC-5» 4 48  —  — 2 24 6 72 12 144
«UC-6» 1 12 1 12 2 24 5 60 9 108
«UC-7» 5 59 5 60  —  — 2 24 12 143
«UC-9» 3 36  —  — 2 24  —  — 5 60
«UC-10» 1 12  —  —  —  —  —  — 1 12
«UC-11» 3 30 1 6  —  —  —  — 4 36
Итого 31 365 11 126 8 96 19 228 69 815

Подводный заградитель «UC-2» в конце июня вышел на постановку мин к Лоустофту и из первого же похода не вернулся. Заградитель был протаранен английским пароходом «Коотингэм»; он впоследствии был поднят англичанами, которые до этого не знали о существовании у германцев подводных заградителей.

Минные заграждения, выставленные германскими подводными заградителями в 1915 и 1916 гг., показаны на рисунках 25, 26 и 27. В соответствии с поставленными задачами германские подводные заградители ставили мины на подходах к базам и портам противника, на выслеженных фарватерах, в узкостях, в районах действия кораблей противника, на морских путях сообщения. Мины ставились как против военных кораблей, так и против торговых судов.

Постановка минных заграждений с подводных заградителей у южных берегов Англии от Дувра до Ланде-Энда была начата в октябре 1915 г. Первой заградительной операцией в этом районе была постановка 12 мин с «UC-9» у Порстмута на обоих входных [85] фарватерах. Это заграждение предназначалось для борьбы с торговлей противника.

Заграждения у берегов Франции и Бельгии ставились в проходах между отмелями и франко-бельгийским побережьем против английских мониторов, которые проходили и обстреливали артиллерийским огнем бельгийское побережье, занятое германцами. Кроме того мины были поставлены на подходах и фарватерах к главнейшим французским базам и портам (у Булони, Кале, Шербурга, Бреста и др.) для борьбы с морской торговлей и перевозкой войск и военных припасов из Англии на материк.

Постановки минных заграждений с надводных кораблей производились и в 1916 г. Из наиболее интересных постановок за этот год надлежит отметить минно-заградительную операцию вспомогательного крейсера «Меве», который в 1916 г. незаметно для неприятеля поставил 252 мины к западу от Скапа-Флоу. На этом заграждении погиб несколько дней спустя английский линейный корабль «Король Эдуард VII». Вторую половину своего запаса в 250 мин «Меве» выставил перед Жирондой, чтобы помешать морским сообщениям между Англией и Францией. «Меве» был замаскирован и ставил мины под чужим флагом.

В 1916 г. было выставлено 480 мин у Доггер-Банки. [86]

Затем вспомогательный крейсер «Вольф» разбросал 500 мин, начиная от берегов Англии и до Новой Зеландии. «Вольф», выйдя из Киля в конце 1916 г. и прорвав блокаду английских кораблей, пробравшись вдоль норвежских берегов и мимо Исландии, пошел в Атлантический и, далее, в Индийский океан. Он поставил мины у [87] мыса Доброй Надежды, в Аденском заливе, у Бомбея, у Цейлона, у берегов Австралии и между северными и южными островами Новой Зеландии, у Сингапура (рис. 28). Для разведки он широко использовал имевшийся у него на борту самолет.

В Германию он возвратился 18 февраля 1918 г., пробыв, таким образом, в крейсерстве около 15 месяцев.

На минах, поставленных «Вольфом», взорвалось 6 или 7 пароходов. До заключения перемирия англичане не знали и не догадывались [89] об этих заграждениях и относили гибель торговых судов в упомянутых районах к действиям германских подводных лодок.

В течение 1916 г. велась интенсивная минная война подводными заградителями, число которых в 1916 г. было увеличено.

После того как была закончена постройка указанной выше первой серии подводных заградителей, германцы приступили к постройке новой серии подводных заградителей с большей дальностью плавания — от 6000 до 8000 миль при 11-узловом надводном ходе. Новые заградители имели боевой запас по 18 мин (с увеличением заряда до 160 кг). Они действовали в Атлантическом океане и в Средиземном море, огибая Шотландию с севера, когда Ламанш из-за минных и сетевых заграждений делался слишком опасным для прохода. Эти заградители обычно не ставили всех своих мин в одном месте, а выставляли их в двух или трех местах, в зависимости от места и назначения.

В дальнейшем германцами были построены еще две серии заградителей с боевыми запасами по 34 и 42 мины. Корабли, одной серии обладали дальностью плавания в 8000 миль при 8-узловом надводном ходе, а другой — до 15000 миль при том же ходе. Последние могли пересекать Атлантический океан. Заградители двух последних серий вошли в строй в конце 1916 г. и в 1917 г. Всего во время войны на всех театрах военных действий приняли участие 79 германских подводных заградителей.{16} [90]

В течение 1916 г. подводными заградителями мины ставились в следующих районах: у берегов Англии у устья Темзы; севернее Темзы до Скарборо; на N от Скарборо и в западной части Англии; у южных берегов Англии; у берегов Франции и Бельгии (рис 25, 26 и 27).

Сводные данные о деятельности германских подводных заградителей в Северном море за 1916 г. приведены в таблице 16.

Таблица 16. Сведения о числе выходов германских подводных заградителей за 1916 г. в Северном море и о количестве выставленных ими мин (стр. 91)

Районы Устье Темзы Севернее Темзы до Скарборо На N от Скарборо, в западной части Англии У южных берегов Англии У берегов Франции и Бельгии Всего
Подводные заградители Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин
«UC-1» 12 138 11 119  —  — 1 12 12 142 36 411
«UC-3» 1 12 2 24  —  — 1 12 6 72 10 120
«UC-4» 2 24 8 94  —  — 2 24  —  — 12 142
«UC-5» 8 89 3 28  —  —  —  — 1 12 12 129
«UC-6» 8 96 16 192  —  — 8 96 4 48 36 432
«UC-7» 13 152 3 36  —  —  —  — 1 12 17 200
«UC-10» 13 156 11 132  —  —  —  — 1 12 25 300
«UC-11» 10 120 6 64  —  —  —  —  —  — 16 184
«UC-16»  —  — 1 18  —  — 3 54  —  — 4 72
«UC-17»  —  — 1 18  —  — 2 36  —  — 3 54
«UC-18»  —  — 1 18  —  —  —  — 2 36 3 54
«UC-19»  —  — 1 16  —  —  —  —  —  — 1 16
«UC-21»  —  —  —  —  —  — 1 18  —  — 1 18
«UC-24»  —  —  —  — 1 18  —  —  —  — 1 18
«UC-26»  —  — 1 18  —  —  —  — 6 56 7 74
«UC-29»  —  —  —  — 1 18  —  —  —  — 1 18
«UC-31»  —  —  —  — 1 18  —  —  —  — 1 18
«UC-32»  —  —  —  — 1 18  —  —  —  — 1 18
«UC-46»  —  — 1 18  —  — 1 18  —  — 2 36
«U-71»  —  —  —  — 1 34  —  —  —  — 1 34
«U-72»  —  —  —  — 1 34  —  —  —  — 1 34
«U-74»  —  —  —  — 1 34  —  —  —  — 1 34
«U-75»  —  —  —  — 1 34  —  —  —  — 1 34
«U-76»  —  —  —  — 1 34  —  —  —  — 1 34
«U-77»  —  —  —  — 1 34  —  —  —  — 1 34
«U-78»  —  —  —  — 2 68  —  —  —  — 2 68
«U-79»  —  —  —  — 2 68  —  —  — - 2 68
«U-80»  —  —  —  — 2 63  —  —  —  — 2 63
Итого 67 787 66 795 16 475 19 270 33 390 201 2717

Заграждение у устья Темзы простиралось на 25 миль от береговой черты.

Минные заграждения у берегов Англии на N от Скарборо, у Оркнейских и Шетландских островов, у берегов Ирландии, у западных берегов Англии выполнялись подводными заградителями, принадлежавшими к Флоту Открытого моря и базировавшимися на Гельголандскую бухту. Значительная часть заграждений была поставлена большими подводными заградителями, принадлежавшими к серии «U-71» — «U-80», как обладавшими большей автономностью.

Выполнение минных заграждений у южных берегов Англии в 1916 г. представляло большие трудности в связи с регулярной противолодочной обороной английского флота в Дуврском проливе.

В январе 1917 г. в отмеченных выше 5 районах германцы поставили 424 мины, для чего было произведено 28 выходов подводных кораблей.

1917 г. был годом самой интенсивной минной войны германского флота в Северном море. В течение этого года ставились преимущественно активные минные заграждения. Велась неограниченная минная война на торговых путях сообщения, причем мины ставились с подводных заградителей у берегов Англии. Активные минные постановки с надводных кораблей в этот период были чрезвычайно сложны, так как требовали большого обеспечения.

Германскими подводными заградителями против Англии и Франции было выставлено около 1000 отдельных минных заграждений. Большинство минных заграждений состояло из 12 и 6 мин. Наибольшее число мин в заграждении было 34, Наименьшее 3–4 мины.

Английский флот для безопасности плавания должен был регулярно протраливать районы вблизи поворотных мысов, маяков, входы и выходы из портов, что привело к большому напряжению в работе тралящих кораблей.

В 1918 г. германскими подводными заградителями типа «U-151» было поставлено 95 мин у берегов Америки, между Нью-Йорком и мысом Лук-аут.{17}

На этих заграждениях погибли американский броненосный крейсер «Сан-Диего» и несколько пароходов. Линейный корабль того же флота «Миннэсота» подорвался, но был доведен до гавани. Германские заграждения у американских берегов не оказали существенного влияния на ход событий, однако заставили американцев держать в своих водах значительное количество истребителей и [92] тральщиков, которые могли быть посланы в Европу. Последние, в количестве около 60, были привлечены к тралению фарватеров. Кроме того, сократилась перевозка войск в Европу.

Постановка минных заграждений германскими подводными заградителями в Средиземном море

Минно-заградительные операции германских подводных лодок начались с ноября 1915 г. В конце сентября 1915 г. из Германии по железной дороге были доставлены в Полу (австрийский военный порт в Адриатическом море) два германских подводных заградителя «UC-12» и «UC-14». В порту Пола были кораблестроительные мастерские, которые собрали эти подводные лодки. Затем базирование подводных заградителей было перенесено в Катарро, откуда они и выходили для выполнения минных постановок.

Кроме «UC-12» и «UC-14» в 1916 г. минные постановки выполнялись «UC-22» и «UC-23», и U-72 и «U-73». Эти четыре подводных заградителя собственным ходом перешли из Германии в Средиземное море через Гибралтарский пролив.

Подводные заградители постановкой мин решали следующие боевые задачи: нанесение частичных потерь флоту противника, затруднение его боевой деятельности на подходах к портам и базам (засорение фарватеров), стеснение морской торговли.

Сводные данные о деятельности германских подводных заградителей в Средиземном море в 1916–1917 гг. приведены в таблице 17.

Таблица 17. Сведения о числе выходов германских подводных заградителей и о количестве поставленных ими мин в 1915–1917 гг. в Средиземном море

Подводные заградители 1915 г. 1916 г. 1917 г. Общее число
Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин Число выходов Количество выставленных мин
«UC-12»  —  — 4 44  —  — 4 44
«UC-14» 4 48 11 128  —  — 15 176
«UC-22»  —  — 2 36 1 18 3 54
«UC-23»  —  — 1 18 9 124 10 142
«U-72»  —  — 3 56  —  — 3 56
«U-73»  —  — 4 136  —  — 4 136
Итого 4 48 25 418 10 142 39 608 [93]

Большинство заграждений состояло из 12 мин, минимально в отдельных заграждениях было по 6 мин.

За 1915, 1916 и частично 1917 г. по приблизительному подсчету было поставлено 39 отдельных заграждений с общим количеством 608 мин. Однако эти цифры далеко не полны (рис. 29).

Подводный заградитель «UC-14» за 1915 г. сделал 4 выхода и выставил 48 мин, из них 24 мины у Валоны в Албании и 24 мины у Бриндизи в Италии. За 1916 г. им сделано 11 выходов на постановку мин и выставлено 128 мин у берегов Италии, Греции и Албании.

В начале 1916 г. «UC-12» сделал 4 выхода на постановку мин. Всего им было поставлено за два похода 24 мины у Дураццо в Албании, 12 мин — у Бриндизи. В четвертый поход в Таренто (Италия) «UC-12» вышел 12 марта. В Тарентской бухте он погиб от взрыва мины и был поднят итальянцами с глубины 31 м.{18} При его подъеме итальянцы обнаружили, что 8 мин было поставлено, 2 мины остались в шахте; вблизи был вытрален еще один якорь мины.

22 сентября 1916 г. заградитель «UC-22» вышел из Гельголанда, 12 октября он благополучно пришел в Катарро. В 1916 г. им было выставлено 36 мин у острова Мальта против базы английского флота в Средиземном море. В 1917 г. он поставил 18 мин у Бриндизи.

23 сентября 1916 г. «UC-23» вышел из Гельголанда, 13 октября благополучно пришел в Катарро. 25 ноября 1916 г. он выставил 18 мин тремя банками в районе острова Крит (Греция). 6 декабря 1916 г. он прибыл в Константинополь и вошел в состав германо-турецкого флота. Из Константинополя заградитель выходил в 1917 и 1918 гг. для постановки мин в Эгейском море у греческих и английских портов и баз, где им за 9 походов было выставлено 124 мины.

«U-72» 20 августа 1916 г. вышел из Гельголанда для перехода в Средиземном море. 3 сентября 1916 г. по пути он выставил у Лиссабона 6 мин, у Орана — 12 мин, у Бизерты — две банки в 10 и 6 мин. По выполнении этих заграждений он благополучно прибыл в Катарро, откуда сделал два выхода для постановки мин у берегов Греции и Франции (Марсель).

2 апреля 1916 г. «U-73» вышел из Гельголанда, чтобы, обогнув Англию с севера, перейти в Средиземное море.

17 апреля, по пути, он выставил у Лиссабона 12 мин двумя банками, заградив южный и северный входы в порт. 27 апреля подводный заградитель выставил заграждение в 22 мины у острова Мальта. 30 апреля он пришел в Катарро. Из Катарро «U-73» сделал два выхода для постановки 68 мин у берегов Греции. За третий выход им были выставлены у Порт-Саида 22 мины и у Александрии 12 мин. У Порт-Саида были выставлены две банки, на мине одной из них 4 января 1917 г. погиб русский линейный корабль додредноутного типа «Пересвет».

Кроме перечисленных шести подводных заградителей из Гельголанда [95] перешли в Средиземное море в декабре 1916 г. и январе 1917 г, еще четыре подводных заградителя: «UC-34», «UC-35», «UC-37», «UC-38».

Минно-заградительные операции подводных лодок в Средиземном море продолжались в 1917 и 1918 гг.

За 1917 г. из печатных источников известны только заграждения, поставленные заградителем, «UC-23», выходившим в операции из Константинополя. «UC-14», закончив кампанию 1916 г. в Средиземном море, 14 ноября был отправлен в разобранном виде по железной дороге в Остенде, где в январе 1917 г. он вступил в строй в составе Фландрской флотилии.

Наиболее крупными потерями от взрыва на минах, выставленных с германских подводных заградителей в Средиземном море, были следующие: английский линейный корабль «Русеэль» у острова Мальта, русский броненосец «Пересвет» у Порт-Саида, по выходе из Суэцкого канала, итальянский линейный корабль «Королева Маргарита», итальянский миноносец «Интерпидо», итальянский вспомогательный крейсер «Уитта-ди-Палермо», французский сторожевой корабль «Жаннета», английская канонерская лодка «Наестюр».

Таблица 18. Корабли, погибшие от взрыва на минах, выставленных германскими подводными заградителями за 1915, 1916 гг. и январь 1917 г. на всех театрах

Классы кораблей Число погибших кораблей Примечание
Линейные корабли до-дредноутного типа 3 Приведенный перечень погибших кораблей не является исчерпывающим, так как в 1917 и 1918 гг. еще были потери кораблей от взрыва на минах, поставленных подводными заградителями. Так например в 1918 г. погиб от взрыва на мине американский броненосный крейсер «Сан-Диего».
Крейсеры 2
Минные заградители 1
Миноносцы 8
Тральщики и траулеры 43
Подводные лодки 1
Сторожевые корабли 1
Канонерские лодки 1
Дрифтеры 10
Вспомогательные крейсеры 3
Вспомогательные военные суда 17
Итого 90  

На минах, поставленных подводными заградителями в Северном море, наиболее крупными потерями были: гибель английского броненосного крейсера «Хэмпшайр» с лордом Китченером, гибель французского броненосного крейсера «Клебер» у Бреста, гибель английского крейсера «Аретьюз» (табл. 18).

К концу 1917 г. успешность германских минных постановок начала снижаться. Это явилось следствием, во-первых, усиленного [96] развития противолодочных средств, что мешало подводным заградителям выполнять постановки мин, во-вторых, значительного улучшения организации английской службы траления и, в-третьих, введения параванов-охранителей — средств индивидуальной защиты кораблей и транспортов от мин.

Постановка минных заграждений у Циндао в 1914 г.

Минная оборона Циндао состояла из 15 отдельных линий заграждения (рис. 30). Минный боевой запас крепости был около 300 мин. Первые минные постановки были выполнены 6 августа, т. е. за 9 дней до предъявления японского ультиматума. Операцию выполнил минный заградитель «Лаутинг». Для постановки были использованы специальные мины типа «Киао-Чао», предназначенные для районов с большими приливо-отливными течениями. Сначала были выставлены заграждения у самого входа в бухту Киао-Чао. Для прохода своих кораблей был оборудован ломаный фарватер.

Позже начались постановки мин мористее. Эти операции обеспечивали крейсер, канонерская лодка и миноносец. При последней постановке произошел взрыв мины под кормой заградителя, отчего корабль получил повреждение корпуса.

После занятия Циндао, в ноябре 1914 г., была найдена карта с нанесенными минными заграждениями, достоверность которых подтвердилась японским тралением. На основании этой карты было установлено, что в районе Циндао выставлено 297 мин.

На минах данного заграждения погибли три японских больших тральщика, один номерной миноносец и подорвались один большой тральщик и один авиатранспорт.

Заграждения имели большой успех, так как, помимо потерь в корабельном составе, о котором сказано выше, они задержали действия японских сил по взятию Циндао на двое суток и потребовали создания для противоминной борьбы большого отряда тральщиков в составе 23 единиц. [97]

В помещенных ниже таблицах 19 и 20 привадятся данные об общем количестве мин, выставленных германцами за время всей мировой империалистической войны 1914–1918 гг., по годам, районам и по классам.

Таблица 19. Сведения о количестве мин, выставленных германским флотом по районам и годам в 1914–1918 гг.

Моря и районы Количество выставленных мин по годам Всего
1914 1915 1916 1917 1918 Общее количество В %
Балтийское 1092 3250 6075 3547 1125 15089 33,6
Северное 2273 3844 3700 8429 7440 25686 57,2
Средиземное  — 48 418 1194 933 2593 5,8
Белое  — 285 72  —  — 357 0,8
Черное 60  — 177 80  — 317 0,7
У берегов США  —  —  —  — 95 95 0,2
У Циндао 297  —  —  —  — 297 0,6
Операции вспомогательного крейсера «Вольф»  —  — 500  —  — 500 1,1
Итого 3722 7427 10942 13250 9593 44934  —
В процентах 8,3 16,5 24,4 29,6 21,2  — 100

Примечания. 1. К Северному морю отнесены все минные постановки, произведенные у берегов Англии и Франции.

2. По Черному морю внесены заграждения, выставленные крейсером «Бреслау» и подводным заградителем «UC-15»; подробно эти постановки будут разобраны в главе VI.

Данные, приведенные в таблице 19, показывают, что германский флот больше всего поставил мин в Северном и Балтийском морях.

Наибольшее количество мин было выставлено в 1917 г.

Давая общую оценку использованию мин германским флотом, необходимо отметить следующие особенности:

1) Активный характер ведения минной войны (на активные заграждения было израсходовано 67% мин от общего числа выставленных).

2) Широкое использование для постановки мин подводных заградителей.

3) Германские самолеты впервые в истории морской войны выставили 70 мин в Рижском заливе Балтийского моря.

4) Германским флотом выполнен ряд отдаленных заградительных операций (минные постановки «Вольфа» до Новой Зеландии, «U-151» — у берегов США). [98]

Таблица 20. Распределение минных заграждений по классам.

Моря и районы Количество выставленных мин по годам Всего
1914 1915 1916 1917 1918 Общее количество В %
Активные заграждения
Северное 1268 2333 3700 5819 3500 16 620 37,0
Балтийское 500 2028 3575 3547  — 9650 21,4
Средиземное  — 48 418 1194 933 2593 5,8
Черное 60  — 177 80  — 317 0,7
Белое  — 285 72  —  — 357 0,8
У берегов США  —  —  —  — 95 95 0,2
Операции вспомогательного крейсера «Вольф»  —  — 500  —  — 500 1,1
Итого 1828 4694 8442 10640 4528 30 132 67,0
Оборонительные заграждения
Северное 1005 1511  — 2610 3940 9066 20,2
Балтийское 592 1222 2500  — 1125 5439 12,1
Киао-Чао 297  —  —  —  — 297 0,7
Итого 1894 2733 2500 2610 5065 14802 33,0

5) Германский флот ставил минные заграждения следующих видов:

а) одиночные мины; этот способ применялся подводными лодками, мины ставились на фарватерах, в узкостях у берегов противника;

б) минные банки с числом мин от 2 до 12 мин; их ставили преимущественно подводные заградители;

в) минные линии, короткие — протяженностью до 2 миль, и длинные — свыше 2 миль;

г) линии зигзагом, для затруднения борьбы с поставленными минами (траление).

6) Минная война велась главным образом в Северном море и была направлена против английского флота, где было выставлено 57,2 % мин, и в Балтийском море — против русского флота (было выставлено 33,6%). На этих двух морях было выставлено до 90,7 % от общего числа выставленных мин.

7) Якорные мины поддавались тралению, а потому требовались [99] новые мероприятия, затрудняющие их вытраливание. Уже в 1917 г. германцы осложнили траление постановкой мин с механизмами замедленного действия. По наблюдению англичан, эти мины, пробыв на дне до 4 суток, всплывали и затем посредством гидростатического прибора устанавливались на заданное углубление.

Дальше